Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс


Цели урока:

  • повторение, закрепление и расширение знаний о происхождении и становлении человека как биосоциального существа;
  • развитие интереса к науке;
  • дать понятие об этологии и работах К. Лоренца, проксимике, футурологии и, следовательно, дальнейшей эволюции современных людей.
  • развитие навыков логического мышления, умения делать выводы и обобщать.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В многострадальной истории человечества есть 3 гения, которые очень “огорчили” современников своими открытиями. И эти огорчения были связаны, прежде всего, с тем, что их открытия заставляли современников подумать о себе хуже, чем им хотелось, т.е. низводили человека с небес его представлений на грешную землю.

Это были Николай Коперник, Чарлз Дарвин и Норберт Винер. Николай Коперник очень огорчил святую церковь, доказав, что не Земля находится в центре нашей системы, а Солнце. Отцы иезуиты долго не могли простить ему того, что Земле присвоен лишь четвертый ранг (после Солнца, Меркурия и Венеры) – ведь это почти провинция! И лишь счастливая случайность избавила его от костра.

“Обидчиком” был и Н. Винер – создатель кибернетики, науки об управлении сложными объектами любой природы: от технических до биологических. Многим было обидно, что их уникальная деятельность укладывается в “железные” законы теории управления.

Но самым сильным “обидчиком” справедливо считался Ч. Дарвин – создатель эволюционной теории развития живых существ. Уж слишком противна была многим мысль о происхождении человека от обезьяны. Надо заметить, что именно эта самая последняя стадия эволюции больше всего раздражала противников Ч. Дарвина. А то, что эволюция прошла от амебы до обезьяны, т.е. неимоверно более сложный путь, чем от обезьяны до человека, их не беспокоило.

Долог путь жизни на нашей планете, и как мало у нашего современника за спешкой повседневных дел времени, чтобы задуматься над тем: кто мы, откуда мы, куда мы идем – над извечными вопросами, в разгадке которых, возможно кроется смысл существования Человека, Человечества и самой жизни

2. Актуализация знаний. Следы прошлого в теле человека. Экскурсия в мини-музей. Лекция экскурсовода (в роли экскурсоводов выступают два ученика).

- “Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса Вселенной! Венец всего живущего! Но что для меня эта квинтэссенция праха?” (Шекспир “Гамлет” акт 2, сцена 2).

Краса Вселенной или квинтэссенция праха? Этот вопрос столь же древен, сколь древен и сам человек. Взгляд назад, к прошлому. В далекую ретроспективу, полезен для оценки тех важных черт, которые человек унаследовал от далеких предков. Долгая и удивительно интересная история живого мира показывает нам путь, по которому человек “как источник чистый силы сокровенной” поднялся вверх. В этом основа оценки и дальнейших перспектив.

  • на предыдущих уроках мы рассматривали хаpaктерные черты строения, доказывающие родство человека с млекопитающими животными. Но общие принципы строения организма человека заложены были тогда, когда возникла первая клетка и формировался генетический код. Около половины наших генов идентичны геному мухи-дрозофилы;
  • одно из величайших открытий ранней эволюции – двусторонняя симметрия – от плоских червей;
  • появление пищеварительного тpaкта обеспечило первым многоклеточным огромное биологическое преимущество: позволило сосредоточить в передней части органы, обеспечивающие питание;
  • рот, щупальца, органы обоняния и зрения, первого подобия мозга. Так как он контролировал большинство действий, естественно, что он сосредоточился в передней части. Такое расположение рта, мозга и анализаторов одинаково как для весьма примитивных животных, так и для человека. Этим было положено начало процессу цефализации – сосредоточение мозговых центров в голове. Своего высшего появления этот процесс достигает у человека. Некий ученый, обладающий чувством юмора, кратко и образно оценил роль пищеварительного тpaкта как основы цефализации: “Через желудок к прогрессу!”;
  • от рыб человек унаследовал ряд основных черт: костный скелет с главной опорой – позвоночным столбом, череп, челюстной аппарат и зубы;
  • основные принципы строения конечностей заложены рыбами и развиты земноводными и пресмыкающимися;
  • хотя система размножения у млекопитающих изменяется, она все же сохраняет черты, впервые сформированные пресмыкающимися;
  • сходные с млекопитающими некоторые пресмыкающиеся (например, крокодилы) сделали, вероятно, первый шаг к выработке механизма регуляции температуры тела путем улучшения теплоизоляции и более эффективной системы кровообращения с четырехкамерным сердцем.

Можно приводить еще много примеров сходства в строении человека и животных. Но также много общего у человека и животных в поведении.

3. Изучение нового материала. Объяснение учителя. Работа со словарем

3.1. Как вы понимаете термин “агрессивность”?

Работа со словарем. В словаре Ожегова читаем:

“Агрессия” -

1) вторжение на территорию другого государства, нарушение суверенитета;

2) открытая неприязнь;

3) бытовое – нападение (неоправданное, несправедливое).

По К.Лоренцу – основателю науки этологии – науки о поведении животных – агрессивность: злость, злоба, ярость. Также основоположником этологии является Николас Тинберген. Термин нейтрален. Агрессивность часто проявляется в нападении. Но нападение без злости – не агрессия. Агрессивное поведение всегда сопровождается эмоциями.

3.2. Агрессия обладает следующими свойствами:

1) Может накапливаться при отсутствии возможной реализации;

2) Может переадресовываться;

3) Может заменяться демонстрацией;

Один из способов снижения напряженности – территориальность – прострaнcтвенное разрежение популяции позволяет полнее использовать имеющиеся возможности для выживания; позволяет каждой особи обладать определенной территорией, которая необходима для производства потомства. Животные метят свою территорию и строжайшим образом следят, чтобы её не нарушил чужак. Инстинкт сохранения своей территории очень силен и у человека. Вспомним “мой дом – моя крепость”.

4. Изучение нового материала. Фронтальный анализ ситуаций. Территориальность у человека.

4.1. Рассмотрим некоторые ситуации для выяснения наличия у человека определенных прострaнcтвенных зон (признака, очень четко проявляющегося у животных).

А) Учитель просит подойти к нему одного из учеников. Неожиданно берет его под руку. Идет с ним по классу. Ученик должен описать свои ощущения (предполагаемый ответ: неловкость, стеснение).

Б) Вдоль доски выставлены в ряд несколько стульев. На один из них садится учитель. На другой предлагает сесть одному из учащихся (наиболее вероятный вариант: ученик сядет как можно дальше от учителя).

В) Учитель предлагает вспомнить свои ощущения во время поездки в переполненном автобусе (предполагаемый ответ: дискомфорт, неловкость, желание поскорее выбраться из давки).

Г) В ваш дом пришел водопроводчик починить неисправный кран в ванной комнате. Какова ваша реакция?

  • постараетесь встать у него за спиной, чтобы наблюдать за его работой;
  • издалека будете наблюдать за его действиями, чтобы не терять его из виду;
  • уйдете в другую комнату и закроете за собой дверь.

4.2. Объяснение учителя.

В последние годы активно развивается проксимика (от английского proximity – близость) – наука, изучающая прострaнcтвенные потребности человека. Родоначальником считается американский антрополог Эдуард Т. Холл. Оказалось, что размеры личной прострaнcтвенной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы, независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или России. Ёе можно разделить на 4 четкие прострaнcтвенные зоны.

Таблица - “ЗОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА У ЧЕЛОВЕКА”.

ИHTиMная зона Персональная зона Социальная зона Общественная зона
15-16 см 46 см – 1-2 м 1-2 м – 3-6 м Свыше 3-6 м

ИHTиMная зона (от 15 до 46 см).

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно её человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется ещё подзона радиусом до 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхиHTиMная зона.

Вторжение постороннего человека в иHTиMную зону вызывает различные физиологические реакции: сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мышцам и мозгу, организм приходит в состояние “боевой готовности”. Например, грудной ребенок плачет, если его хочет взять на руки чужой человек.

Неловкость возникла в ситуации “А”, ситуации “В”.

  • Персональная зона (от 46 см до 1-2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас. Когда мы находимся на вечеринках, официальных встречах (ситуация “Б”)
  • Социальная зона (от 1-2 м до 3-6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, с которыми вынуждены общаться. Например, водопроводчик или плотник, пришедшие заняться ремонтом в наш дом, почтальон, новый служащий на работе. На таком же расстоянии мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.
  • Общественная зона (более 3-6 м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

5. Закрепление изученного материала. Анализ предлагаемых учителем ситуаций.

5.1. После футбольного матча толпа разбушевавшихся фанатов начала громить витрины магазинов и избивать случайных прохожих, попадающихся им на пути. Полиция разогнала толпу водоструйными насосами и слезоточивым газом. Через некоторое время порядок был восстановлен.

Анализ: при увеличении скученности толпы личное прострaнcтво каждого человека становится меньше. Агрессивность и враждебность возрастает. Чтобы нормализовать ситуацию, нужно разредить толпу. В результате личное прострaнcтво каждого человека восстановится и агрессивность снизится.

5.2. Следователи милиции для того, чтобы сломить сопротивление преступника, сажают допрашиваемого посередине комнаты на стул без подлокотников; во время допроса часто заходят сзади или задают вопросы, близко наклоняясь к его лицу, наводят свет на лицо допрашиваемого. Поясните их действия.

Анализ: производится постоянное проникновение в иHTиMную зону. Дискомфорт на личной территории преступника – стул без подлокотников, угроза нападения сзади. Постоянное нарушение территории личности способствует подавлению сопротивления преступника.

6. Продолжение изучения нового материала. Рассказ учителя. Составление логических цепочек.

6.1. Человек является биосоциальным существом. Социальная надстройка (речь, мышление, сознание) насчитывает каких-нибудь 200-300 тысяч лет, тогда как биологический базис исчисляется миллионами лет. Поэтому человек, как и любое другое живое существо, подчиняется законам природы.

6.2. Агрессивность подчиняется своим законам, влияющим на поведение не только человека, но и общества, государства. Попробуем на нескольких примерах убедиться, что законы природы в равной степени распространяются и на человеческое общество. Агрессия обладает определенными свойствами:

1) Агрессия накапливается.

Эта проблема возникает в тех случаях, когда группа людей вынуждена долго находиться в замкнутом прострaнcтве и при этом поддерживать ровные отношения (люди на зимовке. В космосе). Если нет внешнего объекта для проявления агрессивности, люди часто начинают ненавидеть друг друга. Лучший способ снятия агрессии – найти внешний объект для её проявления – трудная работа, например.

2) Агрессия переадресуется.

6.3. Закончите предложения:

  • обруганный извозчик стегнул кнутом (лошадь);
  • обиженный человек пнул (собаку, кошку, стул);
  • во время ссоры с мужем жена в качестве основного аргумента своей правоты стала бить (посуду, кулаком по столу, мужа);

Кстати! В Японии служащие могут придти в специальную комнату, где стоит манекен начальника. Можно сказать ему всё, что хочешь и даже побить его.

6.4. Составьте логическую цепочку:

Отца семейства обругал на работе начальник – придя домой он… (- накричал на жену – жена обругала подвернувшегося ей под руку ребёнка – ребенок пнул собаку – собака погрызла любимое кресло хозяина).

Анализ: произошла переадресовка агрессии.

Продолжение изучения свойств агрессии.

3) Агрессия часто заменяется демонстрацией.

Вспомните сцену знакомства лжедоцента (Е.Леонов) с обитателями тюремной камеры.

Анализ: демонстрация силы, желание испугать.

7. Обобщение ранее изученного материала. Выступления учащихся. Основные отличия человека.

7.1. Итак, человек – производное природы. Что же стало решающим шагом в становлении человека как социального существа (по мнению Ф.Энгельса)

Ответ: прямохождение и социальный образ жизни.

Прямохождение, в общем-то, биологический нонсенс. Оно крайне невыгодно энергетически, не позволяет достигнуть высоких скоростей. Переход к нему наших предков породил ряд проблем, кое-как скомпенсированных последующей эволюцией. Например, в отличие от четвероногих, роды для женщин – мука. Длительное стояние, ношение тяжестей очень утомляет человека, приводя порой к плоскостопию и расширению вен на ногах. У всех четвероногих внутренности давят только на стенку живота, а у нас – друг на друга и на таз. Отсюда – грыжи. Короче говоря, к прямохождению мы приспособлены плохо. Конечно, человек выгадал в технологическом плане. С помощью рук он управляет посторонними предметами. Но ведь “ежели чего прибудет, то в другом месте того же убудет”. А не замечаем мы неудобства только потому, что живем в особой нами же созданной среде. Здесь возникает сложный вопрос: зачем же природе такая эволюция, которая, в общем, ухудшает природное состояние организма? Можно поставить контр-вопрос: а мы уверенны в том, что понимаем направление эволюции?

7.2. Выступления учащихся о версиях возникновения у человека прямохождения. (см. Приложение).

8. Предполагаемое будущее человека. Мини-лекция.

Но и прямохождение – пройденный этап. И если ещё в позапрошлом веке основные виды городского труда были стоячими, то в прошлом веке они неуклонно вытесняются трудом сидячим. А кое-где, например, в кабине реактивного самолета или за рулем гоночного автомобиля, поза пилота и автогонщика становится вообще полулежачей. По мере того, как человек во время работы все более основательно садится, его кресло получает все большую подвижность. Оно становится вращающимся, поднимающимся, на колесиках. Поза прямохождения постепенно оказывается пережитком старины, не очень-то приспособленным для городского труда.

Современная среда, в которой мы живем, изменяется с исключительной скоростью; сейчас за десятилетия происходят изменения, которые в прошлом происходили за сотни лет. Из истории эволюции хорошо известно, что стало с существами, которые не смогли или не успели приспособиться к новым условиям.

Человек по природе оптимист, он гордится своими достижениями, но не следует забывать, что законы природы, хотя и в ослабленной форме, продолжают на него воздействовать. Американские и английские ученые – футурологи (футурология – наука о прогнозировании социальных процессов) так видят человека будущего: рост более 2-х метров, большая круглая голова, вертикальный лоб, лицо меньшее по размерам, небольшое количество слабых зубов, рано лысеющий, близорукий, с очень развитым интеллектом, атрофированными мышцами ног, уменьшенным желудком, с тремя пальцами без ногтей, исчезнет мизинец на ступнях. Женщины по внешнему виду почти не будут отличаться от мужчин. Футурологи предлагают целый ряд названий человеку будущего: “человек творец”, “человек исследователь”, “человек завершенный”, “человек любящий”, “человек мудрый”. А может быть: “человек сидячий”, “человек маньяк”, “человек медикаментозный”?.. Нам выбирать кем стать!

Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос:

Вы получили возможность побывать в далеком прошлом Земли и вернуться обратно. Осталось бы незамеченными для исторической жизни на Земле посещение вами и вашими товарищами какого-либо из периодов в развитии Земли на “машине времени”?

Приложение.

1. По мнению современных антропологов, прямая походка появилась у предков человека задолго до того, как они спустились на землю. И в этом есть своя логика: именно передвижение по вертикальному стволу дерева и выпрямило человека, точнее его предка. Субстратом (“землей”), по которой передвигался наш далекий предок, был ствол, а основания веток – ступенями. До сих пор расстояние между согнутым большим пальцем и остальными пальцами показывает на размер ветвей, а высота подъема ноги – на расстояние между ветвями по стволу.

И тело при этом защищено от ударов со спины и с боков, а прямостояние в своих истоках связано с опорой на все 4 конечности. Короче говоря, произошло неплохое приспособление к древесному образу жизни, точнее, древесно-стволовому.

И вот когда в один далеко не прекрасный момент произошло “деревокрушение” (то ли исчезли крупные деревья, то ли на них стало невозможным дальнейшее проживание) и предок человека, приспособленный к перемещению по вертикали, вдруг очутился на земле, да ещё вне леса, он и оказался перед дилеммой: либо погибнуть, либо выжить в совершенно иной, чем до сих пор, среде – саванне. Он выжил, но за счет социального приспособления: ещё теснее сплотиться с себе подобными, развил звуковую сигнализацию, вооружился палками и камнями, которые ему напоминали ветки и плоды, используемые в древесной жизни для защиты. То есть кое-что из древесной жизни пошло ему на пользу. Вывод: направление эволюции человека было совсем иным - не прямохождение, а прямолазание!

2. Интересная гипотеза предложена российским ученым Матюшиным. Причина изменения наследственных свойств – мутации. В связи с усилением тектонической активности возникла зона повышенной радиоактивности. И у обитавших там обезьян возникли значительные мутации: стали рождаться дети с иным строением черепа, с меньшей физической силой, с измененными конечностями. Это австралопитеки – ближайшие предвестники человека, ветвь, так и не давшая желанных побегов.

3. Палеонтолог К. Джохансон в 1974 году в Африке (впадина Афар) нашел скелет афарского австралопитека “Люси”. Жившая более 3млн.лет назад Люси ходила на 2-х ногах! Все австралопитеки ходили на двух ногах, но орудий никаких не делали! Для того, чтобы скелет четвероногих преобразовался в скелет Люси и её потомков, эволюции потребуется 5-7 млн. лет. Следовательно, гоминиды начали свой путь по Земле на 2-х ногах 8-10 млн.лет назад. А первые каменные орудия имеют возраст 2,5 млн.лет. С идеей прямохождения ради изготовления орудий труда пришлось расстаться. Говорят, что хотя бы для палок и камней нужна была бипедия (прямохождение). Но современные обезьяны показали, что это можно сделать и без бипедии.

Люси ростом примерно около метра. На черепе – гребень для прикрепления мощных жевательных мускулов. Зубы всеядного животного. Клыки – нужные для защиты. Ходила на двух ногах, полностью выпрямившись. “Она не просто умела ходить на двух ногах, но это был для неё единственный способ передвижения” - такой вывод сделал анатом К.О.Лавджой. Следовательно, человек не сам стал двуногим. Он произошёл от двуногого животного. Ясно, что предки Люси в руках что-то носили, но что именно – не ясно. Может быть палки-копалки, камни, пищу. Но могли быть и дети. Двуногая самка может переходить с места на место с тремя детенышами: старший идет, держась за мать, средний сидит на закорках, а младшего мать несет на руках.

Когда вы наблюдаете, как ваш малыш сначала ползает на четвереньках, а потом пробует ходить, перед вами проходит не история человека, а много более древняя история. Образовавшаяся примерно 10 млн. лет назад программа действует и по сей день.

Литература:

  1. Володин В. глав.ред; Петрановская Л. метод.ред; Каширина Т. отв.ред. – М.:Аванта+, 2003.
  2. Дольник В. “Непослушное дитя биосферы”.- М.: “Педагогика-пресс”, 1994.
  3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. “Основы этологии и генетики поведения”. Учебник, 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во “Высшая школа”, 2002.
  4. Малышевский А.Ф., Ерунов Б.А., Карпунин В.А., Липский Б.И., Сергeйчик Е.М., Шор Ю.М. “Мир человека: Учеб. пособие для 10-11 кл.общеобразоват.учереждений”.- М.: Просвещение, 1994.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Токовый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений”.- М.: “А ТЕМП”, 2004.
  6. Прохоров А.М. гл.ред. “Российский энциклопедический словарь”.-М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2000.




Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

16 01 2022 22:22:37

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

15 01 2022 1:50:40

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

14 01 2022 1:49:18

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

13 01 2022 12:17:29

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

12 01 2022 14:12:50

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

11 01 2022 2:39:57

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

10 01 2022 13:12:15

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

09 01 2022 17:23:38

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

08 01 2022 11:52:49

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

07 01 2022 0:23:50

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции Е С Л И и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

06 01 2022 12:26:59

Загадки эволюции


    Загадки эволюции

      Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

05 01 2022 1:23:56

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

04 01 2022 4:36:32

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

03 01 2022 10:41:11

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

02 01 2022 23:30:22

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

01 01 2022 13:23:37

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

31 12 2021 0:11:28

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

      Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...

30 12 2021 21:35:47

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

29 12 2021 1:12:38

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

28 12 2021 15:43:49

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"


    Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

      Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

27 12 2021 22:30:14

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды


    Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

      Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

26 12 2021 23:38:53

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

25 12 2021 21:57:45

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

24 12 2021 3:22:18

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

23 12 2021 12:21:51

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

22 12 2021 13:19:48

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

21 12 2021 0:48:59

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс


    Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

      Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

20 12 2021 5:47:17

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

19 12 2021 17:23:38

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

18 12 2021 5:39:17

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

17 12 2021 6:31:32

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

16 12 2021 21:16:28

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

15 12 2021 4:20:44

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Покровные ткани. Эпидермис.  ЕГЭ biologia's Blog Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

14 12 2021 15:46:12

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

13 12 2021 14:28:16

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

12 12 2021 2:25:32

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

11 12 2021 5:43:52

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"


    Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

      Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов. ...

10 12 2021 2:43:58

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

09 12 2021 22:41:41

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

08 12 2021 14:46:27

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

07 12 2021 8:46:55

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

06 12 2021 0:31:42

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

05 12 2021 1:54:17

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

04 12 2021 1:54:30

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

03 12 2021 10:49:36

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

02 12 2021 21:56:52

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

01 12 2021 5:16:34

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

30 11 2021 13:25:45

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

29 11 2021 0:54:41

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

28 11 2021 8:27:50

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::