Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс
“Кровь, надо знать, совсем особый сок”.
И.В.Гёте
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: “Кровь и кровообращение”
Задачи: Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, продолжить формировать у учащихся умение анализироват, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные вопросы и проблемные ситуации; воспитывать чувство коллективизма, творчества.
Форма работы: групповая
Оборудование: мультимедийное оборудование; таблицы с названиями групп - “Эритроциты”, “Лейкоциты”, “Тромбоциты”, “Реально-виртуальный магазин (продукты) см. задание №8”, “Аптека (см. задание №8)”, “Кабинет врача”; оборудование для кабинета врача- (стол, микроскоп, медицинский халат, медицинская шапочка. плакаты по теме: “Кровь”, газеты, выпущенные к уроку, газета для сценки;
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Кровь... Сердце...Эти понятия неразделимы. Какие сложные, противоречивые ассоциации возникают при этих словах. Ведь во все времена за кровью признавали исключительную, могучую силу. Ей скрепляли самые священные клятвы, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. И не случайно, Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой” силой - говорил (обращаемся к эпиграфу). Сердце... Уникальный, удивительный, великий орган-труженик. Как часто в жизни мы слышим-беспокойное,равнодушное,каменное,золотое,горячее,отзывчивое,чуткое сердце. Правы были древние философы и поэты, которые сравнивали сердце и душу человека. Ведь именно сердцем, душой человек чувствует, переживает, сострадает. Еще мне хочется отметить взаимосвязь между сердцем и такими понятиями как честь, достоинство, уважение, совесть, порядочность, чувство долга, ответственность. И именно через сердце проходит ЛЮБОВЬ- к окружающим людям, друзьям, избраннику или избраннице, любовь к природе и, конечно, к РОДИНЕ. Итак, исходя из эпиграфа и вступительного слова - Какова цель нашего урока? (Обобщить и систематизировать знания по теме “Кровь и кровообращение”). Далее сообщаются задачи урока, план урока, представляются комaнды, их руководители, жюри из состава учителей биологии и старшеклассников), пожелание успешной работы в виде хокку:
- Желать мы будем все и вместе,
- Успехов дружных,
Чтобы порадоваться...
2. “Алгоритм Цицерона” (задания, требующие как краткого ответа, так и вопросы, требующие краткого разрешения проблемы):
1)Наука о крови;
2) Что такое гомеостаз? (постоянство внутренней среды организма) ;
3) Как организм оберегает гомеостаз? (примеры) ;
4)Различие дыхательных пигментов у улиток и paкообразных (гемоцианин), у головоногих моллюсков (гемоэритрин), у кольчатых червей (хлорокруорин) и гемоглобин у высших животных;
5) Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин? (он может больше присоединять кислород) ;
6) У большинства беспозвоночных животных гемоглобин растворен в кровяной плазме. Но по мере развития животного мира потребность в кислороде все время возрастала, а дальнейшее увеличение концентрации дыхательного пигмента в плазме увеличивает вязкость крови, что затрудняет ее передвижение по капиллярам. Какой выход был найден в процессе эволюции? (Локализация пигмента в клетках крови дает возможность увеличить его количество без увеличения вязкости плазмы крови. У позвоночных животных гемоглобин находится в эритроцитах.)
7) Особенности кровеносной системы у позвоночных животных?;
8) Почему кровь имеет солоноватый вкус? (Жизнь возникла в первичном океане) ;
9) В каком направлении шла эволюция эритроцитов (уменьшение и исчезновение ядра. Меньшие размеры увеличивают полезную емкость крови, и скорость кровотока увеличивается) ;
10)Лейкоциты, их виды;
11)Тромбоциты. Механизм свертывания крови;
12)Взаимосвязь крови и лимфатической системы;
13)Может ли модель сердца стать аналогом “перпетуум мобиле”. Почему? (нет; 0,4 секунды сердце “отдыхает”) ;
14) Почему прививка от гриппа делается заблаговременно до начала эпидемии?
15) От чего зависит движение крови в организме?; 16) Каково влияние курения, алкоголя и наркотиков на органы кроветворения и кровообращения; 17)Назовите поговорку: “К какому органу не подходит ни одна воинская комaнда”. (Сердцу - не прикажешь.)
3. Устный экзамен с ответами на вопросы для групп:
1) Иммунитет. Его виды и значение. Направление деятельности института иммунологии в п. Любучаны;
2) Строение сердца. Сердечный цикл;
3) Круги кровообращения. Автоматия сердца (работы А. Везалия; значение синусо-предсердного, предсердно-желудочкового узлов, волокон Пуркинье, ножек Гиса.)Нервная и гумopaльная регуляция.
Динамическая пауза на песню В.Леонтьева “Гиподинамия” с последующим ответом на вопросы:
1. Какой вопрос звучит в данной песне? (Гиподинамия. Что это такое?)
2. “Что такое гиподинамия и каково её влияние на сердце и кровеносные сосуды? (При недостатке двигательной нагрузки, истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, оседает на стенках сосудов, они становятся неэластичными, ломкими, образуются атеросклеротические бляшшки, возможно образование тромбов внутри сосудов. А все вместе ведет к образованию атеросклероза).
4. Далее учитель произносит:
Как часто в жизни мы можем наблюдать следующую ситуацию. Внимание!(Стук в дверь, заходит старшеклассник, играющий роль пациента с газетой в руках, за столом в “кабинете врача ”- ученик в роли врача-гематолога).
Пациент - В газете статья с просьбой о помощи. Необходима кровь ребенку. Мне очень хочется помочь ему! Я могу сдать кровь! Возможно ли это? У меня 4гр. крови, положительный резус – фактор. А малыш имеет I группу крови, отрицательный резус-фактор.
Врач обращается к группам: “Возможно ли данное переливание крови?” (Ответ: нет, ребенку необходима только первая группа крови с отрицательным резус- фактором, иначе возможно гемотрaнcфузионное осложнение с самым печальным исходом)
5.Предварительно ребята получили домашнее задание:
1) Повторить весь материал по теме: “Кровь и кровообращение”;
2) Провести на базе местного лечебного учреждения социологическое исследование”. Группа “Эритроциты” должна подсчитать количество людей, имеющих 1,2,3,4 группы крови, учитывая пол человека. Группа “Лейкоциты” должна проанализировать болезни крови и сердечно-сосудистой системы, встречающихся у жителей поселка. Группа “Тромбоциты” должна исследовать статистику летальных исходов от болезней, связанных с кровью.
3) Подготовить общие выводы по теме: “Кровь и кровообращение”. Поэтому представители групп приступили к выполнению № 2 домашнего задания. Ребятами были подготовлены презентации, составлены графики и диаграммы:
1 группа выяснила, что большинство жителей поселка имеют 1 группу крови (мужчины-37%,женщины-35%), 4 группа осталась в меньшинстве (мужчины-7%,женщины-6%),2группа(мужчины-24%,женщины-23%), 3 группа-мужчины-32%,женщины-36%) ;
2 группа выяснила, что в поселке наиболее распространены:стенокардия,ишемия,инфаркты,инсульты,тромбозы.Участились случаи заболеваний: гипертонией, гипотонией, анемией. Есть единичные случаи эритрозов и лейкозов;
3 группа отметила, что летальность от болезней крови присутствует (2%от исследованного населения поселка).
6. Следующий этап урока связан с небольшим отдыхом. И назвали мы этот этап - “Стихоплетничье”. Необходимо подобрать рифму к термину из темы “Кровь и кровообращение” и объяснить значение каждого термина. Кровь-морковь (растение семейства зонтичных, двулетнее, содержит каротиноиды) ; артерия-гаттерия (современное пресмыкающееся, занесено в Красную книгу), лимфа-нимфа (мифологический образ), гомеостаз-экстаз (восторг) ; аорта-когорта (тактическое подразделение) ; анемия-мимикрия (подражание, маскировка) и т.д.
Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к биологии и создает у детей радостное позитивное настроение.
7. Кроме этого, заранее с ребятами было проведено пpaктическое занятие на базе современной клинико-диагностической лабораторией на базе Мещерской МОПБ №2. Ребята познакомились и поработали с бинокулярным микроскопом, гемометром, с клиническим и биохимическим гемоанализаторами, рассмотрели собственные клетки крови, обсудили анализы крови с развернутой лейкоцитарной формулой. Многие учащиеся решили рассмотреть в дальнейшем для себя профессию врача-клинициста.В заключение занятия главный врач подготовил для ребят видеовопрос ( см. в приложении), связанный с обсуждением анализов крови и постановкой возможного диагноза, но напомнил, что основной диагноз должен поставить лечащий врач. А ребята подготовили интересную презентацию о посещении лаборатории. (Бланки с результатами анализов с развернутой лейкоцитарной формулой были переданы учителю).
8. Анализ констант крови показал, что учащиеся справились с заданием.
1 группа - константы крови все в норме;
2 группа отметила, что из-за повышенного содержания лейкоцитов и СОЭ-возможно воспаление(необходимо дополнительное обследование) ;
3 группа отметила повышение эозинофилов и предположила, что возможна аллергическая реакция или глистная инвазия(необходимо дополнительное обследование).
8. На следующем этапе возникла проблема:1)При сдаче крови учеником в лаборатории на занятии отмечено небольшое снижение количества эритроцитов и гемоглобина. С каким заболеванием это может быть связано? (анемия). 2)Как помочь мальчику? (1 - посещение врача, 2) изменение рациона питания.) Итак,
Задание: Посещение “реально – виртуального” магазина и аптеки, где ученики приобретали продукты и лекарственные средства для лечения организма с ответом на вопрос: “Назовите признаки анемии и правила употрeбления продуктов и лекарственных средств”. (Напоминание – диагноз ставит врач!)
Подготовленный старшеклассник пригласил ребят в реально-виртуальный магазин и аптеку, где ребята выбирали продукты и аптечные товары с объяснением того, как помочь ученику. (В магазине был куплен 1) мед с цветочной пыльцой- 2)мясо и фасоль с горохом. 3)пекарские дрожжи. 4)чеснок, лук. 5)гречка. 6)лимоны,гранаты,апельсины.7)минеральная вода)Отмечены общие правила: Все данные продукты способствуют лучшему усвоению железа, т.к. содержат витамин С, В-12,медь, А кальций вместе с железом нежелательно употрeбллять т. к. это ведет к худшей усвояемости железа. Кофе, чай содержат танин и кофеин. Все это снижает усвоение железа также. Кроме этого, при инфекции препараты железа не применяют, т.к. очаги инфекции накапливают этот элемент, а прогулки на свежем воздухе-условие лучшего усвоения железа.
В аптеке ребята правильно приобрели сборы трав, гематоген, фолиевую кислоту, аскорбиновую кислоту, поливитамины, отметив их влияние на более полное усвоение железа. А вот мезим форте-необходим для лучшего пищеварения, валидол-препарат для сердечной деятельности, цитрамон-препарат от головной боли, повышающий давление, т.к. содержит кофеин.
9. Эрудицион
1) Если бы к вам обратилась лягушка за советом, стоит ли ей менять свое 3-х-камерное сердце на 4-х или 2-х камерное . Что бы вы ей посоветовали?(2-х-камерное сердце .- Кровь, приходящая из легких , и венозная кровь будет смешиваться в этом общем предсердии ,что заметно ухудшит функционирование кровеносной системы . В легкие будет попадать такая же смешанная кровь, как и в мозг. Эффективность легких снизится, а особенно будет страдать головной мозг.) (4-х-камерное сердце.- Лягушки значительную часть жизни проводят в воде и зимуют там же. Находясь под водой лягушка с 3-х-камерным сердцем может уменьшить просвет легочных сосудов и тем самым снизить поток крови через бездействующие легкие. Если бы сердце было 4-х-камерное и у нее полностью обособился легочный круг кровообращения, то это было бы невыгодно . Лягушке всю зиму пришлось бы перекачивать всю кровь через бездействующие легкие, затрачивая на это значительное количество энергии, пополнить которую надо было бы перед зимовкой. Поэтому 3-х-камерное сердце оптимально) ;
2) При больших кровопотерях крови человек сильно бледнеет, учащенно дышит, ему хочется пить. Какими реакциями организма обусловлены эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Почему? (повышение концентрации углекислого газа приводит к учащению сердцебиения. Снижение кровяного давления приводит к учащению сердцебиения, сокращению просветов сосудов кожи (бледность), выбросу крови из депо. Общая вялость, сонливость также носят защитный хаpaктер, т.к. ведут к снижению энергозатрат. Ухудшение кровообращения мозга может привести к обмороку. Возникновение жажды связано с тем , что при обезвоживании повышается осмотическое давление крови, что вызывает реакцию осморецепторов, расположенных в гипоталамусе. Кроме того, снижение кровоснабжения почек ведет к выделению ими вещества (ангионина), которое воздействуя на хеморецепторы гипоталамуса, тоже вызывает усиленное потрeбление воды;
3) В чем особенности кровеносной системы птиц по сравнению с кровеносной системой млекопитающих? Чем обусловлены эти особенности? (Эти особенности обусловлены приспособлением к полету. Полет требует интенсивной работы мышц, которые должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут обеспечить доставку кислорода за счет большого количества крови, т.к. повышение относительного веса крови затруднило бы полет. Но это можно обеспечить за счет быстрого движения крови по сосудам: она будет быстрее возвращаться в легкие и чаще захватывать там кислород. Но для того, чтобы кровь быстрее двигалась, необходимо повысить артериальное давление. И действительно, птицы, по сравнению с млекопитающими гипертоники. Итак, первое отличие кровеносной птиц-высокое давление, обеспечивающее высокую скорость движения крови. Вторая особенность - система кровоснабжения легких. У птиц существует “двойное дыхание”: кислород проходит через легкие и при вдохе и при выдохе, причем в одном и том же направлении. Это обеспечивается системой воздушных мешков. Кровь, прошедшая почти все легкие и обогатившаяся кислородом, встречает самый свежий воздух, который содержит максимум кислорода, и кровь поглощает дополнительный кислород. Третье - в то время как у млекопитающих почки снабжаются только почечными артериями, у птиц через почки проходит и венозная кровь(воротная система почек) ; эта особенность связана с тем, что птицы выделяют не мочевину, а мочевую кислоту).
9. Подводя итоги урока, учащиеся формулируют основные выводы, сочинив самостоятельно “Оду крови” (№3 домашнего задания)
Кровь наша - великая сила, Лежит в основе жизни она,
Плазма входит в нее и клетки: лейкоциты, эритроциты
И маленькие пластинки-тромбоциты.
Еще она красная, для бактерий и вирусов опасная,
Выполняет функции разные,
Содержит гемоглобин,
Тромбоциты - протромбин.
Все лейкоциты содержат ядро, амебоидно передвигаются,
с иммунитетом, фагоцитозом общаются.
Не забыли мы о высокой теплоемкости и теплопроводности крови,
о переносе продуктов распада, гормонов к тканям, а также - гомеостазе,
великом и могучем.
В переводе звучащем-поддерживающим жизнь.
А еще: четыре группы крови и все они разные,
замечательные и прекрасные.
По известным правилам переливается и про резус-фактор не забывается.
И несколько слов о четырехкамерном сердце:
Великом, могучем, окутанном тайной, любовью и негой.
С двумя кругами кровообращения,
Автоматизмом богатым.
Все вместе это - кровеносная система,
Мудрая и могучая,
верная, всегда поддерживающая жизнь!
Рефлексия
- “Положа руку на сердце, от чистого сердца говорю Вам, что мне по сердцу пришлась работа многих из вас на уроке! И всегда помним о том, что “scientia potentia est” -Знание-сила!”
- Слово жюри, подведение итогов, выставление оценок
- Д/З; синквейн и кроссворд.
Приложение.
Комментарии:
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
27 11 2024 4:24:41
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
26 11 2024 17:28:39
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
25 11 2024 18:54:18
Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
24 11 2024 10:28:55
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...
23 11 2024 5:24:35
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
22 11 2024 13:58:30
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
21 11 2024 22:22:27
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
20 11 2024 4:25:23
Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...
19 11 2024 9:24:57
Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...
18 11 2024 3:44:46
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
17 11 2024 16:29:37
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
16 11 2024 9:31:29
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
15 11 2024 20:34:53
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
14 11 2024 9:14:35
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
13 11 2024 10:46:19
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
12 11 2024 1:24:16
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
11 11 2024 11:51:10
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
10 11 2024 10:32:56
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
09 11 2024 17:39:31
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
08 11 2024 3:15:19
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
07 11 2024 17:59:48
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
06 11 2024 1:32:24
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
05 11 2024 1:50:37
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
04 11 2024 23:48:34
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
03 11 2024 23:10:24
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...
02 11 2024 13:51:55
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
01 11 2024 9:32:13
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
31 10 2024 21:54:39
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
30 10 2024 8:20:20
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
29 10 2024 20:31:39
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...
28 10 2024 10:19:58
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...
27 10 2024 17:14:14
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
26 10 2024 19:23:26
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
25 10 2024 0:23:11
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
24 10 2024 20:22:32
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...
23 10 2024 3:27:56
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
22 10 2024 14:49:24
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
21 10 2024 6:29:16
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...
20 10 2024 17:29:40
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...
19 10 2024 9:17:12
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
18 10 2024 21:23:35
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
17 10 2024 1:48:58
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
16 10 2024 7:42:50
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
15 10 2024 6:28:53
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
14 10 2024 21:54:30
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
13 10 2024 16:13:38
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
12 10 2024 9:45:41
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
11 10 2024 4:56:50
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...
10 10 2024 3:22:58
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
09 10 2024 6:14:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::