Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Заслуживают внимания и те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания; самостоятельно их приобретать; использовать на пpaктике. Причиной низкого качества знаний, уже доказано, является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остается времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов. Существует простая, но очень важная истина: все этапы усвоения знаний, умений (восприятие, осмысление, запоминание, применение, проверка результатов) должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя. Активность- это психическое качество, черта хаpaктера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. Речь идет не столько о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги), а о внутренней, мыслительной активности, о творческом мышлении. Психологи утверждают, что познавательная активность школьника- качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под внешним воздействием. Для организации самостоятельной работы на уроке возможно применение только активных методов обучения, т.к. без повышения познавательной активности не получится и самостоятельная работа. Не надо сводить самостоятельную работу к самостоятельному изучению материала (даже по каким-то вопросам), а затем тестирование по этому материалу с целью оценки усвоения. В условиях среднего всеобуча активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых (такие имеются в каждом классе). В связи с темой самообразования, мне пришлось полностью отказаться от комбинированных уроков в виду их неэффективности. Каждый урок по типу - изучение нового материала, обобщение, урок - коррекции знаний, на которых дети изучая новый материал сразу же отвечают, получают оценки. А контроль знаний происходит на обобщающих уроках, уроках коррекции, контроля знаний. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказа от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности на каждом уроке и каждого ученика. Например, обычно при изучении нового материала вместе формируется тема урока (разрешается обратиться к учебнику), формируются цели урока. Затем дается возможность быстро просмотреть иллюстрации параграфа, обговорить их в паре (как сидят за партой) и сделать выводы по уроку, т.е. выводы делаются уже в начале урока. Затем ищем и записываем новые термины на доске и в словаре тетради. Ищем объяснение этих терминов в учебнике и записываем в тетрадь. В принципе в первую 20-ти минутку сформировывается понятие о теме, целях, выводах, терминах.
Вторая часть такого урока посвящается отработке глубоких знаний по новой теме по отдельным вопросам. Дети работают с книгой, тетрадью, заполняют различные опросники, обговаривают в парах и в группах. Все вопросы озвучиваются, задаются детьми. Работа по УМК Пономаревой позволяет легко строить такую работу, потому что после каждого параграфа имеется перечень вопросов разного уровня сложности, что позволяет дифференцировать работу, имеются творческие задания, задания на развитие логического мышления, задания требующие сравнить, проанализировать и сделать выводы, написать сочинения о своей точке зрения по изучаемому вопросу. Например: какая теория о происхождении жизни на земле вас больше убеждает. Поэтому из традиционных методов (словесных, наглядных, пpaктических) выбираю те, которые обладают активизирующим потенциалом. Например, в словесных методах, это не просто рассказ, а анализ, диспут, вопрос. В наглядных методах (демонстрация опыта с формированием целей, задач, выводов), в методах пpaктических (лабораторные работы). Данные перечисленные методы являются активными, т.к. повышают познавательный интерес через самостоятельную работу. Почти не использую пассивные методы самостоятельной работы: самостоятельная работа с учебником без преобразования текста; самостоятельная работа с дидактическими материалами только по образцу (путем простого копирования готовых ответов) ; репродуктивная беседа, объяснительно-иллюстративный рассказ (без создания проблемной ситуации) и все виды репродуктивной деятельности. Конечно. иногда приходиться сочетать активные с пассивными методами, продуктивные с репродуктивными, учитывая при выборе их содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. Не на всех уроках возможно создавать проблемные ситуации и применять проблемно-поисковые методы- этого не позволяет содержание учебного материала и дефицит времени. Например, лабораторные работы с микроскопом и по оказанию первой помощи, демонстрация скелета, приемов искусственного дыхания необходимо проводить репродуктивно после обстоятельного объяснения. Чередую и больше применяю метод самостоятельной работы с дидактическими материалами (выполнение письменно-графической работы творческого хаpaктера, с использованием текстов в нескольких вариантах), метод сократической беседы - поисковый (решение проблемных вопросов и добывание части новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений), метод самостоятельного решения расчетных и логических задач по генетике, экологии, требующих вычислений, размышлений и умозаключений по аналогии, но чаще творческого хаpaктера. Из наглядных методов использую самостоятельное перенесение рисунка в тетрадь после увиденного в микроскоп объекта затем обсуждения, выяснения органелл и подписывание рисунка, самостоятельное выполнение опытов, наблюдений, оформление результатов опыта и подведение итогов и выводов.
Данная система самостоятельной работы на уроке показала, что наибольшая активность достигается при индивидуальной и групповой формах дифференциации учебной работы.
Особое место в работе занимают уроки контроля, уроки - проверь себя по УМК Пономаревой, на которых внедряется система само- и взаимоконтроля. На данных уроках у детей есть возможность получить до 5-6 оценок за каждый этап контроля, в зависимости от количества заданий. Такой урок обычно проводится в конце темы, он является зачетным. Обязательным этапом на каждом контрольном уроке является словарный диктант терминов. Запись терминов по теме по вариантам. Проверка иногда проходит как, самопроверка (с использованием словаря или учебника) или обмен тетрадями или взаимопроверка. Оценивание после исправления ошибок и подпись проверявшего ученика или своя роспись. Вторым этапом являются основные задания по теме пройденной, где надо сравнить и заполнить таблицу, выполнить тест, выбрать и зашифровать наиболее полные и правильные ответы на вопросы, т.е. запись только цифр. Проверка здесь только осуществляется самим учеником по представленным ответам. Например, А - 1, 3, 7; В - 4, 5. Третьим этапом контрольной работы является, например, заполнение таблицы, раскрывающей строение и функцию изучаемого объекта, зарисовка рисунка- схемы с подписями. Проверяется взаимопроверкой. Следующим этапом является задание дополнить фразу, выписывание правильных утверждений, установление взаимосвязей, что тоже легко проверяется само- и взаимопроверкой. Обязательным этапом в контрольной работе является знание основных биологических определений, которые требуется знать наизусть. Например, симбиоз, гетеротрофы, автотрофы, консументы, продуценты и т.д. Формулировку определений проверяю сама.. Итак, в течение урока-контроля дети получают по несколько оценок. В журнал выставляется по-разному. В 5-6 классах иногда выставляю все оценки, в старших среднюю арифметическую. Двоек почти не бывает, а если бывают, даю возможность ее откорректировать. Нормы оценок всегда на доске за каждое задание. Уроки коррекции проводятся после контрольных уроков, или уроки работы над ошибками, которые очень важны. Каждое задание выполняется заново в тетрадях, но уже не одного варианта, который ребенок выполнял на контрольной работе, но и второго варианта. Начинается с работы над ошибками словарных слов. Выполняется самостоятельно с использованием словаря. Каждый этап контрольной работы выполняется в двух вариантах после обсуждения в коллективе или в парах.
Убеждена, что без письменных работ, выполняемых самостоятельно, без оформления результатов выполнения каждым учеником невозможна действенная и объективная обратная связь, которая нужна для преодоления формализма, для повышения качества знаний и умений для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии.
Комментарии:
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
24 08 2025 1:11:32
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
23 08 2025 12:58:58
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
22 08 2025 15:55:51
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
21 08 2025 16:52:19

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
20 08 2025 1:28:40
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
19 08 2025 13:21:15
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
18 08 2025 16:41:32
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
17 08 2025 10:10:19
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
16 08 2025 22:42:48
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
15 08 2025 20:46:58
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
14 08 2025 2:36:24

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
13 08 2025 21:26:47
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
12 08 2025 4:16:36
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
11 08 2025 1:35:57
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
10 08 2025 5:52:21
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
09 08 2025 7:28:44
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
08 08 2025 16:25:32
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
07 08 2025 7:27:47
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
06 08 2025 20:19:51
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
05 08 2025 7:43:10
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
04 08 2025 19:20:47
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике.
...
03 08 2025 17:28:34
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
02 08 2025 11:38:30
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
01 08 2025 17:24:42
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
...
31 07 2025 19:33:40
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
30 07 2025 21:29:52
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
29 07 2025 12:44:11
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
28 07 2025 1:42:38
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
27 07 2025 1:41:11
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
26 07 2025 5:45:49
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
25 07 2025 22:30:33
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
24 07 2025 13:32:26
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
23 07 2025 7:22:18
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
22 07 2025 19:27:29
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
21 07 2025 17:47:59
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
20 07 2025 14:18:14
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
19 07 2025 12:48:34
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
18 07 2025 12:44:14
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
17 07 2025 10:20:42
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
16 07 2025 2:26:11
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
15 07 2025 7:31:18
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
14 07 2025 1:10:31
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
13 07 2025 17:33:27
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
12 07 2025 10:29:53
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
11 07 2025 12:59:12
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
10 07 2025 15:58:45
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
09 07 2025 0:50:56
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
08 07 2025 22:32:44
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
07 07 2025 13:38:20
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
06 07 2025 21:47:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::