Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

Тема. Гумopaльная регуляция функций организма.
Цели:
- закрепить знания о гумopaльном механизме как одном из способов регуляции функций организма;
- продолжить формирование представлений о железах внутренней секреции и их роли в жизнедеятельности организма;
- определить степень усвоения учащимися основных понятий темы;
- развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения пpaктических задач;
- осуществлять гигиеническое воспитание школьников;
- воспитывать культуру общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; рисунки-схемы с изображением строения железы внутренней и внешней секреции; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение профиля человека; таблица с изображением признаков различных заболеваний эндокринной системы; рисунок «Влияние пересадки пoлoвых желез на проявление вторичных пoлoвых признаков у кур»; карточки с биологическими задачами для организации парной работы, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. Формулирование цели. Постановка проблемного вопроса.
– На сегодняшнем уроке мы продолжаем
знакомиться с организмом человека. Прочтите тему
урока (Гумopaльная регуляция функций организма).
Запишите тему в тетради.
– Итак, сегодня у нас урок обобщения и
систематизации знаний по теме: «Гумopaльная
регуляция функций организма». Опираясь на
содержание темы и тип урока, сформулируйте его
цели.
– Кроме этого, в конце урока мы должны будем
ответить на вопрос: «Почему железы внутренней
секреции называют маленькими органами большого
значения?».
2. Обобщение и систематизация знаний
Фронтальная беседа по вопросам:
– В процессе изучения темы мы познакомились с
рядом новых понятий. Первым из них является
понятие гумopaльной регуляции. Какие способы
регуляции вам известны?
– Что такое нервная регуляция?
– Что такое гумopaльная регуляция?
Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.
Задание 1. Опираясь на содержание понятий «нервная» и «гумopaльная» регуляция, определите, к какому типу регуляции имеют отношение следующие явления. Мотивируйте ответ.
- Адреналин, попадая в кровь, усиливает сердцебиение и сужает кровеносные сосуды.
- Горячая вода, воздействуя на рецепторы кожи, вызывает расширение ее сосудов.
- Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к учащению дыхания.
- Воздействие на организм высокой температуры приводит к учащению сердцебиения.
- Под действием импульсов, передающихся по одним нервам к сосудам, последние сужаются, а под действием импульсов, передающихся по другим нервам – расширяются.
Фронтальная беседа по вопросам
Следующим понятием с которым мы познакомились
является понятие «железа».Что такое железа?
– Какие виды желез вам известны?
– Что мы называем железой внутренней секреции?
– Что мы называем железой внешней секреции?
– В чем особенность желез смешанной секреции?
Задание 2. Рассмотрите рисунок «Микроскопическое строение желез» (демонстрация через мультимедийный проектор). Определите, какой из них отражает строение железы внутренней, а какой – внешней секреции?
Проверка правильности выполнения индивидуального задания
Далее мы будем вести разговор преимущественно о железах внутренней секреции. И начнем его с оценки правильности выполнения индивидуального задания.
Задание 3 (индивидуальное). Распознайте на рисованных моделях железы и разместите их на изображении профиля человека. Подготовьте рассказ о расположении желез в его теле.
Фронтальная беседа по вопросам
– Следующее понятие, к содержанию которого мы обратимся – «гормоны». Что такое гормоны?
Задание 4. Назовите, какими железами выpaбатываются следующие гормоны. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).
- Гормон роста.
- Тироксин.
- Адреналин.
- Андрогены.
- Инсулин.
- Вазопрессин.
- Глюкагон.
- Паратгормон.
- Тиреотропин.
- Глюкокортикоиды.
- Кальцитонин.
Проверка правильности выполнения индивидуального задания
– Каждый гормон отвечает за регуляцию
определенных функций в организме.
Один ученик получил задание привести в
соответствие предложенные ему гормоны и функции.
Проверим, насколько он хорошо справился с
заданием.
Задание 5 (индивидуальное). Каждому гормону из левого столбца подберите одну или несколько соответствующих функций из правого. (Условие задания демонстрируется через мультимедийный проектор).
| 1 | тироксин | А | стимуляция синтеза белка |
| 2 | адреналин | Б | снижение уровня глюкозы в крови |
| 3 | гормон роста | В | усиление возбудимости нервной системы |
| 4 | глюкагон | Г | стимуляция сердцебиения |
| 5 | инсулин | Д | снижение уровня глюкозы в крови |
Фронтальная беседа по вопросам
– Количество гормонов, выделяемых железой
должно соответствовать норме. В противном случае
развиваются состояния, которые хаpaктеризуются
как гипо- и гиперфункции. Что такое гипофункция?
– Что такое гиперфункция?
– Знания о функциях желез внутренней секреции, а
также о последствиях их нарушения используйте
для решения предложенных биологических задач.
Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой
Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?
Задача 2. Рассмотрите таблицу на доске. Признаки каких заболеваний, связанных с нарушением функций гипофиза на ней изображены? Назовите причины и признаки этих болезней. Как вы считаете можно ли избавиться от этих болезненных состояний? Каким образом?
Задача 3. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?
Задача 4. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?
Задача 5. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.
Задача 6. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?
Задача 7. Известно, что адреналин относится к числу основных адаптивных гормонов, которые обеспечивают выживание организма в условиях с повышенных физических и умственных нагрузок. Вспомните, какие реакции в организме человека вызывает адреналин и какое значение для организма, находящегося в состоянии стресса могут иметь эти реакции. Какие еще железы, на Ваш взгляд, являются частью адаптивной системы организма?
Задача 8. В рассказе И.Тургенева \"Живые мощи\" есть такие строки: \"Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос\". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?
Задача 9. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?
Задача 10. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?
Задача 11. Рассмотрите рисунок \"Влияние пересадки пoлoвых желез на вторичные пoлoвые признаки у кур\". Приготовьте по нему рассказ. Сделайте вывод о функциях пoлoвых желез. Какие железы выpaбатывают пoлoвые гормоны?
Задача 12. Одним из богатейших источников женского пoлoвoго гормона, используемого для пpaктических целей является моча молодых жеребцов. Почему?
3. Контроль и коррекция знаний учащихся
Выполнение тестовой работы
Вариант 1.
Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.
1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:
а) брома;
б) йода;
в) калия;
г) железа
2. Железы внутренней секреции выpaбатывают гормоны, которые поступают в:
а) кишечник;
б) кровяное русло;
в) тканевую жидкость;
г) нервные клетки.
3. Мозговое вещество надпочечников выpaбатывает гормон:
а) роста;
б) глюкагон;
в) адреналин;
г) альдостерон.
4. К железам смешанной секреции относят:
а) надпочечники;
б) гипофиз;
в) поджелудочную железу;
г) щитовидную железу.
5. Основными процессами гумopaльной регуляции функций в организме управляет:
а) щитовидная железа;
б) гипофиз;
в) надпочечники;
г) поджелудочная железа.
Вариант 2.
Задание. Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.
1. Сколько из названных желез имеет специальные протоки: слюнная, щитовидная, гипофиз, потовая, надпочечник:
а) три;
б) пять;
в) две;
г) четыре.
2. Гормоны – это:
а) белки, катализирующие химические реакции;
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;
в) соединения белков с витаминами;
г) биологически активные вещества, выpaбатываемые организмом.
З. Тироксин – это гормон:
а) поджелудочной железы;
б) пoлoвых желез;
в) щитовидной железы;
г) надпочечников.
4. Признаком сахарного диабета считается:
а) повышение уровня инсулина в крови:
б) увеличение величины кровяного давления;
в) уменьшение уровня глюкозы в крови;
г) увеличение содержания глюкозы в крови.
5. Гигантизм связан с нарушением функций:
а) надпочечников;
б) гипофиза;
в) поджелудочной железы;
г) щитовидной железы.
Взаимоконтроль. Правильные ответы демонстрируются через мультимедийный проектор.
1 вариант – б, б, в, в, б.
2 вариант – в, г, в, г, б.
4. Подведение итогов урока
Обращение к цели урока. Обращение к проблемному вопросу урока: «Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?». Место темы в курсе. Выставление оценок.
Список использованной литературы:
1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и
его здоровье» в 8 классе: Книга для учителя. –
Воронеж: Государственное образовательное
учреждение «Воронежский государственный
педагогический университет», 2002. – 196 с.
2. Колесов Д.В. «Биология. Человек» 8 класс:
Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:
Дрофа, 2006. – 336 с.
3. Лернер Г.И. ГИА 2009. Биология: Сборник
заданий : 9 класс – М.: Эксмо, 2008. –208 с. –
(Государственная итоговая аттестация (по новой
форме): 9 класс.
4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы
обучения биологии. Человек и его здоровье: Кн. Для
учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. –
192 с.
5. Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический
материал по анатомии, физиологии и гигиене
человека. М.: РАУБ, Топикал, 1995.
6. Рохлов В.С. Дидактический материал по
биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 1997. – с. 240: ил
Комментарии:
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
09 12 2025 17:36:10
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
08 12 2025 22:13:28
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
07 12 2025 22:45:42
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
06 12 2025 19:31:13
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
05 12 2025 23:43:59
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
04 12 2025 12:40:33
Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....
03 12 2025 11:59:10
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
02 12 2025 23:34:48
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
01 12 2025 10:49:33
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
30 11 2025 22:11:53
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
29 11 2025 11:37:16
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
28 11 2025 3:19:43
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
27 11 2025 10:51:54
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
26 11 2025 23:26:29
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
25 11 2025 5:48:11
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
24 11 2025 23:24:13
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
23 11 2025 10:10:54
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
22 11 2025 22:38:20
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
21 11 2025 3:46:10
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
20 11 2025 6:34:30
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
19 11 2025 6:55:18
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
18 11 2025 8:50:36
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
17 11 2025 11:39:45
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
16 11 2025 18:36:56
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
15 11 2025 18:41:12
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
14 11 2025 6:25:30
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
13 11 2025 2:51:45
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
12 11 2025 22:19:37
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
11 11 2025 11:18:14
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
10 11 2025 7:26:44
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
09 11 2025 3:46:13
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
08 11 2025 4:53:44
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
07 11 2025 20:36:32
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
06 11 2025 12:53:31
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
05 11 2025 19:49:10
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
04 11 2025 22:39:23
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
03 11 2025 17:55:44
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
02 11 2025 10:34:40
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
01 11 2025 11:35:29
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
31 10 2025 15:17:18
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
30 10 2025 20:14:35
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
29 10 2025 8:28:41
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
28 10 2025 8:52:19
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся.
...
27 10 2025 1:25:17
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
26 10 2025 13:51:13
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
25 10 2025 19:44:12
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
24 10 2025 8:59:26
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
23 10 2025 8:52:22
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 10 2025 7:48:28
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
21 10 2025 22:19:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"