Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Цели урока:

  • развивать знания учащихся о внутренней среде организма;
  • сформировать знания о составе крови и ее функциях;
  • сформировать знания об особенностях строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями;
  • раскрыть значение сохранения постоянства солевого состава плазмы крови;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами;
  • продолжить формировать навыки работы в группе

Ход урока

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Продолжая изучать особенности внутренней среды организма человека, сегодняшний урок вы посвятите решению следующей проблемы

В чем заключаются особенность строения и функционирования плазмы и форменных элементов крови?

Организуется работа в группах (заранее подготавливается текст заданий, уч-ся произвольно распределяют их между члeнами своей группы)

Задания. Жидкая часть крови.

Задание 1. Рассчитайте общее количество крови в организме человека, если известно, что оно составляет 7% его веса. У всех ли людей одинаковое количество крови? (приведите примеры)

Ответ: Мы установили, что в организме взрослого человека и подростка разное кол-во крови (если вес взрослого 70 кг, то объем его крови- 4,9 литра; вес подростка 50 кг- 3,5 литра)

Задание 2.

1. Каким образом учеными был установлен состав крови (используя рисунок 43 и текст учебника стр. 84 расскажите об опыте).

Подпишите схему

2. В чем заключаются особенности крови как ткани? (стр. 35-36)

Ответ: Кровь образована соединительной тканью клетки, которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того в ней не происходит размножения клеток. Пополнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, который находится в губчатом веществе всех костей

Задание 3. Подготовьте рассказ о химическом составе плазмы крови (используйте текст учебника на стр. 84).

Составьте схему.

Задание 4. В нормальных условиях концентрация солей в плазме = концентрации солей в клетках крови. Что произойдет, если равновесие концентрации солей нарушится? Как это отразится на организме человека? (используя лабораторное оборудование, клетки кожицы лука, концентрированный раствор поваренной соли NaCl, воду пронаблюдайте и опишите эти явления)

Почему многие клетки при перемещении их в дистиллированную воду мгновенно гибнут?

Ответ: Вода из цитоплазмы будет двигаться в среду содержащую раствор соли большей концентрации, так как вода растворитель и легко проходит через мембрану (движется в сторону раствора с большей концентрацией растворенного вещества), это может привести к обезвоживанию организма и серьезным последствиям; при погружении клетки в раствор дистиллированной воды, вода начнет интенсивно проникать внутрь клетки, что приведет к разрыву оболочки.

Какие органы человеческого организма поддерживают постоянную концентрацию солей в организме?

Ответ: Почки и кожа, благодаря нервно-гумopaльной регуляции

В чем заключаются функции плазмы крови?

Ответ: функции плазмы – трaнcпортная, выделительная, гумopaльная…

Клетки крови. Задания.

Назовите одну из самых главных функций крови (трaнcпорт кислорода)

Задание 5. В 5 литрах крови человека может раствориться около 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно около 200 мл в минуту.

Каким образом организм получает нужное количество кислорода?

Ответ: Если кровь не обеспечивает потребности организма в кислороде, растворяя его в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений трaнcпортировать его к тканям

Такие химические вещества называются «дыхательными пигментами»

Задание 6.

  1. У человека цвет крови красный, у речных paков, скорпионов, пауков, осьминогов, каpaкатиц – синяя. Объясните причину разной окраски крови.
  2. Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин?
  3. Запишите химические реакции связанные с трaнcпортом кислорода в организме.

Ответ 1: у этих животных в крови имеется медь

Пигмент гемоцианин – белок содержащий медь, окисленная форма которого имеет синий цвет, восстановленная – бесцветный.

Самый распространенный дыхательный пигмент у животных гемоглобин (белок содержащий железо) окисленная форма которого имеет оранжево-красный цвет, а восстановленная форма – пурпурно-красный.

Ответ 2: Гемоглобин по сравнению с другими дыхательными пигментами может больше связывать кислорода

У позвоночных животных гемоглобин находиться в специальных клетках крови – эритроцитах.

ЭРИТРОЦИТ – от греч. «эритрос» – красный, «цитос» – клетка, сосуд

Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел торговец сукном… Антони Ван Левенгук

Задание 7.

1. Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности больше – у шарика или двояковогнутого диска (при условии одинаковых объемов)? Используя пластилин, создайте модели этих форм.

2. Какие еще приспособления к трaнcпорту наибольшего количества кислорода возникают в процессе развития эритроцита? (стр.84-85) Общая поверхность эритроцитов составляет 3800 м2. Это в 1500 раз больше поверхности человеческого тела.

Ответ: Площадь поверхности больше у двояковогнутого диска, что способствует большему захвату кислорода; так же эритроциты лишились клеточного ядра, место которого занимает гемоглобин.

Задание 8. Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. Используйте лабораторное оборудование и микропрепараты крови человека и лягушки. Определите принадлежность этих микропрепаратов. Дайте необходимые пояснения (стр. 85)

Ответ: Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку, но и так же другим млекопитающим, поэтому дать окончательный ответ невозможно

Давайте подведем итоги особенностей клеток крови эритроцитов.

Задание 9. Заполните таблицу

КЛЕТКИ КРОВИ

НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЭРИТРОЦИТЫ          

Для нормального созревания эритроцитов, необходимо. Чтобы в костный мозг поступало ежедневно несколько миллионных долей грамма витамина В 12. Недостаток этих бесконечно малых количеств витамина В12 к тяжелейшему заболеванию – злокачественному МАЛОКРОВИЮ. Костный мозг таких больных переполнен незрелыми эритроцитами, что приводит к потере способности не только ходить, но и твердо стоять на ногах.

ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»

Задание 10.

1. Ученые долгое время не могли определить функцию этих клеток. При их открытии лимфоциты были приняты за посторонние организму существа, паразитирующие в нем.

Какая особенность этих клеток позволила ученым сделать столь неверный вывод?

Лишь в 1882 году И.И. Мечников выяснил функцию этих клеток (награжден Нобелевской премией)

2. Опишите механизм фагоцитоза (используя рис. 45 стр. 87 и знания о функциях органоидов клетки стр. 30, 31)

Задание 11.

1. В чем заключаются особенности лейкоцитов, дайте хаpaктеристику этим клеткам крови.

ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»

Заполните таблицу (стр.86)

КЛЕТКИ КРОВИ

НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЛЕЙКОЦИТЫ:

1.ФАГОЦИТЫ:
НЕЙТРОФИЛЫ – 70%
МОНОЦИТЫ – 4%

2. ЛИМФОЦИТЫ – 24%
       






ЛИМФОЦИТЫ
20 лет (и более)

Лимфоциты образуют АНТИТЕЛА (защитные белки), которые нейтрализуют или уничтожают попавшие в организм чужеродные клетки и чужеродные вещества.

ЛЕЙКОЦИТОЗ – увеличение количества лейкоцитов свыше нормы (например, при инфекциях, воспалительных процессах, опухолях, инфарктах…)

Задание № 12.

ТРОМБОЦИТЫ от греч. «тромбос» – «пробка, сгусток крови»

«цитос» – « клетка»

В чем заключаются особенности тромбоцитов, дайте хаpaктеристику этим клеткам крови

Заполните таблицу

КЛЕТКИ КРОВИ

НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ТРОМБОЦИТЫ 200-400 тысяч        

Задание 13.

1. При порезе пальца кровь свертывается. Почему? (поясните процесс свертывания крови стр. 86-87)

2. Почему тромб красный?

Свертывание крови – защитная реакция организма, но если вдруг кровь начнет свертываться внутри сосуда, это может быть для человека очень опасным.

Так же опасно для человека противоположный процесс – несвертываемость крови ГЕМОФИЛИЯ

Анализ крови – один из показателей состояния здоровья человека, исследуя состав крови можно выявить нарушения гомеостаза(работа с бланками анализ крови, показатель СОЭ и его значение)

Какие функции выполняет кровь?

Ответ: Tрaнcпортную, защитную, регуляторную, биокаталитическую.

Домашнее задание: ответы на вопросы к параграфу, заполнение таблицы клетки крови.



Комментарии:

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

24 08 2025 14:17:13

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

23 08 2025 1:30:46

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

22 08 2025 22:51:27

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

21 08 2025 0:12:54

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

20 08 2025 2:27:47

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

19 08 2025 4:46:37

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

18 08 2025 18:15:45

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

17 08 2025 22:58:29

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

16 08 2025 10:54:20

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

15 08 2025 14:37:52

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

14 08 2025 14:25:57

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

13 08 2025 6:28:17

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

12 08 2025 13:38:45

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

11 08 2025 7:15:58

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

10 08 2025 14:53:20

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

09 08 2025 8:49:59

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

08 08 2025 5:59:10

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)


    "Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

      В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

07 08 2025 11:58:26

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

06 08 2025 2:43:31

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

05 08 2025 13:41:36

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

04 08 2025 0:32:27

Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

      Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

03 08 2025 17:38:58

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

02 08 2025 7:34:18

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

01 08 2025 4:34:36

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

31 07 2025 16:10:25

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

30 07 2025 8:25:35

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

29 07 2025 2:52:26

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

28 07 2025 23:15:13

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

27 07 2025 23:24:20

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

26 07 2025 12:17:59

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

25 07 2025 22:27:17

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

24 07 2025 21:41:44

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

      Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

23 07 2025 14:54:56

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

22 07 2025 1:31:47

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

21 07 2025 20:44:42

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

20 07 2025 22:31:59

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

19 07 2025 19:40:38

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

18 07 2025 11:42:40

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс


    Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

      Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

17 07 2025 2:33:52

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

16 07 2025 17:34:42

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

15 07 2025 9:10:57

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

14 07 2025 23:34:20

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

13 07 2025 9:42:54

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

12 07 2025 4:50:43

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

11 07 2025 19:14:28

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене


    Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

      Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

10 07 2025 14:45:27

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

09 07 2025 22:17:43

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

08 07 2025 0:21:45

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

07 07 2025 6:58:15

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

06 07 2025 21:17:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::