Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

Тема: «Размножение и развитие рыб».

Цель урока: показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.

Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб»

Ход урока

Учитель:

Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.

Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке вы открываете для себя мир животных заново.

Вы уже познакомились с насекомыми, моллюсками, рыбами. Мы продолжим изучение последних.

Сегодня наш урок не совсем обычный, мы идём на рыбалку. Клев зависит от прикормки и места ловли. Давайте разделимся, одни будут готовить прикормку, а другие место для ловли.

Прикормка - индивидуальное задание:

  1. Запишите логическую цепочку строения пищеварительной системы рыб и докажите, что между её строением и функциями существует взаимосвязь.
  2. В чём различие кровеносной системы членистоногих и позвоночных животных? Какая кровь – артериальная или венозная – поступает в сердце рыб?

(Двое учащихся выполняют индивидуальные задания у доски, учитель делит класс на три группы, кто быстрее доберётся до вершины горы.)

Первым двинется в путь тот, кто отгадает загадку:

Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)

Вопросы для класса:

  1. Почему рыба не может повернуть голову?
  2. Назовите 5 отделений головного мозга.
  3. Назовите органы выделительной системы рыб.
  4. Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.
  5. Назовите отделы скелета.
  6. Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?
  7. До вершины осталось чуть - чуть. Какие системы органов внутреннего строения мы вспомнили?

(Учитель открывает на доске системы: ОДС, выделительную, нервную.)

Учитель: Итак, место для ловли мы нашли. Оглянитесь! Как оно прекрасно, и рыбы много. Готова ли прикормка? (Проверка индивидуальных заданий.)

Учитель: Теперь дело за малым – поймать рыбу.

Перед вами водоем. Чтобы вытащить рыбу нужно ответить на ряд вопросов. Кто первый осмелится закинуть удочку?

  1. Почему рыба скользкая и её трудно удержать в руках?
  2. Каково значение боковой линии?
  3. Согласно какой физической формуле рыбы легко погружаются в воду и всплывают на поверхность?
  4. Почему жабры рыб ярко-красного цвета, как эти знания могут пригодиться вам на практике?
  5. Из чего состоит жаберный аппарат?
  6. Жабры – элемент какой системы?

Мы повторили дыхательную систему. (Учитель открывает на доске дыхательную систему.)

Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах организма. Вы знаете пока ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.

Сегодня на уроке познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб.

Тема урока: «Размножение и развитие рыб».

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

Рассказ учителя

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.

Большинство рыб – раздельнополые животные, хотя есть среди них и гермафродиты (некоторые морские окуни и караси).

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов.

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 (Приложение 1) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.

Во время размножения внешний вид рыб меняется. (Рис. 164) Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: половой деморфизм.)

Период размножения рыб, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест. Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция.

Проанализируйте фрагмент фильма. (Видеосюжет «Размножение и развитие рыб».)

Объясните:

а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн.икринок, морской окунь до 1,5 млн.икринок, щука от 200 тыс. до 1млн.икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок. (Лучше показать иллюстрированную книжку-раскладушку.)

Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. (Видеосюжет «Размножение и развитие рыб».)

Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.

Икра → ? → ? → Взрослая Рыба.

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу? Используя влажные препараты для работы в группах, запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба.)

Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 1). (Ответ учащегося: в питании.)

Но не для всех рыб характерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:

Я вечный странник и злодей,
Не сплю даже минуту,
Зубами щелкаю в воде,
Ищу добычу тут я!
(Акула)

Акула – почетное место в галерее.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. В ходе нашей беседы заполните таблицу. (Приложение 2)

О поведении колюшки расскажет … (Сообщение учащегося.)

Попробуйте разгадать, какие еще рыбы заботятся о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет
Морскую воду.
Шьет неспеша – куда спешить?
Ведь море всё равно не сшить!
(Морская игла)

В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.

Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)

В нашей галерее они так же представлены, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Вынашивают икру в выводной сумке на брюхе.

Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.

Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)

Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.

Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на диаграмму. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.)

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря.

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.

(Учитель читает рассказ. Приложение 3)

Мы благополучно добрались до цели путешествия.

- Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция)

- Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

- Дайте определение понятию нерест.

- Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

- Назовите представителей проходящих рыб.

- При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили все системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.

Домашнее задание

1. § 33. Тест для самопроверки. (Приложение 4)
2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на практике».
3. Какие рыбы, обитающие в реках Орловской области мигрируют, выяснить как, когда и где нерестятся.

Оценки.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

25 09 2021 9:39:35

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

25 09 2021 6:32:54

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

25 09 2021 13:32:30

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

25 09 2021 17:54:23

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

25 09 2021 1:51:49

Виды и формы размножения организмов: половое и бесполое

Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и половое....

25 09 2021 17:37:58

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

25 09 2021 8:55:21

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на практике, рефлексии личностных изменений....

25 09 2021 3:38:28

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина " Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

25 09 2021 11:17:37

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

25 09 2021 5:35:52

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок Ц Н С, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

25 09 2021 19:11:27

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач ( Т Р И З). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интерактивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

25 09 2021 1:25:58

Функции желез внутренней секреции. Гормоны

Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

25 09 2021 11:26:11

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество « Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

25 09 2021 13:42:33

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

Внеклассное интегрированное мероприятие « Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употребления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

25 09 2021 4:33:28

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме « Жизнь морей и океанов». ...

25 09 2021 12:32:21

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу « Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

25 09 2021 22:53:56

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

25 09 2021 2:21:34

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

25 09 2021 17:31:24

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс « Компетентностная педагогика»....

25 09 2021 7:56:24

Практикум по генетике

Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их практической деятельности. Этот практикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в практикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить практические умения учащихся. ...

25 09 2021 17:46:58

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

25 09 2021 7:32:50

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстрактно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

25 09 2021 14:41:19

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

25 09 2021 19:35:44

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

Вводное занятие в курсе " Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы З О Ж и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

25 09 2021 9:56:54

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

25 09 2021 12:17:44

Элективный курс "Здоровым быть здорово"

Элективный курс – « Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике половой распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

25 09 2021 10:58:50

Урок по теме "Плоды". 6-й класс

На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

25 09 2021 8:24:28

Лекарственные растения. 5-й класс

Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

25 09 2021 6:47:47

Обобщающий урок по теме "Цветок"

Урок проводится в форме игры « Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

25 09 2021 11:30:19

Урок по теме "Минералы"

В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы " Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

25 09 2021 15:37:17

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

25 09 2021 8:16:42

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

25 09 2021 0:48:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

25 09 2021 2:51:19

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

25 09 2021 12:58:38

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

25 09 2021 17:47:54

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику « Биология» под редакцией И. Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

25 09 2021 0:57:23

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

25 09 2021 19:36:58

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок « Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

25 09 2021 10:20:16

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

25 09 2021 16:37:34

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

Обобщающий урок в 9-м классе по теме « Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

25 09 2021 23:46:31

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

25 09 2021 15:53:47

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

25 09 2021 3:53:46

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

25 09 2021 4:59:42

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием " Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

25 09 2021 18:15:56

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

25 09 2021 23:49:28

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

25 09 2021 9:54:22

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской С О Ш Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, практической природоохранной деятельности....

25 09 2021 5:53:30

Обобщающий урок по теме "Цитология"

Обобщающий урок по теме « Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к Е Г Э....

25 09 2021 1:31:58

Тема урока "Голосеменные"

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

25 09 2021 15:39:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)