Урок-семинар по теме "Эмоции" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

Данное занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема “Эмоции” в курсе “Возрастной анатомии, физиологии и гигиены” рассматривается в разделе “Нейрофизиологические аспекты поведения детей”, как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Т.к. данная тема изучается также в курсе “Психологии”, занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, при этом расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы, уделяя особое внимание нейрофизиологическим механизмам и мозговой организации эмоций.

Предмет: Возрастная анатомия, физиология, гигиена

Тема:Эмоции”

Цели занятия:

  • Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”.
  • Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
  • Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
  • Познакомить с теориями эмоций.
  • Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности.

Оборудование:

  • Раздаточные дидактические материалы (Тексты, тесты, фотографии, схемы).
  • Таблица “Головной мозг”.
  • Блок-схема “Функциональная система П.К. Анохина”.
  • Презентация “Эмоции”.

Ход занятия

1. Введение в тему.

  1. Актуализация и расширение понятий “эмоции”, “чувства”;
  2. Причины поведенческих реакций;
  3. Определение роли эмоций в структуре поведенческого акта по функциональной теории Анохина (работа по схеме).

2. Актуализация опopных понятий.

  1. Понятия “эмоции” и “чувства” (беседа).
  2. Классификация эмоций: (работа с раздаточным материалом, презентация)
  3. Проявление эмоций (пpaктическая работа, презентация). Определить эмоции по внешним проявлениям; определить по фотографии, определить по интонации эмоциональное состояние.
  4. Понятие “эмоциональные реакции”; “эмоциональные состояния” (настроение, аффект, стресс, фрустрация).

3. .Изучение нового материала

1) Мозговая организация эмоций. (работа по таблице “Головной мозг”; самостоятельная работа с текстом. Письменные ответы на вопросы. Работа с тестом “Пессимист-оптимист”.)
2) Теории эмоций (сообщения студентов).
3) Роль эмоции (объяснение с элементами беседы).

4. Введение в тему

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям окружающего мира: к вещам, событиям, другим людям. Одно – радует его, другое – печалит, возмущает. Радость, гнев, печаль, восхищение – это различные виды субъективного отношения человека к действительности, или эмоции.

Вопрос: Вспомним, что такое эмоции, с позиции психологической науки? (варианты ответов)

Итак: Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к факторам действительности; элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным хаpaктером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

В психологии есть еще одно сходное понятие – “чувства”.

Вопрос: В чем различие между эмоциями и чувствами? (варианты ответов)

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства имеют относительную устойчивость и возникают при удовлетворении высших потребностей

Сегодня мы поговорим, в первую очередь, именно об эмоциях, их разнообразии, типах проявления, мозговой организации и, конечно, значении эмоций.

Учитывая, что в курсе психологии эта тема уже звучала, мы проведем данное занятие в форме семинара, в ходе которого нам предстоит решить следующие задачи: (презентация, слайд №2)

  1. Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”
  2. Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
  3. Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
  4. Ознакомить с теориями эмоций;
  5. Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности

Внимательно посмотрите на поставленные задачи и определите, какие из них не обсуждались в курсе психологии?

(Ответы)

Следовательно, помимо обсуждения и развития уже знакомых понятий, нам предстоит изучение сложных вопросов мозговой организации эмоций, знакомство с теориями эмоций, возрастными аспектами развития эмоциональной сферы человека, определение роли эмоций в структуре поведения человека.

Для облегчения и ускорения нашей работы на столах имеется набор дидактических материалов и план занятия.

2. Актуализация опopных знаний

Изучая причины поведенческих реакций человека, мы определили 2 группы факторов. Каких именно? (ответ: субъективные: мотивации, эмоции; объективные: прострaнcтвенно-временные) (презентация, слайд №4).

Существует тесная связь между эмоциями и потребностно – мотивационной сферой. Вспомним, какое место занимают эмоции в структуре поведенческого акта?

Работа с блок-схемой функциональной системы П.К. Анохина (Приложение 3, рисунок 4; презентация, слайд№5)

Посмотрите на знакомую вам схему поведенческого акта.

Вопрос:Что является пусковым механизмом системы? (ответ: мотивационное возбуждение, вызванное потребностью).

Какое отношение к схеме имеют эмоции? ( ответ: эмоции принимают участие в выборе доминирующей мотивации; возникают вследствие удовлетворения-неудовлетворения результатами действия)

Вывод: таким образом, наиболее простая тpaктовка появления эмоции – это результат удовлетворения-неудовлетворения потребности и ее действие направлено на удовлетворение потребности.

А. Классификация эмоции

У человека эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях, которые сопровождаются изменениями процессов жизнедеятельности.

Вопрос: Вспомните – какие виды классификаций эмоций вы изучали в курсе психологии? (Ответ: По влиянию на жизнедеятельность; по знаку, по силе и времени)( после ответов – презентация)

Презентация (Слайд №6) Классификация эмоций

По влиянию на жизнедеятельность:

Стенические эмоции – повышающие жизнедеятельности;

Астенические – угнетающие жизнедеятельность.

По знаку:

Положительные (радость, удовольствие) ;

Отрицательные (гнев, страдание, страх).

(Слайд №7)По силе и времени:

Сильные, кратковременные (аффект)

Сильные, длительные (страсть, фрустрация: депрессия, агрессия).

Слабые, длительные (настроение).

Любопытно, что одни и те же чувства могут проявляться по разному в зависимости от особенностей личности.

Например, страх – у одних людей вызывает мобилизацию, активное сопротивление факторам среды, или избегание, а у других – дезорганизацию, панику, оцепенение.

Подумайте, какие возможны реакции на эмоцию “горе”

Ответ: Горе: апатия, бездеятельность – утешение в работе, творчестве.

Приведите примеры эмоций и определите причины их возникновения и значение (воспользуйтесь блок-схемой “Классификация эмоций по К. Изарду) Приложение №3, рисунок 7

  1. Положительная, стеническая эмоция (ответ: например – радость. Возникает в ответ на субъективно – значимые, положительные факторы среды, возможность удовлетворить актуальную потребность; направлена на сохранение и усиление этого состояния)
  2. Отрицательная стеническая эмоция (ответ: например – гнев. Возникает в ответ на внезапные нeблагоприятные воздействия среды, препятствующие удовлетворению потребности и направлена на их устранение)
  3. Отрицательная астеническая эмоция (ответ: например – страх. Возникает в ответ воздействие, несущее угрозу жизни, благополучию (или информацию о нем), если недостаточно ресурсов для решения проблемы)

Мы вспомнили классификацию эмоций, причины их возникновения и значение в конкретных ситуациях.

Перейдем к вопросу проявления эмоций

Б.Проявление эмоций:

Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем, двигательными реакциями.

Об эмоциональном состоянии других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, жестам (пантомимике), а также вегетативным реакциям: расширение---сужение сосудов, изменение секреции желез, частота сердцебиений, уровень АД и т.д.

Любое эмоциональное состояние сопровождается вегетативными и соматическими (двигательными) реакциями.

Презентация (слайд №9)

Определенным эмоциям соответствуют свои специфические средства выражения.

Пpaктическое задание.

А.Определите эмоцию по внешним проявлениям:

  1. Расширение зрачков, дрожь, бледность (страх).
  2. Широко открытые глаза, заторможенность движений, дрожащий голос, бледность (ужас, выражение “оцепенеть от ужаса”).
  3. Блеск глаз, покраснение лица, ускорение движений (радость).

Наиболее ярко выражает эмоции – человеческое лицо – сокращение мимических мышц создают хаpaктерную для каждой эмоции лицевую маску.

Например, чем выше уголки губ, тем выше настроение (радость) ; сжатые губы или опущенные вниз уголки рта (обида и скорбь).

Б. Определите эмоцию по фотографии (Презентация слайд№10)

При различных эмоциональных переживаниях меняется скорость речи, ее интонация, отражающая наше эмоциональное состояние.

В. Определите эмоциональное состояние по интонации.

“Она цвела” (удивление, облегчение, радость, гордость).

Г. Попробуйте самостоятельно с помощью интонации выразить эмоциональное состояние.

Фраза: “Оставьте их” (просьба, предупреждение, пренебрежение).

Немалую роль в проявлении эмоций играет пантомимика – выразительные движения. Например, в Средневековой Франции, судя по поэме “Песнь о Роланде”, храбрые воины на каждом шагу плакали и падали в обморок. У каждого народа, и в определенных общественных кругах существуют свои нормы внешнего проявления эмоций – отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности.

Пример с похоронами: плакальщицы, тихая скорбь без слез, веселый праздник по поводу перехода души в лучший мир.

Таким образом, внешнее проявление эмоций может контролироваться человеческим сознанием.

Внешнее выражение эмоций проявляется в эмоциональных реакциях: смех, улыбка, плач, импульсивное поведение, взволнованная речь.

Реакции – отражение эмоционального состояния человека, более или менее продолжительного переживания.

В. Эмоциональные состояния

Выделяют несколько видов таких состояний (презентация слайд№11)

Настроение – эмоциональное самочувствие (продолжительное, устойчивое, слабоинтенсивное)

Аффект – сильное, кратковременное, с потерей контроля сознания.

Фрустрация – эмоционально-тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд.

Депрессия – подавленность, снижение активности

Агрессия – враждебность, гнев.

Стресс – комплексная адаптивная физиологическая реакция на нeблагоприятное воздействие, “реакция льва” и “кролика”.

Страсть – сильные глубокие переживания, с ярко выраженной направленностью (любовь, вражда, ненависть, ревность).

3. Изучение нового материала

Мозговая организация эмоций

Вопросы мозговой организации эмоций изучаются на протяжении более ста лет. За это время было выдвинуто множество гипотез, основанных в первую очередь на результатах наблюдений за эмоциональными нарушениями у животных, или людей с поражениями тех, или иных зон головного мозга, экспериментальной деятельности нейрофизиологов, психиаторов. В результате этих исследований стали известны основные структуры, ответственные за проявление эмоциональных реакций.

К ним относятся:

  1. Гипоталамус
  2. Лимбическая система
  3. Лобная и височная кора

Найдите перечисленные отделы головного мозга на схеме “Мозговая организация эмоций”

Организация самостоятельной работы с текстом.

Найдите среди дидактических материалов, текст и схему “Мозговая организация эмоций” (Приложение №2, текст 3)

Письменно ответьте на вопросы к тексту(время -10мин.)

  1. Какие структуры головного мозга относятся к лимбической системе?
  2. Какие структуры головного мозга функуионально находятся в тесной связи с лимбической системой?
  3. Какова роль ниже перечисленных структур в формировании эмоций?
    1. Гипоталамус
    2. Поясная извилина
    3. Миндалина
    4. Лобные доли
    5. Височные доли
  1. Какова роль межполушарной ассиметрии мозга в эмоциональном реагировании?

Проверка выполнения задания.

Существует множество тестов по изучению эмоциональной сферы. У вас на столах есть занимательный тест “Пессимист или оптимист”, который позволяет оценить свое личное мировосприятие. Рассмотрим тест (Приложение№ 2, тест “Пессимист или оптимист”) Тест состоит из2-х частей. Внимательно прочтите инструкцию и выполните задание. Подсчитайте количество ответов А) и Б) по сумме двух тестов.

Если ответов А) – более 14 – Вы неисправимый оптимист;

10 – 13 – Вы трезво смотрите на жизнь;

Менее 10 – увы, Вы склонны воспринимать жизнь в темных тонах, и Ваш стакан всегда наполовину пуст.

Еще один забавный тест записан еа доске. Необходимо вставить пропущенные буквы. Сделайте это в тетради.

Пе…аль (педаль, печаль)
Гр…б(гроб, гриб)
Тр…п(труп, трап, треп…)
…адость(радость, гадость)

А теперь, неисправимые оптимисты, ответьте, есть ли среди вас “левши”? Следовательно, теория не расходится с пpaктикой.

Теории эмоций (Доклады студентов) Приложение №1.

Функции эмоций:

мотивационная или побуждающая – эмоции играют важную роль в выборе доминирующей мотивации, а следовательно в управлении поведением (пример: в боевой обстановке борьба между сохранением и долгом – это борьба между страхом и стыдом) ;

отражательно-оценочная – оценка значимости внешнего раздражителя, отношение к поступившей информации, причем эмоции отражают осознание человеком ситуации (пример: ярость уже при виде врага – дает возможность встретить его во всеоружии, мобилизации силовых ресурсов, т.к. удовлетворяет потребность в самосохранении) ;

замещающая – компенсаторная (пример: в споре при недостатке аргументов – увеличение использования экспрессивных средств выражения эмоций: жестикуляция, изменение интонации голоса) ;

подкрепляющая – значимые события, вызывающие эмоциональные реакции быстрее фиксируются в памяти; имеет важную роль в ходе обучения: интересный материал, события, факты, вызывающие эмоциональную реакцию, прочнее удерживаются в памяти;

переключательная – способность на основе эмоций переживания успеха-неуспеха делать выбор определенного мотива среди конкурирующих (пример: привить любовь к учению или угасить ее, награда и наказание) ;

коммуникативная – способность невербальными средствами (мимика, пантомимика) передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении;

мобилизующая – Активация и мобилизация организма, его физических и интеллектуальных ресурсов.

эвристическая функция в творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

дезорганизующая функция – в ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение. Волнение, аффект.

5. Управление эмоциями

Огромно значение эмоций в психической деятельности человека, в становлении его личности. Они обогащают психику человека. Яркость или разнообразие чувств делают его интересным для себя и окружающих. Богатство собственных переживаний делают человека способным к сопереживанию (эмпатия), помогает глубоко и тонко понимать происходящее не только на сознательном, но и на чувственном уровне

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность, или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Вопрос: О каких способах управления эмоциями вы говорили на уроке психологии?Работа с дидактическим материалом “Снятию эмоционального напряжения способствуют”: приложение №2.

Закрепление ( тестирование с самопроверкой)

Эмоции оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение – усиливает желание работать, повышает продуктивность деятельности. И наоборот. В учебной деятельности положительные эмоции стимулируют интерес, улучшают показатели памяти, мыслительной деятельности. Амонашвили определял отношение детей к процессу обучения очень простым тестом.

  1. Детям раздают листочки с 3 рожицами, где отсутствовали только губы и предлагалось дорисовать рот на 1 овале – по дороге в школу, на 2 – во время занятий, на 3 – по дороге домой. Приложение.
  2. Тест “Эмоциональная сфера человека” Приложение “Задание 1”.
  3. Определить эмоциональные состояния. Приложение “Задание 2”.

Вывод. В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высщая нервная деятельность. – М. АКАDЕМА, 2000.
  2. ВИЛЮНАС В.К. Психология эмоциональных явлений. 1976 г.
  3. Психология эмоций. Тексты. Под ред. ВИЛЮНАСА В.К., ГИППЕНРЕЙТЕР Ю.Б.
  4. ИЗАРД К.Е. Эмоции человека. – М., МГУ, 1980 г.
  5. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. – М., Юнити – Дана, 1999.

Рисунки



Комментарии:

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

26 04 2024 20:43:50

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 04 2024 0:58:35

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

24 04 2024 21:13:46

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

23 04 2024 13:18:27

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

22 04 2024 5:30:39

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

21 04 2024 22:49:51

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

20 04 2024 11:23:12

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

19 04 2024 8:22:32

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

18 04 2024 18:50:49

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

17 04 2024 11:49:49

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

16 04 2024 20:42:37

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

15 04 2024 21:32:46

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

14 04 2024 12:48:16

Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"


    Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"

      Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....

13 04 2024 4:18:49

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

12 04 2024 8:25:48

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

11 04 2024 16:42:39

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

10 04 2024 3:19:32

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

09 04 2024 14:12:42

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

08 04 2024 8:30:35

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

07 04 2024 5:34:38

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

06 04 2024 9:19:59

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

05 04 2024 22:34:21

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

04 04 2024 7:38:11

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

03 04 2024 20:23:14

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

02 04 2024 6:42:58

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

01 04 2024 10:21:30

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

31 03 2024 1:40:38

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

30 03 2024 18:27:20

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

29 03 2024 6:28:27

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

28 03 2024 1:45:25

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

27 03 2024 19:56:54

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

26 03 2024 23:38:53

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

25 03 2024 1:24:21

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

24 03 2024 13:47:46

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

23 03 2024 10:16:20

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

22 03 2024 5:31:23

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

21 03 2024 4:53:27

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

20 03 2024 13:57:39

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

19 03 2024 6:15:20

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

18 03 2024 19:44:20

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

      Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

17 03 2024 11:44:50

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

16 03 2024 15:58:35

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

15 03 2024 9:37:44

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах


    Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

      Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

14 03 2024 23:46:39

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

13 03 2024 14:11:52

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

12 03 2024 13:13:43

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

11 03 2024 17:40:14

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

10 03 2024 16:41:21

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

09 03 2024 7:49:58

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

08 03 2024 14:45:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::