Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

Рассматривая СДО с точки зрения теории информации, я остановилась на вопросе управления и принуждения. Управление возможно лишь в мире, где необходимости диалектически противостоит случайность. То есть процессы управления находятся в диалектическом единстве со случайными процессами дезорганизации.

Чтобы управлять, надо иметь выбор. Рассмотрим управление на уроке.

Ситуация, в которой мы стремимся осуществить управление, должна нести в себе неопределенность. Неопределенность можно сопоставить с нехваткой информации. Осуществляя управление, мы вносим информацию и тем самым уменьшаем неопределенность (предлагая учащимся внести информацию, мы тем самым передаем управление ученикам). Передача информации по каналу связи с помехами связана с потерями - это действие различных случайных факторов (шум и т. д.). Отсюда, ситуация, при которой ученик сам является источником информации, хаpaктерна снижением уровня потери.

Возникает вопрос, каким образом случайность может генерировать информацию и как это можно применить на уроке. Каким образом из беспорядка может возникнуть порядок? Из шума, случайно, возникнет фактически любая информация, но это не решает проблемы - отбора информации. Согласно теории информации, далее необходимо произвести отбор информации из шума. В этом случае функции управления переходят к учителю. С этой целью я использую “коридор”, предлагая задания с определенной степенью обобщения и ограничения понятия. Сознательно используя случайность для генерации информации, важно учитывать значение усиления отбора. Например, вопросы - суждения генерируют информацию, критерием отбора является родовое или видовое понятие - исходя из цели урока. После отбора это понятие приобретает качественно другой уровень. Поскольку изменение внешних условий имеет, как правило, случайный хаpaктер, мы можем ответить только случайным поиском. Ответом будет то состояние, при котором возникшее противоречие будет разрешено.

При использовании СДО, результат не преподносится извне, как ничем не обоснованная (для ребенка) норма, а является итогом процесса, пути, пройденного самим ребенком. За который он сам отвечает. Отсюда - способность к рефлексии, самопринуждению.

Основными достоинствами этого способа являются:

  • ориентация на творческий уровень развития ребенка;
  • универсальность алгоритма работы с любой информацией - учебной и не учебной.

Это способствует расширению и углублению содержания образования через использование потенциала работы с понятиями, успешности и социализации ученика

Время вносит коррективы в теоретическую схему. Сейчас никто не спорит с тем, что не все образовательные цели достижимы исключительно в прострaнcтве свободного диалектического поиска, есть, например, и строго “навыковые” вещи.

Использование СДО в общеобразовательной школе не решает, в полной мере, противоречия учебного процесса.

Одно из них: повышение интенсивности труда в современном учебном процессе осуществляется за счет перегрузки – без повышения производительности труда учителя и учащихся.

Автор метода СДО А. И. Гончарук в своей работе “Концепция школы XXI века” отмечал, что:

“Аттестация современной школы сводится к единственному критерию: сознание учащихся подводится или не подводится под компьютер.

Если сознание не подводится под компьютер, такие учащиеся способны будут гвозди забивать компьютером.

Если сознание подводится под компьютер, учащиеся способны будут использовать фантастический рост производительности труда, который обеспечивает компьютеризация (снятие проблемы экологии). Однако компьютер не в состоянии полностью устранить человека и общество (историческая ограниченность).

1. Человека. Компьютер не способен формировать понятия.

2. Общество. Компьютер не может задействовать диалектику труда”.

В настоящий момент наиболее эффективно использование средств ИКТ для достижения определенных педагогически значимых целей.

  1. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
  2. Реализация социального заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации современного общества.
  3. Интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.

Применение ИКТ инициирует:

а) повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогических применений, возможностей ИКТ;

б) обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ;

в) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей;

г) реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.

Исходя из этого в учебном процессе я выделяю два этапа:

1. Выявление и разрешение противоречий в учебном материале, выведение нового понятия, теоретическая проверка его через родовое понятие.

2 Проверка выдвинутых гипотез опытным путем с использованием компьютерного моделирования.

Таким образом, не только развивается системное мышление, но и происходит формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории, за счет предоставления учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.

Рассмотрим это на примере урока биологии в 7 классе.

Тема: класс Хрящевые рыбы.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Проблематизация.
Вопрос-суждение.

Почему исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека?

Предполагаемый ответ. У первобытных людей от этого зависела жизнь. Человеку необходимо было знать, какие организмы можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве средств защиты или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. К сожалению, сейчас мы изучаем их и для того, чтобы защитить.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли?

Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов – жив, значит успешен.
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания?

Предполагаемый ответ.

На современном этапе – основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы.

Есть организмы очень хорошо приспособленные (адаптированные) к окружающей среде, но и более примитивные тоже существуют.

В чём секрет (формула) их успеха?

Предполагаемый ответ.

Адаптация?

В начале урока мы уже выяснили, что у успеха есть секрет или формула. Сегодня на уроке зоологии мы выявим формулы успеха некоторых животных.  
Задание 1:

Выберите лишнее понятие из приведенных пяти: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, дельфин афалина, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 2:

Назовите признак, по которому вы исключили лишнее понятие.

Индивидуальная работа на компьютерах.

Предполагаемый ответ:

Акула кошачья. Потому, что эту рыбу относят к классу Хрящевые рыбы.

Задание 3:

Поделите приведенные понятия на группы по какому либо признаку: акула кошачья, рыба-клоун, сельдь балтийская, окунь речной.

Индивидуальная работа на компьютерах.
Автоматизация контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка. Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.
Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения. Фронтальная работа.
Вопрос-суждение.

Как доказать, что и окуня, и акулу относят к типу Хордовые, подтип Позвоночные?

Предполагаемый ответ.

Имеют признаки, по которым их относят к типу Хордовые, подтипу Позвоночные.

Вопрос-суждение: Чем объяснить, что и окуня, и акулу относят к разным классам? Предполагаемый ответ. Есть отличия в общей организации.
Подробно изучив класс Костные рыбы, возможно ли изучить класс Хрящевые рыбы, сравнивая их между собой?  
Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем произвести логическую операцию сравнения?

Предполагаемый ответ: Найти сходство и различие сравниваемых объектов.
Вопрос-суждение. Каким образом мы будем сравнивать эти два класса, на основе сходства или различия? Предполагаемый ответ: на основе различия, потому что сходство установлено на уровне т. Хордовые, п/т Позвоночные, надкласса Рыбы.
Тема урока:? класс Хрящевые рыбы.
II. Тема урока: класс Хрящевые рыбы.
Формирование нового понятия. Воспользуемся учебником “Биология. Животные. 7класс, В. В. Латюшин” § 21. Индивидуальная работа с учебником.
Задание 4: (Презентация, слайд 13)

найти в тексте отличия Хрящевых рыб от Костных рыб и оформить результаты в тетради в 2 столбца.

Отличия

Класс Костные рыбы

класс Хрящевые рыбы

1 . костный скелет
1. хрящевой скелет;

2. есть жаберные крышки;
2. нет жаберных крышек;

3. есть лавательный пузырь
3. нет плавательного пузыря.

успешность да/нет

успешность да/нет

Проблематизация

Вопрос - суждение.

Чем объяснить успешность Хрящевых рыб наряду с более прогрессивной группой Костных рыб?

Через вопросы – суждения выясним, какие признаки являются наиболее прогрессивными, обеспечивают лучшую адаптацию.

Задание 5: (Презентация, слайд 15)

по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы. Например: костный скелет сравнить с хрящевым.

Индивидуальная работа с опopным конспектом.

Варианты вопросов:

1. Каким образом Хрящевые рыбы возмещают слабость внутреннего скелета?

2. Каким образом Хрящевые рыбы обеспечивают поступление воды к жабрам, вопреки тому, что у них нет жаберных крышек? (Обуславливающих всасывательный механизм дыхания)

3. Каким образом Хрящевые рыбы компенсируют отсутствие плавательного пузыря?

Выдвижение гипотез. Обоснование. Мысленный эксперимент.

Фронтальная работа по вопросам - суждения. Формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения; развитие мышления.

Задание 6 (Презентация, слайд 16)

На основании особенностей внешнего строения, разделите изображения Хрящевых рыб на группы.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер.

Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

Задание 7 (Презентация, слайд 17)

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, подберите систематические названия этим группам.

Работа за компьютерами в парах сменного состава.

Результаты отправляются на сервер. Обсуждение результатов, формулирование общего вывода.

III. Реализация сформированного понятия.Признаки класса Хрящевые рыбы - хрящевой скелет, нет плавательного пузыря, нет жаберных крышек, плакоидная чешуя, уплощенная форма тела, напopный механизм газообмена, ценогенез.

Проверка гипотез.

Наши гипотезы можно проверить 3 путями:

1. по учебнику, (в этом параграфе много неточностей и просто ошибок), энциклопедии и т. п. ;

2. через родовое понятие - ближний род надкласс Рыбы, дальний - тип Хордовые (это тот путь, по которому мы шли) ;

3. экспериментально.

Эксперимент
Предоставление учащимся возможности управления информационными моделями различных объектов, явлений, процессов; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений, управления изучаемыми объектами.
Формирование навыков исследовательской деятельности с помощью моделирования работы научной лаборатории.
Задание 8.

Пpaктическая работа

“Строение чешуи Костных и Хрящевых рыб”.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Естественная интеграция изучаемых предметов – биологии и физики.
Модельный эксперимент

Задание 9.

Лабораторная работа “Тело в жидкости”

Пользуясь ЦОР “Открытая физика” установить параметры, от которых зависят плавучесть и выталкивающая сила.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Организация интеpaктивного диалога учащегося со средствами обучения.  
Задание 10

Для проверки гипотез найти описание эксперимента или придумать его самому.

Работа в парах сменного состава.

Формулирование вывода по итогам работы.

Самооценка.

Взаимопроверка групп по эталону.

Подведение итогов, выход на общий вывод. Формулирование общего вывода по итогам работы всех групп.
Переоформление знаний для применения
Вернемся к началу урока.

Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке. . ) чтобы не утонуть?

Предполагаемый ответ

Как скаты – лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;

как акулы – двигаться.

Формирование умения получать информацию из различных источников, обpaбатывать и хранить её; возможность самостоятельного выбора форм и методов обучения, включение игровых ситуаций.
IV. Задание на дом. (Презентация, слайд 19)

1. Составить сравнительную хаpaктеристику отрядов Акулы, Скаты, Химеры;

или 2. составить вопросы – суждения по тексту параграфа Хрящевые рыбы;

или 3. приготовить сообщения об отрядах Акулы, Скаты, Химеры, пользуясь дополнительной литературой;

или 4. приготовить изображения Хрящевых рыб;

или 5. придумать биологическую задачу по теме;

или 6. написать шпаргалку к уроку;

или 7. составить кроссворд;

или 8. построить модель, иллюстрирующую адаптационный хаpaктер;

или 9. придумать фантастический рассказ, например “жизнь рыб в новой среде обитания”.

 

Приложение

Список литературы.

  1. А. И. Гончарук “ Концепция школы XXI века”, ККИУУ, Красноярск,1992 г.
  2. Л. В. Тарасов “Мир, построенный на вероятности”, “Просвещение”,1984 г.



Комментарии:

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

      Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

26 04 2024 22:45:14

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

25 04 2024 5:58:19

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

24 04 2024 7:56:59

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

23 04 2024 3:34:50

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

22 04 2024 19:42:52

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

21 04 2024 7:51:47

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола


    Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

      Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

20 04 2024 5:27:48

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

19 04 2024 3:56:56

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

18 04 2024 14:38:50

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

17 04 2024 6:32:55

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

16 04 2024 2:21:12

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

15 04 2024 22:58:33

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

14 04 2024 21:37:13

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

13 04 2024 17:10:38

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

12 04 2024 23:46:34

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

11 04 2024 3:13:52

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

10 04 2024 19:18:49

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

09 04 2024 12:16:58

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

08 04 2024 8:55:31

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

07 04 2024 10:41:34

Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс


    Модульная программа по теме "Дыхание". 8-й класс

      Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....

06 04 2024 20:13:14

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

05 04 2024 13:24:25

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

04 04 2024 22:53:40

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

03 04 2024 20:36:36

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

02 04 2024 20:15:50

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

01 04 2024 14:32:28

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

31 03 2024 17:57:17

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

30 03 2024 7:10:26

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

29 03 2024 3:28:26

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"


    "Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

      Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

28 03 2024 23:33:42

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

27 03 2024 15:56:19

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

26 03 2024 14:18:16

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

25 03 2024 8:49:45

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

24 03 2024 0:38:23

Личностно ориентированный урок по биологии


    Личностно ориентированный урок по биологии

      При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

23 03 2024 5:15:13

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

22 03 2024 22:38:32

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

21 03 2024 6:22:55

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

20 03 2024 5:59:58

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

19 03 2024 0:30:30

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

18 03 2024 23:25:23

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

17 03 2024 21:49:19

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

16 03 2024 0:57:14

Химический состав, строение и свойства костей


    Химический состав, строение и свойства костей

      На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

15 03 2024 19:21:36

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

14 03 2024 12:40:12

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

13 03 2024 20:54:34

Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"


    Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"

      Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...

12 03 2024 23:18:54

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

11 03 2024 12:16:20

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

10 03 2024 22:31:13

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

09 03 2024 8:28:45

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

08 03 2024 4:32:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::