Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"


    Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"

(Приложение 1. Слайд 1)

Цели урока:

  • образовательная: изучить хаpaктерные особенности  семейства Лилейные на примере некоторых видов растений. Познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных.
  •  развивающая: развивать умение учащихся делать выводы, ставить цели к уроку, умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом, обобщать и анализировать информацию, используя личный опыт, впечатления. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, через применение нетрадиционных форм и методов обучения.
  • воспитательная: воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство ответственности за сохранение природы, воспитание экологической граммотности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, рисунки и гербарные экземпляры растений семейства Лилейные.

Термины и понятия урока: класс Однодольные, семейство Лилейные, видоизмененные побеги, корневище, клубни, луковицы, простой околоцветник, фитонциды, растения- первоцветы.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  • Актуализация знаний.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала)
  • Закрепление полученных знаний.
  • Контрольно-оценочный этап.
  • Информирование о домашнем задании.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний (10 мин.)

  • Какое царство живых организмов мы изучаем? Каковы признаки этого царства?
  • Какой отдел этого царства мы изучаем? Каковы отличительные признаки растений этого отдела? (Приложение 1. Слайд 3)
  • К какому классу Покрытосеменных растений относятся Шиповник коричный, Пастушья сумка, Дурман обыкновенный? (Приложение 1. Слайд 4)
  • По каким признакам можно отличить растения класса двудольных? (Приложение 1. Слайд 5)
  • Игровые задания «Третий лишний» (Приложение 1. Слайд 6)
  • Игра «Отгадай растение» (Приложение 1. Слайд 7)
  • К какому семейству относятся все эти растения? Назовите признаки  растений семейства Паслёновых. Запишите формулу цветка растений семейства Паслёновых. (Приложение 1. Слайд 8)

II. Мотивация учебной деятельности (5 мин.)

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках  мы с вами говорили о растениях, относящихся к классу Двудольных, а сегодня познакомимся с растениями класса Однодольных.
Кто назовет мне признаки этого класса? (Приложение 1. Слайды 9, 10)
Сегодня на уроке мы познакомимся с семейством Лилейные. (Приложение 1. Слайд 11)
Луковка на макушке православной церкви, лилия в гербе королевской династии во Франции, тюльпан – символ весенней степи, нарцисс – образ самолюбивого человека. Все это – растения семейства Лилейных. Как вы думаете, что привлекает внимание человека к Лилейным и почему?
Итак, мы знаем, что привлекает внимание человека к Лилейным, а теперь давайте определим цели нашего урока.

Цели: Изучить особенности строения и значение этих растений в жизни человека. Сегодня мы совершим путешествие в мир лилейных растений. Экскурсоводами будут, учащиеся вашего класса, и по окончании экскурсии вам нужно заполнить таблицу: (Приложение 1. Слайд 12)

  Признаки Описание
1  Жизненные формы  
2  Продолжительность жизни  
3 Формула цветка  
4 Типы плодов  
5 Подземные побеги  

III. Изучение нового материала (20 мин.)

– Начинаем путешествие.

Два ученика по очереди рассказывают о луке.

1-й ученик: Яркими представителями семейства Лилейные являются лук и чеснок. Науке известно около 400 их видов. О распространении и потрeблении лука в России свидетельствуют старинные пословицы и поговорки: «Голь голью, а луковка во щи есть»; «В нашем краю словно в раю: рябины да луку не переешь»; «Лук да баня все правят»; «Кто сеет лук, тот избавится от мук»; «Лук от семи недуг» и др. (Приложение 1. Слайд 13)

2-й ученик: В годы Великой Отечественной войны выведенных из окружения страдающих дистрофией бойцов сутки держали на луковой диете. Еще в 1250 г. Сарацины так высоко ценили лук, что за одного пленного брали 8 луковиц в качестве выкупа. Изображения лука обнаружены в египетских пирамидах и даже найдены пучки лука вместе с мумиями в саркофагах.

Учитель: Ребята, а как вы объясните пословицу «Лук от семи недуг»?
Что такое фитонциды?
Какие еще растения их выделяют?
Мы видим, что лук это не только пищевое растение, но и лекарственное.
Познакомимся с лекарственными растениями семейства Лилейные. (Приложение 1. Слайды 14, 15)

– ландыш майский;
– купена лекарственная;
– вороний глаз;
– алоэ древовидное.

– Давайте закроем глаза и представим себе весенний лес и поляну на опушке леса, всю усыпанную маленькими белыми колокольчиками. (Приложение 1. Слайд 16)

Звучит музыка, на ее фоне стихотворение А.Фета «О первый ландыш».

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая дeвcтвeнная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –
О чем – неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Ученик: дает хаpaктеристику ландышу майскому.

Ландыш майский.

Многолетняя трава с белым сочным корневищем. Лист широкий с дуговым жилкованием. Цветет в конце мая – начале июня. Соцветие – кисть с 6-15 поникшими цветками. Околоцветник простой. Формула цветка 0(6)Т6П1. Плоды – сочные красные ягоды. Растение ядовито. Обладает лекарственными свойствами; его настойки используют при заболеваниях сердца. (Приложение 1. Слайд 17)

Учитель: Ландыш, купена и вороний глаз содержат алкалоиды – ядовитые вещества, которые в определенных дозах применяются для изготовления различных лекарственных средств: болеутоляющих, спазмолитических.

Ученик: читает стихотворение В.Шекспира «…И добродетель стать пороком может»

И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат.
Наоборот, деянием иным
Порок мы в добродетель обратим.

Вот так и в этом маленьком цветочке:
Яд и лекарство – в нежной оболочке;
Его понюхать – и прибудет сил,
Но стоит проглотить, чтоб он убил.

Декоративные Лилейные (Приложение 1. Слайды 18-19)

Ученик: посмотрите, как прекрасны эти растения:
– лилии,        
– нарциссы,
– тюльпаны,
– гиацинты.

Ученик: рассказывает о тюльпане.
Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» – «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 в. В Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 в. В Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В Амстердаме есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана! Это время описал А.Дюма в романе «Черный тюльпан».

Учитель: (Приложение 1. Слайд 20) Рассмотрите рисунок тюльпана. Какие признаки семейства и класса есть у него? Составьте формулу цветка.

Ученик: рассказывает о лилии, показывая рисунок. (Приложение 1. Слайд 21)
Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории СНГ произрастает около 20 видов лилий.

Учитель: Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский. (Приложение 1. Слайд 22)
Как вы думаете – какие особенности позволяют им, так быстро вырасти и зацвести?
Рассказ учителя о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.

Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы»
Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.

В Красную книгу занесены растения сем. Лилейные: (Приложение 1. Слайд 23)

– рябчик русский,
– кандык сибирский,
– лилия кудреватая.

– Наше путешествие закончено и я предлагаю вам заполнить таблицу.

IV. Закрепление изученного материала (7 мин.)

Проверка заполнения таблицы, учащиеся делаю выводы об отличительных признаках растений семейства лилейные
Выполнение проверочного теста.

Тест

1. Растения семейства лилейные обладают признаками:

а) в семени одна семядоля;
б) стержневая корневая система;
в) сетчатое жилкование листьев;
г) мочковатая корневая система;
д) простой околоцветник;
е)параллельное или дуговое жилкование листьев.

2. К лилейным относятся растения:

а) роза;   б) лилия;  в) ландыш; г) яблоня; д) вороний глаз; е) гусиный лук.

3. Какое из растений семейства лилейные относится к лекарственным?

а) тюльпан; б) лилия  в) ландыш;  г) нарцисс.

4. Где сохраняется запас питательных веществ у лилейных?

а) в клубнях  б) в корнях  в) в корневищах  г) в луковицах.

5. Растения семейства лилейные имеют плоды:

а) коробочка  б)костянка в) ягода г) зерновка.

6. Какая формула обозначает строение цветка тюльпана?

а) Ч3О3Т6П1;   б) О6Т6П1;  в) Ч6О6Т3П3.

V. Контрольно-оценочный этап

Учащиеся проводят взаимопроверку теста, (Приложение 1. Слайд 24) учитель проводит рефлексию (Приложение 1. Слайд 25)

– Ребята, скажите, что нового вы узнали на  сегодняшнем уроке?
– Подумайте в паре выразите свои впечатления, одним словом.
– Спасибо Вам за отзывы и я хочу подвести итоги урока (выставляются отметки ученикам).

VI. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 26)

Подобрать дополнительный материал о разнообразных декоративных растениях семейства лилейных, мифы и легенды о их названиях. Составить синквейн к термину ЛИЛЕЙНЫЕ.
Пример синквейна

1. ЛИЛЕЙНЫЕ
2. Декоративные, ядовитые
3. Радуют, лечат, цветут
4. Относятся к классу Однодольных растений
5. Семейство



Комментарии:

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

25 04 2025 14:14:26

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

24 04 2025 4:58:23

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

23 04 2025 18:55:21

Первые русские ученые эволюционисты

Первые русские ученые эволюционисты Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....

22 04 2025 11:23:21

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

21 04 2025 13:28:22

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

20 04 2025 17:24:30

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

19 04 2025 23:51:19

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

18 04 2025 22:36:54

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

17 04 2025 1:15:11

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

16 04 2025 9:43:10

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

15 04 2025 15:37:23

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

14 04 2025 13:43:56

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

13 04 2025 1:15:38

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

12 04 2025 22:42:48

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

11 04 2025 14:53:22

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

10 04 2025 6:58:37

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

09 04 2025 9:33:16

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

08 04 2025 23:21:22

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

07 04 2025 4:33:42

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

06 04 2025 17:12:30

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе


    Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

      Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....

05 04 2025 20:22:28

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

04 04 2025 9:41:10

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

03 04 2025 2:39:53

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

02 04 2025 1:32:26

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

01 04 2025 3:20:56

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

31 03 2025 2:10:29

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

30 03 2025 23:53:50

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

29 03 2025 4:49:58

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

28 03 2025 11:14:51

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

27 03 2025 13:38:36

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

26 03 2025 6:29:52

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

25 03 2025 4:53:10

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

24 03 2025 4:31:23

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

23 03 2025 19:25:43

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

22 03 2025 18:35:33

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....

21 03 2025 3:24:29

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

20 03 2025 21:32:52

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

      Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

19 03 2025 10:42:54

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

18 03 2025 17:39:43

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии


    Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

      Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....

17 03 2025 4:15:25

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

16 03 2025 10:48:24

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

15 03 2025 13:26:24

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

14 03 2025 12:37:25

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

13 03 2025 2:51:16

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

12 03 2025 16:37:57

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

11 03 2025 14:18:48

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

10 03 2025 19:50:22

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

09 03 2025 5:31:40

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

08 03 2025 1:11:46

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

07 03 2025 2:46:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::