Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие в очень интересный мир. А вот в какой, вы сейчас сами отгадаете.
Загадка №1.
Живет без забот
Населенье лесное.
Живет под березой,
Живет по сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй.
Что это такое? (Грибы)
Как называется наука, изучающая грибы? (Микология) (Приложение 2)
Загадка № 2.
Они бывают разной формы: круглые, палочковидные, в виде точек и запятых, как \"виноградная гроздь\". Не имеют ядра; одних называют санитарами нашей планеты, другие могут вызвать квашение капусты; а многие из них вызывают эпидемии (бактерии).
Как называется наука, изучающая бактерии? (Микробиология)
Загадка №3.
В природе они играют роль первопроходцев. Поселяются в самых бесплодных местах, а когда отмирают, образуют почву, на которой могут жить другие растения. На севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов получают краску и лаки, необходимые химической промышленности (лишайники).
Как называется наука, изучающая лишайники? (Лихенология)
II. Основная часть.
1. Выполнение заданий по микробиологии.
1) Краткая историческая справка.
- В 1676 году голландский ученый Антони ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп и назвал их \"зверушками\", в 1683 году он впервые описал бактерии.
- Итальянский зоолог Басси в 1835 году выдвинул гипотезу, согласно которой заразные болезни вызываются микроорганизмами.
- В 1864 году выдающийся французский ученый Луи Пастер доказал присутствие бактерий в воздухе и в воде и опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. В 1888 году им был основан в Париже первый научно-исследовательский институт микробиологии, который впоследствии был назван его именем.
2) Лабиринт \"Возбудители болезней\". (Индивидуально)
Пройдя по лабиринту, определите, возбудители каких болезней были открыты немецким ученым Лёффлером, а какие – бразильским ученым Рома-Лима. (Рома-Лима – сыпной тиф; Лёффлер - дифтерия)
3) Кроссворд \"Формы бактерий\" (в парах).
(Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спирохеты)
2. Выполнение заданий по микологии.
1) Краткая историческая справка.
- Наука, изучающая грибы, микология, возникла в XIX веке.
- В 1872 году русский врач Полотебнов опубликовал сообщение о лечении гнойных ран порошком из спор грибов пенициллума.
- Русский ученый Каминский в 1881 году впервые выявил и изучил микоризу.
- В 1943 году была полностью решена задача получения чистого пенициллина и внедрения его в медицину.
2) \"Парад шляпочных грибов\". (Приложение 2)
Белый гриб.
Называют меня люди
Часто – боровик.
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
Со многими деревьями
Я вообще дружу.
Подосиновик.
Под осинами на кочке,
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
Меня любят собирать.
Я люблю тепло и влагу,
А от солнышка бегу.
Вот, наверно, потому-то
Я на юге не расту.
Маслёнок.
Точно желтые цыплята,
Разбрелись в бору маслята.
Снизу донышко под плёнкой,
Ободок на ножке тонкой.
Нас ищи в бору сосновом,
Или в ельнике ищи.
Среди веток и иголок
Шляпку бурую смотри.
А когда в бору сосновом
Хлынут летние дожди –
Заблестит грибная шляпка.
Точно масло. Вот, смотри!
Рыжик.
Рядышком с иголками
Мы растем под елками,
Любим сосны мы и ели,
Шляпку плоскую имеем.
А по ней идут круги.
Срежь-ка нас и не беги,
Когда увидишь на руке
Сок оранжевый на вид.
Не бойся, он не ядовит!
Опёнок.
Мы веселые ребята
А зовут все нас – опята.
Так назвали нас не зря:
Мы на пне живем, друзья.
Сыроежки.
Растем с весны до осени,
Не прячемся в траве,
Найти легко и просто нас –
Ты встретишь нас везде.
Грибы мы интересные –
Ты только посмотри,
Какие разноцветные
Мы носим колпаки.
В зеленые, и в красные,
И в желтые цвета
Окрасила природа нас
Наверно, неспроста.
3) \"Недостающий гриб\" (индивидуально). (Приложение 2)
Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд – вместо знака вопроса? Почему именно её? (Бледная поганка, пластинчатые)
4) Лабиринт \"Симбиоз\" (в парах). (Приложение 2)
На почвах, богатых орг. веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, определите пары симбиоза. (Белый – сосна, дуб, ель; масленок – лиственница; подберезовик – береза, осина)
3. Выполнение заданий по лихенологии.
1) Краткая историческая справка.
- В конце XVIII – начале XIX веков возникла наука о лишайниках – лихенология. Ее основоположником считается шведский ученый Ахариус.
- Русским ученым Бекетовым в 1860 году был предложен термин \"лишайник\" для обозначения этих организмов.
- В 1860 – 1868 годах немецкий ботаник Шведенер в серии работ описал биологию лишайников как \"двойных организмов\" (тесное сожительство водорослей и грибов).
2) Лишняя картинка. (Индивидуально)
Найдите лишнюю картинку из четырех? Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся?
3) Головоломка – мозаика. (В парах)
В этой мозаике спрятана фраза, в которой говорится об отличительной черте лишайников.
4) Игра \"Живые лишайники\". (Фронтально)
Бо, ус, цет, рия, пар, лия, ро, нея, ра, ла, дач, ме (бородач, уснея, цетрария, пармелия)
5) Кроссворд \"Лишайники\". (В четверках) (Приложение 2)
Впишите в пустые клетки по вертикали названия лишайников. (Пармелия, кладония, цетрария, ксантория, аспицилия, шпогимния, эверния, лобария, уснея)
III. Итоговое задание.
Выполнение тестов по вариантам. (Приложение 1)
IV. Подведение итогов.
Дополнительные задания.
1) Распределить лишайники по группам: бородач, пармелия, бацидия, степная золотянка, ксантория, настенная, кладония, ягель, центрария, пельтигера.
(Кустистые - ягель, кладония, бородач; листовые – ксантория, центрария, пельтигера, накипные – бацидия, степная золотянка)
2) Биологические задачи.
Используемая литература.
- Газета \"Первое сентября\" (\"Биология\") №31/2001; №8/2002.
- \"Занимательная ботаника\", под ред. Рохлова, Теремова, Петросова.
- \"Тематические игры по ботанике\", под ред. Парфиловой.
Комментарии:
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
31 05 2025 10:51:48

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
30 05 2025 13:21:37
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
29 05 2025 12:41:23
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
28 05 2025 15:30:51
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
27 05 2025 5:53:47
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
26 05 2025 12:38:45
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
25 05 2025 11:40:24
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
24 05 2025 22:27:30
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
23 05 2025 19:15:34
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
22 05 2025 4:20:32
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
21 05 2025 0:18:54
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
20 05 2025 8:52:47
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
19 05 2025 15:27:17
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
18 05 2025 19:17:59
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
17 05 2025 12:15:47
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
16 05 2025 8:39:32
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
15 05 2025 2:38:57
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
14 05 2025 3:58:39
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
13 05 2025 1:42:10
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
12 05 2025 8:32:34
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
11 05 2025 20:44:36
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
10 05 2025 1:35:36
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
09 05 2025 5:36:35
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
08 05 2025 7:58:59
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
07 05 2025 18:24:29
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
06 05 2025 14:30:18
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
05 05 2025 1:34:46
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
04 05 2025 0:36:46
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
03 05 2025 17:41:21
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
02 05 2025 13:19:25
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
01 05 2025 2:40:33
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
30 04 2025 16:27:53
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
29 04 2025 3:54:10
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
28 04 2025 4:51:59
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
27 04 2025 18:36:14
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
26 04 2025 12:21:45
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
25 04 2025 9:12:18
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
24 04 2025 23:52:50
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
23 04 2025 17:37:24
Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....
22 04 2025 5:58:18
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
21 04 2025 3:55:30
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
20 04 2025 2:15:36
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
19 04 2025 1:22:57
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
18 04 2025 21:56:12
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
17 04 2025 2:19:38
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
16 04 2025 12:53:26
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
15 04 2025 17:52:43
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
14 04 2025 13:52:19
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
13 04 2025 17:19:33
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
12 04 2025 1:35:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::