урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"
Образовательные задачи темы:
- формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови.
- развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции кровяных клеток.
- продолжить формирование умений работать с учебником и микроскопом, оказывать первую помощь при кровотечениях.
Воспитательные задачи:
- на конкретных примерах научных открытий, показать успехи медицины в сохранении здоровья человека.
Развивающие задачи:
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке (обсуждение проблемных вопросов, анализ и сравнение, самостоятельное формулирование выводов из фактов).
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, инструктивные карты.
Ход урока.
Организационный момент:
- сначала мы восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос.
- потом попробуем ответить на вопрос, “Какие форменные элементы крови известны и каково их значение?”.
- затем потренируем мозги, по решаем задачи.
- и наконец вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
Актуализация познавательной деятельности. Игра “Угадай-ка!”.
“В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание”. О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?
Актуализация опopных знаний по теме “Внутренняя среда организма”.
К доске приглашаются две группы учащихся. Игра называется “Перестрелка”. Первая комaнда задает приготовленные дома вопросы второй комaнде, если они отвечают, задают свои вопросы. Учитель следит за игрой и ответами учащихся. Другая группа учащихся работает с тестом в парах.
Задание №1. Из перечня (1-10) выберите ответы на вопросы (I-XIV) и зашифруйте их. Ответы обсудите в группах или с соседом по парте:
1. Лимфа
2. Кровяная плазма
3. Кровяные клетки
4. Кислород
5. Углекислый газ
6. Межклеточная жидкость
7. Вода, соли
8. Кровь
9. Питательные вещества
10. Продукты жизнедеятельности клеток
- Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
- Что содержится в составе крови?
- Что содержится в плазме крови?
- Что содержится в лимфе?
- Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость?
- Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела?
- Какие вещества выделяются из тканевых клеток в межклеточную жидкость?
- Что содержится в составе плазмы?
- Что останется, если из крови удалить клетки?
- Из чего образуется лимфа?
- Как называется жидкая часть крови?
- Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ?
- Какие компоненты внутренней среды образуются в крови?
- Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела?
Задача. Бывает, что человек в результате несчастного случая погибает только от большой потере крови. Он теряет сознание и не может сообщить, какая у него группа крови. А знать это иногда бывает совершенно необходимо для оказания скорой медицинской помощи. Предложите доступный способ пpaктического решения данной проблемы.
Творческий мини-проект на уроке. Группа учащихся посетила детскую поликлинику и узнала, как определить группу крови у человека .(Рассказ учащихся)
Изучение нового материала.
Задача. У человека цвет крови - красный, у осьминога - гoлyбой. Объясните причину столь разной окраски крови.
Рассказ учителя об эритроцитах с использованием мультимедийного устройства.
Почему среди всех дыхательных пигментов самое большее распространение получил гемоглобин?
Предполагаемый ответ: гемоглобин может больше присоединять кислорода.
Действительно, гемоглобин способен присоединять больше кислорода.
100 мл крови рыб - гемоглобин, связывает от 9 до 11 мм кислорода, а у млекопитающих – 25 мл. Окисленная форма гемоглобина - красный (алый) цвет (артериальная кровь), а восстановленная форма – темно-красный цвет (венозная кровь) Гемоглобин обладает большей кислородной емкостью, поэтому он может больше присоединять или отдавать кислорода.
Как в ходе эволюции у живых организмов произошло повышение КЕК (кислородная емкость крови)?
У беспозвоночных животных гемоглобин растворен в кровяной плазме. В результате развития животного мира потребность в кислороде возрастала, а дальнейшее увеличение концентрации дыхательного пигмента в плазме увеличивает вязкость крови, что затрудняет передвижение по капиллярам.
Вопрос к классу. Какой же выход был найден в ходе эволюции?
Ответ: пигмент может быть изолирован от плазмы путем “упаковки” в особые клетки эритроциты, его количество увеличивается без увеличения вязкости плазмы крови.
Лабораторная работа. Тема. Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Инструктивная карточка. Для работы нужны: готовые микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.
Порядок работы:
1. Приготовьте микроскоп к работе.
2. Установите под микроскоп микропрепарат крови
человека.
3. Рассмотрите, найдите эритроциты.
4. Используя пластилин, покажите их форму.
5. Теперь установите под микроскопом
микропрепарат крови лягушки. Чем они отличаются
от эритроцитов крови человека?
6. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки –
способны переносить больше кислорода. Объясните
причину.
7. Запишите вывод: “Эволюция эритроцитов
позвоночных животных шла в направлении…”.
Перенос эритроцитами кислорода (рассказ учителя с использованием мультимедийного устройства).
Задача. Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.
Задача. Строение клеток крови у человека и многих позвоночных животных в принципе одинаковое. Можно ли это сходство считать случайным? Что оно может означать?
Рассказ учителя о малокровии. Одно из самых опасных заболеваний человека - малокровие. Каковы возможные причины возникновения этого заболевания?
Задача. У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов? Таблетки бронхикум, aнaльгин, фенюльс, витамин “Ревит”, гематоген, яблоки, гранаты, помидоры и хурма.
Творческий мини-проект на уроке. Группа учащихся узнала, как определяется гемоглобин у человека в лабораторных условиях. Рассказ учащихся.
Рассказ учителя о лейкоцитах с использованием мультимедийного устройства.
Какие же клетки из группы лейкоцитов способны выpaбатывать антитела, обеспечивающие специфичность иммунитета?
В ходе рассказа учителя учащиеся составляют и заполняют схему. Слова для заполнения схемы: фагоциты, лимфоциты, т-клетки, т-хелперы, т-супрессоры (подавляют), т-киллеры, антитела, в-клетки.
Задача: Человек заболел. У него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Сделайте предположение, почему врач решил оперировать больного?
Ученый, который посвятил многие годы изучению защитных свойств крови, это И.И. Мечников (рассказ ученика).
Творческий мини-проект на уроке. О чем могут рассказать клетки крови? Рассказ группы учащихся с использованием презентации.
Закрепление изученного материала. Заполните таблицу:
Таблица № 1 Взаимосвязь строения и функции клеток крови
Клетки крови | Функции | В чем заключается соответствие строения выполняемым функциям |
Лейкоциты | ||
Эритроциты | ||
Тромбоциты |
Беседа по выполнению задания.
Задание на дом: базовый уровень с 47-51 вопросы. Творческое задание. Изготовить кроссворд по теме “Клетки крови”.
Использованная литература:
1. Г.М. Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии”. Издательство “Просвещение” 1989 год.
2. Серия “Ученическое проектирование” выпуск 1. МИОО Москва 2006 год.
3. Биология. Человек: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; под ред. А.С. Батуева.-7-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2004.
Комментарии:
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
25 04 2025 2:15:22
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
24 04 2025 4:37:53
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
23 04 2025 4:58:16
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
22 04 2025 8:37:34
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
21 04 2025 20:44:47
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
20 04 2025 17:30:32
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
19 04 2025 16:34:20
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
18 04 2025 6:38:22
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
17 04 2025 22:47:46
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
16 04 2025 15:55:13

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
15 04 2025 6:27:48
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
14 04 2025 9:59:42
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
13 04 2025 2:30:14
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе.
...
12 04 2025 6:23:44
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
11 04 2025 10:55:14
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
10 04 2025 9:36:55
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
09 04 2025 15:37:59
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
08 04 2025 0:37:40
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
07 04 2025 5:24:28
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
06 04 2025 16:20:29
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
05 04 2025 11:46:58
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
04 04 2025 22:50:42
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
03 04 2025 9:26:59
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
02 04 2025 21:49:29
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
01 04 2025 14:28:32
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
31 03 2025 19:26:22
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
30 03 2025 10:51:43
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
29 03 2025 16:43:58
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
28 03 2025 20:26:15
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
27 03 2025 4:34:15
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
26 03 2025 12:33:28
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
25 03 2025 15:54:52
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
24 03 2025 21:26:58
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
23 03 2025 6:51:32
Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального.
...
22 03 2025 6:50:49
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....
21 03 2025 22:50:42
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
20 03 2025 1:40:56
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
19 03 2025 18:50:40
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
18 03 2025 6:16:58
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
17 03 2025 15:32:40
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
16 03 2025 2:39:50
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
15 03 2025 12:33:13
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
14 03 2025 3:33:11
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
13 03 2025 13:26:34
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
12 03 2025 11:59:15
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
11 03 2025 4:20:26
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
10 03 2025 19:35:16
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
09 03 2025 14:16:21
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
08 03 2025 16:36:48
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
07 03 2025 22:24:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::