Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”
Задачи:
- Обучающие: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и пpaктической роли в жизни человека.
- Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение , обобщение.
- Воспитательная: расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, презентация по теме: “Насекомые”, индивидуальные пособия с изображениями животных.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Основная часть урока.
1) Введение в тему.
2) Словарная работа:
3) Класс насекомые
5. Работа по учебнику.
6. Физминутка
7. Насекомые – вредители
8. Охрана насекомых
9. Работа с народными приметами.
10. Самостоятельная работа.
11. Итоги. Оценки за урок
12. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Девиз нашего урока: “Объект поклонения. Источник вдохновения. Предмет изучения.”(Приложение 1, слайд 1)
2. Постановка целей и задач урока
– Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд (Приложение 1, слайд 2)
Отгадайте следующие загадки:
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела)Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)
Проверка выполнения. (Приложение 1, слайд 3): 1. Кузнечик 2. Цапля 3. Стрекоза 4. Пчела 5. Комар 6. Бабочка 7. Муравей 8. Шмель.
– Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме.
3. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня совершим путешествие в удивительный
мир – мир насекомых (Приложение
1, слайд 4)
Тема урока: Многообразие насекомых, их роль в
природе и жизни человека.(запись в тетради –
даты, темы урока)
4. Основная часть урока
1) Введение в тему
– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (Животные). Какое из них лишнее? Почему? (Цапля – птица). Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, гpyдь, брюшко и т.д.) тело имеет насечки (Насекомое).
1. Внешнее строение насекомого: картинки жука,
бабочки (голова, гpyдь, брюшко)
2. Какие органы на голове
3. Какие органы на гpyди
4. Какие органы на брюшке (трахейное дыхание)? (Дыхальца)
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых.
2) Словарная работа:
– Изучением насекомых занимается наука, которая называется – энтомологией (запись слова в тетради).
3) Класс насекомые
– Класс Насекомые делятся на отряды: Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые (Приложение 1, слайд 5)
Отряд Чешуекрылые (Приложение 1, слайд 6)
– Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
1. Какая биологическая ошибка допущена в этом
отрывке? (2 пары крыльев, дыхальца)
2. Схема развития бабочки-капустницы (Приложение
1, слайд 7)
3. Схема развития бабочки тутового шелкопряда (Приложение 1, слайд 8)
– Как бабочка тутового шелкопряда попала из Китая в другие страны? Дочь царя сбежала со своим возлюбленным из своей страны и прихватила с собой ГРЕНЫ (яйца), спрятав в прическе. В посохе. Корея, Япония, затем в Европу.
– На какой схеме правильно показано развитие бабочки? (Приложение 1, слайд 9)
Записать в тетради правильный ответ. Проверка выполнения.
Отряд Жесткокрылые (Приложение 1, слайд 10)
Схема развития майского жука. (Приложение 1, слайд 11)
– Через сколько времени из яйца выходит взрослая особь , т.е. майский жук?
Сообщение учащегося о божьей коровке.
Отряд Перепончатокрылые (Приложение 1, слайд 12)
– В черном ящике продукт деятельности перепончатокрылых, назовите что это? (Мед, вощина)
Вопросы:
– Назовите состав пчелиной семьи,
– Как пчелы узнают где можно сделать набор меда?
– Как пчелы делают мед?
Биологическая задача: Вспомните , как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся?
- Мед диких пчел можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые.
- Пчелы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно взять мед.
- Управлять деятельностью пчел в дупле невозможно, толкая ее на гибель.
- Взять мед можно, толко разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью
– Почему после укуса человека одной пчелой тут
же прилетают другие пчелы и тоже начинают
жалить? (Пчела, жаля, одновременно
опрыскивает кожу человека жидкостью, запах
которой немедленно улавливается остальными
пчелами улья и указывает им на врага. Другие
пчелы воспринимают этот запах как сигнал к
нападению.)
– Почему после укуса пчелы необходимо сразу же
удалить жало? (Потому что оставленное в теле
жало в течение долгого времени выделяет все
новые и новые порции яда.)
– Что еще нужно сделать после того, как осторожно
удалили жало? (На место укуса наложить марлю,
смоченную разведенным нашатырным спиртом.)
– Какие насекомые не являются опылителями? (Приложение 1, слайд 13)
– Выбираем правильный ответ и записываем в
тетрадь.
Отряд Двукрылые (Приложение 1, слайд 14)
5. Работа по учебнику
– Откройте учебник на стр 30. Найдите ответ на
вопрос: почему муха может передвигаться по
отвесным стенам, потолку, оконным стеклам?
– Вспомним про сказку про царя Салтана. В
какие насекомые превращался князь Гвидон? (Комар,
муха, шмель)
– Вспомните, как в сказке отразил одну из
стадий развития мухи – стадию куколки? (Когда
князь и царица выбирались из бочки)
– Почему мы не чувствуем укола комара, точнее ее
самки? (В ее слюне содержится вещество,
обезбаливающее место ранения. Когда
действие наркоза кончается, возникает
боль, зуд, жжение. Кроме того, в слюне
содержится и вещество, препятствующее
свертыванию крови.)
– Как устранить зуд от укуса комара? (Смочить
укушенное место нашатырным спиртом или
раствором питьевой соды: 1/2 чайной ложки на
стакан воды)
Отряд Прямокрылые (Приложение 1, слайд 15)
Схема развития саранчи (Приложение 1, слайд 16)
– Какие стадии развития отсутствуют? (Личинка,
куколка)
Древние аpaбы описывали так саранчу: И двинулась
могучая рать, она может пожрать всю землю У нее
голова лошади, глаза слона, шея быка, рога оленя,
гpyдь льва, крылья орла, брюхо скорпиона, бедра
верблюда, голени страуса и хвост змеи. Одна стая
весит 45 млн. тонн.
6. Физминутка
Зоошутка. Фантастическое насекомое (Приложение 1, слайд 17)
– Из частей каких насекомых составлено это животное? (Голова муравья; усики жука; хоботок бабочки; спинка пчелы; ноги комара; передние крылья кузнечика; задние – бабочки)
Ребусы о насекомых
7. Насекомые-вредители (хлебный хрущ) (Приложение 1, слайд 18)
Меры борьбы с насекомыми (Приложение 1, слайд 19):
- Агротехнические: уборка сорняков, перекопка почвы, севооборот
- Химические: ядохимикаты, (Интавир, Колорадо, Актара)
- Биологические: насекомые наездники, жуки, златоглазка, богомол.
8. Охрана насекомых (Приложение 1, слайд 20)
Памятники (Приложение 1, слайд 21)
В начале прошлого века в американском штате
Алабама выращивали только одну
сельскохозяйственную культуру – хлопок. Год из
года местные фермеры получали стабильные урожаи
хлопка, соответственно и стабильные доходы. И ни
о каком севообороте даже не помышляли. Но в 1915
году на хлопковые поля Алабамы напал
жук-долгоносик. И сожрал весь урожай. Подчистую.
Оказавшись на грани разорения, фермеры были
вынуждены переориентироваться на другие
культуры. Причем выбор их был основан отнюдь не
на конъюнктуре рынка и диктовался не спросом
потребителей, а исключительно гастрономическими
предпочтениями жука. То есть алабамские фермеры
были вынуждены посеять на своих полях только то,
что жук-долгоносик не стал бы есть даже с
голодухи.
– Благодаря хлопковому долгоносику фермеры
стали выращивать арахис, на котором неслыханно
разбогатели.
– Бронзового жука держит в руках
четырехметровая богиня плодородия Церера. На
пьедестале этого памятника написано: «В знак
глубокой признательности хлопковому
долгоносику воздвигнут памятник гражданами
Энтерприса».
– Моли, уроженке Аргентины кактусовой
бабочке-огнёвке (кактобластис какторум).
Установлен в 1936 г., в Австралии, в долине реки
Дарлинг, в городке Бунарге. Она спасла местных
фермеров от распространения завезенного из
Америки кактуса-сорняка. Австралийские поля
заполонил зловредный кактус, и только моль
(гусеницы), пожиравшая его ростки, помогла
справиться с сорняком, за что была увековечена.
За 7 лет моль очистила все поля. Поначалу кактус
вёл себя довольно скромно, но в двадцатых годах
прошлого столетия наступил кардинальный перелом
в его поведении. Буквально за четыре года опунция
увеличила территорию оккупации в 80 раз,
достигнув критической отметки – 24 млн. га.
«Колючая груша», как называли опунцию
австралийцы, превратилась для фермеров в «грушу
чумовую». Пастбища, поля и леса были покрыты
колючим кактусовым покровом. Скот погибал,
наевшись стeблей опунций. Уколы её игл причиняли
животным неимоверные страдания. Ни какие методы
борьбы с новоявленным сорняком не помогали.
Использование разнообразных химикатов только
усугубляло положение. Опунции не исчезали, зато
гибли полезные растения, насекомые, птицы. На
всех фронтах люди отступали под натиском
кактуса. В массовом порядке разорённые фермеры,
захватив оставшийся скот, покидали обжитые
районы. Близилась катастрофа национального
масштаба. Парламент страны возглавил борьбу с
нашествием опунции. Была даже создана
специальная комиссия…
– Колорадскому жуку
1) в Днепропетровске (Украина) в 2003 г.
Двухметрового жука, раскрашенного в природные
цвета, заказали в рекламных целях торговцы
ядохимикатами.
2) в Венгрии в 1998 г. в честь 50-летия, как жук был
завезен из США в Европу.
3) в Бердянске (Украина) есть памятник возле
центрального рынка.
Все уверены что это памятник дачникам.
Но все не так просто! Внизу памятника расположен
огромный колорадский жук, он тащит надпись
Бердянцы прокормим себя сами!
Возможно это памятник жуку!
– В Норильске увековечили надоедливое насекомое
– комара. Железный монстр призван напоминать о
мужестве тех, кого комар не остановил при
освоении Сибири. А ведь на самом деле кровожадные
комары были куда страшнее зимних морозов.
9. Работа с народными приметами
– Объясните народные приметы:
- Паук плетет сеть – к сухой погоде.
- Муравьи прячутся в муравейник – к ненастью.
- Много мошек – готовь лукошко.
Общие выводы: класс «Насекомые» очень
разнообразный и многочисленный.
У представителей сложное поведение и
многообразно значение.
10. Самостоятельная работа (Приложение 1, слайд 22)
Роль и значение насекомых.
Задание: поставить знаки «+» или «–»
В природе | В жизни человека |
Питание Опылители растений Участие в почвообразовании Вредители растений и животных |
Пчеловодство Шелководство Опылители растений Биологический метод борьбы с насекомыми – вредителями Паразиты Переносчики болезней Вред сельскому хозяйству Портят изделия из кожи, меха, шерсти |
Проверка выполнения (Приложение 1, слайд 23)
11. Итоги
– Что интересного узнали на уроке?
– Что для себя нового узнали на уроке?
Оценки за урок.
12. Домашнее задание
– Приготовить информацию о насекомых, позволяющими им оставаться живыми обладающих совершенными защитными приспособлениями. Зарисовать насекомых.
– Спасибо всем за урок! (Приложение 1, слайд 24)
Комментарии:
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
30 06 2025 1:14:29
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
29 06 2025 14:24:43
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
28 06 2025 10:16:48
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
27 06 2025 23:22:30
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
26 06 2025 3:31:46
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
25 06 2025 1:44:28
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
24 06 2025 7:20:41
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
23 06 2025 13:42:47
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
22 06 2025 23:14:11
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
21 06 2025 19:49:41
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
20 06 2025 20:16:19
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
19 06 2025 3:15:13
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
18 06 2025 18:56:17

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
17 06 2025 15:30:55
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
16 06 2025 5:18:40
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
15 06 2025 0:31:22
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
14 06 2025 3:26:55
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
13 06 2025 12:36:57
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
12 06 2025 3:26:46
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
11 06 2025 15:16:55
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
10 06 2025 2:50:13
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.
...
09 06 2025 14:43:57
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
08 06 2025 19:48:56
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
07 06 2025 19:50:17
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
06 06 2025 14:29:42
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
05 06 2025 19:44:11
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
04 06 2025 8:25:30
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
03 06 2025 2:28:14
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
02 06 2025 18:51:32
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
01 06 2025 10:50:26
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
31 05 2025 15:41:45
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
30 05 2025 20:17:42
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
29 05 2025 21:39:47
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
28 05 2025 18:56:11
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
27 05 2025 21:54:30
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
26 05 2025 17:31:23
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
25 05 2025 19:47:19
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
24 05 2025 6:31:14
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
23 05 2025 10:52:47
На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....
22 05 2025 17:31:25
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
21 05 2025 21:48:34

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
20 05 2025 8:18:44
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
19 05 2025 3:33:17
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
18 05 2025 8:48:29
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
17 05 2025 11:16:30
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
16 05 2025 8:41:47
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
15 05 2025 15:30:34
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
14 05 2025 15:36:18
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
13 05 2025 22:19:52
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
12 05 2025 13:57:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::