Урок биологии по теме "Высшие споровые растения" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным отделам высших споровых растений, проследить усложнение их организации.

Оборудование. Гербарий мхов, плаунов, хвощей и папоротников, таблицы и рисунки растений, электронный учебник \"Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники \" издательство \"Вентана-Граф\", презентация \"Высшие споровые растения\"

Ход урока

1. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности

Учитель

Итак, мы с вами закончили изучение большой темы \"Высшие споровые растения\"

- Какие растения относятся к этой группе?

- Почему эти растения относят к высшим растениям?

- Но почему мы добавляем слово споровые растения?

- Игра \"Третий лишний\" - слайд 2

Маршанция, кукушкин лен, сфагнум

Уголь, торф, мел

Хвощ лесной, хвощ полевой, саргассум

Хламидоманада, орляк, ламинария

На доске имеются рисунки растений, покажите и назовите данные растения

Итак, сегодня мы с вами должны рассмотреть мхи, плауны, хвощи и папоротники в их развитии, в каком направлении шла эволюция растительного мира. Какое значение имела окружающая среда для их развития.

Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий

Групповая работа

Первая группа

\"Правописание терминов\" [1]

(Вставьте пропущенные буквы)

Супр_тивное, муто_чатое, в_гетативное, корн_вище, р_зоиды, пап_ротник, а_тотрофы, cпepмат_зоид, клас_ификация, сп_рангий, яйц_клетка, мног_летние

Вторая группа [1]

Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о процессе размножения мха?

Третья группа - найдите соответствия (в конверте отдельно таблички с терминами и отдельно с определениями) [1]

Антеридии этап жизненного цикла растений, в ходе
которого развиваются пoлoвые клетки
Архегонии корнеобразные выросты
Гаметофит мужские пoлoвые органы
Спорофит бесполое поколение или этап жизненного
цикла растения для образования и созревания спор.
Ризоиды женские пoлoвые органы
Спорангий головка, в которой развиваются и
созревают споры.
Корневище пoлoвые клетки
Гаметы организмы, которые сами при
помощи фотосинтеза добывают
себе органические вещества
Автотрофы видоизменный побег

Четвертая и пятая группы [1]

(на стенах таблички с терминами, один ученик подбегает к табличке, читает и подбегает к своей группе, проговаривает термин - члeны группы записывают, затем ученик бежит снова к стене с табличкой - читает и запоминает термин - бежит к своей комaнде и т. д.. Затем вместе дают определения каждому термину.)

Биологические термины на табличке: Антеридии, Архегонии, Гаметофит, Спорофит, Спорангий, Ризоиды, Корневище, Гаметы, Автотрофы.

2. Подведение итогов работы в группах.

3.Фронтальный опрос.

Учитель

Начнем с первых организмов, которые

вышли на сушу - слайд 3

- С какими трудностями столкнулись растения, выйдя на сушу?

- ответы:

Интенсивные потери воды требуют приспособления для её добычи и запасания. У наземных растений развивается кутикула - защитный восковой слой, уменьшающий испарение воды.

Пoлoвые клетки водорослей могли оплодотворяться только в воде. В ходе эволюции у наземных растений образовались различные приспособления, помогающие решить эту проблему.

Воздух в отличие от воды не может служить опорой растениям. Тело наземных растений должно быть сравнительно жёстким.

Растениям для роста и размножения требуется свет и минеральные вещества. Часть растения должна остаться над землёй и осуществлять фотосинтез, а другая часть - уйти под землю, снабжая растение водой и минеральными веществами и удерживая его в почве.

Газообмен CO2 и O2 должен происходить не в воде, а в воздухе.

Колебания условий окружающей среды (температура, влажность, концентрация различных веществ) более не сглаживаются водной средой

Учитель

- Как называются первые растения, которые справились и приспособились к этим условиям?

- Какие растения произошли от псилофитов?

4. Работа с таблицей - фронтальная и парная работа

Учитель

  1. Место обитания мхов
  2. Какое систематическое положение занимают мхи?
  3. Какие органы имеют мхи?
  4. Все ли мхи имеют листья и стeбли? Найти гербарий мхов.
  5. Почему мхи не достигли больших размеров
  6. Как размножаются мхи?- парная работа, затем ученик у доски озвучивает анимацию \"Размножение мха Кукушкин лен\" 10
Название отдела Место обитания Органы растений Размножение
Моховидные Влажные хвойные леса и болота Стебель, листья

(у некоторых есть ризоиды)

Бесполое: спорами, вегетативное размножение (частями тела и спец. почками) ;

Пoлoвoе

Учитель

Почему мхи - тупиковая ветвь эволюции?

Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?

Что такое торф? Как его можно использовать?

...в Чувашии ежегодно выбирается более 1000 м? мха, который применяется в строительстве как утеплительный материал.(само растение)

- Плауны

Учитель

Систематическое положение плаунов

Место обитание плаунов

В чем проявляется усложнение в строении плаунов?

Название отдела Место обитания Органы растений Размножение
Плауновидные Влажные хвойные и смешанные леса Стебель, листья, придаточные корни Бесполое: спорами, вегетативное размножение: частями тела;

Пoлoвoе

Учитель

Найти плаун среди гербариев растений

- Хвощи

Учитель

Систематическое положение хвощей

Место обитание хвощей

3. В чем проявляется усложнение в строении хвощей?

Хвощевидные Влажные места лесов и полей Члeнистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями Бесполое: спорами, вегетативное размножение:

корневищами;

Пoлoвoе

Учитель

4. Найти хвощ среди гербариев растений

- Папоротники

Ученица зачитывает отрывок из повести Н. Гоголя \"Вечера накануне Ивана Купала\" - слайд 4

Петро, герой повести Н. Гоголя \"Вечер накануне Ивана Купала\", так увидел цветение папоротника: \"Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. \"Теперь пора!\" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках\".

Учитель

1. Так что же из себя представляет папоротник? (Работа с таблицей)

2. Как происходит размножение папоротника? - парная работа, озвучивание анимации \"Размножение папоротника\" - слайд 5

Папоротниковидные Влажные леса Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом Бесполое: спорами, почками на корневищах;

Пoлoвoе

Учитель

3. При раскопках ученые находят обуглившиеся остатки папоротников, при этом они обратили внимание на то, что древовидные папоротники без годичных колец. Почему?

(Ответ: в те времена не было зимы или сухого периода, годичные кольца, поэтому не образовывались)

Вывод: - слайд 6

в процессе развития растительного мира от мхов до папоротников происходило усложнение в строении этих растений в ряду:

- мхи - плауны - хвощи - папоротники;

В словарь: слайд 7

Эволюция - необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира

но ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.

Подведение итогов уроков и оценка деятельности учащихся

- игра \"Приз\" (карточки с вопросами[2] прикрепляются к доске, ученики выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают на вопросы, кто вытягивает карточку с призом, получает приз - например, шоколадку)

Что такое гаметофит? Гамета?_____

(этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются пoлoвые клетки)

Пустые клетки имеет мох______

(сфагнум)

Ризоиды есть у мха_____

(кукушкин лен)

 

Какие растения произошли от мхов?

(никакие, мхи тупиковая ветвь эволюции)

Как используют

Плауны?_______(в медицине:)

Веточка плауна - это_____(спорофит) У хвощей есть два вида наземных побегов____

(весенний и летний)

Предками хвощей были______

(псилофиты)

Хвощ - показатель,

Что почва_______(кислая)

Весенние побеги

хвоща - приспособ-ление для

рассеивания

Какое растение раньше называли жар-цветком, светицветом и было посвящено богу грозы Перуну? У каких из изученных растений имеется корневище?
Спора - это ____________(1 клетка) Зеленый цвет растений зависит от пигмента_________

(хлорофилла)

П
Р
И
З
Какие растения из изученных отделов образуют плоды и семена?

(никакие)

- Выставление оценок. Рефлексия (значимость темы)

Задание на дом: - слайд 8

1 гр.- разнообразие голосеменных

2 гр.- строение хвои голосеменных

3 гр.- значение голосеменных

4 гр.- размножение голосеменных

5 гр.- размножение голосеменных

Использованная литература:

  1. [1] - Н. В. Борисова, Н.Н. Ефимова \"Интеллектуальный тренинг на уроках биологии в 6 - 8 классах\", изд. \"Клио\",Чебоксары, 2000 г.
  2. [2] - В. Н. Семенцова \"Биология. Технологические карты уроков, 7 класс\", изд. \"Паритет\", Санкт- Петербург, 2001 г.
  3. электронный учебник \"Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники\", издательство \"Вентана-Граф\", 2006 г.

Приложение.



Комментарии:

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

10 11 2025 18:22:59

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

09 11 2025 7:33:32

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

08 11 2025 11:31:52

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

07 11 2025 5:20:43

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

06 11 2025 11:52:47

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

05 11 2025 4:56:52

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

04 11 2025 16:34:45

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

03 11 2025 12:34:29

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

02 11 2025 10:14:11

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

01 11 2025 7:11:31

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

31 10 2025 21:24:24

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

30 10 2025 14:22:43

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей


    Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

      Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

29 10 2025 11:40:21

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

28 10 2025 11:22:27

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

27 10 2025 23:57:32

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

26 10 2025 17:17:19

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

25 10 2025 19:59:29

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

24 10 2025 2:22:10

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

23 10 2025 6:33:45

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

22 10 2025 1:28:48

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

21 10 2025 21:10:17

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

20 10 2025 16:29:17

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

19 10 2025 23:46:11

Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"

      Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....

18 10 2025 15:12:50

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

17 10 2025 12:35:27

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

16 10 2025 7:49:46

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

15 10 2025 14:25:10

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

14 10 2025 20:12:33

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

13 10 2025 6:49:15

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

12 10 2025 16:36:58

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

11 10 2025 2:58:23

Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

      Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

10 10 2025 14:16:34

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

09 10 2025 8:53:39

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)


    Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

      Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

08 10 2025 17:46:24

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

07 10 2025 2:42:22

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

06 10 2025 13:22:18

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"


    Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

      Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

05 10 2025 23:41:37

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

04 10 2025 13:25:15

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

03 10 2025 14:12:42

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

02 10 2025 22:10:39

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

01 10 2025 14:12:58

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

30 09 2025 13:46:47

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

29 09 2025 0:19:45

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

28 09 2025 18:40:13

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

27 09 2025 0:29:25

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"


    Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

      Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

26 09 2025 5:58:27

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

25 09 2025 17:39:21

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

24 09 2025 18:40:43

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

23 09 2025 8:27:53

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

22 09 2025 0:41:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::