Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс
Цели урока:
- повторение, закрепление и расширение знаний о происхождении и становлении человека как биосоциального существа;
- развитие интереса к науке;
- дать понятие об этологии и работах К. Лоренца, проксимике, футурологии и, следовательно, дальнейшей эволюции современных людей.
- развитие навыков логического мышления, умения делать выводы и обобщать.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В многострадальной истории человечества есть 3 гения, которые очень “огорчили” современников своими открытиями. И эти огорчения были связаны, прежде всего, с тем, что их открытия заставляли современников подумать о себе хуже, чем им хотелось, т.е. низводили человека с небес его представлений на грешную землю.
Это были Николай Коперник, Чарлз Дарвин и Норберт Винер. Николай Коперник очень огорчил святую церковь, доказав, что не Земля находится в центре нашей системы, а Солнце. Отцы иезуиты долго не могли простить ему того, что Земле присвоен лишь четвертый ранг (после Солнца, Меркурия и Венеры) – ведь это почти провинция! И лишь счастливая случайность избавила его от костра.
“Обидчиком” был и Н. Винер – создатель кибернетики, науки об управлении сложными объектами любой природы: от технических до биологических. Многим было обидно, что их уникальная деятельность укладывается в “железные” законы теории управления.
Но самым сильным “обидчиком” справедливо считался Ч. Дарвин – создатель эволюционной теории развития живых существ. Уж слишком противна была многим мысль о происхождении человека от обезьяны. Надо заметить, что именно эта самая последняя стадия эволюции больше всего раздражала противников Ч. Дарвина. А то, что эволюция прошла от амебы до обезьяны, т.е. неимоверно более сложный путь, чем от обезьяны до человека, их не беспокоило.
Долог путь жизни на нашей планете, и как мало у нашего современника за спешкой повседневных дел времени, чтобы задуматься над тем: кто мы, откуда мы, куда мы идем – над извечными вопросами, в разгадке которых, возможно кроется смысл существования Человека, Человечества и самой жизни
2. Актуализация знаний. Следы прошлого в теле человека. Экскурсия в мини-музей. Лекция экскурсовода (в роли экскурсоводов выступают два ученика).
- “Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса Вселенной! Венец всего живущего! Но что для меня эта квинтэссенция праха?” (Шекспир “Гамлет” акт 2, сцена 2).
Краса Вселенной или квинтэссенция праха? Этот вопрос столь же древен, сколь древен и сам человек. Взгляд назад, к прошлому. В далекую ретроспективу, полезен для оценки тех важных черт, которые человек унаследовал от далеких предков. Долгая и удивительно интересная история живого мира показывает нам путь, по которому человек “как источник чистый силы сокровенной” поднялся вверх. В этом основа оценки и дальнейших перспектив.
- на предыдущих уроках мы рассматривали хаpaктерные черты строения, доказывающие родство человека с млекопитающими животными. Но общие принципы строения организма человека заложены были тогда, когда возникла первая клетка и формировался генетический код. Около половины наших генов идентичны геному мухи-дрозофилы;
- одно из величайших открытий ранней эволюции – двусторонняя симметрия – от плоских червей;
- появление пищеварительного тpaкта обеспечило первым многоклеточным огромное биологическое преимущество: позволило сосредоточить в передней части органы, обеспечивающие питание;
- рот, щупальца, органы обоняния и зрения, первого подобия мозга. Так как он контролировал большинство действий, естественно, что он сосредоточился в передней части. Такое расположение рта, мозга и анализаторов одинаково как для весьма примитивных животных, так и для человека. Этим было положено начало процессу цефализации – сосредоточение мозговых центров в голове. Своего высшего появления этот процесс достигает у человека. Некий ученый, обладающий чувством юмора, кратко и образно оценил роль пищеварительного тpaкта как основы цефализации: “Через желудок к прогрессу!”;
- от рыб человек унаследовал ряд основных черт: костный скелет с главной опорой – позвоночным столбом, череп, челюстной аппарат и зубы;
- основные принципы строения конечностей заложены рыбами и развиты земноводными и пресмыкающимися;
- хотя система размножения у млекопитающих изменяется, она все же сохраняет черты, впервые сформированные пресмыкающимися;
- сходные с млекопитающими некоторые пресмыкающиеся (например, крокодилы) сделали, вероятно, первый шаг к выработке механизма регуляции температуры тела путем улучшения теплоизоляции и более эффективной системы кровообращения с четырехкамерным сердцем.
Можно приводить еще много примеров сходства в строении человека и животных. Но также много общего у человека и животных в поведении.
3. Изучение нового материала. Объяснение учителя. Работа со словарем
3.1. Как вы понимаете термин “агрессивность”?
Работа со словарем. В словаре Ожегова читаем:
“Агрессия” -
1) вторжение на территорию другого государства, нарушение суверенитета;
2) открытая неприязнь;
3) бытовое – нападение (неоправданное, несправедливое).
По К.Лоренцу – основателю науки этологии – науки о поведении животных – агрессивность: злость, злоба, ярость. Также основоположником этологии является Николас Тинберген. Термин нейтрален. Агрессивность часто проявляется в нападении. Но нападение без злости – не агрессия. Агрессивное поведение всегда сопровождается эмоциями.
3.2. Агрессия обладает следующими свойствами:
1) Может накапливаться при отсутствии возможной реализации;
2) Может переадресовываться;
3) Может заменяться демонстрацией;
Один из способов снижения напряженности – территориальность – прострaнcтвенное разрежение популяции позволяет полнее использовать имеющиеся возможности для выживания; позволяет каждой особи обладать определенной территорией, которая необходима для производства потомства. Животные метят свою территорию и строжайшим образом следят, чтобы её не нарушил чужак. Инстинкт сохранения своей территории очень силен и у человека. Вспомним “мой дом – моя крепость”.
4. Изучение нового материала. Фронтальный анализ ситуаций. Территориальность у человека.
4.1. Рассмотрим некоторые ситуации для выяснения наличия у человека определенных прострaнcтвенных зон (признака, очень четко проявляющегося у животных).
А) Учитель просит подойти к нему одного из учеников. Неожиданно берет его под руку. Идет с ним по классу. Ученик должен описать свои ощущения (предполагаемый ответ: неловкость, стеснение).
Б) Вдоль доски выставлены в ряд несколько стульев. На один из них садится учитель. На другой предлагает сесть одному из учащихся (наиболее вероятный вариант: ученик сядет как можно дальше от учителя).
В) Учитель предлагает вспомнить свои ощущения во время поездки в переполненном автобусе (предполагаемый ответ: дискомфорт, неловкость, желание поскорее выбраться из давки).
Г) В ваш дом пришел водопроводчик починить неисправный кран в ванной комнате. Какова ваша реакция?
- постараетесь встать у него за спиной, чтобы наблюдать за его работой;
- издалека будете наблюдать за его действиями, чтобы не терять его из виду;
- уйдете в другую комнату и закроете за собой дверь.
4.2. Объяснение учителя.
В последние годы активно развивается проксимика (от английского proximity – близость) – наука, изучающая прострaнcтвенные потребности человека. Родоначальником считается американский антрополог Эдуард Т. Холл. Оказалось, что размеры личной прострaнcтвенной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы, независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или России. Ёе можно разделить на 4 четкие прострaнcтвенные зоны.
Таблица - “ЗОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА У ЧЕЛОВЕКА”.
ИHTиMная зона | Персональная зона | Социальная зона | Общественная зона |
15-16 см | 46 см – 1-2 м | 1-2 м – 3-6 м | Свыше 3-6 м |
ИHTиMная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно её человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется ещё подзона радиусом до 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхиHTиMная зона.
Вторжение постороннего человека в иHTиMную зону вызывает различные физиологические реакции: сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мышцам и мозгу, организм приходит в состояние “боевой готовности”. Например, грудной ребенок плачет, если его хочет взять на руки чужой человек.
Неловкость возникла в ситуации “А”, ситуации “В”.
- Персональная зона (от 46 см до 1-2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас. Когда мы находимся на вечеринках, официальных встречах (ситуация “Б”)
- Социальная зона (от 1-2 м до 3-6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, с которыми вынуждены общаться. Например, водопроводчик или плотник, пришедшие заняться ремонтом в наш дом, почтальон, новый служащий на работе. На таком же расстоянии мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.
- Общественная зона (более 3-6 м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
5. Закрепление изученного материала. Анализ предлагаемых учителем ситуаций.
5.1. После футбольного матча толпа разбушевавшихся фанатов начала громить витрины магазинов и избивать случайных прохожих, попадающихся им на пути. Полиция разогнала толпу водоструйными насосами и слезоточивым газом. Через некоторое время порядок был восстановлен.
Анализ: при увеличении скученности толпы личное прострaнcтво каждого человека становится меньше. Агрессивность и враждебность возрастает. Чтобы нормализовать ситуацию, нужно разредить толпу. В результате личное прострaнcтво каждого человека восстановится и агрессивность снизится.
5.2. Следователи милиции для того, чтобы сломить сопротивление преступника, сажают допрашиваемого посередине комнаты на стул без подлокотников; во время допроса часто заходят сзади или задают вопросы, близко наклоняясь к его лицу, наводят свет на лицо допрашиваемого. Поясните их действия.
Анализ: производится постоянное проникновение в иHTиMную зону. Дискомфорт на личной территории преступника – стул без подлокотников, угроза нападения сзади. Постоянное нарушение территории личности способствует подавлению сопротивления преступника.
6. Продолжение изучения нового материала. Рассказ учителя. Составление логических цепочек.
6.1. Человек является биосоциальным существом. Социальная надстройка (речь, мышление, сознание) насчитывает каких-нибудь 200-300 тысяч лет, тогда как биологический базис исчисляется миллионами лет. Поэтому человек, как и любое другое живое существо, подчиняется законам природы.
6.2. Агрессивность подчиняется своим законам, влияющим на поведение не только человека, но и общества, государства. Попробуем на нескольких примерах убедиться, что законы природы в равной степени распространяются и на человеческое общество. Агрессия обладает определенными свойствами:
1) Агрессия накапливается.
Эта проблема возникает в тех случаях, когда группа людей вынуждена долго находиться в замкнутом прострaнcтве и при этом поддерживать ровные отношения (люди на зимовке. В космосе). Если нет внешнего объекта для проявления агрессивности, люди часто начинают ненавидеть друг друга. Лучший способ снятия агрессии – найти внешний объект для её проявления – трудная работа, например.
2) Агрессия переадресуется.
6.3. Закончите предложения:
- обруганный извозчик стегнул кнутом (лошадь) ;
- обиженный человек пнул (собаку, кошку, стул) ;
- во время ссоры с мужем жена в качестве основного аргумента своей правоты стала бить (посуду, кулаком по столу, мужа) ;
Кстати! В Японии служащие могут придти в специальную комнату, где стоит манекен начальника. Можно сказать ему всё, что хочешь и даже побить его.
6.4. Составьте логическую цепочку:
Отца семейства обругал на работе начальник – придя домой он… (- накричал на жену – жена обругала подвернувшегося ей под руку ребёнка – ребенок пнул собаку – собака погрызла любимое кресло хозяина).
Анализ: произошла переадресовка агрессии.
Продолжение изучения свойств агрессии.
3) Агрессия часто заменяется демонстрацией.
Вспомните сцену знакомства лжедоцента (Е.Леонов) с обитателями тюремной камеры.
Анализ: демонстрация силы, желание испугать.
7. Обобщение ранее изученного материала. Выступления учащихся. Основные отличия человека.
7.1. Итак, человек – производное природы. Что же стало решающим шагом в становлении человека как социального существа (по мнению Ф.Энгельса)
Ответ: прямохождение и социальный образ жизни.
Прямохождение, в общем-то, биологический нонсенс. Оно крайне невыгодно энергетически, не позволяет достигнуть высоких скоростей. Переход к нему наших предков породил ряд проблем, кое-как скомпенсированных последующей эволюцией. Например, в отличие от четвероногих, роды для женщин – мука. Длительное стояние, ношение тяжестей очень утомляет человека, приводя порой к плоскостопию и расширению вен на ногах. У всех четвероногих внутренности давят только на стенку живота, а у нас – друг на друга и на таз. Отсюда – грыжи. Короче говоря, к прямохождению мы приспособлены плохо. Конечно, человек выгадал в технологическом плане. С помощью рук он управляет посторонними предметами. Но ведь “ежели чего прибудет, то в другом месте того же убудет”. А не замечаем мы неудобства только потому, что живем в особой нами же созданной среде. Здесь возникает сложный вопрос: зачем же природе такая эволюция, которая, в общем, ухудшает природное состояние организма? Можно поставить контр-вопрос: а мы уверенны в том, что понимаем направление эволюции?
7.2. Выступления учащихся о версиях возникновения у человека прямохождения. (см. Приложение).
8. Предполагаемое будущее человека. Мини-лекция.
Но и прямохождение – пройденный этап. И если ещё в позапрошлом веке основные виды городского труда были стоячими, то в прошлом веке они неуклонно вытесняются трудом сидячим. А кое-где, например, в кабине реактивного самолета или за рулем гоночного автомобиля, поза пилота и автогонщика становится вообще полулежачей. По мере того, как человек во время работы все более основательно садится, его кресло получает все большую подвижность. Оно становится вращающимся, поднимающимся, на колесиках. Поза прямохождения постепенно оказывается пережитком старины, не очень-то приспособленным для городского труда.
Современная среда, в которой мы живем, изменяется с исключительной скоростью; сейчас за десятилетия происходят изменения, которые в прошлом происходили за сотни лет. Из истории эволюции хорошо известно, что стало с существами, которые не смогли или не успели приспособиться к новым условиям.
Человек по природе оптимист, он гордится своими достижениями, но не следует забывать, что законы природы, хотя и в ослабленной форме, продолжают на него воздействовать. Американские и английские ученые – футурологи (футурология – наука о прогнозировании социальных процессов) так видят человека будущего: рост более 2-х метров, большая круглая голова, вертикальный лоб, лицо меньшее по размерам, небольшое количество слабых зубов, рано лысеющий, близорукий, с очень развитым интеллектом, атрофированными мышцами ног, уменьшенным желудком, с тремя пальцами без ногтей, исчезнет мизинец на ступнях. Женщины по внешнему виду почти не будут отличаться от мужчин. Футурологи предлагают целый ряд названий человеку будущего: “человек творец”, “человек исследователь”, “человек завершенный”, “человек любящий”, “человек мудрый”. А может быть: “человек сидячий”, “человек маньяк”, “человек медикаментозный”?.. Нам выбирать кем стать!
Домашнее задание. Подготовить ответ на вопрос:
Вы получили возможность побывать в далеком прошлом Земли и вернуться обратно. Осталось бы незамеченными для исторической жизни на Земле посещение вами и вашими товарищами какого-либо из периодов в развитии Земли на “машине времени”?
Приложение.
1. По мнению современных антропологов, прямая походка появилась у предков человека задолго до того, как они спустились на землю. И в этом есть своя логика: именно передвижение по вертикальному стволу дерева и выпрямило человека, точнее его предка. Субстратом (“землей”), по которой передвигался наш далекий предок, был ствол, а основания веток – ступенями. До сих пор расстояние между согнутым большим пальцем и остальными пальцами показывает на размер ветвей, а высота подъема ноги – на расстояние между ветвями по стволу.
И тело при этом защищено от ударов со спины и с боков, а прямостояние в своих истоках связано с опорой на все 4 конечности. Короче говоря, произошло неплохое приспособление к древесному образу жизни, точнее, древесно-стволовому.
И вот когда в один далеко не прекрасный момент произошло “деревокрушение” (то ли исчезли крупные деревья, то ли на них стало невозможным дальнейшее проживание) и предок человека, приспособленный к перемещению по вертикали, вдруг очутился на земле, да ещё вне леса, он и оказался перед дилеммой: либо погибнуть, либо выжить в совершенно иной, чем до сих пор, среде – саванне. Он выжил, но за счет социального приспособления: ещё теснее сплотиться с себе подобными, развил звуковую сигнализацию, вооружился палками и камнями, которые ему напоминали ветки и плоды, используемые в древесной жизни для защиты. То есть кое-что из древесной жизни пошло ему на пользу. Вывод: направление эволюции человека было совсем иным - не прямохождение, а прямолазание!
2. Интересная гипотеза предложена российским ученым Матюшиным. Причина изменения наследственных свойств – мутации. В связи с усилением тектонической активности возникла зона повышенной радиоактивности. И у обитавших там обезьян возникли значительные мутации: стали рождаться дети с иным строением черепа, с меньшей физической силой, с измененными конечностями. Это австралопитеки – ближайшие предвестники человека, ветвь, так и не давшая желанных побегов.
3. Палеонтолог К. Джохансон в 1974 году в Африке (впадина Афар) нашел скелет афарского австралопитека “Люси”. Жившая более 3млн.лет назад Люси ходила на 2-х ногах! Все австралопитеки ходили на двух ногах, но орудий никаких не делали! Для того, чтобы скелет четвероногих преобразовался в скелет Люси и её потомков, эволюции потребуется 5-7 млн. лет. Следовательно, гоминиды начали свой путь по Земле на 2-х ногах 8-10 млн.лет назад. А первые каменные орудия имеют возраст 2,5 млн.лет. С идеей прямохождения ради изготовления орудий труда пришлось расстаться. Говорят, что хотя бы для палок и камней нужна была бипедия (прямохождение). Но современные обезьяны показали, что это можно сделать и без бипедии.
Люси ростом примерно около метра. На черепе – гребень для прикрепления мощных жевательных мускулов. Зубы всеядного животного. Клыки – нужные для защиты. Ходила на двух ногах, полностью выпрямившись. “Она не просто умела ходить на двух ногах, но это был для неё единственный способ передвижения” - такой вывод сделал анатом К.О.Лавджой. Следовательно, человек не сам стал двуногим. Он произошёл от двуногого животного. Ясно, что предки Люси в руках что-то носили, но что именно – не ясно. Может быть палки-копалки, камни, пищу. Но могли быть и дети. Двуногая самка может переходить с места на место с тремя детенышами: старший идет, держась за мать, средний сидит на закорках, а младшего мать несет на руках.
Когда вы наблюдаете, как ваш малыш сначала ползает на четвереньках, а потом пробует ходить, перед вами проходит не история человека, а много более древняя история. Образовавшаяся примерно 10 млн. лет назад программа действует и по сей день.
Литература:
- Володин В. глав.ред; Петрановская Л. метод.ред; Каширина Т. отв.ред. – М.:Аванта+, 2003.
- Дольник В. “Непослушное дитя биосферы”.- М.: “Педагогика-пресс”, 1994.
- Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. “Основы этологии и генетики поведения”. Учебник, 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во “Высшая школа”, 2002.
- Малышевский А.Ф., Ерунов Б.А., Карпунин В.А., Липский Б.И., Сергeйчик Е.М., Шор Ю.М. “Мир человека: Учеб. пособие для 10-11 кл.общеобразоват.учереждений”.- М.: Просвещение, 1994.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. “Токовый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений”.- М.: “А ТЕМП”, 2004.
- Прохоров А.М. гл.ред. “Российский энциклопедический словарь”.-М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2000.
Комментарии:
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
30 06 2025 20:26:13
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
29 06 2025 17:14:47
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
28 06 2025 11:42:15
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
27 06 2025 19:39:31
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
26 06 2025 1:16:25
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
25 06 2025 14:45:55
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
24 06 2025 2:39:33
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
23 06 2025 0:46:59
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию.
...
22 06 2025 4:43:52
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
21 06 2025 10:47:12
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
20 06 2025 3:24:18
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
19 06 2025 7:43:48
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
18 06 2025 19:41:37
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
17 06 2025 15:10:58
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
16 06 2025 4:25:41
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
15 06 2025 22:54:56
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д.
...
14 06 2025 23:56:15
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
13 06 2025 8:50:16
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
12 06 2025 16:56:52
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
11 06 2025 5:13:51

Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
10 06 2025 23:21:49
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
09 06 2025 21:48:25
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
08 06 2025 8:46:28
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
07 06 2025 1:49:51
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету.
...
06 06 2025 15:27:27
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
05 06 2025 17:34:50
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
04 06 2025 4:43:51
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
03 06 2025 12:21:17
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....
02 06 2025 13:16:35
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
01 06 2025 6:17:31
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
31 05 2025 14:57:41
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
30 05 2025 8:28:51
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
29 05 2025 16:55:48
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
28 05 2025 19:17:49
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
27 05 2025 23:40:24

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
26 05 2025 16:29:14
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
25 05 2025 3:12:59
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
24 05 2025 23:57:13
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
23 05 2025 21:51:18
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
22 05 2025 3:34:55
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
21 05 2025 1:17:15
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
20 05 2025 8:32:15
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
19 05 2025 15:38:21
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
18 05 2025 18:19:26
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
17 05 2025 19:15:13
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
16 05 2025 23:23:31
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
15 05 2025 8:58:51
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
14 05 2025 4:40:30
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
13 05 2025 3:18:13
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
12 05 2025 7:50:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::