Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

Мои ученики будут узнавать
новое не от меня, они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь
им раскрыться, развить
собственные идеи.
И.Песталоцци

Учитель идет в класс с главной целью – изложить школьникам новые сведения (как часто кажется учителю – передать знания, что в принципе невозможно). Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит школьник на уроке, забывается в тот же день, если учащийся самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого.

Для учебного процесса крайне важно, как именно учащиеся получают новые знания. Психологи отмечают, что учебный процесс протекает наиболее эффективно в том случае, когда учитель на уроке дает возможность ученикам работать самостоятельно. Сверхактивные действия учителя на уроке оборачиваются пассивностью школьников. Ученику необходимо давать больше свободы и более активно втягивать его в самостоятельную работу.

Отсюда следует естественный вывод: для образования главным является не просто система знаний, а умение самостоятельно добывать новую информацию и рационально ее использовать. В этом и заключаются ожидаемые результаты работы по данной проблеме.

Любая педагогическая технология одной из своих целей ставит формирование самостоятельности и творчества. Цель организации самостоятельной работы учащихся на уроке: развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

  • организация навыков самообразования;
  • формирование умений самостоятельной работы;
  • повышение уровня самоорганизации и самоконтроля;
  • включение учащихся в активную деятельность.

Чтобы организовать активную, осознанную деятельность детей на уроке, учитель должен знать определение “самостоятельная работа”, а также её признаки и функции.

Самостоятельная работа – такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой они максимально проявляют свою внешнюю и внутреннюю активность. Это сильнейшее средство эффективности обучения, которое при правильной организации исключает возможность “отсутствовать” в классе, присутствуя на уроке. Самостоятельная работа не дает возможности сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность школьников не только по овладению знаниями, умениями и навыками, но и по овладению способами деятельности. Признаками самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности являются:

  • наличие цели самостоятельной работы;
  • наличие конкретного задания;
  • четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
  • определение формы проверки результата самостоятельной работы;
  • обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Чтобы учащиеся на занятиях активно включались именно в самостоятельную мыслительную работу, необходимо сочетать все возможные формы организации учебной деятельности.

Среди знаний и пpaктического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, – навыки критического мышления, умение прогнозировать результаты работы, способность к адекватной самооценке, стремление индивидуально получать новые знания и умение работать в комaнде. В связи с этим при организации самостоятельной работы на уроке используются разнообразные формы организации учебной деятельности:

Коллективная или фронтальная – весь класс получает одинаковое задание на одинаковый промежуток времени;

Звеньевая – группы учащихся, объединенных по определенным критериям (организованные или типологические), получают разные задания по уровню сложности при работе над одинаковым вопросом или работают над разными вопросами;

Кооперативно-групповая – группы учащихся, получают разные задания, но работают на благо всего класса. Например, в теме “Эволюция кровеносной системы” (7 класс) перед учениками ставиться вопрос: “Как шла эволюция кровеносной системы у хордовых животных?”. Семиклассники разбиваются на 4 группы, каждая из которых получает учебный материал и ведомость, в которую оформляет результат своей самостоятельной работы. На их основе оформляется сводная таблица, которая позволяет ответить на поставленный перед классом вопрос (таблица приведена в заполненном виде):

Хордовые животные

Число камер в сердце

Какая кровь в сердце

Число кругов кровообращения

1. Рыбы

2 (предсердие и желудочек)

венозная

1

2. Амфибии

3 (2 предсердия и желудочек)

смешанная

2 (большой и малый)

3. Рептилии

3 (2 предсердия и 1 желудочек с неполной перегородкой),

исключение крокодилы – 4

Частично смешанная

2(большой и малый)

4. Птицы и млекопитающие

4 (2 предсердия и 2 желудочка)

Не смешиваются венозная и артериальная

2(большой и малый)

Индивидуальная – каждый ученик самостоятельно работает над заданием. Такая форма позволяет учитывать особенности и темп работы учащихся в усвоении знаний, такую форму работы можно предлагать ученику, пропустившему много учебных занятий, не усвоившему какой-то раздел программы, работающему в ускоренном или замедленном темпе на уроке.

Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается при индивидуальной и групповой организации самостоятельной работы, хотя это усложняет работу учителя. Чаще всего используется сочетание нескольких форм на одном уроке.

Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями и способами этой деятельности. Для выполнения этих функций содержание заданий, применяемых мной на уроках биологии, должны отвечать определенным требованиям:

строгое соответствие конкретным дидактическим целям;

обеспечение учебно-познавательной деятельности всех степеней познавательной самостоятельности;

создание ситуации успеха при помощи использования посильных ученикам заданий;

использование вариативности заданий для создания ситуации выбора.

При организации самостоятельной работы на разных этапах урока биологии возможно применение разнообразных методов:

1. Работа с учебной литературой.

Данный метод является преобладающим при получении новых знаний. Учащиеся получают текст, рисунок, таблицу, диаграмму, которые проpaбатывают и преобразовывают в соответствии с предложенным заданием. Основным источником литературы, с которым учащиеся работают на уроках и при подготовке домашних заданий, является учебник биологии. Чтение на уроке учебника с трaнcформацией текста связано с мыслительными операциями анализа и синтеза, обобщения и сравнения, поэтому оно эффектно активизирует и развивает логическое мышление у всех учащихся. Поэтому главным видом деятельности, особенно в начале изучения предмета, является навык работы с текстом учебника. Наиболее часто применяются следующие приемы:

а) конспектирование текста параграфа:

  • план-конспект – письменный, сжатый, быстро составляющийся и запоминающийся пересказ прочитанного;
  • свободный конспект – свободное изложение прочитанного материала с использованием схематичных рисунков, определений, примеров;
  • опopный конспект - материал урока изображается в виде логично связанных сигналов (рисунки, формулы, схемы) ;
  • конспект-кластер – оформление прочитанного при помощи заполнения кластеров (кармашков информации), где на кармашке определяется тема или подтема изучаемого материала, а затем разными цветами идет их заполнение по принципу новизны информации: если информация известна ученик пишет ее над кластером, если нет – под кластером.

б) составление собственных вопросов к параграфу

Для организации этой формы самостоятельной работы знакомлю учеников с ключом для создания вопросов, который содержит вопросительное слово и ключевые слова для формулирования вопроса (по Шумаковой):

Вопросительное слово

Ключевые слова

Что

значение, смысл

Где

условие, развитие

Когда

влияние, изменение

Какой

воздействие, взаимодействие

Как

связь, отношение

Почему

виды, свойства

Можно ли

функции, структуры.

в) заполнение таблиц. Шаблоны для их оформления можно предложить готовыми, а можно предложить составить самих учащихся.

г) работа с иллюстрациями к тексту. В заданиях подобного типа требуется подписать части объекта, воспроизвести недостающие части, сравнить с ранее изученными объектами живой природы.

2. Работа с дидактическими карточками.

Для организации самостоятельной работы используются задания из многочисленных пособий, в том числе и с заданиями в форме ЕГЭ и ГИА по биологии. Дидактические материалы разделены на три группы:

  • для получения новых знаний (инструктивные карты для организации самостоятельной работы)
  • для применения полученных знаний (сборники заданий-тренажеров)
  • для проведения контроля (карточки-задания).

3. Игровая деятельность.

Игра наряду с трудовой и учебной деятельностью является важным средством организации самостоятельного обучения школьников. Используются для повышения мотивации изучения биологии и позволяют в доступной форме повторить сложный материал или проявить эрудицию с новым. На уроках биологии часто используются такие игровые моменты и игры как:

  • викторина
  • найди ошибку
  • убери лишнее
  • настольные лото и домино по биологии
  • имитационные игры: “Поле чудес”, “Пойми меня”
  • ролевые игры
  • разгадывание и составление кроссвордов

4. Проектная деятельность.

Идея проектной деятельности состоит в том, чтобы научить учеников ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, активно заниматься ее поиском, используя все возможные источники, в том числе Интернет-сайты. Учебный проект значим и для самих учащихся как возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Учебный проект обладает всеми признаками самостоятельной работы, что можно выразить в виде таблицы:

Учебный проект

Признак

Вопрос, на который отвечает признак

В чем выражается

проблема проекта

“почему?”

актуальность проблемы

цель проекта

“зачем?”

целеполагание

задачи проекта

“что?”

постановка задач

методы и способы

“как?”

планирование

результат

“ что получится?”

ожидаемый результат

В основе проекта лежит проблема, которая направляет деятельность учеников, поиск способов решения этой проблемы – цель, а задача формулируется как достижение цели в определенных условиях. Результат работы оформляется и представляется классу в разных формах: альбом фотографий диких животных, гербарий листьев, эскиз пришкольного участка, спектакль, рисунок. Учебный проект может различаться по длительности его выполнения: примером минипроекта является создание модели молекулы воды (5 класс), результат такой работы можно выразить в аппликации или пластилиновой модели.

Таким образом, организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии позволяет не только получить знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать общеучебные компетенции.

Приложение.



Комментарии:

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

04 12 2025 15:45:41

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

03 12 2025 15:46:54

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

02 12 2025 9:25:16

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

01 12 2025 7:46:24

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Общий обзор организма человека: органы и ткани Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

30 11 2025 7:16:48

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

29 11 2025 5:25:32

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

28 11 2025 12:26:33

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

27 11 2025 6:26:15

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

26 11 2025 11:18:18

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

25 11 2025 3:36:26

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

24 11 2025 21:26:35

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

23 11 2025 18:51:55

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

22 11 2025 19:41:40

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс


    Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

      Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

21 11 2025 0:45:36

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

20 11 2025 14:24:54

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

19 11 2025 8:35:53

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

18 11 2025 16:11:10

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

17 11 2025 11:55:36

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

16 11 2025 16:33:31

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

15 11 2025 17:39:12

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

14 11 2025 5:54:17

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

13 11 2025 0:59:29

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

12 11 2025 22:32:59

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

11 11 2025 0:12:50

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

10 11 2025 23:22:50

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

09 11 2025 16:37:10

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

08 11 2025 18:30:13

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

07 11 2025 13:28:51

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

06 11 2025 9:23:44

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

05 11 2025 7:28:39

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

04 11 2025 18:33:42

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

03 11 2025 9:14:37

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

02 11 2025 12:55:11

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

01 11 2025 3:44:29

Достижения и основные направления современной селекции


    Достижения и основные направления современной селекции

      Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....

31 10 2025 0:50:49

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

30 10 2025 9:35:48

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

29 10 2025 22:57:58

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

28 10 2025 13:59:46

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

27 10 2025 20:32:35

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

26 10 2025 13:16:38

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

25 10 2025 16:52:43

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

24 10 2025 5:35:31

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

23 10 2025 8:48:36

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

22 10 2025 5:48:32

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

21 10 2025 21:44:58

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

20 10 2025 14:37:20

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

19 10 2025 12:39:34

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

18 10 2025 21:35:45

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

      Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

17 10 2025 3:20:58

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

16 10 2025 23:44:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::