Урок-семинар по теме "Эмоции" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

Данное занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема “Эмоции” в курсе “Возрастной анатомии, физиологии и гигиены” рассматривается в разделе “Нейрофизиологические аспекты поведения детей”, как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Т.к. данная тема изучается также в курсе “Психологии”, занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, при этом расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы, уделяя особое внимание нейрофизиологическим механизмам и мозговой организации эмоций.

Предмет: Возрастная анатомия, физиология, гигиена

Тема:Эмоции”

Цели занятия:

  • Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”.
  • Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
  • Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
  • Познакомить с теориями эмоций.
  • Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности.

Оборудование:

  • Раздаточные дидактические материалы (Тексты, тесты, фотографии, схемы).
  • Таблица “Головной мозг”.
  • Блок-схема “Функциональная система П.К. Анохина”.
  • Презентация “Эмоции”.

Ход занятия

1. Введение в тему.

  1. Актуализация и расширение понятий “эмоции”, “чувства”;
  2. Причины поведенческих реакций;
  3. Определение роли эмоций в структуре поведенческого акта по функциональной теории Анохина (работа по схеме).

2. Актуализация опopных понятий.

  1. Понятия “эмоции” и “чувства” (беседа).
  2. Классификация эмоций: (работа с раздаточным материалом, презентация)
  3. Проявление эмоций (пpaктическая работа, презентация). Определить эмоции по внешним проявлениям; определить по фотографии, определить по интонации эмоциональное состояние.
  4. Понятие “эмоциональные реакции”; “эмоциональные состояния” (настроение, аффект, стресс, фрустрация).

3. .Изучение нового материала

1) Мозговая организация эмоций. (работа по таблице “Головной мозг”; самостоятельная работа с текстом. Письменные ответы на вопросы. Работа с тестом “Пессимист-оптимист”.)
2) Теории эмоций (сообщения студентов).
3) Роль эмоции (объяснение с элементами беседы).

4. Введение в тему

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям окружающего мира: к вещам, событиям, другим людям. Одно – радует его, другое – печалит, возмущает. Радость, гнев, печаль, восхищение – это различные виды субъективного отношения человека к действительности, или эмоции.

Вопрос: Вспомним, что такое эмоции, с позиции психологической науки? (варианты ответов)

Итак: Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к факторам действительности; элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным хаpaктером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

В психологии есть еще одно сходное понятие – “чувства”.

Вопрос: В чем различие между эмоциями и чувствами? (варианты ответов)

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства имеют относительную устойчивость и возникают при удовлетворении высших потребностей

Сегодня мы поговорим, в первую очередь, именно об эмоциях, их разнообразии, типах проявления, мозговой организации и, конечно, значении эмоций.

Учитывая, что в курсе психологии эта тема уже звучала, мы проведем данное занятие в форме семинара, в ходе которого нам предстоит решить следующие задачи: (презентация, слайд №2)

  1. Развить понятия “эмоции”, “чувства”, “эмоциональное поведение”, “эмоциональные состояния”
  2. Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных и соматических реакций на эмоциональные состояния.
  3. Раскрыть нейрофизиологические механизмы и мозговую организацию эмоций
  4. Ознакомить с теориями эмоций;
  5. Определить роль эмоций в структуре поведения человека, его психической деятельности, становления его как личности

Внимательно посмотрите на поставленные задачи и определите, какие из них не обсуждались в курсе психологии?

(Ответы)

Следовательно, помимо обсуждения и развития уже знакомых понятий, нам предстоит изучение сложных вопросов мозговой организации эмоций, знакомство с теориями эмоций, возрастными аспектами развития эмоциональной сферы человека, определение роли эмоций в структуре поведения человека.

Для облегчения и ускорения нашей работы на столах имеется набор дидактических материалов и план занятия.

2. Актуализация опopных знаний

Изучая причины поведенческих реакций человека, мы определили 2 группы факторов. Каких именно? (ответ: субъективные: мотивации, эмоции; объективные: прострaнcтвенно-временные) (презентация, слайд №4).

Существует тесная связь между эмоциями и потребностно – мотивационной сферой. Вспомним, какое место занимают эмоции в структуре поведенческого акта?

Работа с блок-схемой функциональной системы П.К. Анохина (Приложение 3, рисунок 4; презентация, слайд№5)

Посмотрите на знакомую вам схему поведенческого акта.

Вопрос:Что является пусковым механизмом системы? (ответ: мотивационное возбуждение, вызванное потребностью).

Какое отношение к схеме имеют эмоции? ( ответ: эмоции принимают участие в выборе доминирующей мотивации; возникают вследствие удовлетворения-неудовлетворения результатами действия)

Вывод: таким образом, наиболее простая тpaктовка появления эмоции – это результат удовлетворения-неудовлетворения потребности и ее действие направлено на удовлетворение потребности.

А. Классификация эмоции

У человека эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях, которые сопровождаются изменениями процессов жизнедеятельности.

Вопрос: Вспомните – какие виды классификаций эмоций вы изучали в курсе психологии? (Ответ: По влиянию на жизнедеятельность; по знаку, по силе и времени)( после ответов – презентация)

Презентация (Слайд №6) Классификация эмоций

По влиянию на жизнедеятельность:

Стенические эмоции – повышающие жизнедеятельности;

Астенические – угнетающие жизнедеятельность.

По знаку:

Положительные (радость, удовольствие) ;

Отрицательные (гнев, страдание, страх).

(Слайд №7)По силе и времени:

Сильные, кратковременные (аффект)

Сильные, длительные (страсть, фрустрация: депрессия, агрессия).

Слабые, длительные (настроение).

Любопытно, что одни и те же чувства могут проявляться по разному в зависимости от особенностей личности.

Например, страх – у одних людей вызывает мобилизацию, активное сопротивление факторам среды, или избегание, а у других – дезорганизацию, панику, оцепенение.

Подумайте, какие возможны реакции на эмоцию “горе”

Ответ: Горе: апатия, бездеятельность – утешение в работе, творчестве.

Приведите примеры эмоций и определите причины их возникновения и значение (воспользуйтесь блок-схемой “Классификация эмоций по К. Изарду) Приложение №3, рисунок 7

  1. Положительная, стеническая эмоция (ответ: например – радость. Возникает в ответ на субъективно – значимые, положительные факторы среды, возможность удовлетворить актуальную потребность; направлена на сохранение и усиление этого состояния)
  2. Отрицательная стеническая эмоция (ответ: например – гнев. Возникает в ответ на внезапные нeблагоприятные воздействия среды, препятствующие удовлетворению потребности и направлена на их устранение)
  3. Отрицательная астеническая эмоция (ответ: например – страх. Возникает в ответ воздействие, несущее угрозу жизни, благополучию (или информацию о нем), если недостаточно ресурсов для решения проблемы)

Мы вспомнили классификацию эмоций, причины их возникновения и значение в конкретных ситуациях.

Перейдем к вопросу проявления эмоций

Б.Проявление эмоций:

Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем, двигательными реакциями.

Об эмоциональном состоянии других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, жестам (пантомимике), а также вегетативным реакциям: расширение---сужение сосудов, изменение секреции желез, частота сердцебиений, уровень АД и т.д.

Любое эмоциональное состояние сопровождается вегетативными и соматическими (двигательными) реакциями.

Презентация (слайд №9)

Определенным эмоциям соответствуют свои специфические средства выражения.

Пpaктическое задание.

А.Определите эмоцию по внешним проявлениям:

  1. Расширение зрачков, дрожь, бледность (страх).
  2. Широко открытые глаза, заторможенность движений, дрожащий голос, бледность (ужас, выражение “оцепенеть от ужаса”).
  3. Блеск глаз, покраснение лица, ускорение движений (радость).

Наиболее ярко выражает эмоции – человеческое лицо – сокращение мимических мышц создают хаpaктерную для каждой эмоции лицевую маску.

Например, чем выше уголки губ, тем выше настроение (радость) ; сжатые губы или опущенные вниз уголки рта (обида и скорбь).

Б. Определите эмоцию по фотографии (Презентация слайд№10)

При различных эмоциональных переживаниях меняется скорость речи, ее интонация, отражающая наше эмоциональное состояние.

В. Определите эмоциональное состояние по интонации.

“Она цвела” (удивление, облегчение, радость, гордость).

Г. Попробуйте самостоятельно с помощью интонации выразить эмоциональное состояние.

Фраза: “Оставьте их” (просьба, предупреждение, пренебрежение).

Немалую роль в проявлении эмоций играет пантомимика – выразительные движения. Например, в Средневековой Франции, судя по поэме “Песнь о Роланде”, храбрые воины на каждом шагу плакали и падали в обморок. У каждого народа, и в определенных общественных кругах существуют свои нормы внешнего проявления эмоций – отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности.

Пример с похоронами: плакальщицы, тихая скорбь без слез, веселый праздник по поводу перехода души в лучший мир.

Таким образом, внешнее проявление эмоций может контролироваться человеческим сознанием.

Внешнее выражение эмоций проявляется в эмоциональных реакциях: смех, улыбка, плач, импульсивное поведение, взволнованная речь.

Реакции – отражение эмоционального состояния человека, более или менее продолжительного переживания.

В. Эмоциональные состояния

Выделяют несколько видов таких состояний (презентация слайд№11)

Настроение – эмоциональное самочувствие (продолжительное, устойчивое, слабоинтенсивное)

Аффект – сильное, кратковременное, с потерей контроля сознания.

Фрустрация – эмоционально-тяжелое переживание человеком неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд.

Депрессия – подавленность, снижение активности

Агрессия – враждебность, гнев.

Стресс – комплексная адаптивная физиологическая реакция на нeблагоприятное воздействие, “реакция льва” и “кролика”.

Страсть – сильные глубокие переживания, с ярко выраженной направленностью (любовь, вражда, ненависть, ревность).

3. Изучение нового материала

Мозговая организация эмоций

Вопросы мозговой организации эмоций изучаются на протяжении более ста лет. За это время было выдвинуто множество гипотез, основанных в первую очередь на результатах наблюдений за эмоциональными нарушениями у животных, или людей с поражениями тех, или иных зон головного мозга, экспериментальной деятельности нейрофизиологов, психиаторов. В результате этих исследований стали известны основные структуры, ответственные за проявление эмоциональных реакций.

К ним относятся:

  1. Гипоталамус
  2. Лимбическая система
  3. Лобная и височная кора

Найдите перечисленные отделы головного мозга на схеме “Мозговая организация эмоций”

Организация самостоятельной работы с текстом.

Найдите среди дидактических материалов, текст и схему “Мозговая организация эмоций” (Приложение №2, текст 3)

Письменно ответьте на вопросы к тексту(время -10мин.)

  1. Какие структуры головного мозга относятся к лимбической системе?
  2. Какие структуры головного мозга функуионально находятся в тесной связи с лимбической системой?
  3. Какова роль ниже перечисленных структур в формировании эмоций?
    1. Гипоталамус
    2. Поясная извилина
    3. Миндалина
    4. Лобные доли
    5. Височные доли
  1. Какова роль межполушарной ассиметрии мозга в эмоциональном реагировании?

Проверка выполнения задания.

Существует множество тестов по изучению эмоциональной сферы. У вас на столах есть занимательный тест “Пессимист или оптимист”, который позволяет оценить свое личное мировосприятие. Рассмотрим тест (Приложение№ 2, тест “Пессимист или оптимист”) Тест состоит из2-х частей. Внимательно прочтите инструкцию и выполните задание. Подсчитайте количество ответов А) и Б) по сумме двух тестов.

Если ответов А) – более 14 – Вы неисправимый оптимист;

10 – 13 – Вы трезво смотрите на жизнь;

Менее 10 – увы, Вы склонны воспринимать жизнь в темных тонах, и Ваш стакан всегда наполовину пуст.

Еще один забавный тест записан еа доске. Необходимо вставить пропущенные буквы. Сделайте это в тетради.

Пе…аль (педаль, печаль)
Гр…б(гроб, гриб)
Тр…п(труп, трап, треп…)
…адость(радость, гадость)

А теперь, неисправимые оптимисты, ответьте, есть ли среди вас “левши”? Следовательно, теория не расходится с пpaктикой.

Теории эмоций (Доклады студентов) Приложение №1.

Функции эмоций:

мотивационная или побуждающая – эмоции играют важную роль в выборе доминирующей мотивации, а следовательно в управлении поведением (пример: в боевой обстановке борьба между сохранением и долгом – это борьба между страхом и стыдом) ;

отражательно-оценочная – оценка значимости внешнего раздражителя, отношение к поступившей информации, причем эмоции отражают осознание человеком ситуации (пример: ярость уже при виде врага – дает возможность встретить его во всеоружии, мобилизации силовых ресурсов, т.к. удовлетворяет потребность в самосохранении) ;

замещающая – компенсаторная (пример: в споре при недостатке аргументов – увеличение использования экспрессивных средств выражения эмоций: жестикуляция, изменение интонации голоса) ;

подкрепляющая – значимые события, вызывающие эмоциональные реакции быстрее фиксируются в памяти; имеет важную роль в ходе обучения: интересный материал, события, факты, вызывающие эмоциональную реакцию, прочнее удерживаются в памяти;

переключательная – способность на основе эмоций переживания успеха-неуспеха делать выбор определенного мотива среди конкурирующих (пример: привить любовь к учению или угасить ее, награда и наказание) ;

коммуникативная – способность невербальными средствами (мимика, пантомимика) передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении;

мобилизующая – Активация и мобилизация организма, его физических и интеллектуальных ресурсов.

эвристическая функция в творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

дезорганизующая функция – в ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение. Волнение, аффект.

5. Управление эмоциями

Огромно значение эмоций в психической деятельности человека, в становлении его личности. Они обогащают психику человека. Яркость или разнообразие чувств делают его интересным для себя и окружающих. Богатство собственных переживаний делают человека способным к сопереживанию (эмпатия), помогает глубоко и тонко понимать происходящее не только на сознательном, но и на чувственном уровне

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность, или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Вопрос: О каких способах управления эмоциями вы говорили на уроке психологии?Работа с дидактическим материалом “Снятию эмоционального напряжения способствуют”: приложение №2.

Закрепление ( тестирование с самопроверкой)

Эмоции оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение – усиливает желание работать, повышает продуктивность деятельности. И наоборот. В учебной деятельности положительные эмоции стимулируют интерес, улучшают показатели памяти, мыслительной деятельности. Амонашвили определял отношение детей к процессу обучения очень простым тестом.

  1. Детям раздают листочки с 3 рожицами, где отсутствовали только губы и предлагалось дорисовать рот на 1 овале – по дороге в школу, на 2 – во время занятий, на 3 – по дороге домой. Приложение.
  2. Тест “Эмоциональная сфера человека” Приложение “Задание 1”.
  3. Определить эмоциональные состояния. Приложение “Задание 2”.

Вывод. В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высщая нервная деятельность. – М. АКАDЕМА, 2000.
  2. ВИЛЮНАС В.К. Психология эмоциональных явлений. 1976 г.
  3. Психология эмоций. Тексты. Под ред. ВИЛЮНАСА В.К., ГИППЕНРЕЙТЕР Ю.Б.
  4. ИЗАРД К.Е. Эмоции человека. – М., МГУ, 1980 г.
  5. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. – М., Юнити – Дана, 1999.

Рисунки



Комментарии:

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

16 03 2025 4:59:23

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

15 03 2025 3:51:26

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

14 03 2025 2:27:29

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"


    Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

      Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

13 03 2025 19:28:13

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

12 03 2025 14:39:54

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

11 03 2025 6:28:18

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

10 03 2025 8:24:52

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

09 03 2025 9:47:22

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

08 03 2025 0:21:34

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

07 03 2025 3:34:19

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

06 03 2025 9:36:25

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

05 03 2025 23:47:49

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

04 03 2025 4:51:16

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

03 03 2025 20:39:31

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

02 03 2025 13:54:53

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

01 03 2025 4:25:18

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

28 02 2025 22:40:33

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

27 02 2025 4:23:59

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

26 02 2025 21:30:24

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

25 02 2025 8:59:35

Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс


    Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....

24 02 2025 8:25:19

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"


    Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

      Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....

23 02 2025 3:29:29

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

22 02 2025 10:23:13

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

21 02 2025 18:19:19

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"


    Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

      Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

20 02 2025 12:42:28

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

19 02 2025 17:58:40

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

18 02 2025 10:11:11

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

17 02 2025 3:53:41

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

16 02 2025 4:46:24

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

15 02 2025 17:49:49

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"


    Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

      Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

14 02 2025 13:37:37

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

13 02 2025 20:51:57

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

12 02 2025 18:40:18

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

11 02 2025 16:22:29

Правильная осанка – залог здоровья


    Правильная осанка – залог здоровья

      Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...

10 02 2025 18:18:42

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

09 02 2025 6:48:49

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

08 02 2025 10:43:38

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

07 02 2025 1:58:15

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

06 02 2025 18:42:56

Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии


    Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии

      Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....

05 02 2025 7:47:20

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

04 02 2025 14:44:10

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"


    Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"

      Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...

03 02 2025 2:41:57

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

02 02 2025 9:29:31

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

01 02 2025 3:18:23

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

31 01 2025 14:54:43

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

30 01 2025 19:46:12

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

29 01 2025 23:59:42

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

28 01 2025 2:29:47

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

27 01 2025 1:59:17

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

26 01 2025 1:44:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::