Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

“Жизнь – это драгоценный дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели”.
Д.С. Лихачев

Вновь мы живем в эпоху перемен. Одни глобальные перемены закончились, другие, не менее глобальные – грядут. Не миновали эти глобальные перемены и наше многострадальное образование. Повсеместно вводится профильное обучение в старших классах, осуществляется полный переход на ЕГЭ, осуществляется информатизация образования. Актуальнее проблем не придумаешь. Тем не менее, рискуя сегодня показаться не актуальной, мне бы хотелось поговорить о проблеме воспитания нравственных качеств личности, средствами историко-библиографического методологического подхода к обучению биологии в средней школе.

Смена социального строя привела к смене нравственных приоритетов. Произошло обесценивание нравственных ценностей. Большинство молодых людей в качестве цели ставят достижение материальных благ любой ценой и абсолютно игнорируют нравственные идеалы. Поэтому модернизация школьного образования не может быть сведена только к организации профильного обучения в старших классах, введению ЕГЭ и информатизации учебного процесса. Наша школа сейчас, как никогда, нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства.

Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть “прикосновение к иной судьбе” - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность [2].

Впервые психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, в основе которой лежит дополнение содержания учебного материала учебника сведениями, почерпнутыми из различных литературных источников, была названа историко-библиографическим методологическим подходом А.Н. Крутским.

Психологической основой данного подхода является стимулирование интереса к науке, ее истории и перспективам развития. Данный подход прививает навыки пpaктической научной деятельности. Историко-библиографический материал ценен тем, что он позволяет познакомить учащихся с методами научного исследования, с языком науки, с этапами научного познания, с тем, как строится и развивается наука, с учеными и открытиями, сделанными ими, с человеческими качествами великих ученых. Осуществляться историко-библиографический подход может в двух направлениях: изучение биографий ученых и изучение истории развития тех или иных научных направлений.

Сведения о жизни и творчестве ученых в школьных учебниках в лучшем случае излагаются одним двумя абзацами. При существующем в школе подходе к изучению жизни и творчества ученых, для учащихся остается тайной не только жизнь ученого, но и его цели и научные проблемы, которые он решал [2].

Изучение биологии в школе осуществляется тогда, когда учащиеся в своем развитии достигают сложного подросткового возраста. В этом возрасте хочется кому-то подражать, на кого-то быть похожим. Очень часто школа этого не учитывает и не предоставляет детям позитивных образцов жизни, зато телевидение, интернет и окружающая жизнь предоставляют в избыточном количестве отрицательные образцы человеческих взаимоотношений.

Мы учителя за своими заботами, погоней за достижением стандарта и натаскиванием детей на успешное прохождение ЕГЭ забываем, что знания по биологии не должны являются самоцелью обучения данному учебному предмету, необходимо развивать и воспитывать детей средствами биологии. В юности очень часто осуществляется выбор не только профессии, но и целей жизни, помочь в этом может изучение биографий великих ученых.

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали тысячи биографий творческих личностей и установили, что гениальность творцов не есть нечто непознаваемое, а определяется качествами, воспитать которые в себе вполне доступно каждому [1].

Самовоспитание творческих качеств осуществляется в течение всей жизни человека. Выбирая жизненный путь еще в школе, ученик должен помнить, что недостижимых целей не бывает, бывают люди, которые не могут их достичь. Поэтому успех на пути к цели зависит не от поиска оправданий со ссылкой на непреодолимые препятствия, а от ежедневной работы над собой и поиска решений самых сложных проблем [1].

Изучение педагогической литературы показало, что имеется множество пособий, содержащих дополнительные сведения к урокам биологии: биографические данные об ученых, материалы, связанные с историей открытий и изобретений, новыми биологическими идеями, новейшими достижениями науки.

Таким образом, можно сделать вывод, что недостатка в информации нет. Существует другая проблема - ее поиска, систематизации в соответствии с темами курса биологии, организации процесса ее изучения на уроках биологии и времени на ее изучение в рамках курса биологии.

Анализ федерального компонента государственного стандарта биологического образования показал, что в курсе изучения биологии стандарт не требует обращения к биографиям ученых-биологов. Изучению подлежит только значение работ и исследований некоторых ученых. Причем, в большинстве своем, данная информация обязательна для изучения, но не является объектом контроля, т. е. она не включается в требования к уровню подготовки выпускников. В требования к уровню подготовки выпускников включено только требование, что выпускник средней школы должен знать и понимать основные положения клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина, учения В. И. Вернадского о биосфере и сущность законов Г. Менделя. В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы такое требование отсутствует.

Таким образом, в соответствии со стандартом учитель может познакомить учащихся только со значением работ таких ученых Луи Пастер, Чарлз Дарвин, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Иван Михайлович Сеченов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Петр Кузмич Анохин, Владимир Иванович Вернадский, Роберт Гук, Рудольф Вирхов, Карл Бэр, Матиас Шлейден, Теодор Шванн, Грегор Мендель, Николай Иванович Вавилов, Карл Линней, Жан-Батист Ламарк, но не с их биографией.

В свете всего вышесказанного становится актуальным изучение творческих биографий ученых в школьном курсе биологии. Бухваловым В.А. [2] разработана методика организации работы с творческими биографиями ученых. Для достижения воспитательной цели необходимо придерживаться следующего плана представления биографии ученого на уроке:

  • наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели;
  • работоспособность или желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;
  • защита убеждений, способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, верность цели;
  • научная честность, умение побеждать в честной борьбе;
  • результаты научной деятельности, соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.

Однако, при раскрытии любого пункта плана, необходимо акцентировать внимание учащихся на достойных человеческих качествах ученого. В принципе, для достижения воспитательного эффекта, по данному плану можно изучать биографию любого ученого.

Анализ школьных программ разных авторских коллективов показал, что осуществлять историко-библиографический подход в обучении биологии возможно только в 8-м, 9-м классах основной школы и 10-м и 11-м классах средней школы. В процессе обучения биологии в 6–7-х классах использование данного подхода невозможно, поскольку 35 учебных часов, отведенных на изучение биологии в 6-м классе, не позволяет сформировать даже основу для дальнейшего изучения биологии, а перегруженность программы по биологии 7-го класса не оставляет времени для изучения истории развития науки.

По нашему мнению, в 6–7-х классах, где изучаются основы ботаники и зоологии и в программе нет ссылок на ученых, можно было бы рассматривать некоторые исторические аспекты развития ботаники и зоологии (ранние представления о развитии корня, развитие представлений о минеральном питании растений, развитие ботаники в античном мире, развитие ботаники в средневековье и т.д.). В 8-м классе возможно совмещение изучения биографий ученых и исторических аспектов развития биологической науки, например:

- краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (в 8-м классе на изучение этой темы в программе Н.И. Сонина выделен 1 час) ;

- вакцины: история и современность;

- история развития учения о гомеостазе;

- история открытия роли сердца и системы кровообращения и т.д.

В 9–11-м классах осуществление историко-библиографического подхода в курсе общей биологии возможно при изучении биологических теорий – клеточной, эволюционной, теории наследственности Г. Менделя, хромосомной теории наследственности, молекулярной теории гена; экологических концепций, гипотез происхождения жизни, концепций антропосоциогенеза. Д.Б. Комиссаров писал “строго логическое изложение, вне ее \"биографии\", делает изучение теории скучным и неинтересным. Для преодоления недостатков исключительно логического изложения необходимо paccмотреть “биографию” теории, тот путь научного познания, творческий поиск, который привел к ее появлению, необходимо представить содержание курса в истории создания теорий. При этом не следует скурпулезно воспроизводить все этапы развития теории, рассматривать все без исключения, зигзаги и перипетии научного поиска, нужно ограничиться наиболее важными, решающими поворотами научной мысли” (3). В рамках изучения “биографий” биологических теорий возможно как знакомство с жизнеописанием ученых, так и рассмотрение таких исторических вопросов как: научный креационизм и его значение в истории биологической науки; становление современной филогенетики и т.д.

Таким образом, если мы хотим, чтобы наши ученики не только усваивали знания и умения, но и развивались бы в личностном плане, чтобы на уроках осуществлялось воспитание их личностных качеств и творческих способностей, то фотографии ученого и пары абзацев текста его биографии в учебнике явно недостаточно. Необходимо изучение творческих биографий ученых. Эти биографии показывают, что ни у кого из выдающихся творцов не было идеальной карьеры, абсолютное большинство из них не имели больших денег и материальных благ. Но все они достигли значительных вершин в науке, потому что думали о деле и занимались делом, посвятив этому всю свою жизнь.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 365 с.

2. Бухвалов В.А. Творческая биография ученого [Текст] //Биология – приложение к газете “Первое сентября”. – 2006. - №23. – С. 41-48.

3. Комиссаров Д.Б. Методологические проблемы школьного биологического образования [Текст]/ Д.Б. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.



Комментарии:

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

26 04 2024 5:54:37

Урок-путешествие "Грибы вокруг нас". 6-й класс

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....

25 04 2024 20:59:56

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

24 04 2024 18:32:53

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

23 04 2024 0:25:39

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

22 04 2024 14:21:57

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

21 04 2024 17:52:22

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

20 04 2024 20:36:50

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

19 04 2024 23:33:57

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

18 04 2024 6:40:22

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

17 04 2024 7:59:17

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

16 04 2024 21:40:31

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"


    Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

      Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....

15 04 2024 13:54:36

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

14 04 2024 17:36:36

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

13 04 2024 13:29:17

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

12 04 2024 13:30:33

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

11 04 2024 13:31:55

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

10 04 2024 18:53:50

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

09 04 2024 6:53:58

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

08 04 2024 11:34:28

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

07 04 2024 17:43:45

Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

      В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....

06 04 2024 15:33:42

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

05 04 2024 0:16:35

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

04 04 2024 15:17:21

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

03 04 2024 8:14:58

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

02 04 2024 0:39:24

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

01 04 2024 17:35:38

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

31 03 2024 7:33:28

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

30 03 2024 17:12:58

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

29 03 2024 3:43:33

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

28 03 2024 5:12:56

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

27 03 2024 9:43:38

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

26 03 2024 6:16:18

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

25 03 2024 9:21:35

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

24 03 2024 15:36:14

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

23 03 2024 12:48:18

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

22 03 2024 17:18:55

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

21 03 2024 0:50:27

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

20 03 2024 2:31:51

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

19 03 2024 4:13:18

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

18 03 2024 14:23:25

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

17 03 2024 10:14:45

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

16 03 2024 17:15:12

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

15 03 2024 16:38:36

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

14 03 2024 21:13:12

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

13 03 2024 21:57:43

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

12 03 2024 3:37:34

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

11 03 2024 6:28:54

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

10 03 2024 10:46:14

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

09 03 2024 1:30:15

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

08 03 2024 20:49:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::