Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации.
Оборудование. Гербарий мхов, плаунов, хвощей и папоротников, таблицы и рисунки растений, электронный учебник "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники " издательство "Вентана-Граф", презентация "Высшие споровые растения"
Ход урока
1. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности
Учитель
Итак, мы с вами закончили изучение большой темы "Высшие споровые растения"
- Какие растения относятся к этой группе?
- Почему эти растения относят к высшим растениям?
- Но почему мы добавляем слово споровые растения?
- Игра "Третий лишний" - слайд 2
Маршанция, кукушкин лен, сфагнум
Уголь, торф, мел
Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум
Хламидоманада, орляк, ламинария
На доске имеются рисунки растений, покажите и назовите данные растения
Итак, сегодня мы с вами должны рассмотреть мхи, плауны, хвощи и папоротники в их развитии, в каком направлении шла эволюция растительного мира. Какое значение имела окружающая среда для их развития.
Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий
Групповая работа
Первая группа
"Правописание терминов" [1]
(Вставьте пропущенные буквы)
Супр_тивное, муто_чатое, в_гетативное, корн_вище, р_зоиды, пап_ротник, а_тотрофы, cпepмат_зоид, клас_ификация, сп_рангий, яйц_клетка, мног_летние
Вторая группа [1]
Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о процессе размножения мха?
Третья группа - найдите соответствия (в конверте отдельно таблички с терминами и отдельно с определениями) [1]
Антеридии | этап жизненного цикла растений, в ходе |
которого развиваются пoлoвые клетки | |
Архегонии | корнеобразные выросты |
Гаметофит | мужские пoлoвые органы |
Спорофит | бесполое поколение или этап жизненного |
цикла растения для образования и созревания спор. | |
Ризоиды | женские пoлoвые органы |
Спорангий | головка, в которой развиваются и |
созревают споры. | |
Корневище | пoлoвые клетки |
Гаметы | организмы, которые сами при |
помощи фотосинтеза добывают | |
себе органические вещества | |
Автотрофы | видоизменный побег |
Четвертая и пятая группы [1]
(на стенах таблички с терминами, один ученик подбегает к табличке, читает и подбегает к своей группе, проговаривает термин - члeны группы записывают, затем ученик бежит снова к стене с табличкой - читает и запоминает термин - бежит к своей комaнде и т. д.. Затем вместе дают определения каждому термину.)
Биологические термины на табличке: Антеридии, Архегонии, Гаметофит, Спорофит, Спорангий, Ризоиды, Корневище, Гаметы, Автотрофы.
2. Подведение итогов работы в группах.
3.Фронтальный опрос.
Учитель
Начнем с первых организмов, которые
вышли на сушу - слайд 3
- С какими трудностями столкнулись растения, выйдя на сушу?
- ответы:
Интенсивные потери воды требуют приспособления для её добычи и запасания. У наземных растений развивается кутикула - защитный восковой слой, уменьшающий испарение воды.
Пoлoвые клетки водорослей могли оплодотворяться только в воде. В ходе эволюции у наземных растений образовались различные приспособления, помогающие решить эту проблему.
Воздух в отличие от воды не может служить опорой растениям. Тело наземных растений должно быть сравнительно жёстким.
Растениям для роста и размножения требуется свет и минеральные вещества. Часть растения должна остаться над землёй и осуществлять фотосинтез, а другая часть - уйти под землю, снабжая растение водой и минеральными веществами и удерживая его в почве.
Газообмен CO2 и O2 должен происходить не в воде, а в воздухе.
Колебания условий окружающей среды (температура, влажность, концентрация различных веществ) более не сглаживаются водной средой
Учитель
- Как называются первые растения, которые справились и приспособились к этим условиям?
- Какие растения произошли от псилофитов?
4. Работа с таблицей - фронтальная и парная работа
Учитель
- Место обитания мхов
- Какое систематическое положение занимают мхи?
- Какие органы имеют мхи?
- Все ли мхи имеют листья и стeбли? Найти гербарий мхов.
- Почему мхи не достигли больших размеров
- Как размножаются мхи?- парная работа, затем ученик у доски озвучивает анимацию "Размножение мха Кукушкин лен" 10
Название отдела | Место обитания | Органы растений | Размножение |
Моховидные | Влажные хвойные леса и болота | Стебель, листья (у некоторых есть ризоиды) |
Бесполое: спорами, вегетативное
размножение (частями тела и спец. почками); Пoлoвoе |
Учитель Почему мхи - тупиковая ветвь эволюции? Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить? Что такое торф? Как его можно использовать? ...в Чувашии ежегодно выбирается более 1000 м? мха, который применяется в строительстве как утеплительный материал.(само растение) - Плауны Учитель Систематическое положение плаунов Место обитание плаунов В чем проявляется усложнение в строении плаунов? |
|||
Название отдела | Место обитания | Органы растений | Размножение |
Плауновидные | Влажные хвойные и смешанные леса | Стебель, листья, придаточные корни | Бесполое: спорами, вегетативное
размножение: частями тела; Пoлoвoе |
Учитель Найти плаун среди гербариев растений - Хвощи Учитель Систематическое положение хвощей Место обитание хвощей 3. В чем проявляется усложнение в строении хвощей? |
|||
Хвощевидные | Влажные места лесов и полей | Члeнистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями | Бесполое: спорами, вегетативное
размножение: корневищами; Пoлoвoе |
Учитель 4. Найти хвощ среди гербариев растений - Папоротники Ученица зачитывает отрывок из повести Н. Гоголя "Вечера накануне Ивана Купала" - слайд 4 Петро, герой повести Н. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала", так увидел цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках". Учитель 1. Так что же из себя представляет папоротник? (Работа с таблицей) 2. Как происходит размножение папоротника? - парная работа, озвучивание анимации "Размножение папоротника" - слайд 5 |
|||
Папоротниковидные | Влажные леса | Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом | Бесполое: спорами, почками на
корневищах; Пoлoвoе |
Учитель 3. При раскопках ученые находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему? (Ответ: в те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца, поэтому не образовывались) |
Вывод: - слайд 6
в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:
- мхи - плауны - хвощи - папоротники;
В словарь: слайд 7
Эволюция - необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира
но ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.
Подведение итогов уроков и оценка деятельности учащихся
- игра "Приз" (карточки с вопросами[2] прикрепляются к доске, ученики выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают на вопросы, кто вытягивает карточку с призом, получает приз - например, шоколадку)
Что такое гаметофит? Гамета?_____ (этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются пoлoвые клетки) |
Пустые клетки имеет мох______ (сфагнум) |
Ризоиды есть у мха_____ (кукушкин лен)
|
Какие растения произошли от мхов? (никакие, мхи тупиковая ветвь эволюции) |
Как используют Плауны?_______(в медицине:) |
Веточка плауна - это_____(спорофит) | У хвощей есть два вида наземных
побегов____ (весенний и летний) |
Предками хвощей были______ (псилофиты) |
Хвощ - показатель, Что почва_______(кислая) |
Весенние побеги хвоща - приспособ-ление для рассеивания |
Какое растение раньше называли жар-цветком, светицветом и было посвящено богу грозы Перуну? | У каких из изученных растений имеется корневище? |
Спора - это ____________(1 клетка) | Зеленый цвет растений зависит от
пигмента_________ (хлорофилла) |
П Р И З |
Какие растения из изученных отделов
образуют плоды и семена? (никакие) |
- Выставление оценок. Рефлексия (значимость темы)
Задание на дом: - слайд 8
1 гр.- разнообразие голосеменных
2 гр.- строение хвои голосеменных
3 гр.- значение голосеменных
4 гр.- размножение голосеменных
5 гр.- размножение голосеменных
Использованная литература:
- [1] - Н. В. Борисова, Н.Н. Ефимова "Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6 - 8 классах", изд. "Клио",Чебоксары, 2000 г.
- [2] - В. Н. Семенцова "Биология. Технологические карты уроков, 7 класс", изд. "Паритет", Санкт- Петербург, 2001 г.
- электронный учебник "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники", издательство "Вентана-Граф", 2006 г.
Приложение.
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
30 01 2023 3:32:58
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
29 01 2023 16:31:24
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
28 01 2023 19:40:57
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
27 01 2023 0:47:19
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
26 01 2023 16:12:19
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
25 01 2023 7:41:17
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
24 01 2023 10:19:39
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
...
23 01 2023 21:51:50
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
22 01 2023 7:16:33
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
21 01 2023 12:56:37
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
20 01 2023 9:56:40
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
19 01 2023 10:56:26
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
18 01 2023 13:17:34
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
17 01 2023 13:29:27
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
16 01 2023 15:36:54
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
15 01 2023 18:44:14
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
14 01 2023 4:10:24
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
13 01 2023 22:24:50
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
12 01 2023 12:46:43
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
11 01 2023 13:46:13
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
10 01 2023 14:52:19
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
09 01 2023 16:23:47
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
08 01 2023 2:45:43
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
07 01 2023 22:43:20
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
06 01 2023 3:57:29
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
05 01 2023 7:12:30
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
04 01 2023 1:51:36
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
03 01 2023 22:49:53
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
02 01 2023 22:59:55
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
01 01 2023 12:53:55
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
31 12 2022 2:43:48
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
30 12 2022 4:13:40
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
29 12 2022 15:51:49
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
28 12 2022 3:27:18
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
27 12 2022 8:30:19
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
26 12 2022 13:55:19
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
25 12 2022 4:30:20
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
24 12 2022 14:42:37
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
23 12 2022 20:14:28
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
22 12 2022 7:51:16
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
21 12 2022 20:18:55
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
20 12 2022 17:47:10
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии.
...
19 12 2022 1:54:10
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
18 12 2022 6:35:33
Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций.
...
17 12 2022 9:17:21
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
16 12 2022 7:59:58
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
15 12 2022 17:43:47
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
14 12 2022 7:24:31
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
13 12 2022 19:59:19
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
12 12 2022 21:29:33
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::