Урок-семинар по теме "Эмоции" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

Данное занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема “Эмоции” в курсе “Возрастной анатомии, физиологии и гигиены” рассматривается в разделе “Нейрофизиологические аспекты поведения детей”, как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Т.к. данная тема изучается также в курсе “Психологии”, занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, при этом расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы, уделяя особое внимание нейрофизиологическим механизмам и мозговой организации эмоций.

Предмет: Возрастная анатомия, физиология, гигиена

Тема:Эмоции”

Цели занятия:

  • Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”.
  • Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
  • Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
  • Познакомить с теориями эмоций.
  • Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности.

Оборудование:

  • Раздаточные дидактические материалы (Тексты, тесты, фотографии, схемы).
  • Таблица “Головной мозг”.
  • Блок-схема “Функциональная система П.К. Анохина”.
  • Презентация “Эмоции”.

Ход занятия

1. Введение в тему.

  1. Актуализация и расширение понятий “эмоции”, “чувства”;
  2. Причины поведенческих реакций;
  3. Определение роли эмоций в структуре поведенческого акта по функциональной теории Анохина (работа по схеме).

2. Актуализация опopных понятий.

  1. Понятия “эмоции” и “чувства” (беседа).
  2. Классификация эмоций: (работа с раздаточным материалом, презентация)
  3. Проявление эмоций (пpaктическая работа, презентация). Определить эмоции по внешним проявлениям; определить по фотографии, определить по интонации эмоциональное состояние.
  4. Понятие “эмоциональные реакции”; “эмоциональные состояния” (настроение, аффект, стресс, фрустрация).

3. .Изучение нового материала

1) Мозговая организация эмоций. (работа по таблице “Головной мозг”; самостоятельная работа с текстом. Письменные ответы на вопросы. Работа с тестом “Пессимист-оптимист”.)
2) Теории эмоций (сообщения студентов).
3) Роль эмоции (объяснение с элементами беседы).

4. Введение в тему

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям окружающего мира: к вещам, событиям, другим людям. Одно – радует его, другое – печалит, возмущает. Радость, гнев, печаль, восхищение – это различные виды субъективного отношения человека к действительности, или эмоции.

Вопрос: Вспомним, что такое эмоции, с позиции психологической науки? (варианты ответов)

Итак: Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к факторам действительности; элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным хаpaктером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

В психологии есть еще одно сходное понятие – “чувства”.

Вопрос: В чем различие между эмоциями и чувствами? (варианты ответов)

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства имеют относительную устойчивость и возникают при удовлетворении высших потребностей

Сегодня мы поговорим, в первую очередь, именно об эмоциях, их разнообразии, типах проявления, мозговой организации и, конечно, значении эмоций.

Учитывая, что в курсе психологии эта тема уже звучала, мы проведем данное занятие в форме семинара, в ходе которого нам предстоит решить следующие задачи: (презентация, слайд №2)

  1. Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”
  2. Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
  3. Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
  4. Ознакомить с теориями эмоций;
  5. Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности

Внимательно посмотрите на поставленные задачи и определите, какие из них не обсуждались в курсе психологии?

(Ответы)

Следовательно, помимо обсуждения и развития уже знакомых понятий, нам предстоит изучение сложных вопросов мозговой организации эмоций, знакомство с теориями эмоций, возрастными аспектами развития эмоциональной сферы человека, определение роли эмоций в структуре поведения человека.

Для облегчения и ускорения нашей работы на столах имеется набор дидактических материалов и план занятия.

2. Актуализация опopных знаний

Изучая причины поведенческих реакций человека, мы определили 2 группы факторов. Каких именно? (ответ: субъективные: мотивации, эмоции; объективные: прострaнcтвенно-временные) (презентация, слайд №4).

Существует тесная связь между эмоциями и потребностно – мотивационной сферой. Вспомним, какое место занимают эмоции в структуре поведенческого акта?

Работа с блок-схемой функциональной системы П.К. Анохина (Приложение 3, рисунок 4; презентация, слайд№5)

Посмотрите на знакомую вам схему поведенческого акта.

Вопрос:Что является пусковым механизмом системы? (ответ: мотивационное возбуждение, вызванное потребностью).

Какое отношение к схеме имеют эмоции? ( ответ: эмоции принимают участие в выборе доминирующей мотивации; возникают вследствие удовлетворения-неудовлетворения результатами действия)

Вывод: таким образом, наиболее простая тpaктовка появления эмоции – это результат удовлетворения-неудовлетворения потребности и ее действие направлено на удовлетворение потребности.

А. Классификация эмоции

У человека эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях, которые сопровождаются изменениями процессов жизнедеятельности.

Вопрос: Вспомните – какие виды классификаций эмоций вы изучали в курсе психологии? (Ответ: По влиянию на жизнедеятельность; по знаку, по силе и времени)( после ответов – презентация)

Презентация (Слайд №6) Классификация эмоций

По влиянию на жизнедеятельность:

Стенические эмоции – повышающие жизнедеятельности;

Астенические – угнетающие жизнедеятельность.

По знаку:

Положительные (радость, удовольствие) ;

Отрицательные (гнев, страдание, страх).

(Слайд №7)По силе и времени:

Сильные, кратковременные (аффект)

Сильные, длительные (страсть, фрустрация: депрессия, агрессия).

Слабые, длительные (настроение).

Любопытно, что одни и те же чувства могут проявляться по разному в зависимости от особенностей личности.

Например, страх – у одних людей вызывает мобилизацию, активное сопротивление факторам среды, или избегание, а у других – дезорганизацию, панику, оцепенение.

Подумайте, какие возможны реакции на эмоцию “горе”

Ответ: Горе: апатия, бездеятельность – утешение в работе, творчестве.

Приведите примеры эмоций и определите причины их возникновения и значение (воспользуйтесь блок-схемой “Классификация эмоций по К. Изарду) Приложение №3, рисунок 7

  1. Положительная, стеническая эмоция (ответ: например – радость. Возникает в ответ на субъективно – значимые, положительные факторы среды, возможность удовлетворить актуальную потребность; направлена на сохранение и усиление этого состояния)
  2. Отрицательная стеническая эмоция (ответ: например – гнев. Возникает в ответ на внезапные нeблагоприятные воздействия среды, препятствующие удовлетворению потребности и направлена на их устранение)
  3. Отрицательная астеническая эмоция (ответ: например – страх. Возникает в ответ воздействие, несущее угрозу жизни, благополучию (или информацию о нем), если недостаточно ресурсов для решения проблемы)

Мы вспомнили классификацию эмоций, причины их возникновения и значение в конкретных ситуациях.

Перейдем к вопросу проявления эмоций

Б.Проявление эмоций:

Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем, двигательными реакциями.

Об эмоциональном состоянии других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, жестам (пантомимике), а также вегетативным реакциям: расширение---сужение сосудов, изменение секреции желез, частота сердцебиений, уровень АД и т.д.

Любое эмоциональное состояние сопровождается вегетативными и соматическими (двигательными) реакциями.

Презентация (слайд №9)

Определенным эмоциям соответствуют свои специфические средства выражения.

Пpaктическое задание.

А.Определите эмоцию по внешним проявлениям:

  1. Расширение зрачков, дрожь, бледность (страх).
  2. Широко открытые глаза, заторможенность движений, дрожащий голос, бледность (ужас, выражение “оцепенеть от ужаса”).
  3. Блеск глаз, покраснение лица, ускорение движений (радость).

Наиболее ярко выражает эмоции – человеческое лицо – сокращение мимических мышц создают хаpaктерную для каждой эмоции лицевую маску.

Например, чем выше уголки губ, тем выше настроение (радость) ; сжатые губы или опущенные вниз уголки рта (обида и скорбь).

Б. Определите эмоцию по фотографии (Презентация слайд№10)

При различных эмоциональных переживаниях меняется скорость речи, ее интонация, отражающая наше эмоциональное состояние.

В. Определите эмоциональное состояние по интонации.

“Она цвела” (удивление, облегчение, радость, гордость).

Г. Попробуйте самостоятельно с помощью интонации выразить эмоциональное состояние.

Фраза: “Оставьте их” (просьба, предупреждение, пренебрежение).

Немалую роль в проявлении эмоций играет пантомимика – выразительные движения. Например, в Средневековой Франции, судя по поэме “Песнь о Роланде”, храбрые воины на каждом шагу плакали и падали в обморок. У каждого народа, и в определенных общественных кругах существуют свои нормы внешнего проявления эмоций – отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности.

Пример с похоронами: плакальщицы, тихая скорбь без слез, веселый праздник по поводу перехода души в лучший мир.

Таким образом, внешнее проявление эмоций может контролироваться человеческим сознанием.

Внешнее выражение эмоций проявляется в эмоциональных реакциях: смех, улыбка, плач, импульсивное поведение, взволнованная речь.

Реакции – отражение эмоционального состояния человека, более или менее продолжительного переживания.

В. Эмоциональные состояния

Выделяют несколько видов таких состояний (презентация слайд№11)

Настроение – эмоциональное самочувствие (продолжительное, устойчивое, слабоинтенсивное)

Аффект – сильное, кратковременное, с потерей контроля сознания.

Фрустрация – эмоционально-тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд.

Депрессия – подавленность, снижение активности

Агрессия – враждебность, гнев.

Стресс – комплексная адаптивная физиологическая реакция на нeблагоприятное воздействие, “реакция льва” и “кролика”.

Страсть – сильные глубокие переживания, с ярко выраженной направленностью (любовь, вражда, ненависть, ревность).

3. Изучение нового материала

Мозговая организация эмоций

Вопросы мозговой организации эмоций изучаются на протяжении более ста лет. За это время было выдвинуто множество гипотез, основанных в первую очередь на результатах наблюдений за эмоциональными нарушениями у животных, или людей с поражениями тех, или иных зон головного мозга, экспериментальной деятельности нейрофизиологов, психиаторов. В результате этих исследований стали известны основные структуры, ответственные за проявление эмоциональных реакций.

К ним относятся:

  1. Гипоталамус
  2. Лимбическая система
  3. Лобная и височная кора

Найдите перечисленные отделы головного мозга на схеме “Мозговая организация эмоций”

Организация самостоятельной работы с текстом.

Найдите среди дидактических материалов, текст и схему “Мозговая организация эмоций” (Приложение №2, текст 3)

Письменно ответьте на вопросы к тексту(время -10мин.)

  1. Какие структуры головного мозга относятся к лимбической системе?
  2. Какие структуры головного мозга функуионально находятся в тесной связи с лимбической системой?
  3. Какова роль ниже перечисленных структур в формировании эмоций?
    1. Гипоталамус
    2. Поясная извилина
    3. Миндалина
    4. Лобные доли
    5. Височные доли
  1. Какова роль межполушарной ассиметрии мозга в эмоциональном реагировании?

Проверка выполнения задания.

Существует множество тестов по изучению эмоциональной сферы. У вас на столах есть занимательный тест “Пессимист или оптимист”, который позволяет оценить свое личное мировосприятие. Рассмотрим тест (Приложение№ 2, тест “Пессимист или оптимист”) Тест состоит из2-х частей. Внимательно прочтите инструкцию и выполните задание. Подсчитайте количество ответов А) и Б) по сумме двух тестов.

Если ответов А) – более 14 – Вы неисправимый оптимист;

10 – 13 – Вы трезво смотрите на жизнь;

Менее 10 – увы, Вы склонны воспринимать жизнь в темных тонах, и Ваш стакан всегда наполовину пуст.

Еще один забавный тест записан еа доске. Необходимо вставить пропущенные буквы. Сделайте это в тетради.

Пе…аль (педаль, печаль)
Гр…б(гроб, гриб)
Тр…п(труп, трап, треп…)
…адость(радость, гадость)

А теперь, неисправимые оптимисты, ответьте, есть ли среди вас “левши”? Следовательно, теория не расходится с пpaктикой.

Теории эмоций (Доклады студентов) Приложение №1.

Функции эмоций:

мотивационная или побуждающая – эмоции играют важную роль в выборе доминирующей мотивации, а следовательно в управлении поведением (пример: в боевой обстановке борьба между сохранением и долгом – это борьба между страхом и стыдом) ;

отражательно-оценочная – оценка значимости внешнего раздражителя, отношение к поступившей информации, причем эмоции отражают осознание человеком ситуации (пример: ярость уже при виде врага – дает возможность встретить его во всеоружии, мобилизации силовых ресурсов, т.к. удовлетворяет потребность в самосохранении) ;

замещающая – компенсаторная (пример: в споре при недостатке аргументов – увеличение использования экспрессивных средств выражения эмоций: жестикуляция, изменение интонации голоса) ;

подкрепляющая – значимые события, вызывающие эмоциональные реакции быстрее фиксируются в памяти; имеет важную роль в ходе обучения: интересный материал, события, факты, вызывающие эмоциональную реакцию, прочнее удерживаются в памяти;

переключательная – способность на основе эмоций переживания успеха-неуспеха делать выбор определенного мотива среди конкурирующих (пример: привить любовь к учению или угасить ее, награда и наказание) ;

коммуникативная – способность невербальными средствами (мимика, пантомимика) передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении;

мобилизующая – Активация и мобилизация организма, его физических и интеллектуальных ресурсов.

эвристическая функция в творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

дезорганизующая функция – в ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение. Волнение, аффект.

5. Управление эмоциями

Огромно значение эмоций в психической деятельности человека, в становлении его личности. Они обогащают психику человека. Яркость или разнообразие чувств делают его интересным для себя и окружающих. Богатство собственных переживаний делают человека способным к сопереживанию (эмпатия), помогает глубоко и тонко понимать происходящее не только на сознательном, но и на чувственном уровне

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность, или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Вопрос: О каких способах управления эмоциями вы говорили на уроке психологии?Работа с дидактическим материалом “Снятию эмоционального напряжения способствуют”: приложение №2.

Закрепление ( тестирование с самопроверкой)

Эмоции оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение – усиливает желание работать, повышает продуктивность деятельности. И наоборот. В учебной деятельности положительные эмоции стимулируют интерес, улучшают показатели памяти, мыслительной деятельности. Амонашвили определял отношение детей к процессу обучения очень простым тестом.

  1. Детям раздают листочки с 3 рожицами, где отсутствовали только губы и предлагалось дорисовать рот на 1 овале – по дороге в школу, на 2 – во время занятий, на 3 – по дороге домой. Приложение.
  2. Тест “Эмоциональная сфера человека” Приложение “Задание 1”.
  3. Определить эмоциональные состояния. Приложение “Задание 2”.

Вывод. В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высщая нервная деятельность. – М. АКАDЕМА, 2000.
  2. ВИЛЮНАС В.К. Психология эмоциональных явлений. 1976 г.
  3. Психология эмоций. Тексты. Под ред. ВИЛЮНАСА В.К., ГИППЕНРЕЙТЕР Ю.Б.
  4. ИЗАРД К.Е. Эмоции человека. – М., МГУ, 1980 г.
  5. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. – М., Юнити – Дана, 1999.

Рисунки



Комментарии:

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

24 08 2025 15:40:47

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

23 08 2025 4:36:51

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

22 08 2025 4:16:14

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

21 08 2025 13:59:31

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

20 08 2025 11:23:19

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

19 08 2025 14:55:31

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

18 08 2025 7:16:43

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

17 08 2025 6:29:30

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

16 08 2025 12:52:23

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....

15 08 2025 17:39:43

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

14 08 2025 20:18:33

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

13 08 2025 9:38:54

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

12 08 2025 2:28:27

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

11 08 2025 3:33:42

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....

10 08 2025 16:14:57

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

09 08 2025 16:20:11

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

08 08 2025 4:11:14

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

07 08 2025 18:15:45

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

06 08 2025 10:36:57

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

05 08 2025 10:48:45

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

04 08 2025 9:14:24

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

03 08 2025 19:36:41

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

02 08 2025 14:24:58

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

01 08 2025 7:51:55

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

31 07 2025 1:55:32

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

30 07 2025 10:19:49

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

29 07 2025 10:28:27

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

28 07 2025 11:29:23

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

27 07 2025 19:54:20

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

26 07 2025 7:45:51

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

25 07 2025 16:33:23

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

24 07 2025 11:36:28

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

23 07 2025 14:16:32

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

22 07 2025 0:53:39

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

21 07 2025 22:52:54

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"


    Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

      Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

20 07 2025 17:30:10

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

19 07 2025 18:28:19

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

18 07 2025 5:24:14

Лекарственные растения Мурманской области


    Лекарственные растения Мурманской области

      Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

17 07 2025 10:30:22

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

16 07 2025 20:30:51

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

15 07 2025 13:24:59

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс


    Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

      В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

14 07 2025 13:26:24

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

13 07 2025 18:31:43

Урок по теме «Класс пиявки»


    Урок по теме «Класс пиявки»

      Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....

12 07 2025 13:12:16

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

11 07 2025 11:27:50

Открытый урок биологии


    Открытый урок биологии

      Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

10 07 2025 20:44:36

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

09 07 2025 10:27:34

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

08 07 2025 15:54:16

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

07 07 2025 21:10:46

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

06 07 2025 16:43:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::