Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
  • познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб;
  • уметь сравнивать особенности строения рыб;
  • уметь работать с учебником;
  • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;
  • раскрыть относительный хаpaктер приспособленности;
  • доказать естественное происхождение рыб;
  • познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;
  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

  • магнитные таблицы по систематике,
  • рисунки,
  • виртуальные уроки Кирилла и Мефодия,
  • муляжи рыб.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным – рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами урока:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в
  • различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
  • познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.

II. Домашнее задание.

Стр.180-185 на оценку “3” краткое сообщение о любом представителе рыб; на оценку “4-5” проект о приспособленности различных рыб в условиях водной среды.

III. Актуализация знаний учащихся по теме “Рыбы – водные позвоночные животные”.

Презентации проектов учеников: (Приложение 1, Приложение 2)

1. Приспособленность рыб к среде обитания.

2. Внутреннее строение рыб.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на мультимедийном проекторе.

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски рыб “Виртуальные уроки”).

  • ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
  • ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
  • ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
  • ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
  • ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

2. Беседа по вопросам:

  • Что же определяет окраску рыб?

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.

  • Как называется такая окраска рыб?

(Покровительственная).

  • Что обозначает термин \"эволюция \"?

К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.

  • Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?

(Систематика).

3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб.

Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид..(МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ)

Хордовые,

Черепные или позвоночные.

Надкласс рыбы.

Подкласс – хрящевые и костные.

Отряд акулы –  костно-хрящевые.

Отряд скаты  –  двоякодышащие.

Кистепёрые.

Костистые.

4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение рассказом учителя о многообразии рыб)

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.

Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.

Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.

5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний.

Заполнить таблицу, используя стр.180-183:

Класс Подкласс Отряд Представители
Хрящевые   Акулы  
Скаты  
Костные Подкласс хряще-костные

Костистые

Осетровые

Сельдеобразные, Тресковые, Карпообразные

 
Двоякодышащие    
Кистеперые    

6. Главный вывод:

Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб.

Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет пpaктическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.

  • Что вы знаете об этом?

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

Значение рыб:

  • Регуляция численности водных беспозвоночных.
  • Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
  • Звено в целях питания живых организмов.
  • Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
  • Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
  • Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
  • Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употрeбллять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употрeбляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
  • Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
  • Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб:

Таймень (семейство лососевые) ;

Арктический голец (семейство лососевые;

Муксун;

Тугун.

V. Закрепление материала

Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

VI. Дифференцированная самостоятельная работа.

Уровень 1 (задания на “3”)

Выбрать номера правильных суждений:

  1. Развитие рыб происходит только в воде.
  2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.
  4. Кровеносная система рыб замкнутая.
  5. Сердце рыб однокамерное.
  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
  8. Органами выделения у рыб служат почки.
  9. Для большинства рыб хаpaктерно наружное оплодотворение.
  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I – нервная система № 1 – плавники
II – кровеносная система № 2 – жабры
III – пищеварительная система № 3 – мышцы
IV– дыхательная система № 4 – вены и артерии
V – выделительная система №5 – позвоночник
VI – система опоры и движения №6 – мочевой пузырь
VII – пoлoвая система № 7 – череп
№ 8 – печень
№ 9 – ребра
№ 10 – желудок
№ 11 – плечевой пояс
№ 12 – мочеточник
№ 13 – почки
№ 14 – головной мозг
№ 15 – семенники
№ 16 – спинной мозг
№ 17 – нервы
№ 18 – яичник
№ 19 – передний мозг
№ 20 – яйцеклетка
№ 21 – мозжечок
№ 22 – сердце

Правильные ответы:

I – № 14, 16, 17, 19, 21.

II – № 4, 22.

III – № 8, 10.

IV – № 2.

V – № 6, 12, 13.

VI – № 1, 3, 5, 7, 9, 11.

VII – № 15, 18, 20.

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

Литература:

  1. Биология. Живой организм. 7 кл. Н.И.Сонин. Издательский дом “Дрофа” 2002 г.
  2. Рабочая тетрадь. Живой организм. 7 кл. Н.И.Сонин. Москва. 2002 г.



Комментарии:

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

26 03 2025 13:30:43

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

25 03 2025 13:26:42

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

24 03 2025 20:55:25

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

23 03 2025 20:23:12

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

22 03 2025 13:22:39

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

21 03 2025 9:13:48

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

20 03 2025 23:36:28

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

19 03 2025 3:34:35

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

18 03 2025 23:52:54

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

17 03 2025 11:55:24

Урок биологии по теме "Строение семян"


    Урок биологии по теме "Строение семян"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

16 03 2025 8:11:55

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

15 03 2025 13:47:10

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

      На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

14 03 2025 14:55:23

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

13 03 2025 16:27:37

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

12 03 2025 4:41:18

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

11 03 2025 16:42:10

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

10 03 2025 22:32:30

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки) Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

09 03 2025 23:15:31

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

08 03 2025 0:55:29

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

07 03 2025 1:55:35

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

06 03 2025 14:39:10

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

05 03 2025 13:41:15

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

04 03 2025 0:32:19

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

03 03 2025 6:33:51

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

02 03 2025 18:26:39

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

01 03 2025 17:49:53

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

28 02 2025 5:57:11

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

27 02 2025 14:28:22

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

26 02 2025 4:10:50

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

25 02 2025 7:56:32

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

24 02 2025 17:24:27

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

23 02 2025 19:15:55

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

22 02 2025 19:46:11

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

21 02 2025 9:14:58

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

20 02 2025 2:21:59

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

19 02 2025 4:15:56

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

18 02 2025 17:19:45

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

17 02 2025 0:45:10

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"


    Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

      Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

16 02 2025 8:25:44

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

15 02 2025 11:42:40

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

14 02 2025 9:50:23

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

13 02 2025 13:49:50

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

12 02 2025 3:58:48

"Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")


    "Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")

      Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....

11 02 2025 16:39:24

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....

10 02 2025 0:58:35

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

09 02 2025 23:40:12

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

08 02 2025 12:50:16

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

07 02 2025 16:10:29

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

06 02 2025 5:13:27

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии


    Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

      В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

05 02 2025 11:36:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::