Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

Цели:

  • создать условия для систематизации и углубления знаний по теме “Закономерности изменчивости”;
  • способствовать развитию критического мышления у учащихся, способности к самооценке; прививать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • таблица “Мутации”,
  • мультимедийная презентация,
  • схемы родословных,
  • музыка И.С. Баха.

Ученики, работающие на протяжении изучения всей темы на “5”, выступают на уроке в роли экспертов, консультантов. Их кандидатуры предлагают сами дети.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

(На перемене и в самом начале урока звучит музыка И.С. Баха)

- Почему на нашем уроке звучит музыка И.С.Баха?

И.С. Бах – великий музыкант. Его род в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей…

(Ученики предполагают, что на уроке будут обобщены знания по теме “Закономерности изменчивости”, определяют цели урока).

2. Актуализация знаний

- Что такое изменчивость?

- Каковы её виды? Объясните их значение.

(выстраиваем схему на магнитной доске)

3. Терминологический тест с обратной связью

(выяснение качества усвоения основных понятий темы)

1 вариант – выпишите № верных ответов

2 вариант – выпишите № неверных ответов

  1. Не затрагивающие генотип изменения – модификации.
  2. Норма реакции не наследуется.
  3. Цитоплазматическая изменчивость чаще наследуется по материнскому типу.
  4. Среда не может изменить характер формирования признака.
  5. Лучшие признаки передаются потомкам.
  6. Одним из источников комбинативной изменчивости является явление кроссинговера.
  7. Мутации возникают внезапно в ДНК или хромосомах.
  8. Полиплоидия и анеуплоидия – разновидности генных мутаций.
  9. Дупликация – поворот участка хромосомы на 1800 .
  10. Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
  11. Инверсия – удвоение участка хромосомы.
  12. Делеция – нехватка участка хромосом.
  13. Генные мутации – связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

- Оцените степень уверенности в своих знаниях в пятибалльной системе, поставив предварительную оценку в тетрадь.

- Обменяйтесь работами с соседом, оцените их с помощью Слайда №2

1 вариант- 1, 3, 6, 7, 10, 12, 13;

2 вариант- 2, 4,5,8,9,11

Критерии оценки: 0 ошибок – 5

1-2

3-4

– 4

– 3

5 и более -2

- Поднимите руку, кто получил 5, 4, 3, 2. Сделайте вывод о качестве усвоения вами основных понятий темы.

4. Виды изменчивости (групповая форма работы).

- Выполните задания в группах, предварительно обсудив их. При затруднении вы можете воспользоваться энциклопедическим словарем или обратиться за помощью к консультантам, подняв руку. Возможна индивидуальная запись в тетради полезной информации.

При изложении результатов работы демонстрируются слайды с теми же изображениями, что выданы для групп:

1 группа

(Получают рисунок растения стрелолист, стихотворение и задание).

Странный объект на речке растет,

Нижние листья вода изовьет,

Средний – на воду уложит как плот,

Верхний же – к небу стрелою скользнет.

Задание: Почему так удивительно данное растение? Какой вид изменчивости здесь проявляется? Что можно сообщить о наследовании ее? Каково ее биологическое значение?

Слайд №3

Примерный вывод 1 группы: Это пример модификационной изменчивости, которая позволяет приспособиться к условиям среды. По наследству передается способность к модификации.

2 группа

(Получают схемы скрещивания с рисунками желтого гладкого и зеленого морщинистого гороха, серой мухи с нормальными крыльями и черной мухи с укороченными крыльями, портреты Петра I, Н.В. Гоголя, одного из учеников школы и задание)

Задание: Объясните причину возникновения новых комбинаций признаков в F2 у гороха и мухи дрозофилы. Почему неповторим каждый на Земле? Почему так велико разнообразие живого мира?

Слайд №4,5

Примерный вывод 2 группы: Причина в комбинативной изменчивости. Комбинативная изменчивость возникает благодаря рекомбинации генов при кроссинговере, независимому расхождению гомологичных хромосом, случайной встрече гамет. Новые комбинации легко возникают, но и легко разрушаются, благодаря чему каждый из нас неповторим. Жизнь каждого уникальна.

3 группа

(Получают рисунки животных и человека с различными проявлениями мутаций, отрывок из произведения В.Гюго “Собор парижской богоматери” и задание)

“Клод…вытянул ребёнка из мешка, обнаружил, что это действительно уродец. У бедного маленького чертенка на левом глазу оказалась бородавка, голова ушла в плечи, позвоночник был изогнут, грудная клетка выпячена, ноги искривлены”.

Задание: Какой вид изменчивости представлен на рисунках, описан в романе? Возможно ли исправление подобных “ошибок природы”? Почему?

Слайд №6

Примерный вывод 3 группы: Это мутации. Исправление “ошибок природы” невозможно, так как изменение в данном случае затрагивает генотип.

4 группа

(Получают задание со словами Омара Хайяма и статистическими данными)

Раздался голос старого горшка:
“Они кричат – кривы мои бока.
Они кричат, что я – смешной урод”.
Что ж, дрогнула Горшечника рука?

(Омар Хайям)

Каждое пятилетие в мире издаётся каталог аутосомнодоминантных, аутосомнорецессивных и сцепленных с полом наследственных заболеваний человека и каждый раз этот список увеличивается.

Задание: Соотнесите смысл слов Омара Хайяма и данные о наследственных заболеваниях людей. В чем причины происходящего?

Примерный вывод 4 группы: Причины мутаций:

- физические (ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение, повышение температуры и т.д.)

- химические (яды, некачественная пища, просроченные лекарства и др.)

- биологические (вирусы).

5. Влияние человека на проявление мутагенных факторов (Мозговой штурм)

- Как уменьшить воздействие мутагенных факторов на человека?

(Выслушав любые мысли учащихся, не критикуя, эксперты объединив творческие мысли учащихся, формулируют “коллективный ответ”).

Необходимо уменьшить влияние мутагенных факторов. Вредные привычки, как один из разновидностей мутагенных факторов, – зависят только от каждого из нас.

Послушайте стихотворение-продолжение ваших мыслей:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Вывод: Вредные привычки уничтожают не только организм, но будущее. Вдумайтесь!

Вы можете остаться сухими сучками на древе вашего рода, не способного ничего дать после себя или же произвести уродливые веточки. А каково будет их будущее?

6. Методы изучения генетики человека.

1. Решение биологических задач в группах

1 группа

В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить семье участок земли. Чтобы не “распылять” семейного земледелия, часто женихов и невест подбирали среди родственников. В таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Почему? Какой метод позволит объяснить это явление?

2 группа

Чем старше родители, тем больше вероятность рождения у них детей с синдромом Дауна (в клетках не по 46, а по 47 хромосом)

Возраст женщины Риск рождения
20-24 1 : 1986
25-29 1 : 1319
30-34 1 : 603
36-39 1 : 217
40-44 1 : 84
45 и старше 1 : 31

Почему? Укажите метод, позволяющий объяснить причину заболевания? (При ответе использовать слайд №7)

3 группа

Жозе и Луи родились близнецами. До 12 лет развивались одинаково. А вот после 12 лет Жозе рос обычно, а Луи прекратил расти. Какова причина? Какие методы позволяют объяснить это?

(При ответе использовать слайд №8)

4 группа

В Талмуде (II век нашей эры) описаны смертельные кровотечения у мальчиков после обрезания. И предписывалось всех родственников мужского пола по женской линии, рождающихся впоследствии в таких семьях, не обрезать. Почему? Какой метод лег в основу данного факта?

2. Родословная А.С. Пушкина.

(Рассказ ученика с использованием слайда №9, выполнившего индивидуальное домашнее задание).

3. Сдача на проверку своих генеалогических древ (домашнее задание предшествующего урока).

7. Итог урока

А) Как сохранить генофонд человечества?

  • нежелательность родственных браков
  • минимальное использование пестицидов и гербицидов на полях
  • недопустимость ядерного, бактериологического, химического оружия
  • нет вредным привычкам
  • рождение детей по возможности в наиболее благоприятном возрасте
  • использование медико-генетических консультаций.

Б) Возможно оценивание самых активных учащихся экспертами, учителем, группой.

8. Рефлексия “Написание эссе”

- “Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения).

9. Д/з. Оценив свою работу на уроке, подготовьтесь к контрольному тесту по данной теме



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

28 09 2021 19:30:22

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

28 09 2021 22:56:27

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

28 09 2021 22:54:10

Плюрализм концепций происхождения жизни

Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

28 09 2021 20:54:43

Методические материалы по подготовке летнего экологического практикума

В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических практикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, практикумов и летних смен эколого-биологического направления....

28 09 2021 17:19:17

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме " Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

28 09 2021 10:12:59

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых раковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

28 09 2021 8:45:51

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

28 09 2021 5:19:52

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

28 09 2021 14:15:52

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела « Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы « Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

28 09 2021 14:50:47

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом « Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

28 09 2021 8:55:28

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

28 09 2021 19:47:54

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются команды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

28 09 2021 15:52:46

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

28 09 2021 0:56:14

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

Урок проходит в форме игры « Клуб знатоков». Из класса выбирается команда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

28 09 2021 5:59:40

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

28 09 2021 7:53:47

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

28 09 2021 2:12:34

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

28 09 2021 20:17:24

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

Обобщающий урок по теме " Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г. А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

28 09 2021 0:24:14

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

28 09 2021 10:39:10

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

28 09 2021 15:45:24

Среда обитания и экологические факторы

Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

28 09 2021 2:13:14

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

28 09 2021 1:38:18

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального практического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

28 09 2021 21:40:48

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

28 09 2021 21:13:13

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

28 09 2021 15:45:34

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы " Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

28 09 2021 6:39:59

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

28 09 2021 7:30:33

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

28 09 2021 7:31:34

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

28 09 2021 20:11:48

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

28 09 2021 12:17:15

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую практику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

28 09 2021 4:36:29

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

28 09 2021 5:14:39

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

28 09 2021 9:16:13

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

28 09 2021 14:46:26

"Опорные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

Основная цель занятия — формирование представлений об опорных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: « Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

28 09 2021 8:34:26

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

28 09 2021 21:19:22

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии " Дебаты" по теме " Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

28 09 2021 21:55:45

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица " Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

28 09 2021 4:20:41

Урок "Происхождение человека"

Урок биологии по теме « Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н. И. Сонина « Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

28 09 2021 9:40:20

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская " Вирусы"....

28 09 2021 9:46:17

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

28 09 2021 12:10:32

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

28 09 2021 21:31:55

Урок "Домашние лошади"

При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....

28 09 2021 19:41:58

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

28 09 2021 1:37:46

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

28 09 2021 18:15:17

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

28 09 2021 19:32:23

Лекарственные растения. 5-й класс

Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

28 09 2021 18:34:56

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

28 09 2021 9:39:18

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

28 09 2021 12:31:33

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)