Строение и свойства костей > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

“То не досточки, то косточки трещат”.
С.Я.Маршак

Цель урока

  • Обобщить знания учащихся об основных функциях системы опоры и движения, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опopной и защитной функций.

Оборудование

  • Кости скелета, листы бумаги, опоры для конструкций, груз для опыта, декальцинированная и прокаленная кость.

Ход урока

Учитель. Мы с вами начали изучение темы “Система опоры и движения”. Рассмотрели строение скелета и его функции. Я предлагаю вам вспомнить части скелета, названия костей. Проведем зрительный диктант, взаимопроверку, выставим оценку (Учитель показывает кости, части скелета, дети записывают их названия в тетрадях, проверяют друг у друга и выставляют оценки).

Учитель. Занимательные вопросы.

1. Сколько костей входит в состав скелета? (218)

2. Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (лопатка, ключица, таз)

3. Назовите самую длинную кость скелета человека. (Бедренная)

4. Почему части кисти имеют названия – запястье, пястье? (основа “пять”)

5. Самая маленькая кость в скелете человека? (Стремечко)

6. Подвижная кость черепа. (Нижняя челюсть)

Скелет человека в цифрах [2]

- Самая длинная кость составляет 27,5% от роста человека (при росте 183 см.=50см.)

- Самая маленькая кость – слуховая в ухе – стремечко – до 3 мм в длину и массой до 4 мг.

- Весь скелет человека весит около 8 кг.

- Большая берцовая кость выдерживает груз 1600-1800кг.

Учитель. Назовите функции скелета

Проблема урока

Учитель. Что обеспечивает выполнение функций скелета. Обратите внимание на эпиграф урока. Трещат косточки, но выполняют свои функции. Запишите тему урока.

Природа миллионы лет экспериментировала, прежде чем сделать нас такими, какие мы сейчас. Можем ли мы объективно судить о результатах этого эксперимента? Вряд ли. Но судить с точки зрения инженера - конструктора мы можем. В эпоху возрождения Леонардо да Винчи (Джоконда), который был не только художником но инженером интересовавшимся строением человеческого тела, задумался: “Какой принцип использовала природа, строя тело?” Ответить в то время он не смог на этот вопрос. Позже в 1679 году итальянский физик Боррели также задумался над этим вопросом, наблюдая за птицами (Фрегат 2 м при размахе крыльев, скелет 110г) Ему было трудно ответить на этот вопрос. Сейчас же каждый школьник может ответить. [1]

Используемый способ – уменьшение массы при сохранении прочности.

Опыт

Возьмем два одинаковых по размеру листа бумаги. Один свернем трубкой, другой в виде узкой пластинки. Поместим оба листа концами на опору и будем к каждой конструкции подвешивать груз. Мы видим, что конструкция внутри полая, выдерживает больший груз. Где мы наблюдаем такие конструкции в нашем скелете?

Ответ. Большие кости конечностей.

Учитель. Наиболее отчетливо это проявилось, у какой группы организмов?

Ответ. У птиц, для приспособления к полету.

Учитель. Правильно, у птиц, на это и обратил внимание Боррели: “...тело птицы непропорционально легче, чем у человека или у любого четвероногого...”[1]

Обратим внимание на микроскопическое строение костной ткани, которая является разновидностью соединительной ткани. [3]

Рисунок 1. микроскопическое строение костной ткани

Костная ткань представлена клетками костной ткани — остеоцитами и межклеточным веществом. Структурным элементом является остеон — система костных пластинок, концентрическими кругами располагающиеся вокруг каналов, содержащих нервы и сосуды. Между ними — вставочные пластинки. Что доказывает, что кость – живой орган?

Ответ. Наличие в кости нервов и кровеносных сосудов.

Учитель. Различают костное вещество:

Губчатое вещество – совокупность пластинок, расположенных перпендикулярно нагрузкам. Этот принцип строения используется в архитектуре, например, Эйфелева башня в Париже. Что дает такое расположение пластинок?

Плотное компактное вещество, название которого говорит само за себя – пластинки располагаются плотно.

Классификация костей по строению

Учащимся предложено найти в учебнике информацию по данному вопросу. Группы костей демонстрируются на скелете.

Различают четыре группы костей:

  • трубчатые (длинные — плечевая, короткие — фаланги пальцев) ;
  • губчатые (длинные — ребра, короткие — кости запястья, предплюсны) ;
  • плоские (лопатки) ;
  • смешанные (основание черепа, позвонки).

Учитель. Рассмотрим макроскопическое строение кости. Поможет нам разобраться в этом вопросе рисунок, который я буду рисовать на доске, а вы в тетради. Мы нарисуем строение трубчатой кости. Вы работаете в тетради аккуратно и внимательно.

Рисунок 2. Строение трубчатой кости

Надкостница (Н) – плотная соединительная ткань (функция – защитная, трофическая, костеобразующая). Был проведен опыт: у молодого пeтyxа удалили всю бедренную кость, но сохранили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Какие выводы делаем? Заживление костей при переломах.

Компактное вещество (КВ) – прочность.

Губчатое вещество (ГВ) – легкость при прочности. Костные пластинки расположены соответственно направлению сил сжатия и растяжения, действующих на кость.

Красный костный мозг (ККМ) заполняет ячейки губчатого вещества, функция кроветворения.

Желтый костный мозг (ЖКМ) заполняет полость кости, содержит клетки, разрушающие кости – остекласты. Они необходимы для правильного формирования скелета, а также они активизируются при снижении нагрузок. Где нагрузка на кость, там она растет. Где нет - там рассасывается. Без движения – в день теряется около 0,5 г. кальция, космонавты, находясь в состоянии невесомости – 3 г. В течение всей жизни клетки обновляются. С помощью меченых атомов установили, что в течение года у человека дважды совершается замена вещества кости: снаружи костное вещество нарастает, изнутри разрушается. Качественный состав кости зависит от состава пищи: прочные, крупные, тяжелые – у питающихся молоком, мясом; мягкие, слаборазвитые – у питающихся растительной пищей.

Рост кости в длину происходит за счет зон роста, находящихся недалеко от концевых участков костей. Это хрящевая ткань (Хр), которая по мере роста кости, замещается костной тканью. Завершается рост костей к 20 – 25 годам.

РРР – рост, развитие, регенерация.

Итак: кости легки и прочны, но они также упруги и эластичны. Почему? Это объясняется их химическим строением. Кость – композиционный материал и состоит из двух разных веществ.

Химический состав костей

1/3 2/3
Органическое вещество Неорганическое вещество
Оссеин соли кальция
Эластичность прочность

Искусственные материалы: стекло – неорганическое вещество – обладает твердостью, но хрупкое.

Стеклопластик – композиционный материал – очень прочный. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза, прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.

Доказать состав опытным путем. Для этого демонстрируется декальцинированная и прокаленная кости. Декальцинированная кость приготовлена детьми заранее в домашних условиях.

Учитель. Содержание в костях оссеина и солей кальция с возрастом меняется. Вспомните, когда и как часто ломают кости люди разного возраста?

Ответ. Взрослые люди ломают чаще, чем дети.

Учитель. Почему? Как это связано с составом костей?

Ответ. Чем моложе, тем оссеина больше и кости эластичнее.

Учитель. А теперь сделаем вывод, что обеспечивает функциональность костей?

Кости человека прочны, легки и упруги из-за полости, строения костной ткани, сочетания твердости неорганических соединений с упругостью органических веществ.

Закрепление. Выполнить задания.

Показать плотное вещество, губчатое вещество, костную полость.

Ответить на вопросы.

  1. Где находится красный костный мозг?
  2. Где находится желтый костный мозг?
  3. В каких участках кости происходит формирование кровяных клеток?
  4. Какую функцию выполняет надкостница?
  5. За счет чего растет кость в толщину?
  6. У детей или стариков кости чаще прогибаются под тяжестью тела? Объясните.
  7. У кого из них чаще ломаются кости?

Итог урока.

Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника и записи в тетрадях.
  • В Египте возникло учение о пропорциях тела, что это за учение? Найти информацию, подготовить презентацию.

Литература.

  1. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М: Наука, 1986.
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М6 Просвещение, 1983.
  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 класс. – М: Дрофа, 2006.



Комментарии:

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....

17 11 2025 14:33:41

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

16 11 2025 14:35:12

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

15 11 2025 22:48:54

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

14 11 2025 16:37:52

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

13 11 2025 9:31:35

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

12 11 2025 10:18:17

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

11 11 2025 17:24:47

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

10 11 2025 14:32:31

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

09 11 2025 5:47:52

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

08 11 2025 14:26:27

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

07 11 2025 16:21:36

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

06 11 2025 7:15:49

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

05 11 2025 11:12:55

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

04 11 2025 3:49:35

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

03 11 2025 9:57:20

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

02 11 2025 6:27:15

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

01 11 2025 10:50:41

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

31 10 2025 12:27:55

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

30 10 2025 2:21:22

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

      С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

29 10 2025 5:49:44

Строение и функции клеток, плазматической мембраны


    Строение и функции клеток, плазматической мембраны

      Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

28 10 2025 12:58:11

Преподавание биологии как творческий процесс


    Преподавание биологии как творческий процесс

      Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....

27 10 2025 1:54:24

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

26 10 2025 12:25:28

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

25 10 2025 22:17:45

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

24 10 2025 4:37:17

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

23 10 2025 4:39:14

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

22 10 2025 17:23:49

Методы изучения генетики человека

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....

21 10 2025 12:12:27

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

20 10 2025 22:38:30

Критерии вида. 11-й класс


    Критерии вида. 11-й класс

      Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

19 10 2025 20:27:46

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

18 10 2025 1:33:57

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

17 10 2025 23:20:40

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

16 10 2025 6:33:18

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

15 10 2025 8:42:18

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

14 10 2025 9:10:50

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

13 10 2025 6:26:43

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

12 10 2025 4:55:11

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

11 10 2025 8:19:19

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

10 10 2025 12:42:36

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

09 10 2025 12:20:57

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

08 10 2025 17:19:37

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

07 10 2025 8:39:34

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

06 10 2025 15:19:14

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

05 10 2025 3:51:21

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

04 10 2025 22:47:55

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

03 10 2025 5:21:40

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

02 10 2025 1:41:12

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

01 10 2025 19:51:49

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

30 09 2025 14:14:49

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

      На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...

29 09 2025 0:43:40

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::