Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

Планируемые  результаты:

а) учащиеся    получают  представление  о   многообразии  грибов, их   роли  в  природе  и  в  жизни   человека;
б) учащиеся  систематизируют  свои   знания  о  грибах,  показывают   уровень  усвоения  информации  и   степень  сформулированности   ряда  ителлектульных  умений.

Личностная значительность изучаемого для школьника:  

умение    предъявить  результаты  своей   работы,  формирование чувства  успеха.

Наглядный материал:  гербарий.

Методы  обучения:

репродуктивный,  частично-поисковый,  рассказ,   беседа.

Форма  организации учебной деятельности:  

комбинированный   контрольно-учетный  урок.    Проверочная  работа.  

Приемы  деятельности учителя.

Краткое повторение изученного, проведение   самостоятельной работы,    беседа  об  актуальных     проблемах  науки.

Организация деятельности учащегося.           

  Кратко повторяют  основные  понятия,   выполняют самостоятельную работу.

Развитие умений учащихся.                   

Работать   в  заданном  темпе,  четко   выполнять  задания,  проявлять   упорство  и  не  теряться  при   проведении  самостоятельной    работы.

Основные понятия и  термины урока.   

Эукариоты,   гетеротрофы,  сопрофиты,  разрушители,   потребители,   симбиоз,  грибы,  паразиты,  аллергия.

Источники информации:     

В.Каверин. «Открытая  книга», подборка информационных материалов из научно-популярных   журналов  и   книг.

 План  урока:            

 I. Организационный  момент  –  (2 мин.)
II. Самостоятельная    работа  –  (15 мин.)
III. Объяснение   нового  материала  –  (15 мин.)
IV. Закркепление  – (10 мин.)
V. Домашнее  задание   –  (1 мин.)

II.Самостоятельная    работа.

1)   Работа  по   карточкам  – (5 мин.)
2)    Разноуровневые  задания  в  виде   карточек,  диктантов,  тестов  –  (10 мин.)

 

Устный опрос

«5»

  1. Какими признаками растений и животных обладают грибы?
  2. Как размножаются грибы?
  3. Почему паразитические грибы получили такое название? Примеры.

«4»

  1. Что такое симбиоз и микориза?
  2. Каковы особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов?
  3. Каково значение грибов в природе и в жизни человека?

«3»

  1. Дайте определения словам: грибы, микология, конидии.
  2. Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов?
  3. Как предотвратить отравление грибами?

Карточка

«5»

  1. Грибы паразиты
  2. Как происходит брожение теста?
  3. Строение клетки и жизнедеятельность грибов.

Карточка

«4»

  1. Объяснить способы размножения грибов?
  2. Что Вы знаете о плесневых грибах?
  3. Общая хаpaктеристика грибов.

Карточка

«3»

  1. Дайте определения словам: зооспоры, спорангии, гифы, мицепит.
  2. В чем отличие пеницилла от аспергилла?
  3. Почему сжигаются остатки пораженных растений?

Диктант

«5»

  1. Грибы – особая группа ядерных организмов.
  2. Известно более 300 тыс. видов грибов.
  3. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что они паразитируют на других живых организмах.
  4. Хищные грибы имеют приспособления к захвату мелких круглых червей, обитающих в почве.
  5. В грибах образуется запасное вещество гликоген, а в состав клеточных стенок входит хитин.
  6. Гриб аспергилл вызывает у птиц заболевание легких аспергиллез, а у людей он повреждает уши, носовую полость, глаза, кожу, корни волос, ногти.
  7. Трутовые грибы поражают большинство органов растений, в результате чего пораженная ткань разрастается, образуя опухоли, заполненные мажущейся темной массой, состоящей из спор.
  8. Грибы – гетеротрофные растения
  9. Плодовое тело гриба – это специальное образование из плотно переплетенных гиф мицелия, в котором происходит процесс спорообразования.
  10. Грибы в большинстве случаев – аэробные растения.

«4»

1. Грибы – широко распространены в почве, …………
(воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий.)

2. У грибов запасным питательным веществом является …… (гликоген), а у растений …… (крахмал)

3. Наука, изучающая грибы называется …… (микология)

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются …… (гифами), а в сумме эти нити составляют …… (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается вегетативным путем - …… (почкованием)

6. Грибы называются дрожжами, из-за их свойства вызывать …… (бражение)

7. Пенецилл используют в медицине для получения …… (пенициллина), а из аспергилла получают …… (лимонную кислоту).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из …… и …… (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами: …… (вегетативным, бесполым, пoлoвым)

10. Сморчки, строчки, белянки и др. грибы: перед употрeблением в пищу, надо дважды прокипятить, а воду после кипячения вылить, потому что вместе со слитой водой удаляются ……(ядовитые вещества)

«3»

  1. Грибы бывают одноклеточные (низкие) и …… (многоклеточные, высшие)
  2. Микроскопически мелкие грибы, с давних пор применяемые человеком - …… (дрожжи)
  3. К съедобным грибам относят ……
  4. Ложный опенок, серый мухомор, навозники – это …… (ядовитые) грибы.
  5. В сосновом бору, ельниках встречаются …… (рыжики).
  6. Гриб, встречающийся в пустынных, полупустынных местностях, имеющий выпуклую внизу трубчатую шляпку и плотную ножку - …… (белый степной)
  7. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха, ……, ……, (влага, тепло).
  8. Взаимовыгодная связь 2-х организмов: гриба и дерева называют …… (симбиоз)
  9. В борьбе с паразитическими грибами используют …… (ядохимикаты)
  10. Грибы применяют ……

Тест. Самостоятельная работа

«3»

  1. Грибы питаются:
    1. Образуя на свету органические вещества
    2. Готовыми органическими веществами
    3. Только органическими веществами живых организмов
    4. Поселяясь на продуктах питания
  2. Микориза:
    1. Плодовое тело гриба
    2. Болезнь растений, вызываемая грибами
    3. Грибокорень
    4. Часть грибницы
  3. Сапрофиты:
    1. Мхи
    2. Грибы
    3. Лишайники
    4. Водоросли
  4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
    1. Они живут в почве
    2. Не имеют хлорофилла
    3. Паразитируют на др. живых организмах
    4. Имеют небольшие размеры
  5. Грибы размножаются:
    1. Спорами
    2. Семенами
    3. Частью корня
    4. Частью стeбля
  6. К ядовитым грибам относится:
    1. Опенок
    2. Сыроежка
    3. Лисичка
    4. Бледная поганка
  7. Бактерии и грибы относят к:
    1. Одному царству живых организмов
    2. Царству растений
    3. Разным царствам живой природы
    4. Лишайникам
  8. Грибы – паразиты
    1. Образуют на свету органические вещества
    2. Поселяются на продуктах питания
    3. Поселяются на др. живых организмах
    4. Питаются готовыми органическими веществами
  9. Вегетативное тело гриба представлено:
    1. Мицелием
    2. Мицелием и плодовым телом
    3. Плодовым телом
    4. Не существует
  10. К плесневым грибам относится
    1. Мукор
    2. Лисичка
    3. Дрожжи
    4. Головня
  11. К шляпочным грибам относят
    1. Дрожжи
    2. Сыроежка
    3. Головню
    4. Мукор
  12. Древесину деревьев разрушает гриб
    1. Пеницилл
    2. Трутовик
    3. Мукор
    4. Головня
  13. Дрожжи представляют собой:
    1. Длинные нити, состоящие из клеток
    2. Одноклеточные организмы
    3. Разветвленные нити, не разделенные на отдельные клетки
    4. Нет правильного ответа
  14. Плодовые тела у шляпочных грибов:
    1. Служат для образования спор
    2. Служат для образования гамет
    3. a+b
    4. Не имеют отношения к размножению
  15. К cмepтельно ядовитым грибам относятся:
    1. Бледная поганка сатанинский гриб, лисичка, желчный гриб.
    2. Бледная поганка, белый мухомор, ложная лисичка, красный мухомор.
    3. Бледная поганка, ложные опята, ложная лисичка, сморчки.

«5»

  1. Гифы гриба состоят из:
    1. Одной клетки
    2. Множества соединенных между собой клеток
    3. Одной гигантской клетки, не разделенной перегородками.
    4. b+c
  2. Низшие грибы образованы:
    1. Многоклеточным мицелием
    2. Неклеточным мицелием
    3. Зачатками мицелия
    4. b+c
  3. Число ядер в клетках грибов:
    1. Одно
    2. Два
    3. Много
    4. a+b,+c
  4. Органеллы клеток грибов:
    1. Ядро, митохондрии, пластиды, рибосомы и др.
    2. Одно или несколько ядер, митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи, ЭПС и др.
    3. ЭПС, рибосомы, лизосомы, два ядра, хромопласты, хлоропласты
    4. Нет правильного ответа
  5. Какие признаки сближают грибы с растениями?
    1. Наличие хитина, запасное вещество гликоген, гетеротрофный способ питания
    2. Неограниченный рост, наличие клеточной стенки, вакуоли, отсутствие способности к движению.
    3. наличие клеточной стенки, хитина, поглощение пищи всасыванием, размножение семенами.
    4. a+c.
  6. Грибы вступают в симбиоз с:
    1. Водорослями
    2. Цианобактериями
    3. Высшими растениями
    4. a+b+c
  7. Грибы снабжают растения:
    1. Органическими веществами
    2. Минеральными веществами
    3. Витаминами, водой
    4. b+c.
  8. Способы размножения грибов:
    1. Пoлoвoй
    2. Бесполый
    3. a+b
    4. Грибы не размножаются
  9. Вегетативное размножение грибов может осуществляться:
    1. Почкованием
    2. Частями мицелия
    3. Отдельными клетками вследствие распада
    4. a+b+c
  10. Грибы рода Пеницилл имеют мицелий:
    1. Клеточный
    2. Неклеточный
    3. Мицелия не имеют
    4. a+b
  11. Дрожжи развиваясь на сахаристых средах без доступа кислорода, осуществляют:
    1. Спиртовое брожение
    2. Уксуснокислое брожение
    3. Молочнокислое брожение
    4. Маслянокислое брожение
  12. С какими растениями шляпочные грибы образуют микоризу?
    1. Водорослями, цветковыми
    2. Мхами, папоротниками
    3. Хвощами, плаунами
    4. Голосеменными, цветковыми
  13. Микозы – это:
    1. Грибковые заболевания человека
    2. Заболевания растений
    3. Симбиоз грибов с растениями
    4. Микориза
  14. Грибы используют для получения:
    1. Белка, антибиотиков
    2. Ростовых веществ, витаминов
    3. Лимонной кислоты, ферментов
    4. a+b+c
  15. Спасти человека, отравившегося cмepтельно ядовитыми грибами, трудно, так как:
    1. Токсины, выделяемые грибами, крайне ядовиты
    2. В грибах содержится очень много ядовитых веществ
    3. Яды грибов очень быстро растворяются и всасываются
    4. Симптомы отравления появляются через 12-24 часа, когда действие токсинов необратимо.

«4»

  1. Мицелий представляет собой
    1. Систему тонких ветвящихся нитей
    2. Отдельные клетки
    3. Колонию клеток
    4. Нет правильного ответа
  2. Высшие грибы образованы
    1. Неклеточным мицелием
    2. Клеточным мицелием
    3. a+b
    4. Ничем
  3. Запасным веществом грибов является:
    1. Крахмал
    2. Гликоген
    3. Инумен
    4. Целлюлоза
  4. Какие признаки сближают грибы с животными?
    1. Отсутствие пластид, гликоген, неограниченный рост
    2. Гликоген, наличие хитина, гетеротрофный способ питания
    3. Гликоген, поглощение пищи путем всасывания, хитин
    4. a+c
  5. Грибы из корней растений потрeбляют:
    1. Органические вещества
    2. Минеральные вещества
    3. Воду
    4. Ничего
  6. Бесполое размножение грибов осуществляется:
    1. При помощи спор
    2. Вегетативным способом
    3. a+b
    4. Не существует
  7. Особенности мицелия грибов рода Мукор:
    1. Клеточный
    2. Несептированный
    3. Грибы этого рода мицелий не имеют
    4. a+b
  8. Вегетативное размножение дрожжей осуществляется:
    1. Фрагментами мицелия
    2. Спорангиспорами
    3. Почкованием
    4. a+b
  9. Пoлoвoе размножение грибов может осуществляться посредством слияния:
    1. Мужских и женских пoлoвых клеток (гамет)
    2. Содержимого пoлoвых структур – гаметангиев
    3. Вегетативных клеток мицелия
    4. a+b+c
  10. У грибов в отличие от бактерий в клетках
    1. есть оформленное ядро
    2. есть цитоплазма
    3. есть пластиды
    4. нет клеточной оболочки
  11. Трубчатый гриб
    1. Сыроежка
    2. Подберезовик
    3. Лисичка
    4. Мухомор
  12. Для получения теста используют:
    1. Головню
    2. Пеницилл
    3. Дрожжи
    4. Мукор
  13. Дрожжи размножаются
    1. Яйцеклетками
    2. Зооспорами
    3. Почкованием
    4. Cпepматозоидами
  14. Пластинчатый гриб
    1. Белый
    2. Подосиновик
    3. Маслянок
    4. Рыжик
  15. Мукор в отличие от шляпочных грибов:
    1. Состоит из 1 клетки
    2. Размножается спорами
    3. Не растет
    4. Питается органическими веществами

Мини контрольная работа.

«3»

  1. Подпишите строение гриба
  2. Задача.

Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как Вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

  1. Выпишите буквенные обозначения, соответствующие правильной цифре 1 и 2.

«4»

  1. Нарисуйте и подпишите составные части гриба
  2. Задача.
    Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые «рожки». Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.
  3. Выпишите буквенные обозначения, соответствующие правильным цифрам.
  1. Одноклеточные грибы
  2. Плесневые грибы
  3. Шляпочные грибы
  4. Грибы – паразиты
  5. Ядовитые
    1. Аспергилл
    2. Дрожжи
    3. Навозник
    4. Белый гриб
    5. Веселки
    6. Пеницилл
    7. Мучнистая роса
    8. Серый мухомор
    9. Дубовик
    10. Головня
    11. Белая плесень
    12. Маслята
    13. Подосиновик
    14. Трутовик
    15. Ржавчинные

«5»

  1. Рассмотрите рисунок и сравните плесневый грибы, и выявите черты различия или же сходства в их строении. Сделайте вывод об уровне их организации.
  2. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?
  3. Дайте сравнительную хаpaктеристику одноклеточным и многоклеточным грибам.


III. Объяснение   нового  материала 

 ЗНАЧЕНИЕ   ГРИБОВ  В  ПРИРОДЕ  И  ЖИЗНИ   ЧЕЛОВЕКА.

Грибы   играют  большую  роль  в   круговороте  веществ  в  природе,  в   разложении   остатков  животных  и   растений,  попадающих  в  почву,   образовании  в  почве  органического   вещества,  повышении  плодородия   почвы.

Многие   грибы  обладают  богатым  ферментным   аппаратом,  а   также  образуют   ряд  физиологически  активных   веществ.  Эти  свойства  грибов   широко  используются  человеком.   Ферменты  ряда  грибов  применяются   для  различных  целей:   нектиназы –  для  осветления  фруктовых  соков;  целлюлозы – для  переработки   сырья,  грубых  кормов,  разрушения   остатков  бумажных  отходов,    протеазы –  для  гидролиза   белков;   амилазы –  для   гидролиза  крахмала  и  т.д.   Во   Вьетнаме  приготовляют  соевые  соусы   при  помощи  ферментов  некоторых   плесневых  грибов.  Одно  из   выдающихся  достижений  последнего   времени – открытие  антибиотиков.   Новый  антибиотик,  получивший   широкое  применение  в  пpaктике,   был  пенициллин –  продукт   жизнедеятельности  одного  из  видов   грибов-пенициллов.  В  медицине   широко  применяют  препараты  из   склероциев  спорыньи.  При  помощи   гриба  черной  плесени  (Aspergillus    niger)  в  промышленном  масштабе   получают  лимонную  кислоту.

Грибы  из   рода  фузариум  продуцируют  ростовое   вещество –  гиббереллин,  получившее   название  от  наименования   сумчатой   стадии  их –  гибберелла   фуджикуроя.   Обработка  растений   гиббереллинами  повышает  их   продуктивность:  увеличивается   завязывание  ягод  винограда,    ускоряется  время  зацветания   декоративных  растений,  быстрее   отрастает  трава  на  газонах  и   т.п.

Некоторые   грибы  паразитируют  на  насекомых   и  на  других  грибах.  Из  таких   грибов  созданы  препараты,   применяемые  для  уничтожения   вредных  насекомых  (боверин,   получивший  название  от  гриба   боверия,  на  основе  которого  он   создан).  Для  борьбы  с  почвенными   патогенами  растений  создан   препарат  триходермин,  состоящий  из   спор  и  мицелия  гриба  триходерма   и  субстрата,  на  котором  гриб   выращивался  (чаще  всего  торфа).

С   ХVI   в.  Известен  культ  священных   мексиканских  грибов,  как  позднее   было  установлено,  относящихся  к   роду  псилоцибе,  их  опьяняющее  и   наркотическое  действие.  Съеденные   человеком  грибы  в  рыом  виде   вызывают  галлюцинации,   сопровождающиеся  веселость.,   возбуждением,  фантастическими   видениями.

Однако   не  все  грибы  приносят  пользу.   Многие  из  них  весьма  вредны.   Из  таковых  наиболее  известны   грибы – паразиты  растений,   потеря  урожая  и  порча   сельскохозяйственной  продукции  от   которых  настолько  велики,  что   борьбой  с  ними  занимаются   специальные  государственные   учреждения,  а  с  некоторыми – международные  организации.  Наука,   изучающая  болезни  растений,   вызываемые  грибами  и  другими   организмами,  называются  фитопатология.    О  многих  грибах,  вызывающих   болезни  растений,  рассказывается  в   настоящей  книге.

Большой    вред   грибы   наносят    лесному  хозяйству,  поражая  как   растущие  деревья,  так  и  деловую   древесину.  По  данным  чешских   микологов,   древоразрушающие  грибы    в  среднем   уничтожают  10  –   30%   заготовляемой  древесины.    Грибы  разрушают  деревянные   постройки,  деревянные  части  других   строений  (домовые  грибы),  шпалы,   фанеру.

Грибы   портят  смaзoчные  масла  и  другие   нефтепродукты,  оптические  изделия,   лакокрасочные  покрытия,  вызывают   коррозию  металлов.   Грибы   разрушают  книги,  используя  для   питания  клей,  нитки,  т.е.   все   вещества,  составляющие  книгу.   Известна  порча  грибами   произведений  искусства,  у  которых   они  разрушают  слой  красок,   грунтовое  покрытие,  в  связи  с   чем  разрыхляется  и  отслаивается   красочный  слой.

Многие   грибы  вредят  здоровью  людей  и   животных.   Известны  грибы  –   возбудители  кожных  заболеваний,   волосяных  покровов,  ногтей   (стригущий   лишай,  парша,  разного  рода   дерматиты).   Грибы  поражают   легкие,  особенно  у  молодняка   птиц  (аспергиллез  птиц),  в  ряде   случаев  являются  причиной   хронического  гайморита,  заболеваний   глаз  человека,  различных  болезней   рыб  и  т.п.

Очень   вредоносны  микотоксикозы –   заболевания  человека  и  животных,   связанные  с  отравлением  пищевых    продуктов  и  кормов  токсинами   (ядами)  грибов.  Употрeбление  в   пищу  зерна,  отравленного  токсинами   грибов  фузариев,  является  причиной   таких  заболеваний  людей,  как   септическая  ангина  и  уровская   болезнь  (связанная  с  нарушением   нормального  роста  костей  у   детей).   Использование  в  30-х   годах  для  кормления  лошадей   сена  и  соломы,  на  которых   развивался  гриб  Stachybotrys  alter-natis,   вызывало  массовое  заболевание  и   большую  гибель  лошадей.  Болезнь   эта  получила  название   стахиботриотоксикоз  (по  имени   гриба – ее  возбудителя).

Очень опасна  вредоносная  деятельность   грибов  в  книгохранилищах  и   музеях.  Грибы,   вредящие  в   книгохранилащах,  насчитывают  около   200  видов.  Они  способны  в   течение  трех  месяцев  разрушить   от  10  до  60%  волокон  бумаги.   Известны  случаи,  когда  в   результате  деятельности  грибов   прочность  бумаги  снижалась  до   50%.  Все  это  может  привести  к   разрушению  весьма  ценных  книг.

Для   борьбы  с  грибами,  вредящими  в   музеях  произведениям  искусства,   используют  специальные  химические   средства,  которыми  обpaбатывают   как  сами  экспонаты,  так  и   тару,  в  которой  их  перевозят   и  хранят.

 IV. Закрепление (10 мин.)

       Лабиринт.

V. Домашнее задание: Повторить  те   вопросы,  которые  вызвали   затруднения  в  самостоятельной     работе.



Комментарии:

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

30 06 2025 4:31:26

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

29 06 2025 10:51:54

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

28 06 2025 17:16:39

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

27 06 2025 12:23:13

Развитие пoлoвых клеток. Мейоз


    Развитие пoлoвых клеток. Мейоз

      Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....

26 06 2025 21:28:41

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

25 06 2025 21:11:43

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

24 06 2025 2:59:17

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

23 06 2025 17:38:39

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

22 06 2025 3:39:31

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

21 06 2025 21:39:19

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

20 06 2025 16:20:53

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

19 06 2025 15:36:28

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

18 06 2025 17:35:52

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

17 06 2025 9:19:19

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

16 06 2025 10:14:16

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

15 06 2025 23:38:26

Занятие в творческом объединении "Цветоводство"


    Занятие в творческом объединении "Цветоводство"

      Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....

14 06 2025 2:56:26

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

13 06 2025 1:13:34

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

12 06 2025 1:19:58

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

11 06 2025 21:37:31

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

10 06 2025 3:46:49

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

09 06 2025 20:26:56

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

08 06 2025 6:13:43

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

07 06 2025 1:45:58

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

06 06 2025 23:39:32

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

05 06 2025 23:50:19

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"


    Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"

      Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

04 06 2025 20:34:21

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

03 06 2025 20:54:31

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

02 06 2025 20:26:19

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

01 06 2025 1:11:56

Биологическая игра "Орнитолог"


    Биологическая игра "Орнитолог"

      Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

31 05 2025 21:31:39

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

30 05 2025 1:52:24

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....

29 05 2025 14:17:52

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

28 05 2025 22:58:40

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

27 05 2025 4:27:29

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

26 05 2025 12:41:25

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

25 05 2025 20:37:28

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

24 05 2025 20:49:18

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

23 05 2025 23:58:24

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

22 05 2025 18:40:57

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии


    Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

      В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

21 05 2025 1:36:42

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

      Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

20 05 2025 14:13:25

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

19 05 2025 1:37:20

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

18 05 2025 9:52:48

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....

17 05 2025 22:28:50

Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"


    Урок-спектакль. Интегрированный урок (биология + обществознание + история). Контрольное обобщение по теме "Происхождение человека"

      Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....

16 05 2025 21:48:36

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

15 05 2025 19:32:19

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

14 05 2025 4:56:59

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

13 05 2025 4:22:24

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

12 05 2025 22:54:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::