Открытый урок по биологии в 6-м классе
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии использую приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе.
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока знакомит учащихся с особенностями регуляции процессов жизнедеятельности организмов; позволяет создать представления об эндокринной системе, железах внутренней секреции и их роли в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных; раскрыть понятие “ростовые вещества”, показать их влияние на обмен веществ растений; развивает умения работать с рисунками, таблицами, схемами, сравнивая, анализируя их и делая выводы; учит применять теоретические знания на пpaктике; воспитывает чувство коллективизма, совершенствует навыки работы в группе, осуществляет само – и взаимоконтроль.
Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников.
Тема урока: Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества.
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями регуляции процессов жизнедеятельности организмов.
Задачи урока:
1. Создать представление об
эндокринной системе, железах внутренней
секреции и их роли в регуляции жизнедеятельности
позвоночных животных; раскрыть понятие
“ростовые вещества”, показать их влияние на
обмен веществ растений;
2. Развивать умения работать с рисунками,
таблицами, схемами, сравнивая, анализируя их и
делая выводы;
3. Научить применять теоретические знания на
пpaктике; воспитывать чувство коллективизма,
совершенствовать навыки работы в группе,
осуществлять само – и взаимоконтроль.
Оборудование: таблицы “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, “Железы внутренней секреции”, диафильм “Железы внутренней секреции”.
Понятия: эндокринная система, гумopaльная регуляция, гормоны, железы, секрет, ростовые вещества – фитогормоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Какие системы обеспечивают регуляцию деятельности организма животных?
- В чем заключается роль нервной системы?
- Каково строение нервной системы?
- Что такое рефлекс? Какие бывают рефлексы?
Работа по карточкам:
- Строение головного мозга.
- Типы нервных систем.
- Тест.
3. Подготовка к восприятию нового.
Слова учителя: Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки и злой оскал собаки, рычание, готовность отразить возможную атаку.
А вспомните наши переживания, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой любимой вами спортивной комaнды. Сколько возбуждения, эмоций, переживаний! И они разные у разных групп людей – то крик одобрения или досады, то возмущения и восторга.
Можно много назвать действий и животных и человека, проявление которых в полной мере невозможно без участия особых веществ, гормонов, что в переводе с латинского слово “гармао” означает “возбуждаю”; их выделяют железы внутренней секреции.
Человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить маленькие паращитовидные железки или надпочечники. Всего желез внутренней секреции около десятка. Они вместе взятые весят около 100 г. Это самые маленькие органы. Их часто называют маленькими железками большого значения. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а во многих случаях и к cмepти.
Гормоны изменяют рост и развитие организма, влияют на воспалительные процессы, регулируют обмен веществ. Гормоны поддерживают нормальное состояние всех жизненных процессов.
4. Тема урока.
5. Задачи урока.
6. Изучение нового материала.
ВНИМАНИЕ ПРОБЛЕМА: Можно ли принимать гормональные препараты без назначения врача?
– Работа в парах по алгоритму.
? Какие вопросы вызвали у вас затруднения (железы внешней и смешанной секреции; обрезка и пикировка).
Слово учителя: Многие физиологические функции нашего организма регулируются с помощью химических веществ, выpaбатывающихся некоторыми органами тела.
ЖЕЛЕЗЫ, органы животных и человека, выpaбатывающие и выделяющие специфические вещества (гормоны, слизь, слюна, мускус и др.), которые участвуют в различных физиологических функциях и биохимических процессах организма. Железы внутренней секреции (эндокринные) выделяют продукты своей жизнедеятельности — гормоны — непосредственно в кровь или лимфу (гипофиз, надпочечники и др.). Железы внешней секреции (экзокринные) — на поверхность тела, слизистых оболочек или во внешнюю среду (потовые, слюнные, молочные железы, восковые железы насекомых и др.). Поджелудочная и пoлoвые железы выполняют одновременно как внешнесекреторную, так и внутрисекреторную функции. Деятельность желез регулируется нервной системой, а также гумopaльными факторами.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и схему:
При изучении темы “Органы цветковых растений” мы знакомились с ростом корня и стeбля. Давайте вспомним, что такое пикировка. Пикировка – это пересадка растений с прищипкой главного корня. При пикировке рассады образуются боковые корни, а рост главного корня прекращается. Разрастание боковых корней имеет важное биологическое и агротехническое значение, потому что боковые корни распространяются в верхнем пахотном слое почвы, где находится наибольшее количество минеральных солей. Рост стeбля в длину связан с верхушечной почкой, т. к. она имеет конус нарастания и состоит из клеток образовательной ткани. Обрезка побегов широко применяется при формировании кроны в садоводстве и растениеводстве с целью получения высоких урожаев у плодово – ягодных культур, для ускорения и замедления цветения у декоративных растений. Искусство обрезки и создания разнообразия крон воспето таджикским поэтом Мирзо Турсун – заде: “…из ветвей, как живые, изваяны львы и слоны, птицы сказов старинных из листьев изображены…”
Итак, проблемы, возникшие при работе в парах мы выяснили, а сейчас попробуем ответить на вопросы, которые вы решали во время работы со своими алгоритмами.
– Обсуждение вопросов после работы в парах:
- В чем заключается роль эндокринной системы?
- Что такое гормоны?
- Какие железы, выделяющие гормоны, вы знаете у животных?
- Что такое ростовые вещества и как они влияют на растения?
– Сообщения учащихся.
Слово учителя: Ребята выполняли опережающее задание, они подготовили сообщение о влиянии желез внутренней секреции на здоровье человека. Во время их рассказа вы должны заполнить таблицу “Эндокринная система”.
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
Железы |
Выделяемые гормоны |
Влияние на организм |
– Решение проблемы.
7. Обобщение и подведение итогов урока.
– Вопросы для беседы с целью закрепления нового материала:
- Какую роль выполняет эндокринная система в жизни организмов?
- Что такое железы внешней, внутренней и смешанной секреции?
- Какие железы внешней, внутренней и смешанной секреции вы знаете?
- Чем отличается гумopaльная регуляция от нервной?
- Какая регуляция более древняя?
- Как регулируется жизнедеятельность растений, ведь у них нет нервной системы?
- В чем сходство и различия регуляции процессов жизнедеятельности животных и растений?
– Выставление оценок.
– Домашнее задание.
Приложение
Комментарии:
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
01 04 2025 15:11:43
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением.
...
31 03 2025 19:17:23
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
30 03 2025 1:31:41
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
29 03 2025 12:35:29
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
28 03 2025 9:43:54
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
27 03 2025 10:24:23
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
26 03 2025 7:39:20
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
25 03 2025 9:54:20
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
24 03 2025 21:20:19
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
23 03 2025 16:18:23
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
22 03 2025 9:26:22
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
21 03 2025 4:10:13
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
20 03 2025 16:40:58
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
19 03 2025 13:30:21
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
18 03 2025 23:38:33
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
17 03 2025 1:51:43
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
16 03 2025 22:42:35
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
15 03 2025 19:36:24
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
14 03 2025 9:22:12
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
13 03 2025 12:13:26
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
12 03 2025 4:33:54
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
11 03 2025 11:54:10
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
10 03 2025 15:46:19

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....
09 03 2025 1:40:16
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
08 03 2025 3:50:24
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
07 03 2025 9:52:44
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
06 03 2025 5:59:35
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
05 03 2025 21:10:46

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
04 03 2025 17:26:29

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
03 03 2025 14:17:22
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
02 03 2025 1:30:54
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
01 03 2025 3:58:58
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
28 02 2025 10:42:22
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
27 02 2025 6:26:25
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
26 02 2025 7:22:16
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
25 02 2025 5:37:26
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
24 02 2025 5:35:32
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
23 02 2025 13:34:15
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
22 02 2025 22:20:34
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
21 02 2025 4:54:10
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
20 02 2025 18:59:41
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
19 02 2025 4:22:33
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
18 02 2025 17:14:29
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
17 02 2025 11:40:26
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
16 02 2025 12:46:19
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
15 02 2025 0:49:43
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
14 02 2025 11:10:20
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
13 02 2025 0:44:39
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
12 02 2025 9:38:26
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
11 02 2025 10:37:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::