Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс
“Кровь, надо знать, совсем особый сок”.
И.В.Гёте
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: “Кровь и кровообращение”
Задачи: Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, продолжить формировать у учащихся умение анализироват, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные вопросы и проблемные ситуации; воспитывать чувство коллективизма, творчества.
Форма работы: групповая
Оборудование: мультимедийное оборудование; таблицы с названиями групп - “Эритроциты”, “Лейкоциты”, “Тромбоциты”, “Реально-виртуальный магазин (продукты) см. задание №8”, “Аптека (см. задание №8)”, “Кабинет врача”; оборудование для кабинета врача- (стол, микроскоп, медицинский халат, медицинская шапочка. плакаты по теме: “Кровь”, газеты, выпущенные к уроку, газета для сценки;
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Кровь... Сердце...Эти понятия неразделимы. Какие сложные, противоречивые ассоциации возникают при этих словах. Ведь во все времена за кровью признавали исключительную, могучую силу. Ей скрепляли самые священные клятвы, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. И не случайно, Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой” силой - говорил (обращаемся к эпиграфу). Сердце... Уникальный, удивительный, великий орган-труженик. Как часто в жизни мы слышим-беспокойное,равнодушное,каменное,золотое,горячее,отзывчивое,чуткое сердце. Правы были древние философы и поэты, которые сравнивали сердце и душу человека. Ведь именно сердцем, душой человек чувствует, переживает, сострадает. Еще мне хочется отметить взаимосвязь между сердцем и такими понятиями как честь, достоинство, уважение, совесть, порядочность, чувство долга, ответственность. И именно через сердце проходит ЛЮБОВЬ- к окружающим людям, друзьям, избраннику или избраннице, любовь к природе и, конечно, к РОДИНЕ. Итак, исходя из эпиграфа и вступительного слова - Какова цель нашего урока? (Обобщить и систематизировать знания по теме “Кровь и кровообращение”). Далее сообщаются задачи урока, план урока, представляются комaнды, их руководители, жюри из состава учителей биологии и старшеклассников), пожелание успешной работы в виде хокку:
- Желать мы будем все и вместе,
- Успехов дружных,
Чтобы порадоваться...
2. “Алгоритм Цицерона” (задания, требующие как краткого ответа, так и вопросы, требующие краткого разрешения проблемы):
1)Наука о крови;
2) Что такое гомеостаз? (постоянство внутренней среды организма) ;
3) Как организм оберегает гомеостаз? (примеры) ;
4)Различие дыхательных пигментов у улиток и paкообразных (гемоцианин), у головоногих моллюсков (гемоэритрин), у кольчатых червей (хлорокруорин) и гемоглобин у высших животных;
5) Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? (он может больше присоединять кислород) ;
6) У большинства беспозвоночных животных гемоглобин растворен в кровяной плазме. Но по мере развития животного мира потребность в кислороде все время возрастала, а дальнейшее увеличение концентрации дыхательного пигмента в плазме увеличивает вязкость крови, что затрудняет ее передвижение по капиллярам. Какой выход был найден в процессе эволюции? (Локализация пигмента в клетках крови дает возможность увеличить его количество без увеличения вязкости плазмы крови. У позвоночных животных гемоглобин находится в эритроцитах.)
7) Особенности кровеносной системы у позвоночных животных?;
8) Почему кровь имеет солоноватый вкус? (Жизнь возникла в первичном океане) ;
9) В каком направлении шла эволюция эритроцитов (уменьшение и исчезновение ядра. Меньшие размеры увеличивают полезную емкость крови, и скорость кровотока увеличивается) ;
10)Лейкоциты, их виды;
11)Тромбоциты. Механизм свертывания крови;
12)Взаимосвязь крови и лимфатической системы;
13)Может ли модель сердца стать аналогом “перпетуум мобиле”. Почему? (нет; 0,4 секунды сердце “отдыхает”) ;
14) Почему прививка от гриппа делается заблаговременно до начала эпидемии?
15) От чего зависит движение крови в организме?; 16) Каково влияние курения, алкоголя и наркотиков на органы кроветворения и кровообращения; 17)Назовите поговорку: “К какому органу не подходит ни одна воинская комaнда”. (Сердцу - не прикажешь.)
3. Устный экзамен с ответами на вопросы для групп:
1) Иммунитет. Его виды и значение. Направление деятельности института иммунологии в п. Любучаны;
2) Строение сердца. Сердечный цикл;
3) Круги кровообращения. Автоматия сердца (работы А. Везалия; значение синусо-предсердного, предсердно-желудочкового узлов, волокон Пуркинье, ножек Гиса.)Нервная и гумopaльная регуляция.
Динамическая пауза на песню В.Леонтьева “Гиподинамия” с последующим ответом на вопросы:
1. Какой вопрос звучит в данной песне? (Гиподинамия. Что это такое?)
2. “Что такое гиподинамия и каково её влияние на сердце и кровеносные сосуды? (При недостатке двигательной нагрузки, истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, оседает на стенках сосудов, они становятся неэластичными, ломкими, образуются атеросклеротические бляшшки, возможно образование тромбов внутри сосудов. А все вместе ведет к образованию атеросклероза).
4. Далее учитель произносит:
Как часто в жизни мы можем наблюдать следующую ситуацию. Внимание!(Стук в дверь, заходит старшеклассник, играющий роль пациента с газетой в руках, за столом в “кабинете врача ”- ученик в роли врача-гематолога).
Пациент - В газете статья с просьбой о помощи. Необходима кровь ребенку. Мне очень хочется помочь ему! Я могу сдать кровь! Возможно ли это? У меня 4гр. крови, положительный резус – фактор. А малыш имеет I группу крови, отрицательный резус-фактор.
Врач обращается к группам: “Возможно ли данное переливание крови?” (Ответ: нет, ребенку необходима только первая группа крови с отрицательным резус- фактором, иначе возможно гемотрaнcфузионное осложнение с самым печальным исходом)
5.Предварительно ребята получили домашнее задание:
1) Повторить весь материал по теме: “Кровь и кровообращение”;
2) Провести на базе местного лечебного учреждения социологическое исследование”. Группа “Эритроциты” должна подсчитать количество людей, имеющих 1,2,3,4 группы крови, учитывая пол человека. Группа “Лейкоциты” должна проанализировать болезни крови и сердечно-сосудистой системы, встречающихся у жителей поселка. Группа “Тромбоциты” должна исследовать статистику летальных исходов от болезней, связанных с кровью.
3) Подготовить общие выводы по теме: “Кровь и кровообращение”. Поэтому представители групп приступили к выполнению № 2 домашнего задания. Ребятами были подготовлены презентации, составлены графики и диаграммы:
1 группа выяснила, что большинство жителей поселка имеют 1 группу крови (мужчины-37%,женщины-35%), 4 группа осталась в меньшинстве (мужчины-7%,женщины-6%),2группа(мужчины-24%,женщины-23%), 3 группа-мужчины-32%,женщины-36%) ;
2 группа выяснила, что в поселке наиболее распространены:стенокардия,ишемия,инфаркты,инсульты,тромбозы.Участились случаи заболеваний: гипертонией, гипотонией, анемией. Есть единичные случаи эритрозов и лейкозов;
3 группа отметила, что летальность от болезней крови присутствует (2%от исследованного населения поселка).
6. Следующий этап урока связан с небольшим отдыхом. И назвали мы этот этап - “Стихоплетничье”. Необходимо подобрать рифму к термину из темы “Кровь и кровообращение” и объяснить значение каждого термина. Кровь-морковь (растение семейства зонтичных, двулетнее, содержит каротиноиды) ; артерия-гаттерия (современное пресмыкающееся, занесено в Красную книгу), лимфа-нимфа (мифологический образ), гомеостаз-экстаз (восторг) ; аорта-когорта (тактическое подразделение) ; анемия-мимикрия (подражание, маскировка) и т.д.
Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к биологии и создает у детей радостное позитивное настроение.
7. Кроме этого, заранее с ребятами было проведено пpaктическое занятие на базе современной клинико-диагностической лабораторией на базе Мещерской МОПБ №2. Ребята познакомились и поработали с бинокулярным микроскопом, гемометром, с клиническим и биохимическим гемоанализаторами, рассмотрели собственные клетки крови, обсудили анализы крови с развернутой лейкоцитарной формулой. Многие учащиеся решили рассмотреть в дальнейшем для себя профессию врача-клинициста.В заключение занятия главный врач подготовил для ребят видеовопрос ( см. в приложении), связанный с обсуждением анализов крови и постановкой возможного диагноза, но напомнил, что основной диагноз должен поставить лечащий врач. А ребята подготовили интересную презентацию о посещении лаборатории. (Бланки с результатами анализов с развернутой лейкоцитарной формулой были переданы учителю).
8. Анализ констант крови показал, что учащиеся справились с заданием.
1 группа - константы крови все в норме;
2 группа отметила, что из-за повышенного содержания лейкоцитов и СОЭ-возможно воспаление(необходимо дополнительное обследование) ;
3 группа отметила повышение эозинофилов и предположила, что возможна аллергическая реакция или глистная инвазия(необходимо дополнительное обследование).
8. На следующем этапе возникла проблема:1)При сдаче крови учеником в лаборатории на занятии отмечено небольшое снижение количества эритроцитов и гемоглобина. С каким заболеванием это может быть связано? (анемия). 2)Как помочь мальчику? (1 - посещение врача, 2) изменение рациона питания.) Итак,
Задание: Посещение “реально – виртуального” магазина и аптеки, где ученики приобретали продукты и лекарственные средства для лечения организма с ответом на вопрос: “Назовите признаки анемии и правила употрeбления продуктов и лекарственных средств”. (Напоминание – диагноз ставит врач!)
Подготовленный старшеклассник пригласил ребят в реально-виртуальный магазин и аптеку, где ребята выбирали продукты и аптечные товары с объяснением того, как помочь ученику. (В магазине был куплен 1) мед с цветочной пыльцой- 2)мясо и фасоль с горохом. 3)пекарские дрожжи. 4)чеснок, лук. 5)гречка. 6)лимоны,гранаты,апельсины.7)минеральная вода)Отмечены общие правила: Все данные продукты способствуют лучшему усвоению железа, т.к. содержат витамин С, В-12,медь, А кальций вместе с железом нежелательно употрeбллять т. к. это ведет к худшей усвояемости железа. Кофе, чай содержат танин и кофеин. Все это снижает усвоение железа также. Кроме этого, при инфекции препараты железа не применяют, т.к. очаги инфекции накапливают этот элемент, а прогулки на свежем воздухе-условие лучшего усвоения железа.
В аптеке ребята правильно приобрели сборы трав, гематоген, фолиевую кислоту, аскорбиновую кислоту, поливитамины, отметив их влияние на более полное усвоение железа. А вот мезим форте-необходим для лучшего пищеварения, валидол-препарат для сердечной деятельности, цитрамон-препарат от головной боли, повышающий давление, т.к. содержит кофеин.
9. Эрудицион
1) Если бы к вам обратилась лягушка за советом, стоит ли ей менять свое 3-х-камерное сердце на 4-х или 2-х камерное . Что бы вы ей посоветовали?(2-х-камерное сердце .- Кровь, приходящая из легких , и венозная кровь будет смешиваться в этом общем предсердии ,что заметно ухудшит функционирование кровеносной системы . В легкие будет попадать такая же смешанная кровь, как и в мозг. Эффективность легких снизится, а особенно будет страдать головной мозг.) (4-х-камерное сердце.- Лягушки значительную часть жизни проводят в воде и зимуют там же. Находясь под водой лягушка с 3-х-камерным сердцем может уменьшить просвет легочных сосудов и тем самым снизить поток крови через бездействующие легкие. Если бы сердце было 4-х-камерное и у нее полностью обособился легочный круг кровообращения, то это было бы невыгодно . Лягушке всю зиму пришлось бы перекачивать всю кровь через бездействующие легкие, затрачивая на это значительное количество энергии, пополнить которую надо было бы перед зимовкой. Поэтому 3-х-камерное сердце оптимально) ;
2) При больших кровопотерях крови человек сильно бледнеет, учащенно дышит, ему хочется пить. Какими реакциями организма обусловлены эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Почему? (повышение концентрации углекислого газа приводит к учащению сердцебиения. Снижение кровяного давления приводит к учащению сердцебиения, сокращению просветов сосудов кожи (бледность), выбросу крови из депо. Общая вялость, сонливость также носят защитный хаpaктер, т.к. ведут к снижению энергозатрат. Ухудшение кровообращения мозга может привести к обмороку. Возникновение жажды связано с тем , что при обезвоживании повышается осмотическое давление крови, что вызывает реакцию осморецепторов, расположенных в гипоталамусе. Кроме того, снижение кровоснабжения почек ведет к выделению ими вещества (ангионина), которое воздействуя на хеморецепторы гипоталамуса, тоже вызывает усиленное потрeбление воды;
3) В чем особенности кровеносной системы птиц по сравнению с кровеносной системой млекопитающих? Чем обусловлены эти особенности? (Эти особенности обусловлены приспособлением к полету. Полет требует интенсивной работы мышц, которые должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут обеспечить доставку кислорода за счет большого количества крови, т.к. повышение относительного веса крови затруднило бы полет. Но это можно обеспечить за счет быстрого движения крови по сосудам: она будет быстрее возвращаться в легкие и чаще захватывать там кислород. Но для того, чтобы кровь быстрее двигалась, необходимо повысить артериальное давление. И действительно, птицы, по сравнению с млекопитающими гипертоники. Итак, первое отличие кровеносной птиц-высокое давление, обеспечивающее высокую скорость движения крови. Вторая особенность - система кровоснабжения легких. У птиц существует “двойное дыхание”: кислород проходит через легкие и при вдохе и при выдохе, причем в одном и том же направлении. Это обеспечивается системой воздушных мешков. Кровь, прошедшая почти все легкие и обогатившаяся кислородом, встречает самый свежий воздух, который содержит максимум кислорода, и кровь поглощает дополнительный кислород. Третье - в то время как у млекопитающих почки снабжаются только почечными артериями, у птиц через почки проходит и венозная кровь(воротная система почек) ; эта особенность связана с тем, что птицы выделяют не мочевину, а мочевую кислоту).
9. Подводя итоги урока, учащиеся формулируют основные выводы, сочинив самостоятельно “Оду крови” (№3 домашнего задания)
Кровь наша - великая сила, Лежит в основе жизни она,
Плазма входит в нее и клетки: лейкоциты, эритроциты
И маленькие пластинки-тромбоциты.
Еще она красная, для бактерий и вирусов опасная,
Выполняет функции разные,
Содержит гемоглобин,
Тромбоциты - протромбин.
Все лейкоциты содержат ядро, амебоидно передвигаются,
с иммунитетом, фагоцитозом общаются.
Не забыли мы о высокой теплоемкости и теплопроводности крови,
о переносе продуктов распада, гормонов к тканям, а также - гомеостазе,
великом и могучем.
В переводе звучащем-поддерживающим жизнь.
А еще: четыре группы крови и все они разные,
замечательные и прекрасные.
По известным правилам переливается и про резус-фактор не забывается.
И несколько слов о четырехкамерном сердце:
Великом, могучем, окутанном тайной, любовью и негой.
С двумя кругами кровообращения,
Автоматизмом богатым.
Все вместе это - кровеносная система,
Мудрая и могучая,
верная, всегда поддерживающая жизнь!
Рефлексия
- “Положа руку на сердце, от чистого сердца говорю Вам, что мне по сердцу пришлась работа многих из вас на уроке! И всегда помним о том, что “scientia potentia est” -Знание-сила!”
- Слово жюри, подведение итогов, выставление оценок
- Д/З; синквейн и кроссворд.
Приложение.
Комментарии:
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
25 04 2025 18:15:47
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
24 04 2025 18:41:18

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
23 04 2025 0:55:13
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
22 04 2025 8:37:52
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
21 04 2025 10:43:41
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
20 04 2025 13:46:16
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
19 04 2025 10:15:17
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
18 04 2025 17:22:49
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия.
...
17 04 2025 15:51:44
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
16 04 2025 6:49:10
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
15 04 2025 4:40:14
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
14 04 2025 4:16:59
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
13 04 2025 16:36:28
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
12 04 2025 22:12:27
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
11 04 2025 16:56:28

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
10 04 2025 9:17:44
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
09 04 2025 7:25:31
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
08 04 2025 1:32:47
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
07 04 2025 20:31:21
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
06 04 2025 12:55:53
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
05 04 2025 16:23:29
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
04 04 2025 19:38:12
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
03 04 2025 20:35:53
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
02 04 2025 4:51:35
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
01 04 2025 23:52:20
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
31 03 2025 15:50:30
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
30 03 2025 5:37:35
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
29 03 2025 19:58:28
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
28 03 2025 8:15:20
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
27 03 2025 1:16:53
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
26 03 2025 17:59:58
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
25 03 2025 23:38:24
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
24 03 2025 22:16:51
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
23 03 2025 18:59:26
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
22 03 2025 1:15:43
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
21 03 2025 16:40:27
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
20 03 2025 1:26:57
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
19 03 2025 9:50:27
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
18 03 2025 3:39:48
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
17 03 2025 3:54:23
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
16 03 2025 10:21:34
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
15 03 2025 20:15:17
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
14 03 2025 1:41:37
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
13 03 2025 1:50:17
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
12 03 2025 17:58:31
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
11 03 2025 15:58:41
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
10 03 2025 19:43:14
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
09 03 2025 11:51:21

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
08 03 2025 22:48:36
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
07 03 2025 8:48:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::