Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

Рассматривая СДО с точки зрения теории информации, я остановилась на вопросе управления и принуждения. Управление возможно лишь в мире, где необходимости диалектически противостоит случайность. То есть процессы управления находятся в диалектическом единстве со случайными процессами дезорганизации.

Чтобы управлять, надо иметь выбор. Рассмотрим управление на уроке.

Ситуация, в которой мы стремимся осуществить управление, должна нести в себе неопределенность. Неопределенность можно сопоставить с нехваткой информации. Осуществляя управление, мы вносим информацию и тем самым уменьшаем неопределенность (предлагая учащимся внести информацию, мы тем самым передаем управление ученикам). Передача информации по каналу связи с помехами связана с потерями - это действие различных случайных факторов (шум и т. д.). Отсюда, ситуация, при которой ученик сам является источником информации, хаpaктерна снижением уровня потери.

Возникает вопрос, каким образом случайность может генерировать информацию и как это можно применить на уроке. Каким образом из беспорядка может возникнуть порядок? Из шума, случайно, возникнет фактически любая информация, но это не решает проблемы - отбора информации. Согласно теории информации, далее необходимо произвести отбор информации из шума. В этом случае функции управления переходят к учителю. С этой целью я использую “коридор”, предлагая задания с определенной степенью обобщения и ограничения понятия. Сознательно используя случайность для генерации информации, важно учитывать значение усиления отбора. Например, вопросы - суждения генерируют информацию, критерием отбора является родовое или видовое понятие - исходя из цели урока. После отбора это понятие приобретает качественно другой уровень. Поскольку изменение внешних условий имеет, как правило, случайный хаpaктер, мы можем ответить только случайным поиском. Ответом будет то состояние, при котором возникшее противоречие будет разрешено.

При использовании СДО, результат не преподносится извне, как ничем не обоснованная (для ребенка) норма, а является итогом процесса, пути, пройденного самим ребенком. За который он сам отвечает. Отсюда - способность к рефлексии, самопринуждению.

Основными достоинствами этого способа являются:

  • ориентация на творческий уровень развития ребенка;
  • универсальность алгоритма работы с любой информацией - учебной и не учебной.

Это способствует расширению и углублению содержания образования через использование потенциала работы с понятиями, успешности и социализации ученика

Время вносит коррективы в теоретическую схему. Сейчас никто не спорит с тем, что не все образовательные цели достижимы исключительно в прострaнcтве свободного диалектического поиска, есть, например, и строго “навыковые” вещи.

Использование СДО в общеобразовательной школе не решает, в полной мере, противоречия учебного процесса.

Одно из них: повышение интенсивности труда в современном учебном процессе осуществляется за счет перегрузки – без повышения производительности труда учителя и учащихся.

Автор метода СДО А. И. Гончарук в своей работе “Концепция школы XXI века” отмечал, что:

“Аттестация современной школы сводится к единственному критерию: сознание учащихся подводится или не подводится под компьютер.

Если сознание не подводится под компьютер, такие учащиеся способны будут гвозди забивать компьютером.

Если сознание подводится под компьютер, учащиеся способны будут использовать фантастический рост производительности труда, который обеспечивает компьютеризация (снятие проблемы экологии). Однако компьютер не в состоянии полностью устранить человека и общество (историческая ограниченность).

1. Человека. Компьютер не способен формировать понятия.

2. Общество. Компьютер не может задействовать диалектику труда”.

В настоящий момент наиболее эффективно использование средств ИКТ для достижения определенных педагогически значимых целей.

  1. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
  2. Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества.
  3. Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.

Применение ИКТ инициирует:

а) повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ;

б) обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

в) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей;

г) реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Исходя из этого в учебном процессе я выделяю два этапа:

1. Выявление и разрешение противоречий в учебном материале, выведение нового понятия, теоретическая проверка его через родовое понятие.

2 Проверка выдвинутых гипотез опытным путем с использованием компьютерного моделирования.

Таким образом, не только развивается системное мышление, но и происходит формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории, за счет предоставления учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.

Рассмотрим это на примере урока биологии в 7 классе.

Тема: класс Хрящевые рыбы.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Проблематизация.
Вопрос-суждение.

Почему исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека?

Предполагаемый ответ. У первобытных людей от этого зависела жизнь. Человеку необходимо было знать, какие организмы можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве средств защиты или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. К сожалению, сейчас мы изучаем их и для того, чтобы защитить.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли?

Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов – жив, значит успешен.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания?

Предполагаемый ответ.

На современном этапе – основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы.

Есть организмы очень хорошо приспособленные (адаптированные) к окружающей среде, но и более примитивные тоже существуют.

В чём секрет (формула) их успеха?

Предполагаемый ответ.

Адаптация?

В начале урока мы уже выяснили, что у успеха есть секрет или формула. Сегодня на уроке зоологии мы выявим формулы успеха некоторых животных.  
Задание 1:

Выберите лишнее понятие из приведенных пяти: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, дельфин афалина, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 2:

Назовите признак, по которому вы исключили лишнее понятие.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Предполагаемый ответ:

Акула кошачья. Потому, что эту рыбу относят к классу Хрящевые рыбы.

Задание 3:

Поделите приведенные понятия на группы по какому либо признаку: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.
Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.
Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения. Фронтальная работа.
Вопрос-суждение.

Как доказать, что и окуня, и акулу относят к типу Хордовые, подтип Позвоночные?

Предполагаемый ответ.

Имеют признаки, по которым их относят к типу Хордовые, подтипу Позвоночные.

Вопрос-суждение: Чем объяснить, что и окуня, и акулу относят к разным классам? Предполагаемый ответ. Есть отличия в общей организации.
Подробно изучив класс Костные рыбы, возможно ли изучить класс Хрящевые рыбы, сравнивая их между собой?  
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем произвести логическую операцию сравнения?

Предполагаемый ответ: Найти сходство и различие сравниваемых объектов.
Вопрос-суждение. Каким образом мы будем сравнивать эти два класса, на основе сходства или различия? Предполагаемый ответ: на основе различия, потому что сходство установлено на уровне т. Хордовые, п/т Позвоночные, надкласса Рыбы.
Тема урока:? класс Хрящевые рыбы.
II. Тема урока: класс Хрящевые рыбы.
Формирование нового понятия. Воспользуемся учебником “Биология. Животные. 7класс, В. В. Латюшин” § 21. Индивидуальная работа с учебником.
Задание 4: (Презентация, слайд 13)

найти в тексте отличия Хрящевых рыб от Костных рыб и оформить результаты в тетради в 2 столбца.

Отличия

Класс Костные рыбы

класс Хрящевые рыбы

1 . костный скелет
1. хрящевой скелет;

2. есть жаберные крышки;
2. нет жаберных крышек;

3. есть лавательный пузырь
3. нет плавательного пузыря.

успешность да/нет

успешность да/нет

Проблематизация

Вопрос - суждение.

Чем объяснить успешность Хрящевых рыб наряду с более прогрессивной группой Костных рыб?

Через вопросы – суждения выясним, какие признаки являются наиболее прогрессивными, обеспечивают лучшую адаптацию.

Задание 5: (Презентация, слайд 15)

по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы. Например: костный скелет сравнить с хрящевым.

Индивидуальная работа с опopным конспектом.

Варианты вопросов:

1. Каким образом Хрящевые рыбы возмещают слабость внутреннего скелета?

2. Каким образом Хрящевые рыбы обеспечивают поступление воды к жабрам, вопреки тому, что у них нет жаберных крышек? (Обуславливающих всасывательный механизм дыхания)

3. Каким образом Хрящевые рыбы компенсируют отсутствие плавательного пузыря?

Выдвижение гипотез. Обоснование. Мысленный эксперимент.

Фронтальная работа по вопросам - суждения. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения; развитие мышления.

Задание 6 (Презентация, слайд 16)

На основании особенностей внешнего строения, разделите изображения Хрящевых рыб на группы.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер.

Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 7 (Презентация, слайд 17)

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, подберите систематические названия этим группам.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

III. Реализация сформированного понятия.Признаки класса Хрящевые рыбы - хрящевой скелет, нет плавательного пузыря, нет жаберных крышек, плакоидная чешуя, уплощенная форма тела, напopный механизм газообмена, ценогенез.

Проверка гипотез.

Наши гипотезы можно проверить 3 путями:

1. по учебнику, (в этом параграфе много неточностей и просто ошибок), энциклопедии и т. п. ;

2. через родовое понятие - ближний род надкласс Рыбы, дальний - тип Хордовые (это тот путь, по которому мы шли) ;

3. экспериментально.

Эксперимент
Предоставление учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.
Формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории.
Задание 8.

Пpaктическая работа

“Строение чешуи Костных и Хрящевых рыб”.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Естественная интеграция изучаемых предметов – биологии и физики.
Модельный эксперимент

Задание 9.

Лабораторная работа “Тело в жидкости”

Пользуясь ЦОР “Открытая физика” установить параметры, от которых зависят плавучесть и выталкивающая сила.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Организация интеpaктивного диалога учащегося со средствами обучения.  
Задание 10

Для проверки гипотез найти описание эксперимента или придумать его самому.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Самооценка.

Взаимопроверка групп по эталону.

Подведение итогов, выход на общий вывод. Формулирование общего вывода по итогам работы всех групп.
Переоформление знаний для применения
Вернемся к началу урока.

Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке. . ) чтобы не утонуть?

Предполагаемый ответ

Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;

как акулы – двигаться.

Формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; возможность самостоятельного выбора форм и методов обучения, включение игровых ситуаций.
IV. Задание на дом. (Презентация, слайд 19)

1. Составить сравнительную хаpaктеристику отрядов Акулы, Скаты, Химеры;

или 2. составить вопросы – суждения по тексту параграфа Хрящевые рыбы;

или 3. приготовить сообщения об отрядах Акулы, Скаты, Химеры, пользуясь дополнительной литературой;

или 4. приготовить изображения Хрящевых рыб;

или 5. придумать биологическую задачу по теме;

или 6. написать шпаргалку к уроку;

или 7. составить кроссворд;

или 8. построить модель, иллюстрирующую адаптационный хаpaктер;

или 9. придумать фантастический рассказ, например “жизнь рыб в новой среде обитания”.

 

Приложение

Список литературы.

  1. А. И. Гончарук “ Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
  2. Л. В. Тарасов “Мир, построенный на вероятности”, “Просвещение”,1984 г.



Комментарии:

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

07 11 2025 8:48:19

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

06 11 2025 21:52:35

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

05 11 2025 5:30:56

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

04 11 2025 5:41:26

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

03 11 2025 7:18:48

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

02 11 2025 2:32:51

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

01 11 2025 20:49:15

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

31 10 2025 1:16:48

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

30 10 2025 19:34:26

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

29 10 2025 21:26:28

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

28 10 2025 19:42:36

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

27 10 2025 11:47:30

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

26 10 2025 23:41:29

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

25 10 2025 18:37:15

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

24 10 2025 23:47:58

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

23 10 2025 17:49:18

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

22 10 2025 0:10:36

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

21 10 2025 13:38:37

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

20 10 2025 17:36:13

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

19 10 2025 7:58:26

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

18 10 2025 3:26:56

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

17 10 2025 12:29:20

Игра "Биологическое кaзинo. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

16 10 2025 1:39:57

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

15 10 2025 22:17:54

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

14 10 2025 21:33:30

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

13 10 2025 22:51:31

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"


    Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

      Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

12 10 2025 18:36:17

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

11 10 2025 23:42:51

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

10 10 2025 22:16:51

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

09 10 2025 0:41:13

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс


    "Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

      Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

08 10 2025 4:29:26

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

07 10 2025 12:49:30

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

06 10 2025 9:49:44

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

05 10 2025 2:13:12

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

04 10 2025 11:56:46

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

03 10 2025 11:15:45

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

02 10 2025 2:43:41

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

01 10 2025 13:17:40

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

30 09 2025 6:45:22

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

29 09 2025 21:31:38

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

28 09 2025 2:15:13

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

27 09 2025 11:47:40

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

26 09 2025 7:44:22

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

25 09 2025 2:37:47

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

24 09 2025 14:24:38

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

23 09 2025 0:52:35

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

22 09 2025 15:24:44

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

21 09 2025 17:47:44

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

20 09 2025 10:53:49

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

19 09 2025 22:10:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::