Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.
3’ Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин – рыбами. Тема урока «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».
- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?
Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде. Получается схема:
Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1) и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.
Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.
Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.
СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».
1+1’ Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая хаpaктеристика типа Хордовые».
Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).
- Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
- Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
- Под хордой расположена … система в виде трубки.
- Для хордовых хаpaктерна … симметрия тела.
- В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …
Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Подвели итог и в таблицу.
Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.
Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.
СТАНЦИЯ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ».
3’ Цель: изучение классификации рыб.
Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.
| Признаки | Класс Хрящевые рыбы | Класс Костные рыбы |
| 1. Скелет | ||
| 2. Наличие жаберной крышки | ||
| 3. Наличие плавательного пузыря | нет | есть |
| 4. Расположение рта |
Примечание: можновоспользоваться информацией в учебнике В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» § 21 стр. 97 раздел «Хрящевые рыбы».
1’ Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Подвели итог и в таблицу.
Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,
СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»
Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.
5’ Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.
Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля)
- Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99. Какие отделы тела есть у рыб?
- Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1й абзац. Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.
Задания повышенного уровня сложности:
3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:
1 вариант – самую быструю рыбу;
2 вариант – самую медленную рыбу.
4. Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?
Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.
5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).
Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов.
Подвели итог и в таблицу.
Примечание: Музыка + видеофрагмент, демонстрирующий различную окраску рыб.
Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.
СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ». Какова цель посещения?
3’ Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.
Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.
1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.
2 колонка - почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?
3 колонка - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?
Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.
Подвели итог и в таблицу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Но, как, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.
СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».
5’ Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.
Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)
1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).
2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?
Чешуя и слизь. Каково их назначение?
Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.
У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.
Рост чешуи и годичные кольца.
Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.
В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.
Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.
А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?
Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.
3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?
Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2) мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.
4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?
Внутри подлодки есть большое прострaнcтво, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.
5. Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?
Плавники и мышцы.
Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, aнaльный, хвостовой – движение вперед.
Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно.
6. Боковая линия.
7. Жабры.
8. Вкус и обоняние.
9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)
Киль у лодок и кораблей – спинной плавник. Руль - хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла – парные плавники. Ласты – лучи плавников.
3’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.
| Особенности строения | Приспособления к жизни в воде |
| 1. Чешуя | А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. |
| 2. Слизь | Б. Обеспечивает плавучесть. |
| 3. Обтекаемая форма тела | В. Уменьшает силу трения |
| 4. Плавники | Г.Осуществляют движение. |
| 5. Плавательный пузырь | Д. Придает форму и защищает. |
Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).
Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.
Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы – молодец!
Если - 15-18 баллов, очень хорошо!
Если – 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!
А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.
СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).
7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.
Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».
Оборудование: ванночки с рыбой.
Ход работы:
- Прочитайте всю работу.
- Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:
Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).
- Отметьте, какую форму тела имеет рыба.
- Из каких отделов состоит тело рыбы.
- Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
- Имеется ли чешуя на теле рыбы?
- Какие органы обеспечивают движение рыб?
Задания 2-го уровня.
- Каково значение формы тела?
- Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.
- Назовите виды плавников у рыб.
Задания 3-го уровня.
- Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)
Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек проводит опыты и готовит мини-выступление.
Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:
1 – на резкий взмах руки у стекла;
2 – на стук по стеклу;
3 – на опущенный в воду карандаш;
4 – на кормление.
2. Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.
Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения? Какой можно сделать вывод?
1’ Резюме.
Цель: подведение итогов.
Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. И тогда в печальном списке Красной книги Архангельской области останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами!
Любит дно песчаное бычок,
Чистую, прозрачную водицу.
Малыша такого ты не жарь,
Пусть себе в песочке порезвится!
А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.
1’ Рефлексия.
Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.
Задание: выберите букву и запишите ее.
а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.
Лист контроля учени… 7-го класса … Фамилия, имя………………….
Дата:
Тема урока: «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».
| Название станции | Загрузочная | Знакомые незнакомцы | Полный вперед! | Дефиле | Это интересно | итог | Исследовательская |
| Полученные баллы |
Станция «Загрузочная»
1.
2.
3.
4.
5.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Станция «Знакомые незнакомцы»
| Признаки | Класс Хрящевые рыбы | Класс Костные рыбы |
| 1. Скелет | ||
| 2. Наличие жаберной крышки | ||
| 3. Наличие плавательного пузыря | нет | есть |
| 4. Расположение рта (спереди, снизу) |
Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Станция «Полный вперед!»
Задания обязательного уровня:
1. Отделы тела рыбы:
2.
Задания повышенного уровня сложности:
3. 1 вариант – самая быстрая рыба -
2 вариант – самая медленная -
4. Обтекаемая форма тела у рыб для
5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение -
СК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.
Станция «Дефиле»
ВК Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.
Станция «Это интересно»
Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).
Ответ записать по форме после таблицы.
| Особенности строения | Приспособления к жизни в воде |
| 1. Чешуя | А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. |
| 2. Слизь | Б. Обеспечивает плавучесть. |
| 3. Обтекаемая форма тела | В. Уменьшает силу трения |
| 4. Плавники | Г.Осуществляют движение. |
| 5. Плавательный пузырь | Д. Придает форму и защищает. |
Ответ: 1 , 2 , 3 , 4 , 5
ВК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).
Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.
Станция «Исследовательская»
7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).
Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».
Выполнение работы:
Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).
- Форма тела рыбы -
- Отделы тела рыбы:
- Расположение рта у рыб
- Чешуя на теле рыбы –
- Органы, обеспечивающие движение рыб.
Задания 2-го уровня.
- Значение формы тела
- Рыба относится к классу
- Виды плавников у рыбы:
Задания 3-го уровня.
- Человек применил при изготовлении этого сооружения следующие особенности строения рыб:
Итоговая оценка за работу -
Рефлексия. Ответ:
Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.
По желанию:
А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;
Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;
В) подготовить сообщение по теме «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».
Комментарии:
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
06 11 2025 22:38:12
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
05 11 2025 22:36:29
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
04 11 2025 4:20:42
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
03 11 2025 20:24:54
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
02 11 2025 12:42:40
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека.
...
01 11 2025 13:59:18
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
31 10 2025 6:47:28
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
30 10 2025 17:15:17
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
29 10 2025 6:47:32
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
28 10 2025 11:51:24
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
27 10 2025 13:11:55
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
26 10 2025 3:34:41
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
25 10 2025 6:40:50
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
24 10 2025 8:29:45
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
23 10 2025 18:25:20
На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....
22 10 2025 13:39:19
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
21 10 2025 13:43:21
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
20 10 2025 17:11:11
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
19 10 2025 6:54:31
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
18 10 2025 2:50:43
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
17 10 2025 17:51:57
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
16 10 2025 5:39:56
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
15 10 2025 22:47:48
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
14 10 2025 13:23:25
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
13 10 2025 9:31:38
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
12 10 2025 18:54:50
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
11 10 2025 10:50:22
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
10 10 2025 1:54:17
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
09 10 2025 21:45:42
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
08 10 2025 13:28:26
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
07 10 2025 14:24:38
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
06 10 2025 12:25:56
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
05 10 2025 16:12:57
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
04 10 2025 11:50:28
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
03 10 2025 8:23:56
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
02 10 2025 13:37:15
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
01 10 2025 6:38:40
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
30 09 2025 8:29:16
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
29 09 2025 1:22:53
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
28 09 2025 0:37:14
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
27 09 2025 15:25:28
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
26 09 2025 17:56:41
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
25 09 2025 15:51:48
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
24 09 2025 1:49:55
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
23 09 2025 8:28:40
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 09 2025 3:10:17
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
21 09 2025 1:24:23
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
20 09 2025 12:50:37
Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
19 09 2025 16:31:58
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
18 09 2025 17:30:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




