Тема урока: "Происхождение человека"

Задачи: сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать; прививать познавательный интерес к предмету; развивать логическое мышление и учить учащихся делать выводы.
Оборудование: муляжи обезьяны и первобытных людей, видеоряд по происхождению человека.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока
1. Объяснение новой темы
| Эпиграф урока: Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому, надо думать сообща. | |
| На столе муляжи обезьяны и
первобытных людей. Ребята, как вы думаете, что мы
будем обсуждать сегодня на уроке? А как человек появился на Земле? |
Как человек появился на Земле. Версии: бог создал, от обезьяны, от инопланетян. |
| Как вы считаете, какой версии придерживаются учёные? А где можно найти подтверждение этому | От обезьяны В учебнике, в дополнительной литературе. |
| Правильно. Мы с вами будем знакомиться с научной теорией происхождения. Например, учёный Чарльз Дарвин в своих трудах писал: “Человек это результат исторического развития животного мира.” Вы уже знаете о том, что человек не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Окружающая среда, сложные условия жизни тысячелетиями формировали человека. А появился человек разумный 400 тысяч лет назад. Давайте же попробуем назвать тему нашего урока? | Происхождение человека. |
| Что мы должны узнать на уроке? | От кого произошёл человек, как это происходило в историческом мире, этапы происхождения человека. |
| А почему учёные выбрали именно обезьяну? Какие именно обезьяны являются ближайшими родственниками людей? Правильно, их ещё называют человекообразные обезьяны. Итак, откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь. | Она больше других похожа на
человека. Шимпанзе и горилла. |
2. Совместное изучение нового материала
| Любую ли обезьяну можно считать
предком человека? Посмотрите на доску: Дриопитек Пангиды Гаминиды Какую же обезьяну принято считать предками человека? Вымершие человекообразные обезьяны – полудревесные, полуназемные. Ближе всех к людям стоит дарвиновский дриопитек, остатки которого обнаружены в Австрии. Давайте откроем учебник на странице 98 и посмотрим на геохронологическую шкалу. 1) Какие предки человека здесь представлены? Давайте составим план нашего урока, С кем мы будем знакомиться? 2) Учитель пишет на доске, а дети называют Человек разумный появился не сразу, ему предшествовал древний человек – неандерталец Прежде чем приступить к изучению этапов становления человека, ответьте на вопрос, что общего у человека с шимпанзе? сходство в строении? и в чем отличие? У вас на партах лежат файлы, в которых находятся факты, доказывающие происхождение человека от животных: Зачитайте их: Признаки сходства:
Пример! Мы выяснили основные сходства и отличие человека и обезьяны, а теперь давайте знакомиться с этапами становления человека. 3) Что вы знаете о предках человека? Вы прослушали сообщение учащихся, а сейчас посмотрим видеоряд о этапах происхождения человека. |
Нет Дриопитек
1) Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный 2)
Признаки отличия:
3) Сообщение учащихся про австралопитека, человека умелого, человека прямоходящего. Оцените сами сообщения ваших товарищей. |
3. Самостоятельное применение знаний
Вы должны будете в процессе просмотра добыть необходимые знания, чтобы заполнить таблицу; добавить туда основные достижения человека, если чего-то не хватает.
| Этапы происхождения человека | Основные достижения человека |
| 1)Австралопитеки 2) Человек умелый 3) Человек прямоходящий 4) Неандерталец 5) Кроманьонцы |
1) Ходили на 2-х ногах, питались
растительной и животной пищей, не изготавливали
орудия труда. 2) Совершенное хождение на двух ногах, мог держать и использовать каменные орудия труда, могли изготавливать примитивные орудия труда, коллективные действия. 3) Жили группами, строили жилища, пользовались огнем, изготавливали сложные орудия труда. 4) Добывали и поддерживали огонь, жили в родовых общинах, хоронили умерших, появилась речь, одежда из шкур. 5) Одомашнили животных – собака, рисунки |
Итак ребята, мы выяснили, что человек разумный – вид, к которому относимся мы с вами, появился 400 тысяч лет назад. А человек разумный современного типа (кроманьонец) 100 тысяч лет назад.
“В цепи человек стал последним звеном.
И лучшее все воплощается в нем
Как только вознесся он гордой главой
Умом одаренный и речью благой”. (Фирдоусси)
Человек разумный возник в процессе эволюции. Человека создал труд. Человек обладает сознанием, мышлением, речью и может стать человеком только в обществе людей. Человек должен помнить всегда, что основная его задача, сохранить жизнь на планете Земля.
Сдать тетради, образец таблицы показать.
4. Подведение итогов
| Расставьте фигурки древних
людей в той последовательности, в какой
необходимо в эволюции Помните, что мы расставили фигурки по степени развития, от самого древнего к современному. А сейчас проведем графический диктант в качестве закрепления
Попарная проверка, учитель говорит правильные ответы вслух. |
Дриопитек – Австралопитек – Человек умелый – Человек прямоходящий – Неандерталец – Кроманьонец – 1 - 2 - 3 + 4 + 5 - 6 + 7 + 8 - 9 + 10 - |
Подведем итог.
- Что нового узнали?
- Раскрыли мы тему урока?
- Кто из ребят больше всех нам помогал?
- Как ты оцениваешь свою работу?
Д/з параграф 24 ответить на вопросы и попробовать сделать презентацию на эту тему.
Презентация
Комментарии:
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
11 12 2025 6:39:24
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
10 12 2025 12:12:54
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
09 12 2025 0:33:33
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
08 12 2025 12:51:57
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
07 12 2025 21:45:54
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
06 12 2025 8:26:25
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
05 12 2025 11:30:55
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
04 12 2025 6:16:11
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
03 12 2025 20:55:48
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
02 12 2025 0:22:37
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
01 12 2025 0:52:55
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
30 11 2025 14:24:15
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
29 11 2025 4:50:44
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
28 11 2025 11:15:45
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
27 11 2025 11:34:43
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
26 11 2025 7:15:19
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
25 11 2025 12:22:46
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
24 11 2025 6:27:10
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
23 11 2025 11:23:29
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
22 11 2025 19:56:28
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
21 11 2025 7:33:26
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
...
20 11 2025 21:45:22
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
19 11 2025 19:29:37
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
18 11 2025 1:54:19
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
17 11 2025 14:56:26
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
16 11 2025 15:30:15
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
15 11 2025 5:30:36
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
14 11 2025 9:27:12
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
13 11 2025 12:15:26
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
12 11 2025 16:49:42
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
11 11 2025 21:50:36
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным.
...
10 11 2025 10:28:48
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
09 11 2025 23:49:50
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
08 11 2025 12:10:44
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
07 11 2025 3:45:22
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
06 11 2025 11:30:14
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
05 11 2025 2:45:54
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
04 11 2025 12:53:31
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
03 11 2025 8:33:43
Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....
02 11 2025 21:34:31
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
01 11 2025 5:51:35
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
31 10 2025 0:50:51
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
30 10 2025 20:35:41
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
29 10 2025 23:38:23
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
28 10 2025 20:10:38
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
27 10 2025 20:15:35
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
26 10 2025 10:37:27
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
25 10 2025 17:18:11
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
24 10 2025 18:24:26
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
23 10 2025 3:42:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"