Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

“Жизнь – это драгоценный дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели”.
Д.С. Лихачев

Вновь мы живем в эпоху перемен. Одни глобальные перемены закончились, другие, не менее глобальные – грядут. Не миновали эти глобальные перемены и наше многострадальное образование. Повсеместно вводится профильное обучение в старших классах, осуществляется полный переход на ЕГЭ, осуществляется информатизация образования. Актуальнее проблем не придумаешь. Тем не менее, рискуя сегодня показаться не актуальной, мне бы хотелось поговорить о проблеме воспитания нравственных качеств личности, средствами историко-библиографического методологического подхода к обучению биологии в средней школе.

Смена социального строя привела к смене нравственных приоритетов. Произошло обесценивание нравственных ценностей. Большинство молодых людей в качестве цели ставят достижение материальных благ любой ценой и абсолютно игнорируют нравственные идеалы. Поэтому модернизация школьного образования не может быть сведена только к организации профильного обучения в старших классах, введению ЕГЭ и информатизации учебного процесса. Наша школа сейчас, как никогда, нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства.

Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть “прикосновение к иной судьбе” - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность [2].

Впервые психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, в основе которой лежит дополнение содержания учебного материала учебника сведениями, почерпнутыми из различных литературных источников, была названа историко-библиографическим методологическим подходом А.Н. Крутским.

Психологической основой данного подхода является стимулирование интереса к науке, ее истории и перспективам развития. Данный подход прививает навыки пpaктической научной деятельности. Историко-библиографический материал ценен тем, что он позволяет познакомить учащихся с методами научного исследования, с языком науки, с этапами научного познания, с тем, как строится и развивается наука, с учеными и открытиями, сделанными ими, с человеческими качествами великих ученых. Осуществляться историко-библиографический подход может в двух направлениях: изучение биографий ученых и изучение истории развития тех или иных научных направлений.

Сведения о жизни и творчестве ученых в школьных учебниках в лучшем случае излагаются одним двумя абзацами. При существующем в школе подходе к изучению жизни и творчества ученых, для учащихся остается тайной не только жизнь ученого, но и его цели и научные проблемы, которые он решал [2].

Изучение биологии в школе осуществляется тогда, когда учащиеся в своем развитии достигают сложного подросткового возраста. В этом возрасте хочется кому-то подражать, на кого-то быть похожим. Очень часто школа этого не учитывает и не предоставляет детям позитивных образцов жизни, зато телевидение, интернет и окружающая жизнь предоставляют в избыточном количестве отрицательные образцы человеческих взаимоотношений.

Мы учителя за своими заботами, погоней за достижением стандарта и натаскиванием детей на успешное прохождение ЕГЭ забываем, что знания по биологии не должны являются самоцелью обучения данному учебному предмету, необходимо развивать и воспитывать детей средствами биологии. В юности очень часто осуществляется выбор не только профессии, но и целей жизни, помочь в этом может изучение биографий великих ученых.

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали тысячи биографий творческих личностей и установили, что гениальность творцов не есть нечто непознаваемое, а определяется качествами, воспитать которые в себе вполне доступно каждому [1].

Самовоспитание творческих качеств осуществляется в течение всей жизни человека. Выбирая жизненный путь еще в школе, ученик должен помнить, что недостижимых целей не бывает, бывают люди, которые не могут их достичь. Поэтому успех на пути к цели зависит не от поиска оправданий со ссылкой на непреодолимые препятствия, а от ежедневной работы над собой и поиска решений самых сложных проблем [1].

Изучение педагогической литературы показало, что имеется множество пособий, содержащих дополнительные сведения к урокам биологии: биографические данные об ученых, материалы, связанные с историей открытий и изобретений, новыми биологическими идеями, новейшими достижениями науки.

Таким образом, можно сделать вывод, что недостатка в информации нет. Существует другая проблема - ее поиска, систематизации в соответствии с темами курса биологии, организации процесса ее изучения на уроках биологии и времени на ее изучение в рамках курса биологии.

Анализ федерального компонента государственного стандарта биологического образования показал, что в курсе изучения биологии стандарт не требует обращения к биографиям ученых-биологов. Изучению подлежит только значение работ и исследований некоторых ученых. Причем, в большинстве своем, данная информация обязательна для изучения, но не является объектом контроля, т. е. она не включается в требования к уровню подготовки выпускников. В требования к уровню подготовки выпускников включено только требование, что выпускник средней школы должен знать и понимать основные положения клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина, учения В. И. Вернадского о биосфере и сущность законов Г. Менделя. В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы такое требование отсутствует.

Таким образом, в соответствии со стандартом учитель может познакомить учащихся только со значением работ таких ученых Луи Пастер, Чарлз Дарвин, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Иван Михайлович Сеченов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Петр Кузмич Анохин, Владимир Иванович Вернадский, Роберт Гук, Рудольф Вирхов, Карл Бэр, Матиас Шлейден, Теодор Шванн, Грегор Мендель, Николай Иванович Вавилов, Карл Линней, Жан-Батист Ламарк, но не с их биографией.

В свете всего вышесказанного становится актуальным изучение творческих биографий ученых в школьном курсе биологии. Бухваловым В.А. [2] разработана методика организации работы с творческими биографиями ученых. Для достижения воспитательной цели необходимо придерживаться следующего плана представления биографии ученого на уроке:

  • наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели;
  • работоспособность или желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;
  • защита убеждений, способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, верность цели;
  • научная честность, умение побеждать в честной борьбе;
  • результаты научной деятельности, соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.

Однако, при раскрытии любого пункта плана, необходимо акцентировать внимание учащихся на достойных человеческих качествах ученого. В принципе, для достижения воспитательного эффекта, по данному плану можно изучать биографию любого ученого.

Анализ школьных программ разных авторских коллективов показал, что осуществлять историко-библиографический подход в обучении биологии возможно только в 8-м, 9-м классах основной школы и 10-м и 11-м классах средней школы. В процессе обучения биологии в 6–7-х классах использование данного подхода невозможно, поскольку 35 учебных часов, отведенных на изучение биологии в 6-м классе, не позволяет сформировать даже основу для дальнейшего изучения биологии, а перегруженность программы по биологии 7-го класса не оставляет времени для изучения истории развития науки.

По нашему мнению, в 6–7-х классах, где изучаются основы ботаники и зоологии и в программе нет ссылок на ученых, можно было бы рассматривать некоторые исторические аспекты развития ботаники и зоологии (ранние представления о развитии корня, развитие представлений о минеральном питании растений, развитие ботаники в античном мире, развитие ботаники в средневековье и т.д.). В 8-м классе возможно совмещение изучения биографий ученых и исторических аспектов развития биологической науки, например:

- краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (в 8-м классе на изучение этой темы в программе Н.И. Сонина выделен 1 час) ;

- вакцины: история и современность;

- история развития учения о гомеостазе;

- история открытия роли сердца и системы кровообращения и т.д.

В 9–11-м классах осуществление историко-библиографического подхода в курсе общей биологии возможно при изучении биологических теорий – клеточной, эволюционной, теории наследственности Г. Менделя, хромосомной теории наследственности, молекулярной теории гена; экологических концепций, гипотез происхождения жизни, концепций антропосоциогенеза. Д.Б. Комиссаров писал “строго логическое изложение, вне ее \"биографии\", делает изучение теории скучным и неинтересным. Для преодоления недостатков исключительно логического изложения необходимо paccмотреть “биографию” теории, тот путь научного познания, творческий поиск, который привел к ее появлению, необходимо представить содержание курса в истории создания теорий. При этом не следует скурпулезно воспроизводить все этапы развития теории, рассматривать все без исключения, зигзаги и перипетии научного поиска, нужно ограничиться наиболее важными, решающими поворотами научной мысли” (3). В рамках изучения “биографий” биологических теорий возможно как знакомство с жизнеописанием ученых, так и рассмотрение таких исторических вопросов как: научный креационизм и его значение в истории биологической науки; становление современной филогенетики и т.д.

Таким образом, если мы хотим, чтобы наши ученики не только усваивали знания и умения, но и развивались бы в личностном плане, чтобы на уроках осуществлялось воспитание их личностных качеств и творческих способностей, то фотографии ученого и пары абзацев текста его биографии в учебнике явно недостаточно. Необходимо изучение творческих биографий ученых. Эти биографии показывают, что ни у кого из выдающихся творцов не было идеальной карьеры, абсолютное большинство из них не имели больших денег и материальных благ. Но все они достигли значительных вершин в науке, потому что думали о деле и занимались делом, посвятив этому всю свою жизнь.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 365 с.

2. Бухвалов В.А. Творческая биография ученого [Текст] //Биология – приложение к газете “Первое сентября”. – 2006. - №23. – С. 41-48.

3. Комиссаров Д.Б. Методологические проблемы школьного биологического образования [Текст]/ Д.Б. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.



Комментарии:

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

01 11 2025 15:10:46

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

31 10 2025 5:56:36

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

30 10 2025 0:37:28

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс


    Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

      Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

29 10 2025 8:54:44

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

28 10 2025 21:32:54

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

27 10 2025 21:19:24

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

26 10 2025 12:30:33

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

25 10 2025 19:42:58

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

24 10 2025 17:40:14

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

23 10 2025 18:23:56

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

22 10 2025 13:23:30

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

21 10 2025 8:14:54

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

20 10 2025 1:59:56

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии


    Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

      Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

19 10 2025 8:48:57

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

18 10 2025 11:50:40

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

17 10 2025 13:56:33

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

16 10 2025 4:39:17

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

15 10 2025 13:30:58

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....

14 10 2025 20:47:50

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии


    Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

      В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

13 10 2025 12:53:32

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

12 10 2025 23:37:28

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

11 10 2025 14:18:56

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

10 10 2025 5:52:28

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

09 10 2025 9:51:17

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

08 10 2025 9:11:54

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

07 10 2025 10:45:27

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

06 10 2025 1:12:33

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс


    «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс

      Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....

05 10 2025 19:36:55

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

04 10 2025 17:16:12

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

03 10 2025 2:44:27

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

02 10 2025 16:37:29

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

01 10 2025 14:53:57

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

30 09 2025 10:59:35

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

29 09 2025 16:16:51

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования


    Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

      В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

28 09 2025 8:33:29

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

27 09 2025 12:31:43

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

26 09 2025 4:57:55

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

25 09 2025 20:54:41

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

24 09 2025 20:17:59

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

23 09 2025 16:40:35

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

22 09 2025 15:19:38

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

21 09 2025 7:36:33

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

20 09 2025 11:58:48

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

19 09 2025 8:20:55

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

18 09 2025 16:10:49

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

17 09 2025 8:51:57

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

16 09 2025 7:17:29

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

15 09 2025 12:13:18

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

14 09 2025 20:58:39

Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

      Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....

13 09 2025 11:56:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::