Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

“Если будешь ты курить,
Станешь хилым, вялым.
Будешь чаще ты болеть
И учиться плохо”.

1. Пристрастие к курению. Трудно даже приблизительно представить сколько людей страдают пристрастием к никотину. По статистике 40% населения земного шара являются систематическими курильщиками.

2. Причины курения. Как правило, причиной становится любопытство, особенно у детей и подростков, желание подражать взрослым, детское стремление к приключениям. Часто детей принуждают к курению их курящие товарищи. Многие подростки выкуривают первую сигарету из желания повысить свой авторитет среди окружающих.

3. Механизм привыкания к никотину. Выделяясь табачным дымом, никотин поступает в кровь и разносится по всему организму. Через 2 – 3 минуты после того, как курящий вдохнул дым, никотин достигает клеток головного мозга и кратковременно повышает активность. При этом происходят специфические реакции и чувствуется прилив сил. Однако далее следует обратный процесс: активность мозга снижается и курильщик начинает чувствовать себя подавленно. Желая снова испытать приятное чувство, он достает очередную сигарету.

Периодическая потребность в дополнительных дозах никотина и является основой постоянного курения, которое постепенно становится привычным элементом поведения, так называемой психологической компонентой курения.

4. Благодаря курению мое самочувствие улучшается. Нет, это не так. Первопричиной его плохого самочувствия зачастую является нехватка никотина. Химико-физический механизм курения состоит в том, что курильщик втягивает воздух через медленно тлеющий табак, и выделяющиеся в процессе горения вещества поступают в легкие. Там часть продуктов горения всачивается в кровь, а часть оседает в легких. Частицы дыма являются лишь одним из составных частей табака, т.к. при горении табака выделяются вещества, такие как оксид углерода, аммиак и канцерогенные углеводороды. Кроме того, табачный дым содержит полоний, являющийся радиоактивным элементом. Ошибочно считают те курильщики, которые полагают что, куря сигареты с фильтром, они освобождают дым от вредных веществ. Это не так. 80 % этих веществ все равно попадают в легкие.

5. Что ожидает курильщиков:

а) Смола, копоть частиц сажи засоряют поры, пропитывают кожу, из-за чего она приобретает сероватый оттенок.
б) Табачный дым раздражает слизистую оболочку глаз, из-за чего они слезятся и краснеют.
в) Оседающие на зубах сажа и табачный деготь, вызывают их потемнение и пожелтение, эмаль покрывается микротрещинами, что способствует развитию кариеса.
г) Аммиак образует во рту раствор щелочи, который вызывает усиленное слюновыделение, поэтому курильщики часто сплевывают, что их не красит.
д) Табачный дым воздействует на голосовые связки: голос становится хриплым, грубым, часто возникает приступообразный кашель, так называемый “кашель курильщика”.
е) В деятельности сердечно-сосудистой системы курение вызывает перепады давления, сужения сосудов.
ж) Так же часты после длительного курения oнкoлoгические заболевания легких и органов пищеварения.

Сердце, легкие больны:
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое курение.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом.
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщиков всегда
Гипоксия мучит.
Я хочу, чтоб ты
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.

Цели урока: на конкретных примерах исследований здравоохранения показать отрицательное воздействие сигареты на все органы человека; воспитать у детей здоровый образ жизни, помнить высказывание “Курящим – не курить, не курящим не начинать”.

Что должны знать: 1) влияние никотина на организм человека; 2) заболевания, развитию которых способствует сигарета.

Что должны уметь: объяснять те изменения в организме человека, которым способствует курение.

Девиз урока: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, опустошает целые нации”

(О. де Бальзак)

Вид учебного занятия: “урок – суд”

Ход урока

1. Выступление учителя о задачах урока, его целях и форме его проведения.

Секретарь суда: Встать! Суд идет! Прошу садиться!

Судья. Сегодня мы проводим судебное разбирательство “Суд над сигаретой”. Дело сигареты состоит из 2-х частей: в первой части – хаpaктеристика сигареты, во второй – последствия выкуренной сигареты. Сигарета обвиняется по нескольким статьям: ст. 7 УК в образовании никотинового синдрома у маленьких детей, ст. 7а УК в замедленном умственном и физическом развитии детей и подростков, ст. 7б УК причиной многих болезней человека.

Суд объективно разберется, выслушает всех свидетелей и вынесет справедливый приговор.

Представление участников суда:

  1. Государственный обвинитель (прокурор)………. ,
  2. Председатель суда………… ,
  3. Присяжные суда …………...

Судья. (Обращается к сигарете) Сигарета. Доверяете ли вы составу суда?

Сигарета. Да.

Судья. Прошу секретаря суда зачитать хаpaктеристику сигареты.

Секретарь суда. Табак – однолетнее растение из семейства пасленовых, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. В состав листьев табака входит никотин, белки, углеводы, органические кислоты, смолы, эфирные масла: последние придают табаку хаpaктерный запах. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства пасленовых – содержание никотина.

Никотин – один из сильнейших ядов и основная часть табачного дыма. В чистом виде это бесцветная маслянистая жидкость с хаpaктерным запахом, горькая на вкус, легко растворимая в воде, спирте, эфире и легко проникающая через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка.

Судья. Вызывается свидетель – психолог.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Психолог. Сигарета обвиняется в том, что она действует на растущий молодой организм. После выкуривания сигареты дети становятся необычайно активными, делают много ошибок в арифметических действиях, допускают грубые ошибки. Задания наизусть давались им труднее. 13 – 15-летние мальчики не могли передать своими словами содержание прочитанного. У всех детей изменялся хаpaктер: они становились непослушными, дерзкими, с повышенным самомнением.

Судья. Вызывается свидетель – терапевт.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Терапевт. Внутренние органы детей находятся в состоянии интенсивного роста. Желудок, пищевод в подростковом возрасте выстилается эпителием. Дети часто курят натощак. Никотин, попадая в пищевод, желудок обжигает эпителий, происходит слущивание клеток и постепенно будут образовываться маленькие язвочки. Секреция желудочного сока нарушается, приводит к плохой усвояемости пищи, а это сказывается на росте, развитии детей. Очень сильное токсическое действие никотин оказывает на печень: никотин проникает в клетки печени, способствует накоплению жира в них.

Судья. Вызывается свидетель – невропатолог.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Невропатолог. Никотин задерживает в мозгу рост и развитие нервных клеток, нарушает их функционирование, нарушается развитие способностей: ребенок или подросток начинает плохо соображать, тупеет, что непременно сказывается на результат успеваемости.

Судья. Вызывается свидетель – фтизиатр.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Фтизиатр. Первый удар принимает на себя дыхательная система – трахея, бронхи, легкие. Слизистая оболочка трахей и бронхов покрыта клеточками, которые имеют реснички. В результате колебательных движений ресничек трахей и бронхи освобождаются от мельчайших инородных частиц, которые попадают туда при дыхании.

Под действием табачного дыма реснички теряют способность к колебательным движениям, очищение трахей и бронхов становится возможным только при кашле, развиваются хронические воспаления – бронхит, трахеит. Легочная ткань некурящего человека – розового цвета, эластична. У курильщика легкие почти черные от отложения никотина. Входящие в состав табачного дыма канцерогенные вещества способствуют развитию paка легкого. Курящие люди заболевают paком легких в 30 раз чаще, чем некурящие.

Судья. Вызывается свидетель – эндокринолог.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Эндокринолог. Никотин стимулирует выделение гормонов, которые и без того при стрессовых ситуациях выбрасываются надпочечниками в кровь в избыточном количестве. Гормоны вызывают сужение сосудов, тем самым поднимают артериальное давление.

Со временем у курильщиков возникает гипертоническая болезнь. Никотин и гормоны вызывают спазмы, т.е. сокращение сосудов, снабжающих кровью мышцы сердца.

Судья. Вызывается свидетель – подростковый врач.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Подростковый врач. Если кто-то думает, что жизнь ребенка начинается с рождения, тот глубоко ошибается. Его жизнь начинается с момента зачатия, …. мужская и женская клетка были полноценными и здоровыми. И если на них подействовал никотин, то это обязательно отразится на здоровье будущего ребенка. За 5 лет мы обследовали 20 подростков нeнopмaльно рожденных. Родители этих детей курили. У 4-х детей была волчья пасть (расчлeнение нёба), 11 мальчиков весили меньше 2,5 кг, 10 мальчиков – с пороком сердца. Почти все отставали в умственном развитии.

И мы сделали вывод: курение матери сильно влияет на потомство.

Судья. Вызывается свидетель – oнкoлoг.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Oнкoлoг. Табачный дым богат канцерогенами, т.е. веществами, которые могут вызвать paковые перерождения тканей различных органов и систем организма. Самая горькая расплата за курение – развитие paка лёгких. Лица, выкуривающие более 20 сигарет в день, заболевают paком легких в 20 раз чаще, чем некурящие. Женщины, заболевшие paком легких, при вскрытии оказываются почти все курящие. Курящие подростки чаще заболевают paком желудка, гортани, ротовой полости, мочевого пузыря.

Судья. Вызывается свидетель – кардиолог.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Кардиолог. Сердце ребенка помимо постоянной работы должно ещё расти, а значит, получать питательные вещества. При наличии никотина не может нормально формироваться мышца и нервный аппарат сердца. Токсические воздействия никотина сказываются и на самой крови: замедляется движение красных кровяных клеток, несущих кислород к тканям, патологически изменяется защитная функция белых кровяных клеток, борющихся с микробами и вирусами, снижается способность красных кровяных пластинок склеиваться друг с другом, что имеет большое значение для свертывания крови, для остановки кровотечения.

Судья. Вызывается свидетель – отоларинголог.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Отоларинголог. Мы доказали, что никотин действует на органы слуха. Приток крови к внутреннему уху уменьшается под действием никотина и образуется воспаление внутреннего уха. Человек глохнет.

Судья. Вызывается свидетель – хоккеист Павел Буре.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Хоккеист Павел Буре. Чтобы добиться высоких результатов в спорте, надо сдерживать себя от многих coблaзнов: в первую очередь от курения. Эти мысли у меня родились после трагических судеб моих товарищей, сгоревших в табачном дыму совсем ещё молодыми, хотя все они были наделены железным здоровьем.

Судья. Вызывается свидетель – работник военкомата.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Работник военкомата. Юноши – будущие солдаты. Курящие солдаты чаще нарушают правила управления автомашинами, курящие воины плохо овладевают техникой, они физически менее выносливы, не устойчивы к психическим нагрузкам, стрессовым ситуациям. После двух выкуренных сигарет снижается точность движений, уменьшается острота зрения и цветоощущений. Курящие солдаты раздражительны, неуравновешенны, у них беспокойный ночной сон.

Судья. Слово адвокату сигареты.

Секретарь суда. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Распишитесь.

Адвокат. Я внимательно выслушал всех свидетелей. Давайте посмотрим: миллионный доход государству дает продажа табачных изделий. Кроме дохода, сигарета оказывает успокаивающее действие на организм. Аромат табачных листьев облегчает головную боль.

Судья. Слово общественному обвинителю – прокурору.

Прокурор.

  1. Говорить о государственных доходах – нелепо. Вот семейный бюджет страдает очень сильно, если одна пачка сигарет стоит 10 рублей, и если пачка расходуется за 2 дня. В месяц сумма 150 рублей, за год – это 5-дневная поездка в Санкт-Петербург, за 3 года – видеокамера, за 5 лет – автомобиль. А в целом по России сумма превышает миллионные доходы государства.
  2. Курение в настоящее время остается столь же важной причиной cмepтей, как эпидемии в прошлом.
  3. Человек, выкуривающий за день 20 сигарет, получает ту же радиацию, как если бы ему сделали 200 рентгеновских снимков.
  4. Когда будущая мать выкуривает даже одну сигарету, ее плод корчится в судорогах.
  5. Степень кислородной недостаточности после выкуривания 1 сигареты оказывается такой же, как при подъеме нетренированного человека на высоту 3000 м. над уровнем моря.
  6. Опустошительные пожары, гибель людей по вине курильщиков.
  7. Страшней всего пассивное курение, чем активное: когда с курящим находятся некурящие.
  8. В прошлом году 18 тысяч россиян перестали курить. Они умерли от paка легких.

Судья. Слово адвокату сигареты.

Адвокат. Выслушав все обвинения и заслушав прокурора, я снимая свои оправдания в пользу сигареты и прихожу к выводу, что действительно курение приносит огромный вред нашему обществу.

Последнее слово сигареты. Мне сказать в свое оправдание нечего.

Секретарь суда. Суд удаляется на совещание.

Секретарь суда: Встать! Суд идет! Прошу садиться!

Судья. Именем закона Российской Федерации, рассмотрев все обстоятельства дела суд вынес приговор:

  1. Курение способствует развитию легочных болезней;
  2. Курение и учеба, курение и творчество, курение и спорт – несовместимы.

Приговариваем сигарету к пожизненному заключению в одиночной камере.

(Уводят сигарету).



Комментарии:

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

09 10 2025 22:34:23

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

08 10 2025 11:13:38

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

07 10 2025 18:34:29

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

06 10 2025 16:50:45

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

05 10 2025 17:44:58

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

04 10 2025 11:32:51

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

03 10 2025 18:34:32

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

02 10 2025 12:31:22

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

01 10 2025 3:43:58

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

30 09 2025 10:24:36

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

29 09 2025 11:52:40

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

28 09 2025 6:27:48

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"


    Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

      Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

27 09 2025 11:37:39

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

26 09 2025 18:39:23

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

25 09 2025 14:38:14

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"


    Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

      Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

24 09 2025 11:17:21

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

23 09 2025 21:58:53

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

22 09 2025 11:35:12

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

21 09 2025 6:19:45

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

20 09 2025 7:29:14

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

19 09 2025 1:41:19

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

18 09 2025 5:35:36

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

17 09 2025 15:46:20

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"


    Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

      Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

16 09 2025 16:47:56

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

15 09 2025 1:50:49

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

14 09 2025 3:48:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

      Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

13 09 2025 8:37:31

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

12 09 2025 11:36:52

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

11 09 2025 10:58:35

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

10 09 2025 12:55:53

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

09 09 2025 4:14:28

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

08 09 2025 16:19:26

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

07 09 2025 20:13:49

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

06 09 2025 5:23:14

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

05 09 2025 22:52:37

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

04 09 2025 8:52:38

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

03 09 2025 22:55:39

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

02 09 2025 3:43:51

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

01 09 2025 9:48:37

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

31 08 2025 16:59:38

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

30 08 2025 19:16:25

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

29 08 2025 8:45:24

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

28 08 2025 13:16:59

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

27 08 2025 20:31:52

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

26 08 2025 13:49:11

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

25 08 2025 23:57:26

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

24 08 2025 7:44:14

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

23 08 2025 12:59:43

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

22 08 2025 8:26:37

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

21 08 2025 5:56:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::