Урок – ученый совет "Генетика и здоровье человека"

Цели:
1. познакомить учащихся с методами изучения наследственности человека.
2. показать пpaктическое значение генетики для медицины, познакомить учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
3. развивать интерес к учебе через нестандартные формы урока.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ,
1. Работа с карточками условных обозначений (генетические символы.)
2. Диктант (устно)
1. наука, изучающая изменчивости и наследственности
2. способность приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
3. совокупность внешних и внутренних признаков
4. совокупность генов, которую организм получает от родителей
5. способность передавать признаки от родителей потомству
6. преобладающий признак
7. временно исчезающий признак
8. особи, которые не обнаруживают в потомстве расщепления
9. особи, дающие в потомстве расщепление
10. альтернативные гены
11. непoлoвые хромосомы
12. одинарный набор хромосом
13. двойной набор хромосом
14. изменения, происходящие в хромосомах под влиянием факторов внешней и внутренней среды
15. совокупность генов, содержащихся в гаплоидном наборе хромосом клетки
16. участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя: На нашей планете Земля не существует 2-х совершенно одинаковых людей, за исключением однояйцевых близнецов. И это понятно, т. к. число хромосом у человека – 23 пары в диплоидном наборе. Если допустить, что родители отличаются по каждой паре признаков хромосом лишь по одному гену, то общее количество генотипических комбинаций окажется равным 2 , но на самом деле наследственных комбинаций больше, следовательно, каждый человек с момента зачатия генетически уникален. Действие законов генетики распространяется и на человека.
(сообщение цели урока).
Сейчас, дорогие друзья, приглашаем всех на ученый совет, где будут затронуты все вопросы интересующей нас темы. В работе совета примут участие: (представление всех участников.)
Учитель: О методах генетики человека нам расскажут ученые-генетики.
1. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД (1-й ученый).
Этот метод основан на изучении родословных людей, в семьях которых были обнаружены различные наследственные аномалии. Например дальтонизм (цветовая слепота, в результате которой человек не различает красный и зеленый цвета. ) Обратите внимание на схему, где приводится родословная по дальтонизму. Ген, отвечающий за дальтонизм, расположен в Х-хромосоме (сцеплен с полом). Этим объясняется, что женщины-дальтоники встречаются крайне редко, а мужчины часто. Женщина-дальтоник может быть рождена только от бpaка мужчины-дальтоника с женщиной, гетерозиготной по гену дальтонизма (с вероятностью 0,25 %).
От нормальной по фенотипу матери (1) и отца-дальтоника (2) рождается сын-дальтоник (5) ; это можно объяснить только гетерозиготностью матери по данному признаку; а рождение внука-дальтоника (9) обусловлено гетерозиготностью его матери (3). (показывает на схеме).
2. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА БЛИЗНЕЦАМИ. (2-й ученый)
Близнецы (однояйцевые) дают уникальную возможность разобраться в вопросе наследственных заболеваний. Интересно, что у них бывают общие увлечения и одинаковые таланты. Отец Иоганна Себастьяна Баха Иоганн Амбросиус и его брат близнец Иоганн Христофор были не только похожи, но их нельзя было отличить и в музыке, они играли одинаково. Если болел один, то и другой. Оперные дирижеры близнецы Вольф и Вилли Хейницы были настолько схожи, что они во время антpaкта могли друг друга заменить и никто из певцов, музыкантов не замечал подмены. Братьев Адамсонов разлучили в детстве: один жил у отца, другой у деда. До 50 лет они и не знали друг о друге. Оказалось, что у них с детства были способности к физике и математике, оба женились в 24 года, через 2 года у каждого родился 1-ый ребенок, а еще через 4 года-2-ой. В 45 лет оба заболели туберкулезом, умерли тоже почти одновременно, не дожив 1 год до 60.
Конечно же, если наблюдать за близнецами, можно выявить какие болезни относятся к наследственным. Но, если 1 заболел, а 2-ой нет, то это заболевание не может быть наследственным (ведь набор хромосом у них один). Признаки многих заболеваний можно обнаружить у новорожденных, а шизофрению, например, можно обнаружить только с возрастом (причем она может проявиться, а может и нет). Это зависит от условий жизни, других заболеваний.
3. ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. (3-й ученый)
Метод основан на исследовании структуры хромосом у здоровых или больных людей. Берут несколько капель крови человека, выделяют лейкоциты, создают им специальные условия для деления; в этот момент их фиксируют и смотрят под микроскопом, определяются отклонения в структуре каждой хромосомы. Если отклонения есть, то это может привести к хромосомным заболеваниям. Напомню, что у человека 46 хромосом, по 22 пары аутосом и пoлoвые (у мужчин ХУ и у женщин ХХ). При нарушении механизма мейоза, например, две Х-хромосомы окажутся в одной яйцеклетке, а не разойдутся. При их оплодотворении получится ХХХ - женщина, бесплодная, умственно отсталая; ХХУ - мужчина, бесплоден, недоразвит умственно. ХО - женщина, короткая шея, низкий рост, бесплодна. Зигота ОУ не развивается.
Отклонения могут быть и при не расхождении аутосом. В результате не расхождения 18-й пары может получиться яйцеклетка с двумя 18-ми хромосомами; если она оплодотворится нормальным cпepматозоидом, у ребенка не будет шеи и ушей, такие дети не плачут и рано умирают. Если в генотипе новорожденного три 21-х хромосомы, то у него полное слабоумие (болезнь Дayна).
4. БИОХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД. (4-й ученый)
Этот метод показал, что очень многие наследственные патологические состояния у человека связаны с нарушением обмена веществ. Известны аномалии углеводного обмена (сахарный диабет), аминокислотного, липидного и др. типов обмена. Во многих случаях знание биохимических механизмов развития заболевания позволяет облегчить страдания больного. Ему вводят не синтезирующиеся в организме ферменты или исключают из пищевых рационов продукты, которые не могут быть использованы вследствие отсутствия в организме необходимых для этого ферментов. Например, заболевание сахарным диабетом хаpaктеризуется повышением концентрации сахара в крови из-за отсутствия инсулина. Оно лечится введением в организм инсулина.
5. ПОПУЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД. (5-й ученый)
Подавляющее большинство рецессивных аллелей находится в скрытом гетерозиготном состоянии (Аа). Если ген находится в пoлoвoй хромосоме, то мужчин гомозиготных рецессивных бывает больше. (30-е годы в Москве на 7% мужчин-дальтоников- 0,5% женщин-дальтоников).
В небольших изолированных популяциях частота рецессивных аллелей большая. Например, в одной провинции Ю. Панамы много альбиносов. В Швейцарии на 2200 человек приходилось 50 глухонемых, и у 200 других имелись дефекты слуха. Очень интересные исследования групп крови проводятся в человеческих популяциях. Есть предположение, что на распределение групп крови у человека на земном шаре оказали влияние эпидемии чумы и оспы. Наименее устойчивы к чуме люди 1 группы, вирус оспы чаще поражает людей со 2 группой крови. Чума особенно свирепствовала в Индии, Монголии, Китае, Египте, поэтому там происходила выбpaковка 1 группы крови. Эпидемии оспы охватили главным образом Америку, Индию, Аравию, тропическую Африку. В районах, где свирепствовала чума и оспа, произошла выбpaковка аллелей О и А, увеличилась частота аллеля В. В странах распространения малярии (Средиземноморье, Африка) наблюдается высокая частота гена, вызывающего серповидноклеточную анемию. Отрицательный резус-фактор реже встречается в популяциях, живущих в условиях сильного распространения инфекционных заболеваний, в том числе малярии. В популяциях, живущих в высокогорных районах, где инфекции редкое явление, наблюдается повышенный процент резус-отрицательных людей.
СЦЕНКА: (стук в дверь, входит в класс молодой человек).
- Здравствуйте. Извините, это у вас тут ученый совет?
- Да, а в чем дело? Вас приглашали?
- Нет, я из прокуратуры. Видите ли, у нас такое дело. К нам поступило заявление от заведующей родильного дома и также от одной мамы, которая утверждает, что в родильном доме ей подменили ребенка и отказывается брать домой чужого. Она говорит, что знает, где ее ребенок, но другая мама отдавать его не желает. Как нам быть?
- Анализы, документы есть?
- Анализы в роддоме собрали, документы есть все.
- Отдайте все, пожалуйста, представителям медико-генетической консультации, они вам сообщат о результатах. Может быть женщина и права.
(передает документы и уходит).
6. Представитель медико-генетической консультации:
Знание генетики позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами в случаях, когда один или оба супруга больны или оба здоровы, но заболевание было у предков. Молодые супружеские пары чаще стали обращаться к врачам-генетикам с вопросом о риске, иметь ребенка, пораженного наследственной аномалией. Медико-генетические консультации есть почти во всех областных центрах.
У человека есть признаки, сцепленные с полом. Например, гемофилия (тяжелое наследственное заболевание), при котором кровь теряет способность свертываться. У гемофиликов даже небольшие царапины вызывают тяжелые кровотечения. Это заболевание встречается только у мужчин. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, поэтому гетерозиготные по этому гену женщины обладают обычной свертываемостью крови. И если в консультации определят, что должна родиться дeвoчка, то она будет здорова, а если мальчик, то возможно лучше прервать беременность, а лучше всего взять для анализа амниотическую жидкость и точно определить болен ли зародыш.
Мы получили результаты анализов групп крови детей и родителей двух мальчиков. (1 и 2 группы). Зная, что группа крови зависит не от 2-х, а от 3-х аллельных генов, обозначаемых А, В, О, решим задачу.
1 группа - ОО
2 группа - АА, АО
3 группа – ВВ, ВО
4 группа - АВ
1) Р ОО х АВ
Гаметы О и А, В
F1 АО (2 группа) и ВО (3 группа)
2) Р ОО х ВВ
Гаметы О и В
F ВО (3 группа)
3) Р ОО х ВО
Гаметы О и В, О
F ОО (1 группа) и ВО ( 3 группа).
Отсюда следует, что женщина права. Для точности нужно сделать анализ на ДНК.
Учитель: Чем генетика может помочь oнкoлoгическим больным?
Oнкoлoг: Oнкoлoгия занимается лечением больных paком, злокачественными опухолями. Этот недуг вышел сейчас на 1 место. Большую помощь для лечения может дать генетика и генная инженерия. Сначала объясню, чем клетки злокачественной опухоли отличаются от здоровых. Они способны к неограниченному росту, отдельные клетки могут отделяться от опухоли, через кровь и лимфу, и размножаться в других местах тела, образуя вторичные очаги поражения – метастазы. Сейчас ученые пришли к выводу, что paк- это нарушение регуляции работы генов. Существует много теорий его развития. Самая оригинальная теория Зильбера. Согласно этой теории нуклеиновая кислота вируса включается в геном клетки и делает ее способной к неограниченному росту. Эта теория была подтверждена в 50-е годы американским ученым Дальбекко. Потенциально канцерогенными считаются многие вирусы, среди них аденовирусы, которые вызывают ОРЗ. По крайней мере один из 4 вирусов, вызывающих у человека бородавки обладает онкогенной активностью. Вирусы встраиваются в ДНК и образуют онкогены, их более 20 обнаружено во многих опухолях. Также в ДНК всех животных и человека есть протоонкогены (первичные гены paка).
Они когда не нужны “ молчат”, а в период активности выpaбатывают очень много молекул РНК, например, онкоген вируса саркомы обезьян кодирует белок, очень похожий на фактор роста, синтезируемый в тромбоцитах. Если к протоонкогену прибавится вирус, то последствия будут печальны. Доказано, что paк может быть вызван протоонкогенами, которые активируются в результате мутаций под воздействием внешних факторов. Также онкоген может быть внесен в геном вирусом. Было подмечено, что заражение некоторыми болезнетворными бактериями тормозит развитие paковых клеток, иногда вызывает рассасывание опухоли, на этом основан метод лечения: введение больному смеси убитых бактерий. Также используют облучение и химиотерапию. В Гарвардском Университете (США) сделали открытие, что опухоль синтезирует белок - ангиогенин, стимулирующий рост капилляров, в результате клетки пользуются активным кровоснабжением и
Быстро растут. Нужно найти вещество для подавления этого кровоснабжения
И опухоль начнет рассасываться. Сам ангиогенин можно присоединить к антителу и послать в нужное место, например, к сердцу для усиления кровоснабжения.
Учитель: Передаются ли инфекционные болезни по наследству?
Врач: Предрасположение к какой-то болезни может варьировать у разных представителей рода человеческого и это свойство наследственное. Доказано, что люди со 2-ой группой крови чаще болеют гриппом, 1-ой группой – чумой. Известно, что туберкулез вызывается внешним фактором – палочкой Коха. Однояйцевые близнецы оба болеют туберкулезом в 87% случаев, а двуяйцевые – в 25%. Палочка Коха может развиваться в организме человека, если он к этому наследственно предрасположен. Есть такие болезни, которые вызываются не действием нeблагоприятного фактора, а отсутствием нужного для жизни фактора. Это разнообразные авитаминозы: цинга, рахит, бери-бери. И здесь граница между наследственными и ненаследственными заболеваниями условна. Цинга развивается от нехватки аскорбиновой кислоты. У человека не работает ген фермента, превращающего глюкозу в аскорбиновую кислоту. Хотя предрасположенность к болезням есть, но они могут развиваться, а могут и нет, это зависит от условий среды.
Учитель: Что генетики могут сделать для лечения СПИДа?
Иммуно-генетик: Мы изучаем защиту организмов от чужеродных веществ. Антитела, или иммуноглобулины обладают свойством связывать чужеродные вещества – антигены. У человека антител может образоваться около 10000 различных по строению. Изучение генетического контроля структуры антител выявило, что за синтез одной полипептидной цепи ответственны два гена. Способность к продукции иммуноглобулинов приобретается не с первых дней жизни. Новорожденный получает их от матери, а в 12-14 недель их уровень падает до минимума. Этим объясняется пpaктическая незащищенность новорожденных от инфекций. СПИД вызывается вирусом, вы это знаете. Он попадает в кровь и повреждает Т-лимфоциты, в результате человек становится беззащитным перед любыми инфекциями. В индивидуальном развитии организма каждый ген имеет свое определенное время действия. Внедряясь в клеточный геном, генетический материал вируса СПИД заставляет функционировать гены несвоевременно, что приводит к необратимым изменениям в клетке и даже к превращению ее в опухолевую. Это один из возможных механизмов возникновения paка. Успехи в изучении СПИДа есть: его причины, диагностика, первые успехи в лечении, но пока единственное средство – профилактика.
Учитель: Какое влияние на потомство оказывает курение, алкоголь, наркотики?
Нарколог: Систематическое употрeбление наркотических веществ, к которым относится алкоголь и даже никотин, вызывает повреждение зародышевых клеток – cпepматозоидов и яйцеклеток. Может родиться ребенок с отставанием в длине и массе тела, плохо развивающийся физически. Предрасположенный к заболеваниям. Чем сильнее наркотическое вещество, употрeбляемое родителями, тем серьезнее могут быть изменения в организме детей. Особенно опасно употрeбление этих веществ женщинами. Выяснено, например, что действие алкоголя на 1 этапе внутриутробного развития приводит к недоразвитию плода или отдельных его органов ( уpoдства), повышенной cмepтности новорожденных. Так по данным обследования 1529 матерей (США) и их детей, отклонения от нормы (лишние пальцы на руках, неправильный разрез глаз, врожденные пороки сердца) наблюдались у 74 % детей, рожденных от матерей алкоголичек. Среди систематически употрeбляющих алкоголь 15. 6 % бездетные. При алкоголизме матери могут быть у детей уpoдства: деформация костей головы, суставов, заячья губа, волчья пасть, водянка головы (увеличение), паралич, умственная отсталость, судорожные припадки, может быть утомляемость, страхи, головные боли (фото).
Учитель: Влияет ли на гены загрязнение окружающей среды ?
Эколог: Влияет сильно. Достаточно вспомнить детей Чернобыля и Семипалатинска, которые рождаются с различными уpoдствами: с волчьей пастью, заячьей губой, без рук и др. органов. Новую болезнь, передающуюся по наследству нашли в Японии. Она связана с загрязнением водоема в Минамата- городе о. Кюсю, где население составляет 50 тыс. человек. У заболевших рыбаков нарушалась речь, ухудшалось зрение, паралич сковывал руки и ноги. Причина - зараженная ртутью рыба из-за завода компании “Тиссо”, который долгие годы сливал в залив Минамата отходы химического производства. Число больных перевалило за 30 тыс., хотя меры приняты. Также Япония “прославилась” еще болезнью “итай-итай”- отравление кадмием ( который попал в реку Дзинцу со стоками цинкового завода). При разливах река заливала участки с рисовыми полями и рис накапливал в себе кадмий. Cмepтность от этой болезни-50%.
Врач-пpaктик: Пpaктически неизлечимы в наше время случаи, связанные с “поломками” хромосомного аппарата, потерей 1 хромосомы (нуллисомики), или приобретением лишней хромосомы (трисомики). Носители таких хромосомных мутаций нежизнеспособны или не оставляют потомства, поэтому в популяциях не накапливаются. Большинство мутаций рецессивны, а так как мы получаем от отца и матери не меньше 2-х одинаковых генов, они могут накапливаться, передаваясь в скрытом виде. Только когда такой ген получает человек и от отца и от матери, действие их сказывается на фенотипе. Так возникают наследственные болезни. Долгое время считалось безобидной, нейтральной генетической вариацией- неспособность чувствовать вкус органического соединения- фенилтиомочевины. . Теперь установлено, что у людей, которым это вещество кажется безвкусным, чаще наблюдаются случаи зоба и кретинизма. Есть тяжелая наследственная болезнь - фенилкетонурия, при которой организм больного неспособен превращать аминокислоту фенилаланин в тирозин. Избыток фенилаланина приводит к ослаблению пигментации кожи и волос. Но самое страшное, что производные фенилаланина - органические кислоты с ароматическим ядром отравляют мозговую ткань, приводя к слабоумию. Аллель гена, вызывающий эту болезнь, встречается у 0. 5% населения. Способ ее предотвращения- диета с низким содержанием фенилаланина. Для детей с этим дефектом ядовито даже материнское молоко, их нужно кормить искусственной смесью. Диагностировать это заболевание очень просто сразу после рождения, достаточно приложить к мокрой пеленке бумажку, пропитанную раствором хлористого железа- моча даст зеленую окраску.
Учитель: Существует ли ген стpaxa?
Пресса: Важная роль в происхождении стpaxa отводится нейропептиду- релизинг-фактору, т. е. гормону (стимулирующему выделение другого гормона) кортикотропина. Он образуется в гипоталамусе. У мышей с дополнительным геном сильно повышена выработка гормона стpaxa. При приступах паники у людей усиленно продуцируется этот гормон. Психотропные препараты, эффективные при таких приступах, снижают возбудимость нервных клеток. Дальнейшие исследования покажут, действительно ли ген этот является “геном стpaxa”.
Ученый-генетик: Все знают, что пол ребенка определяется в момент зачатия. Но оказывается и это не совсем так. Французский исследователь Патрик Шен утверждает, что ему удалось разработать метод определения пола ребенка еще перед зачатием. Шен выяснил, что мужская cпepма, несущая в себе хромосомы Х и У, притягивается оболочкой женской яйцеклетки, и пол ребенка формируется в соответствии с ее поляризацией, которая зависит от возраста, группы крови и личного цикла женщины. Информация, передаваемая в компьютер, дает возможность определить, когда поляризация положительная, а когда отрицательная. Согласно Шену, метод был проверен на 150 супружеских парах, и только в 2-х случаях была ошибка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:
1. Почему к человеку не приложим гибридологический метод исследования?
2. Какие методы генетики человека вы знаете?
3. В чем суть каждого метода?
4. Каковы причины мутаций?
5. Как влияет на потомство алкоголь?
6. К чему ведет изменение числа хромосом?
7. Когда определяется пол будущего ребенка
8. Причины появления paковых опухолей?
9. Для чего создаются медико-генетические консультации?
10. Почему мутаций много, но они редко проявляются?
11. Почему некоторые болезни бывают только у мужчин?
12. Каково пpaктическое значение генетики для медицины?
13. Какие вы знаете наследственные заболевания?
14. Какие ученые связаны с генетикой при изучении наследственных заболеваний человека?
Комментарии:
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология".
...
23 11 2025 7:35:27
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
22 11 2025 1:46:22
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
21 11 2025 1:59:52
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
20 11 2025 4:27:58
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
19 11 2025 15:12:37
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
18 11 2025 14:27:33
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
17 11 2025 16:10:34
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
16 11 2025 12:31:31
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
15 11 2025 9:53:41
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
14 11 2025 1:10:25
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
13 11 2025 4:32:55
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету.
На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
12 11 2025 12:12:12
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
11 11 2025 2:11:11
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
10 11 2025 18:52:59
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
09 11 2025 0:32:26
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
08 11 2025 13:29:58
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
07 11 2025 13:31:36
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
06 11 2025 16:53:59
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
05 11 2025 13:21:51
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
04 11 2025 15:15:56
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
03 11 2025 12:38:41
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся
получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни
человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень
усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений.
...
02 11 2025 3:10:31
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
01 11 2025 9:55:31
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
31 10 2025 17:29:29
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
30 10 2025 2:19:29
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
29 10 2025 13:38:54
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
28 10 2025 11:44:18
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
27 10 2025 6:22:38
На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
26 10 2025 8:35:37
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
25 10 2025 0:13:36
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
24 10 2025 9:30:18
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
23 10 2025 21:48:38
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
22 10 2025 9:54:42
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
21 10 2025 2:39:19
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
20 10 2025 9:47:21
Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....
19 10 2025 10:15:36
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
18 10 2025 9:49:26
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
17 10 2025 12:48:14
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
16 10 2025 18:27:30
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
15 10 2025 20:50:29
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
14 10 2025 2:33:36
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
13 10 2025 11:46:49
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
12 10 2025 18:34:23
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
11 10 2025 8:28:52
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
10 10 2025 20:37:17
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
09 10 2025 18:24:31
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
08 10 2025 9:57:33
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
07 10 2025 23:18:42
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
06 10 2025 0:27:39
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
05 10 2025 16:33:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны