Строение и свойства костей > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

“То не досточки, то косточки трещат”.
С.Я.Маршак

Цель урока

  • Обобщить знания учащихся об основных функциях системы опоры и движения, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опopной и защитной функций.

Оборудование

  • Кости скелета, листы бумаги, опоры для конструкций, груз для опыта, декальцинированная и прокаленная кость.

Ход урока

Учитель. Мы с вами начали изучение темы “Система опоры и движения”. Рассмотрели строение скелета и его функции. Я предлагаю вам вспомнить части скелета, названия костей. Проведем зрительный диктант, взаимопроверку, выставим оценку (Учитель показывает кости, части скелета, дети записывают их названия в тетрадях, проверяют друг у друга и выставляют оценки).

Учитель. Занимательные вопросы.

1. Сколько костей входит в состав скелета? (218)

2. Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (лопатка, ключица, таз)

3. Назовите самую длинную кость скелета человека. (Бедренная)

4. Почему части кисти имеют названия – запястье, пястье? (основа “пять”)

5. Самая маленькая кость в скелете человека? (Стремечко)

6. Подвижная кость черепа. (Нижняя челюсть)

Скелет человека в цифрах [2]

- Самая длинная кость составляет 27,5% от роста человека (при росте 183 см.=50см.)

- Самая маленькая кость – слуховая в ухе – стремечко – до 3 мм в длину и массой до 4 мг.

- Весь скелет человека весит около 8 кг.

- Большая берцовая кость выдерживает груз 1600-1800кг.

Учитель. Назовите функции скелета

Проблема урока

Учитель. Что обеспечивает выполнение функций скелета. Обратите внимание на эпиграф урока. Трещат косточки, но выполняют свои функции. Запишите тему урока.

Природа миллионы лет экспериментировала, прежде чем сделать нас такими, какие мы сейчас. Можем ли мы объективно судить о результатах этого эксперимента? Вряд ли. Но судить с точки зрения инженера - конструктора мы можем. В эпоху возрождения Леонардо да Винчи (Джоконда), который был не только художником но инженером интересовавшимся строением человеческого тела, задумался: “Какой принцип использовала природа, строя тело?” Ответить в то время он не смог на этот вопрос. Позже в 1679 году итальянский физик Боррели также задумался над этим вопросом, наблюдая за птицами (Фрегат 2 м при размахе крыльев, скелет 110г) Ему было трудно ответить на этот вопрос. Сейчас же каждый школьник может ответить. [1]

Используемый способ – уменьшение массы при сохранении прочности.

Опыт

Возьмем два одинаковых по размеру листа бумаги. Один свернем трубкой, другой в виде узкой пластинки. Поместим оба листа концами на опору и будем к каждой конструкции подвешивать груз. Мы видим, что конструкция внутри полая, выдерживает больший груз. Где мы наблюдаем такие конструкции в нашем скелете?

Ответ. Большие кости конечностей.

Учитель. Наиболее отчетливо это проявилось, у какой группы организмов?

Ответ. У птиц, для приспособления к полету.

Учитель. Правильно, у птиц, на это и обратил внимание Боррели: “...тело птицы непропорционально легче, чем у человека или у любого четвероногого...”[1]

Обратим внимание на микроскопическое строение костной ткани, которая является разновидностью соединительной ткани. [3]

Рисунок 1. микроскопическое строение костной ткани

Костная ткань представлена клетками костной ткани — остеоцитами и межклеточным веществом. Структурным элементом является остеон — система костных пластинок, концентрическими кругами располагающиеся вокруг каналов, содержащих нервы и сосуды. Между ними — вставочные пластинки. Что доказывает, что кость – живой орган?

Ответ. Наличие в кости нервов и кровеносных сосудов.

Учитель. Различают костное вещество:

Губчатое вещество – совокупность пластинок, расположенных перпендикулярно нагрузкам. Этот принцип строения используется в архитектуре, например, Эйфелева башня в Париже. Что дает такое расположение пластинок?

Плотное компактное вещество, название которого говорит само за себя – пластинки располагаются плотно.

Классификация костей по строению

Учащимся предложено найти в учебнике информацию по данному вопросу. Группы костей демонстрируются на скелете.

Различают четыре группы костей:

  • трубчатые (длинные — плечевая, короткие — фаланги пальцев) ;
  • губчатые (длинные — ребра, короткие — кости запястья, предплюсны) ;
  • плоские (лопатки) ;
  • смешанные (основание черепа, позвонки).

Учитель. Рассмотрим макроскопическое строение кости. Поможет нам разобраться в этом вопросе рисунок, который я буду рисовать на доске, а вы в тетради. Мы нарисуем строение трубчатой кости. Вы работаете в тетради аккуратно и внимательно.

Рисунок 2. Строение трубчатой кости

Надкостница (Н) – плотная соединительная ткань (функция – защитная, трофическая, костеобразующая). Был проведен опыт: у молодого пeтyxа удалили всю бедренную кость, но сохранили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Какие выводы делаем? Заживление костей при переломах.

Компактное вещество (КВ) – прочность.

Губчатое вещество (ГВ) – легкость при прочности. Костные пластинки расположены соответственно направлению сил сжатия и растяжения, действующих на кость.

Красный костный мозг (ККМ) заполняет ячейки губчатого вещества, функция кроветворения.

Желтый костный мозг (ЖКМ) заполняет полость кости, содержит клетки, разрушающие кости – остекласты. Они необходимы для правильного формирования скелета, а также они активизируются при снижении нагрузок. Где нагрузка на кость, там она растет. Где нет - там рассасывается. Без движения – в день теряется около 0,5 г. кальция, космонавты, находясь в состоянии невесомости – 3 г. В течение всей жизни клетки обновляются. С помощью меченых атомов установили, что в течение года у человека дважды совершается замена вещества кости: снаружи костное вещество нарастает, изнутри разрушается. Качественный состав кости зависит от состава пищи: прочные, крупные, тяжелые – у питающихся молоком, мясом; мягкие, слаборазвитые – у питающихся растительной пищей.

Рост кости в длину происходит за счет зон роста, находящихся недалеко от концевых участков костей. Это хрящевая ткань (Хр), которая по мере роста кости, замещается костной тканью. Завершается рост костей к 20 – 25 годам.

РРР – рост, развитие, регенерация.

Итак: кости легки и прочны, но они также упруги и эластичны. Почему? Это объясняется их химическим строением. Кость – композиционный материал и состоит из двух разных веществ.

Химический состав костей

1/3 2/3
Органическое вещество Неорганическое вещество
Оссеин соли кальция
Эластичность прочность

Искусственные материалы: стекло – неорганическое вещество – обладает твердостью, но хрупкое.

Стеклопластик – композиционный материал – очень прочный. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза, прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.

Доказать состав опытным путем. Для этого демонстрируется декальцинированная и прокаленная кости. Декальцинированная кость приготовлена детьми заранее в домашних условиях.

Учитель. Содержание в костях оссеина и солей кальция с возрастом меняется. Вспомните, когда и как часто ломают кости люди разного возраста?

Ответ. Взрослые люди ломают чаще, чем дети.

Учитель. Почему? Как это связано с составом костей?

Ответ. Чем моложе, тем оссеина больше и кости эластичнее.

Учитель. А теперь сделаем вывод, что обеспечивает функциональность костей?

Кости человека прочны, легки и упруги из-за полости, строения костной ткани, сочетания твердости неорганических соединений с упругостью органических веществ.

Закрепление. Выполнить задания.

Показать плотное вещество, губчатое вещество, костную полость.

Ответить на вопросы.

  1. Где находится красный костный мозг?
  2. Где находится желтый костный мозг?
  3. В каких участках кости происходит формирование кровяных клеток?
  4. Какую функцию выполняет надкостница?
  5. За счет чего растет кость в толщину?
  6. У детей или стариков кости чаще прогибаются под тяжестью тела? Объясните.
  7. У кого из них чаще ломаются кости?

Итог урока.

Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника и записи в тетрадях.
  • В Египте возникло учение о пропорциях тела, что это за учение? Найти информацию, подготовить презентацию.

Литература.

  1. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М: Наука, 1986.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М6 Просвещение, 1983.
  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 класс. – М: Дрофа, 2006.



Комментарии:

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

26 12 2025 7:27:44

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

25 12 2025 17:22:39

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

24 12 2025 8:42:33

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

23 12 2025 18:26:35

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

22 12 2025 22:16:35

Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"


    Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"

      Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....

21 12 2025 4:59:26

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

20 12 2025 19:49:48

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

19 12 2025 5:41:11

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

18 12 2025 20:47:27

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

17 12 2025 2:17:47

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

16 12 2025 11:24:22

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

15 12 2025 14:26:30

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе


    Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

      Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

14 12 2025 9:24:33

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

13 12 2025 15:56:44

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

12 12 2025 18:34:25

Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология


    Школьный пpaктикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

      В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....

11 12 2025 20:28:18

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)


    "Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (комaндная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

      В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....

10 12 2025 6:39:22

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

09 12 2025 17:18:45

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

08 12 2025 3:42:49

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

07 12 2025 12:19:59

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

06 12 2025 17:18:39

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

05 12 2025 5:33:12

В гостях у Красной книги


    В гостях у Красной книги

      Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

04 12 2025 2:58:41

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

03 12 2025 12:19:13

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

02 12 2025 5:31:59

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

01 12 2025 2:51:22

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

30 11 2025 1:46:56

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

29 11 2025 17:17:19

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

28 11 2025 11:10:28

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

27 11 2025 13:25:59

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

26 11 2025 1:13:26

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

25 11 2025 11:10:44

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

24 11 2025 15:30:26

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

23 11 2025 21:22:52

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

22 11 2025 7:31:58

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    "Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

21 11 2025 2:22:14

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

20 11 2025 14:42:59

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

19 11 2025 6:34:48

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

18 11 2025 3:44:26

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

17 11 2025 20:18:13

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

16 11 2025 23:47:32

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....

15 11 2025 14:45:44

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

14 11 2025 2:47:45

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

13 11 2025 1:14:37

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

12 11 2025 21:19:39

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс


    "Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

      Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

11 11 2025 18:34:36

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

10 11 2025 18:12:28

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

09 11 2025 3:14:40

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

08 11 2025 9:32:52

Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс

      Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....

07 11 2025 1:34:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::