Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс
Задачи урока.
1. Повторить и закрепить базовые знания по темам:
- признаки живого, свойства живого;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- строение и функции клеток;
- генетический код.
2. Проверить владение системой понятий, умение устанавливать связи между понятиями; объяснять биологические явления; моделировать биологические объекты – растительную и животную клетки; биологические процессы - митоз, мейоз; пpaктические навыки работы с биологическими объектами; единство и противоположность биологических процессов.
3. Формирование устойчивого навыка применения знаний и умений на пpaктике при отработке заданий “А”, “В”, “С”.
Тип урока: комкомбинированный, комплексное применение знаний и способов деятельности.
Вид урока: урок-упражнение.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
План урока
1. Оргмомент урока.
2. Постановка целей урока.
3. Информация по кодограмме урока и шкале оценок.
4. Работа с кодограммой урока по повторению и закреплению базовых знаний и умений по темам:
- признаки живого, свойства живого;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- строение и функции клеток;
- генетический код;
и применение их на пpaктике при отработке заданий “А, В, С” по плану:
I. Клеточная теория.
II. Клетка – структурная единица жизни.
III. Единство химического состава.
IY. Наследственность и изменчивость.
Y. Обмен веществ – метаболизм.
YI. Рост и развитие
YII. Самовоспроизведение
YIII. Дискретность.
IX. Раздражительность.
5. Подведение итогов урока.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, кодограмма урока , модель растительной и животной клеток, набор цифр и букв на каждого ученика; на доске модель биологического процесса “Синтез белка” и шкала оценок.
План-конспект урока
I. Клеточная теория.
Положения современной клеточной теории:
- клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого;
- все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности;
- клетка образуется только при делении предшествующих им клеток;
- клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную структуру.
Задание № 1.
Какая теория доказывает сходство строения клеток организмов разных царств?
1. эволюционная,
2. хромосомная,
3. клеточная,
4. генетическая - 1 балл.
Задание №2.
Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы - это одно из положений теории:
1. хромосомной,
2. клеточной,
3. эволюционной,
4.происхождения жизни - 1 балл
Задание №3.
Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?
1. клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки,
2. клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности,
3. клетки прокариот и эукариот сходны по строению,
4. клетки всех тканей выполняют сходные функции - 1 балл.
II. Клетка – структурная единица жизни.
Растительные ткани:
Покровная: кожица (эпидерма). Проводящая: древесина (ксилема), луб (флоэма).
Механическая: волокна. Основная: фотосинтезирующая, запасающая.
Животные ткани: Нервная. Мышечная: поперечнополосатая – скелетная, поперечнополосатая – сердечная, гладкая.
Соединительная: кровь, хрящевая, костная, жировая.
Эпителиальная: эпителий плоский, железистый, кубический, мерцательный.
Клеточное строение: эукариоты и прокариоты (растения, животные, грибы, бактерии). Неклеточная форма жизни – вирусы.
Задание №4.
Клеточное строение – важный признак живого, хаpaктерен для:
1) вирусов,
2) бактерий,
3) животных,
4) кристаллов,
5) грибов,
6) растений - 4 балла.
Задание №5.
Установите соответствие между тканью и её наличием у организма животного или растения.
Ткань | Организм | |
А) покровная | 1. Животное | |
Б) эпителиальная | 2. Растение | |
В) соединительная | ||
Г) механическая | ||
Д) мышечная | ||
Е) образовательная - 6 баллов. |
III. Единство химического состава.
Задание №6.
Живые организмы нуждаются в азоте, так как он является:
1. составным компонентом белков и нуклеиновых кислот,
2. основным источником энергии,
3. структурным компонентом жиров,
4. основным переносчиком кислорода - 1 балл.
Задание №7.
Органические вещества в клетке перемещаются к органоидам по:
1. системе вакуолей,
2. лизосомам,
3. митохондриям,
4. эндоплазматической сети - 1 балл.
Задание №8.
В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используется:
1) гормоны и витамины,
2) вода и углекислый газ,
3) неорганические вещества,
4) белки, жиры и углеводы - 1 балл.
Задание №9.
Жиры, как и глюкоза и белок выполняют в клетке функцию:
1. строительную,
2. информационную,
3. каталитическую,
4. энергетическую - 1 балл.
Задание №10.*
В молекуле ДНК 100 нуклеотидов с Т(Тимин), что составляет 10% от их общего числа. Сколько нуклеотидов с Г(гуанин)?
1) 200,
2) 400,
3) 1000,
4) 1800 - 1 балл.
IV. Наследственность и изменчивость.
Наследственность – способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности из поколения в поколение.
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
Генетический код един для всех живущих на Земле существ (от бактерий до человека).
Генетический код – специфический, универсальный, избыточный.
Задание №11.
Молекулы ДНК представляют собой материальную основу наследственности, так как в них закодирована информация о структуре молекул:
1) полисахаридов,
2) белков,
3) липидов,
4) аминокислот - 1 балл.
Задание №12.
В состав ДНК входят азотистые основания:
1) аденин и гуанин,
2) урацил, цитозин, тимин,
3) аденин, тимин, гуанин, цитозин,
4) аденин, тимин, урацил, гуанин - 1 балл.
Задание №13.
В состав РНК входит углевод:
1) рибоза,
2) дезоксирибоза,
3) сахароза,
4) мальтоза - 1 балл.
Задание №14.
В каких структурах клетки эукариот расположены молекулы ДНК?
1) цитоплазме,
2) ядре,
3) митохондриях,
4) рибосомах,
5) хлоропластах,
6) лизосомах - 3 балла.
V. Обмен веществ – метаболизм.
Энергетический обмен.
Пластический обмен.
Ассимиляция Диссимиляция
Анаболизм <—> Катаболизм
Пластический обмен Энергетический обмен
Пластический обмен:
- фотосинтез (образование АТФ и органических веществ) ;
- синтез белка.
Обменные процессы обеспечивают постоянство внутренней среды организма Гомеостаз – в непрерывно меняющихся условиях существования.
Моделирование процесса: “Синтез белка”.
VI. Рост и развитие.
- Рост – увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения.
- В основе роста лежит митоз.
- В основе развития лежат два процесса:
филогенез – историческое развитие организма;
онтогенез – процесс индивидуального развития организма.
VII. Самовоспроизведение.
Размножение – это всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в способности производить подобных себе особей своего вида. Связано с явлением наследственности.
Бесполое размножение.
- Размножение делением (амёба).
- Размножение спорами (грибы, растения).
- Вегетативное размножение:
- частями вегетативных органов: слоевища, стeбля, корня;
- видоизмененными побегами: корневище, луковица, клубень;
- фрагментация (дождевой червь, спирогира, плесневые грибы) ;
- почкование (гидра, коралловые полипы).
Задание №15.
Установите соответствие между хаpaктеристикой и способом размножения растения.
А) осуществляется видоизменёнными:
1) вегетативное побегами
2) пoлoвoе
Б) осуществляется с участием гамет,
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими,
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений,
Д) новый организм развивается из зиготы,
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов - 6 баллов.
Задание №16.
Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств - 3 балла.
VIII. Дискретность.
Дискретность (лат. discretus – прерывистый, состоящий из отдельных частей).
Дискретность – всеобщее свойство материи.
Любая биологическая система состоит из отдельных, но взаимодействующих частей, образующих структурно – функциональное единство.
Моделирование строения растительной и животной клеток.
IX. Раздражительность.
- Реакция живых организмов на внешнее воздействие.
- Благодаря свойству раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды.
Задание № 17 (дополнительное.)
Найди ошибки в приведенном тексте, исправь их. Укажи номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запиши эти предложения без ошибок.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны.
4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация.
6. Молекулы белка и т–РНК входят в состав рибосом.
Подведение итогов урока.
Комментарии:
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
16 03 2025 11:52:32

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
15 03 2025 17:49:56
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
14 03 2025 19:13:11
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
13 03 2025 9:12:25
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
12 03 2025 11:10:58
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
11 03 2025 2:20:36
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
10 03 2025 2:16:30
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
09 03 2025 20:14:41
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
08 03 2025 17:42:10
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
07 03 2025 0:23:38
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
06 03 2025 6:43:17
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
05 03 2025 11:20:13
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
04 03 2025 7:25:41
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
03 03 2025 20:27:59
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
02 03 2025 16:34:20
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
01 03 2025 15:12:27
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
28 02 2025 17:58:21
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
27 02 2025 9:38:55
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
26 02 2025 19:41:20
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
25 02 2025 19:47:22
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
24 02 2025 14:24:16
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
23 02 2025 2:30:43
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
22 02 2025 7:12:27
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
21 02 2025 11:52:12
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
20 02 2025 13:45:16
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
19 02 2025 3:34:10
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
18 02 2025 21:14:56
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
17 02 2025 16:21:16
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся
получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни
человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень
усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений.
...
16 02 2025 19:14:26
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
15 02 2025 21:50:59
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
14 02 2025 23:28:30
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
13 02 2025 19:43:55
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
12 02 2025 8:53:13
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
11 02 2025 0:52:31
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
10 02 2025 18:39:20
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
09 02 2025 15:14:36
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
08 02 2025 9:47:51
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
07 02 2025 18:41:46
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ.
...
06 02 2025 10:30:37
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
05 02 2025 4:45:59
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
04 02 2025 13:30:15
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
03 02 2025 10:17:22
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
02 02 2025 4:24:28

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
01 02 2025 7:12:24
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
31 01 2025 23:47:53
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
30 01 2025 3:13:47
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
29 01 2025 4:32:56
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
28 01 2025 11:15:35
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
27 01 2025 12:52:29
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
26 01 2025 17:10:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::