Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

Класс: 8
Тип занятия: повторение, использование знаний в нестандартных ситуациях.
Учебно-организационная деятельность: групповая, фронтальная.
Средства обучения: мультимедиа, печатный материал.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа.
Метапредметные связи: биология, география, математика, искусство.
Цели: формировать у учащихся способность проводить наблюдение за организмом, делать выводы; развивать умения применять полученные ранее знания об ОДС в нестандартных ситуациях; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Перед занятием всем участникам раздаются карточки с названием костей разных отделов скелета человека. Учащиеся делятся на группы в соответствии с полученной карточкой.
Ход занятия
1. Введение в тему (Презентация. Слайд 1)
Здравствуйте! Сколько раз мы произносили это слово! Но, задумывались ли вы, что оно значит? (Ответы детей.) В словаре В.Даля это слово определяется как пожелание здоровья. А какого человека можно назвать здоровым? (Дети отвечают.) Первоначальное значение – “такой же, как дерево”. (Могучий и крепкий.)
(Слайд 2) Современное определение здоровья звучит так: “Состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
2. Сообщение темы и целей занятия:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? А как бы вы сформулировали тему?
У 40–80 % детей выявляются нарушения осанки. Среди взрослого населения также растет число заболеваний опopно-двигательной системы, так как 60% из них ведут сидячий образ жизни. (Слайд 3) Поэтому наше с вами занятие я назвала “Если хочешь быть здоров…”. Как вы заметили, в конце предложения стоит многоточие. Что это значит? (Ответы). Мы с вами к этому вернемся в конце занятия. А восточная мудрость “Здоровье – это вершина, которую должен покорить каждый сам” послужит нам эпиграфом. (Слайд 4) Сегодня мы попытаемся выяснить, есть ли у вас заболевания ОДС и рассмотрим способы предотвращения развития этих заболеваний.
3. Работа в группах с текстом.
Перед уроком я разделила вас на группы. Давайте проверим, правильно ли вы заняли место (проверяем). Выберите в каждой группе капитана. Он будет отвечать за своевременное выполнение заданий, распределять обязанности, руководить работой. На столах у вас лежат карточки. С их помощью мы будем поддерживать связь во время работы. Красный цвет – вопрос, помощь, желтый – группа заканчивает выполнять задание, зеленый – задание выполнено. У каждой группы есть бумага и маркеры. Сейчас ваша задача поработать с предложенным текстом (Приложение 1), выбрать из него заболевания ОДС и записать их на отдельные листы. Записи делайте крупными печатными буквами. На выполнение работы дается 2 минуты. (Дети работают в группах, затем свои ответы помещают на доску вокруг надписи “ОДС”). Посмотрите, как много заболеваний ОДС существует. Есть еще ряд проблем, которые возникают в организме из-за того, что наша ОДС работает неправильно. Давайте послушаем четвертую группу. (Дети отвечают).
Молодцы! Хорошо поработали!
4. Исследовательская деятельность
А сейчас, предлагаю провести небольшое исследование. Каждая группа получит индивидуальное задание (Приложение 2). Ваша задача – выдвинуть гипотезу, провести исследование, сделать вывод. Если у кого-то возникают вопросы – поднимите красную карточку. На выполнение задания – 4 мин.
(Работа в группах, отчет о проделанной работе.) (Слайд 5, 6, 7, 8)
Мы с вами выяснили, что проблемы с ОДС есть, или могут возникнуть в дальнейшем.
5. Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем и восстановим работоспособность при помощи простых упражнений.
Раз гpyдинку, два гpyдинку,
Разотрем, расправив спинку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо кровь нам разогнать.
Растираем выше-выше,
Осторожней и потише,
Мышцы шеи раз, два, три,
Справа, слева разотри.
Мышцы шеи раз, два, три,
Справа, слева разотри.
Точку мы найдем за ухом,
И улучшим орган слуха.
Три, четыре, пять и шесть,
Мозгу надо пить и есть.
Где седьмой мой позвонок?
Где высокий бугорок?
Раз виток и два виток,
Правлю нервный я поток.
По надбровною дугою,
Водим нежно мы рукою,
Раз и два, раз и два,
Не болела б голова,
Чтобы нам полней дышать,
Надо ноздри потирать,
И при насморке, простуде,
Эти точки не забудем.Кисти руки, для активности
Потри с определенной интенсивностью.
Сам себя я полечу, если только захочу.
Немного отдохнули, настраиваемся на рабочий лад и продолжим наше занятие.
6. Разработка рекомендаций по профилактике заболеваний ОДС.
(Слайд 9) Самый высокий человек в мире был американец, его рост составлял 2,72 м. (Слайд 10) Самым низким человеком в мире считается филиппинец. Его рост – 55 см.
Мой следующий вопрос будет адресован в большей степени мальчикам. Как вы думаете, сколько раз человек может отжаться от пола? (Слайд 11) Известный атлет Евгений Сандов отжимался 200 раз за 4 минуты. К чему я это говорю? (Слайд 12)
Все люди разные. Каждый из нас является индивидуальностью. Мы отличаемся внутренним миром, отличаемся внешностью. Но в одном мы можем быть похожи – в стремлении сохранить свое здоровье. Переходим к следующему этапу нашей работы. Опираясь на знания с предыдущих уроков, составьте в группах рекомендации для всех учащихся, взрослых, что нужно делать, чтобы избежать сутулости, искривления позвоночника, сохранить красивую осанку и избежать проблем с плоскостопием. (Время – 5 мин, учащиеся работают в группах, а потом озвучивают свои рекомендации).
7. Итоги, выводы.
Давайте подведем итог. Что нужно делать, чтобы сохранить и сберечь свое здоровье и здоровье ОДС? (Слайд 13)
1. Контролируй свою осанку.
2. Регулярно выполняй физические упражнения для укрепления мышц.
3. Питайся правильно.
Как вы думаете, эти рекомендации известны только вам или об этом знают все люди на нашей планете? (Ответы детей.)
А почему тогда так много человек страдает от заболеваний ОДС? (Отвечают.)
Кто может им помочь? (Отвечают.)
Вот. (Слайд 14) Каждый сам должен покорить вершину здоровья. Итак, “Если хочешь быть здоров…” (дети по очереди продолжают фразу). Возможно, если каждый из нас будет здоров, то и окружающий нас мир станет лучше, чище. Ведь мы часть природы.
Спасибо вам за встречу, за общение. (Слайд 15) Мимических мышц на лице человека около 80. Вся гамма человеческих чувств отражена на литографии Л.Л.Буальи “Гримасы” (1823 г). Для того, чтобы улыбка засияла на лице должны поработать 17 мышц. А чтобы нахмуриться надо напрячь целых 43 мышцы. Так что, улыбаться значительно проще. Поэтому – улыбайтесь друг другу.
Приложение 3
Комментарии:
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
01 12 2025 5:22:27
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
30 11 2025 10:49:59
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
29 11 2025 20:43:51
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
28 11 2025 5:35:22
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
27 11 2025 10:15:28
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
26 11 2025 13:37:34
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
25 11 2025 10:36:46
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
24 11 2025 1:24:54
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
23 11 2025 7:47:39
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
22 11 2025 2:20:44
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
21 11 2025 3:21:48
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
20 11 2025 17:38:25
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
19 11 2025 21:18:13
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
18 11 2025 23:19:15
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
17 11 2025 1:45:21
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 11 2025 4:23:41
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
15 11 2025 18:27:51
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
14 11 2025 15:49:51
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
13 11 2025 0:29:36
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
12 11 2025 11:26:54
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
11 11 2025 15:18:51
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
10 11 2025 17:24:55
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
09 11 2025 8:13:25
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
08 11 2025 16:11:25
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
07 11 2025 1:38:33
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
06 11 2025 16:12:37
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
05 11 2025 15:26:22
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
04 11 2025 17:12:19
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
03 11 2025 5:54:26
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
02 11 2025 16:53:37
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
01 11 2025 15:39:56
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
31 10 2025 11:18:12
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
30 10 2025 17:36:20
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
29 10 2025 14:56:18
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
28 10 2025 8:20:45
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
27 10 2025 9:50:15
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
26 10 2025 3:22:55
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
25 10 2025 12:16:21
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
24 10 2025 11:37:18
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
23 10 2025 18:53:58
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
22 10 2025 2:47:11
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
21 10 2025 3:12:57
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
20 10 2025 11:59:54
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
19 10 2025 11:36:31
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
18 10 2025 18:58:24
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
17 10 2025 8:50:15
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
16 10 2025 22:39:39
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
15 10 2025 15:51:48
Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
14 10 2025 7:19:27
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
13 10 2025 2:59:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




