Урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий. Биология, 7-й класс. "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
- определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
- основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
- познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.
Развивающие:
- научиться узнавать изученных рыб;
- уметь сравнивать особенности строения рыб;
- уметь работать с учебником;
- соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.
Воспитательные:
- показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;
- раскрыть относительный хаpaктер приспособленности;
- доказать естественное происхождение рыб;
- познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;
- показать влияние человека на численность рыб.
Оборудование:
- магнитные таблицы по систематике,
- рисунки,
- виртуальные уроки Кирилла и Мефодия,
- муляжи рыб.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
Прочтите эти слова Ф.И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным – рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами урока:
- раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в
- различных условиях водной среды;
- определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
- основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
- познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.
II. Домашнее задание.
Стр.180-185 на оценку “3” краткое сообщение о любом представителе рыб; на оценку “4-5” проект о приспособленности различных рыб в условиях водной среды.
III. Актуализация знаний учащихся по теме “Рыбы – водные позвоночные животные”.
Презентации проектов учеников: (Приложение 1, Приложение 2)
1. Приспособленность рыб к среде обитания.
2. Внутреннее строение рыб.
IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на мультимедийном проекторе.
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски рыб “Виртуальные уроки”).
- ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
- ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
- ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
- ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
- ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.
2. Беседа по вопросам:
- Что же определяет окраску рыб?
Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.
- Как называется такая окраска рыб?
(Покровительственная).
- Что обозначает термин \"эволюция \"?
К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.
Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.
Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.
- Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?
(Систематика).
3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб.
Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид..(МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ)
Хордовые,
Черепные или позвоночные.
Надкласс рыбы.
Подкласс – хрящевые и костные.
Отряд акулы – костно-хрящевые.
Отряд скаты – двоякодышащие.
Кистепёрые.
Костистые.
4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение рассказом учителя о многообразии рыб)
Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.
Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.
Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.
Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.
Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.
Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.
5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний.
Заполнить таблицу, используя стр.180-183:
Класс | Подкласс | Отряд | Представители |
Хрящевые | Акулы | ||
Скаты | |||
Костные | Подкласс хряще-костные Костистые |
Осетровые Сельдеобразные, Тресковые, Карпообразные |
|
Двоякодышащие | |||
Кистеперые |
6. Главный вывод:
Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.
7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб.
Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет пpaктическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.
- Что вы знаете об этом?
Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.
Значение рыб:
- Регуляция численности водных беспозвоночных.
- Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
- Звено в целях питания живых организмов.
- Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
- Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
- Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
- Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употрeбллять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употрeбляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
- Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
- Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.
Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.
В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб:
Таймень (семейство лососевые) ;
Арктический голец (семейство лососевые;
Муксун;
Тугун.
V. Закрепление материала
Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:
VI. Дифференцированная самостоятельная работа.
Уровень 1 (задания на “3”)
Выбрать номера правильных суждений:
- Развитие рыб происходит только в воде.
- Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
- Жаберные крышки есть у всех рыб.
- Кровеносная система рыб замкнутая.
- Сердце рыб однокамерное.
- Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
- Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
- Органами выделения у рыб служат почки.
- Для большинства рыб хаpaктерно наружное оплодотворение.
- Температура тела рыб постоянная.
Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.
Уровень 2 (задания на “4-5”)
Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.
I – нервная система | № 1 – плавники |
II – кровеносная система | № 2 – жабры |
III – пищеварительная система | № 3 – мышцы |
IV– дыхательная система | № 4 – вены и артерии |
V – выделительная система | №5 – позвоночник |
VI – система опоры и движения | №6 – мочевой пузырь |
VII – пoлoвая система | № 7 – череп |
№ 8 – печень | |
№ 9 – ребра | |
№ 10 – желудок | |
№ 11 – плечевой пояс | |
№ 12 – мочеточник | |
№ 13 – почки | |
№ 14 – головной мозг | |
№ 15 – семенники | |
№ 16 – спинной мозг | |
№ 17 – нервы | |
№ 18 – яичник | |
№ 19 – передний мозг | |
№ 20 – яйцеклетка | |
№ 21 – мозжечок | |
№ 22 – сердце |
Правильные ответы:
I – № 14, 16, 17, 19, 21.
II – № 4, 22.
III – № 8, 10.
IV – № 2.
V – № 6, 12, 13.
VI – № 1, 3, 5, 7, 9, 11.
VII – № 15, 18, 20.
О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!
Литература:
- Биология. Живой организм. 7 кл. Н.И.Сонин. Издательский дом “Дрофа” 2002 г.
- Рабочая тетрадь. Живой организм. 7 кл. Н.И.Сонин. Москва. 2002 г.
Комментарии:
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
30 06 2025 6:51:27
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
29 06 2025 16:19:17
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
28 06 2025 15:20:32
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
27 06 2025 12:59:15
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
26 06 2025 8:53:50
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
25 06 2025 7:45:49
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
24 06 2025 22:28:12
При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение.
...
23 06 2025 23:54:15
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
22 06 2025 23:27:58
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
21 06 2025 16:53:33
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
20 06 2025 14:10:19
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
19 06 2025 0:27:49
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
18 06 2025 8:13:32
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
17 06 2025 18:17:45
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
16 06 2025 18:31:26
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
15 06 2025 7:43:22
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
14 06 2025 12:36:35
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
13 06 2025 4:26:29
Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....
12 06 2025 2:25:52
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
11 06 2025 19:36:14
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
10 06 2025 2:54:55
Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....
09 06 2025 15:23:26
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
08 06 2025 21:16:27
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
07 06 2025 5:12:47
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
06 06 2025 5:47:15
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
05 06 2025 4:29:14
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
04 06 2025 4:51:16
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
03 06 2025 9:59:56
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
02 06 2025 3:48:57
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
01 06 2025 22:43:20
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
31 05 2025 20:12:12
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
30 05 2025 18:45:23
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
29 05 2025 21:40:22
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
28 05 2025 3:57:46
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
27 05 2025 19:21:28
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
26 05 2025 18:26:37
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
25 05 2025 7:39:51
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
24 05 2025 21:37:40

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
23 05 2025 1:27:41
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
22 05 2025 11:53:24

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
21 05 2025 8:24:58
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
20 05 2025 17:49:54
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
19 05 2025 7:36:14
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
18 05 2025 6:15:34
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
17 05 2025 15:50:25
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
16 05 2025 19:47:52
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
15 05 2025 14:42:57
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
14 05 2025 5:13:10

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
13 05 2025 1:54:38
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
12 05 2025 15:34:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::