Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

ТЕМА УРОКА:

“Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике”

ТИП УРОКА: проект

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание условий для осмысления ранее полученной информации, применение ее в новой учебной ситуации, анализ вновь полученных результатов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с результатами предпроектных работ, обобщить и систематизировать знания учащихся о растениях, применяемых в народных рецептах и в современной косметологии.

РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, развивать любознательность.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать навыки работы в группе, прививать навыки коммуникативного мышления,  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью, создавать ситуацию успеха.

ПОБУЖДАЮЩАЯ: стимулировать у всех учащихся устойчивую познавательную потребность, интерес к знаниям и к активной познавательной деятельности.

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: учиться использовать свой личный опыт и знания учащихся группы для личной познавательной деятельности.

МЕТОДЫ – частично-поисковый, исследовательский.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: литература, предпроектные работы учащихся, приложения к работам.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (запуск проекта) Определяет готовность к работе. Называет тему “Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике”. Предлагает объединиться в три группы по сходности тем проектов. Готовят предпроектные работы, наглядность.

Формируют рабочие группы.

Целеполагание и мотивация. Дает справку, предлагает учащимся сформировать цель, поставить общие задачи, выделить актуальность, значимость, предмет и объект исследования.

Определяет общую проблему. Исследовав результаты всех предпроектных работ, составить список растений, которые используются как в народных рецептах, так и в современной косметике.

Подпроблемы:

I. Выяснение количества собранных народных рецептов и списка растений, в них используемых.

II. Анализ косметических средств в магазинах нашего города.

III. Использование культурных растений в косметологии.

Формируют цель (совместно), пытаются сформировать актуальность и значимость данного проекта. Выделяют предмет и объект исследования (повторяют структуру проекта).

Группа №1

Выполняет часть проекта, которая касается народных рецептов косметики.

Группа №2

Составляет общий анализ исследования косметики в трех магазинах.

Группа №3

Изучает списки всех встреченных растений, выделяет культурные.

Сравнивает списки растений, применяемых в народной и современной косметике.

Актуализация знаний (определение уровня готовности к поисковой работе), сбор информации. Ведет речь о том, что в сегодняшнем проекте будут использованы результаты предпроектных работ. Слушают выводы проектов, фиксируют нужную информацию для выполнения своего проектного задания.
Осмысление материала (структурирование информации) Рекомендует структурировать информацию согласно заданию проекта (Приложение 1). Выполняют исследование, структурируют содержание.
Закрепление материала (обмен информации). Организует работу между членами одной группы. Составляют коллективное выступление и выводы по своей части проекта.
Применение знаний в новой ситуации (оформление результатов). Оказывает педагогическую поддержку, корректирует выступления.

Помогает сделать общий вывод по проекту.

Каждая группа оформляет свою часть проекта, выступает с ней.

Принимает участие в формировании общего вывода.

Оценивание результатов проекта (экспертиза). Организует защиту проекта. Оценивают работу своих товарищей.

Защищают свои проекты.

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия). Предлагает назвать имена учащихся в номинациях: “Лучшее выступление”, “Лучшая иллюстрация проекта”, “Самый информативный проект”. Распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству, содержанию и оформлению.
Домашнее задание. Предлагает письменно провести рефлексию по алгоритму “Я”, “МЫ”, “ДЕЛО” (Приложение 2).  

Краткий конспект урока.

Слово учителя.

На протяжении всей истории человечества люди жили в тесном контакте с природой, она и сейчас продолжает оставаться не только кормилицей, но и источником вдохновения, здоровья и красоты.

Человек с давних времен использовал растения в косметологии (одним из первых была белладонна). Народные знания о природе приобретались путем проб и ошибок, нелегким трудом 10 поколений. Они не утратили своего значения и в настоящее время. Все чаще на прилавках магазинов стали появляться линии косметики, использующие натуральные растительные продукты.

Создание такой косметики требует глубоких научных знаний.

Ученые и эксперты лабораторий продолжают открывать и изучать все новые виды и полезные свойства растений.

Я думаю, что если мы зададимся такой целью, то тоже сможем сделать свои маленькие открытия.

И если вам интересно узнать, какие растения используют наши производители косметики, а какие использовались нашими бабушками, то давайте сегодня поработаем над коллективным проектом.

Тема нашей проектной работы “Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике”.

Давайте попробуем сформулировать цель.

(Изучить видовой состав растений, используемых в народной и современной косметике).

Задачи:

  • подсчитать количество народных рецептов с использованием растений для ухода за различными частями тела;
  • выяснить, какие растения произрастают в нашей местности (обобщить);
  • исследовать современные косметические средства с целью выявления растительных компонентов;
  • подвести итог анкетирования, выявить наиболее популярные линии косметики.

– Как вы думаете, актуальна ли выбранная нами тема?

– Тема актуальна, так как полученные знания приблизят человека к природе, пополнят его знания о видовом составе растений, об их полезных качествах, с их помощью помогут сохранить красоту и здоровье.

– Личностная значимость?

– Накопленные народные традиции не утратили значение в настоящее время. Многие исследователи вновь и вновь обращаются к растительному миру.

Объект исследования – растения, используемые в косметике.

Предмет исследования – народные рецепты и современные косметические средства.

 Посмотрите еще раз на название, что же мы с вами повторили (структура проекта).

Какая часть структуры отсутствует? (Гипотеза.)

Что такое гипотеза?

Давайте попробуем выдвинуть гипотезу, а затем подтвердим ее или опровергнем.

Гипотеза – предполагаем, что встретим в рецептах 50 растений и в современных косметических средствах тоже 50 растений.

Нашему проекту, который мы выполним сегодня, предшествовали 8 индивидуальных и групповых предпроектных работ. Их результатами мы и воспользуемся для своей дальнейшей работы над новым коллективным проектом.

Учащиеся формируются в группы по сходству тем предпроектных работ.

I группа

  1. Волкова Ирина.
  2. Красникова Яна.
  3. Минаева Татьяна.
  4. Пьянникова Олеся.

II группа

  1. Храмова Наталья.
  2. Куликова Ксения.
  3. Валкирнова Екатерина.
  4. Устян Яна.

III группа

  1. Антонова Ольга.
  2. Егорова Татьяна.
  3. Чурилова Наталья.
  4. Черная Любовь.

Перед нами макет человека, на котором постараемся указать, что мы сумели выяснить в ходе индивидуальных проектов.

Отчеты (выводы) предпроектных работ.

Пояснения.

Дается тема, цель и краткие выводы (используется мультимедийный проектор). Во время отчета вывешиваются на доску макеты, лучшие народные рецепты с использованием растений и список всех видов растений, выявленных в ходе исследований (Приложение №1)

Темы предпроектных работ:

  1. Народные рецепты с использованием растений, применяемые для ухода за волосами.
  2. Маски и лосьоны по уходу за лицом.
  3. Живительная сила воды и трав.
  4. В человеке должно быть все прекрасно.
  5. Растения сада и огорода, их использование в косметике.
  6. Линии косметики в магазинах нашего огорода:
    • “Новая радуга”.
    • “Магия”.
    • “Оптовая база”.

Используя полученные выводы, информацию своих проектов, приступайте к выполнению коллективного проекта.

Задания по проекту находится на ваших столах, тема, цель и задачи на экране.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Группа №1

  1. Обобщите, сколько всего видов растений (по всем проектам) используется в народной косметике, сколько собрано рецептов.
  2. Какие из растений произрастают в нашей местности.
  3. Назвать пять растений, большее число раз встречающихся в рецептах.
  4. Приготовить несколько несложных рецептов весенней косметики.

Материалы: предпроектные работы, списки растений на доске, растения для приготовления косметического средства (Приложение №2).

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Группа №2

  1. Обобщить материалы по всем трем магазинам, указав, сколько всего линий было выявлено.
  2. Для каких частей тела использовались косметические средства.
  3. Какие растения используются в современной косметике (какие из них растут в нашей местности).
  4. Какие растения используются наиболее часто.
  5. Используя результаты анкетирования, назвать наиболее применяемые косметические линии в различных возрастных группах.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Группа 3

Пользуясь материалами работ ваших товарищей (группа 1 и 2), выясните:

  1. Как часто используются культурные растения (возьмите овощи и фрукты):
  2. а) в народной косметике;
    б) в современной косметике.

  3. Приготовьте несколько косметических средств для ухода за любой частью тела человека.

Материалы: предпроектные работы, ранее перечисленные в 1 и 2 группах.

Списки растений, используемых в народной косметике, списки растений, используемых в современной косметике.

(Информация на доске).

Пока выполняется проектная работа, идет презентация проекта “История применения и производства косметических средств” (с использованием мультимедийного проектора).

Все ли группы закончили работу над проектным заданием? Тогда приступаем к презентации по трем проектным заданиям (все остальные фиксируют полученные результаты в тетрадь).

А теперь давайте обсудим, что же у нас получилось, и сформулируем общий вывод.

Сделав общий вывод по нашему проекту, вернемся к началу работы. Мы выдвигали рабочие гипотезы. Что же можем сказать о них теперь? (Выступают учащиеся, чьи гипотезы были выслушаны в начале проекта).

Теперь дадим слово экспертной комиссии (учитель биологии школы №6 Морунова Л.В., учащиеся Свиридова Мария и Суслова Яна – участники конференции “Старт в науку”). Они дают общую оценку проекта. Определяют победителей в трех номинациях:

  1. “Лучшее выступление”.
  2. “Лучшая иллюстрация проекта”.
  3. “Самый информативный проект”.

Нам нужно провести рефлексию. Что это такое? (Ответ учащихся.)

Мы проводим рефлексию по известной вам схеме (лежит на рабочих столах), только внесем некоторые уточнения: первые два пункта “Я” и “МЫ” – вы мне письменно подготовите дома, это и будет вашим домашним заданием.

А сейчас поговорим с вами о последнем пункте – “Дело”.

Получилось ли у нас то дело, которое мы планировали с самого начала и пытались реализовать? (заслушиваются несколько ответов).

Ну что ж, ребята, итоги нашего проекта подведены. Мне хочется в заключение сказать несколько слов:

– Природа щедра к человеку, она отдает все и ничего не требует взамен. Но нам с вами, используя ее блага, следует задуматься о путях сохранения гармонии в отношении “природа – человек”.

Какую бы профессию вы не выбрали, мне хочется, чтобы вы были, прежде всего, экологически грамотными людьми, любящими свой край, стремящимися сохранить его биоразнообразие.

Список используемой литературы:

  1. А.И. Аринштейн, 1993, Мир душистых растений, М. “Космос”, 1983.
  2. Н.Н. Сафонов, Лекарственные растения луга, М. “Изобразительное искусство”, 1983.
  3. В.Ф. Сотник, Кладовая природы, М. “Лесная промышленность”, 1985.
  4. А.П. Чипига, Т.В. Чипига, Профессии в эфирно-масляной промышленности, М. “Легкая промышленность”, 1982.
  5. С.П. Чупин Секрет женской привлекательности”, Рига, 1992.

Приложения



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

05 08 2021 6:18:27

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

05 08 2021 15:50:57

Тьюторский проект

Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

05 08 2021 15:57:29

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

05 08 2021 20:26:14

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

05 08 2021 2:45:16

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

Задания для самостоятельной работы учащихся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме « Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

05 08 2021 6:11:14

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

05 08 2021 11:41:51

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

05 08 2021 8:32:21

Насекомые с полным и неполным превращением

К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

05 08 2021 11:20:20

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В. И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

05 08 2021 18:20:13

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

05 08 2021 21:25:21

Расселение и распространение живых организмов Биология

Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

05 08 2021 23:30:12

Работа сердца

Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

05 08 2021 2:23:33

Урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....

05 08 2021 14:23:52

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится практическая работа " Оценка микроклимата классной комнаты". ...

05 08 2021 4:49:34

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

05 08 2021 11:16:55

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

05 08 2021 18:34:24

Внутренняя среда организма

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

05 08 2021 4:50:44

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

05 08 2021 7:26:58

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

05 08 2021 4:27:23

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

05 08 2021 19:45:29

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: " Опорно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

05 08 2021 8:11:11

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи Е Г Э по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стебля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий....

05 08 2021 5:58:22

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Данная разработка представляет собой урок-практикум по биологии для учащихся 10-х классов ( У М К И. Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых практик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

05 08 2021 3:26:24

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы " Пищеварительная система человека"....

05 08 2021 2:26:11

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления " Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

05 08 2021 9:42:31

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

05 08 2021 8:55:18

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

05 08 2021 15:46:57

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

05 08 2021 12:18:50

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела « Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В. В. Пасечника в 9-м классе по курсу « Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

05 08 2021 16:22:43

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

05 08 2021 0:16:23

Урок "Газообмен в легких и тканях"

Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

05 08 2021 20:40:18

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

05 08 2021 13:47:45

Классный час "За и против легализации наркотиков"

Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....

05 08 2021 11:52:37

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

05 08 2021 8:51:19

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

05 08 2021 13:16:58

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

Разработка урока к учебнику И. Н. Пономаревой « Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

05 08 2021 17:24:22

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

Обобщающий урок в 9-м классе по теме « Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

05 08 2021 5:17:31

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

05 08 2021 0:59:45

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

05 08 2021 4:51:36

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом " Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интерактивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

05 08 2021 2:33:14

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

Данная разработка ориентирована на учебник Т. С. Суховой, В. И. Строганова « Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

05 08 2021 13:16:42

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

05 08 2021 9:13:20

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

05 08 2021 7:38:15

Урок-игра "Классы рыб"

Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

05 08 2021 17:13:28

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

05 08 2021 13:30:25

Внеклассное мероприятие по биологии «Перелеты птиц». 5–8-й класс

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....

05 08 2021 13:57:34

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

05 08 2021 9:52:57

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

Урок биологии по У М К Введенского Э. Л., Плешакова А. А. « Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

05 08 2021 14:26:42

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы « Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

05 08 2021 11:29:55

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)