Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

Рассматривая СДО с точки зрения теории информации, я остановилась на вопросе управления и принуждения. Управление возможно лишь в мире, где необходимости диалектически противостоит случайность. То есть процессы управления находятся в диалектическом единстве со случайными процессами дезорганизации.

Чтобы управлять, надо иметь выбор. Рассмотрим управление на уроке.

Ситуация, в которой мы стремимся осуществить управление, должна нести в себе неопределенность. Неопределенность можно сопоставить с нехваткой информации. Осуществляя управление, мы вносим информацию и тем самым уменьшаем неопределенность (предлагая учащимся внести информацию, мы тем самым передаем управление ученикам). Передача информации по каналу связи с помехами связана с потерями - это действие различных случайных факторов (шум и т. д.). Отсюда, ситуация, при которой ученик сам является источником информации, хаpaктерна снижением уровня потери.

Возникает вопрос, каким образом случайность может генерировать информацию и как это можно применить на уроке. Каким образом из беспорядка может возникнуть порядок? Из шума, случайно, возникнет фактически любая информация, но это не решает проблемы - отбора информации. Согласно теории информации, далее необходимо произвести отбор информации из шума. В этом случае функции управления переходят к учителю. С этой целью я использую “коридор”, предлагая задания с определенной степенью обобщения и ограничения понятия. Сознательно используя случайность для генерации информации, важно учитывать значение усиления отбора. Например, вопросы - суждения генерируют информацию, критерием отбора является родовое или видовое понятие - исходя из цели урока. После отбора это понятие приобретает качественно другой уровень. Поскольку изменение внешних условий имеет, как правило, случайный хаpaктер, мы можем ответить только случайным поиском. Ответом будет то состояние, при котором возникшее противоречие будет разрешено.

При использовании СДО, результат не преподносится извне, как ничем не обоснованная (для ребенка) норма, а является итогом процесса, пути, пройденного самим ребенком. За который он сам отвечает. Отсюда - способность к рефлексии, самопринуждению.

Основными достоинствами этого способа являются:

  • ориентация на творческий уровень развития ребенка;
  • универсальность алгоритма работы с любой информацией - учебной и не учебной.

Это способствует расширению и углублению содержания образования через использование потенциала работы с понятиями, успешности и социализации ученика

Время вносит коррективы в теоретическую схему. Сейчас никто не спорит с тем, что не все образовательные цели достижимы исключительно в прострaнcтве свободного диалектического поиска, есть, например, и строго “навыковые” вещи.

Использование СДО в общеобразовательной школе не решает, в полной мере, противоречия учебного процесса.

Одно из них: повышение интенсивности труда в современном учебном процессе осуществляется за счет перегрузки – без повышения производительности труда учителя и учащихся.

Автор метода СДО А. И. Гончарук в своей работе “Концепция школы XXI века” отмечал, что:

“Аттестация современной школы сводится к единственному критерию: сознание учащихся подводится или не подводится под компьютер.

Если сознание не подводится под компьютер, такие учащиеся способны будут гвозди забивать компьютером.

Если сознание подводится под компьютер, учащиеся способны будут использовать фантастический рост производительности труда, который обеспечивает компьютеризация (снятие проблемы экологии). Однако компьютер не в состоянии полностью устранить человека и общество (историческая ограниченность).

1. Человека. Компьютер не способен формировать понятия.

2. Общество. Компьютер не может задействовать диалектику труда”.

В настоящий момент наиболее эффективно использование средств ИКТ для достижения определенных педагогически значимых целей.

  1. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
  2. Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества.
  3. Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.

Применение ИКТ инициирует:

а) повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ;

б) обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

в) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей;

г) реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Исходя из этого в учебном процессе я выделяю два этапа:

1. Выявление и разрешение противоречий в учебном материале, выведение нового понятия, теоретическая проверка его через родовое понятие.

2 Проверка выдвинутых гипотез опытным путем с использованием компьютерного моделирования.

Таким образом, не только развивается системное мышление, но и происходит формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории, за счет предоставления учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.

Рассмотрим это на примере урока биологии в 7 классе.

Тема: класс Хрящевые рыбы.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Проблематизация.
Вопрос-суждение.

Почему исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека?

Предполагаемый ответ. У первобытных людей от этого зависела жизнь. Человеку необходимо было знать, какие организмы можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве средств защиты или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. К сожалению, сейчас мы изучаем их и для того, чтобы защитить.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли?

Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов – жив, значит успешен.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания?

Предполагаемый ответ.

На современном этапе – основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы.

Есть организмы очень хорошо приспособленные (адаптированные) к окружающей среде, но и более примитивные тоже существуют.

В чём секрет (формула) их успеха?

Предполагаемый ответ.

Адаптация?

В начале урока мы уже выяснили, что у успеха есть секрет или формула. Сегодня на уроке зоологии мы выявим формулы успеха некоторых животных.  
Задание 1:

Выберите лишнее понятие из приведенных пяти: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, дельфин афалина, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 2:

Назовите признак, по которому вы исключили лишнее понятие.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Предполагаемый ответ:

Акула кошачья. Потому, что эту рыбу относят к классу Хрящевые рыбы.

Задание 3:

Поделите приведенные понятия на группы по какому либо признаку: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.
Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.
Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения. Фронтальная работа.
Вопрос-суждение.

Как доказать, что и окуня, и акулу относят к типу Хордовые, подтип Позвоночные?

Предполагаемый ответ.

Имеют признаки, по которым их относят к типу Хордовые, подтипу Позвоночные.

Вопрос-суждение: Чем объяснить, что и окуня, и акулу относят к разным классам? Предполагаемый ответ. Есть отличия в общей организации.
Подробно изучив класс Костные рыбы, возможно ли изучить класс Хрящевые рыбы, сравнивая их между собой?  
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем произвести логическую операцию сравнения?

Предполагаемый ответ: Найти сходство и различие сравниваемых объектов.
Вопрос-суждение. Каким образом мы будем сравнивать эти два класса, на основе сходства или различия? Предполагаемый ответ: на основе различия, потому что сходство установлено на уровне т. Хордовые, п/т Позвоночные, надкласса Рыбы.
Тема урока:? класс Хрящевые рыбы.
II. Тема урока: класс Хрящевые рыбы.
Формирование нового понятия. Воспользуемся учебником “Биология. Животные. 7класс, В. В. Латюшин” § 21. Индивидуальная работа с учебником.
Задание 4: (Презентация, слайд 13)

найти в тексте отличия Хрящевых рыб от Костных рыб и оформить результаты в тетради в 2 столбца.

Отличия

Класс Костные рыбы

класс Хрящевые рыбы

1 . костный скелет
1. хрящевой скелет;

2. есть жаберные крышки;
2. нет жаберных крышек;

3. есть лавательный пузырь
3. нет плавательного пузыря.

успешность да/нет

успешность да/нет

Проблематизация

Вопрос - суждение.

Чем объяснить успешность Хрящевых рыб наряду с более прогрессивной группой Костных рыб?

Через вопросы – суждения выясним, какие признаки являются наиболее прогрессивными, обеспечивают лучшую адаптацию.

Задание 5: (Презентация, слайд 15)

по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы. Например: костный скелет сравнить с хрящевым.

Индивидуальная работа с опopным конспектом.

Варианты вопросов:

1. Каким образом Хрящевые рыбы возмещают слабость внутреннего скелета?

2. Каким образом Хрящевые рыбы обеспечивают поступление воды к жабрам, вопреки тому, что у них нет жаберных крышек? (Обуславливающих всасывательный механизм дыхания)

3. Каким образом Хрящевые рыбы компенсируют отсутствие плавательного пузыря?

Выдвижение гипотез. Обоснование. Мысленный эксперимент.

Фронтальная работа по вопросам - суждения. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения; развитие мышления.

Задание 6 (Презентация, слайд 16)

На основании особенностей внешнего строения, разделите изображения Хрящевых рыб на группы.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер.

Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 7 (Презентация, слайд 17)

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, подберите систематические названия этим группам.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

III. Реализация сформированного понятия.Признаки класса Хрящевые рыбы - хрящевой скелет, нет плавательного пузыря, нет жаберных крышек, плакоидная чешуя, уплощенная форма тела, напopный механизм газообмена, ценогенез.

Проверка гипотез.

Наши гипотезы можно проверить 3 путями:

1. по учебнику, (в этом параграфе много неточностей и просто ошибок), энциклопедии и т. п. ;

2. через родовое понятие - ближний род надкласс Рыбы, дальний - тип Хордовые (это тот путь, по которому мы шли) ;

3. экспериментально.

Эксперимент
Предоставление учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.
Формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории.
Задание 8.

Пpaктическая работа

“Строение чешуи Костных и Хрящевых рыб”.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Естественная интеграция изучаемых предметов – биологии и физики.
Модельный эксперимент

Задание 9.

Лабораторная работа “Тело в жидкости”

Пользуясь ЦОР “Открытая физика” установить параметры, от которых зависят плавучесть и выталкивающая сила.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Организация интеpaктивного диалога учащегося со средствами обучения.  
Задание 10

Для проверки гипотез найти описание эксперимента или придумать его самому.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Самооценка.

Взаимопроверка групп по эталону.

Подведение итогов, выход на общий вывод. Формулирование общего вывода по итогам работы всех групп.
Переоформление знаний для применения
Вернемся к началу урока.

Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке. . ) чтобы не утонуть?

Предполагаемый ответ

Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;

как акулы – двигаться.

Формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; возможность самостоятельного выбора форм и методов обучения, включение игровых ситуаций.
IV. Задание на дом. (Презентация, слайд 19)

1. Составить сравнительную хаpaктеристику отрядов Акулы, Скаты, Химеры;

или 2. составить вопросы – суждения по тексту параграфа Хрящевые рыбы;

или 3. приготовить сообщения об отрядах Акулы, Скаты, Химеры, пользуясь дополнительной литературой;

или 4. приготовить изображения Хрящевых рыб;

или 5. придумать биологическую задачу по теме;

или 6. написать шпаргалку к уроку;

или 7. составить кроссворд;

или 8. построить модель, иллюстрирующую адаптационный хаpaктер;

или 9. придумать фантастический рассказ, например “жизнь рыб в новой среде обитания”.

 

Приложение

Список литературы.

  1. А. И. Гончарук “ Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
  2. Л. В. Тарасов “Мир, построенный на вероятности”, “Просвещение”,1984 г.



Комментарии:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

01 04 2025 3:28:27

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

31 03 2025 16:52:49

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

30 03 2025 21:31:45

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

29 03 2025 8:25:35

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

28 03 2025 22:52:59

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

27 03 2025 3:35:46

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

26 03 2025 14:59:39

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

25 03 2025 15:38:35

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

24 03 2025 13:47:37

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

23 03 2025 5:47:36

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

22 03 2025 22:41:22

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

21 03 2025 9:29:38

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

20 03 2025 10:11:56

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

19 03 2025 0:17:14

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

18 03 2025 0:57:24

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии


    Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

      На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

17 03 2025 0:13:53

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

16 03 2025 11:21:18

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

15 03 2025 7:47:37

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

14 03 2025 9:39:32

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

13 03 2025 5:35:54

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

12 03 2025 21:53:15

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

11 03 2025 13:58:36

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

10 03 2025 17:54:22

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

09 03 2025 6:36:58

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

08 03 2025 23:22:21

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

07 03 2025 11:58:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

06 03 2025 15:59:47

Достижения и основные направления современной селекции


    Достижения и основные направления современной селекции

      Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....

05 03 2025 23:44:12

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

04 03 2025 5:18:40

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

      Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

03 03 2025 8:58:36

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

02 03 2025 12:41:37

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

01 03 2025 12:49:37

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

28 02 2025 21:24:28

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

27 02 2025 9:26:42

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

26 02 2025 8:26:41

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

25 02 2025 16:41:11

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

24 02 2025 5:39:59

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

23 02 2025 4:48:25

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

22 02 2025 9:16:17

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

21 02 2025 1:16:29

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

20 02 2025 20:26:19

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

19 02 2025 4:13:46

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

18 02 2025 9:13:41

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

17 02 2025 2:58:31

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

16 02 2025 21:31:10

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

15 02 2025 14:14:16

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

14 02 2025 1:27:22

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

13 02 2025 0:10:35

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

12 02 2025 0:14:42

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

11 02 2025 20:45:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::