Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.
3’ Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин – рыбами. Тема урока «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».
- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?
Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде. Получается схема:
Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1) и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.
Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.
Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.
СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».
1+1’ Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая хаpaктеристика типа Хордовые».
Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).
- Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
- Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
- Под хордой расположена … система в виде трубки.
- Для хордовых хаpaктерна … симметрия тела.
- В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …
Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Подвели итог и в таблицу.
Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.
Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.
СТАНЦИЯ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ».
3’ Цель: изучение классификации рыб.
Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.
| Признаки | Класс Хрящевые рыбы | Класс Костные рыбы |
| 1. Скелет | ||
| 2. Наличие жаберной крышки | ||
| 3. Наличие плавательного пузыря | нет | есть |
| 4. Расположение рта |
Примечание: можновоспользоваться информацией в учебнике В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» § 21 стр. 97 раздел «Хрящевые рыбы».
1’ Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Подвели итог и в таблицу.
Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,
СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»
Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.
5’ Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.
Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля)
- Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99. Какие отделы тела есть у рыб?
- Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1й абзац. Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.
Задания повышенного уровня сложности:
3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:
1 вариант – самую быструю рыбу;
2 вариант – самую медленную рыбу.
4. Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?
Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.
5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).
Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов.
Подвели итог и в таблицу.
Примечание: Музыка + видеофрагмент, демонстрирующий различную окраску рыб.
Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.
СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ». Какова цель посещения?
3’ Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.
Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.
1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.
2 колонка - почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?
3 колонка - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?
Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.
Подвели итог и в таблицу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Но, как, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.
СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».
5’ Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.
Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)
1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).
2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?
Чешуя и слизь. Каково их назначение?
Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.
У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.
Рост чешуи и годичные кольца.
Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.
В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.
Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.
А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?
Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.
3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?
Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2) мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.
4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?
Внутри подлодки есть большое прострaнcтво, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.
5. Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?
Плавники и мышцы.
Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, aнaльный, хвостовой – движение вперед.
Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно.
6. Боковая линия.
7. Жабры.
8. Вкус и обоняние.
9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)
Киль у лодок и кораблей – спинной плавник. Руль - хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла – парные плавники. Ласты – лучи плавников.
3’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.
| Особенности строения | Приспособления к жизни в воде |
| 1. Чешуя | А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. |
| 2. Слизь | Б. Обеспечивает плавучесть. |
| 3. Обтекаемая форма тела | В. Уменьшает силу трения |
| 4. Плавники | Г.Осуществляют движение. |
| 5. Плавательный пузырь | Д. Придает форму и защищает. |
Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).
Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.
Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы – молодец!
Если - 15-18 баллов, очень хорошо!
Если – 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!
А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.
СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).
7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.
Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».
Оборудование: ванночки с рыбой.
Ход работы:
- Прочитайте всю работу.
- Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:
Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).
- Отметьте, какую форму тела имеет рыба.
- Из каких отделов состоит тело рыбы.
- Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
- Имеется ли чешуя на теле рыбы?
- Какие органы обеспечивают движение рыб?
Задания 2-го уровня.
- Каково значение формы тела?
- Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.
- Назовите виды плавников у рыб.
Задания 3-го уровня.
- Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)
Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек проводит опыты и готовит мини-выступление.
Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:
1 – на резкий взмах руки у стекла;
2 – на стук по стеклу;
3 – на опущенный в воду карандаш;
4 – на кормление.
2. Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.
Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения? Какой можно сделать вывод?
1’ Резюме.
Цель: подведение итогов.
Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. И тогда в печальном списке Красной книги Архангельской области останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами!
Любит дно песчаное бычок,
Чистую, прозрачную водицу.
Малыша такого ты не жарь,
Пусть себе в песочке порезвится!
А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.
1’ Рефлексия.
Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.
Задание: выберите букву и запишите ее.
а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.
Лист контроля учени… 7-го класса … Фамилия, имя………………….
Дата:
Тема урока: «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».
| Название станции | Загрузочная | Знакомые незнакомцы | Полный вперед! | Дефиле | Это интересно | итог | Исследовательская |
| Полученные баллы |
Станция «Загрузочная»
1.
2.
3.
4.
5.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Станция «Знакомые незнакомцы»
| Признаки | Класс Хрящевые рыбы | Класс Костные рыбы |
| 1. Скелет | ||
| 2. Наличие жаберной крышки | ||
| 3. Наличие плавательного пузыря | нет | есть |
| 4. Расположение рта (спереди, снизу) |
Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
Станция «Полный вперед!»
Задания обязательного уровня:
1. Отделы тела рыбы:
2.
Задания повышенного уровня сложности:
3. 1 вариант – самая быстрая рыба -
2 вариант – самая медленная -
4. Обтекаемая форма тела у рыб для
5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение -
СК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.
Станция «Дефиле»
ВК Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.
Станция «Это интересно»
Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).
Ответ записать по форме после таблицы.
| Особенности строения | Приспособления к жизни в воде |
| 1. Чешуя | А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения. |
| 2. Слизь | Б. Обеспечивает плавучесть. |
| 3. Обтекаемая форма тела | В. Уменьшает силу трения |
| 4. Плавники | Г.Осуществляют движение. |
| 5. Плавательный пузырь | Д. Придает форму и защищает. |
Ответ: 1 , 2 , 3 , 4 , 5
ВК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).
Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.
Станция «Исследовательская»
7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).
Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».
Выполнение работы:
Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).
- Форма тела рыбы -
- Отделы тела рыбы:
- Расположение рта у рыб
- Чешуя на теле рыбы –
- Органы, обеспечивающие движение рыб.
Задания 2-го уровня.
- Значение формы тела
- Рыба относится к классу
- Виды плавников у рыбы:
Задания 3-го уровня.
- Человек применил при изготовлении этого сооружения следующие особенности строения рыб:
Итоговая оценка за работу -
Рефлексия. Ответ:
Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.
По желанию:
А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;
Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;
В) подготовить сообщение по теме «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».
Комментарии:
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
02 12 2025 17:57:24
Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
01 12 2025 8:47:15
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
30 11 2025 22:18:10
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
29 11 2025 16:17:54
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
28 11 2025 2:21:52
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
27 11 2025 17:20:45
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
26 11 2025 18:44:37
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
25 11 2025 15:37:53
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
24 11 2025 20:47:55
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
23 11 2025 13:47:24
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
22 11 2025 20:36:23
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
21 11 2025 20:55:20
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
20 11 2025 21:48:45
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
19 11 2025 17:56:42
Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....
18 11 2025 18:56:42
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
17 11 2025 20:40:18
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
16 11 2025 6:43:47
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
15 11 2025 0:43:24
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
14 11 2025 14:24:44
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
13 11 2025 6:41:48
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
12 11 2025 9:27:58
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
11 11 2025 17:28:52
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
10 11 2025 19:39:49
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
09 11 2025 16:56:46
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
08 11 2025 17:54:33
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
07 11 2025 13:48:49
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
06 11 2025 10:47:35
Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....
05 11 2025 19:53:56
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
04 11 2025 18:55:53
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
03 11 2025 4:16:40
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
02 11 2025 7:36:18
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
01 11 2025 0:33:50
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
31 10 2025 23:15:30
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
30 10 2025 16:50:57
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
29 10 2025 8:17:14
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
28 10 2025 14:17:28
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
27 10 2025 2:39:19
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
26 10 2025 13:31:35
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
25 10 2025 23:43:39
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
24 10 2025 6:10:55
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
23 10 2025 18:17:14
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
22 10 2025 9:12:44
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
21 10 2025 9:43:23
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
20 10 2025 7:22:38
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
19 10 2025 5:39:40
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
18 10 2025 11:33:42
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
17 10 2025 22:27:19
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
16 10 2025 14:57:35
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
15 10 2025 14:53:38
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
14 10 2025 9:32:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




