Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

В последнее время актуальность внедрения и использования новых образовательных информационных технологий продиктована стремительным развитием науки и техники. Благодаря таким технологиям можно увеличить скорость подачи, информативность и глубину познания учебного материала обучающимися, а также возможно формирование более прочной и мобильной структуры знаний, умений и навыков.

В учебных программах по биологии для 6-7 класса содержится большое количество тем о многообразии животного и растительного мира. Естественно, этот материал будет лучше усваиваться обучающимися, если на таких уроках учитель будет использовать дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал, кроме традиционных видов наглядности (гербариев, влажных препаратов, муляжей и т.д.). Конечно, одним из лучших видов наглядности останется демонстрация живого объекта в естественной среде обитания, но, увы, для учителя, как Вы понимаете, это практически невозможно, кроме немногих исключений. В связи с чем, возникает потребность в использовании новых образовательных информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас.

В качестве доказательства своих слов привожу разработку урока для 7 класса по биологии по теме: “Многообразие моллюсков” (данный урок был проведен на районном уровне). Ниже приведен текст урока, но, к сожалению, презентация данного урока занимает объем значительно превышающий допустимый техническими требованиями к материалам, предоставляемым на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” и, соответственно, не прилагается.

Цель: сформировать представление о многообразии моллюсков и их значении в природе и в жизни человека.

Задачи:

  1. Образовательная – сформировать представление об особенностях строения и приспособленности моллюсков разных классов к условиям жизни; познакомить со значением моллюсков в природе и в жизни человека; продолжать развивать способности устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания. Термины: класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие; реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг, диморфизм.
  2. Развивающая – развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности, интереса к изучаемой дисциплине, познавательной активности.
  3. Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к природе, потребность в её сохранении, эстетические взгляды и вкусы.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, меловая доска, мел, таблицы: “Тип Моллюски. Класс Брюхоногие”, “Тип Моллюски. Класс Двустворчатые”, “Тип Моллюски. Класс Головоногие”, на каждой парте по 1 карточке с таблицей, частично заполненной, 3 индивидуальные карточки для проверки знаний, для лабораторной работы (на каждую парту): банки с аквариумными моллюсками, чистые листы бумаги, предметное стекло.

План и ход урока:

I. Организационный момент:

организация учебной дисциплины.

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос.

Какой тип животных мы начали изучать на последнем уроке?

Какое ещё название имеют эти животные?

Назовите, в каких средах жизни можно встретить этих животных?

В чём проявляются особенности внешнего строения моллюсков?

Как передвигаются моллюски и как это связано с особенностями их строения?

Каковы защитные приспособления у моллюсков?

2. Индивидуальная работа 3-х обучающихся по карточкам:

Карточка

для учащихся 7 класса по теме:

“Тип Моллюски”

Задание 1.

Напишите, какие части тела моллюска обозначены цифрами на рисунке.

Задание 2. Напишите определение термина:

Мантия – это …

Тёрка – это …

Почки – это …

3. Индивидуальный опрос:

По каким признакам можно моллюсков отличить от других животных?

Какие особенности внутреннего строения моллюсков?

Какие особенности строения пищеварительной системы позволяют питаться им твердой пищей?

В чем проявляется взаимосвязь строения дыхательной системы моллюсков со средой их обитания?

III. Cообщение темы урока (Слайд 1):

“Многообразие моллюсков” (запись в тетрадь)

IV. Изучение нового материала

  1. Сообщение цели и задач урока (Слайд 2)
  • узнать особенности строения и приспособленность моллюсков разных классов к условиям жизни;
  • познакомиться со значением моллюсков в природе и жизни человека;
  • продолжить учиться устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания.
  1. Изучение нового материала

Какие признаки мягкотелых послужили основой для выделения в типе Моллюски трех основных классов?

Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса (Слайд 3,).

Т. Моллюски

Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие

(запись в тетрадь схемы)

- По мере объяснения нового материала вы записываете в столбик названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на ваших партах лежат таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, заполненные частично, вам необходимо попытаться их заполнить в течение урока. В конце урока я предоставлю немного времени для того, чтобы их проверить

Признаки для сравнения

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Места обитания

Дно и поверхность пресн. и солен. водоемов

 

В толще воды и вблизи дна

Раковина

Цельная, имеет форму за-витка, у слизней не развита

Состоит из двух створок, соединённых связкой

 
Отделы тела    

Голова, туловище, щупальца

Способ передвижения

Волнообразные сокращение мышц ноги.

Отталкивание ногой от грунта

 
Образ жизни    

Подвижный (до 40 км/ч)

Вид пищи

В основном: растения и органические остатки.

 

Крабы, рыбы, моллюски и др. животные

Способ добывания пищи

С помощью терки (активно)

Фильтрация воды (пассивно)

 
Дыхание  

Жаберное

 

Рассмотрим особенности класса Брюхоногих (Слайд 4 – фотография разнообразных раковин брюхоногих)

- Это наиболее многочисленный класс моллюсков. Представители его встречаются в глубинах океана, прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Раковина у этих моллюсков цельная, часто асимметричная (вправо или влево закрученная, конусовидная). Представители брюхоногих — слизни раковины не имеют, тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

На прошлом уроке мы начали выполнять лабораторную работу. - Откройте стр. 47 и вспомните, какая была тема л/р. (особенности строения и жизнедеятельности моллюсков)

- А какая была цель работы?

Сегодня мы закончим выполнение этой работы – изучим некоторые особенности жизни моллюсков.

Обратите внимание, на столах стоит приготовленное оборудование для работы, что вы видите? (банка с моллюсками, лист бумаги, предметное стекло).

Прочитайте 4 пункт работы в учебнике.

- Представители какого класса находятся за стеклом? (Брюхоногих)

- Как вы это определили? (Роговая катушка)

Одного моллюска оставляете в банке, а другого вынимаете на предложенный лист бумаги.

- Каков характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге? (Скорость, след)

Прочитайте 5 пункт работы в учебнике (до “обратите внимание ...”)

- Что произошло, когда вы взяли моллюска в руки? Следовательно, площадь подошвы стала ...

- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы?

Движение брюхоногие моллюски осуществляют за счет волнообразных сокращений подошвы ноги; для защиты моллюск прячет все свое тело в раковину.

Вывод запишите в тетрадь.

Оставшуюся часть л/р мы выполним позже, при изучении материала о рефлексах животных.

(Слайд 5 – фотография улиток Ахатина)

У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния — они могут распознавать запахи. Эти моллюски очень чувствительны к температуре окружающей среды: от нее зависит скорость протекания процессов в их организме.

(Слайд 6 – фотографии Виноградных улиток)

Среди брюхоногих есть фильтраторы и трупоеды, а также паразиты и хищники. Но в основном эти моллюски растительноядные или поедающие разлагающиеся донные отложения.

- Найдите в учебнике ответ на вопрос: какое значение имеют брюхоногие.

Рассмотрим особенности класса Двустворчатых (Слайд 7 – фотографии раковин двустворчатых моллюсков)

- Как вы думаете, почему у этого класса такое название?

Обе половинки раковины прочно закрепляются выступами и углублениями такого “замка”.

(Слайд 8 – фотографии Тридакн)

Двустворчатые исключительно водные животные. Размеры и масса тела различны. Наиболее крупный моллюск тридакна достигает до 1,5 м в длину и весит до 250 кг.

Характерная особенность строения двустворчатых — отсутствие головы. Двустворчатые могут вести как подвижный, так и сидячий образ жизни, прикрепляясь к каменистому дну или раковинам других моллюсков.

Просмотр видеофрагмента о гребешках (Слайд 9 – видеофильм)

Найдите ответ в учебнике на вопрос: Какая особенность позволяет легко добывать двустворчатых в большом количестве и разводить наиболее ценные из них.

- Какое значение имеют двустворчатые? (Слайды 10, 11 – фотографии кулинарных блюд с моллюсками, изображения украшений из жемчуга и перламутра)

Сообщение учащегося о значении моллюсков:

ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ: ЖЕМЧУГ

Куда бы мы ни обратили бы свой взор - повсюду столкнемся с великолепными творениями, безукоризненным замыслом и удивительными свойствами. Одним из которых является жемчуг, он не только красив, но и обладает интересными свойствами.

Стадии образования жемчуга вызывают удивление. Жемчуг производят многие моллюски, особенно из двустворчатых. Наибольшее значение имеют морские жемчужницы и пресноводные перловки или перловицы, которые и служат главным предметом промысла.

Если внутрь раковины попадает песок, галька или вредные паразитические организмы, моллюск испытывает дискомфорт. Оберегаясь от незваных гостей, в таких случаях они, моллюски, их попросту изолируют и пытаются покрыть слоем перламутра. Это первая стадия образования жемчужины. Инородные тела, попавшие внутрь раковины к моллюску, играют роль ядра будущей жемчужины. На протяжении многих лет это ядро слой за слоем покрывается тонкими слоями карбоната кальция (углекислой солью).

Жемчуг, который производится моллюском в целях защиты от инородных тел, используется человеком и в качестве великолепного украшения. Лучшие жемчужины не имеют собственного цвета, но могут встречаться желтые, розовые, красноватые, зеленоватые, бурые, сероватые, черные и др. Наиболее ценятся правильные сферические жемчужины, затем грушевидные и овальные; неправильные гораздо дешевле. Иногда жемчужины достигают чрезвычайно большой величины: в Кенсингтонском музее имеется жемчужина, окружность которой равна 4 1/2 дюймам, а вес 18000 гран.

При небрежном хранении (сырость, пот, высокая температура) жемчуг может утрачивать блеск и через очень долгие промежутки даже совершенно разрушаться. Утраченный блеск удается иногда восстановить действием слабых растворов кислот.

Лекари с давних пор используют жемчуг для изготовления лекарств. Сегодня почти половина культивированного жемчуга поступает в фармацевтическую промышленность. Во многих азиатских странах жемчужный порошок продается в аптеках и пользуется постоянным спросом.

Мало кто знает, что жемчужина может находиться не только в раковинах пресноводных или морских моллюсков, но и внутри… кокосового ореха. Это чудо природы до сих пор не могут объяснить ученые. Кокосовые жемчужины обычно крупнее тех, что производит моллюск, но по составу они практически не отличаются.

Рассмотрим особенности класса Головоногих (650 видов)

Просмотр видеофрагмента о Головоногих моллюсках (Слайд 12 – видеофильм)

Назовите представителей головоногих, о которых вы услышали в видеофрагменте.

Назовите места их обитания.

Перечислите особенности строения головоногих.

Заслушивание ответов детей + показ слайдов (13 – 18). На слайдах фотографии сепии, кальмара, каракатицы, осьминогов, наутилусов.

- А какие представители изображены на рис. 34 в учебнике?

Поподробнее о наутилусах расскажет нам один из учеников нашего класса (сообщение учащегося о Наутилусах).

НАУТИЛУС - РОДСТВЕННИК ОСЬМИНОГА

"Наутилус" - так назывался подводный корабль таинственного капитана Немо в романе Жюля Верна. Корабль капитана Немо был назван в честь не менее таинственного обитателя морских глубин - головоногого моллюска наутилуса, прямого родственника осьминогов, но родственника весьма древнего - некоторые наутилусы жили на Земле пятьсот миллионов лет назад.

Как же они смогли просуществовать на Земле столь долго и почти не измениться? Ведь 450 миллионов лет назад в водах Мирового океана обитало множество этих крупных красивых моллюсков. Сейчас их сохранилось всего шесть видов, но они мало отличаются от своих доисторических предков. Не так давно их считали "живыми ископаемыми", близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления не имеют ничего общего с действительностью.

Заблуждения биологов относительно наутилусов объяснялись просто: ими никто всерьез не занимался, поскольку обнаружить их в океане не так-то просто.

Но экспедиция американского биолога Брюса Сондерса в 1977 году нашла место обитания наутилусов в южной части Тихого океана. На краю рифов, где глубина океана резко увеличивалась от 50 до 300 метров, было обнаружено множество этих моллюсков, считавшихся прежде очень редкими.

Раковина наутилуса может вырастать до 25 сантиметров в диаметре, состоит из трех десятков отделений - камер. Она представляет собой изящную закрученную спираль. С помощью раковины наутилус передвигается. Когда он опускается на дно, камеры заполняются водой, а когда ему нужно подняться на поверхность, он с силой выталкивает воду наружу с помощью длинных щупалец (их у него около ста) и всплывает. С ростом наутилуса число камер увеличивается, и каждый раз животное перебирается в крайнее отделение. По раковине моллюска можно определить возраст животного.

Охотятся преимущественно ночью на небольших раков и другую малоактивную живность, но не обходят и падаль. Добычу находят по запаху. На крупную добычу не реагируют, так как догнать ее не могут.

Самки наутилусов в период размножения откладывают очень крупные яйца - размером с большой палец человеческой руки. Яиц не более двух. Должно пройти не менее полугода, прежде чем из яиц вылупятся маленькие наутилусы размером 1,5—2 см, снабженные раковиной, имеющей уже несколько камер. По-видимому, эта особенность наутилусов и позволила им сохраниться в течение миллионов лет: из крупных яиц потомство появляется на свет уже достаточно развитым и приспособленным к жизни.

Еще одну причину жизнестойкости наутилусов открыли совсем недавно. Оказалось, что эти животные генетически очень разнообразны, генетическая изменчивость у них в два раза больше, чем у людей. А это означает, что наутилусы вовсе не "живые ископаемые", а полноправные участники современной жизни природы [1].

Найдите ответ в учебнике на вопрос:

- Совершенствование какой системы головоногих обусловило их более высокий уровень развития среди моллюсков?

- Как чернильная “бомба” защищает моллюсков?

Все головоногие размножаются 1 раз в жизни, после чего погибают. О головоногих существует очень много легенд (Слайды 18, 19 – фотографии огромных экземпляров кальмаров и рисунки с изображением потопления кораблей осьминогами).

- Какое значение имеют головоногие? (объекты промысла, ряд видов — источник фармацевтического сырья, из содержимого чернильного мешка делают акварельную краску – сепию, используются для нейрофизиологических исследований).

V. Закрепление (используется интерактивная таблица,

    1. Закончите заполнение таблицы (лучше по памяти или используя страницы учебника)

    2. Выход детей к интерактивной доске и заполнение таблицы (на доске изображена такая же таблица, как и на карточках у учащихся, дети выходят и записывают ответы в пустых ячейках).

    3. Проверка.

VI. Домашнее задание (Слайд 20): § 12 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения)

VII. Итог:

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие классы моллюсков мы изучили?

Литература:

  1. По материалам журнала "National Wildlife" (США). Сайт: contex.narod.ru/moll/nautilus.html.
  2. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 302 с.
  3. Видеофрагменты взяты с DVD диска “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
  4. Иллюстрации, фотографии и рисунки к презентации скопированы с разных сайтов Интернета.

В связи отсутствием презентации не привожу полный список источников информации.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или половым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

23 07 2021 3:50:48

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

23 07 2021 8:23:44

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

23 07 2021 23:12:26

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

23 07 2021 13:55:26

Урок-конференция "Человек на Земле"

Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

23 07 2021 22:48:42

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

23 07 2021 4:50:56

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в « Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

23 07 2021 10:36:20

Дидактические игры на уроках биологии

В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам " Систематика растений", " Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом. Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности ...

23 07 2021 23:24:25

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником " Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит практическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

23 07 2021 23:44:47

Мир бактерий

Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

23 07 2021 9:59:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

23 07 2021 3:43:54

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

23 07 2021 8:47:59

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

23 07 2021 13:34:55

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой « Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

23 07 2021 22:45:20

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к Е Г Э по биологии. Использование И К Т на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

23 07 2021 14:16:37

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом « Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интерактивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

23 07 2021 2:40:22

Тип Членистоногие: общая характеристика, признаки и строение

Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием....

23 07 2021 6:55:16

Насекомые с полным и неполным превращением

К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

23 07 2021 13:19:30

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

23 07 2021 15:37:12

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опорных конспектов

Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опорного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....

23 07 2021 7:43:36

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

23 07 2021 17:45:14

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

23 07 2021 12:18:34

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и практическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

23 07 2021 5:30:18

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

23 07 2021 23:49:25

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

23 07 2021 9:54:28

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

23 07 2021 3:34:35

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употребления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

23 07 2021 7:48:31

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

Внеклассное мероприятие в форме командной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

23 07 2021 22:28:15

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

23 07 2021 23:21:32

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

23 07 2021 11:50:17

Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"

Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....

23 07 2021 7:40:28

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

23 07 2021 20:22:16

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

23 07 2021 11:34:49

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

Использование И К Т в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

23 07 2021 14:48:20

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

23 07 2021 4:59:16

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

23 07 2021 13:41:39

Многообразие водорослей. 8-й класс

Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

23 07 2021 4:55:32

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интерактивные задания. ...

23 07 2021 17:42:23

Урок "Иммунитет"

Урок проводится в 8-м классе по программе Н. И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием Н И Т (новых информационных технологий)....

23 07 2021 23:48:12

Урок "Кольчатые черви"

Урок по биологии " Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает характеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....

23 07 2021 7:48:39

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

23 07 2021 0:55:40

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

23 07 2021 19:28:10

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса " Брюхоногие", " Двустворчатые" и " Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

23 07 2021 16:59:37

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

23 07 2021 18:19:32

Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка"

Урок немецкого языка в 11-м по теме:" Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....

23 07 2021 6:22:20

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

23 07 2021 21:20:16

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

23 07 2021 9:19:42

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

23 07 2021 19:42:50

Авторская образовательная программа "Наука биология: ступени познания"

Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....

23 07 2021 22:18:49

Контрольно-обобщающий урок по биологии

Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме « Транспортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

23 07 2021 6:21:19

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)