Вегетативное размножение. 6-й класс

Цель урока: создать условия для развития представлений о разных способах вегетативного размножения цветковых растений.
Задачи:
- учить устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь различными источниками информации;
- учить подбирать и группировать материал по теме;
- учить сотрудничать при решении учебных задач;
- учить выслушивать и объективно оценивать другого.
Оборудование:
Учебник Пасечник В.В. для 6-го класса “Биология. Растения. Грибы. Бактерии”, комнатные растения (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансивиерия), Мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. Вызов информации
Учитель на фоне слайда №1 из презентации:
В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Внимание! Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бесcмepтие вида. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бесcмepтие вида? (\\\'Ответ: размножение\\\').
На доске написаны некоторые понятия связанные с этим процессом. (Размножение, Пoлoвoе, Бесполое, Один организм, Два организма, Идентичное потомство, Деление, Почкование, Спорообразование). Используя их с помощью слайдов №1,2 мультимедийного приложения, составьте небольшой связный рассказ, обменяйтесь информацией в паре. (Ответы заслушиваются по цепочке). А теперь, чтобы каждый из вас мог проверить правильность ответа, давайте прочитаем текст в учебнике на стр. 175 – 176.
Учитель. Элодея канадская – Северо-Американское водное растение. Впервые появилось в Шотландии, в конце 19 века, сейчас встречается во всех водоемах Европы, кроме того, она уже перешагнула границы Азии. Что интересно: элодея – двудомное растение, (Какие растения называют двудомными?), в Европу попали только пестичные цветки. Но она обладает способностью очень быстро размножаться, заполняя весь водоем, затрудняет рыбную ловлю, а временами даже судоходство. Вследствие таких свойств элодея получила название “водяной чумы”. (Рассказ сопровождается демонстрацией презентации к уроку слайд №3).
Ребята, тот из вас, кто был внимательным при составлении рассказа и чтении текста в учебнике, заметил, что одну из форм бесполого размножения я не написала. Назвав эту форм бесполого размножения, вы назовете тему нашего урока. (Ответ: вегетативное размножение слайд №4).
2. Осмысление (изучение нового материала)
Учитель. Сегодня мы познакомимся с особенностями и разнообразием вегетативного размножения. Все необходимые записи мы будем вносить в тетрадь (слайд №5).
Учитель. Почему форма размножения названа вегетативной? Назовите известные вам вегетативные органы? Какие побеги у растений вы знаете? Проверьте свои высказывания с помощью рисунков слайда №6 – 9) “Вегетативное размножение” мультимедийного приложения.
В нашу тетрадь мы можем записать органы, участвующие в вегетативном размножении. Теперь давайте выясним, какие способы вегетативного размножения существуют. Каждый, работая самостоятельно с помощью рисунков или текста учебника на стр. 184 – 191, соотнесите способ размножения с органом растения и запишите название с примерами в кластер. Проверьте друг друга в паре и с помощью слайдов №11,12,13,14,15. (Ответы заслушиваются по цепочке, учитель постепенно высвечивает их на экране через мультимедийную установку заполняя тетрадь).
Учитель. Почему же способы размножения так названы? Давайте попробуем объяснить их названия с помощью рисунков и текста учебника на стр. 184. ( Ответы заслушиваются и корректируются ).
Рефлексия
Учитель. А теперь, кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансивиерия). Работая сообща, в течение двух минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение?
Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами” (слайд №16).
Проверим ваши решения с помощью подсказок, которые находятся в конвертах на столах микрогрупп. (Ответы исправляются и дополняются, способы вегетативного размножения и примеры растений записываются в тетрадь, учащиеся еще раз рассматривают рисунки мультимедийного приложения к учебнику со способами вегетативного размножения).
Учитель. Ребята, мы познакомились с вегетативным размножением на примере какой (какого) отдела (группы) растений? (Ответ: отдел покрытосеменные растения). При помощи чего еще могут размножаться цветковые растения? (Ответ: семенами). А какую группу растений вы знаете, которая тоже размножается семенами? ( Ответ: отдел голосеменные растения).
Видели ли вы, как вегетативным путем размножаются эти растения? (Ответ: нет) Голосеменных – осталось около 900 видов, а сколько покрытосеменных? ( Ответ: около 250 000 видов). Почему? Каково же значение вегетативного размножения в жизни растений? (подсказка на экране из презентации к уроку, слайд № 17). А для человека? (слайд № 18). (Заслушивается полученная информация, корректируются ответы.)
Домашнее задание
(слайд №19):Пользуясь полученными знаниями на уроке, примените их на пpaктике. С помощью любого способа вегетативного размножения, укорените новое растение, а полученные результаты принесите в школу к концу учебного года.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
15 12 2025 3:56:48
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
14 12 2025 22:22:37
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
13 12 2025 8:52:32
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
12 12 2025 9:21:39
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
11 12 2025 5:49:23
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
10 12 2025 20:41:58
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
09 12 2025 5:29:14
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
08 12 2025 5:18:22
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
07 12 2025 1:20:21
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
06 12 2025 18:57:11
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
05 12 2025 1:49:16
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
04 12 2025 16:41:52
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
03 12 2025 4:36:17
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
02 12 2025 21:51:15
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
01 12 2025 11:57:49
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
30 11 2025 19:33:17
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
29 11 2025 7:21:40
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
28 11 2025 7:56:55
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
27 11 2025 13:27:32
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
26 11 2025 16:24:16
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
25 11 2025 13:49:40
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
24 11 2025 3:36:16
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
23 11 2025 1:30:24
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...
22 11 2025 11:20:28
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
21 11 2025 21:41:20
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
20 11 2025 16:33:56
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
19 11 2025 19:14:54
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
18 11 2025 19:47:43
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
17 11 2025 19:53:41
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
16 11 2025 5:45:21
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
15 11 2025 23:40:28
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
14 11 2025 20:40:18
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
13 11 2025 7:11:48
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
12 11 2025 19:47:57
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
11 11 2025 18:46:17
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
10 11 2025 15:28:43
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
09 11 2025 2:59:25
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
08 11 2025 9:33:27
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
07 11 2025 19:36:21
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
06 11 2025 20:33:21
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
05 11 2025 4:20:42
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
04 11 2025 23:11:11
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
03 11 2025 21:36:47
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
02 11 2025 11:47:40
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход.
...
01 11 2025 16:56:39
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
31 10 2025 0:22:54
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
30 10 2025 4:11:11
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
29 10 2025 22:19:53
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
28 10 2025 16:34:35
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
27 10 2025 6:25:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




