Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"
Тема: «Размножение и развитие рыб».
Цель урока: показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.
Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб»
Ход урока
Учитель:
Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.
Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке вы открываете для себя мир животных заново.
Вы уже познакомились с насекомыми, моллюсками, рыбами. Мы продолжим изучение последних.
Сегодня наш урок не совсем обычный, мы идём на рыбалку. Клев зависит от прикормки и места ловли. Давайте разделимся, одни будут готовить прикормку, а другие место для ловли.
Прикормка - индивидуальное задание:
- Запишите логическую цепочку строения пищеварительной системы рыб и докажите, что между её строением и функциями существует взаимосвязь.
- В чём различие кровеносной системы члeнистоногих и позвоночных животных? Какая кровь – артериальная или венозная – поступает в сердце рыб?
(Двое учащихся выполняют индивидуальные задания у доски, учитель делит класс на три группы, кто быстрее доберётся до вершины горы.)
Первым двинется в путь тот, кто отгадает загадку:
Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)
Вопросы для класса:
- Почему рыба не может повернуть голову?
- Назовите 5 отделений головного мозга.
- Назовите органы выделительной системы рыб.
- Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.
- Назовите отделы скелета.
- Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?
- До вершины осталось чуть - чуть. Какие системы органов внутреннего строения мы вспомнили?
(Учитель открывает на доске системы: ОДС, выделительную, нервную.)
Учитель: Итак, место для ловли мы нашли. Оглянитесь! Как оно прекрасно, и рыбы много. Готова ли прикормка? (Проверка индивидуальных заданий.)
Учитель: Теперь дело за малым – поймать рыбу.
Перед вами водоем. Чтобы вытащить рыбу нужно ответить на ряд вопросов. Кто первый осмелится закинуть удочку?
- Почему рыба скользкая и её трудно удержать в руках?
- Каково значение боковой линии?
- Согласно какой физической формуле рыбы легко погружаются в воду и всплывают на поверхность?
- Почему жабры рыб ярко-красного цвета, как эти знания могут пригодиться вам на пpaктике?
- Из чего состоит жаберный аппарат?
- Жабры – элемент какой системы?
Мы повторили дыхательную систему. (Учитель открывает на доске дыхательную систему.)
Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах организма. Вы знаете пока ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.
Сегодня на уроке познакомимся с пoлoвoй системой, узнаем какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб.
Тема урока: «Размножение и развитие рыб».
Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы пoлoвoй системы рыб.
Рассказ учителя
В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.
Большинство рыб – раздельнополые животные, хотя есть среди них и гермафродиты (некоторые морские окyни и караси).
Пoлoвые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.
Органы размножения самок – яичники, в них созревают пoлoвые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.
Органы размножения самцов – семенники, в них созревают cпepматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют пoлoвую систему рыб.
Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, пoлoвые органы самок и самцов.
Время наступления пoлoвoй зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 (Приложение 1) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.
Во время размножения внешний вид рыб меняется. (Рис. 164) Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: пoлoвoй деморфизм.)
Период размножения рыб, т.е. выметывание пoлoвых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест. Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция.
Проанализируйте фрагмент фильма. (Видеосюжет «Размножение и развитие рыб».)
Объясните:
а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.
Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн.икринок, морской окунь до 1,5 млн.икринок, щука от 200 тыс. до 1млн.икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок. (Лучше показать иллюстрированную книжку-раскладушку.)
Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. (Видеосюжет «Размножение и развитие рыб».)
Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.
Икра → ? → ? → Взрослая Рыба.
Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу? Используя влажные препараты для работы в группах, запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба.)
Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)
Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 1). (Ответ учащегося: в питании.)
Но не для всех рыб хаpaктерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:
Я вечный странник и злодей,
Не сплю даже минуту,
Зубами щелкаю в воде,
Ищу добычу тут я!
(Акула)
Акула – почетное место в галерее.
Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.
Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».
Интересно, а правду ли сказала щука? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. В ходе нашей беседы заполните таблицу. (Приложение 2)
О поведении колюшки расскажет … (Сообщение учащегося.)
Попробуйте разгадать, какие еще рыбы заботятся о своем потомстве.
В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет
Морскую воду.
Шьет неспеша – куда спешить?
Ведь море всё равно не сшить!
(Морская игла)В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)
В нашей галерее они так же представлены, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Вынашивают икру в выводной сумке на брюхе.
Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.
Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)
Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.
Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на диаграмму. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.)
Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.
Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря.
Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.
(Учитель читает рассказ. Приложение 3)
Мы благополучно добрались до цели путешествия.
- Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция)
- Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? (Нерест)
- Дайте определение понятию нерест.
- Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)
- Назовите представителей проходящих рыб.
- При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)
Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили все системы органов рыбы, познакомились с новой системой – пoлoвoй, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.
Домашнее задание
1. § 33. Тест для самопроверки. (Приложение 4)
2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на пpaктике».
3. Какие рыбы, обитающие в реках Орловской области мигрируют, выяснить как, когда и где нерестятся.
Оценки.
Комментарии:
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
01 04 2025 12:25:59
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
31 03 2025 14:56:48
Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....
30 03 2025 10:14:51
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
29 03 2025 11:16:14
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
28 03 2025 12:43:24
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
27 03 2025 8:21:10
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
26 03 2025 11:24:27

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
25 03 2025 14:39:16
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
24 03 2025 7:25:53

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
23 03 2025 15:11:35
Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...
22 03 2025 19:50:11
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
21 03 2025 6:21:11
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
...
20 03 2025 23:34:43
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
19 03 2025 17:21:40
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
18 03 2025 7:50:58
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
17 03 2025 3:45:48
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
16 03 2025 5:19:17

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
15 03 2025 5:40:33
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
14 03 2025 16:43:49
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
13 03 2025 18:17:28
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия.
...
12 03 2025 7:19:21
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
11 03 2025 4:29:12
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
10 03 2025 19:36:30

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
09 03 2025 8:15:15
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
08 03 2025 3:30:15
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
07 03 2025 11:36:34
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
06 03 2025 2:30:16
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
05 03 2025 16:12:10
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
04 03 2025 15:34:37
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
03 03 2025 0:14:15
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
02 03 2025 7:52:58
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
01 03 2025 13:36:16
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
28 02 2025 3:22:16
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
27 02 2025 9:58:42
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
26 02 2025 21:27:38
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
25 02 2025 20:24:50
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
24 02 2025 1:31:53
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
23 02 2025 19:13:19
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
22 02 2025 0:21:37
В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися.
...
21 02 2025 19:20:13
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
20 02 2025 7:23:26
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
19 02 2025 21:10:20
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
18 02 2025 22:22:49

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
17 02 2025 6:44:51
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
16 02 2025 21:17:50
Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга.
...
15 02 2025 15:10:41
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
14 02 2025 20:51:27
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
13 02 2025 11:50:33

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....
12 02 2025 15:22:32
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
11 02 2025 18:36:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::