урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

Образовательные задачи темы:
- формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови.
- развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции кровяных клеток.
- продолжить формирование умений работать с учебником и микроскопом, оказывать первую помощь при кровотечениях.
Воспитательные задачи:
- на конкретных примерах научных открытий, показать успехи медицины в сохранении здоровья человека.
Развивающие задачи:
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке (обсуждение проблемных вопросов, анализ и сравнение, самостоятельное формулирование выводов из фактов).
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, инструктивные карты.
Ход урока.
Организационный момент:
- сначала мы восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос.
- потом попробуем ответить на вопрос, “Какие форменные элементы крови известны и каково их значение?”.
- затем потренируем мозги, по решаем задачи.
- и наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
Актуализация познавательной деятельности. Игра “Угадай-ка!”.
“В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?
Актуализация опopных знаний по теме “Внутренняя среда организма”.
К доске приглашаются две группы учащихся. Игра называется “Перестрелка”. Первая комaнда задает приготовленные дома вопросы второй комaнде, если они отвечают, задают свои вопросы. Учитель следит за игрой и ответами учащихся. Другая группа учащихся работает с тестом в парах.
Задание №1. Из перечня (1-10) выберите ответы на вопросы (I-XIV) и зашифруйте их. Ответы обсудите в группах или с соседом по парте:
1. Лимфа
2. Кровяная плазма
3. Кровяные клетки
4. Кислород
5. Углекислый газ
6. Межклеточная жидкость
7. Вода, соли
8. Кровь
9. Питательные вещества
10. Продукты жизнедеятельности клеток
- Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
- Что содержится в составе крови?
- Что содержится в плазме крови?
- Что содержится в лимфе?
- Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость?
- Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела?
- Какие вещества выделяются из тканевых клеток в межклеточную жидкость?
- Что содержится в составе плазмы?
- Что останется, если из крови удалить клетки?
- Из чего образуется лимфа?
- Как называется жидкая часть крови?
- Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ?
- Какие компоненты внутренней среды образуются в крови?
- Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела?
Задача. Бывает, что человек в результате несчастного случая погибает только от большой потере крови. Он теряет сознание и не может сообщить, какая у него группа крови. А знать это иногда бывает совершенно необходимо для оказания скорой медицинской помощи. Предложите доступный способ пpaктического решения данной проблемы.
Творческий мини-проект на уроке. Группа учащихся посетила детскую поликлинику и узнала, как определить группу крови у человека .(Рассказ учащихся)
Изучение нового материала.
Задача. У человека цвет крови - красный, у осьминога - гoлyбой. Объясните причину столь разной окраски крови.
Рассказ учителя об эритроцитах с использованием мультимедийного устройства.
Почему среди всех дыхательных пигментов самое большее распространение получил гемоглобин?
Предполагаемый ответ: гемоглобин может больше присоединять кислорода.
Действительно, гемоглобин способен присоединять больше кислорода.
100 мл крови рыб - гемоглобин, связывает от 9 до 11 мм кислорода, а у млекопитающих – 25 мл. Окисленная форма гемоглобина - красный (алый) цвет (артериальная кровь), а восстановленная форма – темно-красный цвет (венозная кровь) Гемоглобин обладает большей кислородной емкостью, поэтому он может больше присоединять или отдавать кислорода.
Как в ходе эволюции у живых организмов произошло повышение КЕК (кислородная емкость крови)?
У беспозвоночных животных гемоглобин растворен в кровяной плазме. В результате развития животного мира потребность в кислороде возрастала, а дальнейшее увеличение концентрации дыхательного пигмента в плазме увеличивает вязкость крови, что затрудняет передвижение по капиллярам.
Вопрос к классу. Какой же выход был найден в ходе эволюции?
Ответ: пигмент может быть изолирован от плазмы путем “упаковки” в особые клетки эритроциты, его количество увеличивается без увеличения вязкости плазмы крови.
Лабораторная работа. Тема. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Инструктивная карточка. Для работы нужны: готовые микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.
Порядок работы:
1. Приготовьте микроскоп к работе.
2. Установите под микроскоп микропрепарат крови
человека.
3. Рассмотрите, найдите эритроциты.
4. Используя пластилин, покажите их форму.
5. Теперь установите под микроскопом
микропрепарат крови лягушки. Чем они отличаются
от эритроцитов крови человека?
6. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки –
способны переносить больше кислорода. Объясните
причину.
7. Запишите вывод: “Эволюция эритроцитов
позвоночных животных шла в направлении…”.
Перенос эритроцитами кислорода (рассказ учителя с использованием мультимедийного устройства).
Задача. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.
Задача. Строение клеток крови у человека и многих позвоночных животных в принципе одинаковое. Можно ли это сходство считать случайным? Что оно может означать?
Рассказ учителя о малокровии. Одно из самых опасных заболеваний человека - малокровие. Каковы возможные причины возникновения этого заболевания?
Задача. У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов? Таблетки бронхикум, aнaльгин, фенюльс, витамин “Ревит”, гематоген, яблоки, гранаты, помидоры и хурма.
Творческий мини-проект на уроке. Группа учащихся узнала, как определяется гемоглобин у человека в лабораторных условиях. Рассказ учащихся.
Рассказ учителя о лейкоцитах с использованием мультимедийного устройства.
Какие же клетки из группы лейкоцитов способны выpaбатывать антитела, обеспечивающие специфичность иммунитета?
В ходе рассказа учителя учащиеся составляют и заполняют схему. Слова для заполнения схемы: фагоциты, лимфоциты, т-клетки, т-хелперы, т-супрессоры (подавляют), т-киллеры, антитела, в-клетки.
Задача: Человек заболел. У него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Сделайте предположение, почему врач решил оперировать больного?
Ученый, который посвятил многие годы изучению защитных свойств крови, это И.И. Мечников (рассказ ученика).
Творческий мини-проект на уроке. О чем могут рассказать клетки крови? Рассказ группы учащихся с использованием презентации.
Закрепление изученного материала. Заполните таблицу:
Таблица № 1 Взаимосвязь строения и функции клеток крови
Клетки крови | Функции | В чем заключается соответствие строения выполняемым функциям |
Лейкоциты | ||
Эритроциты | ||
Тромбоциты |
Беседа по выполнению задания.
Задание на дом: базовый уровень с 47-51 вопросы. Творческое задание. Изготовить кроссворд по теме “Клетки крови”.
Использованная литература:
1. Г.М. Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии”. Издательство “Просвещение” 1989 год.
2. Серия “Ученическое проектирование” выпуск 1. МИОО Москва 2006 год.
3. Биология. Человек: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; под ред. А.С. Батуева.-7-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2004.
Комментарии:
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
30 03 2023 18:19:31
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
29 03 2023 14:31:53
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
28 03 2023 21:15:22
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
27 03 2023 19:11:27
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
26 03 2023 10:10:31
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
25 03 2023 8:57:18
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
24 03 2023 20:21:32
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
23 03 2023 7:33:12
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
22 03 2023 9:17:52
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
21 03 2023 16:30:52
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
20 03 2023 13:51:28
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
19 03 2023 8:52:40
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
18 03 2023 12:10:12
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
17 03 2023 21:51:45
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
16 03 2023 1:34:42
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
15 03 2023 6:29:17
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
14 03 2023 16:52:16
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
13 03 2023 18:29:34
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
12 03 2023 20:51:32
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
11 03 2023 3:37:10
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
10 03 2023 18:29:14
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
09 03 2023 14:33:28
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
08 03 2023 4:52:47
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
07 03 2023 6:43:17
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
06 03 2023 2:33:50
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
05 03 2023 9:54:26
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
04 03 2023 19:36:25
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
03 03 2023 12:30:24
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
02 03 2023 17:47:17
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
01 03 2023 8:44:20
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
28 02 2023 16:29:52
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
27 02 2023 6:18:13
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
26 02 2023 13:21:51
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
25 02 2023 20:13:53
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
24 02 2023 17:44:49
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
23 02 2023 19:22:13
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
22 02 2023 13:52:24
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
21 02 2023 0:18:40
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
...
20 02 2023 18:39:51
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
19 02 2023 14:55:44
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
18 02 2023 3:17:35
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
17 02 2023 4:40:39
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
16 02 2023 4:49:36
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
15 02 2023 19:40:46
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
14 02 2023 9:24:37
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
13 02 2023 3:12:48
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
12 02 2023 15:35:21
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
11 02 2023 19:36:34
Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....
10 02 2023 17:16:14
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
09 02 2023 10:41:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::