Беседа "Раннецветущие растения"

Цель: выявление основных особенностей раннецветущих растений.
Задачи:
- Дать представление о раннецветущих растениях.
- Рассмотреть особенности цикла развития раннецветущих растений.
- Обратить внимание на значение раннецветущих растений в природе.
В конце зимы лопаются почки на ивах, чуть-чуть приоткрываются, вот и показались маленькие беленькие бархатные «пуговички».
Солнце вершит своё доброе дело. В марте земля покрыта снегом, а корни многих растений уже берут влагу из земли, из своих запасов и по стволу толкают её вверх к веткам. Соком наполняются растения и просыпаются почки. Сокодвижение указывает на то, что растения проснулись от зимнего сна. Заплачут длинные прозрачные сосульки и на орешнике, на осине, на ольхе серёжки становятся длиннее. Пока они ещё плотные, но скоро почти на глазах станут ещё длиннее, и посыплется из них золотистая пыльца, жёлтые облачка которой окутают деревья.
Ранняя весна в средней полосе начинается примерно в конце марта, когда появляются первые золотистые цветочки мать-и-мачехи. При поздней весне растение-первоцвет может зацвести в мае. А вообще среднее число его цветения – 17 апреля.
Отсчёт весенним явлениям нужно вести с самых первых цветущих растений. В какое бы время ни зацвела мать-и-мачеха, в этот день или на следующий распустят свои цветки гoлyбая пролеска, волчье лыко, чистяк весенний. Ещё через два дня запылит ольха, потом орешник, за ним верба.
Каждое растение цветёт в своё время.
ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ТЕЗИСА
Солнце поднимается с каждым днём выше и лучше обогревает землю, продолжительность дня увеличивается.
Появляются проталины, начинается оттаивание и прогревание почвы.
ПОДСНЕЖНИК
У занесённых снегом кочек Потом, наверно, пожалела:
Под белой шапкой снеговой Уж больно тонок ты, дружок.
Нашли мы синенький цветочек, И вдруг пошёл пушистый, белый,
Полузамёрзший, чуть живой. Холодный мартовский снежок.
Наверно, сильно припекало Он падал, заносил дорожки,
Сегодня солнышко с утра, Опять зима, а не весна.
Цветку под снегом жарко стало, И от цветка на тонкой ножке
И он подумал, что пора. Лишь только шапочка видна
И вылез. А кругом всё тихо… И он, от холода синея,
Соседей нет. Он первый здесь. Головку слабую склоняя,
Его увидела зайчиха, Сказал: «Ну что ж, я не жалею,
Понюхала, хотела съесть. Ведь началась весна с меня!»
(Зинаида Александрова)
Цветы подснежников приходят к нам прямо из царства вьюг и снега. Люди в каждой местности привыкли называть первые цветы подснежниками. В разных местах есть свои подснежники. На Дальнем Востоке – это горицвет амурский; в широколиственных лесах юго-запада России – пролеска. Настоящий же подснежник – это галантус (Galanthus nibalis) ; название происходит от греческого и означает «молочный цветок».
Подснежники – группа озимых растений, без действия отрицательной температуры в течение определённого времени они не зацветают.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной–
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега.
Пусть ещё на речке
Неподвижен лёд,–
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
(Е. Серова)
Рисунок № 1. Галантус.
В роде подснежник (galanthus) из семейства амариллисовых насчитывается 18 видов, в СНГ встречаются 12 видов.
Часто все раннецветущие растения называют первоцветами, что так же неверно.
В тёмном хвойном лесу почва сильно промерзает, и мы там не встретим подснежников. Раннецветущие растения светолюбивы, зацветают до появления листьев на растениях леса.
ПЕРВОЦВЕТНЫЕ
Семейство включает 800 видов, которые обитают главным образом в умеренных широтах северного полушария. Листья очерёдные, цветки правильные, реже зигоморфные, пятичлeнный венчик и чашечка чаще сростные. Число тычинок равно числу лепестков и расположены они друг против друга. Плод – коробочка.
Первоцвет весенний
Охраняемое растение. Ранней весной на опушках, на склонах, на лугах появляются эти растения, вобравшие в себя золотое весеннее солнце. Листья собраны в прикорневую розетку, имеют сильно морщинистую поверхность с завёрнутыми краями (из-за них первоцвет и зовут бapaнчиком). Над розеткой высокий цветонос. Растение является медоносом.
Рисунок № 2. Первоцвет весенний
Седмичник европейский – это растение становится особенно заметным во время цветения, когда белые и нежные звёздочки цветков светятся в полумpaке хвойного леса. Название говорит само за себя: 7 листьев, 7 лепестков, 7 тычинок – такого не встретишь ни у одного растения.
Седмичник
Цветочек аккуратный, хоть простенький совсем,
Но до того приятный, кто любит цифру семь.
Семь тоненьких тычинок, семь белых лепестков
Из всех лесных былинок, лишь он один таков.
Рисунок № 3. Седмичник европейский.
На плодиках или семенах многих первоцветов – примул, хохлаток – образуются особые мясистые придатки, богатые маслом, которые привлекают муравьёв и других почвенных насекомых. С помощью этих животных семена раннецветущих травянистых растений могут распространяться.
У большинства раннецветущих травянистых растений подземные органы утолщены и образуют луковицы, клубни или корневища. В них накапливаются питательные вещества, необходимые растениям для быстрого роста и развития весной.
«Ещё не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются жёлтые цветы с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветёт и ветер уносит лёгкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья». (Мать-и-мачеха.)
Мать-и-мачеха
Пускай грозят ещё морозы,
Пусть по утрам на лужах лёд,
Не страшны поздние морозы:
Зима назад не повернёт!
Растаял снег. С пригорка льётся
Вода с игривой быстротой.
И солнцу радостно смеётся
В лицо цветочек золотой.
Рисунок № 4. Мать-и-мачеха.
Раннецветущие травянистые растения чаще встречаются на опушках смешанных лесов. Там их зимой спасает от мороза большой слой лиственного опада и снега, весной много света.
Прострел
Чуть солнце сильней пригревает,
Чуть радостно луг запестрел,
Навстречу весне раскрывает
Свой венчик лиловый прострел.
Проходит одна-две недели,
Подули свежей ветерки,
И смотришь, уже облетели,
Опали его лепестки…
Стоит он с верхушкою гoлой,
Как память счастливой поры,
И вместо головки весёлой
Торчат лишь седые вихры.
Рисунок № 5. Прострел раскрытый или Сон-трава.
Из деревьев первой зацветает ольха. Её длинные серёжки быстро вырастают за тёплые весенние дни и покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка жёлтой пыльцы.
В апреле на безлистных ветках лещины (орешник) покачиваются длинные поникшие серёжки, при малейшем порыве ветра они стряхивают жёлтые облачка пыльцы.
Раннецветущие растения – берёза, клён, осина, лещина и другие не погибают от сильных весенних заморозков. В соке этих растений содержится сахар, он не замерзает при снижении температуры, и поэтому заморозки не наносят им существенного вреда.
Многие цветочные и листовые почки древесных растений покрыты смолой или опушены, имеют тёмную окраску, пpeдoxpaняющую от морозов; цветочные почки имеют воздушную прослойку, а воздух – плохой проводник.
Рисунок № 6. Берёза бородавчатая и ольха клейкая.
В голом весеннем лесу ничто не мешает ветру переносить пыльцу с мужских цветков, собранных в «пылящие» серёжки, на женские цветки, состоящие из одних маленьких липких пестиков – это ветроопыляемые растения.
Среди раннецветущих растений есть и насекомоопыляемые. Их околоцветники яркие, цветки с запахом, пыльца крупная, липкая.
Околоцветники раннецветущих травянистых растений в хвойном лесу имеют белую окраску. В сумрачном лесу белый цвет хорошо заметен и привлекает первых насекомых.
На лесных опушках и открытых прострaнcтвах, где хорошее освещение, для насекомых лучше всего заметны жёлтая, гoлyбая, розовая окраски венчиков цветков раннецветущих растений.
Значение растений – первенцев весны очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений.
Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятии земной дeвyшки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. И из её прекрасных синих глаз покатились слёзы, и только Луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш)
Рисунок № 7. Ландыш майский.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Беседу можно сопровождать загадками о раннецветущих растениях, проблемными вопросами. Это будет зависеть от возраста, обученности учащихся и ситуации, в которой проходит беседа. Материал можно использовать во время экскурсий и мероприятий.
Описание перспективных результатов
Интерес к природе проявляют люди всех возрастов. Материал предназначается, прежде всего, учителям, родителям, всем любителям природы. Среди раннецветущих есть растения, которые охраняются законом, есть ядовитые но очень красивые. Важно, чтобы общение с природой дарило нам только радость и понимание того, что природу необходимо сохранять.
Список используемой литературы
1. Аверкиев Д. С., Аверкиев В. Д. Определитель растений Горьковской области. – 2-е изд., испр. и доп.– Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985. – 320 с.
2. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР; Пособие для учителей/ И.А. Губанов, В.С. Новиков, В.Н. Тихомиров. – М.: Просвещение, 1981. – 287 с.
3. Новиков В.С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 239 с.
4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.
5. Прохорова Е.Б. Развивающее обучение. Из начальных классов – в основную школу // Жур. Биология в школе.– 2001. – № 3. – С. 29-37
6. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
Комментарии:
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
26 11 2025 11:50:55
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
25 11 2025 4:30:13
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
24 11 2025 20:54:11
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
23 11 2025 6:48:54
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
22 11 2025 15:53:58
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
21 11 2025 2:29:48
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
20 11 2025 20:47:23
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
19 11 2025 21:51:47
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
18 11 2025 8:49:41
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
17 11 2025 12:44:22
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
16 11 2025 17:49:30
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
15 11 2025 1:56:18
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
14 11 2025 8:55:45
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
13 11 2025 17:55:32
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
12 11 2025 14:20:52
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
11 11 2025 20:29:36
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
10 11 2025 23:23:48
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
09 11 2025 10:45:51
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
08 11 2025 8:51:14
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
07 11 2025 6:38:34
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
06 11 2025 7:51:33
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
05 11 2025 8:41:14
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
04 11 2025 16:43:50
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
03 11 2025 6:28:11
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
02 11 2025 19:58:16
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
01 11 2025 1:52:44
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
31 10 2025 1:39:32
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
30 10 2025 15:54:16
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
29 10 2025 11:37:38
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
28 10 2025 15:47:28
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
27 10 2025 8:11:25
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
26 10 2025 23:36:12
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
25 10 2025 0:18:40
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
24 10 2025 18:34:32
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
23 10 2025 18:32:21
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
22 10 2025 15:57:40
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
21 10 2025 3:19:53
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
20 10 2025 10:58:50
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
19 10 2025 8:47:11
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
18 10 2025 1:16:14
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
17 10 2025 12:26:15
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
16 10 2025 22:46:48
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
15 10 2025 9:12:23
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
14 10 2025 4:26:12
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
13 10 2025 6:12:20
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
12 10 2025 12:47:18
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
11 10 2025 13:36:32
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
10 10 2025 4:32:20
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
09 10 2025 6:21:49
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
08 10 2025 13:11:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




