Урок по теме "Направления органической эволюции" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

Урок представлен в виде Лаборатории Российской академии наук (по молекулярной генетике и эволюционным исследованиям).

На двери класса – «Лаборатория НИИ эволюционной биологии».

Оборудование: на столах – микроскопы и один микропрепарат (неподписанный – для определения ротового аппарата насекомого (комара) ; набор карточек – заданий; программа рабочего дня лаборатории; лист «Успешности»; лист самоконтроля; рефлексивный лист.

Ход урока. 

Учитель:

Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!

Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги. Заглянем в будущее и представим, что наши одиннадцатиклассники все поступили в институт, успешно его окончили и теперь работают в НИИ молекулярной биологии. (Учащиеся все в белых халатах). Начнем свою работу. У нас накопилось много вопросов, на которые следует найти ответы. У вас на столах – «Программа работы Лаборатории эволюционной биологии» (Приложение 1). Ознакомьтесь с программой, и вы увидите, что в ней освещены вопросы, которые нам необходимо рассмотреть сегодня.

Учитель (обращается к классу): Давайте определим цели нашей работы.

Учащиеся, опираясь на программу, определяют цели урока.

Цели урока:

  • выявить значение палеонтологии, молекулярной генетики, морфологии, сравнительной анатомии и эмбриологии в доказательстве эволюции органического мира;
  • провести лабораторную работу;
  • вспомнить направления и пути развития органической эволюции;

Учитель дополняет:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, нетерпимого отношения к негативным факторам, влияющим на здоровье человека;
  • быть мудрыми хозяевами Земли.

Учитель: Нам необходимо, опираясь на научные факты, доказать эволюцию органического мира.

На столе палеонтологические находки: зуб мамонта, кусок окаменевшего дерева, конечность лошади (модель).

Учитель: Палеонтологи доставили нам в лабораторию конечность животного, есть ли у вас предположения?

Выходит учащийся (на доске слайд «Филогенетический ряд лошади») (Приложение 2). Рассказывает: Древнейший предок лошади — эогиппус, найденный в отложениях начала третичного периода, был высотой не более 30 см и имел по четыре пальца на передних конечностях и по три на задних. Эогиппус опирался на все фаланги пальцев, что было приспособлением к обитанию в болотистой местности. Пищей ему служили плоды и семена.

Далее в связи с изменением кли­мата лесов становилось все меньше, и потомки эогиппуса все чаще ока­зывались в открытой местности типа степей. В результате этого на­блюдалась последовательная смена форм. Появились изменившиеся жи­вотные, все более приспосабливающиеся к разнообразной раститель­ной пище и более быстрому бегу. Сначала уменьшился IV палец, да­лее сохранились только три пальца, из которых наиболее крупным является средний. Так появилась но­вая прогрессивная форма — мезогиппус. Это трехпалое животное было высотой около 45 см.

В открытой степи животные могли спасаться от хищников лишь бегом. На твердом грунте преиму­щество в быстром беге было у тех, кто опирался лишь на один (III, т, е. средний) палец. Отбор был направлен на сохранение особей с хо­рошо развитым средним пальцем и уменьшенными остальными, которые перестали касаться земли. Так возникла следующая ступень эволюции лошади — меригиппус. У нее важные изменения произошли и в строе­нии зубов. Обитание в открытой местности обусловило приспособле­ние к питанию по преимуществу травой. Жевательная поверхность стала большей, приспособленной для перетирания жесткой расти­тельной пищи (злаки).

Далее эволюция привела к появлению гиппариона, найденного в поздних третичных отложениях. У него был сильно развит только средний палец. Боковые пальцы атрофирова­лись; от них сохранились лишь длинные добавочные кости. Возникло хорошо приспособлен­ное к жизни в степях крупное (высотой приблизительно 120 см) однопалое животное.

Потомок гиппариона — ископаемая лошадь, как и современная, имела на каждой ноге лишь по одному пальцу, на кончик которого она опиралась. Высота увеличилась до 150 см и более. По своему строению поверхность зубов лошадей хорошо приспособлена для перетира­ния пищи. Зубы меригиппуса, гиппариона, ископаемой и современных лошадей способны к перетиранию жесткой растительной пищи еще и потому, что продолжают расти непрерывно в раннем и среднем возрасте. Прирост их приблизительно равен износу.

Эти исследования проводил В.О. Ковалевский.

Вывод: В эволюционном процессе следует различать две стороны – прогресс и специализацию, то есть общее повышение организации и приспособления к конкретным условиям среды.

Учитель: Кроме этих находок, у нас имеются и другие. Посмотрите на лист – задание № 3 (Приложение 3). Выскажите свои предположения в листах «Успешности» (Приложение 4). Учащиеся выполняют задания и заполняют листы.

Учитель: Своим открытием, которое является неоспоримым доказательством эволюции, поделится кафедра молекулярной генетики.

На доске слайд «Филогенетические соотношения разных организмов» (Приложение 5). Рассказ учащегося:

Генетические методы изучения эво­люции разнообразны. Это и прямое определение генетической совмести­мости сравниваемых форм, и анализ цитогенетических особенностей орга­низмов. Анализ числа и особенностей строения хромо­сом в группах близких видов часто позволяет выявлять направления воз­можной эволюции генома таких форм, т. е. выяснять их эволюционные взаимоотношения.

Уже Ч. Дарвин сделал успешные попытки использовать биохимические показатели для уста­новления систематической принадлеж­ности тех или иных форм. Однако только начиная с середины 20 века, молекулярнобиологические методы вышли на передовые рубежи в изу­чении эволюционного процесса.

На молекулярном уровне процесс эво­люции связан с изменением состава нуклеотидов (в ДНК и РНК) и аминокислот (в белках). На современ­ном этапе развития молекулярной био­логии можно анализировать число раз­личий в последовательностях элемен­тов нуклеиновой кислоты или белка разных видов, судить по этому по­казателю о степени их отличий.

На слайде показан результат изучения филогенетических отношений 20 разных организмов на основе определения минимального числа воз­можных нуклеотидных различий меж­ду генами, кодирующими синтез белка цитохрома-С. Можно видеть, что в общем эти данные хорошо совпа­дают с выводами классической систематики.

Учитель: Анатомы и эмбриологи озадачили нас своими вопросами. Они у вас на столах в виде карточек № 2 и № 4 (Приложение 6). Выполните их и занесите ответы в листы «Успешности».

На доске слайд - «Явления зародышевого сходства» (Приложение 7).

Учитель: Объясните, какие законы вы наблюдаете на данном слайде? (Закон рекапитуляции Геккеля и Мюллера). В чем он проявляется? (Учащиеся отвечают.) Ребята, но вы должны помнить, что в ходе эмбриогенеза могут происходить нарушения. Каковы причины?

На доске слайд - «Уpoдства – генетический груз популяции» (Приложение 8). Рассказ учащегося:

Любое воздействие, нарушающее нормальный ход эмбриогене­за, может вызвать пороки развития зародыша. Развитие многих зародышей человека нарушается рано. Примерно 5% всех родив­шихся детей имеют явные уpoдства. Наука о врожденных аномалиях называется тератологией. Агенты, которые вызывают аномалии, называются тератогенами. Существует очень много тератогенов. Одни факторы вызывают генные мутации. Ионизирующая радиация, лекарственные препара­ты приводят к разрыву хромосом и изменению структуры ДНК. Другие врожденные заболевания обусловлены наличием лишних хромосом. Например, синдром Клайнфельтера (наличие лишней Х-хромосомы у мужчин, приводящей к недоразвитию семенников, стерильности и небольшой задержке умственного развития)

Большой вред на развивающийся эмбрион оказывает алкоголь и курение. При употрeблении алкоголя в количестве, большем 50-85 г в сутки, у детей наблюдается отставание в физическом и умст­венном развитии. У женщин - злостных курильщиц (20 и более сигарет в день) - часто рождаются дети с меньшей массой, чем у некурящих. Курение значительно понижает количество и подвижность cпepматозоидов в семенниках у мужчин, которые выкуривают по меньшей мере 4 сигареты в день.

Учитель: Зоологи представили нам неизвестный вид насекомого. Они затрудняются определить, по какому эволюционному пути идет развитие данного природного объекта. Задание № 5 - Лабораторная работа (Приложение 9). Изучите объект и заполните лист «Успешности».

Учитель: Из наших исследований сделаем вывод (предлагает учащимся поработать фронтально).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Эволюцию доказывают науки…
  2. Эволюция продолжается?
  3. Различают два направления эволюции, которые идут рядом, это …
  4. Пути прогресса – это …

Учитель: Эволюция носит необратимый хаpaктер. Что это означает?

Учащиеся: Каждый вид уникален и неповторим. Однажды исчезнув, он никогда вновь появиться не может, даже если потомки попадают в прежние условия существования. На доске слайд - « Виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли» (Приложение 10)

Учащийся:

Пред нами нынче 21 век:
Свои проблемы и свои невзгоды.
Пусть будет мудр и славен человек -
Разумное творение природы!

Учитель: Заполните листы «Успешности»: поставьте себе оценки по количеству набранных баллов, используя для проверки лист «Самоконтроля» (Приложение 11) . В «Рефлексивном» листе (Приложение 12) ответьте на заданный вопрос и опишите свои впечатления об уроке.

Домашнее задание: решить задачи «Карточка № 1, №3» (Приложение 13)



Комментарии:

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

17 04 2025 21:12:35

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

16 04 2025 6:10:15

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

15 04 2025 2:30:16

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

14 04 2025 7:53:49

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

13 04 2025 20:59:48

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

12 04 2025 12:31:33

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

11 04 2025 4:14:23

Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

      Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...

10 04 2025 4:42:28

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

09 04 2025 2:35:18

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

08 04 2025 0:15:40

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

07 04 2025 0:31:12

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

06 04 2025 16:31:19

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

      Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

05 04 2025 7:51:57

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

04 04 2025 16:57:51

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

03 04 2025 9:11:34

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

02 04 2025 11:17:57

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"


    Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

      Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

01 04 2025 13:36:21

Экология и культура — будущее России


    Экология и культура — будущее России

      Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

31 03 2025 6:40:39

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

30 03 2025 7:26:59

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

29 03 2025 20:11:53

Изучение трутовых грибов в природных сообществах


    Изучение трутовых грибов в природных сообществах

      Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....

28 03 2025 8:44:55

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

27 03 2025 3:47:57

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

26 03 2025 19:20:18

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"


    "Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

      Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

25 03 2025 3:32:16

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

24 03 2025 4:41:54

Незатейливая жизнь насекомых


    Незатейливая жизнь насекомых

      В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

23 03 2025 8:40:21

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

22 03 2025 7:37:31

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

21 03 2025 20:55:10

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

20 03 2025 22:20:32

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс


    Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

      Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

19 03 2025 17:17:19

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

18 03 2025 5:52:58

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

17 03 2025 5:36:42

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

16 03 2025 5:53:13

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

15 03 2025 19:39:54

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

14 03 2025 0:57:17

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

13 03 2025 21:11:16

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

12 03 2025 19:31:49

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

11 03 2025 18:40:13

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

10 03 2025 10:17:36

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

09 03 2025 12:46:42

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

08 03 2025 9:47:26

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

07 03 2025 2:39:25

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

06 03 2025 1:11:38

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

05 03 2025 5:36:14

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

04 03 2025 0:57:21

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

03 03 2025 14:34:47

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

02 03 2025 17:20:21

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

01 03 2025 9:58:31

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

28 02 2025 18:20:27

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

27 02 2025 13:56:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::