Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника


    Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной образовательной школы является подведение ее выпускников к обоснованному выбору профессии. Сформированные умения и навыки учебного труда во время образовательного процесса в школе, дают возможность выпускнику получить систему знаний, вписывающуюся в основы общей культуры человечества. Успешность этого в огромной степени зависит от постоянной коррекции и обобщения изучаемого по предметам школьной программы учебного материала. Формирование у учащихся умения делать выводы и обобщения своих знаний – главная задача школьного учителя. С этой целью необходимо применять задания, ориентирующие школьника на анализ и обобщение знаний. Это могут быть такие задания:

а) описание и сравнение биологических явлений, объектов, процессов;

б) установление причинно-следственных связей при объяснении биологических, химических явлений и процессов;

в) анализ, приводимых в задании научных фактов.

Учителю следует организовать работу так, чтобы она не повлекла за собой перегрузки в учебной работе школьника.

Главной формой обобщения, систематизации и оценки знаний выпускника школы является итоговая аттестация в виде экзамена. Это отдельная большая проблема, которая результативно решается, если в процессе обучения, развития и воспитания в школе, ученик овладел способностью обобщать и систематизировать свои знания по предметам. Одним из приемов обобщения и систематизации знаний учащихся может служить школьный урок-лекция. Она должна отвечать ряду требований: научность, доступность, последовательность и эмоциональность изложения информации. Лекцию необходимо четко спланировать и органично связать с другими формами учебных занятий: использование наглядных пособий, информационных технологий, Т. С. О, демонстрации таблиц, схем, опытов и т. д. Все выше названное способствует созданию зрительных образов у школьников и тем самым повышает эффективность данной формы обобщения и систематизации его знаний. Кроме того, важно учитывать, что через 15-20 минут однообразной деятельности у подростка наступает утомление. Необходима смена деятельности во время лекции. Обобщающая лекция обычно завершает изучение темы, систематизирует и углубляет знания по теме, полученные на уроках, лабораторных и пpaктических занятиях, семинарах и других формах образовательной деятельности. Такие лекции более целесообразны при изучении сложных для восприятия тем, больших по объему информации, имеющих важное место в программе курса. Например, такие: “Клетка – структурная и функциональная единица живого”, “Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза в эволюции органического мира на Земле” и др.

Оправдало себя и использование семинарских занятий. Они способствуют значительному повышению эффективности образовательного процесса школьников. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Обычно это беседа или дискуссия, в процессе которой анализируются и углубляются основные положения ранее изученной темы, конкретизируются знания, закрепляются умения. В процессе подготовки к семинару, учащиеся формируют навыки самообразования, общеучебные навыки, умения работать с источниками знаний (учебники, компьютеры, энциклопедии, словари и др. ). Такая деятельность способствует развитию самостоятельности, доказательности мышления, что развивает школьника как личность. В ходе семинарского занятия они учатся обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы товарищей, аргументировать свою точку зрения, оперативно и гибко использовать свои знания. У школьников отpaбатывается умение составить и оформить реферат, где логично изложить свои мысли, подобрать факты из разных источников информации, найти убедительные примеры. Сами выступления в ходе семинара развивают монологическую и диалогическую речь участника, повышают его культуру общения. Чтобы научить учеников с пользой принимать участие в семинарах, учитель должен разъяснить правила подготовки сообщения, научить составлять его план и подбирать содержание и объем. Обязательно перед семинаром просмотреть подготовленное выступление и оказать корректирующую помощь. Желательно к семинару подготовить всех учеников класса. Для этого необходима предварительная работа: ознакомление с темой, планом и вопросами для обсуждения.

Подготовку семинара можно спланировать следующим образом:

  1. Выбор темы, определение задач семинара.
  2. Подготовка вопросов для обсуждения.
  3. Распределение заданий и тем для выступлений.
  4. Организация предварительной работы по подготовке сообщений: консультации, коррекция содержания, объема, формы.
  5. Отработка структуры семинарского занятия, выбор методов и приемов проведения занятия, подбор оборудования и наглядности.

Структура семинара возможна такая:

  1. Вводное выступление учителя, в котором он напоминает задачи семинара, знакомит с планом проведения занятия, ставит проблему.
  2. Выступления учащихся по заданным темам (сообщения, доклады, демонстрации и т. д. ).
  3. Дискуссия, обсуждение выступлений.
  4. Подведение итогов. На этом заключительном этапе, учитель анализирует выступления участников, оценивает их активность в дискуссии, обобщает материал, делает выводы.
  5. Домашнее задание (дается преподавателем для закрепления полученных знаний).

Темы для семинаров можно взять такие:

  1. “Развитие органического мира на Земле в свете учения о главных направлениях эволюции”.
  2. “Биосоциальная природа и социальная сущность человека”
  3. “Клетка как основа структурная и функциональная единица живого”
  4. “Использование генетических знаний для развития учения об эволюции и решения пpaктических задач медицины и селекции”
  5. “Учение об экологических системах как научная основа охраны природы”

Примером может служить семинар на тему: “Развитие органического мира на Земле в свете учения о главных направлениях эволюции”:

  1. учитель мобилизирует участников напоминанием об огромном значении знаний о развитии органического мира на Земле и подводит класс к решению проблемы о главных направлениях этого процесса, обусловленного действием фактора эволюции
  2. выступления участников семинара:

а) “Главное направление развития органического мира – ароморфоз”

Во время этого выступления второй ученик у доски записывает сведения об основных чертах идиоадаптации, а третий, используя таблицу “Соотношения направлений эволюции органического мира”, обдумывает вопрос о взаимосвязи направлений эволюции. Еще один ученик на доске перечисляет важнейшие ароморфозы, которые произошли в мире растений. После заслушивания первого и третьего выступающего и анализа записей на доске, организуется дискуссия, обсуждение по этим вопросам.

б) После этого слушается сообщение об основных ароморфозах в мире животных. В это время еще один из учащихся записывает на доске план сообщения об идиоадаптациях в мире животных. Эту запись ученики комментируют с места. Один из участников – одновременно записывает на доске причины вымирания древних пресмыкающихся, а учитель организует обсуждение этого факта. После хаpaктеристики ароморфозов в животном мире, обсуждаются ароморфозы, обусловившие появление голосеменных и цветковых.

в) Затем заслушивается сообщение об идиоадаптациях у покрытосеменных и насекомых, млекопитающих, птиц. В обсуждении этого сообщения обосновывается значение вышеназванных идиоадаптаций в комплексном развитии органического мира на Земле.

г) Завершает семинар ученик с сообщением о движущих силах эволюции как основе, доказывающей, что каждый вид растения и животного – результат длительной эволюции, он бесценен, и нельзя допустить его исчезновения с лица Земли.

В заключении оцениваются учащимися выступления участников, делаются выводы, дается домашнее задание.

Выше названные формы обобщения и систематизации знаний больше подходят для учащихся старших классов. Однако обобщать и систематизировать знания необходимо с самого начала обучения предмету.

Одно из важных мест в образовательном процессе школьника любого класса занимают домашние задания, но только в случае их правильной организации. От этого зависит успешность овладения знаниями и умениями по предмету, происходит развитие познавательной самостоятельности и логического мышления у детей. Домашние задания способствуют формированию добросовестности и аккуратности, проявления инициативы, а главное не ограничивают во времени выполнения. Следует учесть, что они должны быть дифференцированы по форме выполнения и уровню познавательных задач, точнее – адаптированы по возможности к каждому ученику. Только в этом случае они будут выполнять функцию обобщения и систематизации учебного материала. Ведь один ученик может справиться с заданиями репродуктивного хаpaктера, другой способен самостоятельно составить схему, заполнить таблицу, а третий может подготовить сообщение с использованием дополнительной литературы и других источников. Чтобы домашние задания выполняли свое назначение, учителю необходимо знать индивидуальные потенциальные возможности каждого своего ученика, чтобы в соответствии с ними предлагать ему домашние задания, посильные для него по содержанию, форме, объему, уровню, в то же время развивали его способности. В то же время они не могут быть ниже учебного стандарта по предмету. Недооценка учителем важности четко организованных домашних заданий приводит к пробелам в знаниях, нерациональной трате времени следующего урока. В результате образовательный процесс не обеспечивает прочное овладение учащимися необходимого объема знаний на соответствующем по сложности для него уровне. Это сдерживает развитие обучающегося. Чтобы домашняя работа ученика стала связующим звеном между предшествующим и последующим уроками, ее содержание необходимо логически увязывать с изученным ранее материалом и направлять на решение задач, поставленных перед предстоящим уроком. Одним словом с этой целью необходимо четкое планирование повторения изученного ранее. В планировании урока нужно тщательно отобрать материал для повторения, сформулировать к нему вопросы и задания, которые будут нацелены на восстановление в памяти опopных знаний, обеспечить доступность их выполнения, для каждого учащегося, а главное не занимать у него слишком много времени.

Для примера к уроку “Дыхание листа” (6 кл) повторить дома знания о дыхании семян и корня, найти в учебнике ответы на вопросы: какие газы поглощаются и выделяются семенами и корнями при их дыхании.

Для лучшего усвоения материала о происхождении разных групп организмов, на дом надо дать повторить внешнее и внутреннее строение организмов предыдущих таксонов, чтобы в сравнении установить черты сходства и различия и сделать выводы о происхождении. В зависимости от подготовленности учеников, можно давать и более сложные домашние задания. К примеру, для обобщающего урока о строении и функциях листа у растений, дома можно предложить самостоятельно изучить материал о “листопаде”, на уроке больше времени и внимания уделить закреплению знаний о значении листа.

Восьмиклассники дома могут самостоятельно рассмотреть материал о малокровии, а на уроке учитель сконцентрирует их внимание на приобретении знаний об эритроцитах и лейкоцитах. Тем не менее, не следует на дом давать изучение основных вопросов следующего урока. Это непосильно большинству обучающимся. Важное условие полезности домашних заданий состоит в обучении учеников на уроке способам их выполнения. Ученик, получая задание домой, должен четко представлять как его выполнить. Не менее важна и систематическая проверка качества выполнения домашней работы учащимися. Используя устный опрос, графический и другие методы и формы учета и контроля знаний учеников, важно подчинить их выявлению качества выполнения: полноты и правильности записей в тетради при заполнении таблиц и составлении схем, формулировании выводов по результатам наблюдений и опытов.

Отличной формой обобщения и систематизации знаний по темам могут быть уроки обобщения. Для облегчения восстановления в памяти учеников пройденного материала, на обобщающих уроках следует использовать в основном уже знакомые школьникам наглядные пособия и оборудование.

Во избежание перегрузки учащихся, задания на дом перед таким урокам лучше дать по обобщающей статье (параграфу) в учебнике, где достаточно полно освещены вопросы темы.

Примером может служить урок в 6 классе по теме “Строение живого организма”.

Тема: “Что такое живой организм?

Цели:

  • воспитательная – продолжить формирования понятия “Единство органического мира на Земле”;
  • образовательная – обобщить, систематизировать, проконтролировать и оценить знания по теме “Строение живого организма”;
  • развивающая – закрепить и усложнить умения работать с учебником, иллюстрациями, продолжить воспитание навыков культуры умственного труда в процессе сравнения, анализа, формулировки выводов.

Оборудование: текст контрольной работы на доске, экспозиционный материал в кабинете, текст и рисунки к теме в учебнике, записи и схемы в тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

1 Сообщить тему и цели урока.

2 Правила оценки, предложенных в контрольной работе, заданий.

II. Выполнение контрольной работы

I. Назови царства живой природы (растения, животные, грибы, лишайники, бактерии, вирусы)

Вопросы:

1) Какие организмы не имеют клеточного строения? (вирусы)

2) Какие организмы в клетках не имеют оформленного ядра? (бактерии)

Вывод: значит живые организмы (кроме вирусов) построены из клеток.

II. Какие признаки живых организмов отличают их от неживой природы? (питание, дыхание, кровообращение, выделение, рост, развития, размножение, гибель)

Вопросы: 1) Какой процесс объединяет первые 4-е признака живых организмов? (обмен веществ)

III. Выбери органоиды растительной и животной клеток из перечня:

1) цитоплазма,

2) ядро,

3) рибосомы,

4) аппарат Гольджи,

5) хлоропласты,

6) лизосомы,

7) вакуоли,

8) митохондрии,

9) целлюлоза,

10) хитин,

11) ? Какой это? (оболочка)

растения -1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11

животные - 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11

Вопросы:

1) Какие два выполняют одинаковую работу, помогая друг другу? (лизосомы, аппарат Гольджи)

2) Самые главные в клетках растений? (хлоропласты)

IV. Выбери ткани растений и животных из перечня: 1) покровная, 2) мышечная, 3) проводящая, 4) соединительная, 5) нервная, 6) фотосинтезирующая, 7) эпителиальная, 8) механическая, 9) образовательная, 10) запасающая.

растения -1, 3, 6, 8, 9, 10; животные –2, 4, 5, 7.

Вопросы: 1) Какая ткань у растений соответствует по функции эпителиальной у животных?

(покровная)

2) Какая ткань согласует работу животного организма? (нервная)

3) Чем она образована? (нейронами)

V. Какие органы и системы органов относятся к растениям, животным?

1) стебель, 2) пищеварение, 3) выделение, 4) лист, 5) плод, 6) кровообращения, 7) дыхания,

8) размножения, 9) опоры и движения, 10) эндокринная, 11) корневая, 12) цветок.

растения -1, 4, 5, 11, 12; животные –2, 3, 6, 7, 8, 9, 10.

Вопросы:

  • Какая система в организме животного главная? (нервная)
  • Чем она занимается? (регулирует и согласует деятельность других)
  • Есть ли у растений такая система? (нет)
  • Что регулирует жизнедеятельность растений? (ростовые вещества)
  • Могут ли живые организмы, обходиться без внешнего вмешательства в их жизнедеятельность? (да)
  • Значит они сами себя регулирует и контролируют? (да)

Вывод: живые организмы обмениваются веществами с окружающей средой, значит они открыты для нее, могут сами регулировать жизненные процессы, значит они саморегулирующиеся.

VI. Дай определение понятиям:

Рост – увеличение размеров за счет деления клеток;

Развитие – формирование органов и систем органов в процессе роста;

Размножение - воспроизведение себе подобных.

Вопросы:

1) Какие два способа деления клеток тебе известны? (митоз, мейоз)

2) В каких процессах они происходят? (митоз – рост и развитие, мейоз – размножение, оплодотворение)

3) Необходимо ли вмешательство из вне для того, чтобы происходило размножение организмов? (нет)

Вывод: живой - организм самовоспроизводит себя без вмешательства извне

VII. Распредели по порядку, начиная от мелкого к более крупному и сложному:

1) организм,

2) клетка,

3) система органов,

4) ткань,

5) орган (2, 4, 5, 3, 1)

Вопросы: Может ли какая-то часть организма существовать отдельно от него? (нет)

Вывод: живой организм – это система взаимосвязанных между собой органов и систем органов.

VIII. Общий вывод по уроку: Что такое живой организм?

1) Живой организм – это система открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящая, построенная из клеток.

2) Оцени свою деятельность за урок.

3) Нарисуй свое настроение в начале урока и в конце.

Очень многое в эффективном овладении школьниками системой знаний и умений по предметам школьной программы зависит от методов обучения, которые создают успех учителя в решении задач обучения, развития и воспитания современного подростка, если они играют роль взаимосвязи деятельности учителя и учащегося в образовательном процессе. В работе учителя любой метод обучения призван выполнять три, неотделимые друг от друга функции – обучающую, развивающую и воспитывающую. Такая многофункциональность методов образовательной деятельности обязывает учителя использовать их таким образом, чтобы они способствовали усложнению и развитию познавательной деятельности индивидуально каждого ученика, а так же воспитанию его личности и определению профиля его последующего образования и приобретения профессии в будущем. Методов обучения очень много, но и каждый учитель – индивидуальность, равно как и каждый его ученик. Выбор методов, приемов, форм образовательной деятельности с обучающимися в современной школе – это право учителя. Но главная цель, ради которой это должно делаться – воспитание достойного образованного гражданина.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

30 11 2025 12:17:15

Фенотипическая изменчивость


    Фенотипическая изменчивость

      Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

29 11 2025 7:13:35

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

28 11 2025 23:40:30

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

27 11 2025 16:58:58

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

26 11 2025 18:56:48

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

25 11 2025 10:20:23

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе


    Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

      Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

24 11 2025 6:50:33

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

23 11 2025 22:55:59

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

22 11 2025 16:17:19

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

      В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

21 11 2025 7:58:52

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

20 11 2025 19:33:21

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

19 11 2025 4:26:14

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии


    Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

      Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

18 11 2025 2:39:43

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

17 11 2025 20:23:10

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

16 11 2025 22:12:59

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

15 11 2025 3:44:30

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

14 11 2025 11:45:12

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

13 11 2025 21:26:54

Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

      Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....

12 11 2025 3:30:36

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

11 11 2025 1:12:46

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

10 11 2025 14:40:27

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

09 11 2025 0:13:34

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

08 11 2025 10:51:22

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

07 11 2025 23:33:25

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

06 11 2025 1:26:54

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

05 11 2025 5:35:47

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

04 11 2025 5:14:12

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

03 11 2025 4:17:27

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

02 11 2025 23:14:33

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

01 11 2025 23:12:17

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

31 10 2025 18:33:57

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

30 10 2025 11:20:35

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

29 10 2025 15:26:37

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

28 10 2025 21:11:43

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

27 10 2025 18:10:52

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

26 10 2025 17:44:28

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

25 10 2025 4:53:53

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

24 10 2025 18:32:36

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

23 10 2025 12:28:38

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

22 10 2025 21:19:59

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

21 10 2025 6:27:55

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

20 10 2025 13:44:54

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

19 10 2025 14:36:25

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

18 10 2025 18:49:13

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

17 10 2025 23:30:39

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

16 10 2025 17:44:19

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке

Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....

15 10 2025 0:17:12

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

14 10 2025 7:45:28

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

13 10 2025 18:59:10

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

12 10 2025 6:26:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::