Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”

Задачи:

  • Обучающие: обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и пpaктической роли в жизни человека.
  • Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение , обобщение.
  • Воспитательная:  расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, презентация по теме: “Насекомые”, индивидуальные пособия с изображениями животных.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Основная часть урока.
1) Введение в тему.
2) Словарная работа:
3) Класс насекомые
5. Работа по учебнику.
6. Физминутка
7. Насекомые – вредители
8. Охрана насекомых
9. Работа с народными приметами.
10. Самостоятельная работа.
11. Итоги. Оценки за урок
12. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Девиз  нашего урока:    “Объект поклонения. Источник вдохновения.  Предмет изучения.”(Приложение 1, слайд 1)

2. Постановка целей и задач урока

– Тему сегодняшнего урока  нам поможет определить кроссворд (Приложение 1, слайд 2)

Отгадайте следующие загадки:

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)

На болоте обитает
И лягушек поедает.  (Цапля)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.  (Пчела)

Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)

Проверка выполнения.  (Приложение 1, слайд 3): 1. Кузнечик 2. Цапля 3. Стрекоза 4. Пчела 5. Комар 6. Бабочка 7. Муравей 8. Шмель.

– Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем  закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме.

3. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир насекомых   (Приложение 1, слайд 4)
Тема урока: Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.(запись в тетради – даты, темы урока)

4. Основная часть урока

1) Введение в тему

– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (Животные). Какое из них лишнее? Почему? (Цапля – птица). Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, гpyдь, брюшко и т.д.) тело имеет насечки (Насекомое).

1. Внешнее строение насекомого: картинки жука, бабочки (голова, гpyдь, брюшко)
2. Какие органы на голове
3. Какие органы на гpyди
4. Какие органы на брюшке (трахейное дыхание)? (Дыхальца)

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых.

2) Словарная работа:

– Изучением насекомых занимается наука, которая называется – энтомологией (запись слова в тетради).

3) Класс насекомые

– Класс Насекомые делятся на отряды: Двукрылые,  Перепончатокрылые,  Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые (Приложение 1, слайд 5)

Отряд Чешуекрылые (Приложение 1, слайд 6)

– Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…

1. Какая биологическая ошибка допущена в этом отрывке? (2 пары крыльев,  дыхальца)
2. Схема развития бабочки-капустницы (Приложение 1, слайд 7)
3. Схема развития бабочки тутового шелкопряда (Приложение 1, слайд 8)

– Как бабочка тутового шелкопряда попала из Китая в другие страны? Дочь царя сбежала со своим возлюбленным  из своей страны и прихватила с собой ГРЕНЫ (яйца), спрятав в прическе. В посохе. Корея, Япония, затем в Европу.

– На какой схеме правильно показано развитие бабочки? (Приложение 1, слайд 9)

Записать в тетради  правильный ответ. Проверка выполнения.

Отряд Жесткокрылые (Приложение 1, слайд 10)

Схема развития майского жука. (Приложение 1, слайд 11)

– Через сколько времени из яйца выходит взрослая особь , т.е. майский жук?

Сообщение учащегося о божьей коровке.

Отряд Перепончатокрылые (Приложение 1, слайд 12)

– В черном ящике продукт деятельности перепончатокрылых, назовите что это? (Мед, вощина)

Вопросы:

– Назовите состав пчелиной семьи,
– Как пчелы узнают где можно сделать набор меда?
– Как пчелы делают мед?

Биологическая задача: Вспомните , как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся?

  • Мед диких пчел можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые.
  • Пчелы активно защищают  гнездо и не дают возможности открыто и спокойно взять мед.
  • Управлять деятельностью пчел  в дупле невозможно, толкая ее на гибель.
  • Взять мед можно, толко разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью

– Почему после укуса человека одной пчелой тут же  прилетают другие пчелы и тоже начинают жалить? (Пчела, жаля,  одновременно опрыскивает кожу человека жидкостью, запах которой немедленно улавливается остальными пчелами улья и указывает им на врага. Другие пчелы воспринимают этот запах как сигнал к нападению.)
– Почему после укуса пчелы необходимо сразу же удалить жало? (Потому что оставленное в теле жало в течение долгого времени выделяет все новые и новые порции яда.)
– Что еще нужно сделать после того, как осторожно удалили жало? (На место укуса наложить марлю, смоченную разведенным нашатырным спиртом.)
– Какие насекомые не являются опылителями? (Приложение 1, слайд 13)
– Выбираем правильный ответ и записываем  в тетрадь.

Отряд Двукрылые (Приложение 1, слайд  14)

5. Работа по учебнику

– Откройте учебник на стр 30. Найдите ответ на вопрос: почему муха  может передвигаться по отвесным стенам, потолку, оконным стеклам?
– Вспомним про сказку про царя Салтана.   В какие  насекомые превращался князь Гвидон? (Комар, муха, шмель)
– Вспомните,  как в сказке отразил одну из стадий развития мухи – стадию куколки? (Когда князь и царица выбирались из бочки)
– Почему мы не чувствуем укола комара, точнее ее самки? (В ее слюне содержится вещество, обезбаливающее  место ранения. Когда действие  наркоза кончается, возникает боль,  зуд, жжение. Кроме того, в слюне содержится и вещество, препятствующее свертыванию крови.)
– Как устранить  зуд от укуса  комара? (Смочить укушенное место нашатырным спиртом или раствором питьевой соды:  1/2 чайной ложки на стакан воды)

Отряд Прямокрылые (Приложение 1, слайд 15)

Схема развития саранчи (Приложение 1, слайд 16)

– Какие стадии развития отсутствуют? (Личинка, куколка)
Древние аpaбы описывали так саранчу: И двинулась могучая рать, она может пожрать всю землю У нее голова лошади, глаза слона, шея быка, рога оленя, гpyдь льва, крылья орла, брюхо скорпиона, бедра верблюда, голени страуса и хвост змеи. Одна стая весит 45 млн. тонн.

6. Физминутка

Зоошутка. Фантастическое насекомое (Приложение 1, слайд 17)

– Из частей каких насекомых составлено это животное? (Голова муравья; усики жука;  хоботок бабочки; спинка пчелы; ноги комара; передние крылья кузнечика; задние – бабочки)

Ребусы о насекомых

7. Насекомые-вредители (хлебный хрущ) (Приложение 1, слайд 18)

Меры борьбы с насекомыми  (Приложение 1, слайд 19):

  • Агротехнические: уборка сорняков, перекопка почвы, севооборот
  • Химические: ядохимикаты, (Интавир, Колорадо, Актара)
  • Биологические: насекомые наездники, жуки, златоглазка, богомол.

8. Охрана насекомых (Приложение 1, слайд 20)

Памятники (Приложение 1, слайд 21)

В начале прошлого века в американском штате Алабама выращивали только одну сельскохозяйственную культуру – хлопок. Год из года местные фермеры получали стабильные урожаи хлопка, соответственно и стабильные доходы. И ни о каком севообороте даже не помышляли. Но в 1915 году на хлопковые поля Алабамы напал жук-долгоносик. И сожрал весь урожай. Подчистую. Оказавшись на грани разорения, фермеры были вынуждены переориентироваться на другие культуры. Причем выбор их был основан отнюдь не на конъюнктуре рынка и диктовался не спросом потребителей, а исключительно гастрономическими предпочтениями жука. То есть алабамские фермеры были вынуждены посеять на своих полях только то, что жук-долгоносик не стал бы есть даже с голодухи.
– Благодаря хлопковому долгоносику фермеры стали выращивать арахис, на котором неслыханно разбогатели.
– Бронзового жука держит в руках четырехметровая богиня плодородия Церера. На пьедестале этого памятника написано: «В знак глубокой признательности хлопковому долгоносику воздвигнут памятник гражданами Энтерприса».
– Моли, уроженке Аргентины кактусовой бабочке-огнёвке (кактобластис какторум). Установлен в 1936 г., в Австралии, в долине реки Дарлинг, в городке Бунарге. Она спасла местных фермеров от распространения завезенного из Америки кактуса-сорняка. Австралийские поля заполонил зловредный кактус, и только моль (гусеницы), пожиравшая его ростки, помогла справиться с сорняком, за что была увековечена. За 7 лет моль очистила все поля. Поначалу кактус вёл себя довольно скромно, но в двадцатых годах прошлого столетия наступил кардинальный перелом в его поведении. Буквально за четыре года опунция увеличила территорию оккупации в 80 раз, достигнув критической отметки – 24 млн. га. «Колючая груша», как называли опунцию австралийцы, превратилась для фермеров в «грушу чумовую». Пастбища, поля и леса были покрыты колючим кактусовым покровом. Скот погибал, наевшись стeблей опунций. Уколы её игл причиняли животным неимоверные страдания. Ни какие методы борьбы с новоявленным сорняком не помогали. Использование разнообразных химикатов только усугубляло положение. Опунции не исчезали, зато гибли полезные растения, насекомые, птицы. На всех фронтах люди отступали под натиском кактуса. В массовом порядке разорённые фермеры, захватив оставшийся скот, покидали обжитые районы. Близилась катастрофа национального масштаба. Парламент страны возглавил борьбу с нашествием опунции. Была даже создана специальная комиссия…
–  Колорадскому жуку
1) в Днепропетровске (Украина) в 2003 г. Двухметрового жука, раскрашенного в природные цвета, заказали в рекламных целях торговцы ядохимикатами.
2) в Венгрии в 1998 г. в честь 50-летия, как жук был завезен из США в Европу.
3) в Бердянске (Украина) есть памятник возле центрального рынка.
Все уверены что это памятник дачникам.
Но все не так просто! Внизу памятника расположен огромный колорадский жук, он тащит надпись  Бердянцы прокормим себя сами!
Возможно это памятник жуку!
– В Норильске увековечили надоедливое насекомое – комара. Железный монстр призван напоминать о мужестве тех, кого комар не остановил при освоении Сибири. А ведь на самом деле кровожадные комары были куда страшнее зимних морозов.

9. Работа с народными приметами

– Объясните народные приметы:

  1. Паук плетет сеть – к  сухой погоде.
  2. Муравьи прячутся в муравейник – к ненастью.
  3. Много мошек – готовь лукошко.

Общие выводы: класс «Насекомые» очень разнообразный и многочисленный.
У представителей сложное поведение и многообразно значение.

10. Самостоятельная работа (Приложение 1, слайд 22)

Роль и значение насекомых.

Задание: поставить знаки  «+» или «–»

В природе В жизни человека
Питание
Опылители растений
Участие в почвообразовании
Вредители растений и животных
Пчеловодство
Шелководство
Опылители растений
Биологический метод борьбы с насекомыми – вредителями
Паразиты
Переносчики болезней
Вред сельскому хозяйству
Портят изделия из кожи, меха, шерсти

Проверка выполнения (Приложение 1, слайд 23)

11. Итоги

– Что интересного узнали на уроке?
– Что для себя нового узнали на уроке?

Оценки за урок.

12. Домашнее задание

– Приготовить информацию о насекомых, позволяющими им оставаться живыми обладающих совершенными защитными приспособлениями. Зарисовать насекомых.

– Спасибо всем за урок! (Приложение 1, слайд 24)



Комментарии:

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

21 05 2025 19:39:36

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

20 05 2025 9:35:31

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

19 05 2025 14:40:28

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

18 05 2025 5:26:13

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"


    Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

      Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

17 05 2025 17:36:56

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

16 05 2025 16:59:58

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

15 05 2025 20:54:51

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

14 05 2025 1:33:53

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

13 05 2025 0:45:31

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

      Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

12 05 2025 1:43:48

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

11 05 2025 23:27:45

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"


    Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

      Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

10 05 2025 22:35:44

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

09 05 2025 7:18:25

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

08 05 2025 10:12:57

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

07 05 2025 12:20:41

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

06 05 2025 14:43:38

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

05 05 2025 18:33:34

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

04 05 2025 11:12:47

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

03 05 2025 20:32:38

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

02 05 2025 16:50:27

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

01 05 2025 18:17:16

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

30 04 2025 0:59:22

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

29 04 2025 5:10:25

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

28 04 2025 11:50:27

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

27 04 2025 4:48:22

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

26 04 2025 10:25:22

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

25 04 2025 16:45:31

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

24 04 2025 11:10:36

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

23 04 2025 22:51:50

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

22 04 2025 4:41:42

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

21 04 2025 2:56:47

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

20 04 2025 12:58:21

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

19 04 2025 12:43:14

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

18 04 2025 4:11:18

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

17 04 2025 2:15:31

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

16 04 2025 1:12:53

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

15 04 2025 5:47:51

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

14 04 2025 6:25:36

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

13 04 2025 15:49:49

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

12 04 2025 5:51:58

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

11 04 2025 3:47:16

Семь чудес России


    Семь чудес России

      Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

10 04 2025 20:47:23

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

      Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

09 04 2025 0:50:54

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

08 04 2025 6:24:54

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

07 04 2025 3:58:20

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

06 04 2025 7:20:47

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

05 04 2025 14:30:48

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

04 04 2025 16:58:25

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

03 04 2025 22:38:49

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)


    Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

      Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

02 04 2025 14:25:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::