Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс
Тип урока: урок обобщающего повторения знаний учащихся по теме: «Вселенная».
Цель и задачи урока:
- обобщение знаний учащихся 5класса по данной теме;
- развитие их познавательных способностей и творческой фантазии;
- расширение общего кругозора учащихся и привитие интереса к предмету;
- воспитание бережного отношения к окружающей человека природе.
Оборудование: выставка детских рисунков «Пусть всегда будет Солнце», иллюстрации к легендам, таблицы по природоведению, солнце, облако, радуга, картины с изображением уголков русской природы.
Полна, полна чудес
могучая природа.
А.С.Пушкин.
1. Вступление
Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя! Позвольте нам начать наш урок, который мы назвали «Гимн Солнцу». Почему именно Солнцу? На этот вопрос попытаются ответить ученики 5 класса, которые подводят итог изучению большой темы под названием «Вселенная». Наш урок – это научная конференция, поэтому главная цель урока – обобщение ваших знаний по данной теме. Урок пройдет в форме вопросов Почемучки и ответов школьников, которые они сами искали в научно-популярной литературе.
Необозримы границы Вселенной, в которой мы живем, необозримо ее разнообразие. И совсем не случайно великий русский поэт А.С.Пушкин написал такие слова:
Полна, полна чудес
могучая природа.
И сегодня мы вместе с вами приоткроем лишь одну маленькую страничку в необъятном море загадок и чудес Великой Природы. Итак, мы начинаем.
(Звучит фонограмма песни «Солнечный круг».)
Ведущий. – С давних пор поклонялись люди Солнцу и знали про его животворящую силу. У многих народов мира оно не только обожествлялось, но и было самым главным богом, дарующим жизнь cмepтным. Египтяне воспевали Солнце так: «Ты восходишь на восточном горизонте, ты наполняешь мир своими красотами. Ты прекрасен, велик, лучезарен, высок над всею землею; лучи твои обнимают все страны, которые ты сотворил. Ты далеко, а лучи твои на земле…» Сколько о Солнце существует легенд, сказок и т.д. А вот одна из них – легенда о золотой колеснице Гелиоса.
<Рисунок 1>
1 ученик. – Движущееся Солнце по небосводу люди принимали за золотую колесницу солнечного Бога Гелиоса, запряженную четверкой крылатых коней. Выезжает утром Гелиос на колеснице, поднимается на небо. И звезды в страхе бегут от него прочь. В сверкающем венце едет он по небу и бросает на землю лучи – дарит свет, тепло, жизнь. А вечером Солнце закатывается, и наступает ночь.
Вот колесницу в море золотую
Купает солнце. Сумpaк надо мной.
Со звездами, и небом, и луной
Тревожную и злую ночь я чую… Ф. Петрарка.
2 ученик. – До наших дней сохранилось в памяти народной, в старинных свадебных обрядах и песнях почитаемое славянами Солнце: каждый год с первыми весенними днями они устраивали празднества в честь бога солнечных лучей и тепла, бога весны и плодородия.
3 ученик.
Укатилось красное солнышко
За горы оно да за высокие,
За лесушки оно да за дремучие,
За облачка оно да за ходячие.
4 ученик. – Как гласит азбука народной мудрости:
- вешнее Солнышко землю воскрешает;
- Солнце днем работает, а ночью отдых берет;
- нельзя Солнышку по дважды в сутки землю обходить;
- Солнышко пригреет, все поспеет;
- как Солнышко пригреет, красна ягодка краснеет,
- Солнце без огня горит.
5 ученик. – А теперь про наше Солнце говорят:
Пускай это бурное море огня
Зовут лучезарным светилом,
Как в детстве, оно для тебя и меня
Останется солнышком милым. С.Маршак.
6 ученик. - СОЛНЦЕ.
Позволь тебе отдать поклон,
Великое светило,
За то, что в этот год теплом
Ты нас не обделило.
Гляжу, идя вдоль полосы,
С каким усердьем в час росы
Твои лучи-пройдохи
Пшеницу тянут за усы
И за уши горохи.
Да и в саду с тобой в ладу
Дела идут блестяще!
На редкость в нынешнем году
Ты, солнце, работяще.
И в том, что нива не пуста,
Что небывало рожь густа,
И тянет медом с луга, -
Твоя, конечно, доброта…
Но и моя заслуга! С. Викулов.
2 ученик. –
Солнце, солнце! Ты свети
Ярким светом до земли.
По лугам и по лесам,
По дорожке, по полям!
3 ученик. –
Смотрит солнышко с небес,
Яркое, лучистое.
Заглянуло в поле, в лес,
В рощу золотистую,
Навестило сад, луга.
Пробежалось по дорожке,
Прикоснулось к берегам,
Задержалось у реки немножко.
Все мы любим солнца теплоту.
Хорошо, когда оно смеется,
Будит в нас друг к другу доброту.
С солнышком нам радостно живется.
2. Почемучка.
Ведущий.
– Начало загадки
Для малыша –
В воротах
За поворотом.
Калитку он трогает
И, не дыша,
В щелочку смотрит:
А что там?Растешь ты – загадка
В простор гoлyбой
К небесным взмывает
Высотам.
На Солнце сверкает,
Мерцает звездой…
И ты повторяешь:
А что там?Точь-в-точь, как тебе,
Но еще в старину
Хотелось узнать
Звездочетам –
Смотрели на Солнце они,
На Луну
И тихо шептали:
А что там?...К неведомым звездам
Настанет черед
Умчаться с Земли
Звездолетам.
Но, к цели пробившись,
Закончив полет,
Вновь взгляд устремят
Космонавты вперед
И спросят упрямо:
А что там?
Учитель. – Сегодня Почемучка будет задавать вопросы, а ученики 5 класса попробуют ответить на них. Встречайте – это Панамка, самый любопытный в мире почемучка со своим дедушкой, которого зовут Дедушка Знай.
Панамка. – Дедушка Знай, а что такое Солнце?
Дедушка Знай. – Солнце – звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Самый огромный во всей Солнечной системе. Если представить, что Солнце величиной с арбуз, то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины. Кроме того, Солнце самое тяжелое, тяжелее всех планет, вместе взятых. Поэтому и сила притяжения у него прегромадная. Приведу тебе пример. Если бы ты, Панамка, попал на Солнце, то сразу бы « потяжелел» и весил бы столько же, сколько автомобиль « Запорожец». Вот как сильно будет притягивать тебя Солнце! Еще и по этой причине ты не смог бы сделать по Солнцу ни шагу – твои ноги подогнулись бы под такой тяжестью сами собой…
Учитель. – Однако то, что Солнце такое сильное, очень хорошо. Сила его притяжения удерживает планеты на их орбитах, не дает им разбежаться, улететь в космическое прострaнcтво.
И то, что Солнце такое горячее, тоже замечательно. Без него было бы в нашем космическом доме – Солнечной системе – темно и холодно. Без него на Земле не было бы жизни, и нас с тобой, Панамка, тоже не было…
Панамка. – А по Солнцу гулять можно?
Дедушка Знай. – На этот и другие вопросы тебе ответят ученики 5 класса, которые учатся в нашей школе.
4 ученик. – Когда Солнце не прикрыто облаками или дымкой, на него невозможно смотреть, такое оно яркое и сверкающее. Ученые наблюдают Солнце в специальные солнечные телескопы.
<Рисунок 2>
5 ученик. – Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую кашу. «Каша» бурлит, фыркает, плюется.… Только, разумеется, это другая, газовая каша, и гулять по ней вряд ли тебе захочется.
Панамка. – А что если надеть ботинки на толстой подошве или сапоги?
1 ученик. – Ни ботинки, Панамка, ни сапоги, ни жаропрочный костюм тебе не помогут. Солнечная «каша» невероятно горячая: ее температура 6000 градусов! Такую температуру даже трудно представить.
Панамка. – Жарко, как в печке?
2 ученик. – Во много – много раз жарче. Все, что попадает на Солнце, немедленно превращается в газ, даже камни и металлы.
Панамка. – Почему Солнце такое горячее? Для того чтобы погас костер, в него все время нужно подбрасывать сухие ветки или дрова. Это знают все. А почему не гаснет Солнце? Почему миллиарды лет оно светит так же ярко и так же жарко греет? Какие «дрова» горят, не сгорают на Солнце?
3 ученик. – Может быть это – уголь? Когда-то ученные так и считали. Но потом решили подсчитать: на сколько лет хватит Солнцу этого топлива? И оказалось… весь уголь должен сгореть давным-давно, а Солнце – погаснуть.
4 ученик. – Время шло, отгадки не было, а Солнце по-прежнему сияло, словно посмеивалось над людьми. Разгадка пришла неожиданно. Пока одни ученные искали солнечное горючее, другие – занимались тоже очень важным делом: учились превращать одно вещество в другое. Например, газ водород – в газ гелий, гелий – в твердый углерод, углерод – в металл магний, магний – в кремний, а кремний – в железо! А из железа можно сделать что угодно. Разве не заманчиво превратить легкий, неуловимый газ водород в тpaктор или тепловоз?
5 ученик. – Наконец, отыскались «волшебные дрова»: это – газ водород! Водород превращается в гелий, гелий – в углерод…Вот почему Солнце такое горячее! Вот почему оно не остывает долгие – долгие годы.
1 ученик. – Стали ученные подсчитывать: надолго ли хватит Солнцу его горючего? Считали, считали и сбились со счета – так много получилось лет. Но как бы много водорода ни было, ведь когда-нибудь его запасы кончатся, он весь сгорит – и что тогда?
Солнце остынет?… Не волнуйтесь, ученые что-нибудь придумают…
Панамка. – А почему Солнце называют «солнышко»?
Дедушка Знай. – На этот вопрос можно ответить коротко: «Так ласково называют Солнце потому, что любят его». А вот почему люди любят солнце – в двух словах не скажешь…
Солнце – великий труженик. Работает оно без отдыха круглые сутки. Давай, Панамка, вместе вспоминать «профессии» Солнца.
Панамка. – Солнце светит, и поэтому всегда светло.
2 ученик. – Итак, Солнце можно назвать главным осветителем. Над Землей словно бы горит гигантская лампочка. Благодаря этому свету мы видим окружающий мир и друг друга. Не будь его, все погрузилось бы во мpaк и жизнь на Земле вскоре бы угасла…
Панамка. – Еще Солнце греет.
3 ученик. – Верно. Солнце «отапливают» всю планету. Знаешь, как оно это делает? Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а от нее уже нагревается воздух. Теплый воздух гораздо легче, чем холодный, поэтому он поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. И в атмосфере начинается движение: настоящие теплые воздушные реки текут в холодные места планеты, к ее полюсам и отдают тепло Земле, а холодный воздух перемещается к нагретой поверхности и снова от нее нагревается…
<Рисунок 3>
Дедушка Знай. – А теперь, Панамка, сделай глубокий вдох. Воздух чистый, свежий – дышится легко, верно? Как ты думаешь, кого мы должны поблагодарить за такой «вкусный» воздух?
Панамка. – Деревья и траву.
4 ученик. – Ты прав только наполовину. Спасибо за свежий воздух мы должны сказать и Солнцу. Зеленые растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать из него вредный углекислый газ и насыщать его кислородом, которым дышат все живые существа на нашей планете.
<Рисунок 4>
Дедушка Знай. – А вон, посмотри, набежали тучи, сейчас, вероятно, пойдет дождик. Дождь, Панамка, тоже работа Солнца.
Панамка. – Как же так, Дедушка Знай? Ведь солнышко, когда сильно припекает, высушивает все лужи и даже ручейки.
5 ученик. – Странного ничего нет. Солнце забирает воду не только из луж и ручьев, но и собирает влагу с поверхности озер и рек, морей и океанов. Жидкая вода под действием солнечного тепла превращается в « летучую» воду, пар. Легкий пар поднимается вверх, в воздух. Мельчайшие водяные капельки собираются в тучи, а там уж за них принимается ветер. Он гонит их на сушу, чтобы напоить леса и степи, поля и луга. Ведь без воды не будут расти травы, колоситься хлеба, цвести цветы, наливаться соком яблоки…
<Рисунок 5>
Дедушка Знай. – А еще Солнце может вскипятить чайник, сварить борщ, испечь пироги. Как? Ты когда-нибудь собирал солнечные лучи увеличительным стеклом?
Панамка. – Да, на бумаге получается яркий – яркий кружок, как маленькое солнышко. Может даже бумагу поджечь, а если руку нечаянно подставить – кожа краснеет и даже волдырь может вздуться.
1 ученик. – Вот–вот, в солнечной кухне подобным образом тоже собирают солнечные лучи и заставляют их кипятить воду, разогревать духовку с пирогами, накалять сковородку, на которой жарятся котлеты…
<Рисунок 6>
Надо сказать, Панамка, Солнце служит людям не только на Земле, но и в космосе. Солнце – постоянный участник всех космических путешествий. Межпланетные станции, которые летают к другим планетам, космические корабли, спутники над Землей – все они освещаются и обогреваются за счет Солнца. У каждого из них есть на борту собственная, домашняя электростанция. Там солнечный свет превращается в электрический ток, который питает приборы, зажигает электролампы на корабле, нагревает воздух в космических « домах».
Панамка. – А у нас дома тоже Солнце зажигает лампочки?
2 ученик. – Солнечных электростанций на Земле пока не очень много, но они есть и успешно работают. Тепло и электричество, которое от них получают, направляют на заводы, в дома, в оранжереи и парники, где благодаря Солнцу растут и зреют даже зимой овощи и фрукты.
3 ученик. – Вообще, Панамка, Солнце посылает на Землю каждую секунду огромное количество энергии! Приведу пример, чтобы ты представил, как это много.… Чтобы получить столько же энергии от обычной электростанции, нужно сжечь там 40 000 000 тонн угля. А чтобы перевезти весь уголь на электростанцию, потребуется такая вереница грузовиков – тяжеловозов, что она обовьет земной шар 3 раза! Добывать же уголь тяжело и дорого. А Солнце отдает нам свою энергию даром, бесплатно – только берите и пользуйтесь на здоровье!..
Дедушка Знай. – Так почему, Панамка, люди называют Солнце солнышком? Как ты думаешь?
Панамка. – Потому что мы все любим Солнце. Верно, ребята?
3. Конкурсы.
Ведущий. – А теперь, ребята, пятиклассники будут задавать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Согласны? Только слушайте внимательно и поднимайте руки.
6 ученик.
– Ездят в небе круг за кругом
Брат с сестрою друг за другом:
Он – на солнышке-коняшке,
У нее – луна в упряжке.
Он – весь день, она – всю ночь,
Как проедут – сутки прочь. (День и ночь).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля).
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна).
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды).
Рогалик, рогалик, золотые рожки!
Тучке сел на плечи, с тучки свесил ножки. (Месяц).
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда – всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он ярко – гoлyбой. (Небо).
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце).
Учитель. – На этом наш урок закончен. Украшением нашего праздника стали рисунки ребятишек 4 класса, за что им огромное спасибо и сладкий приз. А вам понравился урок? А какие отметки мы поставим ребятам, которые приготовили для вас сегодняшний урок? Я согласно, что сегодня все хорошо поработали и получили свои заслуженные пятерки. Всем спасибо за участие и внимание. До свидания.
Комментарии:
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
09 02 2025 23:26:59
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
08 02 2025 5:42:18
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
07 02 2025 5:45:21
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
06 02 2025 15:20:31
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
05 02 2025 1:44:24
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
04 02 2025 18:31:36
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
03 02 2025 0:31:23
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
02 02 2025 22:54:15
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
01 02 2025 23:31:27
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
31 01 2025 14:32:44
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
30 01 2025 20:24:22
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
29 01 2025 20:29:47
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
28 01 2025 6:22:22
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
27 01 2025 5:11:48
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
26 01 2025 5:51:34
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
25 01 2025 7:36:43
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
24 01 2025 5:53:56
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
23 01 2025 0:28:45
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества".
...
22 01 2025 3:43:28
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
21 01 2025 20:13:14
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
20 01 2025 4:16:50
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
19 01 2025 10:28:51
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
18 01 2025 11:25:33
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
17 01 2025 4:35:30
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
16 01 2025 5:44:27
Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
15 01 2025 11:57:48
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
14 01 2025 11:31:28
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
13 01 2025 15:45:13
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
12 01 2025 19:46:25

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
11 01 2025 17:50:23
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
10 01 2025 8:44:51
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
09 01 2025 16:26:32
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
08 01 2025 22:46:22
Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....
07 01 2025 7:17:50
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
06 01 2025 20:53:28

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
05 01 2025 17:45:56

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
04 01 2025 13:27:38
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
03 01 2025 19:48:49
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
02 01 2025 7:14:33
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
01 01 2025 5:24:17
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
31 12 2024 8:19:36
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
30 12 2024 17:37:28
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
29 12 2024 23:19:46
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
28 12 2024 22:39:48
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
27 12 2024 9:33:57
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
26 12 2024 2:42:19
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
25 12 2024 21:58:11
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
24 12 2024 9:54:58
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
23 12 2024 2:14:49
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
22 12 2024 21:38:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::