Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

1. Назначение дендрария.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь;
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов.

Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживают человека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.

Вот почему мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научиться преумножать ее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.

Есть много способов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детей школьные дендрарии.

Дендрарий – слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.

То есть дендрарий – участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезенные из других стран географических районов.

Создавая дендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий находится перед школой и вокруг нее, поэтому он выполняет еще декоративную функцию.

Древесно-кустарниковые насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличный шум.

Для оформления пришкольной территории использовали саженцы березы, липы, сирени, рябины, ели. Молодые рябины посадили с таким расчетом, чтобы они в апреле - июне и выглядели привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. В период пробуждения природы – весной – необычно привлекательны цветущие биогруппы из яблонь, груш, вишни. За один год было трудно собрать необходимый посадочный материал, выполнить весь объем работы, связанный с освоением школьного дендрария. Поэтому растения местной флоры высадили в первый год освоения участка. Растения других зон собираем постепенно во время экскурсий, летних поездок учителей и учащихся.

Мы начинали работу на участке не с сиюминутного освоения рекомендованных опытов и выполнения учебной программы от буквы до буквы, а с освоения пришкольной территории, создания дендрария. Позднее учащиеся, заинтересовавшись биологией редких растений и первыми успехами, незаметно освоили нужные биологические понятия, закрепив их опытами, предусмотренными программой.

В результате этого выиграли и воспитание, и обучение, оптимизировался учебно-воспитательный процесс.

Воспитательная система не задавалась сверху, не являлась надуманной. Она рождалась из потребностей школьного коллектива. Идея преобразить пустырь у школы захватила ученический и родительский коллектив, ибо она отвечала потребности людей жить в нормальных человеческих условиях: благоустроенно, удобно, красиво, гигиенично. Да и в природе человека заложено стремление к творчеству, красоте.

2. Уроки сельскохозяйственного труда.

Для воспитания гармонично-развитого человека необходимо, чтобы он умел не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.

Я считаю созидание красоты сильнейшим методом воспитания и перевоспитания. Не напрасно у нас на школьном участке дети создали “уголок красоты”, и вся школа служит “источником красоты” для села. Кроме того, созидательная работа с растениями, требующая любви к ним, и знаний в обработке и удобрении почвы, в уходе за растениями, необходима всем, а особенно подрастающему поколению. Каждый человек должен любить свою землю и уметь работать с ней, т. к. она частица малой Родины каждого человека.

С этой целью в дендрарии на уроках сельскохозяйственного труда организую круглый год работу: проводим осеннее и весеннее рыхление почвы, шаровку, боронование, подготовку растений к зиме, снегозадержание, весеннюю обрезку и т. д.

Установление тесной связи между теорией и пpaктикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют пpaктические работы на сельскохозяйственных трудах, предусмотренные программой в разделе “Растения”.

Для примера привожу разработку пpaктической работы в 6 классе “Формирование кроны кустарников” (см. Приложение №1).

Дендрарий имеет опрятный вид, т. к. учащиеся трудятся не только над созданием нужного, полезного людям и природе, но и создают прекрасное. Их труд носит исследовательский и созидательный хаpaктер. Познание и творческий труд едины в своей основе. Василий Александрович Сухомлинский сказал об этом: “Чем сильнее стремление к познанию, тем с большим интересом работают дети, тем глубже раскрывается исследовательский хаpaктер труда. Поток информации из окружающего мира становится особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслить помогают руки, когда в труде ребенок стремится найти ответ на волнующие его вопросы”.

3. Кружковая работа.

Продолжением уроков сельскохозяйственного труда является продуманная мной система работы с детьми вне урока, используя возможности дендрария.

На кружке “Юные дендрологи” учащиеся подробно описывают каждую породу растений дендрария, собирают материал из энциклопедий и других источников и составляют паспорта растений дендрария, изготовляют наглядные пособия для кабинета биологии.

В качестве примера привожу описание одного из растений дендрария - калины.

Калина обыкновенная.

1. Жизненная форма - кустарник.

2. Семейство: жимолостных

3. Родовое название: калина - получила от лат. viere - плести или vimcu - плетеная работа, корзина. Действительно, молодые гибкие побеги калины ранее широко использовали в качестве материала для плетения всевозможных изделий.

4. Биологические особенности: морозостойкое и теневыносливое растение (но цветение и плодоношение обильное при хорошем освещении).

Цветет обычно в мае-июне. Фенологи начало цветения калины принимают за переходный рубеж между весной и летом. Плоды калины обыкновенной - однокосточковые костянки красного цвета, созревают в сентябре и долго, вплоть до конца зимы, остаются на ветвях. Растение плодоносит ежегодно и обильно, при полной сохранности урожая с одного куста собирают до 40-50 кг. ягод.

5. Размножение: семенами и вегетативным путем: зелеными и одревесневшими черенками, отводками, делением куста, порослью, прививкой.

6. Посадка: использовать 2-4 летние саженцы. Их высаживают в ямы размером 30 * 40 см., в которые предварительно вносят по ведру перегноя или торфа и около 0,5 кг. древесной золы. Прежде чем посадить саженец присыпают удобренную почву в посадочной яме небольшим слоем плодородной земли (без удобрения). После этого производят посадку на уровне или несколько ниже уровня поверхности почвы. После посадки почву уплотняют, поливают, мульчируют торфом или перегноем.

7. Уход: при дальнейшем уходе за саженцами специальной обрезки не требуется. Если же обрезка необходима, то ее лучше проводить после цветения (в июне – июле), т.к. цветочные почки калины закладываются в год предшествующий цветению. Последующий уход за калиной заключается в периодической вырезке сухих, поврежденных побегов, подкормке, защите от вредителей.

Калина – интересный биологический объект, сведения о котором использую на уроках биологии при изучении различных тем:

  • \"Роль растений в природе, значение в жизни человека, народном хозяйстве\".
  • \"Почка – зачаточный побег, ее строение\".
  • \"Рост стeбля в длину, его ветвление\".
  • \"Растение и окружающая среда\".
  • \"Охрана растений, защита среды их обитания\".

\"Вегетативное размножение цветковых растений\".

На лабораторных занятиях растение использую в качестве наглядного материала в темах:

  • \"Ознакомление с сухими и сочными плодами\".
  • \"Строение почек, расположение их на стeбле\".
  • \"Изучение строения цветка\".
  • \"Ознакомление с различными типами соцветий\".

Учащиеся ведут фенологические наблюдения за растением. В условиях фенофазы:

  1. Период относительного покоя почек (осенне-зимний период).
  2. Начало вегетации (начало распускания почек - почечные чешуи разошлись, видны зеленые листья).
  3. Окончание вегетации (массовый листопад - опало более 50% общего количества листьев).
  4. Начало цветения (появление первых распустившихся цветков). Для калины обыкновенной отмечаем начало распускания стерильных и фертильных цветков. Распускание стерильных цветков происходит на 3-9 дней раньше.
  5. Окончание цветения (отцвели последние цветки).

Опытническую работу с калиной проводили по теме \"Ускоренное получение саженцев\". Опыт заключался в том, что на семена калины воздействовали переменными температурами. Дозирование семян проводили в 2 этапа:

1 этап – воздействие повышенных температур (не ниже +15°С, но не выше +30°С) в течение 30 дней при удалении эндокарпа и 90 дней без удаления эндокарпа при постоянной влажности песка (семена хорошо перемешивали с прокаленным речным песком в соотношении 3:1)

2 этап - воздействие низких положительных температур (+2°С – +5°С) в течение 30-60 дней.

Полученные проростки помещали на фильтровальную бумагу, смоченную 1-процентным раствором глюкозы на 3 дня (при круглосуточном освещении лампами дневного света). После такой подготовки проростки высаживали в открытый грунт.

Члeны кружка \"Юные дендрологи\" проводят экскурсии по участку для начальных классов, где рассказывают о растениях, объясняют, как нужно ухаживать за ними и охранять природу.

Таким образом, деревья и кустарники, растущие в дендрарии школы, в учебном процессе находят самое распространенное применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и семейств, поэтому они служат хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений, некоторые виды использую как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий.

Работа с растениями дендрария расширяет кругозор и заставляет ученика глубже узнать тот мир, который ему знаком по книгам и картинкам. Составление паспорта дендрария помогает мне привить учащимся умения и навыки по выращиванию и уходу за растениями с учетом их родины, происхождения; развивать наблюдательность, эстетический вкус.

4. Фенологические наблюдения

В дендрарии за каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения. Фенология (феномен - явление, логос – наука) - наука, изучающая сезонные явления природы.

Еще Петр I приказал присылать ему в Петербург из разных мест листья деревьев, пришитые к бумаге, с указанием места и точной даты их распускания.

Как наука фенология в нашей стране начала развиваться в конце прошлого столетия благодаря усилиям замечательного знатока и большого любителя природы Д.Н. Кайгородова. По всей стране была создана сеть систематически работающих пунктов фенологических наблюдений, что дало возможность сопоставлять природные явления. На уроках биологии и природоведения школьники также ведут фенологические наблюдения.

Свои наблюдения за растениями учащиеся записывают в дневники наблюдения, затем материал обобщаем, делаем выводы, заключения в виде календарей наблюдений, таблиц схем, рисунков, диаграмм, что дает богатый иллюстрированный материал для проведения уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, оформление настенного календаря природы.

Этапы работы фенологических наблюдений следующие:

  1. Работа учащихся в дневниках наблюдений;
  2. Подведение итогов об изменениях, которые происходят;
  3. Итоговое обобщение сезонных явлений за год.

На первом этапе учащиеся записывают свои наблюдения в дневники. В начале каждого урока проводим фенологические минутки, где дежурные отмечают свои наблюдения за неделю, месяц.

На втором этапе, в конце сезона с ребятами анализируем ход истекшей осени и подводим итоги проделанной работы, тем самым, показываем, в какой тесной зависимости находится развитие живой природы от условий окружающей среды. Указываем в цифрах общую продолжительность осени и выясняем рано, поздно или нормально наступила осень в этом году.

Начало тех или иных фенологических явлений в растительном мире служит прогнозом того, каким будет осень, зима, весна, лето. Используя дополнительную литературу и свои наблюдения, учащиеся составляют календарь примет, то есть народный календарь погоды, что развивает у учащихся познавательную деятельность. Например, если листья берез распускаются раньше, чем у ольхи и клена, то лето будет теплое и сухое, если позже - лето холодное и дождливое; если у березы течет много сока, то лето будет дождливое; если еще летом на деревьях появляются желтые листья, то осень будет ранняя; если с осени листья березы начали желтеть с верхушки дерева, то весна будет ранняя, а если лист начал желтеть с нижних ветвей дерева, то поздняя; если в октябре лист с берез опадает не чисто - зима суровая; если осенью был поздний листопад – зима суровая и продолжительная.

Изображение сезонных явлений делаем и в виде фенологического \"дерева\": фенологические наблюдения (по временам года) фиксируем в виде записей и располагаем в хронологическом порядке по сторонам вертикального стержня, представляющего собой как бы ствол дерева с боковыми ветвями. На стволе пишем числа месяца. Каждую запись, например, зацвела сирень, вылет скворчат, появление листьев у березы, распускание почек, сокодвижение у берез и т.д. сопровождаем небольшим рисунком.

В тех случаях, когда встречаются затруднения в изображении на таблице фенообъекта, например, насекомого, птицы и т.д., временно на соответствующей ветке \"дерева\" делаем только одну надпись.

Все рисунки фенообъектов, в особенности такие, как деревья и цветы дети, раскрашивают соответственно их природной окраске. Вывешенное в уголке природы это безжизненное фенологическое \"дерево\" уже одним своим видом побуждает школьников к наблюдениям. Нередко вокруг фенологического дерева идут споры о времени наступления того или иного явления природы. Оголенная до поры до времени верхняя часть \"дерева\" все время как бы указывает к продолжению фенологических наблюдений.

Данные фенологические наблюдения имеют научное и пpaктическое значение. Они позволяют судить о динамике развития растительного и животного мира дендрария в тесной связи с метеорологическими условиями года.

Систематические наблюдения над сезонными явлениями учат школьников любить и понимать природу, помогают им знакомиться с растениями и животными своей местности, вести исследовательскую работу, способствуют укреплению связи обучения с пpaктикой. Итогом всей работы на третьем этапе является настенный календарь природы.

5. Опытническая работа.

Кроме фенологических наблюдений в дендрарии проводим опытническую работу по:

  • размножению кустарников и деревьев черенками, семенами;
  • изучению на рост и развитие растений различных минеральных удобрений, регуляторов роста;
  • определению морозостойкости деревьев и кустарников и другие.

Опытническая работа учащихся на школьном учебно-опытном участке является одним из путей соединения обучения с произвольным трудом и профессиональной ориентацией учащихся.

Опытническую работу проводим не только с целью закрепления и развития у школьников биологических понятий, сельскохозяйственных знаний, пpaктических умений и навыков, но и углубления этих знаний за счет межпредметных связей с математикой, физикой, химией.

Первым этапом в организации опытничества школьников является привлечение их к планированию системы опытов. При планировании учитываю программные требования к предмету, а так же время, которое выделено на опытническую работу.

При разработке тем опытов учитываю последовательность, преемственность, постепенное усложнение выполняемых учащимися пpaктических работ и исследований.

Вторым этапом организации опытнической работы является непосредственная деятельность учащихся по подготовке и проведению исследований.

На этом этапе включаю учащихся в проблемные ситуации, организую самостоятельную работу ребят, привлекаю их к проектированию опыта – к определению цели и темы исследования, условий его проведения, организации и учету наблюдений, подведению итогов исследования и пропаганде его положительных результатов.

Считаю необходимым вести наблюдения и исследования над опытными и контрольными делянками. Это дает возможность установить степень влияния опытных условий на жизнедеятельность растений, а если понадобится, объяснить неудачу исследования, причина гибели растений и т.д.

Наблюдения проводим самые разные:

  • агробиологические;
  • агрофизические;
  • агрохимические и др.

В опытнической работе с растениями дендрария успешно применяем регуляторы роста растений (фитогормоны), которые обладают ярко выраженным действием на растительный организм. С этой целью проводим опыты с использованием таких регуляторов роста как гетероауксин, нафтилуксусную кислоту (НУК), индолил - масляную кислоту (ИМК) и др. Пример опыта по теме \"Влияние гетероауксина на укоренение черенков сирени\" в приложении №2.

Опыты с физиологически активными веществами наглядно показывают с одной стороны возможность управления жизнедеятельностью растений, а с другой - развивают познавательную активность школьников, повышают их интерес к биологии.

Опытническая работа укрепляет связь обучения учащихся с пpaктикой, воспитывает интерес к сельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят познавательные интересы, показывает применение достижений науки в пpaктике сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обогащению знаний, средством совершенствования их пpaктических трудовых и организационных умений и навыков.

6. Экскурсии.

Как бы хорошо ни изучали мы биологию за партой, познание законов природы невозможно без общения с самой природой. Ребята ждут этого общения, поэтому дендрарий – любимое место проведения экскурсий по биологии. Экскурсии в природу –удивительная форма работы.

Я считаю основой проведения экскурсий в дендрарии целенаправленный показ природных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов использую прием сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

На экскурсии учу школьников наблюдать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязи живых организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.

Составляя тематический план, намечаю сроки проведения экскурсий, связываю их содержание с материалами предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. Вместе с тем использую результаты наблюдений учащихся в природе на многих последующих уроках. Например, при проведении уроков по теме \"Корень\" обращаю внимание на корневые системы деревьев с выступающими из земли корнями, и вспоминаем из экскурсии у каких деревьев и на каких почвах такое явление наблюдали.

Каждая экскурсия входит в систему уроков темы, занимая определенное место в ней. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.

В качестве примера расскажу об осенней экскурсии, которую провожу в дендрарии. (Приложение №3)

7. Результативность.

Дендрарий обогащает и расширяет кругозор познавательной деятельности учащихся, убеждает их в неисчислимом богатстве окружающей нас флоры, ее разновидностях, дает возможность проводить уроки в природе, рассматривать в натуре многие виды растений, показывать величие и красоту природы, освоить приемы возделывания видов, вести фенологические наблюдения и экскурсии, предусмотренные программой, юннатскую исследовательскую работу, вселяет веру в силы, возможности человека в преобразовании природы, воспитывает любовь к природе, к своей школе, селу, Родине, служит базой для заготовки наглядных пособий, раздаточного материала, позволяет более полно обеспечить природным материалом на уроках биологии в шестых – седьмых классах и общей биологии. Дендрарий используется при выращивании посадочного материала древесно-кустарниковых культур для озеленения и населенного пункта, служит местом проведения уроков биологии, изобразительного искусства, литературы, природоведения, фенологических наблюдений, экскурсий, а также для занятий кружковой работы. Многообразие растений дендрария и их красота украшают здание школы, воспитывают эстетические чувства.

Приложение 4



Комментарии:

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

19 04 2024 5:46:34

Эволюция в вопросах и ответах

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....

18 04 2024 12:30:25

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

17 04 2024 12:57:36

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

16 04 2024 20:57:46

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

15 04 2024 16:39:12

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

14 04 2024 18:26:36

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

13 04 2024 8:51:11

Тема урока: "Свалка по имени Земля"


    Тема урока: "Свалка по имени Земля"

      В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...

12 04 2024 4:29:35

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

11 04 2024 22:23:53

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

10 04 2024 16:10:45

Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"


    Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

      В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

09 04 2024 1:35:49

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

08 04 2024 13:46:30

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

07 04 2024 4:11:59

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

06 04 2024 8:30:22

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

05 04 2024 23:33:11

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

04 04 2024 19:34:42

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

03 04 2024 18:30:39

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

02 04 2024 13:43:40

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

01 04 2024 15:11:33

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

31 03 2024 23:44:43

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

30 03 2024 8:14:41

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

29 03 2024 8:50:48

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

28 03 2024 18:27:23

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

27 03 2024 21:19:45

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

26 03 2024 7:47:41

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

25 03 2024 14:48:37

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

24 03 2024 0:29:38

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

23 03 2024 9:45:40

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

22 03 2024 5:33:43

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

21 03 2024 0:34:10

Рост и развитие растений. 6-й класс


    Рост и развитие растений. 6-й класс

      Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....

20 03 2024 6:10:41

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

19 03 2024 9:45:59

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

18 03 2024 4:28:21

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"


    Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

      Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

17 03 2024 12:33:51

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

16 03 2024 0:47:13

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

15 03 2024 3:37:40

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"


    Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

      Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

14 03 2024 12:44:28

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

13 03 2024 10:37:54

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

12 03 2024 15:49:29

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

11 03 2024 8:45:54

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

10 03 2024 7:39:30

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

09 03 2024 1:16:49

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

08 03 2024 1:21:51

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

07 03 2024 10:37:22

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

06 03 2024 6:40:31

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

05 03 2024 11:16:41

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

04 03 2024 7:14:15

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"


    Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

      Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

03 03 2024 20:32:13

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

02 03 2024 23:34:41

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

01 03 2024 19:33:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::