Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

Перед семинаром, за 2 недели, учащимся предлагаются темы докладов:

  • «Доказательства животного происхождения человека»;
  • «Теории о происхождении жизни»;
  • «Науки, изучающие происхождение человека»;
  • «Рудименты и атавизмы в организме человека»;
  • «Этапы развития представлений о происхождении человека»;
  • «Движущие силы антропогенеза».

Ребята выбирают темы и готовятся под руководством учителя.

Образовательная цель семинара: Доказать, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучить эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека.

Развивающая цель: развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательная цель: воспитание культуры речи, культуры общения.

Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе семинара: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, комплект муляжей, презентация «Происхождение человека».

Ход семинара

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к проведению семинара: доклады, презентация.

II. Какие теории существуют о происхождении жизни?

Ребята высказывают, каждый, свою точку зрения. Заслушивают доклад на тему: «Теории о происхождении человека». Делают вывод:

Теории о происхождении жизни: абиогенный и биогенный синтез, теория панcпepмии – занесены споры растений с других планет, привезены с других планет инопланетянами, но пока это только факты не признанные биологический наукой.

III. К какому царству живых организмов относится человек?

Какие существуют доказательства животного происхождения человека?

Человек относится к царству животных. Ученики определяют систематическое положение человека в животном мире, используя магнитную доску с систематическими единицами.

Существуют доказательства – эмбриологические, палеонтологические, сравнительно-анатомические; атавизмы и рудименты.

Палеонтологические доказательства происхождения человека.

Палеонтология- наука, изучающая ископаемые формы организмов, представляет доказательства, что человек в своем развитии прошел несколько стадий.

Наука антропология выделяет 3 стадии развития человека.

  1. Древнейшие люди. Питекантропы, австралопитеки, дриапитеки и т.д.
  2. Древние люди. Неандертальцы.
  3. Современные люди. Кроманьонцы

Ученики делают сообщения о местах обитания, образе жизни, внешнем облике:

  • древнейших людей;
  • древних людей;
  • современных людей.

Используют, во время докладов, муляжи головного мозга древнейших, древних и современных людей, а также презентацию: «Происхождение человека».

Становлению и развитию человека способствовали 2 группы факторов: биологические и социальные.

Биологические факторы:

  • естественный отбор,
  • борьба за существование,
  • наследственная изменчивость,
  • дрейф генов,
  • популяционные волны.

Социальные факторы:

  • речь, труд, общественный образ жизни, мышление;
  • труд, с точки зрения Энгельса, создал человека: «Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны».

Проблема: почему современная обезьяна не превращается в человека?

Ребята высказывают свою точку зрения и приходят к выводам: что современная обезьяна это параллельная ветвь в эволюции человека, т.е. современные обезьяны это двоюродные братья и сестры для современного человека.

Эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки низших позвоночных:

  • хрящевой скелет – хорда;
  • жаберные дуги;
  • симметричное отхождение сосудов от сердца;
  • гладкая поверхность мозга.

  • Позже появляются черты, хаpaктерные для млекопитающих:
  • густой волосяной покров на теле плода;
  • несколько пар сосков;
  • левосторонняя дуга аорты;
  • постоянная температура тела;
  • полость тела разделена диафрагмой: на грудной и брюшной отделы;
  • зрелые эритроциты;
  • зубы имеют две смены (молочные и постоянные) и делятся на 3 группы;
  • в скелете человека нет ни одной кости, которой не было бы у млекопитающих;
  • во внутреннем ухе есть 3 слуховые косточки;
  • 6-мecячный человеческий плод покрыт волосяным покровом.

Сравнительно-анатомические доказательства. О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.

Анатомия- наука, изучающая внутреннее строение организмов.

Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:

  • копчиковые позвонки (остаток хвостового отдела) ;
  • слабо развитой волосяной покров на теле;
  • подкожная мышца;
  • мышцы, поднимающие волосы;
  • мышцы, двигающие ушные paковины;
  • в области гортани, выше голосовых связок, у человека имеются особые морганьевы желудочки, у обезьян на том месте – крупные голосовые мешки;
  • надбровные дуги в черепе;
  • зубы мудрости;
  • аппендикс – слепая кишка;
  • в углу глаза – третье веко;
  • в кровеносной системе – срединная крестцовая артерия.

Атавизмы являются доказательством животного происхождения. Это отклонения от нормы.

Атавизмы – появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека:

  • несколько пар сосков – многососковость;
  • волосяной покров – полимастия по всему телу;
  • шейная фистула – в результате незаращивания жаберной щели;
  • сильное проявление клыков;
  • хорошо развитый бугорок в уголке уха.
  • Атавизмы, нарушающие нормальную жизнедеятельность:
  • отверстие в межжелудочковой перегородке сердца;
  • отверстие между предсердиями – боталлов проток.

К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: одинаковое строение опopно-двигательной, кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем органов у человека и обезьян.

IV. Расы человека - проявление идиоадаптации в роде: Человек. Доклад.

V. Методы изучения человека. Доклад и обсуждения.

VI. Учение о происхождении человека.

Ребята вспоминают: какие ученые и когда высказывали мысль о происхождении человека. Затем выступает ученик с докладом: «Развитие представлений о происхождении человека». Выделяет основные этапы развития представлений.

Развитие представлений о происхождении человека.

Идея о естественном происхождении человека могла возникнуть на основе материалистического мировоззрения. Античное время: Анаксимaндр, Эмпедокл.

  1. Первоначальные наивные материалистические представления о естественном происхождении человека, даны в произведении римского философа Лукреция Кара «О природе вещей».
  2. Римский врач К. Гален изучал анатомию обезьян, считал её близко к человеческой.
  3. Во времена средневековья, материалистические взгляды о естественном происхождении человека были преданы забвению.
    Идеи преследовались церковью.
    Итальянский философ Лючелли Валини за высказанную в одном из своих сочинений мысль о возможном родстве человека и обезьяны был сожжен на костре.
  1. Карл Линней, будучи объективным ученым, поместил человека в отряд приматов, который был выделен в класс млекопитающих.
    По предложению К. Линнея, человек получил видовое и родовое название: Homo sapies человек разумный.
  1. XIII в. Идею о происхождении человека от обезьяны высказал русский натуралист Афанасий Каверзнев. В своей книге: «О перерождении животных» он высказал мысль, что все животные происходят от одного общего ствола.
  2. Ж.Б. Ламарк, в своей теории эволюции, поместил человека вместе с обезьянами, и свои мысли изложил в труде «Философия зоологии» (1809).
  3. Ч. Дарвином, в своем труде: «Происхождение человека»- 1871г.,

была создана биологическая основа теории антропогенеза: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Социальная основа антропогенеза: труд, мышление, общественный образ жизни и речь.

VII. В заключение семинара делаются выводы:

  1. Человек согласно анатомическим, палеонтологическим, эмбриологическим доказательствам произошел от животных, принадлежащих к типу хордовых, классу млекопитающих.
  2. Антропогенез – эволюция человека – состоит из трех стадий:
    • древнейшие – питекантропы, австралопитеки, дриапитеки;
    • древние – неандертальцы;
    • современные люди – кроманьонцы.
  1. Формирование современного человека происходит под воздействием двух групп факторов: биологических и социальных.
  2. Современный вид – «человек разумный» эволюционировал в направлении идиоадаптации, выражающейся в существовании рас: европеоидной, монголоидной, негроидной.
  3. Представители разных рас вступают в бpaк, что доказывает: расы это один вид, состоящий из разных популяций.
  4. Вид, «Человек разумный», изучается разными методами: генеологическим, биохимическим, близнецовым, цитогенетическим.
  5. Современная обезьяна не может превратиться в человека, потому что это другая ветвь в эволюции обезьян.

VIII. Итоги семинара

оценки за активное участие в семинаре, самооценка каждого участника семинара.

IX. Рефлексия.

Список используемой литературы.

  1. Биология, учебное пособие для учащихся под редакцией Д.И. Трайтака. М: Просвещение, 1983.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М: Дрофа. 2002.
  3. Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.И. Полянского. М.: Просвещение, 1998.
  4. Общая биология, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение. 2002.
  5. Урысон М.И. Современная наука о происхождении человека. М.: Знание, 1966.



Комментарии:

Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"


    Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"

      На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...

24 08 2025 11:23:56

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

23 08 2025 16:51:28

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

22 08 2025 16:26:26

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

21 08 2025 16:27:31

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

20 08 2025 13:33:25

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

19 08 2025 15:24:50

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

18 08 2025 21:14:16

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

17 08 2025 14:39:51

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

16 08 2025 14:55:27

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

15 08 2025 18:14:31

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

14 08 2025 18:57:59

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

13 08 2025 4:17:42

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

12 08 2025 21:13:45

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

11 08 2025 18:28:18

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

10 08 2025 4:10:43

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

09 08 2025 22:27:33

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

08 08 2025 15:22:54

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

07 08 2025 3:43:26

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс


    "Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс

      Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

06 08 2025 23:18:44

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

05 08 2025 13:12:18

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

04 08 2025 21:23:14

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

03 08 2025 17:56:26

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

02 08 2025 0:55:27

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

01 08 2025 8:40:56

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

31 07 2025 11:16:15

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

      Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....

30 07 2025 14:44:32

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

29 07 2025 19:35:11

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

      Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

28 07 2025 19:35:58

Законы генетики

Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...

27 07 2025 11:52:50

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс


    Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

      Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

26 07 2025 1:49:34

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

25 07 2025 21:38:11

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

      Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

24 07 2025 6:50:18

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

23 07 2025 4:22:37

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

22 07 2025 8:22:52

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

21 07 2025 3:43:52

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

20 07 2025 21:13:25

Энергетический обмен

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....

19 07 2025 7:30:10

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

18 07 2025 15:15:37

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

17 07 2025 17:28:12

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

16 07 2025 0:12:30

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

15 07 2025 0:25:55

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

14 07 2025 13:51:21

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

13 07 2025 20:22:41

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса


    Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

      Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

12 07 2025 0:59:36

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

11 07 2025 18:46:20

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

10 07 2025 20:28:25

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

09 07 2025 12:52:58

Урок биологии по теме "Строение семян"


    Урок биологии по теме "Строение семян"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

08 07 2025 7:27:45

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

07 07 2025 23:33:18

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

06 07 2025 23:49:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::