В гостях у Красной книги > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


В гостях у Красной книги


    В гостях у Красной книги

\"Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание
без участия этого агента всегда будет сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью\".

\"А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля,
а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями\".

Д. Ушинский

ХОД УРОКА

БЛОК I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи.

Цель: подготовить ребят к активной деятельности на уроке.

\"Мордашки\".

Формула: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Например:

БЛОК II
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (в игровой форме)

Цель: объяснить новые положения темы, ввести новые понятия (показ видеосюжета).

Учитель: Посмотрите, как прекрасна наша природа!

Ребята, скажите, пожалуйста, что я держу в руках? Правильно, Красная книга. Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Еще в 50-х годах разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола.

Многие виды флоры и фауны исчезли с лица Земли.

Наша цель - это познакомиться с Красной книгой. И поэтому к нам в гости пришли представители флоры и фауны и конечно Красная книга, чтобы вы никогда не стали убийцами животных и разорителями лесов.

Почему возникла необходимость создания Красной книги? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Про тебя, Человек разумный, Лев Толстой сказал: \"Экое разрушительное жестокое существо - человек, сколько уничтожил живых существ, растений для поддержания своей жизни\".

А вот и Красная книга.

Красная книга:

Красная книга - красная!
Значит природа в опасности.
(Б. Дубровин)

В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана \"паспортная\" комиссия по редким видам. Считали 14 лет.

Учитель:

Выяснили, что с 1600 по 1800 г с лица Земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1800 по 1900 - еще 33 формы, а с1900 по 1913 - 52. Международная Красная книга учреждена решением Международного Союза охраны природы и природных ресурсов в 1966 году.

Красная книга:

Главным организатором и автором стал английский орнитолог и художник-анималист Питтер Скотт.

Учитель:

Красную книгу называют Документом совести. Главное пpaктическое значение - выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть: для их сохранения нужны специальные меры защиты.

Красная книга:

Для удобства страницы у меня цветные. Давайте с ними познакомимся.

Красная страница:

У меня помещены сведения о видах, находящиеся под угрозой исчезновения

Желтая страница:

Я даю сведения о сокращающихся видах. Их численность еще велика, но продолжает сокращаться. И это внушает опасение за их судьбу.

Леса топорщатся и степь клубится
Жара изводит и снега блестят
Богаты мы!:
Но считанные птицы над считанными рощами летят
Полночный филин ухает из тьмы
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.

Серая страница:

Я представляю малоизученные виды, редко встречающих.

Белая страница:

У меня - встречаются редко-либо потому что их было мало, либо живут на ограниченных территориях.

Зеленая страница:

Я рассказываю о животных, которые были редкими, но теперь численность их восстановлена усилиями человека, что они находятся вне опасности. Но меня так мало.

Охраняются Красной книгой
Столько разных животных и птиц.
Чтоб выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

Учитель:

В России первая Красная книга была издана в 1978 году, в ней две категории:

А - виды, находящиеся под угрозой уничтожения, Б - редкие виды.

А в 1984 году вышло второе доработанное издание, в которой присутствуют 5 категорий, сходные с категориями в международной Красной книге, но существует еще Черная страница.

Черная страница:

Я рассказываю о видах, которые исчезли с лица Земли.
Судьба незавидная животного ждет
Если человек с ружьем навстречу идет
Насытить себя никак не может он,
Поэтому тарпан и тур
С лица Земли был истрeблен.

(просмотр сюжеты фильма Кассета \"Жить или не жить\")

(обсуждение сюжета)

Учитель: А теперь, ребята, ответьте на вопрос:

Сколько страниц, какие страницы находятся в Международной Красной книге?

Так еще стали появляться Красные книги республик, сейчас уже появились и Красные книги областей. И у нас на Южном Урале существует своя Красная книга, которая сейчас будет пополняться. ЧГПУ вместе с Комитетом по экологии и природопользованию будут организовывать экспедиции для выявления новых исчезнувших растений и животных.

Смотрите, кто еще к нам пришел.
Ручьями очищается
И хвоя и валежник
И первым появляется
В проталине: (подснежник).

Подснежник:

Здравствуйте, ребята! Я ветреница дубравная, отношусь к редким и исчезающим видам на Урале. В Челябинской области нас несколько видов. А вот и моя подружка - купальница европейская.

Купальница:

А я отношусь к редким или прерывисто распространенным.

Подснежник:

Мы прочитаем вам стихотворение, а вы объясните, как вы его понимаете.

Купальница:

Цветок на лугу
Сорвал на бегу
Сорвал: А зачем?
Объяснить не могу.
В стакане он день
Простоял
И увял:
А сколько бы он на
Лугу простоял?

Подснежник:

Молодцы! Да, конечно, люди любят цветы и собирают их, чтобы любоваться дома. Обычно срывают самые красивые цветы. А именно их самых красивых становится все меньше и меньше. \"Ничего, я немножко:\" - оправдывает себя каждый. Но перемножь растения в букете на те тысячи букетов. Сорванные растения не сумеют дать семена. Цветы рвут с корнями, у основания стeбля, где находятся почки будущего года. Растения погублено.

Купальница:

Растения становятся редкими не потому, что их только срывают, а также отражается хозяйственная деятельность человека - вырубка лесов, распашка земель, осушение болот. И все-таки в Красной книге почти о каждом растении, внесенном в нее сказано, что причина в которой растение стало редким значится - \"массовый сбор на букеты местным населением и туристами\".

Учитель:

Давайте вернемся к нашему вопросу: Почему возникла необходимость в создании Красной книги?

Ответ.

Учитель:

В Красную книгу занесено более 30 редких и исчезающих видов растений Южного Урала, которые мы будем изучать на уроках ботаники в 6 классе.

Задание: Мы с вами познакомимся с человеком. А по ходу знакомства определите, кто хороший, а кто плохой, при этом заносите в табличку, что считаете нужным.

Положительные действия человека Отрицательные действия человека
   

Человек-плохой:

Да, я человек вырубаю леса и сжигаю тысячи гектаров леса, убиваю птиц и зверей, ради мяса, ради перьев, ради наживы и развлечения.

  • я буду сливать отходы в реки;
  • я буду глушить рыбу в озерах;
  • я буду ходить в лес, мусорить там и не тушить костры;
  • я буду вырезать свое имя на стволах деревьев;
  • я буду заниматься бpaконьерством.

Потому что я смог открыть и покорить силы природы и думаю только о себе.

Человек-хороший:

Сожалею, я видел в животных лишь мясо
В растениях - сено, да мед
Но заметил, что в природе прекрасной
Не просто зверь, а брат мой меньший живет.

Я ведь опомнился - создал Красную книгу, как сигнал бедствия, открыл зоопарки, заказники и заповедники.

Ребята, а вы знаете, чем заповедник отличается от заказника? (ответ)

А какие заповедные места находятся у нас на Южном Урале? (карта Челябинской области)

Ответ: Ильменский, Восточно- Уральский.

Музей-заповедник \"Аркаим\" - филиал Ильменского

Нац. парк \"Таганай\", нац. парк \"Зюраткуль\".

Мы бьем животных,
Рубим лес, устраиваем свалки
Но кто же под защиту лес возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки:
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Учитель:

Ребята, к нам еще пришел представитель животных. Здравствуй!

Животное:

Люди!
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Я принес вам письма от братьев ваших меньших. Они лежат у вас на столах. В конверте с красным кружком - домашнее задание. Вы этот конверт положите в дневник. В конверте с зеленым кружком - вы должны выполнить задание сейчас и по окончании поставить себе отметку.

Приемы подачи домашнего задания.

Необычная обычность.

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку... Конечно не каждый раз.

Пример.

Использовать почту. Треугольники-конверты разносит представитель животных (заранее раскладываются на столах)

Три уровня домашнего задания.

Формула: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень задания - творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Учитель:

Сейчас уже ясно, что природу надо охранять. Но понятие \"природа\" довольно общее. Мы с тобой не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относится ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. Пусть ты не принимаешь участия в спасении уссурийского тигра и белых медведей, снежного барса и белого журавля. Это делают взрослые люди - специалисты-зоологи. Но и ты многое можешь сделать для сохранения окружающего тебя растительного и животного мира, если поможешь стрекозе или жужелице, станешь на защиту ландыша или кувшинки.

Ребята, какие вы выводы сделали для себя из нашего основного вопроса, что вы поняли и чтобы вы рассказали своим друзьям. (ответы)

(звучит фонограмма пения птиц)

Как это странно - умиранье рода,
Всех поголовно, всей до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
С. Островой. Красная книга.

Дополнительное задание:

1.

\"Кошачья травка\"
Больным поправка
Корешок в аптечку
Чтоб помочь сердечку (Валерьяна)

2.

Ковер цветастый на лугу
Налюбоваться не могу
Надел нарядный сарафан
Красивый, бархатный кафтан (Тюльпан)

3.

Это кто в саду под кленом
Вылез в платьице зеленом
Что за беленький цветок
Самый - первый, самый смелый
Пробрался через ледок,
В прошлогодней травке прелой
И один из всех цветов
Весенний день встречать готов (Ветреница)

4.

Чей стебель, густо опушен?
Весь серебром сияет он
Чьи колокольчики висят
И к сожаленью не звенят?
Украсить майским днем успел
Землю в лиловый цвет (Прострел)

5.

Смотрите туфельки растут,
Их к солнцу стебельки несут
Он окраской, как лимон
Мне может это снится сон?
Нет, наяву сосновый бор
И туфельки ласкают взор
Однако, где твой каблучок, скажи (Венерин башмачок)

6. Как называется участок земли либо водного прострaнcтва, который находится под охраной государства и его ресурсы не используются в народном хозяйстве (заповедник)

7. Какие данные помещают на зеленых страницах Международной Красной книги (восстановленные виды)

8. Сколько цветных страниц у Красной книги (6)

9. Самый быстрый зверь, занесенный в категорию А Красной книги России (леопард)

10.

Растет червячком, питаясь листком
Потом засыпает, себя обмотает
Не ест, не глядит, неподвижно лежит
Но теплой весной вновь оживает
И, как птичка, порхает (бабочка)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Три уровня домашнего задания.

Формула: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень задания - творческий. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

  • 1 уровень - нарисовать эмблему к теме.
  • 2 уровень - придумать кроссворд по пройденной теме.
  • 3 уровень - написать свою программу защиты окружающей среды.



Комментарии:

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

25 11 2025 10:43:53

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

24 11 2025 11:33:17

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

23 11 2025 19:47:37

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

22 11 2025 19:21:21

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

21 11 2025 22:27:37

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

20 11 2025 11:47:45

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

19 11 2025 4:35:41

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

18 11 2025 22:51:21

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

17 11 2025 23:43:23

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

16 11 2025 3:52:47

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

15 11 2025 14:35:34

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

14 11 2025 1:28:29

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

13 11 2025 15:11:28

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

12 11 2025 20:29:52

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

11 11 2025 17:38:40

Минеральные соли и ионы в клетке


    Минеральные соли и ионы в клетке

      В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

10 11 2025 10:47:50

Движение воздуха. Ветер


    Движение воздуха. Ветер

      Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

09 11 2025 20:32:55

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

08 11 2025 13:50:55

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

07 11 2025 8:23:11

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

06 11 2025 19:27:56

Химическая эволюция. Эволюция биополимерных молекул. 10-й класс

Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....

05 11 2025 23:18:11

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....

04 11 2025 16:55:15

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

03 11 2025 23:38:54

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"


    Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

      В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

02 11 2025 13:14:53

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"


    Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

      В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

01 11 2025 15:36:43

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

31 10 2025 11:35:42

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

30 10 2025 18:29:25

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

29 10 2025 19:58:53

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

28 10 2025 11:14:17

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

27 10 2025 4:33:56

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

26 10 2025 0:32:36

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

25 10 2025 5:44:15

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

24 10 2025 0:53:38

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

23 10 2025 7:38:54

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

22 10 2025 1:39:38

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

21 10 2025 23:46:39

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

20 10 2025 11:58:33

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

19 10 2025 4:23:28

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

18 10 2025 5:40:15

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

17 10 2025 15:22:55

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

      Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

16 10 2025 5:44:40

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

15 10 2025 9:30:43

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

14 10 2025 18:41:42

Конструкторское бюро живой природы


    Конструкторское бюро живой природы

      Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

13 10 2025 20:17:10

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

12 10 2025 2:40:14

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

11 10 2025 20:30:54

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

10 10 2025 7:51:52

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

09 10 2025 10:47:26

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

08 10 2025 2:23:35

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

07 10 2025 12:54:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::