Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

Как много дел считалось невозможными,
пока они не были осуществлены.
(Плиний Старший)
Метод урока: Проблемный. Репродуктивный.
Фома организации учебной деятельности: Работа в группах.
Приемы деятельности учителя:
- Подготовка творческих заданий.
- Эвристическая беседа.
- Организация работы в группах.
- Принять участие в обсуждении проблемы урока.
- Подведение итогов.
- Дискуссия – диалог.
Организация деятельности учащихся:
- Получают задания по этапам урока и выполняют письменно и устно.
- Работают в группах (три группы).
- Участвуют в эвристической беседе.
- Принимают участие в обсуждении проблемы урока, слушают ответы других групп, дополняют ответы.
Основные понятия и термины урока: эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции, синтетическая теория эволюции.
План урока
Задание №1. Движущие силы эволюции в терминах и понятиях (на 2 варианта)
1 вариант – учащиеся отвечают устно на нечетные вопросы.
2 вариант – учащиеся отвечают на четные вопросы.
Учитель фиксирует ответы в своей тетради.
- Движущими силами эволюции является:
- Избирательное выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей –
- Исходным материалом для естественного отбора является –
- Накопление благоприятных и уничтожение нeблагоприятных изменений идет в результате –
- Результатом естественного отбора является образование:
- Форма естественного отбора, поддерживающего постоянство средней нормы признака –
- Расхождение признаков в пределах вида, популяции в процессе естественного отбора –
- Схождение признаков у разных групп организмов, обитающих в одинаковых условиях –
- Относительно изолированная группа особей одного вида –
- Повышение уровня организации организмов в ходе эволюции –
- Возрастание приспособленности, увеличение численности, расширение ареала вида –
- Упрощение уровня организации живых организмов в ходе эволюции, исчезновение некоторых систем органов (часто паразитизм) –
- Образование новых вводов путем изоляции популяции при распаде ареала –
- Снижение уровня приспособленности организмов к условиям обитания, уменьшение численности, сужение ареала –
- Индивидуальное развитие организмов –
- Историческое развитие организмов –
- Закон повторения в индивидуальном развитии краткого исторического развития зародышевых форм –
- Частые приспособительные изменения, возникающие без изменения общего уровня организации –
- Относительная целесообразность строения и функций организмов называется –
- Форма естественного отбора, поддерживающая крайние признаки популяции в изменяющихся условиях –
Задание №2. История теории эволюции (метафизика, эволюция)
Класс делится на 3 группы.
Каждая группа получает лист с утверждениями об ученых.
Каждая группа выбирает правильные утверждения от ученых.
I группа – К.Линнея
II группа – Ж.Б. Ламарка
III группа – Ч. Дарвина
После выслушивания учащиеся могут дополнить ответ учащихся другой группы, исправить ошибки. Обосновывают выбор именно этих утверждений.
Учитель фиксирует ответы, дополнения, исправления.
- Этот ученый сделал первые попытки систематизации растений и животных.
- – Заложил основы естественной классификации на основании сходства строения разных видов животных. Разделил животный мир на позвоночных и беспозвоночных, выделил 10 классов беспозвоночных. Разместил их на ступенях лестницы живых существ (принцип градации).
- – Считал, что живые организмы любой группы отличаются друг от друга по многим наследственным признакам, благодаря наследственной изменчивости.
- – Считал, что виды существуют и не изменяются.
- – Сделал вывод, что особей появляется значительно больше, чем может выжить в конкретных условиях, происходит борьба за существование, следствием чего является –
- – Создал первую естественную квалификацию живых организмов.
- – Создал лучшую искусственную систему классификации организмов.
- – Назвал градацией постепенное повышение организации живых существ в процессе эволюции, т.е. показал путь исторического развития живой природы от простого к сложному.
- – Установил единообразную терминологию и порядок описания вида. В основу классификации положил принцип иерархичности таксонов. Закрепил использование бинарной (двойной номенклатуры).
- – Создал первую теорию эволюции органического мира – виды изменяются в ходе эволюции под влиянием условий внешней среды.
- – Считал, что выживают те особи, изменения которых носят приспособительный хаpaктер к меняющимся условиям среды и устраняются особи с неадекватными изменениями.
- – Считал, что все виды организмов созданы творцом и неизменны.
- – Причинами эволюции считал стремление организмов к совершенствованию, прямое влияние внешне среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
- – Считал, что выживающие особи дают начало следующему поколению и таким образом удачные изменения наследуются.
- – «Князь ботаник».
- – ввел термин «биология».
- – Разделил царство животные на позвоночных и беспозвоночных.
- – Внес большой вклад в развитие науки.
- Выберите соответствующие утверждения, относящиеся к ученым:
I группа – Карл Линней
II группа – Ж.Б. Ламарк
III группа – Ч. Дарвин - В чем главная заслуга каждого ученого?
Задание №3. Проверка пpaктических умений и навыков учащихся по вопросу «Основные направления эволюции».
I вариант.
Используя знания научных трудов А.Н. Северцева, укажите по данным живым объектам ароморфозы, обусловившие появление этих растений на Земле.
а) Объект №1 – мох кукушкин лен
Объект №2 – папоротник
Объект №3 – монстера лакомая
б) Укажите проявление идиоадаптации у данных животных:
- Еж
- Гусь
- Скунс
Обоснуйте свой ответ.
II вариант.
Выданы модели, влажные препараты, рисунки представителей царств Животных.
Объект №1 – окунь; Объект №2 – ворона; Объект №3 – кошка.
Укажите ароморфозы, обусловившие появление этих животных.
Задание 2.
Выданы растения:
- Побег сосны
- Фиалка (целое растение)
- Цветок тюльпана
- Кактус
Укажите проявление идиоадаптации; укажите их значение для каждого растения.
Учитель фиксирует ответы.
Задание №4. Пpaктическое применение знаний о правилах эволюции
Природа!.. Она создает
Вечно новые образы
Не было, что было – уже не повторится,
Все ново, хоть все и старо.
На интеpaктивной доске написаны правила эволюции:
- Первое правило: «Чередование главных направлений эволюции» (закон Н.А. Северцева).
- Второе правило: «Происхождение от неспециализированных предков» (з-н Э.Копа,1904 г.).
- Третье правило: «Направленность эволюции».
- Четвертое правило: «Прогрессирующая специализация» (Ш. Депере, 1976 г.).
- Пятое правило: «Неравномерность эволюции».
- Шестое правило: «Необратимость эволюции».
- Восьмое правило: «Неограниченность эволюции» (В.И. Вернадский)
- Несоблюдение (незнание) какого правила привело к сокращению биологического разнообразия?
- В чем в видите ваше личное участие для объяснения этого правила окружающими вас людьми?
Учитель фиксирует участие учащихся в дискуссии.
Дискуссия-диалог по поставленным вопросам
Учитель:
- Несоблюдение (незнание) какого правила привело к сокращению биологического разнообразия?
Ученик: Это правила «Вымирание», «Необратимость эволюции».
- Как вы считаете, может ли каждый ученик, выпускник после изучения темы «Механизмы и закономерности эволюции» участвовать в решении этой проблемы?
- Послушайте аксиому правила необратимости эволюции:
«Каждый вид не только уникален,
Но и неповторим!
Вымирание вида – это
Невосполнимая утрата!»
Какие меры сохранения вида могут предотвратить исчезновение вида?
Ответы ученика:
- Знание биологических законов природы.
- Знание основ биологии.
- Знание конституции КБР, России, международных соглашений об охране биологического разнообразия.
- Знание видов растений, животных, грибов, лишайников занесенных в Красную книгу КБР, России.
- Как понимаете ставшее популярным выражение «экологические проблемы глобальны, но решать их надо локально!»
Ответы учащихся: Экологические проблемы твоей республики, района, города, села создают жители этих же районов и устранять или еще лучше предупреждать должны эти же жители под руководством руководящих людей и специалистов-экологов.
Учитель: Кроме теоретических знаний как пpaктические меры применяют в нашей республике по охране природы?
Ответ ученика:
- Создание Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника.
- Создание Национального парка «Приэльбрусье».
- Создание заказников (их 11).
- Придание статуса «Памятника природы» объектам живой и неживой природы.
- Создание Красной Книги КБР.
- Пpaктически каждый юный и взрослый гражданин должен знать статьи Конституции КБР, об охране природы, но главное должен сознательно относиться к среде обитания как часть природы, а как гражданин любить малую и большую Родину!
Учитель: Расскажите о мерах по охране природы в Прохладненском районе.
Ответ ученика: Это государственные заказники: «Гендуко», «Екатериноградская».
Учитель: Конкретно какие объекты живой природы охраняются в нашем районе?
Ответ ученика: Особенное внимание в нашем районе уделяется охране птиц, занесенных в Красную Книгу КБР.
Нашей задачей является экологическое просвещение – о роли птиц биогеоценозах Прохладненского района.
Птицы из Красной книги, живущие в Прохладненском районе
В Красную книгу Кабардино-Балкарии занесены чуть более десятка птиц, которых можно встретить в нашем районе:
- Например, из отряда Соколообразные орел-могильник, который гнездится в Прохладненском районе в пойме реки Малка – в густых пойменных лесах, а в открытых ландшафтах – на более крупных кустах и зарослях.
Гнезда строит на мачтах электролинии. Совершает миграции и кочевки.
Включен в Приложение I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения.
Восстановлению исчезнувших гнездовий будет способствовать вольерное разведение и выпуск молодых в места их обитания. - Курганник – из отряда Соколообразные устраивает гнезда на деревьях, крупных кустарниках, в защитных лесополосах, пойменных лесах. Лимитирующими факторами для курганника являются попадание в их организм ядовитых химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, беспокойство в период гнездования, экологическое воспитание среди населения.
- Орлан-белохвост не гнездится, но встречается во время перелетов в осенне-зимний период.
Орлан-белохвост – чрезвычайно редкая птица фауны КБР и России. Она у нас не гнездится, но встречается кратковременно и нерегулярно в Прохладненском районе.
Необходимо помнить всем, что это редкий вид и недопустимо преследование. - Северокавказский фазан из отряда Курообразных, семейства фазановые.
Численность северокавказского фазана сильно уменьшилась из-за бpaконьерства и из-за иногда чересчур известной «доверчивости» фазана – способности очень плотно затаиваться в густых зарослях. Фазан охраняется в Прохладненском районе в заказнике «Гедуко» около села Алтуд. - Дрофа из отряда Журавлинообразных. Она встречается в осенне-зимний период, во время кочевок в Предкавказье.
- Стрепет из Журавлинообразных - встречи крайне редки – во время перелета в Предкавказье.
- Журавль-красавка – исключительно пролетная птица, мы ее видим в сентябре-ноябре почти ежегодно, когда они останавливаются на отдых и в ожидании благоприятных погодных условий на полях и окрестностях села Лесного.
- Ходулочник из отряда Ржанкообразные встречается недалеко от дельты реки Малка в заболоченных местах, где есть островки для искусственного разведения рыб.
- Просянка из отряда Воробьиных семейства Овсянковые – это гнездящаяся, перелетная и частично зимующая птица.
- Черноголовая овсянка из отряда Воробьиных – это немногочисленная, перелетная птица.
- Полевой конек из отряда Воробьиных – перелетная птица прилетает в конце марта, улетает в августе-сентябре, обитает на необработанных землях Прохладненского района.
- Ремез – из отряда Воробьиных встречается в пойменных лесах недалеко от города Прохладного.
- Чернолобый сорокопут из отряда Воробьиных, населяет леса, сады, парки, полезащитные насаждения, предпочитает берега рек, склоны балок, заросшие кустарниками.
- Серая мухоловка из отряда Воробьиных – это перелетная птица прилетает в апреле и улетает в сентябре-октябре.
- Ястребиная славка – из отряда Воробьиных встречается в пойменных лесах р. Малка, можно встретить в необpaбатываемых садах, парках.
- Дубонос из отряда Воробьиных – встречается в пойменных лесах степной зоны, питается плодами дикоплодных пород.
- Розовый скворец – из отряда Воробьиных обитает в нашем районе в засушливых степных участках где кормятся насекомыми и другими беспозвоночными.
Ответ ученика: Я считаю, что мы – старшеклассники можем участвовать в охране истрeбляемых первоцветов (ландышей) весной с взрослыми людьми с других населенных пунктов.
Учитель: ваши ответы на вопросы, дополнения, исправления в проведенной дискуссии подтверждают, что сумеете применить в жизни знания теории эволюции Ч. Дарвина.
- Есть ли альтернатива эволюционному учению? (думаем, что да)
- Почему в таком случае эволюционное учение продолжает доминирующее положение над всем разнообразием взглядов на происхождение биологического многообразия на Земле?
Ответ ученика: Возникновения СТЭ.
Учитель: Согласна. Интегрирование теории Ч. Дарвина и достижений генетики. Эволюционное учение сыграло большую роль для развития селекции и экологии, генетики.
- Подведение итогов урока.
- Обобщение анализа ответов учащихся.
- Оценка, самооценка учащихся.
Домашнее задание:
- Учащимся, увлекающимся биологией: Альтернативная теория эволюции советского академика Л.С.Берга.
- Остальным учащимся: Значение дарвинизма для селекции.
- Значение дарвинизма для экологии.
- Значение дарвинизма для генетики.
Комментарии:
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
21 11 2025 23:11:16
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
20 11 2025 23:22:25
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
19 11 2025 23:10:54
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
18 11 2025 5:27:22
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
17 11 2025 23:37:29
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
16 11 2025 6:24:53
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
15 11 2025 19:52:23
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
14 11 2025 9:15:19
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
13 11 2025 10:17:24
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
12 11 2025 19:24:48
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
11 11 2025 5:43:16
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
10 11 2025 18:41:48
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
09 11 2025 10:24:48
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
08 11 2025 11:29:41
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
07 11 2025 4:50:36
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
06 11 2025 12:21:16
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
05 11 2025 5:58:18
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся.
...
04 11 2025 6:27:27
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
03 11 2025 21:29:49
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
02 11 2025 14:20:33
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
01 11 2025 21:58:31
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
31 10 2025 10:29:31
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
30 10 2025 1:25:46
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
29 10 2025 4:49:27
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия.
...
28 10 2025 9:16:39
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
27 10 2025 22:53:38
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
26 10 2025 4:21:16
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
25 10 2025 19:35:25
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
24 10 2025 22:31:39
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
23 10 2025 20:23:30
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
22 10 2025 0:35:40
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
21 10 2025 10:31:38
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
20 10 2025 17:32:51
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
19 10 2025 16:42:56
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
18 10 2025 17:18:57
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
17 10 2025 15:54:17
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
16 10 2025 15:10:36
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
15 10 2025 1:31:48
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
14 10 2025 14:45:59
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
13 10 2025 13:23:20
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
12 10 2025 1:53:25
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
11 10 2025 19:42:24
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
10 10 2025 10:36:48
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
09 10 2025 12:29:19
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
08 10 2025 10:25:47
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
07 10 2025 11:15:57
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
06 10 2025 10:22:57
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
05 10 2025 18:43:45
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
04 10 2025 20:25:39
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
03 10 2025 17:17:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны