Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

Предисловие.

Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию  с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.

В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в пpaктику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления.
Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.

Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов.

Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы, так же необходим процесс экологизации воспитания. Для выполнения этой работы следует привлекать не только самих учащихся, но и их родителей, учителей предметников и общественность. Только тогда экологическое воспитание может принести плоды и повысить уровень воспитанности общества.

Пояснительная  записка.

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой экологического воспитания.

Целью данной программы:

является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемых в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов.

Программа предусматривает решение задач:

  • Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;
  • Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  • Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
  • Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей;
  • Проведение экологической работы среди родителей.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение экологических законов и взаимосвязей, развитие пpaктических знаний, умений и навыков, а так же экологических основ охраны природы, что приводит к повышению воспитанности учащихся.

В ходе реализации данной программы учащиеся рассматривают сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.  Развивают знание экологических закономерностей, что  лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для формирования разносторонне развитой личности.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – пpaктическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве.

Программа «Экологизация воспитания» предусматривает работу с родителями. Включает традиционные формы работы, как родительские собрания, так и инновационные формы: родительские конференции, круглые столы, диспуты.

В ходе работы с родителями повышается их экологические знания и воспитание, что приводит к повышению нравственных качеств общества. При работе по данной программе родителям отводится роль не пассивного слушателя, а активного участника воспитательного процесса своих детей.
В ходе работы по данной программе проводится ряд мероприятий с классными руководителями и преподавателями. Это помогает им в построении воспитательного процесса.

Направления реализации программы.

1 . Формирование  и  развитие экологического воспитания детей.

  • Введение в школьные  программы элементов экологического содержания и хаpaктера.
  • Совершенствование личностно–ориентированной системы воспитания в школе.
  • Внедрение новых активных методов воспитания, индивидуальных форм  воспитания.
  • Организация  работы по экологическому воспитанию учащихся в каникулярное время.
  • Организация работы школьного  экологического кружка.

2. Подготовка родителей  к взаимодействию со  школой по решению проблем экологизации.

  • Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных программ.
  • Организация широкого родительского всеобуча по проблемам экологии района, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.
  • Подготовка  стенда «Для вас родители» в школе.

3. Реализация  программы  «Экологизация воспитания» позволит:

  • осуществить развитие личностно-ориентированной системы воспитания, раскрытие их природного потенциала;
  • сформировать школьный банк экологических данных по различным направлениям  работы;
  • подготовит учителей, воспитателей, работающих по данной проблеме, для проведения экологической работы;
  • позволит повысить экологическую грамотность учащихся и  родителей;
  • поможет воспитать новое поколение граждан республики, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.

Направления программной деятельности.

РАБОТА С КЛАССОМ.

1.1.  Ежемecячные классные часы.

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час.  Возможны совершенно различные виды классных часов. Он может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа. Это может быть экскурсия или тематическая лекция. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Ниже приводится примерная тематика классных часов в течении учебного года. Каждый учитель или классный руководитель составляет с0вою тематику в соответствии с интересами и потребностями своих детей.

Сентябрь: Порядок начинается с порога.
Октябрь:  Люблю я пышное природы увяданье…
Ноябрь:   Здоровье – бесценное богатство.
Декабрь:  Елка, елка – ты краса… (о мopaльном  и этическом выборе искусственных и натуральных деревьев)
Январь:  Покормите птиц зимой…
Февраль:  Глобальное потепление – что это такое?
Март:  Привлечение птиц. Необходимо ли это?  (К дню птиц) 
Апрель:  Чистота Земли начинается с нашего двора. (Ко дню Земли)
Май:  Изучать природу – значит изучать Родину.

1.2. Ежемecячные внеклассные мероприятия.

Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать у школьников интерес, увлекать их различными видами деятельности. А это возможно прежде всего при условии, если ее не будут превращать в дополнительные занятия для учащихся по изучаемым в школе предметам, проводить подобно классным урокам. В определенной мере внеклассная работа должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных занятий.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы. Данной проблеме посвящены специальные книги, главы в общих и частных методиках. Во многих из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.
На наш взгляд, при выделении форм внеклассной работы целесообразно исходить не только из количества учащихся, принимающих участие вв внеклассной работе, но из принципа систематичности или эпизодичности занятий. Принимая во внимание сказанное, можно вделить следующие формы внеклассной работы:

- индивидуальные занятия;
- эпизодические занятия;
- кружковые занятия;
- массовые мероприятия.

Ниже приведены мероприятия, проводимые в нашей школе.

Сентябрь:  Участие в осенней ярмарке  школьников. Картины природы на  полотнах Шишкина. (экологическая беседа)
Октябрь:   Мероприятия в рамках недели биологии (КВНы, лекции, беседы). Осенний бал. Уборка территории участка и прикрепленных цветников. Посадка кустов и деревьев.
Ноябрь:     Генеральная уборка помещения школы. Утепление окон. Укрывание многолетних цветов для зимовки.
Декабрь:   Интегрированное мероприятие: Краса природы – русские леса. Устный журнал «Зимушка – Зима». Участие в районной экологической олимпиаде.
Январь:     Экология человека: проблемы долгожительства. Экологические аспекты. Законы об охране природы. Участие в Республиканском конкурсе «Подрост»
Февраль: Проведение  экологической конференции. Сберечь гoлyбое покрывало планеты. (беседа ко Всемирному Дню воды).
Март:   День птиц. Экологические мероприятия в рамках «Недели детской книги». Участие в конкурсе «Марш парков».
Апрель:  Космическая роль растений. Значение для человека. (Интегрированное мероприятие). Природа в произведениях татарских писателей и поэтов. Посадка рассады для цветников. Уборка территории закрепленных участков.
Май:    «Мы в ответе за тех, кого приручили». Генеральная уборка школы. Очистка родников.

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Проведение родительских собраний на экологическую тематику:

  • Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.
  • Экологические катастрофы и наша ответственность за них.
  • Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке.
  • Не проходите мимо…
  • Наркотика – нет!
  • Гуманное отношение к природе начинается в семье и др.

2. Проведение индивидуальных бесед с родителями.

3. Проведение круглых столов по обсуждению экологических проблем поселка и района.

4. Проведение экологических лекториев.

РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ – ПРЕДМЕТНИКАМИ.

  • Определение точек соприкосновения материала различных предметов в области экологии ( составление экологических задач, рассказов; интеграция процесса обучения на основе экологических знаний)
  • Проведение интегрированных мероприятий, классных часов.
  • Организация экологической работы классными руководителями школы со своими классами.
  • Совместное проведение мероприятий с библиотекарем школы: мероприятия ко Дню птиц, к Всемирному Дню воды, в рамках недели детской книги и др.

РАБОТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Юный эколог», рассчитанного на школьников старших классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.

Объем курса 210 часов, из них в 1-ый год обучения -  70 часов, во 2-ой год – 70 часов, в 3-ий год  -  70 часов.

В учебную группу входят школьники 9 – 11 классов (14-17 лет).

Программа предусматривает курс кружковой работы по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – пpaктическая и прикладная экономика.
Плановое количество учащихся в группе 13 – 15 человек.

Продолжительность занятий для каждой группы – по 2 часа 2 раза в неделю. 2 часа  - оптимальная продолжительность занятий. За это время можно провести как теоретическое, так и пpaктическое занятие. При необходимости в этот временной промежуток укладывается и небольшая экскурсия на местности. Большая продолжительность занятий приводит к быстрой утомляемости учащихся.

Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.

Задачами являются:

1) овладение учащимися научными основами экологии,
2) изучение экологических законов и взаимосвязей,
3) развитие пpaктических знаний, умений и навыков,
4) изучение экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Важнейшая форма экологического образования учащихся – пpaктическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве.

Пройдя курс кружка «Юный эколог» учащиеся должны знать:

  • определения основных экологических понятий;
  • о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;
  • законы конкурентных отношений в природе;
  • о биосфере как глобальной экосистеме;
  • о месте человека в экосистеме Земли;
  • о современном состоянии и охране биосферы.

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • строить графики простейших экологических взаимосвязей;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;
  • проводить простейшие методы мониторинга;
  • составлять коллекции и гербарии экологического материала;
  • составлять и выполнять проектные работы по экологии;
  • охранять флору и фауну.

Курс предполагает различные формы контроля:

  • выставки изготовленных коллекций, гербариев;
  • презентации по темам проектов;
  • выходной тестовый контроль.

Календарно-тематическое планирование курса «Юный эколог»

Наименование темы

Количество часов

Теория

Пpaктика

Экскурсия

1 ГОД.
70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие.

2 ч.

 

 

Основы пpaктической лабораторной работы.

2ч.

2ч.

 

Общая экология 24ч.

 

 

 

1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды

4 ч.

 

2ч.

2. Приспособление организмов к среде обитания.

4ч.

 

2ч.

3. Законы организации экосистем.

4ч.

 

2ч.

4. Законы биологической продуктивности

4ч.

 

2ч.

Экология окружающей местности 38ч.

 

 

 

1. Цветковые растения различных мест обитания.

2ч.

2ч.

2ч.

2. Экологическая система леса.

2ч.

2ч.

2ч.

3. Экологическая система сада.

2ч.

2ч.

2ч.

4. Экологическая система поля.

2ч.

2ч.

2ч.

5. Экологическая система пруда.

2ч.

2ч.

2ч.

6. Искусственные экосистемы.

2ч.

2ч.

 

7. Организации выставки экологических работ.

 

4ч.

 

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

 

2ч.

 

Наименование темы

Количество часов

 

Теория

Пpaктика

Экскурсии

2 ГОД.
70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие. Современные проблемы охраны природы.

2ч.

 

 

Экологические основы охраны природы 68ч.

 

 

 

1. Рациональное использование и охрана вод.

4ч.

 

4ч.

2. Использование и охрана недр.

4ч.

4ч.

6ч.

3. Почвенные ресурсы и их использование

4ч.

4ч.

4ч.

4. Современное состояние и охрана растительности.

4ч.

4ч.

6ч.

5. Рациональное использование и охрана животных.

4ч.

4ч.

6ч.

6. Создание проектных работ и отчет по ним.

 

6ч.

 

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

 

2ч.

 

3 ГОД
70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие. Мониторинг – способ изучения экологии окружающей среды.

2ч.

 

 

Пpaктическая и прикладная экология 48ч.

 

 

 

1. Мониторинг состояния окружающей среды

2ч.

 

 

2. Местный и региональный мониторинг.

2ч.

 

2ч.

3. Мониторинг загрязнений окружающей среды.

1ч.

 

 

А) Определение степени загрязнения вод окрестностей пгт. Тенишево.

 

4ч.

2ч.

Б) Определение степени загрязнения воздуха окрестностей пгт. Тенишево.

 

4ч.

2ч.

В) Определение кислотности почвы и влияние удобрений на нее.

2ч.

4ч.

2ч.

4. Мониторинг состояния живой природы.

1ч.

 

 

А) Определение степени деградации лесного фитоценоза.

 

4ч.

2ч.

Б) Определение степени прогрессивности растительности луга.

 

4ч.

2ч.

5. Создание проектных работ и отчет по ним.

 

4ч.

 

Экология взаимодействия организмов 22ч.

 

 

 

1. Влияние месторасположения на рост организмов.

1ч.

2ч.

2ч.

2. Формирование ценной древесины в лесном сообществе.

1ч.

2ч.

2ч.

3. Влияние биотических факторов на рост растений.

1ч.

4ч.

 

4. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду.

1ч.

 

2ч.

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах.

 

2ч.

 

Итоговое тестирование. Зачетная работа.

 

2ч.

 

Учебное планирование курса 1 года обучения.

Вводное занятие (2ч). Экология как наука. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни общества.

Основы пpaктической лабораторной работы (2ч+2ч).

1. Правила техники безопасности. Приемы работы с лабораторным оборудованием. Основы лабораторной работы. Культивирование и выращивание культур животных и растений.
2.  Пpaктика работы с лабораторным оборудованием: микроскопом, штативом, гербарными папками и т.д.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (4ч+2ч).
Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Мера влияния человека на развитие организмов.
Экскурсия в зону отдыха жителей поселка «Илюхину поляну».

Приспособление организмов к среде обитания (4ч+2ч).
Приспособительные формы организмов к жизнедеятельности в различных средах обитания (мимикрия, защитная окраска, образ жизни). Значение жизненных форм видов.
Экскурсия в лес: «Приспособленность лесных обитателей к жизни в сообществе. Ярусность леса».

Законы организации экосистем (4ч+2ч).



Комментарии:

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

27 11 2024 17:54:10

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

26 11 2024 11:23:29

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....

25 11 2024 15:39:20

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

24 11 2024 20:41:43

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

23 11 2024 23:19:46

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

22 11 2024 19:25:56

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

21 11 2024 3:12:38

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

20 11 2024 13:18:58

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

19 11 2024 2:31:51

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

18 11 2024 10:20:14

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

17 11 2024 22:49:13

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

16 11 2024 9:25:37

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"


    Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

      Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

15 11 2024 16:49:35

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

14 11 2024 17:59:15

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

13 11 2024 4:40:40

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

12 11 2024 23:59:27

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

11 11 2024 6:35:32

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

10 11 2024 22:50:31

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

09 11 2024 4:24:41

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

08 11 2024 5:56:36

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"


    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"

      Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

07 11 2024 15:33:42

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

06 11 2024 18:51:19

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

05 11 2024 2:49:33

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

04 11 2024 20:16:34

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

03 11 2024 21:42:36

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

02 11 2024 4:38:26

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

01 11 2024 11:33:59

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

31 10 2024 3:20:27

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

30 10 2024 1:51:57

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

29 10 2024 7:35:23

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

28 10 2024 12:48:20

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

27 10 2024 21:17:21

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

26 10 2024 6:53:30

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

25 10 2024 3:35:17

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

24 10 2024 8:44:23

Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"


    Комбинированный урок "Многообразие одноклеточных, их значение в биогеоценозах и жизни человека"

      Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...

23 10 2024 4:38:37

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

      Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

22 10 2024 18:32:39

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

21 10 2024 8:13:43

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

20 10 2024 13:36:54

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности


    Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

      В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

19 10 2024 8:24:48

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

18 10 2024 6:27:14

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

17 10 2024 15:32:14

Известное и неизвестное в мире животных


    Известное и неизвестное в мире животных

      Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...

16 10 2024 15:51:58

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

15 10 2024 22:16:37

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

14 10 2024 22:40:51

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

13 10 2024 0:53:26

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

12 10 2024 20:35:28

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

11 10 2024 0:11:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

10 10 2024 0:22:21

Отдел голосеменные (хвойные растения)


    Отдел голосеменные (хвойные растения)

      Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

09 10 2024 4:28:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::