Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"


    Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"

План.

  1. Информационно-мотивационный этап.
    Цель: стимулирование познавательного процесса.
  2. Операционно-исполнительный этап.
    Цель: активизация образовательного процесса.
  3. Рефлексивно-оценочный этап.
    Цель: самоконтроль и самооценка.

Оборудование: мультимедийный проектор, модели черепа и головного мозга, таблицы “Ассиметрия полушарий головного мозга”, “Виды левополушарного и правополушарного мышления”, запись музыкального отрывка “Болеро” Равеля.

Информационно-мотивационный этап

Наш организм – это маленькая Вселенная – не познан и не изведан до конца. Немало тайн хранит и нервная система.

На свете 6 миллиардов человеческих тел. У каждого из нас свое. И одно, на всю жизнь. Такое знакомое, но скрывающее столько тайн. Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма. А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает и что выводит из состояния равновесия.

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного “Я” – нашему мозгу и его функциям.

Человек рождается, растет, учится, взрослеет, смеется и плачет, любит и ненавидит, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И это настолько все естественно, что мы не задумываемся, где начало всех начал. Но наступает пора, когда задаешься вопросом: “В чем заключается тайна моего собственного “я”.В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный). Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга. Каковы же особенности головного мозга?

1. Мозг человека имеет большие размеры и большой вес. В этом отношении мы уступаем китообразным. Ученые обнаружили у кита тип клеток мозга, которые ранее были замечены только у людей, человекообразных обезьян и дельфинов. Это открытие означает, что киты, возможно, обладают более развитым интеллектом, чем это принято считать. Наличие этих нейронов объясняет способность китов к сложным формам коммуникации, формированию союзов, использованию инструментов и передаче навыков потомству.

Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, они содержат больше нервных клеток, и они расположены плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Головной мозг дельфина длиной 240 см, весит 1700 граммов, то есть примерно на 350 граммов больше, чем у взрослого человека ростом 180 см. Складок, щелей, борозд и извилин в коре головного мозга дельфинов больше, чем в коре головного мозга человека. Общее число клеток в коре, выше, чем у человека. Внешне мозг дельфина имеет сферическую форму. Очень велики затылочные и височные доли. Мозжечок у дельфинов так же очень велик. Было установлено, что у дельфинов не наблюдается полной потери сознания, ни при каких обстоятельствах.

Но если не размеры и вес, то, что же является отличительной особенностью мозга “человека разумного”?

2. Правое и левое полушария функционально ассиметричны, т.е. выполняют разные функции, управляют разными видами деятельности.

3. Питается мозг только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственным трудом, тянет к шоколадке). Обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потрeбляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму.

4. Основная задача головного мозга – потрeбление и переработка информации. Принимает 10 бит, т.е. двоичных единиц в 1секунду только зрительной информации. Если лишить его общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Мозг отключается и когда информация не является новой.

Специалисты по строению мозга утверждают, что он существенно различается у мужчин и женщин, и не удивительно поэтому, что и функционируют мужской и женский мозг несколько по – разному.

Любопытно, что женщины демонстрируют меньшую вариабельность !Q на интеллектуальные способности, чем мужчины. Пропорционально большее число мужчин из той же популяции имеют максимально высокие и максимально низкие показатели !Q, чем женщины. По этой причине, как считают специалисты, гениями и умственно отсталыми в каждой популяции с большей вероятностью оказываются лица мужского пола.

Во всех культурах женщины более разговорчивы, чем мужчины, и термин “болтушка” плотно закрепился за лицами женского пола. По данным ученых, в языковых центрах головного мозга у женщин на 17% больше нейронов, чем в аналогичных зонах у мужчин. Во всем мире дeвoчки начинают говорить раньше мальчиков. К трем годам у девочек словарный запас в среднем в два раза превосходит таковой у мальчиков. Кроме того, речь девочек более внятна. Изучение работы мозга в процессе речевого общения свидетельствует о существенных различиях между мужчинами и женщинами. У женщин в мозге имеется особая область, локализованная во фронтальной части левого полушария, и несколько меньшая по размеру область, симметрично расположенная в правом полушарии. У мужчин такая специализированная область отсутствует, и в процессе разговора активизируется все левое полушарие. Присутствие областей речи в двух полушариях обеспечивает женщинам очевидные преимущества в сравнении с мужчинами. Они не только лучше владеют речью и больше говорят по сравнению с мужчинами, но и остальные участки их мозга оказываются свободными для выполнения других задач. Это позволяет им заниматься несколькими делами одновременно. Когда женщина говорит, то сканирование мозга фиксирует не только активацию левого и правого центров речи, но и слухового центра. Она может одновременно говорить и слушать, плюс к этому выполнять еще несколько не связанных друг с другом дел. Мужчины могут либо говорить, либо слушать, потому что делать и то и другое они не способны в силу ограничения возможностей мозга.

Женщины испытывают большую потребность в общении, чем мужчины. Стратегии мужского и женского стиля принципиально различаются. Для женщин важен сам факт социальной вовлеченности. Собравшись вместе, они часто начинают высказываться все одновременно. Такое поведение вовсе не является признаком невоспитанности, напротив, оно свидетельствует о внимании к собеседнику и заинтересованности беседой. Для мужчин такой стиль общения просто невозможен. Они требуют внимания к тому, что они говорят и не терпят, когда их прерывают (при этом многие из них просто теряют ход мысли).

В отличие от мужчин, женщина более полагается на интонацию собеседника и его мимику и жестикуляцию. Описанные различия в восприятии речевой информации зафиксированы на уровне мозга. У мужчин в мозге имеется специальная область, отвечающая за четкий подбор слов, расположенная в задней части левого полушария, у женщин такой четко локализованной области нет. За словарь у женщин отвечают лобные и затылочные доли обоих полушарий.

Мужской и женский мозг по-разному воспринимают эмоциональную информацию: у женщин она обpaбатывается преимущественно в правом полушарии, а у мужчин в решении такого рода задач бывают примерно в равной мере задействованы оба полушария. Обнаружены также различия в размерах некоторых ядер гипоталамуса, ответственных за ceкcуальное поведение.

Большая функциональная ассиметрия головного мозга у мужчин отчетливо проявляется в случаях поражения одного из полушарий: давно известно, что нарушение работы левого полушария у них сопряжено с резким ухудшением вербальных способностей, а правого- с ухудшением образного и прострaнcтвенного мышления. У женщин же вербальные и невербальные функции в равной мере сохраняются при поражении одного из полушарий. Происходит это потому, что здоровое полушарие берет на себя функцию поврежденного.

Парадоксально, но факт: у светлых голов, с юных лет оперирующих громоздкими формулами высшей математики и хитроумно разбирающихся в законах квантовой механики, у того же Альберта Эйнштейна, который пожелал, чтобы после cмepти его мыслительный орган изучил американский доктор Томас Гарвей, мозги, выражаясь бытовым языком, устроены точно так же, как и у одноклассников. Единственное отличие можно заметить лишь в том, что пирамидные нейроны коры головного мозга у особо одаренных интеллектуалов образуют больше связей и распространяются за пределы того мозгового слоя, в котором они сосредоточены у обычных людей.

В коре головного мозга Ленина исследователи обнаружили повышенное количество гигантских пирамидных нервных клеток Беца, играющих ключевую роль в мыслительной деятельности. Впрочем, ученые объясняют хаpaктерную особенность коры вождя мирового пролетариата не столько его гениальностью, сколько другими причинами. Клетки разрослись, чтобы восполнить катастрофическую потерю нервной ткани.

Левое полушарие у Владимира Ильича потеряло примерно треть своей массы, а внутри головного мозга нервные клетки и волокна постепенно рассасывались и освободившееся прострaнcтво постепенно заполнялось спинномозговой жидкостью. Столь плачевную картину врачи объясняют атеросклерозом: мозговые артерии были сплошь покрыты холестерином. И не обеспечивали мозг достаточным количеством кислорода и питательными веществами. Считается, что напряженная умственная деятельность в известной степени служит защитой от подобного недуга. Однако, Ленину титанические интеллектуальные усилия не помогли, подвела плохая наследственность по линии отца (Илья Николаевич в 55 лет умер от атеросклероза).

Операционно-исполнительный этап

А теперь давайте проведем учебный эксперимент. Я предлагаю вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции).

Задание 1
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2
Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

Задание 3
Учащимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своем листке.

Задание 4
Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на гpyди. Посмотрите какая рука оказалась сверху – правая или левая. Зафиксируйте это. Результаты, полученные в этих четырех тестах, сложи и найди особенности своего хаpaктера в следующих вариантах ответов.

ПППП – для тебя хаpaктерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение; ты не любишь конфликтовать, спорить, ссориться.

ПЛПЛ – Определяющая черта твоего хаpaктера- нерешительность.

ППЛП – для тебя хаpaктерны решительность, чувство юмора, артистизм; это очень контактный тип хаpaктера.

ППЛЛ – редкий тип хаpaктера, близкий предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью.

ПЛПП- вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью хаpaктера; медленное привыкание к новому; осторожность.

ПППЛ – слабый и самый редкий тип хаpaктера: обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.

ЛППП – такое сочетание встречается очень часто; основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью; ты поддаешься чужому влиянию, в то же время ты приспосабливаешься к различным условиям жизни, легко сходишься с людьми.

ЛППЛ – для тебя хаpaктерны мягкость и наивность; ты требуешь особого, внимательного отношения к себе.

ЛЛПП – тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ – в твоем хаpaктере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость.

ЛЛЛП – ты эмоционален, энергичен, решителен, но часто наспех принимаешь решения, которые приносят значительные осложнения; тебе необходимо выработать у себя надежный “тормозной механизм”.

ЛЛЛЛ – неконсервативный тип хаpaктера; ты способен взглянуть на старые вещи по-новому, тебе хаpaктерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП – самый сильный тип хаpaктера; тебя трудно в чем-либо убедить, ты с трудом меняешь свою точку зрения, но в то же время энергичен, упopно добиваешься своих целей.

ЛПЛЛ – очень похоже на предыдущий тип: та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу, но друзей находишь с трудом.

ПЛЛП – у тебя легкий хаpaктер, ты умеешь избегать конфликтов, любишь путешествовать, легко находишь друзей, но часто меняешь свои увлечения.

ПЛЛЛ – непостоянство и независимость; ты кажешься мягким, но когда доходит до дела, ты требователен и настойчив.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать.

“Правополушарные” школьники “Левополушарные” школьники
Переpaбатывают информацию целостно, одновременно, образно. Анализируют от целого к частному.

“Правополушарные” легче выполняют задачи зрительно-прострaнcтвенного анализа.

Они легко отвлекаются, способны к саморазвлечению. Воспринимают конкретные объекты. Лучше усваивают информацию, представленную в виде графиков, таблиц, наглядности.

Не любят проверять выполненную работу. Предпочитают самостоятельный выбор.

Эмоциональны, артистичны, обладают интуитивным мышлением.

Они особенно чувствительны к интонациям, жестам, прикосновениям.

Переpaбатывают информацию последовательно, дискретно.

“Левополушарные” отличаются большим объемом внимания, изобретательностью, устойчивостью.

У таких учащихся выше скорость переключения с одного вида работы на другой. Они хорошо планируют стратегию действий, но относительно высокая скорость часто мешает точному выполнению работы.

Эти школьники способны к концентрации и сосредоточенности. Преимущество отдают воспроизведению фактической информации. Анализируют от части к целому. Любят проверять выполненную работу.

Это самое простое и прямое доказательство функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому, среди гениев столь большое количество левшей.

В рамках изучения данной темы можно провести исследования свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям.

Ход работы

1. Каждый выполняющий работу получает лист, расчерченный на шесть квадратов. По моему сигналу каждый из вас должен поставить как можно больше точек в квадрате в течение пяти секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по комaнде учителя и только по направлению часовой стрелки. Все время вы должны работать в максимальном для себя темпе.

Учитель подает сигнал “Начали”, а затем через каждые 5 секунд: “Перейти на другой квадрат”. По истечении работы в шестом квадрате дается комaнда: “Стоп”.

2. Обработка результатов включает следующие процедуры:

Подсчет количества точек в каждом квадрате;

Построение графика работоспособности (для этого на оси абсцисс отмечаются пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов

Полученные графики работоспособности могут быть разделены на четыре типа.

1. Выпуклый тип. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы. Темп нарастания до максимального происходит в первые 10-15с; в последующем, к 25-30с, он может снизиться ниже исходного уровня.

2. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы. Хаpaктерен для нервной системы средней силы.

3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Свидетельствует о слабости нервной системы.

4. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это свидетельствует о способности к кратковременной мобилизации работоспособности. Такие люди относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Таким образом, знание психофизиологических особенностей собственной нервной системы позволит учащимся правильно выбрать индивидуальный темп работы, точно распределить учебную нагрузку и отдых и тем самым оптимизировать работоспособность ,и, надеюсь, это будет интересно и для родителей.

Исследование индивидуальных особенностей памяти и внимания учащихся сегодня мы проводить не будем, в файле есть инструкция по выполнению работы, будет желание проведете на местах.

Рефлексивно-оценочный этап

Еще во второй половине 19 века возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и переpaбатывают информацию, поступающую от органов чувств.

(Звучит “Болеро” Равеля.)

Автор этого музыкального произведения Морис Равель – известный французский композитор. В возрасте 57лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись.

Ученые утверждают, что на нашей планете 6 миллиардов композиторов, т.е. ровно столько, сколько людей ее населяет. Музыка каждого мозга индивидуальна, как отпечатки пальцев. Ученые записывают биоритмы мозга на аудиокассеты в виде фортепианной музыки. Впрочем, музыка, созданная великими композиторами, тоже обладает целительной силой. В качестве лекарства от головной боли японцы предлагают “Весеннюю песню” Мендельсона, “Юморески” Дворжака. Рок-музыка в стиле Элвиса Пресли в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение. Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского создает ощущение свободного прострaнcтва, помогает снять стресс. Самым чудодейственным для нервной системы оказываются мелодии Моцарта: не слишком быстрые, не слишком громогласные. Этот феномен, пока еще не объясненный до конца, медики так и назвали “эффект Моцарта”.

Мы попытались сегодня выделить скрипку из этого чудесного оркестра жизни – нашего тела. И даже, если у вас совсем немного осталось из того, что говорили, во внутреннем компьютере, значит звучать и вашей скрипке. Я желаю всем здоровья, мира, добра и благоденствия!



Комментарии:

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

30 06 2025 15:13:38

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

29 06 2025 1:46:16

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

28 06 2025 1:12:22

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

27 06 2025 9:37:45

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

26 06 2025 15:39:25

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

      Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

25 06 2025 14:33:43

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

24 06 2025 23:41:35

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

23 06 2025 20:27:41

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

22 06 2025 5:35:36

Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".


    Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".

      Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...

21 06 2025 2:51:33

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

20 06 2025 19:24:19

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

19 06 2025 1:29:40

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

18 06 2025 10:38:37

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

17 06 2025 12:15:25

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

16 06 2025 14:10:42

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

15 06 2025 20:52:51

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

14 06 2025 7:49:13

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

13 06 2025 20:22:58

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

12 06 2025 23:21:16

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

11 06 2025 7:44:32

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

10 06 2025 7:25:57

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

09 06 2025 12:42:23

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

      Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

08 06 2025 9:24:37

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

07 06 2025 15:18:32

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

06 06 2025 3:46:22

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

05 06 2025 4:59:40

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

04 06 2025 20:29:45

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

03 06 2025 1:48:23

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

02 06 2025 11:31:47

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

01 06 2025 14:38:26

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"


    Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

      Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

31 05 2025 15:41:37

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

30 05 2025 14:19:56

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

29 05 2025 23:51:18

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

28 05 2025 3:27:51

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

27 05 2025 1:54:38

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"


    Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

      Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

26 05 2025 11:40:39

Урок по теме "Происхождение птиц"


    Урок по теме "Происхождение птиц"

      На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

25 05 2025 11:50:48

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

24 05 2025 20:17:12

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

23 05 2025 19:40:22

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

22 05 2025 3:19:19

Обобщающий урок по теме "Цитология"


    Обобщающий урок по теме "Цитология"

      Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....

21 05 2025 8:28:48

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

20 05 2025 14:19:14

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

19 05 2025 1:32:46

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

18 05 2025 3:46:34

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

17 05 2025 2:48:38

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

16 05 2025 13:51:36

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

15 05 2025 11:59:43

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

14 05 2025 16:52:29

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

13 05 2025 7:20:47

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

12 05 2025 15:17:40

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::