Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

Урок рассчитан на 2 академических часа. За три недели до урока с  учащимися  распределяются темы их предварительной подготовки  и выступлений, на предыдущем занятии заранее составляется таблица для работы, парты расставляются по кругу и учащиеся выступают со своих рабочих мест.

Таблица

Строение, свойства, функции воды

 

Строение, свойства, функции воды

Описание характеристик воды

1

Распространение воды
на Земле

 

2

Поэты

 

3

Художники

 

4

Песни о воде

 

5

Физические свойства

 

6

Строение молекулы

 

7

Поверхность натяжения

 

8

Химические свойства

 

9

Тяжёлая вода

 

10

Аномальные изменения воды

 

11

Значение для растений

 

12

Значение для животных

 

13

Значение для человека

 

14

Использование воды в промышленности

 

15

Загрязнение воды

 

16

Способы очистки воды

 

Цели: изучение воды.

Образовательные:сформировать знания о строении, свойствах, значении воды.

Развивающие: сформировать умения сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать учебно-организационные умения подготовки сообщений на заданную тему, развивать у детей целостного восприятия окружающего мира, формируя целостно-смысловую компетентность учащихся, продолжить формировать учебно-информационные умения работать с научной информацией, таблицами, рисунками, анализировать музыкальные фрагменты, репродукции.

Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру, воспитывать чувственно- ценностное отношение к воде.

Оборудование: телевизор, магнитофон, фильм о воде «Вода», «Использование воды»,  магнитофон и аудиозапись  «Штраус и звуки воды», песен о воде «Меж крутых бережков» - сл. М.Ожегова, «Ты, моряк, красивый сам собой», «Песня о Волге», «Песенка о капитане» - сл. Лебедева-Кумача, «Ты морячка, я моряк» - О.Газманова, В В.Мажевича, таблицы, плакаты с цитатами о воде, загадками о воде, химическое оборудование для демонстрации, глобус, физическая карта мира, таблица в рабочей тетради по характеристикам воды, проектор и мультимедийная презентация о воде, репродукции картин Айвазовского И.К.,ЛевитанаИ.И., статья из газеты «Труд-7»  от 7.12.2000 года «От кислых мыслей и молоко киснет», И. Бах «Бранденбургский концерт №3 ч.6».

Урок состоит из 7 частей:

1 часть – распространение воды на Земле;
2 часть – чувственно- эмоциональное восприятие воды, через стихи, живопись, музыку;
3 часть – свойства воды;
4 часть – значение воды для животных, растений, человека;
5 часть – загрязнение воды;
6 часть – очистка воды;
7 часть – использование воды.

Ход урока

1. Организационный этап

Учащиеся рассаживаются за «круглый стол», звучит музыка.

2. Вступительное слово учителя и определение целей урока

Ребята, мы  с вами на предыдущих уроках узнали, что вода является одним из главных компонентов в клетке. И сегодня  у нас не совсем обычный урок, так как мы будем рассматривать воду не только как биолого-химическое вещество, но и как  необходимый компонент всех живых систем и фактор, вызывающий эмоциональное состояние организмов и о многом другом, что свойственно воде. А также сегодня мы будем творить себя, свое сознание, свой разум, окунувшись в удивительный мир – воды.

«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил»
(Н. Заболоцкий)

Совершенствовать себя, это в первую очередь совершенствовать свое сознание. И сейчас мы с вами отправимся в мир познания воды.

(Звучит музыка, сопровождающаяся звуками воды.)

3. Актуализация

Учитель. Косые струи дождя падают на склонившиеся по низинам белыми полупрозрачными языками… Сизый от росы луг вспыхивает разноцветными брызгами, когда,  скользнув из-за деревьев, луч восходящего солнца падает на него. Ручей, весело журча по камешкам переката, бежит между топкими берегами. Небо неожиданно заволакивает быстро наползающая темная туча с уже сверкающими вдали молниями…

Эта картина лета памятна и близка всем нам. Но это не просто фотография – это момент глобального круговорота воды, её вечно обновляющаяся сила движения.

Такая субстанция, как вода, не часто привлекает наше внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, даже ежечасно.

А задумайтесь на минуту о воде  и  представьте, что будет, если её вдруг  не станет? (Авария водопровода).

Учащиеся высказывают свои предположение о последствиях отсутствия воды (жажда, бытовая необходимость, вспышка заболеваний и т.д.)

Со всей очевидностью в такой ситуации мы можем казать, что «без воды и ни туды и ни сюды».

Обычно о воде не задумываемся, тогда, когда её достаточно.

Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник».

Теперь отойдем от проблем бытового использования воды и поднимемся на другую ступень, откуда открывается вид на экономику страны. И здесь вода - основной компонент. Ни  сельское хозяйство, ни лёгкая, ни тяжёлая промышленности не обходятся без воды, где она выступает как сырьё, как теплоноситель, как транспорт, как растворитель.

4. Изучение нового материала

4.1.

Учитель. Ребята, представим, что мы с вами на космическом корабле, который  поднимается  всё выше и выше над нашей планетой. Смотрите, какая красивая, голубая наша планета! Почему она имеет такой цвет? И почему её называют «голубая планета»?

Учащийся. Рассказ о воде, её распространении на земле  и кадр фильма о воде.

Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода в океанах, морях, реках, озёрах, под землёй и в почве. Ледники и айсберги - тоже вода, но замёрзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Поэтому с высоты космического пространства наша планета имеет голубой оттенок. Мы не удивляемся обилию воды. На земле она окружает нас всюду. Вода - самое обыденное и в то же время самое удивительное вещество на нашей планете. Она обладает рядом необычных свойств. Одно из важнейших свойств воды - её необычайно высокая теплоёмкость. Теплоёмкость воды в 2-2,5 раза выше, чем у большинства жиров, в 5 раз выше, чем у гранита, в 10 раз выше, чем у железа. Нагреваясь под воздействием солнечных лучей, вода поглощает очень много тепла, а затем, остывая в тёмное время суток, отдаёт его атмосфере. Иными словами, вода выполняет на нашей планете роль аккумулятора тепла. Благодаря огромным запасам воды у нас не бывает таких резких температурных скачков, какие возможны на Марсе, где свободной воды практически нет.

Учитель. Таким образом, вода на нашей планете самое распространенное вещество, которое бывает в трёх агрегатных состояниях.

4.2.

Учитель. Ребята, послушайте как красиво поэт сказал о воде. (Зачитывает стихотворение о воде.)

Самодержавная царица,
Для всех бесценная всегда,
Ты несравнимая с жар-птицей,
Её величество – Вода.
Ласкаешь берега волнами,
Даруешь жизнь всем существам.
Из туч ты поливаешь нас слезами,
Но слёзы те отрада нам.
Ты землю влагой насыщаешь,
По морю гонишь корабли,
Но вот когда ты зла бываешь,
Сметаешь всё с лица земли.

(Учитель ставит проблему.)

Какие ещё стихи известных поэтов, посвященные воде, мы знаем?

Учащийся. Читает стихи В.А.Жуковского «Море», А.С.Пушкина «К морю», И. Бунина «Родник», А.Фета «Весенний дождь», Н. Рыленко «После дождя». (Стихи можно подобрать и другие.)

Учитель.

«Родник кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми клубами
Стеклом расплавленным бежит»
(И.Бунин)

Такие стихотворные обороты позволяют поэтам выразить свои чувства. Многие поэты стихи посвящали морю, реке, дождю, показывая неповторимую красоту воды.

А теперь обратим своё внимание на картины художников, которые на своих полотнах запечатлели моменты воды.

Учащийся. Рассказ о художниках.

И.И.Левитан (1860-1900г.), русский живописец-передвижник, создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтической ассоциации, раскрытие тончайших состояний природы. На его  картинах «Над вечным покоем», «Волга», показаны реки в их спокойном состоянии.

И.К.Айвазовский (1817-1900г.), русский живописец-маринист. В романтических полотнах «Девятый вал», «Синоптический бой», «Радуга», изобразил море, мужество людей, борющихся со стихией, морские сражения. Его творчество сделало для многих море понятным, близким, дорогим, помогло узнать и полюбить его, научило шире понимать природу.

Учитель. Таким образом, изучая картины с изображением воды можно почувствовать её состояние.

(Учитель включает аудиозапись народной песни «Вниз по Волге-реке».)

Люди издавна, используя описание воды в разных её состояниях, моментах, показывали своё настроение, душевное состояние.

Ребята, а какие  песни мы знаем, где поётся о воде?

Ученик. В народном фольклоре тема воды проходит во многих песнях «Ах, Дунай, мой Дунай», «Вдоль да по речке», «Вниз по матушке по Волге», «Вниз по Волге-реке» (включает запись, при возможности сольных данных песни можно спеть), люди таким образом могли выразить своё душевное состояние, мысли, чувства. В современном музыкальном мире  тема воды, также помогает при выражении своего внутреннего мира (звучит песня О. Газманова «Ты морячка, я моряк»).

Учитель. Ребята, на этом этапе восхождении к познанию воды мы видим, что эмоциональное состояние можно выразить с помощью воды.

(От автора. При наличии классов с углублённым изучением английского языка возможен следующий блок.)

Учитель. На латинском языке можно сказать о воде: «Aqua omnia sunt». Вода  существует везде. А что мы можем сказать о воде на английском языке.

Ученик. Water is very important for life on the Earth. There is much water on our planet. There is no ocean or sea which is not used as a dump.  It is so because very little water on the Earth is good for drinking. In many river and lakes water is not drinkable. For example Lake Baikal is the deepst freshwater lake on the Earth. The lake is very beautiful but now it is in great danger.  Many rivers and lakes are poisoned.   Fish and reptiles can’t live in them. Even fish die in such water. Sometimes people cannot swim even in the sea because the sea and the seaside are not clean. In such places all the birds leave theirs habitats. If people drink this water they can die. It happens so because factories and plants produce a lot of waste and pour it into rivers. So  they poison the water.

4.3.

Учитель. Так много было сказано о красоте воды,  а теперь рассмотрим,  что  представляет собой вода, т.е. какими физическими свойствами она обладает.

Ученик. Рассказ о физических свойствах воды.

ВОДА, Н2О, одно из самых распространенных веществ в природе (гидросфера занимает 71% поверхности Земли), жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая); плотность 1,000 г/см3 (3,98 оС) и максимальна при   t  +4, t плавления 0 оС, t кипения 100 оС., чистая вода плохой проводник электричества, сжимаемость очень мала, хороший растворитель, это объясняется свойствами водородных связей её молекул. Вода, уменьшаясь в объёме при охлаждении и увеличивая при этом плотность, ведёт себя как прочие жидкости, но, достигнув наибольшей плотности при температуре 4 оС, при дальнейшем её понижении начинает расширяться и особенно сильно (почти в 11 %) увеличивает свой объём при превращении в лёд. Предположение учёных заключается в том, что во льду все молекулы воды связаны между собой и образуют ажурную решётку. В этой решетке расстояния между атомами кислорода больше размера одиночной молекулы, то есть она пронизана «дырами» или «пустотами». При таянии и последующем повышении температуры такая «льдистая» структура постепенно разрушается и, наряду с сохранившимся каркасом, появляются неупорядоченные молекулы воды, которые могут заполнять «дыры».  

Учитель. Таким образом, физические свойства воды обуславливают, что на Земле вода может находиться в трёх агрегатных состояниях, испарение может происходить даже с поверхности льда, поэтому зимой бельё на улице высыхает, в водоёмах образует растворы.

Но мы знаем, что свойства любого вещества определяются  строением молекулы воды.

Ученик. Рассказ о строении молекул воды.

Анализ данных, полученных из спектров поглощении, показал, что три атома воды образуют равнобедренный треугольник с двумя атомами водорода в основании и кислородом в вершине;

Валентный угол НОН равен 104, 31, длина связи О_Н составляет 0,99, а расстояние, а расстояние – равно1,515. Атомы водорода так глубоко «внедрены» в атом кислорода, что молекула оказывается почти сферической, её радиус 1,38.

Учитель. Таким образом, уникальные физические свойства воды определены необычным строением молекулы воды.

Как всякое вещество вода, обладает жидким состоянием, и поэтому  имеет поверхность натяжение, которое  объясняется строением молекулы и используется живыми организмами.

Ученик. Рассказ о поверхностном натяжении воды.

Молекулы, находящиеся внутри массы воды, испытывают притяжение соседних молекул – магнитов во всех направлениях. Если же молекула расположена на поверхности, то такое притяжение возможно только в нижней полусфере вокруг молекулы. Она как бы втягивается внутрь водной массы. Этим самым создается плёнка поверхностного натяжения. Натяжение воды больше, чем у любой другой жидкости за исключением ртути, но внесение даже минимального количества разных добавок к воде резко уменьшает её поверхностное натяжение. Предполагается, что у абсолютно чистой воды натяжение такое, что по её  поверхности   можно кататься  на коньках. Насекомые – водомерки используют натяжение для передвижения по акваториям, быстро скользя по поверхности воды. Вода также обладает высокой способностью смачивать твёрдые тела, то есть прилипать к ним при соприкосновении. Смачивание и натяжение позволяют воде передвигаться по тонким порам и трещинам вопреки силе тяжести, тек как на границе со смоченной породой край водной поверхности за счёт смачивания прилипания ползёт вверх, образуя в малой поре , канале или трещине вогнутую поверхность. А вогнутую поверхность натяжение стремится выровнять, за счёт этого и происходит движение воды.

Учитель. По всему сказанному можно сделать вывод, необыкновенное строение воды определяет поверхностное натяжение воды.

В энциклопедическом словаре  сказано: « Вода, жидкость без запаха, вкуса, цвета, вступает в реакции…». А с чем взаимодействует вода? Поднимемся  ещё выше на ступень и поговорим о химических свойствах необыкновенной обыкновенной воде.

Ученик. Рассказ о химических свойствах воды, демонстрация уравнений на доске, показ реакции нейтрализации, используя индикатор фенолфталеин.

1. Вода реагирует с активными металлами. Образуются растворимые гидроксиды (щёлочи)  и водород.

2Li +2HOH 2 LiOH +H2

2. Вода реагирует с менее активными металлами при нагревании. Продукты реакции – оксиды металлов и водород.

Zn +H 2О ZnO +H2

3. Вода реагирует с некоторыми неметаллами.

C + H 2O CO +H2

4. Вода реагирует с оксидами активных металлов, при этом получаются растворимые гидроксиды (щёлочи).

Li 2О + H 2O 2LiOH

5. Вода реагирует почти со всеми оксидами неметаллов с образованием кислот.

SO3 + H 2O H2 SO4

6. Под действием электрического тока или при высокой температуре вода разлагается.

2H2O 2H 2O  +O2

7. Нейтрализация.

HNO3 + KOH KNO3 +H2O

А также вода является хорошим растворителем, вследствие того, что молекулы воды представляют собой диполь с разноименными частичными зарядами, это  позволяет воде образовывать при растворении гидратированные ионы. (Демонстрация растворения различных «цветных» солей.)

Учитель. Таким образом, вода является реагирующим веществом, продуктом реакций и хорошим растворителем.

По слова Вернадского И. В.: «Вода природная не есть вода и не есть раствор химический и физико-химический…»

Какой еще может быть вода?

Ученик. Рассказ о тяжелой воде.

Анализ обыкновенной воды показывает, что на самом деле это смесь нескольких разновидностей воды с общей формулой Н2О, представляющих собой соединения изотопов кислорода и водорода. Кроме обычного водорода в природе встречается водород с массой 2, называемый дейтерием (Д). и ещё более тяжёлый водород с массой 3, называемый тритий (Т). Теоретически может существовать 42 разнообразных изотопных разновидностей воды, из которых 7 устойчивы, то есть не радиоактивны. Однако пока обнаружены далеко не все разновидности воды. Доля тяжелой воды с составом ДО2 в природных водах составляет в среднем 1/6800. Разница в изотопном составе сказывается на физических свойствах воды. Так, тяжёлая вода имеет плотность 1,104 г/см3, кипит при 101,43 оС, а лёд из тяжелой воды плавится при 3,813 оС. Тяжелая вода испаряется медленнее, угнетает рост растений, в больших дозах вызывает гибель. При кипячении воды , даже в чайнике, более четырёх раз начинает образовываться тяжёлая вода

Учитель. По всему сказанному видим, что воде свойственно и необыкновенность, и таинственность.

Вернадский И.В. написал: «Вся масса воды и в жидком,  и в газообразной, и в твердой форме находится в непрерывном движении, переполнена действенной энергией, сама  вечно меняется и меняет все окружающее».

Вода - воде рознь. Вода бывает разного вида, т.е. имеет аномальные изменения.

Ученик. Рассказ об изменении структуры воды под воздействием слова, музыки, используя фрагменты фильма «Вода» и статью из газеты «Труд-7» 7.12.2000г.

В ходе экспериментов кандидата химических наук Зенина С. московского НИИ, было установлено, что на свойства воды может влить любое воздействие и изменять её структуру. А также , что на свойства жидкости влияет даже мыслительное воздействие, так как в воде существуют суперстабильные клатраты - структурные элементы. Именно из этих элементов, причудливо связанных друг с другом, и состоит столь привычная для нас  жидкость. Создав устройство, чутко реагирующее на изменение в структуре воды, проводити опыты и фиксировали изменение в структуре воды под воздействием различных слов, музыки. Предложенная Зениным С. Модель строения жидкости даёт объяснение многим загадочным свойствам воды, которые приводили в тупик не одно поколении химиков, - и в первую очередь тому, что мы называем «памятью воды», способностью накапливать и переносить информацию.

Учитель. Мы видим, что проще нет соединения, чем вода - Н2О, даже трудно поверить в необыкновенность, а тем более таинственность такого, казалось бы, обыкновенного соединения. Но, оказывается, воде свойственны и необыкновенность, и таинственность.

На следующей ступени восхождения познания тайн воды, поговорим о том, что вода – это жизнь, а жизнь – это вода. Одна из гипотез происходит жизни предполагает, что жизнь произошла на границе соприкосновения трёх сфер - гидросферы (воды), литосферы (земли) и атмосферы (воздуха), т.е. это прибой. Именно в пучине прибоя, считают ученые,  произошла жизнь. Не даром человека тянет к берегу озера, реки, моря, и можно часами наблюдать за движением воды и слушать прибой.

Вода  играет основную роль в жизни биологических существ: растений, животных, человека.

Ученик. Рассказ о роли воды в жизни растений.

Любое растение самое меньшее наполовину, а иногда и на 95% состоит из воды. Растения через устьица испаряют влагу, тем самым увлажняют свою  поверхность, чтобы впитывать углекислый газ.

Вода для растений является источником питания. Растения пьют воду корнями. У берёзы и ели, сосны они добывают влагу на глубине 2-3 м., а длина корневой системы дуба иногда в несколько раз больше самого дерева.

А у уникального растения вельвичия корни уходят на глубину 20 м. В дождливом тропическом лесу, влаги всегда достаточно, поэтому широколиственные деревья могут сохранять листья круглый год. Сохраняют свою хвою круглый год и хвойные деревья. Через их тонкие иголки вода испаряется намного медленнее, нежели через широкие листья листопадных пород. Это позволяет им не сбрасывать хвою и зимой, когда вода малодоступна.

Растения в засушливом климате искусно научились добывать и хранить влагу. Разнообразные приспособления препятствуют испарению влаги с их поверхности. У некоторых стволы покрыты восковым налётом, у многих нет листьев или они жесткие и мелкие. Густо покрыты колючками стволы кактусов, даже в самую сильную жару удерживают влагу и остаются сочными. Порой они содержат в себе до 2000 л воды. Некоторые растения приспособились жить в воде. Их листья плавают на поверхности воды.

Ученик. Рассказ о роли воды в жизни животных.

Вода содержится в телах животных около 65%. Определённое и постоянное содержание воды – одно из главных условий существования живого организма. При изменении количества потребляемой воды её солевого состава, нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи в желудочно-кишечном тракте. Без воды невозможно регулирование теплообмена организма и поддержание постоянной температуры тела. Животные погибают при потере 20-25 % воды. Для некоторых животных вода постоянная среда обитания, таких как простейшие, черви, кишечнополостные, моллюски, рыбы. Для земноводных вода –это часть жизни. А для водоплавающих птиц и млекопитающих – это  вторичное возвращение в воду. Даже в Арктической зоне без снега и льда немыслима жизнедеятельность некоторых видов, особенно зверей, например, нерпы, белых медведей.

Ученик. Рассказ о роли воды в жизни человека.

Вода – важнейшая часть человеческого тела. Она составляет 65% нашего веса, а у детей даже 80%. Количество воды в разных органах и тканях колеблется в значительных пределах. Так, в крови около 83%, в мозге, сердце, мышцах около 70-80 %, к костях 15-20 %.Вода участвует в регуляции температур тела: выделяясь вместе с потом, она испаряется и охлаждая тело, предохраняет его то перегрева. Потребность в воде составляет 2-2,5 л. В сутки Эта потребность удовлетворяется приблизительно так: 1 л. В виде питья, 1 л. В виде пищи и 250-300 мл. образуется в организме человека в результате химических превращений, происходящих во всех клетках и тканях. Выводится вода из организма почками, потовыми железами и лёгкими. Количество  выпитой воды и выделяемой воды приблизительно одинаково, но зависит от качества и количества пищи, температуры окружающего воздуха. При недостаче воды может произойти обезвоживание организма и наступят серьёзные нарушения жизнедеятельности.

При длительной нехватке воды страдает нервная система, появляются психические расстройства. Периоды полной апатии и сонливости сменяются зрительными и слуховыми галлюцинациями и судорогами. Нарушается деятельность жизненно-важных нервных центров - дыхательного и сердечно-сосудистого. Если эти явления нарастают, может наступить смерть. Здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но полезно пить часто и понемногу. Выпивать сразу много жидкости вредно – ведь вся жидкость всасывается в кровь, и пока её излишек не будет выведен почками, сердце работает с излишне нагрузкой.

Учитель. Таким образом, вода в жизни живых организмов играет важную роль, без воды немыслима жизнь.

(Звучит музыка. И. Бах «Бранденбургский концерт №3 ч.6». )

Идёт по Земле человек. Идёт уверенными шагами, оставляя на Земле следы. Какие это следы? Следы  доброго человека, тогда почему гибнут растения, животные, опустошаются водные просторы. Если следы  недоброго…, но ведь ни одно живое существо не рушит ложе, дом в котором живёт,  не ломает сук на чём сидит.

Ученик. Рассказ о загрязнениях воды.

Гидросфера - это водная среда, которая включает поверхностные и подземные воды.

Основные виды загрязнений гидросферы.

Существуют несколько видов загрязнений:

  • механические;
  • химические;
  • бактериальные и биологические;
  • радиоактивные;
  • тепловые.

Другие виды загрязнений:

  • пестициды;
  • синтетические поверхностно-активные вещества;
  • соединения с канцерогенными свойствами;
  • тяжелые металлы;
  • сброс отходов в море с целью захоронения.

Актуальность проблемы загрязнений воды.

Проблема сохранения качества воды является на данный момент самой актуальной. Науке известно более 2,5 тыс. загрязнителей природных вод. Это пагубно влияет на здоровье населения и ведет к гибели рыб, водоплавающих птиц и других животных, а также к гибели растительного мира водоёмов. При этом не только ядовитые химические и нефтяные загрязнения, избыток органических и минеральных веществ, поступающих со смывом удобрений с полей, опасны для водных экосистем. Очень важным аспектом загрязнения водного бассейна Земли является тепловое загрязнение, которое представляет собой сброс подогретой воды с промышленных предприятий и тепловых электростанций в реки и озера.

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Учитель. Жизнь человека не представляется без воды на физиологическом, бытовом уровне. Но для жизнедеятельности необходима чистая вода, перед тем, как ей начать пользоваться её следует очистить.

Ученик. Рассказ о способах очистки воды.

Очистка воды производится в промышленных масштабах на очистных сооружениях. В общем случае очистка воды включает 3 стадии:

1) первичная очистка производится с целью удаления механических примесей;
2) вторичная очистка, при которой  происходит разложение содержащихся органических веществ под воздействием микроорганизмов или хлора;
3) третичная очистка включает биологическую, химическую и физическую обработку воды.

Воду берут из рек, водохранилищ, озер или из-под земли. Подземные воды чище поверхностных источников. Первые станции очистки воды у нас в стране были построены в 1888 году в Петербурге.

Речную или озёрную  воду осветляют и обеззараживают. Для этого служат разные отстойники фильтры, кроме того, в воду добавляют хлор или озон, или облучают её ультрафиолетовыми лучами. Иногда воду приходится опреснять. Очистка воды – это её освобождение от взвешенных частиц. Обеззараживание воды направлено на уничтожение в ней микроорганизмов, для чего используют кипячение, хлорирование, озонирование, обработка ультрафиолетовыми лучами. Хлорирование – для этого применяют специальные приборы – хлораторы. Озонирование воды осуществляется с помощью озона, который пропускают через неё. Для очистки в домашних условиях используют бытовые фильтры: «Родничок-5,7», «Роса», «Бриз», «БФ-1». В качестве фильтров используют посеребренный активированный уголь.

(Выступление руководителя очистных сооружений поселка об используемом биологическом методе очистке сточных вод.)

Учитель. Поднимаясь по ступеням познания воды,  мы видим, что для жизни необходима чистая вода и для очистки её существуют определённые технологии, используемые на очистных сооружениях. а также в домашних условиях возможна очистка воды с помощью бытовых фильтров.

Мы по ходу нашего пути говорили, что вода - лимитирующий компонент промышленности. Без воды невозможна работа ни одного производства. Нет другого вещества, которое бы находило столь разнообразное и широкое применение.

Ученик. Рассказ об использование воды в промышленности.

Вода – это химический реагент, участвующий в производстве кислорода, водорода, щелочей, кислот, спиртов, альдегидов, гашёной извести и многих других важнейших продуктов. Вода – необходимый компонент при схватывании и отвердевании вяжущих материалов – цемента, гипса, известняка и т.п. Как технологический компонент для варки, растворения, разбавления, выщелачивания, кристаллизации. Вода применяется в многочисленных производственных процессах. В гидроэнергетике используется энергия водных ресурсов. Первоначально энергию потока воды использовали в приводах рабочих машин – мельниц, станков, молотов, воздуходувов и т.п. С изобретением гидравлической турбины электроэнергию стали передавать на значительные расстояния. Гидроэнергетика приобрела новое значение, уже как направление электроэнергетики, связанное с освобождением гидроэнергии путём преобразования её в электрическую на гидроэлектрических станциях. ГЭС являются  мобильными энергетическими  установками, выгодно отличающимися от тепловых электростанций. В России ГЭС удовлетворяют около 13% общей потребности в электроэнергии. В технике вода служит теплоносителем, рабочим телом в паровых машинах, используется для передачи давления и мощности. Вода используется в гидромеханизации, что является способом механизации земляных, горных и других работ, при котором все или часть технологических процессов проводится за счёт энергии движущегося потока воды. Её применяют в горной промышленности, ирригационном строительстве, в рыбной промышленности. Требования, предъявляемые к воде в промышленности, весьма разнообразны. Вода особой чистоты необходима для развития новейших отраслей промышленности.

Учитель. Таким образом, вода является одним из основных компонентов и сырьём производства.

Мы не поднялись по ступеням к вершине познания воды. Но наш путь не завершен, т.к. ещё много неизведанного есть о воде. Этот путь долгий, возможно, пока существует человечество, и пока живёте вы.

5. Рефлексия

Ребята, какой вывод мы можем сделать по уроку «Необыкновенная  обыкновенная вода?»

(Учащиеся высказывают свои заключения по проделанной работе.)

Результатом вашей работы стала заполненная по ходу урока таблица  в рабочей тетради. А домашним заданием будет написать сочинение на тему «Путешествие капли воды на Земле».

(Учащиеся сдают рабочие тетради, с заполненной таблицей по ходу урока. Рабочая страница с таблицей оформляется на предыдущем уроке.)

6. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Путешествие капли воды на Земле».

Литература

  1. Биологический энциклопедический словарь /Гл.ред. М.С.Гиряров; Редкол.: А.А.Баев, Г.Г.Винбег, Г.А. Заварзин и др.-2-е изд., исправл.-М.:Сов.энциклопедия,1089.-864с Лосев к. с. Вода.- Л.: Гидрометеоиздат,1989, 272с.
  2. Вендров С.Л. Жизнь наших рек.- Л.: Гидромеоиздат,1986,112 с.
  3. Зацепина Г.Н. Физические свойства воды. М.,1987, 186 с.
  4. Природа, хозяйство, экология Кировской области. Сборник статей. Научно-популярное издание.
  5. Широкова В. Вода.- М.: СЛОВО, 2001. 48с.
  6. Энциклопедия земли Вятской.- том 7. Природа
  7. Экология родного края, Под ред.Т.Я Ашихминой.- Киров.; вятка, 1996.-720 с.

(Приложение. Результаты заполнения таблицы по ходу урока)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование И К Т-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

19 10 2021 12:37:23

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

19 10 2021 12:39:36

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

19 10 2021 13:27:25

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

Урок биологии " Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме " Общий обзор организма человека" по программе Н. И. Сонина. Используется учебник " Биология. Человек" Н. И. Сонина, Н. Р. Сониной, 2008 года....

19 10 2021 19:34:25

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме " Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

19 10 2021 13:46:56

Практическая работа "Фотосинтез"

Практическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...

19 10 2021 8:32:33

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

19 10 2021 21:14:28

Человек и окружающая среда

Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся практико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

19 10 2021 0:32:54

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

Урок проходит в форме игры « Клуб знатоков». Из класса выбирается команда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

19 10 2021 20:20:40

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена девочки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

19 10 2021 10:40:41

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы « Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

19 10 2021 13:31:17

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

На уроке подробно рассматривается процесс транспортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

19 10 2021 0:16:43

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

19 10 2021 3:43:41

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

19 10 2021 7:31:11

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

19 10 2021 0:25:41

Экология водоплавающих и околоводных птиц в разные периоды годового цикла

Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого характерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг. ...

19 10 2021 9:51:53

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

19 10 2021 2:27:24

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

19 10 2021 21:40:11

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

Курс " Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

19 10 2021 8:19:30

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

19 10 2021 21:34:26

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Представлен конспект урока-лаборатории по теме " Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

19 10 2021 6:14:22

Тема урока "Класс Птицы"

На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

19 10 2021 16:13:19

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

19 10 2021 0:44:16

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

19 10 2021 23:26:14

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Этот урок является первым в теме " Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии ( Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

19 10 2021 9:15:28

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

19 10 2021 3:21:16

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская " Вирусы"....

19 10 2021 6:49:10

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

19 10 2021 14:15:35

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

В качестве материала на фестиваль педагогических идей " Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему " Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

19 10 2021 19:37:20

Урок "Характеристика растений семейства Лилийные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н. И. Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

19 10 2021 6:53:37

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

19 10 2021 16:57:46

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

19 10 2021 22:16:49

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

19 10 2021 1:22:15

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

19 10 2021 8:50:53

Цветок

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

19 10 2021 6:57:29

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

19 10 2021 9:15:10

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

19 10 2021 9:54:17

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

19 10 2021 22:24:25

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом " Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интерактивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

19 10 2021 20:28:26

Мастерская "Omne ex owo"

«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

19 10 2021 4:47:36

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

19 10 2021 1:46:16

Урок-модуль "Генетика и медицина"

Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

19 10 2021 11:48:43

Многообразие рыб

Внешний вид, характерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

19 10 2021 2:11:16

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

19 10 2021 6:34:27

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В. В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

19 10 2021 11:33:10

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются команды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

19 10 2021 15:29:29

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

19 10 2021 20:46:55

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

19 10 2021 11:45:48

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, вырабатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

19 10 2021 5:42:18

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

При планировании урока " Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского характера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

19 10 2021 3:28:36

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)