Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Цели урока:
- развивать знания учащихся о внутренней среде организма;
- сформировать знания о составе крови и ее функциях;
- сформировать знания об особенностях строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями;
- раскрыть значение сохранения постоянства солевого состава плазмы крови;
- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами;
- продолжить формировать навыки работы в группе
Ход урока
I. Проверка знаний.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Продолжая изучать особенности внутренней среды организма человека, сегодняшний урок вы посвятите решению следующей проблемы
В чем заключаются особенность строения и функционирования плазмы и форменных элементов крови?
Организуется работа в группах (заранее подготавливается текст заданий, уч-ся произвольно распределяют их между члeнами своей группы)
Задания. Жидкая часть крови.
Задание 1. Рассчитайте общее количество крови в организме человека, если известно, что оно составляет 7% его веса. У всех ли людей одинаковое количество крови? (приведите примеры)
Ответ: Мы установили, что в организме взрослого человека и подростка разное кол-во крови (если вес взрослого 70 кг, то объем его крови- 4,9 литра; вес подростка 50 кг- 3,5 литра)
Задание 2.
1. Каким образом учеными был установлен состав крови (используя рисунок 43 и текст учебника стр. 84 расскажите об опыте).
Подпишите схему
2. В чем заключаются особенности крови как ткани? (стр. 35-36)
Ответ: Кровь образована соединительной тканью клетки, которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того в ней не происходит размножения клеток. Пополнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, который находится в губчатом веществе всех костей
Задание 3. Подготовьте рассказ о химическом составе плазмы крови (используйте текст учебника на стр. 84).
Составьте схему.
Задание 4. В нормальных условиях концентрация солей в плазме = концентрации солей в клетках крови. Что произойдет, если равновесие концентрации солей нарушится? Как это отразится на организме человека? (используя лабораторное оборудование, клетки кожицы лука, концентрированный раствор поваренной соли NaCl, воду пронаблюдайте и опишите эти явления)
Почему многие клетки при перемещении их в дистиллированную воду мгновенно гибнут?
Ответ: Вода из цитоплазмы будет двигаться в среду содержащую раствор соли большей концентрации, так как вода растворитель и легко проходит через мембрану (движется в сторону раствора с большей концентрацией растворенного вещества), это может привести к обезвоживанию организма и серьезным последствиям; при погружении клетки в раствор дистиллированной воды, вода начнет интенсивно проникать внутрь клетки, что приведет к разрыву оболочки.
Какие органы человеческого организма поддерживают постоянную концентрацию солей в организме?
Ответ: Почки и кожа, благодаря нервно-гумopaльной регуляции
В чем заключаются функции плазмы крови?
Ответ: функции плазмы – трaнcпортная, выделительная, гумopaльная…
Клетки крови. Задания.
Назовите одну из самых главных функций крови (трaнcпорт кислорода)
Задание 5. В 5 литрах крови человека может раствориться около 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно около 200 мл в минуту.
Каким образом организм получает нужное количество кислорода?
Ответ: Если кровь не обеспечивает потребности организма в кислороде, растворяя его в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений трaнcпортировать его к тканям
Такие химические вещества называются «дыхательными пигментами»
Задание 6.
- У человека цвет крови красный, у речных paков, скорпионов, пауков, осьминогов, каpaкатиц – синяя. Объясните причину разной окраски крови.
- Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин?
- Запишите химические реакции связанные с трaнcпортом кислорода в организме.
Ответ 1: у этих животных в крови имеется медь
Пигмент гемоцианин – белок содержащий медь, окисленная форма которого имеет синий цвет, восстановленная – бесцветный.
Самый распространенный дыхательный пигмент у животных гемоглобин (белок содержащий железо) окисленная форма которого имеет оранжево-красный цвет, а восстановленная форма – пурпурно-красный.
Ответ 2: Гемоглобин по сравнению с другими дыхательными пигментами может больше связывать кислорода
У позвоночных животных гемоглобин находиться в специальных клетках крови – эритроцитах.
ЭРИТРОЦИТ – от греч. «эритрос» – красный, «цитос» – клетка, сосуд
Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел торговец сукном… Антони Ван Левенгук
Задание 7.
1. Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности больше – у шарика или двояковогнутого диска (при условии одинаковых объемов)? Используя пластилин, создайте модели этих форм.
2. Какие еще приспособления к трaнcпорту наибольшего количества кислорода возникают в процессе развития эритроцита? (стр.84-85) Общая поверхность эритроцитов составляет 3800 м2. Это в 1500 раз больше поверхности человеческого тела.
Ответ: Площадь поверхности больше у двояковогнутого диска, что способствует большему захвату кислорода; так же эритроциты лишились клеточного ядра, место которого занимает гемоглобин.
Задание 8. Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. Используйте лабораторное оборудование и микропрепараты крови человека и лягушки. Определите принадлежность этих микропрепаратов. Дайте необходимые пояснения (стр. 85)
Ответ: Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку, но и так же другим млекопитающим, поэтому дать окончательный ответ невозможно
Давайте подведем итоги особенностей клеток крови эритроцитов.
Задание 9. Заполните таблицу
КЛЕТКИ КРОВИ
НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ | КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ | ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ |
ЭРИТРОЦИТЫ |
Для нормального созревания эритроцитов, необходимо. Чтобы в костный мозг поступало ежедневно несколько миллионных долей грамма витамина В 12. Недостаток этих бесконечно малых количеств витамина В12 к тяжелейшему заболеванию – злокачественному МАЛОКРОВИЮ. Костный мозг таких больных переполнен незрелыми эритроцитами, что приводит к потере способности не только ходить, но и твердо стоять на ногах.
ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»
Задание 10.
1. Ученые долгое время не могли определить функцию этих клеток. При их открытии лимфоциты были приняты за посторонние организму существа, паразитирующие в нем.
Какая особенность этих клеток позволила ученым сделать столь неверный вывод?
Лишь в 1882 году И.И. Мечников выяснил функцию этих клеток (награжден Нобелевской премией)
2. Опишите механизм фагоцитоза (используя рис. 45 стр. 87 и знания о функциях органоидов клетки стр. 30, 31)
Задание 11.
1. В чем заключаются особенности лейкоцитов, дайте хаpaктеристику этим клеткам крови.
ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»
Заполните таблицу (стр.86)
КЛЕТКИ КРОВИ
НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ | КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ | ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ |
ЛЕЙКОЦИТЫ: 1.ФАГОЦИТЫ: НЕЙТРОФИЛЫ – 70% МОНОЦИТЫ – 4% 2. ЛИМФОЦИТЫ – 24% |
|
Лимфоциты образуют АНТИТЕЛА (защитные белки), которые нейтрализуют или уничтожают попавшие в организм чужеродные клетки и чужеродные вещества.
ЛЕЙКОЦИТОЗ – увеличение количества лейкоцитов свыше нормы (например, при инфекциях, воспалительных процессах, опухолях, инфарктах…)
Задание № 12.
ТРОМБОЦИТЫ от греч. «тромбос» – «пробка, сгусток крови»
«цитос» – « клетка»
В чем заключаются особенности тромбоцитов, дайте хаpaктеристику этим клеткам крови
Заполните таблицу
КЛЕТКИ КРОВИ
НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ | КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ | ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ |
ТРОМБОЦИТЫ | 200-400 тысяч |
Задание 13.
1. При порезе пальца кровь свертывается. Почему? (поясните процесс свертывания крови стр. 86-87)
2. Почему тромб красный?
Свертывание крови – защитная реакция организма, но если вдруг кровь начнет свертываться внутри сосуда, это может быть для человека очень опасным.
Так же опасно для человека противоположный процесс – несвертываемость крови ГЕМОФИЛИЯ
Анализ крови – один из показателей состояния здоровья человека, исследуя состав крови можно выявить нарушения гомеостаза(работа с бланками анализ крови, показатель СОЭ и его значение)
Какие функции выполняет кровь?
Ответ: Tрaнcпортную, защитную, регуляторную, биокаталитическую.
Домашнее задание: ответы на вопросы к параграфу, заполнение таблицы клетки крови.
Комментарии:
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...
18 04 2024 20:48:51
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
17 04 2024 9:34:54
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
16 04 2024 7:33:27
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
15 04 2024 19:52:30
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
14 04 2024 20:34:30
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...
13 04 2024 17:39:23
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
12 04 2024 5:42:24
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
11 04 2024 12:42:40
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
10 04 2024 15:54:28
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...
09 04 2024 3:47:58
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
08 04 2024 12:16:43
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
07 04 2024 23:16:44
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
06 04 2024 0:43:44
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
05 04 2024 13:44:43
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
04 04 2024 4:54:24
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
03 04 2024 21:33:24
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
02 04 2024 1:27:22
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
01 04 2024 22:16:51
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
31 03 2024 8:28:33
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
30 03 2024 23:45:28
Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...
29 03 2024 12:54:14
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...
28 03 2024 15:31:13
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...
27 03 2024 6:25:54
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
26 03 2024 10:49:36
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...
25 03 2024 2:59:44
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
24 03 2024 6:33:56
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
23 03 2024 22:20:48
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
22 03 2024 21:31:10
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
21 03 2024 4:27:12
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
20 03 2024 20:13:52
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...
19 03 2024 2:48:40
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
18 03 2024 8:51:31
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
17 03 2024 6:16:35
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
16 03 2024 19:28:43
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
15 03 2024 6:26:55
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...
14 03 2024 8:26:56
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
13 03 2024 12:21:15
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
12 03 2024 15:27:25
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...
11 03 2024 9:43:26
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
10 03 2024 4:32:29
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
09 03 2024 20:41:28
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...
08 03 2024 1:24:38
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
07 03 2024 18:59:11
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
06 03 2024 5:14:49
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
05 03 2024 20:15:26
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
04 03 2024 15:22:44
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...
03 03 2024 4:55:17
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
02 03 2024 20:47:55
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
01 03 2024 12:47:43
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...
29 02 2024 23:29:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::