Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

В последнее время актуальность внедрения и использования новых образовательных информационных технологий продиктована стремительным развитием науки и техники. Благодаря таким технологиям можно увеличить скорость подачи, информативность и глубину познания учебного материала обучающимися, а также возможно формирование более прочной и мобильной структуры знаний, умений и навыков.

В учебных программах по биологии для 6-7 класса содержится большое количество тем о многообразии животного и растительного мира. Естественно, этот материал будет лучше усваиваться обучающимися, если на таких уроках учитель будет использовать дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал, кроме традиционных видов наглядности (гербариев, влажных препаратов, муляжей и т.д.). Конечно, одним из лучших видов наглядности останется демонстрация живого объекта в естественной среде обитания, но, увы, для учителя, как Вы понимаете, это пpaктически невозможно, кроме немногих исключений. В связи с чем, возникает потребность в использовании новых образовательных информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас.

В качестве доказательства своих слов привожу разработку урока для 7 класса по биологии по теме: “Многообразие моллюсков” (данный урок был проведен на районном уровне). Ниже приведен текст урока, но, к сожалению, презентация данного урока занимает объем значительно превышающий допустимый техническими требованиями к материалам, предоставляемым на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” и, соответственно, не прилагается.

Цель: сформировать представление о многообразии моллюсков и их значении в природе и в жизни человека.

Задачи:

  1. Образовательная – сформировать представление об особенностях строения и приспособленности моллюсков разных классов к условиям жизни; познакомить со значением моллюсков в природе и в жизни человека; продолжать развивать способности устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания. Термины: класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие; реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг, диморфизм.
  2. Развивающая – развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности, интереса к изучаемой дисциплине, познавательной активности.
  3. Воспитательная – воспитывать интерес и уважение к природе, потребность в её сохранении, эстетические взгляды и вкусы.

Оборудование: интеpaктивная доска, компьютер, презентация, меловая доска, мел, таблицы: “Тип Моллюски. Класс Брюхоногие”, “Тип Моллюски. Класс Двустворчатые”, “Тип Моллюски. Класс Головоногие”, на каждой парте по 1 карточке с таблицей, частично заполненной, 3 индивидуальные карточки для проверки знаний, для лабораторной работы (на каждую парту): банки с аквариумными моллюсками, чистые листы бумаги, предметное стекло.

План и ход урока:

I. Организационный момент:

организация учебной дисциплины.

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос.

Какой тип животных мы начали изучать на последнем уроке?

Какое ещё название имеют эти животные?

Назовите, в каких средах жизни можно встретить этих животных?

В чём проявляются особенности внешнего строения моллюсков?

Как передвигаются моллюски и как это связано с особенностями их строения?

Каковы защитные приспособления у моллюсков?

2. Индивидуальная работа 3-х обучающихся по карточкам:

Карточка

для учащихся 7 класса по теме:

“Тип Моллюски”

Задание 1.

Напишите, какие части тела моллюска обозначены цифрами на рисунке.

Задание 2. Напишите определение термина:

Мантия – это …

Тёрка – это …

Почки – это …

3. Индивидуальный опрос:

По каким признакам можно моллюсков отличить от других животных?

Какие особенности внутреннего строения моллюсков?

Какие особенности строения пищеварительной системы позволяют питаться им твердой пищей?

В чем проявляется взаимосвязь строения дыхательной системы моллюсков со средой их обитания?

III. Cообщение темы урока (Слайд 1):

“Многообразие моллюсков” (запись в тетрадь)

IV. Изучение нового материала

  1. Сообщение цели и задач урока (Слайд 2)
  • узнать особенности строения и приспособленность моллюсков разных классов к условиям жизни;
  • познакомиться со значением моллюсков в природе и жизни человека;
  • продолжить учиться устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания.
  1. Изучение нового материала

Какие признаки мягкотелых послужили основой для выделения в типе Моллюски трех основных классов?

Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса (Слайд 3,).

Т. Моллюски

Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие

(запись в тетрадь схемы)

- По мере объяснения нового материала вы записываете в столбик названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на ваших партах лежат таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, заполненные частично, вам необходимо попытаться их заполнить в течение урока. В конце урока я предоставлю немного времени для того, чтобы их проверить

Признаки для сравнения

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Места обитания

Дно и поверхность пресн. и солен. водоемов

 

В толще воды и вблизи дна

Paковина

Цельная, имеет форму за-витка, у слизней не развита

Состоит из двух створок, соединённых связкой

 
Отделы тела    

Голова, туловище, щупальца

Способ передвижения

Волнообразные сокращение мышц ноги.

Отталкивание ногой от грунта

 
Образ жизни    

Подвижный (до 40 км/ч)

Вид пищи

В основном: растения и органические остатки.

 

Кpaбы, рыбы, моллюски и др. животные

Способ добывания пищи

С помощью терки (активно)

Фильтрация воды (пассивно)

 
Дыхание  

Жаберное

 

Рассмотрим особенности класса Брюхоногих (Слайд 4 – фотография разнообразных paковин брюхоногих)

- Это наиболее многочисленный класс моллюсков. Представители его встречаются в глубинах океана, прибрежной зоне океанов и морей, в пресных водах, в горах и пещерах, каменистых пустынях. Paковина у этих моллюсков цельная, часто асимметричная (вправо или влево закрученная, конусовидная). Представители брюхоногих — слизни paковины не имеют, тело подразделяется на голову, туловище и ногу.

На прошлом уроке мы начали выполнять лабораторную работу. - Откройте стр. 47 и вспомните, какая была тема л/р. (особенности строения и жизнедеятельности моллюсков)

- А какая была цель работы?

Сегодня мы закончим выполнение этой работы – изучим некоторые особенности жизни моллюсков.

Обратите внимание, на столах стоит приготовленное оборудование для работы, что вы видите? (банка с моллюсками, лист бумаги, предметное стекло).

Прочитайте 4 пункт работы в учебнике.

- Представители какого класса находятся за стеклом? (Брюхоногих)

- Как вы это определили? (Роговая катушка)

Одного моллюска оставляете в банке, а другого вынимаете на предложенный лист бумаги.

- Каков хаpaктер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге? (Скорость, след)

Прочитайте 5 пункт работы в учебнике (до “обратите внимание ...”)

- Что произошло, когда вы взяли моллюска в руки? Следовательно, площадь подошвы стала ...

- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы?

Движение брюхоногие моллюски осуществляют за счет волнообразных сокращений подошвы ноги; для защиты моллюск прячет все свое тело в paковину.

Вывод запишите в тетрадь.

Оставшуюся часть л/р мы выполним позже, при изучении материала о рефлексах животных.

(Слайд 5 – фотография улиток Ахатина)

У брюхоногих хорошо развиты органы обоняния — они могут распознавать запахи. Эти моллюски очень чувствительны к температуре окружающей среды: от нее зависит скорость протекания процессов в их организме.

(Слайд 6 – фотографии Виноградных улиток)

Среди брюхоногих есть фильтраторы и трупоеды, а также паразиты и хищники. Но в основном эти моллюски растительноядные или поедающие разлагающиеся донные отложения.

- Найдите в учебнике ответ на вопрос: какое значение имеют брюхоногие.

Рассмотрим особенности класса Двустворчатых (Слайд 7 – фотографии paковин двустворчатых моллюсков)

- Как вы думаете, почему у этого класса такое название?

Обе половинки paковины прочно закрепляются выступами и углублениями такого “замка”.

(Слайд 8 – фотографии Тридакн)

Двустворчатые исключительно водные животные. Размеры и масса тела различны. Наиболее крупный моллюск тридакна достигает до 1,5 м в длину и весит до 250 кг.

Хаpaктерная особенность строения двустворчатых — отсутствие головы. Двустворчатые могут вести как подвижный, так и сидячий образ жизни, прикрепляясь к каменистому дну или paковинам других моллюсков.

Просмотр видеофрагмента о гребешках (Слайд 9 – видеофильм)

Найдите ответ в учебнике на вопрос: Какая особенность позволяет легко добывать двустворчатых в большом количестве и разводить наиболее ценные из них.

- Какое значение имеют двустворчатые? (Слайды 10, 11 – фотографии кулинарных блюд с моллюсками, изображения украшений из жемчуга и перламутра)

Сообщение учащегося о значении моллюсков:

ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ: ЖЕМЧУГ

Куда бы мы ни обратили бы свой взор - повсюду столкнемся с великолепными творениями, безукоризненным замыслом и удивительными свойствами. Одним из которых является жемчуг, он не только красив, но и обладает интересными свойствами.

Стадии образования жемчуга вызывают удивление. Жемчуг производят многие моллюски, особенно из двустворчатых. Наибольшее значение имеют морские жемчужницы и пресноводные перловки или перловицы, которые и служат главным предметом промысла.

Если внутрь paковины попадает песок, галька или вредные паразитические организмы, моллюск испытывает дискомфорт. Оберегаясь от незваных гостей, в таких случаях они, моллюски, их попросту изолируют и пытаются покрыть слоем перламутра. Это первая стадия образования жемчужины. Инородные тела, попавшие внутрь paковины к моллюску, играют роль ядра будущей жемчужины. На протяжении многих лет это ядро слой за слоем покрывается тонкими слоями карбоната кальция (углекислой солью).

Жемчуг, который производится моллюском в целях защиты от инородных тел, используется человеком и в качестве великолепного украшения. Лучшие жемчужины не имеют собственного цвета, но могут встречаться желтые, розовые, красноватые, зеленоватые, бурые, сероватые, черные и др. Наиболее ценятся правильные сферические жемчужины, затем грушевидные и овальные; неправильные гораздо дешевле. Иногда жемчужины достигают чрезвычайно большой величины: в Кенсингтонском музее имеется жемчужина, окружность которой равна 4 1/2 дюймам, а вес 18000 гран.

При небрежном хранении (сырость, пот, высокая температура) жемчуг может утрачивать блеск и через очень долгие промежутки даже совершенно разрушаться. Утраченный блеск удается иногда восстановить действием слабых растворов кислот.

Лекари с давних пор используют жемчуг для изготовления лекарств. Сегодня почти половина культивированного жемчуга поступает в фармацевтическую промышленность. Во многих азиатских странах жемчужный порошок продается в аптеках и пользуется постоянным спросом.

Мало кто знает, что жемчужина может находиться не только в paковинах пресноводных или морских моллюсков, но и внутри… кокосового ореха. Это чудо природы до сих пор не могут объяснить ученые. Кокосовые жемчужины обычно крупнее тех, что производит моллюск, но по составу они пpaктически не отличаются.

Рассмотрим особенности класса Головоногих (650 видов)

Просмотр видеофрагмента о Головоногих моллюсках (Слайд 12 – видеофильм)

Назовите представителей головоногих, о которых вы услышали в видеофрагменте.

Назовите места их обитания.

Перечислите особенности строения головоногих.

Заслушивание ответов детей + показ слайдов (13 – 18). На слайдах фотографии сепии, кальмара, каpaкатицы, осьминогов, наутилусов.

- А какие представители изображены на рис. 34 в учебнике?

Поподробнее о наутилусах расскажет нам один из учеников нашего класса (сообщение учащегося о Наутилусах).

НАУТИЛУС - РОДСТВЕННИК ОСЬМИНОГА

\"Наутилус\" - так назывался подводный корабль таинственного капитана Немо в романе Жюля Верна. Корабль капитана Немо был назван в честь не менее таинственного обитателя морских глубин - головоногого моллюска наутилуса, прямого родственника осьминогов, но родственника весьма древнего - некоторые наутилусы жили на Земле пятьсот миллионов лет назад.

Как же они смогли просуществовать на Земле столь долго и почти не измениться? Ведь 450 миллионов лет назад в водах Мирового океана обитало множество этих крупных красивых моллюсков. Сейчас их сохранилось всего шесть видов, но они мало отличаются от своих доисторических предков. Не так давно их считали \"живыми ископаемыми\", близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления не имеют ничего общего с действительностью.

Заблуждения биологов относительно наутилусов объяснялись просто: ими никто всерьез не занимался, поскольку обнаружить их в океане не так-то просто.

Но экспедиция американского биолога Брюса Сондерса в 1977 году нашла место обитания наутилусов в южной части Тихого океана. На краю рифов, где глубина океана резко увеличивалась от 50 до 300 метров, было обнаружено множество этих моллюсков, считавшихся прежде очень редкими.

Paковина наутилуса может вырастать до 25 сантиметров в диаметре, состоит из трех десятков отделений - камер. Она представляет собой изящную закрученную спираль. С помощью paковины наутилус передвигается. Когда он опускается на дно, камеры заполняются водой, а когда ему нужно подняться на поверхность, он с силой выталкивает воду наружу с помощью длинных щупалец (их у него около ста) и всплывает. С ростом наутилуса число камер увеличивается, и каждый раз животное перебирается в крайнее отделение. По paковине моллюска можно определить возраст животного.

Охотятся преимущественно ночью на небольших paков и другую малоактивную живность, но не обходят и падаль. Добычу находят по запаху. На крупную добычу не реагируют, так как догнать ее не могут.

Самки наутилусов в период размножения откладывают очень крупные яйца - размером с большой палец человеческой руки. Яиц не более двух. Должно пройти не менее полугода, прежде чем из яиц вылупятся маленькие наутилусы размером 1,5—2 см, снабженные paковиной, имеющей уже несколько камер. По-видимому, эта особенность наутилусов и позволила им сохраниться в течение миллионов лет: из крупных яиц потомство появляется на свет уже достаточно развитым и приспособленным к жизни.

Еще одну причину жизнестойкости наутилусов открыли совсем недавно. Оказалось, что эти животные генетически очень разнообразны, генетическая изменчивость у них в два раза больше, чем у людей. А это означает, что наутилусы вовсе не \"живые ископаемые\", а полноправные участники современной жизни природы [1].

Найдите ответ в учебнике на вопрос:

- Совершенствование какой системы головоногих обусловило их более высокий уровень развития среди моллюсков?

- Как чернильная “бомба” защищает моллюсков?

Все головоногие размножаются 1 раз в жизни, после чего погибают. О головоногих существует очень много легенд (Слайды 18, 19 – фотографии огромных экземпляров кальмаров и рисунки с изображением потопления кораблей осьминогами).

- Какое значение имеют головоногие? (объекты промысла, ряд видов — источник фармацевтического сырья, из содержимого чернильного мешка делают акварельную краску – сепию, используются для нейрофизиологических исследований).

V. Закрепление (используется интеpaктивная таблица,

    1. Закончите заполнение таблицы (лучше по памяти или используя страницы учебника)

    2. Выход детей к интеpaктивной доске и заполнение таблицы (на доске изображена такая же таблица, как и на карточках у учащихся, дети выходят и записывают ответы в пустых ячейках).

    3. Проверка.

VI. Домашнее задание (Слайд 20): § 12 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения)

VII. Итог:

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие классы моллюсков мы изучили?

Литература:

  1. По материалам журнала \"National Wildlife\" (США). Сайт: contex.narod.ru/moll/nautilus.html.
  2. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 302 с.
  3. Видеофрагменты взяты с DVD диска “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
  4. Иллюстрации, фотографии и рисунки к презентации скопированы с разных сайтов Интернета.

В связи отсутствием презентации не привожу полный список источников информации.



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

30 05 2023 0:46:10

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

29 05 2023 22:14:42

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

28 05 2023 14:51:18

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

27 05 2023 15:31:56

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

26 05 2023 4:38:58

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

25 05 2023 14:26:39

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

24 05 2023 4:23:10

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"


    Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

      Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

23 05 2023 9:41:14

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

22 05 2023 7:59:23

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

21 05 2023 5:39:25

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

20 05 2023 2:40:41

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"


    Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

      В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

19 05 2023 15:44:10

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

18 05 2023 23:47:55

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

17 05 2023 13:55:11

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

16 05 2023 23:50:31

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

15 05 2023 9:42:31

Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс

      В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....

14 05 2023 23:59:51

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

13 05 2023 10:48:38

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

12 05 2023 9:33:10

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

11 05 2023 13:37:14

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

10 05 2023 12:51:54

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

09 05 2023 14:22:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

08 05 2023 9:35:51

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

07 05 2023 16:59:41

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

06 05 2023 12:47:30

Основные закономерности эволюции органического мира


    Основные закономерности эволюции органического мира

      Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....

05 05 2023 19:22:32

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

04 05 2023 8:29:31

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

03 05 2023 13:53:45

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

02 05 2023 2:54:19

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

01 05 2023 14:54:41

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

30 04 2023 21:42:35

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

29 04 2023 10:53:12

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"


    Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

      Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

28 04 2023 5:48:20

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

27 04 2023 8:58:14

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

26 04 2023 6:59:33

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

25 04 2023 16:12:23

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

24 04 2023 7:48:47

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

23 04 2023 23:26:53

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

22 04 2023 7:51:22

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

21 04 2023 12:22:25

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

20 04 2023 23:24:38

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

19 04 2023 7:27:38

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

18 04 2023 21:37:28

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

17 04 2023 6:40:53

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

16 04 2023 5:48:12

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

15 04 2023 1:57:59

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

14 04 2023 4:25:34

Основные этапы развития жизни на Земле


    Основные этапы развития жизни на Земле

      Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

13 04 2023 7:32:57

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

12 04 2023 7:34:52

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

11 04 2023 5:29:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::