Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"
Цель урока: формировать знания о семействе сложноцветные растения.
Задачи:
- Образовательные: закрепить общие признаки растений класса двудольные. Изучить биологические особенности однолетних растений: ноготков и бархатцев. Показать их значение для человека.
- Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать биологические объекты.
- Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.
Словарь: бархатцы, ноготки, плод-семянка.
Оборудование: натуральные объекты (ноготки, бархатцы), гербарий этих растений, семена бархатцев и ноготков, настойка календулы, набор букв (а, с, т, р, а), клубни ге opгина, иллюстративный материал, фотографии с изображением клумб города Ставрополя.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять.
II. Актуализация опopных знаний.
Блиц-опрос:
-
Какие растения называются цветковыми? Приведите примеры.
Это растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни. -
На какие два класса делятся цветковые растения.
Цветковые растения делятся на класс однодольные и двудольные. -
Растения, какого класса мы с вами изучаем?
Мы изучаем растения класса двудольные. -
Перечислите основные признаки двудольных растений, используя таблицы.
-
Назовите растения, изображённые на картинках.
Ромашка непахучая, василёк синий, мать-и-мачеха, астра, ге opгин. -
К какому семейству относятся эти растения?
Они относятся к семейству сложноцветные. -
Назовите основные признаки этого семейства?
Соцветие – корзинка, плод – семянка.
Биотест:
- Какие бывают растения?
а) Вежливые; б) Воспитанные; в) Деликатные; г) Культурные.
Культурные. Обработанные, возделанные и выращенные человеком.
- Какие из рассмотренных выше растений относятся к культурным?
Астра и ге opгин.
Анаграмма.
На доске из букв составлено слово: ТАРАС – АСТРА
(Переставьте буквы так, чтобы получилось название цветка, который сравнивают часто со «звездой»).
Индивидуальный опрос:
-
Рассказать о биологических особенностях астры.
-
Загадка:
На клумбе у окошка
Посажена картошка
Цветки её огромные –
И светлые и тёмные (Ге opгин). -
Сравните корневую систему астры и ге opгина.
У астры стержневая корневая система, а у ге opгина в почве разрастаются утолщённые корнеклубни. Они живут несколько лет, но в открытом грунте не зимуют… -
Как размножают астры и ге opгины?
Астры размножают семенами, а ге opгины клубнями. -
Почему люди выращивают эти растения?
Они красивые, имеют яркую окраску цветов. Их высаживают в парках, в скверах, на балконах, около домов. Дарят на праздники. - Кто подготовил стихотворение об этих цветах?
Ге opгин
С завитыми лепестками
Стройный, гордый ге opгин
Я красуюсь меж цветками
И красуюсь не один.
Всеволод Рождественский «Астра»
Астру с прямыми её лепестками
С древних времён называли «звездой».
Так же её вы назвали и сами
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, какие растения называют однолетними?
Приведите примеры однолетних растений.
Подсолнечник, ромашка, календула, бархатцы, астра, майоры, василёк декоративный.
- Работа с натуральными объектами и гербарием.
- Изучение биологических особенностей календулы и бархатцев по плану.
- Учащиеся рассматривают семена ноготков, определяют название растения.
- Строение корня, стeбля, листьев, соцветия.
- Размножение растений.
- Особенности выращивания этих растений.
- Где приобрести семена?
- Сроки посева и цветения.
- Уход.
- Для чего люди выращивают эти декоративные растения.
- Использование ноготков как лекарственное растение
Аутотренинг:
(Звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра П. Мориа)
Ярко светит солнце.
Дует лёгкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром царства цветов.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всего живого.
IV. Работа в тетради.
а) Стр. 44, задание 136.Подпишите названия растений сложноцветных.
б) Задание 138. Отгадайте загадку. Объясните ответ.
Ноготок короток,
А сквозь землю прошёл –
Шапку золота нашёл.
Календула.
V. Закрепление изученного.
Беседа.
- С какими декоративными однолетними растениями мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему люди выращивают календулу и бархатцы?
Игра. «Пропущенные слоги»
- Ва - - лёк.
- Оду - - - чик.
- Ге - - гин.
- Ка - - - дула.
VI. Итог.
- Учитель демонстрирует фото, с изображением клумб города, на которых выращены бархатцы.
- Это интересно! «Цветочные часы» – сообщение учителя об использовании календулы для определения времени.
Задание на дом: Календула. Бархатцы.
Комментарии:
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
24 08 2025 18:36:59
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
23 08 2025 11:29:57
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
22 08 2025 18:58:37
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
21 08 2025 13:19:25
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
20 08 2025 2:15:42
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
19 08 2025 17:43:38
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
18 08 2025 16:26:20
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
17 08 2025 16:38:24
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
16 08 2025 17:51:37
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
15 08 2025 1:32:48
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
14 08 2025 10:56:46
Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....
13 08 2025 21:52:42
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
12 08 2025 6:35:18

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
11 08 2025 5:40:32
Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету.
...
10 08 2025 23:16:40
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
09 08 2025 5:32:50
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
08 08 2025 15:11:49
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
07 08 2025 11:50:11
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
06 08 2025 4:10:25
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
05 08 2025 17:38:11
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ.
...
04 08 2025 11:42:26
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
03 08 2025 10:57:26
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
02 08 2025 23:53:40
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
01 08 2025 11:14:46
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
31 07 2025 17:27:59
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
30 07 2025 20:34:37
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
29 07 2025 10:31:38
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
28 07 2025 10:17:10
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
27 07 2025 1:25:32
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
26 07 2025 22:36:24
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
25 07 2025 11:12:48
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
24 07 2025 12:49:40
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
23 07 2025 16:23:50
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
22 07 2025 17:40:31
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
21 07 2025 21:28:30
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
20 07 2025 20:13:50
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
19 07 2025 1:31:54
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
18 07 2025 6:25:50

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
17 07 2025 5:59:55
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
16 07 2025 22:49:55
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
15 07 2025 20:21:47
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
14 07 2025 15:48:41
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
13 07 2025 12:39:40
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
12 07 2025 19:19:55
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
11 07 2025 2:28:23
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
10 07 2025 7:53:10
Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
09 07 2025 10:29:11
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
08 07 2025 14:26:51
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
07 07 2025 1:54:36
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
06 07 2025 1:49:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::