Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии
Какие бы реформы не проходили в образовании, но все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности с тем, чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности, реализации всех сущностных сил ребёнка.
Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен \"прожить обучение\", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногий процент детей в обычных школах сохраняют интерес к учению.
С другой стороны, во время все возрастающей школьной нагрузки на ученика, необходимо не только заботится об уровне знаний детей, но и о сохранении психического здоровья ребенка.
Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать.
Главная задача педагога - помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.
Ученик для учителя - субъект педагогического процесса, данный процесс организуется на основе его внутренней мотивации, потребности в самореализации, готовности к активной познавательной деятельности, развитии творческого мышления.
Целью своей работы я выбрала часть этой проблемы, а именно - как возродить интерес учащегося, любознательность, а в конечном итоге создать ситуацию развития не только организацией самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательным преодолением трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил. В результате происходит ускоренное формирование личности ребёнка.
Для начала выясним причины, которые гасят любознательность. К ним можно отнести:
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
- Громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
- Школа вталкивает в школьника интеллектуальный материал, который им не востребован. Нет деятельности без опоры и на желания, и мотивы учащихся.
- Детям не хватает движения и смены впечатлений, им скучен учебный труд.
- Непродуманность методики и организации учебного процесса и вообще школьной жизни.
- Существует отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях, которое, несомненно, влияет на детей.
Мотивы, которые побуждают к познанию.
По словам замечательного ученого Дистepвега: “Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения”.[2] Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.
Следовательно, задача педагога обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности, должен быть стимул, который вызывает у школьника собственные полезные мотивы деятельности.
Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность.
Вывод: Учитель должен изучать типичные потребности школьников - общечеловеческие, возрастные, пoлoвые и другие, чтобы отобрать нужные из них для стимулирования познания.
Стимулами познавательной деятельности являются:
- Новизна учебного материала.
- В организации учебного процесса находить новое, неизвестное.
- Пpaктическая значимость знаний для самих школьников.
- Пpaктические потребности ученика.
- Противоречивость материала. Парадоксы и противоречия в учебном материале.
- Создание ситуации успеха.
- Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.
В школе биология - преимущественно
описательная дисциплина, поэтому большую роль в
активизации учения школьников играет правильно
организованная познавательная деятельность,
основанная на создании:
во-первых, оптимального уровня сложности;
во-вторых, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и пpaктических заданий.
Закрепление и контроль знаний в рамках предмета биологии традиционно ведутся следующими способами:
- пересказ учащимися учебного материала.
- пpaктические и лабораторные работы.
- проверочные работы, тесты.
Но у этих способов есть и свои недостатки, они не позволяют судить о том как ученик научился применять свои знания, требует специального оборудования, отнимает много времени урока, а при проведении проверочных работ возрастает уровень тревожности, что влияет на психологическое здоровье ученика.
Таким образом, эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путем применения творческих задач.
ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Важно знать, что творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учителя направлена на их выявление и подбор необходимых сведений.
Под творческой задачей понимают проблему
- с нечетко заданными условиями (например, для ряда задач невозможно точно указать, к какому разделу теории она относится) ;
- содержащую некое противоречие;
- допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области, развитие умений и навыков выполнения творческих задач, поэтому задача учителя состоит в постепенности процесса приобщения детей к выполнению данного рода задач.
На I этапе урока, с применением творческих задач, коллективно обсуждаются и решаются конкретные задачи по следующему плану:
- постановка проблемного вопроса;
- знакомство с содержанием задачи;
- подбор способов решения задачи алгоритм: формула, схема, инструкция, эвристическая беседа) ;
- рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование) ;
- высказывание предложений;
- проверка правильности умозаключений с помощью просмотра натуры, таблиц, рисунков и коррекция ошибок;
- формулировка выводов.
Далее учителем показываются способы решения типичных задач. Учащимся предлагается решить задачу по данному образцу, причем разрешается пользоваться учебной литературой, подсказкой учителя. Учащиеся обучаются решать задачи конкретного типа, поэтому их творческая активность на первом этапе не проявляется.
На втором этапе, после усвоения основных алгоритмов решения задач, учащимся предлагаются задачи, решение которых требует применения известного алгоритма в новых условиях, например при изучении другой темы. Консультацию учителя ребята использовали лишь для актуализации знаний.
На третьем этапе учащиеся выполняют задания самостоятельно и пытаются сами составить задачу. По мере решения творческих задач учащиеся усваивают прежние и находят новые алгоритмы, не нуждаясь в подсказке учителя. У школьников появляется устойчивый интерес к учебным действиям и потребность к творческой активности. Выполнение творческих задач позволяет использовать коллективные и групповые формы работы, что в будущем обеспечит им социализацию в обществе.
Другой способ решения творческих задач - типовые схемы работы с группами:
- Группы получают одно и то же задание. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. В этом случае учитель на острие интереса ребят может построить проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
- Группы получают разные задания. Тогда или “спикеры” групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый “спикер” по кругу обходит каждую группу и работает с ней.
- Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.
Сильным ходом является объединение всех предлагаемых заданий единым смыслом, содержанием.
Особо интересный вопрос - решение творческих, эвристических задач в группах, которые развивают “творческость” мышления. Такие задачи принято называть “открытыми” (на Западе пользуются термином “креативность”).
Позиция детей к решению творческих задач разная, ребята высказывают свои соображения, возникает дискуссия, а, следовательно, идёт активный поиск правильного решения, в ходе которого школьники используют не только накопленные теоретические знания, но и свой жизненный опыт.
У школьников развивается воображение и опосредованное мышление, а главное, растет интерес к предмету и самостоятельной работе.
Творческие задания применимы на уроках по различным темам - в этом смысле они универсальны. Выделяют несколько типов творческих задач.
Количественные задачи (расчетные).
Пример: Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 ООО - 30 ООО шагов, что в среднем составляет 20 км.
Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет).
Решение количественных расчетных задач помогает учащимся оценивать состояние своего здоровья, развивают навыки самоконтроля и заботиться о здоровом образе жизни.
Качественные задачи.
Пример: При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?
Данные типы задач позволяют развивать у учащихся навыки сравнения, устанавливать причины следственной связи, а также пpaктические умение заботиться о своей личной и общественной гигиене на основе теоретических знаний
Экспериментальные задачи.
Пример: ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия наклоны, приседания, вставания и т. п.
- Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?
- Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?
- Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?
Такие экспериментальные задачи можно проводить по следующему плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.
Вопросы направлены на выявление прямых и обратных связей.
Предварительное действие - наклон корпуса при вставании со стула, отведении таза назад при приседании, отклонения корпуса вправо при подъеме левой ноги - это прямые связи. Но для осуществления следующего (или одновременного) целевого действия нужна информация о выполнении предшествующей фазы, которая поступает в мозг по каналам обратной связи. Если она не пройдет, окончательное действие будет блокировано.
Результат опыта показывает понимание не только важных биологических законов, но и универсальности законов физики: устойчивое равновесие сохраняется в том случае, когда проекция центра тяжести находится над площадью опоры.
Пример: Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:
“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.
Инновационные задачи
Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.
Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?
Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.
Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использование жизненного опыта, повседневных наблюдений,
Пример: постройте схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и заканчивая их утилизацией в клетке.
При выполнении этого задания учащиеся могут использовать учебник.
Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тpaкте —> всасывание ее в кровь —> изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах —> превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.
Пример: Почему рука, удерживающая груз, не падает?
При решении данной задачи, учащиеся могут столкнутся с противоречием, которое стало ключом к постановке проблемы: суставные хрящи скользкие, да еще и смазаны внутрисуставной жидкостью, которая ослабляет трение. Кости в суставе должны проскальзывать, но они почему-то не только не скользят, а надежно закрепляются.
Пример: Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
Ответы учащихся бывают различными:
- кость - сложный живой орган, т. к. она растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;
- в кости есть кровеносные сосуды;
- кость - живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды.
Логика учащихся, давших второй ответ такова: кость состоит из клеток, а клетки - “живой организм”, следовательно, кость - живая.
Это пример творческих задач, развивающих логические и комбинаторные способности.
Пример: Печень называют “химической лабораторией”, “продовольственным складом”, “диспетчером организма”. Что лежит в основе таких образных выражений?
Ответы учащихся:
- в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов, избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;
- печень участвует в поддержании постоянства состава крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;
- в печени производится кровь; она переpaбатывает некоторые вещества и производит другие.
Такой тип задач формирует системное мышление, носит прикладной хаpaктер, требует выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями.
Семантические задачи
Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т. п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание должно уделяться ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.
Пример: Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, витамины, ахиллово сухожилие.
Ответы учащихся, оцененные как правильные:
- печень происходит от слова “печь”, она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца - “бегающая” под кожей мышь; слово “пясть” произошло от числа пять; анатомия - в переводе с греческого “рассечение”, “расчлeнение”;
- витамины – в переводе с латинского “жизнь”; понятие “ахиллово сухожилие” происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.
Использование творческих задач на уроках биологии позволяет:
- использовать полученные учащимися знания для решения различных пpaктических, исследовательских и учебных задач - т.е. закреплять знания учащихся;
- демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;
- развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей (большинство творческих задач предполагает не один, а гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений) ;
- способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся
- через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе; - просто привлекать внимание учеников к теме урока.
Пpaктика показывает, что в процессе такой организации обучения ученик овладевает разными ролями в учебном сотрудничестве, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретает самостоятельность, уверенность, осваивает различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности.
Это приводит к более эффективной самореализации
ученика и сохранению его индивидуальности.
Ученики не боятся новых смелых нестандартных
решений, могут пересмотреть свои взгляды и
действия, свои ошибки, могут не соглашаться с
мнением учителя, предложить лучшее решение
проблемы. Тогда мы можем сказать себе, что,
действительно, сделали все, чтобы вырастить
интеллектуальный и культурный потенциал
нации.
ЛИТЕРАТУРА
- Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М: Просвещение, 1996.
- Гликман И. Искусство возбуждения ... //Директор школы - №2, 2003.
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. - М: Просвещение, 1996.
- Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ - СП Акцидент, 1998.
Комментарии:
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
27 11 2024 16:31:38
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...
26 11 2024 22:26:25
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
25 11 2024 9:26:43
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
24 11 2024 8:10:52
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
23 11 2024 8:56:34
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
22 11 2024 5:23:28
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
21 11 2024 0:53:46
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
20 11 2024 23:28:22
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
19 11 2024 22:30:39
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
18 11 2024 7:29:48
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...
17 11 2024 13:42:16
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
16 11 2024 23:23:30
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...
15 11 2024 2:16:22
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
14 11 2024 20:28:45
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
13 11 2024 10:10:36
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
12 11 2024 16:52:42
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
11 11 2024 5:31:46
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
10 11 2024 14:47:51
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...
09 11 2024 14:28:16
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...
08 11 2024 21:36:45
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
07 11 2024 19:48:57
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
06 11 2024 14:34:24
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...
05 11 2024 19:36:18
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
04 11 2024 16:28:56
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
03 11 2024 15:35:18
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
02 11 2024 8:57:46
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
01 11 2024 19:54:14
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...
31 10 2024 17:33:45
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...
30 10 2024 9:29:12
Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...
29 10 2024 14:22:15
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
28 10 2024 18:15:59
Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....
27 10 2024 7:27:53
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
26 10 2024 5:50:53
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
25 10 2024 22:42:32
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
24 10 2024 5:52:30
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
23 10 2024 15:51:13
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
22 10 2024 3:28:38
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
21 10 2024 10:38:23
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
20 10 2024 11:49:56
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
19 10 2024 6:41:31
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
18 10 2024 0:52:29
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...
17 10 2024 21:56:16
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
16 10 2024 11:48:28
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
15 10 2024 23:35:29
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
14 10 2024 13:31:19
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...
13 10 2024 18:40:35
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...
12 10 2024 13:48:15
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
11 10 2024 2:58:56
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...
10 10 2024 8:58:53
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
09 10 2024 21:18:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::