Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.
Задачи:
- Образовательные: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, изучить особенности внешнего строения листа, жилкование листьев, разнообразие листьев, положение на стeбле, значение листа в жизни растений.
- Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала на уровне общих представлений по основополагающим понятиям темы, используя технологию развития критического мышления.
- Развивающие: развитие критического мышления, развитие мотивации к изучению нового материала, навыков работы с текстом и составлением структурно-логической схемы, творческих и аналитических способностей.
- Воспитывающие: ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда, умение эффективно работать совместно с другими людьми.
Тип урока: формирование знаний
Вид: урок с использованием технологии критического мышления
Методы:
- Основы методики критического мышления включает
три стадии:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия размышления
- Частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный
Форма организации: фронтальная, групповая
Приемы:
- сравнения
- обобщения
- установления причинно-следственных связей.
Средства обучения:
1. Информационные
- Учебник
- Презентация
2. Визуально-наглядные
- натуральный раздаточный материал «Типы корневых систем»
- «Сложные и простые листья»
- «Жилкование листьев»
- «Классификация покрытосеменных растений»
Коллекция (в конвертах под №1, №2) «Жилкование
листьев» (натуральный раздаточный материал,
собранный на осенней экскурсии с учениками)
3. Технические
- Мультимедийная установка
- Интеpaктивная доска
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Функции листа
- Из каких частей состоит лист;
- Отличия черешковых и сидячих листьев;
- Признаки простых и сложных листьев;
- Особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования.
Учащиеся должны уметь:
- Различать сидячие и черешковые листья;
- Находить на листе листовую пластинку и черешок;
- Определять виды сложных листьев;
- Называть и определять признаки однодольных и двудольных растений.
ХОД УРОКА
Этап | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Презентация |
I. Организация урока | Приветствие учителя: – Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга словами:
Теперь повернитесь друг к другу. Пожмите руки и
произнесите эти слова… |
Gриветствуют учителя и друг друга | 1 мин | Слайды 4-5 |
II. Стадия вызова | – Сегодня нас ждёт удивительное
общение с природой и плодотворная деятельность.
Будьте внимательны, активны на уроке и вы
добьётесь успеха! Вперёд, друзья! – Впишите органы цветковых растений, заполняя кластер. – Что такое корень? – Какие типы корневых систем вам известны? – Какие виды корней существуют? – Какие виды корней входят в состав стержневой корневой системы? Мочковатой? – Что такое побег? – Что такое стебель? – Что такое почка? – Какие виды почек вам известны? – Чем отличается генеративная почка от вегетативной? |
Происходит актуализация имеющихся
знаний по теме. С этой целью используются разные
приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями. Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников. На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке. |
5 мин. | Слайд №6 – органы цветковых растений |
– Обратим внимание на строение некоторых органов цветкового растения. | 1 мин. | Слайд №7 Найди ошибку | ||
– А теперь маленькая самостоятельная
работа по пройденному материалу. Возьмите
листочки, подпишите Ф.И.. – Как вы думаете, что надо сделать?(вставить пропущенные слова). – Приступили к работе. Кто закончит работу – руку на локоток, чтобы я видела. |
Приложение 1 | 5 мин. | Слайд №8 Самостоятельная работа! | |
– А сейчас отдайте свою работу соседу – пусть каждый из вас побудет в роли учителя – проверит работу товарища и поставит оценку! Критерии оценок перед вами. | 2 мин. | Слайд №9 Критерии оценок | ||
– Внизу есть строка «Проверил»_
поставьте свою фамилию. – Проверяем работу. |
2 мин. | Слайд №8 Самостоятельная работа!
(вставляются пропущенные слова) (ШТОРКА!) |
||
– А какие типы листорасположения вы
знаете? Очередное – Это как? Супротивное – Это как? Мутовчатое – Это как? |
3 мин. | Слайд №10 Листорасположение (ШТОРКА !) |
||
– Соедините названия растений с типом расположения листьев на стeбле. Удостоверимся в этом на пpaктике (показываю детям натуральные объекты яблони, розы, гвоздики, клёна, сирени) | 2 мин. | |||
III. Реализация смысла (осмысления) | – Мы говорим с вами о положении листа на
стeбле, а что вы знаете о самом листе? – Я не сомневаюсь в том, что вы хотите знать больше. А что хотите знать? |
Ответы детей помещаем в маркировочную таблицу | 1 мин. | Слайд №11 Маркировочная таблица |
– Теперь запишем тему урока. Откроем тетради, сегодня 13 октября, тема урока «Внешнее строение листа» | Стадия осмысления даёт возможность
познакомиться с новой информацией,
идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися
знаниями, активно отслеживая своё понимание. Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом). |
2 мин. | Слайд №13 тема урока «Внешнее строение листа» |
|
Релаксация – И прежде, чем отправиться дальше, немного отдохнём, послушаем музыку, расслабимся… |
3 мин. | Слайд №14 Релаксация |
||
Работа с текстом – Открываем учебники на странице 65, § 18 и работаем над пунктом «Внешнее строение листа» с карандашом в руках, обращая внимание на следующие смысловые блоки:
– Напоминаю условные обозначения при работе с текстом. |
3 мин. | Слайд №15 Работа с текстом |
||
– Назовите части листа,
представленного на рисунке (я ставлю
первоначальные буквы), добавляю цифру 4 –
основание листа. – Проверим, всё ли верно назвали. – О чём не сказали? (Лист черешковый, сидячий) |
2 мин. | Слайд №16 Строение листа (ШТОРКА!) |
||
– А на какие группы по внешнему
строению можно разделить листья? (По
количеству пластинок) – Что значит простой лист? – Что значит сложный? |
2 мин. | Слайд №17 Форма листа (картинки зависают и встают на своё место) |
||
– А теперь закрепим наши знания. Кто выделит простые листья, кто – сидячии, а кто – сложные? | Ученики выделяют на интеpaктивной доске штампами верные ответы. | 2 мин. | Слайд №18 Слайд №19 |
|
– А по какому ещё признаку листья можно разделить на 2 группы? (По способу расположения жилок на листе). | – По способу расположения жилок на листе. | 3 мин. | Слайд №20 Жилкование |
|
– А что такое жилки? | – Пучки проводящей и механической ткани. | |||
– Что проводят? | – Минеральные вещества и воду вверх, органические вещества вниз. | |||
– В чём сущность механической ткани? | – Образует скелет листа. | |||
– Как жилки могут располагаться на листовых пластинах? | – Жилкование перистое и пальчатое, параллельное и дуговое. | |||
– Перистое и пальчатое жилкование хаpaктерно для листьев растений класса__________________ . | – Двудольных | Вставляются в кластер слова: Двудольных |
||
– Параллельное и дуговое для растений класса _______. | – Однодольных | Однодольных | ||
– А какие признаки класса Двудольных и класса Однодольных мы сегодня вспоминали? | – Корневые системы: стержневая и мочковатая. | Вставляются в кластер картинки: стержневой и мочковатой корневых систем. | ||
IV. Стадия размышления (рефлексия) | – Подведём итог всему сказанному и выстроим структурно-логическую схему (даю комментарий). | 2 мин. | Слайд №21 структурно-логическая схема |
|
– А теперь применим свои знания на
пpaктике: лабораторная работа «Внешнее
строение листа». – У вас на столах в лоточках лежат листья известных вам цветковых растений (1 вариант – земляника, роза, лилейник, смородина, дуб, клевер. 2 вариант – малина, шиповник, осока, клён, одуванчик, каштан). Рассмотрите их, определите тип жилкования и вид листьев. Занесите данные в таблицу. – За выполненные лабораторные работы вы получите оценки. |
Дети выполняют лабораторную работу самостоятельно и сдают на проверку. (Приложение 2) | 5 мин. | Слайд №22 Лабораторная работа «Внешнее строение листа». |
|
V. Анализ и оценка итогов работы | – Кто закончил работу, думает над составлением синквейна. | Дети составляют короткие стишки, используя и выделяя основные понятия данной темы. | 2 мин. | Слайд №23 Синквейн! |
– Подведём итог нашего урока. Что же нового мы узнали сегодня? | Дети дают ответы на поставленный вопрос. | Слайд №24 | ||
– Молодцы! Отмечаю работу на уроке следующих учащихся … | Слайд №25 Маркировочная таблица | |||
VI. Домашнее задание | &18 ст.65 – 66, &19 ст.69 – 71, пересказ. Творческое задание – составить коллаж из осенних листьев. |
Дети записывают домашнее задание в дневник. | 1 мин. | Слайд №26 Домашнее задание |
Комментарии:
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
15 10 2025 4:56:29
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
14 10 2025 2:26:43
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
13 10 2025 0:36:55
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
12 10 2025 4:59:44
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
11 10 2025 2:38:16
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
10 10 2025 16:33:23
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
09 10 2025 11:50:14
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
08 10 2025 10:40:28
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
07 10 2025 11:18:35
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
06 10 2025 15:42:48
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
05 10 2025 3:38:52
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
04 10 2025 11:23:40
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
03 10 2025 4:55:38
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
02 10 2025 7:59:36
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
01 10 2025 17:58:29
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
30 09 2025 17:45:49
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
29 09 2025 2:11:36
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
28 09 2025 9:26:12
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
27 09 2025 15:21:54
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
26 09 2025 10:55:56
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
25 09 2025 8:47:52
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
24 09 2025 8:28:27
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
23 09 2025 15:43:54
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
22 09 2025 21:29:12
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
21 09 2025 3:36:54
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
20 09 2025 9:41:50
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
19 09 2025 12:34:28
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
18 09 2025 17:16:26
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
17 09 2025 17:43:10
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
16 09 2025 6:54:40
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
15 09 2025 3:46:51
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
14 09 2025 18:49:23
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
13 09 2025 11:17:24
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
12 09 2025 19:37:16
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
11 09 2025 0:17:27
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
10 09 2025 14:11:45
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
09 09 2025 8:54:18
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
08 09 2025 20:39:43
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
07 09 2025 3:19:19

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
06 09 2025 17:38:53
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
05 09 2025 19:19:47
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
04 09 2025 1:19:18
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
03 09 2025 15:55:50
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....
02 09 2025 22:25:21
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
01 09 2025 3:41:38
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
31 08 2025 20:23:33
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
30 08 2025 15:29:39
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
29 08 2025 2:32:40

Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
28 08 2025 3:59:21
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
27 08 2025 4:56:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::