Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

Цели:

Образовательная:

1. Рассмотреть строение сердца и сосудов;

2. Рассмотреть схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения;

3. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;

Развивающая:

Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функций сердца и сосудов.

Воспитательная: расширять научное мировоззрение.

Оборудование: Разборная модель сердца; таблицы с изображением строения сердца, сердечного цикла, кругов кровообращения.

ТСО:Компьютер и проектор.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута).

2. Актуализация знаний, постановка задач урока (1 минута).

Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка (5 минут). (Приложение 1, вариант №1). (Приложение 2, вариант №2).

Проверка самостоятельной работы по вариантам. (Приложение 3). (Приложение 4).

3. Изучение нового материала (30 минут).

Кровь течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада.

Движение крови по кровеносной системе, обеспечивающее обмен веществ, называют кровообращением.

- Какие органы обеспечивают непрерывность тока крови? (сердце и сосуды).

В процессе изучения нового материала мы установим строение и роль в кровообращении сердца и сосудов, а так же путь крови в нашем организме по кругам кровообращения.

Записываем тему урока в тетради “Строение и работа сердца. Круги кровообращения”.

Задачи:

1. Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении

2.Установить взаимосвязь строения и функций сосудов.

3. Рассмотреть пути крови по кругам кровообращения и их значение в жизнедеятельности организма.

Работа в группах (3-4 минуты).

Задания группам.

1-я группа. Строение сердца.

Задание:

1. Место расположения органа в организме, размеры.

2. Из чего состоит сердце? Строение сердца.

2-я группа. Работа сердца.

Задание:

1. Как работает сердце?

2. Сердечный цикл.

3-я группа. Артерии.

Задание:

1. Какие сосуды называют артериями?

2. Как связано строение артерий с их функцией?

4-я группа. Вены.

Задание:

1. Какие сосуды называют венами?

2. Как связано строение вен с их функцией?

5-я группа. Капилляры.

Задание:

1. Какие сосуды называют капиллярами?

2. Как связано строение капилляров с их функцией?

6-я группа. Круги кровообращения.

Задание:

1. Движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

2. Где происходит газообмен?

Выступления представителей групп (рассказ и показ слайдов). Учащиеся класса, слушают, делают записи.

Выступления представителей групп. См. папку “Приложение” презентации групп.

1-я группа. Строение сердца.

Сердце расположено в грудной полости за гpyдиной, от середины сдвинуто несколько влево. Масса сердца у мужчины - 300-360 грамм, у женщины – 220-270 грамм. Средний объем сердца у мужчины 750-800 кубических сантиметров, у женщины – 550-600 кубических сантиметров. Сердце – “середина”. Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, “мышечный насос”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Стенка сердца имеет три слоя:

1) эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом) ;

2) миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий).

3) эндокард – внутренний слой (из эпителия).

Условно сердце делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая половина состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным.

Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия.

Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.

Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” - “крышка”.

Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки.

Предсердие (лат.) – “атриум” - “передний двор”, желудочки – мускульные образования, артерии – “воздушные жилы”.

Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правого.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0.5 % от массы тела, при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет на коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.(слайд №4)

Приложение 1 \"Строение сердца\".

Приложение 2 \"Строение сердца\".

2-я группа. Работа сердца.

Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает, работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около трехсот литров крови. На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцатиэтажного дома.

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла. Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз.

1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 сек., при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, - длится около 0,4 сек.

Продолжительность сердечного цикла около 0,8 секунд. (Приложение 5 \"Сердечный цикл\")

(Приложение   \"Фазы сердечного цикла\")

(Приложение   \"Работа сердца\")

Чем обусловлена высокая работоспособность сердца?

Она обусловлена высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем. Сердце имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение

мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.

Таким образом, сердце сокращается:

-70 ударов в минуту;

-100 тысяч раз в сутки;

-40 млн. в год;

-2,5 млрд. за всю жизнь.

Перекачивает крови:

-за 2 минуты – 5,5 литров;

-в сутки – 8 000 литров;

-за 70 лет – 200 млн. литров.

3-я группа. Артерии.

Приложение \"Артерии\".

Артерии – это кровеносные сосуды, по которым кровь течет от сердца.

Стенки состоят из трех оболочек: внутренняя – эндотелиальные клетки, средняя – гладкая мышечная ткань, наружная – рыхлая соединительная ткань. Стенки артерий толстые и упругие, что позволяет им выдерживать давление крови, выталкиваемой из сердца. Артерии расположены глубже, чем вены, т.к. их повреждение гораздо опаснее, чем повреждение вен.

Валеопауза (1 минута). Физкультминутка для глаз (презентация).

4-я группа. Вены.

Приложение \"Вены\".

Вены – это кровеносные сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Сосуды головы не имеют мышечной оболочки, т.к. по ним кровь течет естественным образом (сверху вниз).

В связи с тем, что кровь по венам течет к сердцу, необходимо затратить много энергии для продвижения крови наверх от нижних конечностей. Стенки вен нижних конечностей имеют хорошо развитый мышечный слой. Для предотвращения обратного тока крови в венах имеются полулунные клапаны. При приближении к сердцу, мышечная оболочка уменьшается, а клапаны исчезают.

Стенки вен менее упруги, но более растяжимы.

5-я группа. Капилляры.

Сосуды, образующие связь между артериальной и венозной системами. Стенки однослойные, состоят из одного слоя клеток – эндотелия. Капилляры – это сосуды, в которых происходит основной обмен между кровью и внутренней средой организма, тканями и органами.

Приложение \"Капилляры\".

6-я группа. Круги кровообращения.

Кровеносные сосуды образуют в теле два круга кровообращения – большой и малый.

Большой круг кровообращения начинается аортой, которая отходит от левого желудочка. Насыщенная кислородом (артериальная) кровь из аорты по артериям идет к внутренним органам и тканям. Там артерии распадаются на капилляры. Капилляры широкой сетью пронизывают все органы и ткани организма. В капиллярах кровь отдает кислород и питательные вещества, а от них получает продукты метаболизма, в том числе и углекислый газ. Капилляры переходят в венулы, кровь которых собирается в мелкие, средние и крупные вены. Кровь от верхней части туловища поступает в верхнюю полую вену, а от нижней – в нижнюю полую вену. Обе эти вены впадают в правое предсердие, в котором заканчивается большой круг кровообращения.

(Большой К.К.: левый желудочек - ткани и органы - правое предсердие).

В большом круге кровообращения по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная кровь. Артериальная кровь насыщена кислородом, а венозная им бедна.

Малый круг кровообращения начинается легочным стволом, который отходит от правого желудочка и несет в легкие венозную кровь.

Легочный ствол разветвляется на две ветви, идущие к левому и правому легкому. В легких легочные артерии делятся на более мелкие артерии, артериолы и капилляры. В капиллярах кровь отдает углекислый газ и обогащается кислородом. Легочные капилляры переходят в венулы, которые затем образуют вены. По четырем легочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.

В малом круге кровообращения по артериям течет венозная кровь, а по венам – артериальная кровь.

(Малый К.К.: правый желудочек – легкое – левое предсердие)

Приложение \"Кровообращение\".

Приложение \"Круги кровообращения 1\".

Приложение \"Круги кровообращения 2\".

Подведем итоги работы в группах по решению поставленных задач.

Мы рассмотрели строение сердца и его роль в кровообращении, установили взаимосвязь строения сосудов и их функций. Выяснили пути движения крови по сосудам, круги кровообращения.

Вывод:

Циркуляция крови в организме человека происходит благодаря непрерывной работе сердца, которое перегоняет кровь по большому и малому кругам кровообращения. Сердце человека четырехкамерное, разделено сплошной перегородкой на левую и правую части, благодаря которой артериальная кровь не смешивается с венозной. В работе сердца различают три фазы: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза. Различают три типа сосудов: 1) артерии, по которым кровь движется от сердца; 2) вены, по которым кровь движется к сердцу; 3) капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен в легких и обмен веществ в тканях.

Приложение 1 \"Строение сердца\".

Приложение 2 \"Строение сердца\".

Закрепление слайд 4, 7,9, 10, 13, 14 ,15, 17, 18,19  (3 минуты).

Тест. Диагностика усвоения знаний, 1 и 2 варианты. (2 минуты). (Приложение 6 \"Тест\")

Рефлексия (1 минута).

- Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок? (изучению кровообращения).

- Что нового вы узнали на уроке? (познакомились со строением сердца и сосудов, изучили путь движения крови в большом и малом кругах кровообращения).

- Понравился ли вам урок?

Выставление мотивированных оценок и домашнее задание (1 минута).

Домашнее задание.

1) П.17.

2) Решите задачу.

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывается около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?



Комментарии:

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола


    Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

      Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

26 04 2024 7:40:18

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

25 04 2024 5:31:47

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

24 04 2024 1:21:50

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

23 04 2024 6:28:35

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

22 04 2024 18:19:33

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

21 04 2024 1:37:55

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

20 04 2024 1:49:31

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

19 04 2024 22:35:39

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

18 04 2024 6:21:27

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

17 04 2024 0:40:59

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

16 04 2024 11:46:44

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"


    Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

      Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

15 04 2024 9:44:14

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

14 04 2024 20:35:29

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

13 04 2024 21:46:33

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

12 04 2024 0:24:11

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

11 04 2024 2:38:24

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

10 04 2024 1:54:12

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

09 04 2024 13:51:13

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

08 04 2024 5:56:30

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

07 04 2024 12:58:48

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

06 04 2024 5:52:35

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

05 04 2024 12:41:30

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

      Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

04 04 2024 5:48:34

"Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"


    "Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...

03 04 2024 14:59:18

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

02 04 2024 8:46:13

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

01 04 2024 9:12:31

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

31 03 2024 9:48:56

Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"


    Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"

      Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....

30 03 2024 3:50:58

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

29 03 2024 0:19:36

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

28 03 2024 16:30:59

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

27 03 2024 18:47:49

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

26 03 2024 5:26:49

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

25 03 2024 15:11:58

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

24 03 2024 19:54:35

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"


    Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

      Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

23 03 2024 20:16:45

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

22 03 2024 14:59:19

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

21 03 2024 5:46:40

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

20 03 2024 1:19:30

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

19 03 2024 4:52:43

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

18 03 2024 4:54:22

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

17 03 2024 14:28:29

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

16 03 2024 2:13:27

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

15 03 2024 6:56:28

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

14 03 2024 4:29:32

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)


    Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

      В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

13 03 2024 1:12:48

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

12 03 2024 8:15:41

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

11 03 2024 14:29:51

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

10 03 2024 18:27:38

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

09 03 2024 21:15:48

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

08 03 2024 22:53:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::