Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

Предисловие.

Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию  с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.

В Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации указано на необходимость экологизации учебных дисциплин – внесение в пpaктику их преподавания элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение методами конкретных предметов отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой. Экологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательной задачи – выработке у учащихся экологического мышления.
Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.

Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов.

Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы, так же необходим процесс экологизации воспитания. Для выполнения этой работы следует привлекать не только самих учащихся, но и их родителей, учителей предметников и общественность. Только тогда экологическое воспитание может принести плоды и повысить уровень воспитанности общества.

Пояснительная  записка.

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой экологического воспитания.

Целью данной программы:

является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемых в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использование природных ресурсов.

Программа предусматривает решение задач:

  • Выявление экологических особенностей района и создание эффективных условий для их изучения;
  • Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  • Побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
  • Формирование нравственных качеств личности учащихся, воспитание и развития способных детей;
  • Проведение экологической работы среди родителей.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение экологических законов и взаимосвязей, развитие пpaктических знаний, умений и навыков, а так же экологических основ охраны природы, что приводит к повышению воспитанности учащихся.

В ходе реализации данной программы учащиеся рассматривают сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.  Развивают знание экологических закономерностей, что  лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для формирования разносторонне развитой личности.
Важнейшая форма экологического образования учащихся – пpaктическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве.

Программа «Экологизация воспитания» предусматривает работу с родителями. Включает традиционные формы работы, как родительские собрания, так и инновационные формы: родительские конференции, круглые столы, диспуты.

В ходе работы с родителями повышается их экологические знания и воспитание, что приводит к повышению нравственных качеств общества. При работе по данной программе родителям отводится роль не пассивного слушателя, а активного участника воспитательного процесса своих детей.
В ходе работы по данной программе проводится ряд мероприятий с классными руководителями и преподавателями. Это помогает им в построении воспитательного процесса.

Направления реализации программы.

1 . Формирование  и  развитие экологического воспитания детей.

  • Введение в школьные  программы элементов экологического содержания и хаpaктера.
  • Совершенствование личностно–ориентированной системы воспитания в школе.
  • Внедрение новых активных методов воспитания, индивидуальных форм  воспитания.
  • Организация  работы по экологическому воспитанию учащихся в каникулярное время.
  • Организация работы школьного  экологического кружка.

2. Подготовка родителей  к взаимодействию со  школой по решению проблем экологизации.

  • Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных программ.
  • Организация широкого родительского всеобуча по проблемам экологии района, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.
  • Подготовка  стенда «Для вас родители» в школе.

3. Реализация  программы  «Экологизация воспитания» позволит:

  • осуществить развитие личностно-ориентированной системы воспитания, раскрытие их природного потенциала;
  • сформировать школьный банк экологических данных по различным направлениям  работы;
  • подготовит учителей, воспитателей, работающих по данной проблеме, для проведения экологической работы;
  • позволит повысить экологическую грамотность учащихся и  родителей;
  • поможет воспитать новое поколение граждан республики, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.

Направления программной деятельности.

РАБОТА С КЛАССОМ.

1.1.  Ежемecячные классные часы.

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час.  Возможны совершенно различные виды классных часов. Он может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа. Это может быть экскурсия или тематическая лекция. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Ниже приводится примерная тематика классных часов в течении учебного года. Каждый учитель или классный руководитель составляет с0вою тематику в соответствии с интересами и потребностями своих детей.

Сентябрь: Порядок начинается с порога.
Октябрь:  Люблю я пышное природы увяданье…
Ноябрь:   Здоровье – бесценное богатство.
Декабрь:  Елка, елка – ты краса… (о мopaльном  и этическом выборе искусственных и натуральных деревьев)
Январь:  Покормите птиц зимой…
Февраль:  Глобальное потепление – что это такое?
Март:  Привлечение птиц. Необходимо ли это?  (К дню птиц) 
Апрель:  Чистота Земли начинается с нашего двора. (Ко дню Земли)
Май:  Изучать природу – значит изучать Родину.

1.2. Ежемecячные внеклассные мероприятия.

Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать у школьников интерес, увлекать их различными видами деятельности. А это возможно прежде всего при условии, если ее не будут превращать в дополнительные занятия для учащихся по изучаемым в школе предметам, проводить подобно классным урокам. В определенной мере внеклассная работа должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных занятий.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы. Данной проблеме посвящены специальные книги, главы в общих и частных методиках. Во многих из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.
На наш взгляд, при выделении форм внеклассной работы целесообразно исходить не только из количества учащихся, принимающих участие вв внеклассной работе, но из принципа систематичности или эпизодичности занятий. Принимая во внимание сказанное, можно вделить следующие формы внеклассной работы:

- индивидуальные занятия;
- эпизодические занятия;
- кружковые занятия;
- массовые мероприятия.

Ниже приведены мероприятия, проводимые в нашей школе.

Сентябрь:  Участие в осенней ярмарке  школьников. Картины природы на  полотнах Шишкина. (экологическая беседа)
Октябрь:   Мероприятия в рамках недели биологии (КВНы, лекции, беседы). Осенний бал. Уборка территории участка и прикрепленных цветников. Посадка кустов и деревьев.
Ноябрь:     Генеральная уборка помещения школы. Утепление окон. Укрывание многолетних цветов для зимовки.
Декабрь:   Интегрированное мероприятие: Краса природы – русские леса. Устный журнал «Зимушка – Зима». Участие в районной экологической олимпиаде.
Январь:     Экология человека: проблемы долгожительства. Экологические аспекты. Законы об охране природы. Участие в Республиканском конкурсе «Подрост»
Февраль: Проведение  экологической конференции. Сберечь гoлyбое покрывало планеты. (беседа ко Всемирному Дню воды).
Март:   День птиц. Экологические мероприятия в рамках «Недели детской книги». Участие в конкурсе «Марш парков».
Апрель:  Космическая роль растений. Значение для человека. (Интегрированное мероприятие). Природа в произведениях татарских писателей и поэтов. Посадка рассады для цветников. Уборка территории закрепленных участков.
Май:    «Мы в ответе за тех, кого приручили». Генеральная уборка школы. Очистка родников.

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Проведение родительских собраний на экологическую тематику:

  • Роль семьи в экологическом воспитании ребенка.
  • Экологические катастрофы и наша ответственность за них.
  • Воспитание экологической сознательности в себе и ребенке.
  • Не проходите мимо…
  • Наркотика – нет!
  • Гуманное отношение к природе начинается в семье и др.

2. Проведение индивидуальных бесед с родителями.

3. Проведение круглых столов по обсуждению экологических проблем поселка и района.

4. Проведение экологических лекториев.

РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ – ПРЕДМЕТНИКАМИ.

  • Определение точек соприкосновения материала различных предметов в области экологии ( составление экологических задач, рассказов; интеграция процесса обучения на основе экологических знаний)
  • Проведение интегрированных мероприятий, классных часов.
  • Организация экологической работы классными руководителями школы со своими классами.
  • Совместное проведение мероприятий с библиотекарем школы: мероприятия ко Дню птиц, к Всемирному Дню воды, в рамках недели детской книги и др.

РАБОТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Юный эколог», рассчитанного на школьников старших классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.

Объем курса 210 часов, из них в 1-ый год обучения -  70 часов, во 2-ой год – 70 часов, в 3-ий год  -  70 часов.

В учебную группу входят школьники 9 – 11 классов (14-17 лет).

Программа предусматривает курс кружковой работы по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – пpaктическая и прикладная экономика.
Плановое количество учащихся в группе 13 – 15 человек.

Продолжительность занятий для каждой группы – по 2 часа 2 раза в неделю. 2 часа  - оптимальная продолжительность занятий. За это время можно провести как теоретическое, так и пpaктическое занятие. При необходимости в этот временной промежуток укладывается и небольшая экскурсия на местности. Большая продолжительность занятий приводит к быстрой утомляемости учащихся.

Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.

Задачами являются:

1) овладение учащимися научными основами экологии,
2) изучение экологических законов и взаимосвязей,
3) развитие пpaктических знаний, умений и навыков,
4) изучение экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Важнейшая форма экологического образования учащихся – пpaктическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве.

Пройдя курс кружка «Юный эколог» учащиеся должны знать:

  • определения основных экологических понятий;
  • о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;
  • законы конкурентных отношений в природе;
  • о биосфере как глобальной экосистеме;
  • о месте человека в экосистеме Земли;
  • о современном состоянии и охране биосферы.

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;
  • строить графики простейших экологических взаимосвязей;
  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;
  • проводить простейшие методы мониторинга;
  • составлять коллекции и гербарии экологического материала;
  • составлять и выполнять проектные работы по экологии;
  • охранять флору и фауну.

Курс предполагает различные формы контроля:

  • выставки изготовленных коллекций, гербариев;
  • презентации по темам проектов;
  • выходной тестовый контроль.

Календарно-тематическое планирование курса «Юный эколог»

Наименование темы

Количество часов

Теория

Пpaктика

Экскурсия

1 ГОД.
70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие.

2 ч.

 

 

Основы пpaктической лабораторной работы.

2ч.

2ч.

 

Общая экология 24ч.

 

 

 

1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды

4 ч.

 

2ч.

2. Приспособление организмов к среде обитания.

4ч.

 

2ч.

3. Законы организации экосистем.

4ч.

 

2ч.

4. Законы биологической продуктивности

4ч.

 

2ч.

Экология окружающей местности 38ч.

 

 

 

1. Цветковые растения различных мест обитания.

2ч.

2ч.

2ч.

2. Экологическая система леса.

2ч.

2ч.

2ч.

3. Экологическая система сада.

2ч.

2ч.

2ч.

4. Экологическая система поля.

2ч.

2ч.

2ч.

5. Экологическая система пруда.

2ч.

2ч.

2ч.

6. Искусственные экосистемы.

2ч.

2ч.

 

7. Организации выставки экологических работ.

 

4ч.

 

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

 

2ч.

 

Наименование темы

Количество часов

 

Теория

Пpaктика

Экскурсии

2 ГОД.
70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие. Современные проблемы охраны природы.

2ч.

 

 

Экологические основы охраны природы 68ч.

 

 

 

1. Рациональное использование и охрана вод.

4ч.

 

4ч.

2. Использование и охрана недр.

4ч.

4ч.

6ч.

3. Почвенные ресурсы и их использование

4ч.

4ч.

4ч.

4. Современное состояние и охрана растительности.

4ч.

4ч.

6ч.

5. Рациональное использование и охрана животных.

4ч.

4ч.

6ч.

6. Создание проектных работ и отчет по ним.

 

6ч.

 

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

 

2ч.

 

3 ГОД
70 часов по 2 часа (1 занятие) в неделю.

Вводное занятие. Мониторинг – способ изучения экологии окружающей среды.

2ч.

 

 

Пpaктическая и прикладная экология 48ч.

 

 

 

1. Мониторинг состояния окружающей среды

2ч.

 

 

2. Местный и региональный мониторинг.

2ч.

 

2ч.

3. Мониторинг загрязнений окружающей среды.

1ч.

 

 

А) Определение степени загрязнения вод окрестностей пгт. Тенишево.

 

4ч.

2ч.

Б) Определение степени загрязнения воздуха окрестностей пгт. Тенишево.

 

4ч.

2ч.

В) Определение кислотности почвы и влияние удобрений на нее.

2ч.

4ч.

2ч.

4. Мониторинг состояния живой природы.

1ч.

 

 

А) Определение степени деградации лесного фитоценоза.

 

4ч.

2ч.

Б) Определение степени прогрессивности растительности луга.

 

4ч.

2ч.

5. Создание проектных работ и отчет по ним.

 

4ч.

 

Экология взаимодействия организмов 22ч.

 

 

 

1. Влияние месторасположения на рост организмов.

1ч.

2ч.

2ч.

2. Формирование ценной древесины в лесном сообществе.

1ч.

2ч.

2ч.

3. Влияние биотических факторов на рост растений.

1ч.

4ч.

 

4. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду.

1ч.

 

2ч.

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах.

 

2ч.

 

Итоговое тестирование. Зачетная работа.

 

2ч.

 

Учебное планирование курса 1 года обучения.

Вводное занятие (2ч). Экология как наука. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни общества.

Основы пpaктической лабораторной работы (2ч+2ч).

1. Правила техники безопасности. Приемы работы с лабораторным оборудованием. Основы лабораторной работы. Культивирование и выращивание культур животных и растений.
2.  Пpaктика работы с лабораторным оборудованием: микроскопом, штативом, гербарными папками и т.д.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (4ч+2ч).
Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Мера влияния человека на развитие организмов.
Экскурсия в зону отдыха жителей поселка «Илюхину поляну».

Приспособление организмов к среде обитания (4ч+2ч).
Приспособительные формы организмов к жизнедеятельности в различных средах обитания (мимикрия, защитная окраска, образ жизни). Значение жизненных форм видов.
Экскурсия в лес: «Приспособленность лесных обитателей к жизни в сообществе. Ярусность леса».

Законы организации экосистем (4ч+2ч).



Комментарии:

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

25 04 2025 23:46:13

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

24 04 2025 20:18:49

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

23 04 2025 11:51:51

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

22 04 2025 4:31:28

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

21 04 2025 15:48:43

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

      При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

20 04 2025 15:41:12

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

19 04 2025 13:37:58

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

18 04 2025 6:36:50

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

17 04 2025 12:16:39

Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)


    Урок с использованием ИКТ по общей биологии "Эволюция" (9-й класс)

      Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....

16 04 2025 10:35:25

Строение и функции мочевыделительной системы


    Строение и функции мочевыделительной системы

      Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

15 04 2025 23:50:59

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

14 04 2025 19:15:58

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

13 04 2025 11:54:17

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

12 04 2025 3:37:21

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

11 04 2025 7:58:56

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

10 04 2025 15:34:48

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

09 04 2025 14:16:18

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

08 04 2025 6:42:38

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

07 04 2025 21:16:45

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

06 04 2025 10:54:21

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

05 04 2025 21:21:29

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

04 04 2025 22:58:43

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

      Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

03 04 2025 6:23:51

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

02 04 2025 10:44:59

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

01 04 2025 21:54:43

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

31 03 2025 19:14:19

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

30 03 2025 8:35:32

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

29 03 2025 22:37:39

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

28 03 2025 17:23:40

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"


    Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

      Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

27 03 2025 1:50:38

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

26 03 2025 15:19:41

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

25 03 2025 5:21:12

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

24 03 2025 15:44:42

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

23 03 2025 8:36:59

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

22 03 2025 20:44:25

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

21 03 2025 2:56:49

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

20 03 2025 13:37:36

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

19 03 2025 19:42:29

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

18 03 2025 3:33:50

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

17 03 2025 1:57:32

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий


    Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

      В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

16 03 2025 12:56:55

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

15 03 2025 22:53:23

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

14 03 2025 19:44:39

Класс Ланцетники: хаpaктеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

13 03 2025 3:16:45

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"


    Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

      Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

12 03 2025 8:29:34

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

11 03 2025 0:21:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

10 03 2025 3:29:18

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

09 03 2025 7:26:58

Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"


    Урок по теме "Tрaнcпортные системы организма. Круги корвообращения"

      Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

08 03 2025 18:15:54

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

07 03 2025 14:40:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::