Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"
Для реализации замысла урока была выбрана технология критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового вы открыли для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.
Основу критического мышления составляет базовая модель, которая состоит из трех стадий: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой стадии был использован ряд приемов. Так, на стадии вызова - мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, соотносят их с собственными знаниями. На этой стадии были использованы следующие приемы: работа с текстом по плану на доске, анализ сообщений учащихся. Стадия рефлексии (размышления) хаpaктеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу и включает взаимный опрос и прием \"последнее слово оставьте за мной\".
Урок строится на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.
Цель урока: Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.
Задачи урока:
- Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
- Продолжить формирование умений - узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значения в биоценозах.
- Развивать слуховую память, логическое мышление
- Развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Термины урока: Тип Моллюски, класс двустворчатые, брюхоногие, головоногие.
Оборудование и дидактический материал:
- Учебник Сонин Н.И, Захаров В.Б. \"Биология. Многообразие живых организмов\" 7 класс.
- Презентация по теме урока.
- Динамическое пособие \"Классификация животных\".
- Таблица из серии \"Охрана животных\" - \"Добыча и разведение моллюсков\".
- Раздаточный материал - paковины различных видов моллюсков.
- Биологические задачи.
- Вопросы для фронтальной проверки знаний.
- Контрольный тест по теме урока.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: Словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока:
Организационный момент
Проверка знаний учащихся
1 ряд - индивидуальная работа
2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся
Изучение нового материала
Работа по схеме на доске
Самостоятельная работа с текстом учебника по плану
Сообщения учащихся из цикла \"Это интересно\"
Заполнение таблицы \"Значение моллюсков в биогеоценозах\"
Закрепление знаний учащихся
Пpaктическая работа
Решение биологических задач
Заполнение кроссворда \"Виды моллюсков\"
Творческая страница
Проверочная работа
Итоги урока. Рефлексия
Задание на дом
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний учащихся
1 ряд - индивидуальная работа
Задание: Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности. Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска.(Устрица).
2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся по плану на доске:
Происхождение и многообразие моллюсков
Среда обитания
Особенности строения
Органы чувств
Нервная система
Кровеносная система
Пищеварительная система
Выделительная система
Размножение
Изучение нового материала
Учитель: Запишите тему урока и попробуйте сформулировать цели и задачи, которые сегодня стоят перед нами.
Учитель: Моллюски - одна из наиболее распространенных (после насекомых) групп животных, насчитывающая свыше 100 тысяч видов. Выделяют три основных класса.
-Самостоятельная работа с текстом учебника: 5 -7 минут
Задание: Пользуясь текстом учебника, подготовьте устный рассказ о данном классе моллюсков по плану на доске.
Среда обитания.
Особенности строения.
Образ жизни.
Представители.
ЗначениеПодумайте! Почему каждый класс получил такое название?
-Сообщения учащихся из цикла \"Это интересно\"
Класс Двустворчатые: Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника.
Мидия вторая по съедобности paкушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских paкушек изготовляли дорогую ткань виссон - \"морской шелк\". До сих пор в Италии из \"морского шелка\" шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.
Класс Головоногие: Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера - левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары - основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.
Закрепление знаний учащихся
(1 ряд) Пpaктическая работа. Задание: Рассмотрите выданные вам paковины моллюсков, пользуясь рисунком учебника, дайте название и определите класс.
(2 ряд) Решение биологических задач (презентация слайд 12-16)
Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений? Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее.
Головоногими моллюсками питаются пpaктически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истрeблены и остаются не редкими, а обычными животными? Ответ: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каpaкатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600.
Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните, зачем осьминоги меняют окраску? Ответ: Во-первых, это защитное приспособление, позволяющее осьминогам маскироваться от врагов. Во-вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.
3. (3 ряд) Заполнение кроссворда \"Виды моллюсков\" по рисункам учебника (Презентация слайд 17-18)
4. Творческая страница
Задание: Русская речь богата пословицами и поговорками. Вспомните хотя бы одну из них, где говорится о животных типа Моллюски.
Задание: Логические задачи (Презентация слайд 19-22)
\"Кто здесь лишний? Почему?\"
Виноградная улитка (т.к. живет на суше).
Жемчужница (т.к. не употрeбляют в пищу).
Кальмар.
Устрица.
\"Логическое обобщение\"
Прудовик - Б
Тередо - Д
Кальмар -? (Г, название класса)
Животные - Ц
Моллюски - Т
Садовая улитка -? (В, это вид)
5. Проверочная работа. (Презентация слайд 23-24)
Взаимоконтроль в парах и выставление оценок.
Итоги урока.
Рефлексия 1.
Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.
Рефлексия 2.
Что вам понравилось на уроке?
Что было главным?
Чему вы научились?
Что было для вас трудным?
Где могут пригодиться эти знания?
Задание на дом.
Учебник страница 136-143, подготовить сообщение о любом животном типа моллюски.
Приложение.
Комментарии:
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
06 03 2025 3:30:31
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
05 03 2025 0:28:21
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
04 03 2025 13:52:54
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
03 03 2025 10:19:37
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
02 03 2025 2:32:55
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
01 03 2025 15:20:36
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
28 02 2025 23:10:40
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
27 02 2025 13:38:51
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
26 02 2025 12:59:56
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
25 02 2025 3:29:59
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
24 02 2025 9:27:51
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
23 02 2025 14:32:10
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
22 02 2025 9:12:44
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
21 02 2025 14:38:45
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
20 02 2025 11:26:35
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
19 02 2025 4:52:24
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
18 02 2025 8:28:45
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
17 02 2025 3:26:18
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
16 02 2025 14:12:14
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
15 02 2025 23:34:14

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
14 02 2025 23:13:23
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
13 02 2025 10:40:41
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
12 02 2025 3:39:17
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
11 02 2025 14:40:43
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
10 02 2025 13:30:58
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
09 02 2025 8:21:15
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
08 02 2025 20:55:11
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
07 02 2025 16:33:15
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
06 02 2025 8:28:43
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
05 02 2025 17:38:22
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
04 02 2025 11:13:39
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
03 02 2025 22:20:58
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
02 02 2025 3:57:46
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
01 02 2025 9:18:57

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
31 01 2025 6:20:44
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
30 01 2025 17:17:45

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
29 01 2025 1:29:49
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
28 01 2025 15:21:46
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
27 01 2025 3:35:49
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
26 01 2025 15:30:50
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
25 01 2025 14:33:12
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
24 01 2025 18:36:28
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
23 01 2025 0:18:50
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
22 01 2025 12:23:23
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
21 01 2025 0:22:16
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
20 01 2025 3:33:35
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
19 01 2025 2:31:22
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
18 01 2025 3:35:15
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
17 01 2025 10:42:30
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
16 01 2025 22:44:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::