Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

Цели:

  • создать условия для систематизации и углубления знаний по теме “Закономерности изменчивости”;
  • способствовать развитию критического мышления у учащихся, способности к самооценке; прививать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • таблица “Мутации”,
  • мультимедийная презентация,
  • схемы родословных,
  • музыка И.С. Баха.

Ученики, работающие на протяжении изучения всей темы на “5”, выступают на уроке в роли экспертов, консультантов. Их кандидатуры предлагают сами дети.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

(На перемене и в самом начале урока звучит музыка И.С. Баха)

- Почему на нашем уроке звучит музыка И.С.Баха?

И.С. Бах – великий музыкант. Его род в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей…

(Ученики предполагают, что на уроке будут обобщены знания по теме “Закономерности изменчивости”, определяют цели урока).

2. Актуализация знаний

- Что такое изменчивость?

- Каковы её виды? Объясните их значение.

(выстраиваем схему на магнитной доске)

3. Терминологический тест с обратной связью

(выяснение качества усвоения основных понятий темы)

1 вариант – выпишите № верных ответов

2 вариант – выпишите № неверных ответов

  1. Не затрагивающие генотип изменения – модификации.
  2. Норма реакции не наследуется.
  3. Цитоплазматическая изменчивость чаще наследуется по материнскому типу.
  4. Среда не может изменить хаpaктер формирования признака.
  5. Лучшие признаки передаются потомкам.
  6. Одним из источников комбинативной изменчивости является явление кроссинговера.
  7. Мутации возникают внезапно в ДНК или хромосомах.
  8. Полиплоидия и анеуплоидия – разновидности генных мутаций.
  9. Дупликация – поворот участка хромосомы на 1800 .
  10. Tрaнcлокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
  11. Инверсия – удвоение участка хромосомы.
  12. Делеция – нехватка участка хромосом.
  13. Генные мутации – связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

- Оцените степень уверенности в своих знаниях в пятибалльной системе, поставив предварительную оценку в тетрадь.

- Обменяйтесь работами с соседом, оцените их с помощью Слайда №2

1 вариант- 1, 3, 6, 7, 10, 12, 13;

2 вариант- 2, 4,5,8,9,11

Критерии оценки: 0 ошибок – 5

1-2

3-4

– 4

– 3

5 и более -2

- Поднимите руку, кто получил 5, 4, 3, 2. Сделайте вывод о качестве усвоения вами основных понятий темы.

4. Виды изменчивости (групповая форма работы).

- Выполните задания в группах, предварительно обсудив их. При затруднении вы можете воспользоваться энциклопедическим словарем или обратиться за помощью к консультантам, подняв руку. Возможна индивидуальная запись в тетради полезной информации.

При изложении результатов работы демонстрируются слайды с теми же изображениями, что выданы для групп:

1 группа

(Получают рисунок растения стрелолист, стихотворение и задание).

Странный объект на речке растет,

Нижние листья вода изовьет,

Средний – на воду уложит как плот,

Верхний же – к небу стрелою скользнет.

Задание: Почему так удивительно данное растение? Какой вид изменчивости здесь проявляется? Что можно сообщить о наследовании ее? Каково ее биологическое значение?

Слайд №3

Примерный вывод 1 группы: Это пример модификационной изменчивости, которая позволяет приспособиться к условиям среды. По наследству передается способность к модификации.

2 группа

(Получают схемы скрещивания с рисунками желтого гладкого и зеленого морщинистого гороха, серой мухи с нормальными крыльями и черной мухи с укороченными крыльями, портреты Петра I, Н.В. Гоголя, одного из учеников школы и задание)

Задание: Объясните причину возникновения новых комбинаций признаков в F2 у гороха и мухи дрозофилы. Почему неповторим каждый на Земле? Почему так велико разнообразие живого мира?

Слайд №4,5

Примерный вывод 2 группы: Причина в комбинативной изменчивости. Комбинативная изменчивость возникает благодаря рекомбинации генов при кроссинговере, независимому расхождению гомологичных хромосом, случайной встрече гамет. Новые комбинации легко возникают, но и легко разрушаются, благодаря чему каждый из нас неповторим. Жизнь каждого уникальна.

3 группа

(Получают рисунки животных и человека с различными проявлениями мутаций, отрывок из произведения В.Гюго “Собор парижской богоматери” и задание)

“Клод…вытянул ребёнка из мешка, обнаружил, что это действительно уpoдец. У бедного маленького чертенка на левом глазу оказалась бородавка, голова ушла в плечи, позвоночник был изогнут, грудная клетка выпячена, ноги искривлены”.

Задание: Какой вид изменчивости представлен на рисунках, описан в романе? Возможно ли исправление подобных “ошибок природы”? Почему?

Слайд №6

Примерный вывод 3 группы: Это мутации. Исправление “ошибок природы” невозможно, так как изменение в данном случае затрагивает генотип.

4 группа

(Получают задание со словами Омара Хайяма и статистическими данными)

Раздался голос старого горшка:
“Они кричат – кривы мои бока.
Они кричат, что я – смешной уpoд”.
Что ж, дрогнула Горшечника рука?

(Омар Хайям)

Каждое пятилетие в мире издаётся каталог аутосомнодоминантных, аутосомнорецессивных и сцепленных с полом наследственных заболеваний человека и каждый раз этот список увеличивается.

Задание: Соотнесите смысл слов Омара Хайяма и данные о наследственных заболеваниях людей. В чем причины происходящего?

Примерный вывод 4 группы: Причины мутаций:

- физические (ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение, повышение температуры и т.д.)

- химические (яды, некачественная пища, просроченные лекарства и др.)

- биологические (вирусы).

5. Влияние человека на проявление мутагенных факторов (Мозговой штурм)

- Как уменьшить воздействие мутагенных факторов на человека?

(Выслушав любые мысли учащихся, не критикуя, эксперты объединив творческие мысли учащихся, формулируют “коллективный ответ”).

Необходимо уменьшить влияние мутагенных факторов. Вредные привычки, как один из разновидностей мутагенных факторов, – зависят только от каждого из нас.

Послушайте стихотворение-продолжение ваших мыслей:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Вывод: Вредные привычки уничтожают не только организм, но будущее. Вдумайтесь!

Вы можете остаться сухими cyчками на древе вашего рода, не способного ничего дать после себя или же произвести уpoдливые веточки. А каково будет их будущее?

6. Методы изучения генетики человека.

1. Решение биологических задач в группах

1 группа

В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить семье участок земли. Чтобы не “распылять” семейного земледелия, часто женихов и невест подбирали среди родственников. В таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Почему? Какой метод позволит объяснить это явление?

2 группа

Чем старше родители, тем больше вероятность рождения у них детей с синдромом Дayна (в клетках не по 46, а по 47 хромосом)

Возраст женщины Риск рождения
20-24 1 : 1986
25-29 1 : 1319
30-34 1 : 603
36-39 1 : 217
40-44 1 : 84
45 и старше 1 : 31

Почему? Укажите метод, позволяющий объяснить причину заболевания? (При ответе использовать слайд №7)

3 группа

Жозе и Луи родились близнецами. До 12 лет развивались одинаково. А вот после 12 лет Жозе рос обычно, а Луи прекратил расти. Какова причина? Какие методы позволяют объяснить это?

(При ответе использовать слайд №8)

4 группа

В Талмуде (II век нашей эры) описаны cмepтельные кровотечения у мальчиков после обрезания. И предписывалось всех родственников мужского пола по женской линии, рождающихся впоследствии в таких семьях, не обрезать. Почему? Какой метод лег в основу данного факта?

2. Родословная А.С. Пушкина.

(Рассказ ученика с использованием слайда №9, выполнившего индивидуальное домашнее задание).

3. Сдача на проверку своих генеалогических древ (домашнее задание предшествующего урока).

7. Итог урока

А) Как сохранить генофонд человечества?

  • нежелательность родственных бpaков
  • минимальное использование пестицидов и гербицидов на полях
  • недопустимость ядерного, бактериологического, химического оружия
  • нет вредным привычкам
  • рождение детей по возможности в наиболее благоприятном возрасте
  • использование медико-генетических консультаций.

Б) Возможно оценивание самых активных учащихся экспертами, учителем, группой.

8. Рефлексия “Написание эссе”

- “Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения).

9. Д/з. Оценив свою работу на уроке, подготовьтесь к контрольному тесту по данной теме



Комментарии:

"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"


    "Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

      Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....

17 07 2025 18:20:34

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

16 07 2025 11:31:52

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

15 07 2025 4:56:41

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

14 07 2025 3:47:58

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

13 07 2025 8:35:15

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

12 07 2025 1:34:42

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

11 07 2025 2:29:56

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

10 07 2025 18:10:27

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

09 07 2025 13:41:26

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

08 07 2025 20:24:44

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

07 07 2025 9:48:30

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

06 07 2025 15:59:10

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

05 07 2025 7:57:50

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

04 07 2025 10:27:46

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

03 07 2025 2:51:44

Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс

      В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....

02 07 2025 22:49:43

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

01 07 2025 5:11:41

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

30 06 2025 8:34:27

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

29 06 2025 8:35:17

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"


    Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

      Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

28 06 2025 20:26:23

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

27 06 2025 20:17:57

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

26 06 2025 6:14:59

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

25 06 2025 17:58:32

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

24 06 2025 0:48:16

Эволюция в вопросах и ответах

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....

23 06 2025 12:53:23

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

22 06 2025 19:46:28

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

21 06 2025 12:50:41

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

20 06 2025 23:42:23

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

19 06 2025 20:48:53

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

18 06 2025 14:23:31

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

17 06 2025 20:59:29

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

16 06 2025 17:21:45

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

15 06 2025 18:23:53

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

14 06 2025 3:59:20

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

13 06 2025 18:10:13

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

12 06 2025 9:39:21

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

11 06 2025 21:51:41

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

10 06 2025 2:42:21

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

09 06 2025 0:34:55

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

08 06 2025 22:51:38

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

07 06 2025 19:31:27

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

06 06 2025 4:14:49

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

05 06 2025 20:15:16

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

04 06 2025 22:31:35

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

03 06 2025 0:52:36

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

02 06 2025 6:37:19

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"


    Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"

      Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

01 06 2025 16:46:29

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

31 05 2025 17:18:52

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

30 05 2025 20:23:40

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

29 05 2025 0:15:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::