Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.
Задачи:
- Образовательные: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, изучить особенности внешнего строения листа, жилкование листьев, разнообразие листьев, положение на стeбле, значение листа в жизни растений.
- Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала на уровне общих представлений по основополагающим понятиям темы, используя технологию развития критического мышления.
- Развивающие: развитие критического мышления, развитие мотивации к изучению нового материала, навыков работы с текстом и составлением структурно-логической схемы, творческих и аналитических способностей.
- Воспитывающие: ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда, умение эффективно работать совместно с другими людьми.
Тип урока: формирование знаний
Вид: урок с использованием технологии критического мышления
Методы:
- Основы методики критического мышления включает
три стадии:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия размышления
- Частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный
Форма организации: фронтальная, групповая
Приемы:
- сравнения
- обобщения
- установления причинно-следственных связей.
Средства обучения:
1. Информационные
- Учебник
- Презентация
2. Визуально-наглядные
- натуральный раздаточный материал «Типы корневых систем»
- «Сложные и простые листья»
- «Жилкование листьев»
- «Классификация покрытосеменных растений»
Коллекция (в конвертах под №1, №2) «Жилкование
листьев» (натуральный раздаточный материал,
собранный на осенней экскурсии с учениками)
3. Технические
- Мультимедийная установка
- Интеpaктивная доска
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Функции листа
- Из каких частей состоит лист;
- Отличия черешковых и сидячих листьев;
- Признаки простых и сложных листьев;
- Особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования.
Учащиеся должны уметь:
- Различать сидячие и черешковые листья;
- Находить на листе листовую пластинку и черешок;
- Определять виды сложных листьев;
- Называть и определять признаки однодольных и двудольных растений.
ХОД УРОКА
Этап | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Презентация |
I. Организация урока | Приветствие учителя: – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга словами:
Теперь повернитесь друг к другу. Пожмите руки и
произнесите эти слова… |
Gриветствуют учителя и друг друга | 1 мин | Слайды 4-5 |
II. Стадия вызова | – Сегодня нас ждёт удивительное
общение с природой и плодотворная деятельность.
Будьте внимательны, активны на уроке и вы
добьётесь успеха! Вперёд, друзья! – Впишите органы цветковых растений, заполняя кластер. – Что такое корень? – Какие типы корневых систем вам известны? – Какие виды корней существуют? – Какие виды корней входят в состав стержневой корневой системы? Мочковатой? – Что такое побег? – Что такое стебель? – Что такое почка? – Какие виды почек вам известны? – Чем отличается генеративная почка от вегетативной? |
Происходит актуализация имеющихся
знаний по теме. С этой целью используются разные
приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями. Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников. На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке. |
5 мин. | Слайд №6 – органы цветковых растений |
– Обратим внимание на строение некоторых органов цветкового растения. | 1 мин. | Слайд №7 Найди ошибку | ||
– А теперь маленькая самостоятельная
работа по пройденному материалу. Возьмите
листочки, подпишите Ф.И.. – Как вы думаете, что надо сделать?(вставить пропущенные слова). – Приступили к работе. Кто закончит работу – руку на локоток, чтобы я видела. |
Приложение 1 | 5 мин. | Слайд №8 Самостоятельная работа! | |
– А сейчас отдайте свою работу соседу – пусть каждый из вас побудет в роли учителя – проверит работу товарища и поставит оценку! Критерии оценок перед вами. | 2 мин. | Слайд №9 Критерии оценок | ||
– Внизу есть строка «Проверил»_
поставьте свою фамилию. – Проверяем работу. |
2 мин. | Слайд №8 Самостоятельная работа!
(вставляются пропущенные слова) (ШТОРКА!) |
||
– А какие типы листорасположения вы
знаете? Очередное – Это как? Супротивное – Это как? Мутовчатое – Это как? |
3 мин. | Слайд №10 Листорасположение (ШТОРКА !) |
||
– Соедините названия растений с типом расположения листьев на стeбле. Удостоверимся в этом на пpaктике (показываю детям натуральные объекты яблони, розы, гвоздики, клёна, сирени) | 2 мин. | |||
III. Реализация смысла (осмысления) | – Мы говорим с вами о положении листа на
стeбле, а что вы знаете о самом листе? – Я не сомневаюсь в том, что вы хотите знать больше. А что хотите знать? |
Ответы детей помещаем в маркировочную таблицу | 1 мин. | Слайд №11 Маркировочная таблица |
– Теперь запишем тему урока. Откроем тетради, сегодня 13 октября, тема урока «Внешнее строение листа» | Стадия осмысления даёт возможность
познакомиться с новой информацией,
идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися
знаниями, активно отслеживая своё понимание. Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом). |
2 мин. | Слайд №13 тема урока «Внешнее строение листа» |
|
Релаксация – И прежде, чем отправиться дальше, немного отдохнём, послушаем музыку, расслабимся… |
3 мин. | Слайд №14 Релаксация |
||
Работа с текстом – Открываем учебники на странице 65, § 18 и работаем над пунктом «Внешнее строение листа» с карандашом в руках, обращая внимание на следующие смысловые блоки:
– Напоминаю условные обозначения при работе с текстом. |
3 мин. | Слайд №15 Работа с текстом |
||
– Назовите части листа,
представленного на рисунке (я ставлю
первоначальные буквы), добавляю цифру 4 –
основание листа. – Проверим, всё ли верно назвали. – О чём не сказали? (Лист черешковый, сидячий) |
2 мин. | Слайд №16 Строение листа (ШТОРКА!) |
||
– А на какие группы по внешнему
строению можно разделить листья? (По
количеству пластинок) – Что значит простой лист? – Что значит сложный? |
2 мин. | Слайд №17 Форма листа (картинки зависают и встают на своё место) |
||
– А теперь закрепим наши знания. Кто выделит простые листья, кто – сидячии, а кто – сложные? | Ученики выделяют на интеpaктивной доске штампами верные ответы. | 2 мин. | Слайд №18 Слайд №19 |
|
– А по какому ещё признаку листья можно разделить на 2 группы? (По способу расположения жилок на листе). | – По способу расположения жилок на листе. | 3 мин. | Слайд №20 Жилкование |
|
– А что такое жилки? | – Пучки проводящей и механической ткани. | |||
– Что проводят? | – Минеральные вещества и воду вверх, органические вещества вниз. | |||
– В чём сущность механической ткани? | – Образует скелет листа. | |||
– Как жилки могут располагаться на листовых пластинах? | – Жилкование перистое и пальчатое, параллельное и дуговое. | |||
– Перистое и пальчатое жилкование хаpaктерно для листьев растений класса__________________ . | – Двудольных | Вставляются в кластер слова: Двудольных |
||
– Параллельное и дуговое для растений класса _______. | – Однодольных | Однодольных | ||
– А какие признаки класса Двудольных и класса Однодольных мы сегодня вспоминали? | – Корневые системы: стержневая и мочковатая. | Вставляются в кластер картинки: стержневой и мочковатой корневых систем. | ||
IV. Стадия размышления (рефлексия) | – Подведём итог всему сказанному и выстроим структурно-логическую схему (даю комментарий). | 2 мин. | Слайд №21 структурно-логическая схема |
|
– А теперь применим свои знания на
пpaктике: лабораторная работа «Внешнее
строение листа». – У вас на столах в лоточках лежат листья известных вам цветковых растений (1 вариант – земляника, роза, лилейник, смородина, дуб, клевер. 2 вариант – малина, шиповник, осока, клён, одуванчик, каштан). Рассмотрите их, определите тип жилкования и вид листьев. Занесите данные в таблицу. – За выполненные лабораторные работы вы получите оценки. |
Дети выполняют лабораторную работу самостоятельно и сдают на проверку. (Приложение 2) | 5 мин. | Слайд №22 Лабораторная работа «Внешнее строение листа». |
|
V. Анализ и оценка итогов работы | – Кто закончил работу, думает над составлением синквейна. | Дети составляют короткие стишки, используя и выделяя основные понятия данной темы. | 2 мин. | Слайд №23 Синквейн! |
– Подведём итог нашего урока. Что же нового мы узнали сегодня? | Дети дают ответы на поставленный вопрос. | Слайд №24 | ||
– Молодцы! Отмечаю работу на уроке следующих учащихся … | Слайд №25 Маркировочная таблица | |||
VI. Домашнее задание | &18 ст.65 – 66, &19 ст.69 – 71, пересказ. Творческое задание – составить коллаж из осенних листьев. |
Дети записывают домашнее задание в дневник. | 1 мин. | Слайд №26 Домашнее задание |
Комментарии:
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
27 11 2024 6:16:14
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...
26 11 2024 2:16:19
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...
25 11 2024 15:46:25
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
24 11 2024 17:27:14
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
23 11 2024 5:53:26
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...
22 11 2024 13:38:57
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
21 11 2024 14:50:51
Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
20 11 2024 11:18:40
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
19 11 2024 13:34:53
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
18 11 2024 23:20:40
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
17 11 2024 23:34:52
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
16 11 2024 2:55:48
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...
15 11 2024 10:21:52
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...
14 11 2024 4:29:33
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
13 11 2024 7:11:42
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
12 11 2024 0:31:26
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
11 11 2024 14:51:15
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...
10 11 2024 19:35:27
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
09 11 2024 4:36:49
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
08 11 2024 2:20:41
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
07 11 2024 9:24:26
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
06 11 2024 7:29:20
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...
05 11 2024 10:43:37
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
04 11 2024 15:46:22
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
03 11 2024 11:15:44
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 11 2024 10:13:32
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
01 11 2024 15:33:17
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
31 10 2024 11:42:43
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
30 10 2024 16:15:32
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
29 10 2024 4:13:37
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...
28 10 2024 6:35:37
Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
27 10 2024 23:48:59
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
26 10 2024 2:53:14
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
25 10 2024 0:55:22
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
24 10 2024 21:13:43
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
23 10 2024 12:44:55
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...
22 10 2024 11:20:57
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
21 10 2024 8:25:32
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
20 10 2024 7:33:19
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
19 10 2024 22:20:41
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
18 10 2024 11:16:44
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...
17 10 2024 7:15:52
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
16 10 2024 19:43:19
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
15 10 2024 1:17:13
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...
14 10 2024 8:53:56
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...
13 10 2024 5:20:38
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
12 10 2024 17:17:25
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
11 10 2024 3:12:37
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
10 10 2024 0:11:14
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
09 10 2024 0:54:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::