Урок по теме "Направления органической эволюции" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

Урок представлен в виде Лаборатории Российской академии наук (по молекулярной генетике и эволюционным исследованиям).

На двери класса – «Лаборатория НИИ эволюционной биологии».

Оборудование: на столах – микроскопы и один микропрепарат (неподписанный – для определения ротового аппарата насекомого (комара) ; набор карточек – заданий; программа рабочего дня лаборатории; лист «Успешности»; лист самоконтроля; рефлексивный лист.

Ход урока. 

Учитель:

Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!

Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги. Заглянем в будущее и представим, что наши одиннадцатиклассники все поступили в институт, успешно его окончили и теперь работают в НИИ молекулярной биологии. (Учащиеся все в белых халатах). Начнем свою работу. У нас накопилось много вопросов, на которые следует найти ответы. У вас на столах – «Программа работы Лаборатории эволюционной биологии» (Приложение 1). Ознакомьтесь с программой, и вы увидите, что в ней освещены вопросы, которые нам необходимо рассмотреть сегодня.

Учитель (обращается к классу): Давайте определим цели нашей работы.

Учащиеся, опираясь на программу, определяют цели урока.

Цели урока:

  • выявить значение палеонтологии, молекулярной генетики, морфологии, сравнительной анатомии и эмбриологии в доказательстве эволюции органического мира;
  • провести лабораторную работу;
  • вспомнить направления и пути развития органической эволюции;

Учитель дополняет:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, нетерпимого отношения к негативным факторам, влияющим на здоровье человека;
  • быть мудрыми хозяевами Земли.

Учитель: Нам необходимо, опираясь на научные факты, доказать эволюцию органического мира.

На столе палеонтологические находки: зуб мамонта, кусок окаменевшего дерева, конечность лошади (модель).

Учитель: Палеонтологи доставили нам в лабораторию конечность животного, есть ли у вас предположения?

Выходит учащийся (на доске слайд «Филогенетический ряд лошади») (Приложение 2). Рассказывает: Древнейший предок лошади — эогиппус, найденный в отложениях начала третичного периода, был высотой не более 30 см и имел по четыре пальца на передних конечностях и по три на задних. Эогиппус опирался на все фаланги пальцев, что было приспособлением к обитанию в болотистой местности. Пищей ему служили плоды и семена.

Далее в связи с изменением кли­мата лесов становилось все меньше, и потомки эогиппуса все чаще ока­зывались в открытой местности типа степей. В результате этого на­блюдалась последовательная смена форм. Появились изменившиеся жи­вотные, все более приспосабливающиеся к разнообразной раститель­ной пище и более быстрому бегу. Сначала уменьшился IV палец, да­лее сохранились только три пальца, из которых наиболее крупным является средний. Так появилась но­вая прогрессивная форма — мезогиппус. Это трехпалое животное было высотой около 45 см.

В открытой степи животные могли спасаться от хищников лишь бегом. На твердом грунте преиму­щество в быстром беге было у тех, кто опирался лишь на один (III, т, е. средний) палец. Отбор был направлен на сохранение особей с хо­рошо развитым средним пальцем и уменьшенными остальными, которые перестали касаться земли. Так возникла следующая ступень эволюции лошади — меригиппус. У нее важные изменения произошли и в строе­нии зубов. Обитание в открытой местности обусловило приспособле­ние к питанию по преимуществу травой. Жевательная поверхность стала большей, приспособленной для перетирания жесткой расти­тельной пищи (злаки).

Далее эволюция привела к появлению гиппариона, найденного в поздних третичных отложениях. У него был сильно развит только средний палец. Боковые пальцы атрофирова­лись; от них сохранились лишь длинные добавочные кости. Возникло хорошо приспособлен­ное к жизни в степях крупное (высотой приблизительно 120 см) однопалое животное.

Потомок гиппариона — ископаемая лошадь, как и современная, имела на каждой ноге лишь по одному пальцу, на кончик которого она опиралась. Высота увеличилась до 150 см и более. По своему строению поверхность зубов лошадей хорошо приспособлена для перетира­ния пищи. Зубы меригиппуса, гиппариона, ископаемой и современных лошадей способны к перетиранию жесткой растительной пищи еще и потому, что продолжают расти непрерывно в раннем и среднем возрасте. Прирост их приблизительно равен износу.

Эти исследования проводил В.О. Ковалевский.

Вывод: В эволюционном процессе следует различать две стороны – прогресс и специализацию, то есть общее повышение организации и приспособления к конкретным условиям среды.

Учитель: Кроме этих находок, у нас имеются и другие. Посмотрите на лист – задание № 3 (Приложение 3). Выскажите свои предположения в листах «Успешности» (Приложение 4). Учащиеся выполняют задания и заполняют листы.

Учитель: Своим открытием, которое является неоспоримым доказательством эволюции, поделится кафедра молекулярной генетики.

На доске слайд «Филогенетические соотношения разных организмов» (Приложение 5). Рассказ учащегося:

Генетические методы изучения эво­люции разнообразны. Это и прямое определение генетической совмести­мости сравниваемых форм, и анализ цитогенетических особенностей орга­низмов. Анализ числа и особенностей строения хромо­сом в группах близких видов часто позволяет выявлять направления воз­можной эволюции генома таких форм, т. е. выяснять их эволюционные взаимоотношения.

Уже Ч. Дарвин сделал успешные попытки использовать биохимические показатели для уста­новления систематической принадлеж­ности тех или иных форм. Однако только начиная с середины 20 века, молекулярнобиологические методы вышли на передовые рубежи в изу­чении эволюционного процесса.

На молекулярном уровне процесс эво­люции связан с изменением состава нуклеотидов (в ДНК и РНК) и аминокислот (в белках). На современ­ном этапе развития молекулярной био­логии можно анализировать число раз­личий в последовательностях элемен­тов нуклеиновой кислоты или белка разных видов, судить по этому по­казателю о степени их отличий.

На слайде показан результат изучения филогенетических отношений 20 разных организмов на основе определения минимального числа воз­можных нуклеотидных различий меж­ду генами, кодирующими синтез белка цитохрома-С. Можно видеть, что в общем эти данные хорошо совпа­дают с выводами классической систематики.

Учитель: Анатомы и эмбриологи озадачили нас своими вопросами. Они у вас на столах в виде карточек № 2 и № 4 (Приложение 6). Выполните их и занесите ответы в листы «Успешности».

На доске слайд - «Явления зародышевого сходства» (Приложение 7).

Учитель: Объясните, какие законы вы наблюдаете на данном слайде? (Закон рекапитуляции Геккеля и Мюллера). В чем он проявляется? (Учащиеся отвечают.) Ребята, но вы должны помнить, что в ходе эмбриогенеза могут происходить нарушения. Каковы причины?

На доске слайд - «Уpoдства – генетический груз популяции» (Приложение 8). Рассказ учащегося:

Любое воздействие, нарушающее нормальный ход эмбриогене­за, может вызвать пороки развития зародыша. Развитие многих зародышей человека нарушается рано. Примерно 5% всех родив­шихся детей имеют явные уpoдства. Наука о врожденных аномалиях называется тератологией. Агенты, которые вызывают аномалии, называются тератогенами. Существует очень много тератогенов. Одни факторы вызывают генные мутации. Ионизирующая радиация, лекарственные препара­ты приводят к разрыву хромосом и изменению структуры ДНК. Другие врожденные заболевания обусловлены наличием лишних хромосом. Например, синдром Клайнфельтера (наличие лишней Х-хромосомы у мужчин, приводящей к недоразвитию семенников, стерильности и небольшой задержке умственного развития)

Большой вред на развивающийся эмбрион оказывает алкоголь и курение. При употрeблении алкоголя в количестве, большем 50-85 г в сутки, у детей наблюдается отставание в физическом и умст­венном развитии. У женщин - злостных курильщиц (20 и более сигарет в день) - часто рождаются дети с меньшей массой, чем у некурящих. Курение значительно понижает количество и подвижность cпepматозоидов в семенниках у мужчин, которые выкуривают по меньшей мере 4 сигареты в день.

Учитель: Зоологи представили нам неизвестный вид насекомого. Они затрудняются определить, по какому эволюционному пути идет развитие данного природного объекта. Задание № 5 - Лабораторная работа (Приложение 9). Изучите объект и заполните лист «Успешности».

Учитель: Из наших исследований сделаем вывод (предлагает учащимся поработать фронтально).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Эволюцию доказывают науки…
  2. Эволюция продолжается?
  3. Различают два направления эволюции, которые идут рядом, это …
  4. Пути прогресса – это …

Учитель: Эволюция носит необратимый хаpaктер. Что это означает?

Учащиеся: Каждый вид уникален и неповторим. Однажды исчезнув, он никогда вновь появиться не может, даже если потомки попадают в прежние условия существования. На доске слайд - « Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли» (Приложение 10)

Учащийся:

Пред нами нынче 21 век:
Свои проблемы и свои невзгоды.
Пусть будет мудр и славен человек -
Разумное творение природы!

Учитель: Заполните листы «Успешности»: поставьте себе оценки по количеству набранных баллов, используя для проверки лист «Самоконтроля» (Приложение 11) . В «Рефлексивном» листе (Приложение 12) ответьте на заданный вопрос и опишите свои впечатления об уроке.

Домашнее задание: решить задачи «Карточка № 1, №3» (Приложение 13)



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

01 04 2025 1:21:23

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

31 03 2025 15:21:44

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

30 03 2025 7:11:31

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

29 03 2025 5:47:31

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

28 03 2025 20:24:17

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

27 03 2025 14:18:49

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

26 03 2025 15:47:38

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

25 03 2025 8:13:25

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"


    Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

      Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

24 03 2025 21:48:30

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

23 03 2025 22:13:32

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

22 03 2025 20:51:23

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

21 03 2025 0:35:13

Охрана природы. Красная книга


    Охрана природы. Красная книга

      На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

20 03 2025 20:32:17

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса


    Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

      Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

19 03 2025 9:27:39

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

18 03 2025 5:18:45

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

17 03 2025 21:30:47

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

16 03 2025 1:36:19

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

15 03 2025 20:27:22

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс


    "Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

      Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

14 03 2025 10:59:12

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

13 03 2025 20:12:38

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

12 03 2025 19:31:55

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

11 03 2025 21:29:48

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

10 03 2025 15:44:48

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

09 03 2025 4:39:36

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

08 03 2025 6:45:11

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

07 03 2025 4:42:10

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

06 03 2025 10:33:42

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

05 03 2025 5:28:30

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

04 03 2025 4:59:48

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе


    Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

      Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

03 03 2025 12:59:17

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

02 03 2025 23:58:17

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

01 03 2025 21:42:32

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

28 02 2025 23:19:48

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

27 02 2025 11:16:18

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

26 02 2025 0:10:41

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

25 02 2025 19:37:28

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

24 02 2025 14:20:32

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

23 02 2025 10:24:29

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

22 02 2025 18:55:41

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

21 02 2025 14:58:40

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

20 02 2025 18:22:14

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

19 02 2025 15:54:11

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"


    Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

      Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

18 02 2025 0:55:43

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

17 02 2025 18:52:38

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

16 02 2025 7:37:21

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

15 02 2025 1:34:57

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

14 02 2025 16:55:57

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

13 02 2025 7:21:47

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

12 02 2025 1:15:59

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

11 02 2025 0:21:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::