Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

В течение нескольких лет в МОУ “Губинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов естественного цикла” творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО “Мысли глобально, действуй локально”. За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся, включающая лекции-беседы, факультативные занятия по экологии, экологический мониторинг, пpaктикум. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися 8, 9, 10, 11 классов.
Работа над рефератом предполагает 4 последовательных этапа.
1. Выбор темы реферата.
На первом этапе учитель предлагает уч-ся широкий круг тем по экологической и биологической проблематике. Это экологические проблемы планетарного масштаба, состояние природных объектов родного края и др. Ученик может не ограничится списком, предлагаемых учителем, а сам выбрать тему реферата в соответствии с собственными интересами. Темы рефератов очень разнообразны:
- “Водные ресурсы мира и их современное состояние”;
- “Гетеротрофное питание;
- “Разнообразие жизни на земле: прокариоты и вирусы”;
- “Химические компоненты живого”;
- “Социально-экологические проблемы в мировом сообществе людей”;
- “Организмы и окружающая среда”;
- “Биосфера – глобальная экосистема”;
- “Человек в биосфере”;
- “Экологические проблемы развитых стран”;
- “Автотрофное питание”;
- “Человек в экосистеме”;
- “Биологические взаимоотношения”; и т. д.
Рефераты по экологическим проблемам не исключают и не снижают значимость традиционных рефератов по биологии, выполняемых уч-ся наряду с экологическими. Нередко ученики возвращаются к поднятой ими биологической проблеме через год и осмысливают её на новом “экологическом уровне”.
2. Работа с источниками.
Второй этап – поиск источников. К ним относятся: научно-технические журналы, нормативные и законодательные документы, научная литература, справочники различного хаpaктера и пр.
Работе учащихся с источниками уделяется особое внимание, т. к. в этот период подготовки формируется основная часть будущего реферата. Важнейшая задача учителя на этом этапе – научить учащихся анализировать и оценивать данные.
Неоценимое значение при подготовке реферата имеет возможность использования подлинных нормативных документов, предоставляемых школьникам руководителями реферата. В работе над рефератами по экологическим проблемам своей местности учащиеся используют Санитарные правила и нормы (СанПин), Государственные стандарты и др.
3. Оформление реферата и его защита.
На обработку собранного материала отводится месяц. Ранее, когда в школе не было современных компьютеров, требования к форме текста не было. Сейчас представленные работы, как правило, отпечатаны в Microsoft Word. Существует несколько обязательных элементов оформления реферата:
- титульный лист;
- содержание;
- список литературы;
- введение в проблему с объяснением причин выбора той или иной тематики;
- заключение с изложением личной точки зрения автора на проблему
- приложение, где помещаются рисунки, схемы, таблицы, пpaктическая часть работы (если она предусматривается).
Нередко рефераты демонстрируют авторское видение рассматриваемой проблемы. О неформальном отношении к работе свидетельствует и внешнее оформление реферата. Он только тогда будет интересен другим уч-ся, если написан грамотно, понятным языком. Иллюстрации (диаграммы, фотографии, рисунки) оживляют реферат, делают его более интересным.
Работы защищаются в форме краткого сообщения с последующими ответами на вопросы уч-ся и приглашённых гостей на школьном дне науки. Лучшие рефераты рекомендуются для обсуждения на районном дне науки.
4. Рейтинг рефератов.
Одновременно с защитой рефератов проводится их рейтинг. Каждый ученик получает задание написать небольшую рецензию на заинтересовавшие его работы товарищей. Необходимыми условиями рецензии являются: мотивированная оценка содержания и оформления реферата и оценка степени творческого подхода к рассматриваемой проблеме. Учащиеся, выступая в роли рецензентов, нередко дают более строгие оценки работам своих товарищей, чем руководитель.
Все рецензии анализируются группой уч-ся. По результатам анализа определяется рейтинг рефератов; при этом учитывается число ребят, выбравших данный реферат для рецензии, оценки, выставленные за содержание, оформление и творческий подход к проблеме.
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов.
Как известно, одной из форм устной итоговой аттестации учащихся 9 и11 классов по всем школьным предметам является написание и защита реферата. В последние годы он получил большое распространение в нашей школе. Тем не менее, как показывает анализ педагогической литературы, до сих пор не разработаны чёткие и, главное, единые по всем предметам требования к школьным рефератам.
В процессе освоения данной формы итоговой аттестации мы столкнулись с вопросами:
- Что такое школьный реферат и чем он отличается от научного?
- Каковы требования к его содержанию, структуре и объёму?
- Сколько первоисточников должно быть положено в основу реферата?
- Чем отличается реферат ученика 9 класса от реферата ученика 11 класса?
- Каковы особенности стилевого и языкового оформления реферата?
- Как учитель должен готовить учащихся к написанию реферата, по каким критериям нужно оценивать реферат? И т. д.
В рекомендациях Министерства образования РФ по написанию рефератов тоже нет единства взглядов.
Раскрою наше понимание сущности школьного реферата.
1. Школьный экзаменационный реферат должен представлять собой, с точки зрения жанра, именно реферат в строгом, научном смысле этого слова, т. е. “ вторичный текст, адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”. (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М. , 1993. с. 141)
2. Реферат отличается от конспекта следующими признаками:
а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки;
б) будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию: целостность, связность, структурная упорядоченность, завершенность.
в) для реферата отбирается информация, объективно ценная для всех читающих, а не только для одного автора;
г) автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, сокращениями, что допускается делать в конспекте.
3. Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что, исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не должен включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, в классах с углублённым изучением предмета учитель может предложить детям проделать работу исследовательского хаpaктера. Однако при этом он должен отдавать себе отчёт, что требование это не обязательное, а факультативное. И оценивать такую творческую работу нужно на балл выше.
4. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединённых общей темой и исходными проблемами исследования). В школе могут использоваться оба эти вида, однако в качестве экзаменационной формы лучше предложить обзорные рефераты, основанные на более сложных интеллектуальных и коммуникативно-речевых навыках. Ученику 9 класса достаточно проанализировать как минимум 3 первоисточника, а ученику 11 класса нужно проштудировать не менее 5 научных работ.
5. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные, или рефераты-конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста. Индикативные, или рефераты-резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.
Школьный экзаменационный реферат, на наш взгляд, должен быть полным, информативным, т. е. относится к первой разновидности.
6. Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:
- сематическая адекватность первоисточнику;
- максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объёме полученного вторичного текста;
- объективность в передаче содержания первоисточника;
- авторизованность в передаче информации;
- постоянная, устойчивая структура. В любом реферате можно выделить 3 части: введение, основную часть и заключение.
Во введении, как правило, называется тема, раскрывается цель и задачи автора реферируемого текста; выделяется проблема, рассматриваемая автором.
В основной части кратко, но полно передаётся содержание исходных текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы её решения, а также достигнутые результаты (успехи). Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему.
Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.
Все термины обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.
В заключении референт делает собственные выводы об актуальности поднятой проблемы. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.
7. Школьный экзаменационный реферат имеет следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список реферируемой литературы, приложение (где помещаются рисунки, схемы, таблицы, пpaктическая часть работы (если она предусматривается)).
8. Основные требования к списку изученной литературы.
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности ( по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, названия издательства, год издания.
9. Объём реферата жестко не регламентируется, поскольку он зависит как от содержания анализируемых книг, так и от их количества. Однако, на наш взгляд, он не должен быть более 20 листов (считая обложку, приложение, список литературы).
10. Реферат должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами которого является точность, логичность, доказательность, беспристрастное изложение материала.
11. Критерии оценки реферата, на наш взгляд, могут быть как общие, так и частные.
К общим критериям можно отнести следующие:
- соответствие реферата теме;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточника;
- логичность, связность;
- доказательность;
- структурная упорядоченность;
- оформление;
- языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
1. Критерии оценки введения:
- наличие обоснования выбора темы, её актуальности;
- наличие сформулированных целей и задач работы;
- наличие краткой хаpaктеристики первоисточников;
2. Критерии оценки основной части:
- структурирование материала по разным разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;
- проблемность и разносторонность в изложении материала;
- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
3. Критерии оценки заключения:
- Наличие выводов по результатам анализа;
- Выражения своего мнения по проблеме.
12. Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если ученик выполнил от 65% до 80% указанных выше требований, ему ставится оценка “3”;
80-90% – “4”; 90-100 % – “5”.
ПроцеДypa защиты реферата.
Не позднее, чем за две недели реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику.
Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет выпускнику оценку после защиты реферата. Очень важно , чтобы защищающий реферат в течение 10-15 минут мог рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных выводах в ходе работы.
Таким образом совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной работе.
Комментарии:
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
05 12 2025 15:37:53
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
04 12 2025 8:17:32
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
03 12 2025 2:26:44
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
02 12 2025 17:37:35
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
01 12 2025 5:54:44
Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
30 11 2025 0:19:26
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
29 11 2025 23:24:57
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
28 11 2025 7:11:52
В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
27 11 2025 18:52:22
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
26 11 2025 12:22:34
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
25 11 2025 1:11:57
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
24 11 2025 13:47:18
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
23 11 2025 23:31:55
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
22 11 2025 16:26:13
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
21 11 2025 3:14:47
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
20 11 2025 7:11:48
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
19 11 2025 2:13:45
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
18 11 2025 14:51:41
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
17 11 2025 0:31:38
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
16 11 2025 8:59:13
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
15 11 2025 21:28:29
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
14 11 2025 23:49:27
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
13 11 2025 5:45:28
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
12 11 2025 21:42:34
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
11 11 2025 0:52:47
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
10 11 2025 3:52:49
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
09 11 2025 8:58:14
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
08 11 2025 15:14:56
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
07 11 2025 20:38:38
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
06 11 2025 15:27:11
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
05 11 2025 1:58:32
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
04 11 2025 9:32:48
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
03 11 2025 8:34:53
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
02 11 2025 21:55:34
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
01 11 2025 21:21:34
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
31 10 2025 20:40:43
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
30 10 2025 5:48:17
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
29 10 2025 23:34:42
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
28 10 2025 7:16:45
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
27 10 2025 18:53:46
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
26 10 2025 12:26:54
Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....
25 10 2025 21:11:36
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
24 10 2025 1:12:36
Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
23 10 2025 0:34:46
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
22 10 2025 2:23:25
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
21 10 2025 15:39:52
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
20 10 2025 20:17:26
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
19 10 2025 0:35:48
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
18 10 2025 2:40:17
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
17 10 2025 7:31:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




