Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения
Содержание:
- 1) Органы чувств
- 2) Нервная система
- 3) Пищеварительная система
- 4) Регенерация органов
- 5) Способы размножения гидр
Гидра — типичный представитель класса Гидрозои. Имеет цилиндрическую форму тела, достигая в длину до 1-2 см. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, численность которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату.
Органы чувств
В эктодерме у гидр имеются стрекательные, или крапивные клетки, служащие для защиты или нападения. Во внутренней части клетки находится капсула со спирально закрученной нитью.
Снаружи этой клетки располагается чувствительный волосок. Если какое-либо мелкое животное коснется волоска, то стрекательная нить стремительно выстреливается наружу и вонзается в жертву, которая погибает от попавшего по нити яда. Обычно одновременно выбрасывается много стрекательных клеток. Рыбы и другие животные не поедают гидр.
Щупальца служат не только для осязания, но и для захвата пищи — различных мелких водных животных.
В эктодерме и энтодерме у гидр есть эпителиально-мускульные клетки. Благодаря сокращению мускульных волоконец этих клеток гидра передвигается, «ступая» поочередно то щупальцами, то подошвой.
Нервная система
Нервные клетки, образующие сеть по всему телу, расположены в мезоглее, а отростки клеток отходят наружу и внутрь тела гидры. Такой тип строения нервной системы называется диффузным. Особенно много нервных клеток располагается у гидры вокруг рта, на щупальцах и подошве. Таким образом, у кишечнополостных уже появляется простейшая координация функций.
Гидрозои обладают раздражимостью. При раздражении нервных клеток различными раздражителями (механическими, химическими и др.) воспринятое раздражение распространяется по всем клеткам. Благодаря сокращению мускульных волоконец тело гидры может сжиматься в комочек.
Таким образом, впервые в органическом мире у кишечнополостных появляются рефлексы. У животных этого типа рефлексы еще однообразны. У более организованных животных они в процессе эволюции усложняются.
Пищеварительная система
Все гидры хищники. Захватив, парализовав и убив добычу при помощи стрекательных клеток, гидра своими щупальцами подтягивает ее к ротовому отверстию, которое способно очень сильно растягиваться. Далее пища попадает в гастральную полость, выстеленную железистыми и эпителиально-мускульными клетками энтодермы.
Пищеварительный сок выpaбатывают железистые клетки. В нем имеются протеолитические ферменты, которые способствуют усвоению белков. Пища в гастральной полости переваривается пищеварительными соками и распадается на мелкие частицы. В клетках энтодермы имеется по 2-5 жгутиков, перемешивающих пищу в гастральной полости.
Псевдоподии эпителиально-мускульных клеток захватывают частицы пищи и в дальнейшем происходит внутриклеточное пищеварение. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Таким образом, у гидроидных впервые появляется полостное, или внеклеточное, пищеварение, идущее параллельно с более примитивным внутриклеточным пищеварением.
Регенерация органов
В эктодерме у гидры имеются промежуточные клетки, из которых при повреждении тела образуются нервные, эпителиально-мускульные и другие клетки. Это способствует быстрому зарастанию раненого места и регенерации.
Если у гидры отрезать щупальце, то оно восстановится. Более того, если гидру разрезать на несколько частей (даже до 200), каждая из них восстановит целый организм. На примере гидры и других животных ученые изучают явление регенерации. Выявленные закономерности необходимы для разработки методов лечения ран у человека и многих видов позвоночных.
Способы размножения гидр
Все гидрозои размножаются двумя путями — бесполым и пoлoвым. Бесполое размножение заключается в следующем. В летний период, примерно на середине, из тела гидры выпячиваются эктодерма и энтодерма. Образуется бугор, или почка. За счет размножения клеток размер почки увеличивается.
Гастральная полость дочерней гидры сообщается с полостью материнской особи. На свободном конце почки образуется новый рот и щупальца. У основания почка перешнуровывается, молодая гидра отделяется от материнской и начинает вести самостоятельное существование.
Пoлoвoе размножение у гидрозоев в естественных условиях наблюдается осенью. Одни виды гидр раздельнополые, а другие гермафродитные. У пресноводной гидры из промежуточных клеток эктодермы образуются женские и мужские пoлoвые железы, или гонады, то есть, эти животные являются гермафродитами. Семенники развиваются ближе к ротовой части гидры, а яичники — ближе к подошве. Если в семенниках образуется много подвижных cпepматозоонов, то в яичниках созревает лишь одно яйцо.
Гермафродитные особи
У всех гермафродитных форм гидрозоев cпepматозооны созревают раньше, чем яйца. Поэтому оплодотворение происходит перекрестно, а следовательно, самооплодотворение наступить не может. Оплодотворение яиц происходит в материнской особи еще в осеннее время. После оплодотворения гидры, как правило, погибают, а яйца в покоящемся состоянии остаются до весны, когда из них развиваются новые молодые гидры.
Почкование
Морские гидроидные полипы могут быть, как гидры, одиночными, но чаще они живут колониями, появившимися благодаря почкованию большого числа полипов. Колонии полипов часто состоят из огромного числа особей.
У морских гидроидных полипов, кроме бесполых особей, при размножении с помощью почкования образуются пoлoвые особи, или медузы.
Комментарии:
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
09 10 2025 4:40:42
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
08 10 2025 21:10:54
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов.
...
07 10 2025 21:11:20
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
06 10 2025 3:57:37
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
05 10 2025 13:20:44

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
04 10 2025 8:10:37
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
03 10 2025 3:42:18
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
02 10 2025 14:11:14
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
01 10 2025 11:19:30
Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....
30 09 2025 23:40:49

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
29 09 2025 10:58:43
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
28 09 2025 14:28:30
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
27 09 2025 1:30:39
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов.
...
26 09 2025 9:49:40
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
25 09 2025 14:23:27
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
24 09 2025 22:26:37
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
23 09 2025 9:38:23
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
22 09 2025 10:41:26
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
21 09 2025 0:48:13
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
20 09 2025 17:21:48
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
19 09 2025 4:38:20
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
18 09 2025 13:32:38
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
17 09 2025 23:11:10
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
16 09 2025 15:53:40
Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
15 09 2025 10:37:26
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
14 09 2025 17:27:19
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
13 09 2025 6:41:23
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
12 09 2025 19:39:27
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
11 09 2025 13:25:42
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
10 09 2025 16:51:54
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
09 09 2025 18:50:17
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
08 09 2025 16:54:12
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
07 09 2025 4:28:33
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
06 09 2025 14:15:23

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
05 09 2025 15:22:35
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
04 09 2025 3:27:47
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
03 09 2025 7:48:24
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
02 09 2025 16:22:55
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
01 09 2025 4:53:37
Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....
31 08 2025 5:48:39
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
30 08 2025 17:20:27
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
29 08 2025 7:44:47
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
28 08 2025 17:18:34
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
27 08 2025 6:23:27
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
26 08 2025 20:13:46
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
25 08 2025 18:27:11
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
24 08 2025 3:52:11
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
23 08 2025 20:11:17
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
22 08 2025 9:58:58
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
21 08 2025 1:35:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::