Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

«Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии»
Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках биологии целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии, консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.
Таким образом, в работе учителя биологии можно выделить следующие направления:
- профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями;
- профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;
- профессиональная активация – создание условий для пpaктической пробы сил в различных сферах деятельности;
- педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.
Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его включения в предмет. Виды уроков, развивающие профессиональную мотивацию в процессе обучения биологии: «путешествие», «суд», игра, «круглый стол», диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия. Для разработки уроков направленных на формирование профессиональной мотивации необходимо сделать следующее:
- определить в программном материале темы, в изложении которых целесообразно включить профориентационный материал (приложение №1) ;
- выявить идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности;
- определить формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; способы включения в учебный процесс специальной дидактически препарированной информации, обеспечивающей ознакомление учащихся с отдельными функциями профессионального труда и условиями профессиональной деятельности;
- модернизировать методику преподавания с целью дополнения их конкретными способами и формами организации учебного процесса, в ходе которого учащиеся смогут ближе ознакомиться с отдельными направлениями и способами профессиональной деятельности;
- изучить литературу об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету;
- изучить новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности;
- углубить знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.
Знания элементарных основ биологии необходимы каждому школьнику, так как они являются одним из показателей общей культуры человека. На уроках повторения, систематизации и обобщения изученного материала можно знакомить учащихся со специальностями биологического профиля. Профориентационная работа при обучении биологии должна быть направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения.
Программный материал в изложении, которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6-8 классах.
В теме «Общее знакомство с цветковыми растениями» (6 кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.
На уроке по теме «Основные экологические факторы и их влияние на растения» (6 кл.) целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля. Можно предложить школьникам попробовать себя в роли лаборантов-экологов, провести лабораторный анализ, воды, воздуха или почвы.
В процессе проведения урока по теме «Растительные сообщества» (6 кл.) можно познакомить учащихся с профессиями садовника, цветовода-декоратора, ландшафтного архитектора, агронома, эколога. Для привлечения интереса к данной профессии учащимся предлагаются задания по разработке моделей небольшого парка или сквера. Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны решить следующие задачи:
- выбрать место будущего парка;
- составить схематический план парка;
- определить видовой состав растений с учетом их экологических особенностей и эстетической совместимости.
На уроке по изучению плесневых грибов предлагается пpaктическая работа «Выращивание белой плесени мукора» (6кл.). При проведении данной работы учащимся предлагается выступить в роли лаборантов и определить сорта хлеба, наиболее устойчивые к плесневым грибам (работа проводится по инструктивной карточке).
При изучении темы «Болезнетворные бактерии» (6 кл.) организуется урок - суд, на котором школьники выясняют, почему бактерии приспособились к выживанию в различных условиях, какой вред они проносят человеку, и какие заболевания они вызывают. Школьники выступают в роли суда присяжных, адвокатов, обвинителей, защитников, эпидемиологов, инфекционистов, бактериологов, гигиенистов и др.
В ходе проведения экскурсии «Природа и влияние на нее деятельности человека» (6 кл.) школьники знакомятся с многообразием дикорастущих растений, проявляют свои способности в роли экспертов и экологов. Данная работа проводится по заданиям учителя.
При изучении темы «Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира» (7 кл.) проводится конференция по теме «Мы и братья наши меньшие». Действующие лица: специалисты - экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели. Между учащимися распределяются роли, ориентированные на профессию. Цель конференции – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности. Работая в поле, в саду, на пришкольном участке или с микроскопом в классе, школьник приучается к труду, любви к земле, природе, ко всему живому. У него возникает интерес исследователя, а так же формируется профессиональный интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, в т.ч. экологическим.
В процессе изучение темы «Значение и состав пищи» (8 кл.) проводится ролевая игра «Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни». В игре принимают участие: фермеры, производящие пищевые продукты; представители фирм, производящих пищевые продукты; врачи: гастроэнтеролог, инфекционист, санитарный врач, неонатолог, уролог, oнкoлoг, аллерголог; ученые и независимые эксперты; диетологи; повара; владельцы пищeблоков, химики, журналисты. В ходе конференции обсуждается состав потребительской корзины школьников; проводится дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов; даются советы по правильному питанию.
Заключительный урок по теме «Питание и здоровье» (8 кл.) проводится в форме конференции «Особенности рационального и здорового питания» (данную конференцию можно провести с учащимися 10 кл.). Участники конференции: биохимики, врачи, диетологи, историки, химики. Во время конференции обсуждается проблема, возникновения болезней в результате не правильного питания, в итоги участники приходят к выводу, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.
Урок по теме «Осанка. Предупреждение плоскостопия» (8 кл.) знакомит учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки и развития плоскостопия. В ходе пpaктической работы каждый ученик выступает в роли исследователя и специалиста по лечебной физкультуре.
При изучении темы «Внутренняя среда организма» (8 кл.) школьники знакомятся с формами борьбы организма с инфекциями, с наукой иммунологией, с ролью вакцин в профилактике болезней и т.п. На этих уроках можно рассказать учащимся о медицинских профессиях, ориентированных на борьбу с инфекционными заболеваниями.
На уроках посвященных оказанию первой помощи (8 кл.) при растяжениях, вывихах, переломах; при кровотечениях; при тепловых и солнечных ударах, школьники отpaбатывают навыки доврачебной помощи, приемы реанимации и изучают правила ухода за пострадавшими, которые будут им необходимы в экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях.
При изучении темы «Покровные органы» (8 кл.) учащиеся знакомятся с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи. На данных уроках школьникам предложено выступить в роли косметологов, визажистов, аллергологов, модельеров, кож-венерологов и др.
Программный материал в изложении, которого развивается профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 9-11 классах.
При обобщении и систематизации знаний по теме «Основные закономерности наследственности» (9,10 кл) проводится урок с комплексным применением знаний и элементами игры «Генетики бесценные дары». Школьникам предлагаются проблемные задания по хромосомной теории наследственности, обсуждаются проблемы генома человека и причины необходимости работ по программе «Геном человека».
При изучении темы «Генетика человека» (10 кл) проводится семинар, на котором старшеклассники выступают в роли исследователей, историков, медиков, социологов, экологов, криминалистов. В рамках семинара обсуждаются следующие вопросы: Медицинская генетика: наследственные болезни и их причины; лечение наследственных болезней. Можно ли предсказать наследственные болезни? Наследуются ли способности? Можно ли создать «сверхчеловека»? Евгеника: действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Роль среды в развитии личности. Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уpoдства; генетика и криминалистика.
Во время урока по теме: «Деление клетки - основа размножения и роста клетки» (10 кл) ученикам предлагается побывать в роли селекционеров, проникнуть в клетку и увидеть какой механизм лежит в основе деления клетки.
При изучении темы «Белки» (10 кл.) проводится проблемно - интегрированный урок «Белковая пища с точки зрения химии». На этом занятии школьники проводят исследования - анализ пищевых продуктов на наличие белка; апробируют себя в качестве лаборантов. Отвечают на вопрос: Правильно ли мы питаемся? Проводят расчет суточной потребности человека в белке.
При закреплении учебного материала по теме «Нуклеиновые кислоты» (10 кл.) перед учащимися ставится проблема: можно ли по ДНК определить родственные отношения людей (растений, животных)? Старшеклассники проводят исследования, выступают в роли экспертов, генетиков, лаборантов, биологов.
Урок по теме «Возникновение жизни на Земле» (11 кл.) проводится в виде теледебатов, на которых присутствуют историки, ученые, журналисты, археологи, химики и все те, кого интересуют теории о происхождении жизни на Земле. Дебаты проходят между двумя лагерями: скептики и оптимисты.
В рамках изучения темы «Возникновение и развитие жизни на Земле» старшеклассники разpaбатывали учебный проект «Лента времени». Содержание учебного проекта направлено на активизацию познавательного интереса, интеллектуальных и исследовательских умений и навыков, поиск наиболее эффективных способов анализа общего хода развития жизни на Земле, создание представления о «ленте времени».
При закреплении учебного материала по теме «Экология» (11 кл.) проводится интегрированный урок «Экологические проблемы мира». Это деловая игра в форме заседания ученого совета. На которой обсуждается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Ученики определяют пути решения экологических проблем. Через игровую форму формируется экологическая позиция школьников.
Школьникам (9-11 кл) предлагается профессиональная проба по исследованию экологической системы пришкольного участка. Исследования экосистемы помогут не только выяснить пригодность к профессии эколога, но и по-новому взглянуть на окружающий мир. Профессиональная проба состоит из четырех этапов и трех уровней сложности. Можно предложить ученикам выполнять все этапы и уровни по выбору.
- Первый этап. Разработка плана экосистемы пришкольного участка.
- Второй этап. Исследование загрязнителей и загрязнений пришкольного участка.
- Третий этап. Выполнение тестовых заданий, описывающих экосистему пришкольного участка.
- Четвертый этап. Выполнение тестов по выявлению способностей ориентироваться в экосистеме.
Библиографический список.
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. – М.: Мнемозина, 2003.
- Захаров Н.Н.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников.- М.: Просвещение 1989.
- Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983.
- Кларин М.В. Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига, НПЦ «Эксперимент» 1998.
- Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации) ; Омск: Омский пед. ин-т, 1976.
- Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.
Комментарии:
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
25 12 2025 9:44:33
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
24 12 2025 22:22:33
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
23 12 2025 6:56:58
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
22 12 2025 21:38:10
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
21 12 2025 21:35:32
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни.
...
20 12 2025 22:42:15
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
19 12 2025 20:24:48
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
18 12 2025 22:45:31
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
17 12 2025 4:35:50
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
16 12 2025 15:54:28
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
15 12 2025 16:59:16
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
14 12 2025 11:44:20
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
13 12 2025 15:26:36
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
12 12 2025 5:10:34
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
11 12 2025 23:37:28
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
10 12 2025 6:31:39
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
09 12 2025 23:43:30
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
08 12 2025 15:54:32
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
07 12 2025 18:36:40
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
06 12 2025 22:30:56
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
05 12 2025 2:19:47
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
04 12 2025 8:57:30
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
03 12 2025 21:54:51
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
02 12 2025 8:59:13
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам.
...
01 12 2025 2:24:26
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
30 11 2025 14:30:58
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
29 11 2025 17:12:27
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
28 11 2025 3:12:42
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
27 11 2025 17:50:15
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
26 11 2025 20:44:11
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
25 11 2025 8:51:57
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
24 11 2025 13:48:30
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
23 11 2025 14:33:41
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
22 11 2025 20:48:58
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
21 11 2025 14:33:45
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
20 11 2025 5:39:20
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
19 11 2025 21:27:11
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
18 11 2025 9:43:54
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
17 11 2025 20:32:53
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
16 11 2025 12:13:19
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
15 11 2025 23:53:15
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
14 11 2025 7:26:13
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
13 11 2025 1:39:46
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
12 11 2025 16:11:41
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
11 11 2025 7:41:46
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
10 11 2025 5:28:30
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
09 11 2025 14:27:28
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
08 11 2025 21:11:34
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
07 11 2025 14:40:49
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
06 11 2025 21:16:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев