Витамины. 8-й класс
Задачи: изучить значение витаминов, дать понятия авитаминозов, гиповитаминозов, гипервитаминозов; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Цели:
- Образовательная:
здоровья человека.
Оборудование: таблицы “Витамины”, карточки, схемы, гербарии, стенд, выставка фруктов и овощей. Выставка продукции “Уфавита”.
I. Организационный момент.
П. Проверка знаний.
Здравствуйте, садитесь.
На прошлом уроке мы изучали тему “Обмен веществ и энергии – основное свойство
всех живых существ”, сейчас посмотрим, как вы усвоили пройденный материал,
оценим ваши знания. Сегодня оценки должны получить все.
Вы приготовили пять листочков с вопросами для соседа. По очереди будите задавать вопросы друг другу, если сосед на него ответит, то отдаете ему листочек, если нет, то оставляет листочек себе. В итоге посчитаем, сколько у каждого заработанных листочков, если пять листочков, то получаете оценку – “5”, если четыре листочка соответственно – “4”, если три листочка – то оценка – “3”. Надеюсь, оценок “2” не будет. На это вам дается 5 минут.
Давайте, подведем итоги.
Поднимите карточки: у кого 5, оценка – “5”, у кого 4, оценка – “4”, у кого 3
– оценка – “3”.
Молодцы!
Итак, сделаем вывод: что такое обмен веществ?
Ученик: обмен веществ – это совокупность основных функций организма, состоящая из поступления в организм из окружающей среды пищевых веществ и кислорода, их изменений в клетках организма и выделения из клеток организма продуктов обмена.
Учитель: ребята вы узнали, что обмен веществ важная функция необходимая для здоровья человека. А для жизнедеятельности человека, важное значение имеют витамины, значит, в обмене веществ важную роль играют витамины.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Витамины”.
Сегодня вы познакомитесь с витаминами, их значением, биологической ролью в организме человека и получите понятия об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах.
Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. В 1881 году русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода, в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н.И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Н. И. Лукин решил, что в пище содержатся еще какие-то вещества необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от латинского “Vita” - жизнь, “amin” -содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название осталось.
Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, обмену веществ. Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?
Вспомните, что такое ферменты?
Какую роль они играют в обмене веществ?
Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов, ферментов.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.
Учитель. Что же является первоисточником витаминов?
Учитель. Из каких растений мы получаем витамины?
Человек получает витамины из растительной пищи, а животные? Человек и хищные животные могут получать витамины и косвенным путем, из продуктов животного происхождения, например, употрeбляя мясо, печень, рыбу, мы получаем витамины, находящиеся в них.
Учитель. Еще в каком виде принимаем витамины? Правильно, покупаем в аптеке.
Учитель. Где выпускаются витамины? Промышленность выпускает лекарственные препараты, содержащие различные витамины.
Вывод.
Учитель. Итак, какие первоисточники витаминов вы знаете? Каково значение витаминов для жизни человека?
При недостатке в питании витаминов даже у самого здорового человека появляется слабость, быстрая утомляемость, понижается сопротивляемость организма к заболеваниям, что приводит к серьезным нарушениям деятельности различных органов и всего организма в целом.
Каждых витамин по действию, оказываемому на организм, имеет свое значение. Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита – А, В, С, Д, К, Е.
Все витамины делятся на две большие группы - растворимые в воде и растворимые в жирах.
Учитель. А сейчас выполним задание 148 в рабочей тетради.
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание - авитаминоз. Если организм получает витамины в недостаточном количестве, возникает заболевание - гиповитаминоз. Бывают случаи гипервитаминоза – заболевания связанного с избытком какого-либо витамина.
Учитель. А сейчас выполним задание 149 в рабочей тетради.
Заполним таблицу с указание функции витаминов, симптомах авитаминоза, гиповитаминоза и источников витаминов. Заполняем таблицу по мере моего рассказа.
Название витамина | Функции | Симптомы авитаминоза | Симптомы гиповитаминоза | Источники витаминов | Суточная потребность |
Водорастворимые витамины. Наиболее известен из этой группы витамин С (аскорбиновая кислота). Многие дети его любят, за приятный вкус, но не все знают, насколько он важен для здоровья. Витамин С содержится в шиповнике, черной смородине, капусте, лимонах. Когда организм в течении длительного времени не получает витамин С, развивается цинга – заболевание, известное путешественникам и мореплавателям с давних времен.
Симптомы гипервитаминоза – подверженность инфекциям, кровоточивость десен. Функция – пpeдoxpaняет от ненужного окисления клеточной мембраны. Суточная потребность витамина С – 50–100мг. Во время инфекционных заболеваний эту дозу следует увеличить в 3–5 раз, так как витамин С участвует в работе ферментов, способствующих образованию антител. Во время болезни гриппом рекомендуют, есть лук, богатый витамином С.
Витамин В, насчитывает свыше 15 витаминов. Например В1 В2, В6, В12.
Витамин В1 участвует в работе окислительных ферментов. Содержится в зернах злаков, капусте, моркови, яблоках. При отсутствии в пище витамина B1 возникает тяжелая болезнь бери-бери, которая сопровождается параличами и судорогами. Раньше эта болезнь была распространена на некоторых тихоокеанских островах, где основу питания составлял очищенный (полированный) рис. В нет витамина В1, ранними признаками B1 – гиповитаминоза является повышенная возбудимость, раздражительность, нарушение сна, снижение памяти, внимания, работоспособности. Суточная норма – 1,4–1,6мг.
Заполните таблицу. А про витамин В2 прочитаете дома по учебники, заполните таблицу.
Жирорастворимые витамины. Выполняем задание 151 в рабочих тетрадях.
Витамин Д содержится в печени рыб, яичном желтке, сливочном масле, молоке. Недостаток витамина приводит к рахиту, поражению костной системы. Происходит деформация костей, они теряют прочность и искривляются. Чаще рахитом болеют дети. Функция витамина Д – участвует в нормальном росте костей. Симптомы гиповитаминоза – нарушение кальциевого и фосфорного обмена, снижение иммунитета, замедление роста детей. Суточная потребность – 2,5мг.
Учитель. В таблицу сведения о витаминах Д и Е заполните дома.
Выводы. О чем мы сегодня говорили?
Каковы функции витаминов?
Источники витаминов А, С, Д, В?
Симптомы гиповитаминозов, и авитаминозов?
Какие витамины вы знаете?
Наше государство заботится о здоровье человека, для этого выпускаются витамины, в дозированном виде, содержащие суточную потребность человека.
В Башкирии есть крупный витаминный завод. Он основан в 1916 году, а в 1945 году переименован в витаминный завод, и в 1993 году преобразован в открытое акционерное общество “Уфавита”. Этот завод включает 4 основных видов производств: гематогена, различных витаминов, также выпускает лекарства в ампулах. Продукция используется во всех регионах нашей республики, Российской Федерации, а так же экспортируется в Белоруссию, Украину, Польшу, Германию и Австрию.
На выставке представлена продукция завода “Уфавита”.
Витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности, но их передозировка может вызвать тяжелые нарушения в организме. Поэтому нельзя злоупотрeбллять синтетическими препаратами витаминов.
Если вы хотите, чтобы у вас была хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.
Так же вам необходимо знать о сохранении витаминов в пище. Для того, чтобы проверить сохраняются ли витамины при варке проведем опыт.
Опыт. Берем два стакана.
- стакан со свежим соком апельсина.
- с вареным компотом.
В каждый из стаканов доливаем йодокрахмалъный раствор.
Что вы видите? Объясните, почему так получилось?
Потому, что при варке компота Витамин С, который обесцвечивает йодокрахмальный раствор, разрушился.
Сохранение витаминов зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности их хранения. Особенно устойчивы витамины А, С, и группы В. разрушение их происходит при высокой температуре и при соприкосновении с металлами, а витамин С разрушается при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой опускать в кипящую воду и варить недолго. Нельзя пользоваться металлической посудой для приготовления овощных блюд, лучше использовать эмалированную посуду. Овощные блюда необходимо употрeбллять сразу же после приготовления, т.к. при хранении витамины разрушаются.
Вывод по уроку.
Задание на дом п. 37 и заполнить таблицу 150, доделать 151. в рабочей тетради.
Урок окончен.
Комментарии:
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
30 06 2025 21:20:57
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
29 06 2025 21:11:49
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
28 06 2025 11:12:20
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
27 06 2025 7:18:33
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
26 06 2025 10:22:15
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
25 06 2025 3:24:49
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
24 06 2025 22:23:42
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
23 06 2025 17:41:35
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
22 06 2025 1:33:48
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
21 06 2025 12:46:34
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
20 06 2025 6:29:47
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
19 06 2025 4:15:50
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
18 06 2025 11:54:44
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
17 06 2025 17:27:54
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
16 06 2025 23:22:47
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
15 06 2025 19:50:13
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
14 06 2025 20:43:41
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
13 06 2025 0:13:36
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
12 06 2025 13:57:24
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
11 06 2025 14:53:40
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
10 06 2025 19:58:44
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
09 06 2025 17:43:42
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
08 06 2025 12:23:34
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
07 06 2025 8:54:57
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
06 06 2025 2:12:15
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
05 06 2025 11:20:46
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
04 06 2025 8:59:17
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
03 06 2025 19:23:25
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
02 06 2025 14:47:21
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
01 06 2025 20:35:38
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
31 05 2025 20:58:40
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
30 05 2025 8:57:46
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
29 05 2025 22:11:52
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
28 05 2025 18:36:13
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
27 05 2025 12:38:53
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
26 05 2025 14:59:41
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
25 05 2025 19:30:39
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
24 05 2025 17:50:49
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
23 05 2025 3:15:56
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
22 05 2025 7:37:43

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
21 05 2025 0:53:35
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
20 05 2025 20:35:11
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
19 05 2025 5:28:34
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
18 05 2025 2:21:35
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
17 05 2025 1:25:31
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
16 05 2025 13:36:31
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
15 05 2025 0:23:26
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
14 05 2025 9:32:48
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
13 05 2025 15:54:56
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
12 05 2025 12:36:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::