Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"
Программа курса по выбору адресована учащимся 9-х классов. Актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественнонаучного профиля обучения.
Программа реализуется в следующей последовательности: вводная установка учителя, совместная деятельность учителя и учащихся, самостоятельная деятельность учащихся и представление результатов деятельности учащихся. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, географии, экологии, истории и других предметов. Для освоения данного курса обучающиеся должны обладать знаниями морфологии и физиологии растений.
Программа курса рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу
экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. Особое внимание в программе уделяется на то, чтобы учащиеся осознали, что насколько мы бережно и рационально сегодня будем пользоваться творениями мастерской Природы настолько благополучным и стабильным будет будущее человечества.
Цель:
Развитие интереса к проблемам леса, исследовательских способностей учащихся, дальнейшая профориентация учащихся, формирование культуры отношения ко всему живому.
Задачи:
- Изучить многостороннее значение лесов, их распространение на планете, экологические проблемы лесопользования, научить видеть, что каждый объект природы – ее уникальное творение.
- Глубже и шире изучить лесное богатство своей местности:
- Привлечь внимание школьников к проблемам взаимодействия леса и человека, сформировать ответственное отношение ко всему живому на Земле.
- Совершенствовать умение учащихся получать и отбирать нужную информацию.
Основные виды занятий:
- лекции-беседы;
- пpaктические занятия;
- уроки-экскурсии;
- подготовка сообщений, докладов;
- подготовка презентаций.
Учебно-тематический план
Содержание |
Всего часов |
Лекции |
Пpaктическе занятия |
Экскурсии |
Формы контроля |
Введение | 1 |
1 |
- |
- |
- |
1. Лес в нашей жизни. | 2 |
1 |
1 |
- |
Обсуждение в классе данных опроса. |
2. Леса планеты Земля. | 3 |
2 |
- |
1 |
Исследование, сообщение. |
3. Основные виды лесопользования. | 2 |
1 |
1 |
- |
Исследование, сообщения. |
4. Экологические проблемы лесопользования. | 7 |
3 |
3 |
1 |
Исследование, сообщения. |
5.На службе у леса. | 2 |
1 |
1 |
- |
Презентация разработанных правил поведения в лесу. |
6. Итоговое занятие. | 1 |
- |
1 |
- |
Конкурс творческих работ. |
Итого: |
18 |
9 |
7 |
2 |
Содержание программы
Введение (1ч)
На вводном занятии учащиеся знакомятся с программой, с видами занятий, с формами и объемом пpaктических и творческих работ, с требованиями оформления отчетов и сообщений. До сведения учащихся доводятся критерии оценки деятельности учащихся.
Тема 1 “Лес в нашей жизни” (2ч)
Лекция. Общее понятие леса как целостной природной системе. Средообразующее значение леса. Лечебная ценность растений леса. Лес и искусство. Лесные ресурсы и их использование человеком. (1ч)
Пpaктическая работа. Социологическое исследование на тему “Значение леса для моей семьи”
Составление вопросов для интервьюирования, проведение опроса члeнов семьи. Сопоставление результатов в классе, сравнение данных, выводы.
Тема 2 “Леса планеты Земля” (3ч)
Лекция. Общая хаpaктеристика лесов мира. Лесные зоны умеренных поясов: редколесья, хвойные, широколиственные, смешанные леса. Сезонные тропические леса. Леса субтропических поясов. Горные леса. (2ч)
Экскурсия. Провести экскурсию в ближайший лес (парк). Учащиеся должны дать оценку видового состава лесов своей местности. Подготовить отчет- реферат о видовом составе леса своей местности. Описать растительность по ярусам. (1ч)
Тема 3 “Основные виды лесопользования” (2ч)
Лекция. Главное, промежуточное, побочное лесопользование. Принципы рационального лесопользования. Промышленное лесопользование. Лесная рекреация.(1ч)
Пpaктическая работа. Изучив данные по видовому составу лесов своей местности сделать выводы об использовании близлежащих лесов и представить их в форме сообщений, презентаций. Оценить эстетические свойства ближайшего леса (парка). (1ч)
Тема 4 “Экологические проблемы лесопользования” (7ч)
Лекция. Загрязнение окружающей среды, виды загрязнителей. Меры борьбы с загрязнением леса. Влияние рекреационной деятельности человека на лес. Заповедные леса. Вредители леса, методы борьбы с ними. Болезни леса: инфекционные и неинфекционные. Лесные пожары: виды пожаров, предупреждение, обнаружение лесных пожаров, тушение. (3ч)
Пpaктические занятия. Определение степени рекреационной деградации лесной экосистемы (исследование с использованием таблиц) ; определение химического состава загрязнений, которые привели к болезням растений на пришкольном участке, у автомагистрали; оценка состояния леса (парка) в районе проживания, выявление основных причин изменения состояния леса. (3ч)
Экскурсия. Изучение устойчивости видов растений к вытаптыванию с использованием схем и таблиц. Проследить изменение видового состава растений на маршруте от дороги в глубь леса. (1ч)
Тема 5 “На службе у леса” (2ч)
Лекция. Профессия – лесничий. Ученые – лесоводы. Как помочь лесу. (1ч)
Пpaктическая работа. На основе изученного курса сформулировать правила поведения в лесу. Оценить свое поведение в лесу. Подготовить презентацию-выступление и рассказать о правилах поведения в лесу учащимся других классов.
Итоговое занятие (1ч):
На итоговом занятии подводятся итоги пройденного курса, оцениваются творческие работы учащихся, проводится нацеливание на профессии, связанные с лесом и с его будущим.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
- “Лес и человек”, Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, Москва, “Просвещение”, 2000г.
- “Экология. Пpaктикум”, А.Т.Зверев, Москва, “ОНИКС 21 век”, 2004 г.
- Биология. Дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии, М.М. Бондарук Н.В. Ковылина, Волгоград, “Учитель”, 2007 г.
- http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/moscow/default.htm
Литература для учащихся:
- “Лес и человек”, Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, Москва, “Просвещение”, 2000г.
- “Охрана лесов и лесная пирология”, Е.А. Щетинский, Москва, “Экология”, 1994 г.
- http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/moscow/default.htm
Дополнительная литература:
- Бобров Р.В. Все о национальных парках, М., “Молодая гвардия”, 1987.
- Бобров Р.В. экзамен на лесничего, М., “Просвещение”, 1990.
- Букштынов А.Д., Грошев Б.И., Крылов Г.В., Леса, М., “Мысль”, 1981.
- Гаев Л.Я., Самарина В.С., Наши следы в природе, М., “Недра”, 1991.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины, М., “Просвещение”, 1991.
- Петров В.В. Жизнь леса, М., “Просвещение”, 1989.
- Реймес Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник, М., “Просвещение”, 1990.
- Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров, М., “ВНИИЦлесресурс”, 1994.
Комментарии:
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...
27 11 2024 14:16:30
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
26 11 2024 6:16:31
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
25 11 2024 13:45:12
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
24 11 2024 18:44:29
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
23 11 2024 19:40:17
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...
22 11 2024 13:11:51
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
21 11 2024 16:52:31
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...
20 11 2024 21:47:44
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
19 11 2024 2:32:50
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
18 11 2024 4:25:36
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
17 11 2024 7:27:37
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
16 11 2024 11:15:13
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...
15 11 2024 23:17:39
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
14 11 2024 9:48:52
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
13 11 2024 13:55:53
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
12 11 2024 2:27:29
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
11 11 2024 16:23:43
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
10 11 2024 5:25:42
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
09 11 2024 7:42:59
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
08 11 2024 20:45:50
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
07 11 2024 19:59:31
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
06 11 2024 10:43:58
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
05 11 2024 6:43:10
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
04 11 2024 18:39:47
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
03 11 2024 21:31:13
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
02 11 2024 18:47:59
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
01 11 2024 7:44:59
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
31 10 2024 14:23:20
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
30 10 2024 19:48:19
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
29 10 2024 8:15:37
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
28 10 2024 17:46:27
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
27 10 2024 6:13:21
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
26 10 2024 11:22:54
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
25 10 2024 21:59:57
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
24 10 2024 1:52:35
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
23 10 2024 15:57:30
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
22 10 2024 4:45:58
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
21 10 2024 6:51:46
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
20 10 2024 0:27:59
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
19 10 2024 18:46:45
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
18 10 2024 19:16:47
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...
17 10 2024 2:51:32
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
16 10 2024 3:31:56
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
15 10 2024 20:29:43
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
14 10 2024 4:52:19
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...
13 10 2024 8:45:40
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...
12 10 2024 14:43:48
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
11 10 2024 10:56:42
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
10 10 2024 21:23:19
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...
09 10 2024 5:29:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::