Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Цели урока:

  • развивать знания учащихся о внутренней среде организма;
  • сформировать знания о составе крови и ее функциях;
  • сформировать знания об особенностях строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями;
  • раскрыть значение сохранения постоянства солевого состава плазмы крови;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами;
  • продолжить формировать навыки работы в группе

Ход урока

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Продолжая изучать особенности внутренней среды организма человека, сегодняшний урок вы посвятите решению следующей проблемы

В чем заключаются особенность строения и функционирования плазмы и форменных элементов крови?

Организуется работа в группах (заранее подготавливается текст заданий, уч-ся произвольно распределяют их между членами своей группы)

Задания. Жидкая часть крови.

Задание 1. Рассчитайте общее количество крови в организме человека, если известно, что оно составляет 7% его веса. У всех ли людей одинаковое количество крови? (приведите примеры)

Ответ: Мы установили, что в организме взрослого человека и подростка разное кол-во крови (если вес взрослого 70 кг, то объем его крови- 4,9 литра; вес подростка 50 кг- 3,5 литра)

Задание 2.

1. Каким образом учеными был установлен состав крови (используя рисунок 43 и текст учебника стр. 84 расскажите об опыте).

Подпишите схему

2. В чем заключаются особенности крови как ткани? (стр. 35-36)

Ответ: Кровь образована соединительной тканью клетки, которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того в ней не происходит размножения клеток. Пополнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, который находится в губчатом веществе всех костей

Задание 3. Подготовьте рассказ о химическом составе плазмы крови (используйте текст учебника на стр. 84).

Составьте схему.

Задание 4. В нормальных условиях концентрация солей в плазме = концентрации солей в клетках крови. Что произойдет, если равновесие концентрации солей нарушится? Как это отразится на организме человека? (используя лабораторное оборудование, клетки кожицы лука, концентрированный раствор поваренной соли NaCl, воду пронаблюдайте и опишите эти явления)

Почему многие клетки при перемещении их в дистиллированную воду мгновенно гибнут?

Ответ: Вода из цитоплазмы будет двигаться в среду содержащую раствор соли большей концентрации, так как вода растворитель и легко проходит через мембрану (движется в сторону раствора с большей концентрацией растворенного вещества), это может привести к обезвоживанию организма и серьезным последствиям; при погружении клетки в раствор дистиллированной воды, вода начнет интенсивно проникать внутрь клетки, что приведет к разрыву оболочки.

Какие органы человеческого организма поддерживают постоянную концентрацию солей в организме?

Ответ: Почки и кожа, благодаря нервно-гуморальной регуляции

В чем заключаются функции плазмы крови?

Ответ: функции плазмы – транспортная, выделительная, гуморальная…

Клетки крови. Задания.

Назовите одну из самых главных функций крови (транспорт кислорода)

Задание 5. В 5 литрах крови человека может раствориться около 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно около 200 мл в минуту.

Каким образом организм получает нужное количество кислорода?

Ответ: Если кровь не обеспечивает потребности организма в кислороде, растворяя его в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений транспортировать его к тканям

Такие химические вещества называются «дыхательными пигментами»

Задание 6.

  1. У человека цвет крови красный, у речных раков, скорпионов, пауков, осьминогов, каракатиц – синяя. Объясните причину разной окраски крови.
  2. Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин?
  3. Запишите химические реакции связанные с транспортом кислорода в организме.

Ответ 1: у этих животных в крови имеется медь

Пигмент гемоцианин – белок содержащий медь, окисленная форма которого имеет синий цвет, восстановленная – бесцветный.

Самый распространенный дыхательный пигмент у животных гемоглобин (белок содержащий железо) окисленная форма которого имеет оранжево-красный цвет, а восстановленная форма – пурпурно-красный.

Ответ 2: Гемоглобин по сравнению с другими дыхательными пигментами может больше связывать кислорода

У позвоночных животных гемоглобин находиться в специальных клетках крови – эритроцитах.

ЭРИТРОЦИТ – от греч. «эритрос» – красный, «цитос» – клетка, сосуд

Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел торговец сукном… Антони Ван Левенгук

Задание 7.

1. Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности больше – у шарика или двояковогнутого диска (при условии одинаковых объемов)? Используя пластилин, создайте модели этих форм.

2. Какие еще приспособления к транспорту наибольшего количества кислорода возникают в процессе развития эритроцита? (стр.84-85) Общая поверхность эритроцитов составляет 3800 м2. Это в 1500 раз больше поверхности человеческого тела.

Ответ: Площадь поверхности больше у двояковогнутого диска, что способствует большему захвату кислорода; так же эритроциты лишились клеточного ядра, место которого занимает гемоглобин.

Задание 8. Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. Используйте лабораторное оборудование и микропрепараты крови человека и лягушки. Определите принадлежность этих микропрепаратов. Дайте необходимые пояснения (стр. 85)

Ответ: Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку, но и так же другим млекопитающим, поэтому дать окончательный ответ невозможно

Давайте подведем итоги особенностей клеток крови эритроцитов.

Задание 9. Заполните таблицу

КЛЕТКИ КРОВИ

НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЭРИТРОЦИТЫ          

Для нормального созревания эритроцитов, необходимо. Чтобы в костный мозг поступало ежедневно несколько миллионных долей грамма витамина В 12. Недостаток этих бесконечно малых количеств витамина В12 к тяжелейшему заболеванию – злокачественному МАЛОКРОВИЮ. Костный мозг таких больных переполнен незрелыми эритроцитами, что приводит к потере способности не только ходить, но и твердо стоять на ногах.

ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»

Задание 10.

1. Ученые долгое время не могли определить функцию этих клеток. При их открытии лимфоциты были приняты за посторонние организму существа, паразитирующие в нем.

Какая особенность этих клеток позволила ученым сделать столь неверный вывод?

Лишь в 1882 году И.И. Мечников выяснил функцию этих клеток (награжден Нобелевской премией)

2. Опишите механизм фагоцитоза (используя рис. 45 стр. 87 и знания о функциях органоидов клетки стр. 30, 31)

Задание 11.

1. В чем заключаются особенности лейкоцитов, дайте характеристику этим клеткам крови.

ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»

Заполните таблицу (стр.86)

КЛЕТКИ КРОВИ

НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЛЕЙКОЦИТЫ:

1.ФАГОЦИТЫ:
НЕЙТРОФИЛЫ – 70%
МОНОЦИТЫ – 4%

2. ЛИМФОЦИТЫ – 24%
       






ЛИМФОЦИТЫ
20 лет (и более)

Лимфоциты образуют АНТИТЕЛА (защитные белки), которые нейтрализуют или уничтожают попавшие в организм чужеродные клетки и чужеродные вещества.

ЛЕЙКОЦИТОЗ – увеличение количества лейкоцитов свыше нормы (например, при инфекциях, воспалительных процессах, опухолях, инфарктах…)

Задание № 12.

ТРОМБОЦИТЫ от греч. «тромбос» – «пробка, сгусток крови»

«цитос» – « клетка»

В чем заключаются особенности тромбоцитов, дайте характеристику этим клеткам крови

Заполните таблицу

КЛЕТКИ КРОВИ

НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ТРОМБОЦИТЫ 200-400 тысяч        

Задание 13.

1. При порезе пальца кровь свертывается. Почему? (поясните процесс свертывания крови стр. 86-87)

2. Почему тромб красный?

Свертывание крови – защитная реакция организма, но если вдруг кровь начнет свертываться внутри сосуда, это может быть для человека очень опасным.

Так же опасно для человека противоположный процесс – несвертываемость крови ГЕМОФИЛИЯ

Анализ крови – один из показателей состояния здоровья человека, исследуя состав крови можно выявить нарушения гомеостаза(работа с бланками анализ крови, показатель СОЭ и его значение)

Какие функции выполняет кровь?

Ответ: Транспортную, защитную, регуляторную, биокаталитическую.

Домашнее задание: ответы на вопросы к параграфу, заполнение таблицы клетки крови.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

Цели урока: охарактеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

05 12 2021 3:47:12

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы

Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....

05 12 2021 19:41:43

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

05 12 2021 12:41:45

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

05 12 2021 8:57:38

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле З У Н....

05 12 2021 9:25:51

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

05 12 2021 13:17:48

Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"

Разработка урока в 8-м классе по курсу « Биология. Человек» составлена на основе У М К В. В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы « Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....

05 12 2021 12:58:24

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

05 12 2021 23:47:27

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

05 12 2021 19:21:38

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

05 12 2021 14:52:42

Гуманизм и образование

Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

05 12 2021 6:51:18

Урок по теме: "Членистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир членистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме « Тип членистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

05 12 2021 19:46:45

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

05 12 2021 9:53:32

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе « Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

05 12 2021 18:44:43

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

05 12 2021 21:13:21

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

05 12 2021 8:54:56

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

Внеклассное мероприятие в форме командной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

05 12 2021 5:29:52

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

05 12 2021 7:46:20

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике....

05 12 2021 10:56:23

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

05 12 2021 4:35:36

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

Урок биологии в 6-м классе по У М К Н. И. Сонина с применением модульной технологии и И К Т....

05 12 2021 16:42:43

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы " Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела " Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

05 12 2021 18:38:58

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

05 12 2021 22:36:57

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с неблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

05 12 2021 12:30:10

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

05 12 2021 4:15:48

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

05 12 2021 12:29:29

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

05 12 2021 17:53:33

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

05 12 2021 6:14:38

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интерактивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

05 12 2021 20:40:38

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “ Пока дышу, надеюсь”. ...

05 12 2021 17:21:36

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

05 12 2021 17:24:57

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

05 12 2021 17:46:50

Энергетический обмен

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика « Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....

05 12 2021 7:33:43

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

05 12 2021 17:18:48

Значение насекомых. 7-й класс

На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

05 12 2021 5:10:58

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

05 12 2021 19:59:48

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

05 12 2021 5:51:35

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

Данный урок является завершающим по теме « Птицы» в 7-м классе по У М К Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

05 12 2021 6:36:43

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

05 12 2021 2:56:55

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме « Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела « Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии « Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании И Т, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

05 12 2021 18:41:37

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

05 12 2021 23:25:10

Учебно-полевая практика "Растительный мир улуса"

Назначение практики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

05 12 2021 10:30:14

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого характера....

05 12 2021 11:26:47

Контрольно-обобщающий урок по биологии

Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме « Транспортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

05 12 2021 9:28:41

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

05 12 2021 1:17:27

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

05 12 2021 2:52:25

Ботаника Биология

Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

05 12 2021 23:15:18

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

05 12 2021 3:47:15

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

05 12 2021 19:32:22

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

05 12 2021 9:35:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)