Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


Рассматривая СДО с точки зрения теории информации, я остановилась на вопросе управления и принуждения. Управление возможно лишь в мире, где необходимости диалектически противостоит случайность. То есть процессы управления находятся в диалектическом единстве со случайными процессами дезорганизации.

Чтобы управлять, надо иметь выбор. Рассмотрим управление на уроке.

Ситуация, в которой мы стремимся осуществить управление, должна нести в себе неопределенность. Неопределенность можно сопоставить с нехваткой информации. Осуществляя управление, мы вносим информацию и тем самым уменьшаем неопределенность (предлагая учащимся внести информацию, мы тем самым передаем управление ученикам). Передача информации по каналу связи с помехами связана с потерями - это действие различных случайных факторов (шум и т. д.). Отсюда, ситуация, при которой ученик сам является источником информации, хаpaктерна снижением уровня потери.

Возникает вопрос, каким образом случайность может генерировать информацию и как это можно применить на уроке. Каким образом из беспорядка может возникнуть порядок? Из шума, случайно, возникнет фактически любая информация, но это не решает проблемы - отбора информации. Согласно теории информации, далее необходимо произвести отбор информации из шума. В этом случае функции управления переходят к учителю. С этой целью я использую “коридор”, предлагая задания с определенной степенью обобщения и ограничения понятия. Сознательно используя случайность для генерации информации, важно учитывать значение усиления отбора. Например, вопросы - суждения генерируют информацию, критерием отбора является родовое или видовое понятие - исходя из цели урока. После отбора это понятие приобретает качественно другой уровень. Поскольку изменение внешних условий имеет, как правило, случайный хаpaктер, мы можем ответить только случайным поиском. Ответом будет то состояние, при котором возникшее противоречие будет разрешено.

При использовании СДО, результат не преподносится извне, как ничем не обоснованная (для ребенка) норма, а является итогом процесса, пути, пройденного самим ребенком. За который он сам отвечает. Отсюда - способность к рефлексии, самопринуждению.

Основными достоинствами этого способа являются:

  • ориентация на творческий уровень развития ребенка;
  • универсальность алгоритма работы с любой информацией - учебной и не учебной.

Это способствует расширению и углублению содержания образования через использование потенциала работы с понятиями, успешности и социализации ученика

Время вносит коррективы в теоретическую схему. Сейчас никто не спорит с тем, что не все образовательные цели достижимы исключительно в прострaнcтве свободного диалектического поиска, есть, например, и строго “навыковые” вещи.

Использование СДО в общеобразовательной школе не решает, в полной мере, противоречия учебного процесса.

Одно из них: повышение интенсивности труда в современном учебном процессе осуществляется за счет перегрузки – без повышения производительности труда учителя и учащихся.

Автор метода СДО А. И. Гончарук в своей работе “Концепция школы XXI века” отмечал, что:

“Аттестация современной школы сводится к единственному критерию: сознание учащихся подводится или не подводится под компьютер.

Если сознание не подводится под компьютер, такие учащиеся способны будут гвозди забивать компьютером.

Если сознание подводится под компьютер, учащиеся способны будут использовать фантастический рост производительности труда, который обеспечивает компьютеризация (снятие проблемы экологии). Однако компьютер не в состоянии полностью устранить человека и общество (историческая ограниченность).

1. Человека. Компьютер не способен формировать понятия.

2. Общество. Компьютер не может задействовать диалектику труда”.

В настоящий момент наиболее эффективно использование средств ИКТ для достижения определенных педагогически значимых целей.

  1. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
  2. Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества.
  3. Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.

Применение ИКТ инициирует:

а) повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ;

б) обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

в) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей;

г) реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Исходя из этого в учебном процессе я выделяю два этапа:

1. Выявление и разрешение противоречий в учебном материале, выведение нового понятия, теоретическая проверка его через родовое понятие.

2 Проверка выдвинутых гипотез опытным путем с использованием компьютерного моделирования.

Таким образом, не только развивается системное мышление, но и происходит формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории, за счет предоставления учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.

Рассмотрим это на примере урока биологии в 7 классе.

Тема: класс Хрящевые рыбы.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Проблематизация.
Вопрос-суждение.

Почему исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека?

Предполагаемый ответ. У первобытных людей от этого зависела жизнь. Человеку необходимо было знать, какие организмы можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве средств защиты или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. К сожалению, сейчас мы изучаем их и для того, чтобы защитить.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли?

Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов – жив, значит успешен.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания?

Предполагаемый ответ.

На современном этапе – основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы.

Есть организмы очень хорошо приспособленные (адаптированные) к окружающей среде, но и более примитивные тоже существуют.

В чём секрет (формула) их успеха?

Предполагаемый ответ.

Адаптация?

В начале урока мы уже выяснили, что у успеха есть секрет или формула. Сегодня на уроке зоологии мы выявим формулы успеха некоторых животных.  
Задание 1:

Выберите лишнее понятие из приведенных пяти: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, дельфин афалина, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 2:

Назовите признак, по которому вы исключили лишнее понятие.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Предполагаемый ответ:

Акула кошачья. Потому, что эту рыбу относят к классу Хрящевые рыбы.

Задание 3:

Поделите приведенные понятия на группы по какому либо признаку: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.
Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.
Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения. Фронтальная работа.
Вопрос-суждение.

Как доказать, что и окуня, и акулу относят к типу Хордовые, подтип Позвоночные?

Предполагаемый ответ.

Имеют признаки, по которым их относят к типу Хордовые, подтипу Позвоночные.

Вопрос-суждение: Чем объяснить, что и окуня, и акулу относят к разным классам? Предполагаемый ответ. Есть отличия в общей организации.
Подробно изучив класс Костные рыбы, возможно ли изучить класс Хрящевые рыбы, сравнивая их между собой?  
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем произвести логическую операцию сравнения?

Предполагаемый ответ: Найти сходство и различие сравниваемых объектов.
Вопрос-суждение. Каким образом мы будем сравнивать эти два класса, на основе сходства или различия? Предполагаемый ответ: на основе различия, потому что сходство установлено на уровне т. Хордовые, п/т Позвоночные, надкласса Рыбы.
Тема урока:? класс Хрящевые рыбы.
II. Тема урока: класс Хрящевые рыбы.
Формирование нового понятия. Воспользуемся учебником “Биология. Животные. 7класс, В. В. Латюшин” § 21. Индивидуальная работа с учебником.
Задание 4: (Презентация, слайд 13)

найти в тексте отличия Хрящевых рыб от Костных рыб и оформить результаты в тетради в 2 столбца.

Отличия

Класс Костные рыбы

класс Хрящевые рыбы

1 . костный скелет
1. хрящевой скелет;

2. есть жаберные крышки;
2. нет жаберных крышек;

3. есть лавательный пузырь
3. нет плавательного пузыря.

успешность да/нет

успешность да/нет

Проблематизация

Вопрос - суждение.

Чем объяснить успешность Хрящевых рыб наряду с более прогрессивной группой Костных рыб?

Через вопросы – суждения выясним, какие признаки являются наиболее прогрессивными, обеспечивают лучшую адаптацию.

Задание 5: (Презентация, слайд 15)

по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы. Например: костный скелет сравнить с хрящевым.

Индивидуальная работа с опopным конспектом.

Варианты вопросов:

1. Каким образом Хрящевые рыбы возмещают слабость внутреннего скелета?

2. Каким образом Хрящевые рыбы обеспечивают поступление воды к жабрам, вопреки тому, что у них нет жаберных крышек? (Обуславливающих всасывательный механизм дыхания)

3. Каким образом Хрящевые рыбы компенсируют отсутствие плавательного пузыря?

Выдвижение гипотез. Обоснование. Мысленный эксперимент.

Фронтальная работа по вопросам - суждения. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения; развитие мышления.

Задание 6 (Презентация, слайд 16)

На основании особенностей внешнего строения, разделите изображения Хрящевых рыб на группы.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер.

Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 7 (Презентация, слайд 17)

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, подберите систематические названия этим группам.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

III. Реализация сформированного понятия.Признаки класса Хрящевые рыбы - хрящевой скелет, нет плавательного пузыря, нет жаберных крышек, плакоидная чешуя, уплощенная форма тела, напopный механизм газообмена, ценогенез.

Проверка гипотез.

Наши гипотезы можно проверить 3 путями:

1. по учебнику, (в этом параграфе много неточностей и просто ошибок), энциклопедии и т. п. ;

2. через родовое понятие - ближний род надкласс Рыбы, дальний - тип Хордовые (это тот путь, по которому мы шли);

3. экспериментально.

Эксперимент
Предоставление учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.
Формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории.
Задание 8.

Пpaктическая работа

“Строение чешуи Костных и Хрящевых рыб”.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Естественная интеграция изучаемых предметов – биологии и физики.
Модельный эксперимент

Задание 9.

Лабораторная работа “Тело в жидкости”

Пользуясь ЦОР “Открытая физика” установить параметры, от которых зависят плавучесть и выталкивающая сила.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Организация интеpaктивного диалога учащегося со средствами обучения.  
Задание 10

Для проверки гипотез найти описание эксперимента или придумать его самому.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Самооценка.

Взаимопроверка групп по эталону.

Подведение итогов, выход на общий вывод. Формулирование общего вывода по итогам работы всех групп.
Переоформление знаний для применения
Вернемся к началу урока.

Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке. . ) чтобы не утонуть?

Предполагаемый ответ

Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;

как акулы – двигаться.

Формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; возможность самостоятельного выбора форм и методов обучения, включение игровых ситуаций.
IV. Задание на дом. (Презентация, слайд 19)

1. Составить сравнительную хаpaктеристику отрядов Акулы, Скаты, Химеры;

или 2. составить вопросы – суждения по тексту параграфа Хрящевые рыбы;

или 3. приготовить сообщения об отрядах Акулы, Скаты, Химеры, пользуясь дополнительной литературой;

или 4. приготовить изображения Хрящевых рыб;

или 5. придумать биологическую задачу по теме;

или 6. написать шпаргалку к уроку;

или 7. составить кроссворд;

или 8. построить модель, иллюстрирующую адаптационный хаpaктер;

или 9. придумать фантастический рассказ, например “жизнь рыб в новой среде обитания”.

 

Приложение

Список литературы.

  1. А. И. Гончарук “ Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
  2. Л. В. Тарасов “Мир, построенный на вероятности”, “Просвещение”,1984 г.


Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

08 08 2022 22:59:15

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

07 08 2022 6:24:52

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

06 08 2022 7:50:28

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

05 08 2022 10:26:37

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

04 08 2022 20:50:59

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

03 08 2022 0:32:50

Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"


    Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"

      Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...

02 08 2022 8:22:54

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

01 08 2022 19:17:17

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

31 07 2022 22:56:58

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

30 07 2022 23:25:43

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)


    Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

      Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

29 07 2022 10:11:49

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

28 07 2022 7:55:16

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

27 07 2022 1:30:45

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

26 07 2022 16:57:37

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

25 07 2022 10:22:44

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

24 07 2022 16:27:29

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

23 07 2022 10:18:37

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

22 07 2022 16:31:30

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

21 07 2022 16:28:31

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

20 07 2022 4:10:21

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

19 07 2022 18:17:19

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

18 07 2022 5:39:21

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

17 07 2022 23:27:53

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

      В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

16 07 2022 19:58:17

"Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения


    "Воздушная одежда Земли", 5-й класс, урок природоведения

      Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....

15 07 2022 23:43:52

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс


    Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

      Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

14 07 2022 18:40:32

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

13 07 2022 12:56:17

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

12 07 2022 15:18:25

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

11 07 2022 9:24:43

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

10 07 2022 11:31:43

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

09 07 2022 21:13:58

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

08 07 2022 1:19:38

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

07 07 2022 4:14:22

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

06 07 2022 3:19:22

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

05 07 2022 2:39:49

Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"


    Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

      Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...

04 07 2022 15:45:50

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

03 07 2022 2:21:29

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

02 07 2022 10:28:26

Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы

Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....

01 07 2022 14:53:43

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

30 06 2022 12:10:19

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

29 06 2022 2:48:17

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

28 06 2022 4:33:51

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

27 06 2022 4:44:33

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

26 06 2022 8:30:59

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

25 06 2022 6:57:54

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

24 06 2022 16:20:41

В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов


    В здоровом теле – здоровый дух. Урок – защита исследовательских проектов

      Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....

23 06 2022 4:39:42

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

22 06 2022 16:54:25

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

21 06 2022 2:36:40

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

20 06 2022 3:53:48

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::